Реферат по предмету "Москвоведение"


О храме Архангела Михаила в Тропарево

О храмеАрхангела Михаила в
Тропарево

Татьяна Чегодаева

“Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы
недостойнии...” Каждый день за литургией звучит этот тропарь, но очень скоро он
прозвучит по-особенному – 21 ноября, в день празднования Небесных Сил
бесплотных. В десятый раз со дня возрождения храма мы будем отмечать свой
престольный праздник.

Но обратимся, хотя бы немного, к тем давним временам,
которые поведают нам интереснейшие предания и события, связанные с многовековой
историей храма Михаила Архангела в Тропарево.

Село Тропарево, находившееся в двенадцати верстах от
Москвы, связано с именем боярина Ивана Тропаря, о кончине и погребении которого
в 1382 году сказано в Троицкой летописи: “Того же лета сентября в 21-й день
преставился Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в Бельцех и положен в своем
монастыри на селе своем...” Эта запись подтверждает, что храм Михаила Архангела
в те годы уже существовал.



Сохранилось и такое предание, которое уточняет дату
построения храма. Боярину Ивану Тропарю посчастливилось быть проводником
митрополита Алексия по дороге в Орду, в ханскую ставку Джанибека, где
митрополит Алексий чудным образом исцелил любимую жену хана, красавицу Тайдулу.
После исцеления жены, которое, судя по всему, пришлось на 6 сентября по ст.
ст., когда Православная Церковь празднует Чудо Архангела Михаила в Хонех, хан
Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле,
и на этом месте в память чудесного исцеления в 1365 году митрополит основал
Чудов монастырь (Архангело-Михайловский) с церковью Чуда Архистратига Михаила.
Другой храм в честь Чуда Архистратига Михаила был воздвигнут в подмосковном
Тропарево – вотчине Ивана Михайловича Тропаря.

Церковь была деревянной, возводилась клетями
(срубами). О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по
картине художника Б. Черушева.

Несколько позднее судьба вотчины Тропарево тесным
образом была связана с Новодевичьим монастырем, что следует из архивных
монастырских записей последней четверти XVI века.

В первые годы XVII столетия – в Смутные времена –
деревянная церковь Чуда Архангела Михаила была сожжена, но вскоре храм
возродился вновь. Переписная книга 1646 года уже отличает: “А в селе церковь
Архангела Михаила древяная, у церкви во дворе поп Андрей Захаров”.

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693
году в Тропарево вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и
поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и
одноэтажной трапезной. В его архитектуре удачно объединились формы, типичные
для обычных приходских церквей XVII века, с элементами так называемого
нарышкинского барокко – живописным декоративным убранством и строгой
многоярусной структурой.

В 1764 году владения Новодевичьего монастыря были
отобраны в пользу государства, и крестьяне Тропарева стали “экономическими”.

В годы советской власти церковь Михаила Архангела
постигла горькая участь большинства российских монастырей и храмов. В 1936 году
внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более
полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней
размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии “Мосфильм”, то
производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не
заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения
Руси, московскими властями было принято постановление о передаче храма Михаила
Архангела Русской Православной Церкви.

Среди вновь открывающихся в Москве церквей храм вторым
по счету (после Свято-Данилова монастыря) был возвращен верующим. Московская
Патриархия приняла решение придать ему особый статус Патриаршего подворья.

Освящение храма приурочили к 23 февраля 1989 года. В
этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма
отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей
его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за
два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет
добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма
горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный
иконостас и состоялось освящение. Еще сырой и холодный храм освятил митрополит
Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии,
с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно
считать днем возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим.
Начались службы, началось восстановление. Чудом сохранился один, сброшенный
когда-то с колокольни колокол. Его вернул храму Театр на Юго-Западе. Храм стал
преображаться на глазах, большая часть его внутреннего и внешнего убранства
постепенно была восстановлена.

Прошло 10 лет со дня возрождения храма Архангела
Михаила. За эти годы сделано многое – построена ограда, дом причта с
крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа. В честь 50-летия победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших
воинов-тропаревцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен
памятный крест. Заново расписана трапезная храма, построены отдельные
домики-киоски для продажи церковной утвари; ведутся большие работы по
благоустройству и озеленению территории храма. Как и прежде, храм поражает
своей красотой москвичей и гостей столицы и готовится к своему престольному
празднику.

21 ноября после Божественной литургии и крестного хода
в актовом зале воскресной школы праздник продолжится выступлением учащихся,
которые помогут нам соприкоснуться с иным миром – миром светлым, чистым,
неземным.

Воскресная школа! Школа становления и воспитания
детской души, такая необходимая в наше время.

В седьмой раз радушно распахнула она свои двери и для
детей нового набора, и для продолжающих свое обучение. Свою деятельность школа
начала по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия с февраля 1994
года. Первый набор учащихся включал одну взрослую группу (40 человек) и одну
детскую (20 человек).

Первым директором, преподавателем и методистом был
протоиерей Василий Строганов, чуть позднее стали преподавать диакон Андрей
Галухин и Л.В. Иванова.

Сначала воскресная школа размещалась в помещении дома
причта, а с 1996/97 учебного года переехала в новое двухэтажное здание,
расположенное на территории храма.

Много памятных событий пережила воскресная школа за
прошедшее время, но, пожалуй, некоторые из них останутся неповторимыми:

– окончание первого года обучения (апрель 1994 года),
появление первых учителей и наставников;

– первый выпуск взрослой группы (апрель 1996 года),
преподаватель диакон Андрей Галухин; выпускники этой группы Маргарита Казакова,
Светлана Кулеш, Любовь Фаткина, Марина Матросова станут преподавателями
воскресной школы;

– первая рождественская елка с рождественским
спектаклем и рождественскими подарками;

– работы по благоустройству территории.



В новом учебном 1999/2000
году в воскресной школе проходят обучение 220 человек (9 детских групп, в том
числе 2 подготовительные группы и одна взрослая). Обязательными предметами
являются: Закон Божий, катехизис, литургика и церковно-славянский язык.
Факультативное обучение ведется по предметам: церковное пение, рисование,
рукоделие.

Для детей подготовительных групп предметы: церковное
пение и рисование – обязательные. Школьная библиотека действует с сентября 1994
года и располагает большим читательским фондом.

Педагогический коллектив насчитывает 11 преподавателей,
из них 5 являются священнослужителями.

Занятия для учащихся подготовительных групп проводятся
в присутствии их родителей; процесс обучения протекает более активно, родители
помогают своим детям закреплять пройденный материал, учат с ними молитвы,
песнопения, стихи. Урок начинается с посещения храма, где в течение небольшого
времени (10–15 минут) детям прививаются азы Православия: они осваивают правила
поведения православного христианина в храме, учатся молиться за родителей,
родных, друзей, за себя, за усопших родственников. Дети знакомятся с
устройством храма, его историей; здесь они впервые получают представление об
иконописи. В храме в перерыве между службами народу мало; дети останавливаются
около распятия и поют молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею
помилуй нас, грешных”. Затем прикладываются к распятию и переходят к иконе
Святой Троицы. Здесь можно спеть “Трисвятое”, заодно проверить знания детей о
Святой Троице. Недалеко, вдоль стены, ряд больших икон с образом Пресвятой
Богородицы. Пройти мимо них никак нельзя. Останавливаемся и тихо поем:
“Богородице Дево, радуйся...”

Очень любят дети Преподобного Сергия, встанут тесным
полукругом возле небольшой иконы святого и споют свою любимую песню про
Преподобного Сергия: “Тихий свет на Маковце-горе...”; вся жизнь Преподобного
пройдет перед ними в словах песни, а последний куплет посвящен молитве
Преподобного за нас, грешных:

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой над всей землей плывет,

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает:

“Отче наш, молению внемли,

Дух Святой, очисти и спаси,

Сыне Божий, в этот грозный час

Не остави каждого из нас”.

А теперь можно помолиться Архистратигу Михаилу,
чиноначальнику вышних сил, попросить его заступничества и покровительства. Тихо
подходим поближе к иконостасу. Справа от царских врат, рядом с большой иконой
Спасителя, – икона Архангела Михаила. Одежда у него ярко-красная, в руке –
большой меч. Особенный восторг переживают мальчики, рассматривая образ Михаила
Архистратига. Поем тропарь, желающие читают стихи.

С благоговением покидаем храм и уже в воскресной школе
продолжаем занятие.

Каждое посещение храма особенное, связано с церковными
праздниками, с изучаемым материалом по Закону Божию, с проверкой знаний
учащихся.

Форма начала занятий с детьми подготовительной группы
в храме утвердилась, прошла двухгодовую проверку и себя во многом оправдала.

Преподаватели основных предметов и факультетов
работают в тесном контакте. Рабочие планы учитывают общие задачи, дополняют
друг друга; особенно это прослеживается при подготовке больших праздников. По
заранее разработанному сценарию предстоящего праздника определяется
направленность занятий на подготовительный период: так, преподаватели кружка
рисования вместе с родителями и учащимися занимаются подготовкой декораций к
празднику, оформлением актового зала, подготовкой выставки “Детский рисунок”.
Преподаватели кружка рукоделия моделируют костюмы для выступающих учащихся,
помогают родителям сшить костюмы; дети, занимающиеся в кружке, готовят
праздничные сувениры; готовится очередная выставка работ по рукоделию. Кружок
церковного пения помимо выполнения своей основной программы подключается к
подготовке праздника согласно разработанному сценарию. В такой взаимосвязи идет
усиленная подготовка к предстоящим торжествам.

В прошлом учебном году были подготовлены два больших
праздника: рождественский и пасхальный. В спектаклях принимали участие три
хоровых коллектива: хор подготовительной группы, старший хор и хор взрослой
группы. В пасхальном празднике участвовало около 120 человек. Выступают дети
дважды: в первый день праздника – для учащихся воскресной школы, родителей и
прихожан; во второй – для приглашенных гостей из других храмов и
общеобразовательных школ. Дети воскресной школы очень любят готовиться к
праздникам, ждут их с нетерпением. Дни праздников приносят им столько радостей!
Это и чудесные спектакли, в которых они сами же участвуют, и подарки, угощение,
игры, забавы.

Новый 1999/2000 учебный год будет необычным для наших
учащихся: по благословению настоятеля храма, благочинного протоиерея отца
Георгия с нового учебного года специально для детей воскресной школы будут
служить литургию в крестильном храме. Петь литургию, читать часы, прислуживать
в алтаре будут сами учащиеся. А для детей подготовительной группы и для
малышей-прихожан началось строительство детской площадки.

Большую работу методического плана предстоит совершить
и преподавателям школы: подготовить материалы для создания альбома по истории
храма и воскресной школы; изготовить новые учебные стенды, наглядные пособия,
стенд “Жизнь воскресной школы”, подготовиться к встрече храмового праздника и,
конечно, к празднованию 2000-летия со дня Рождества Господа нашего Иисуса
Христа.

Приложим же все усилия к тому, чтобы с Божией помощью,
при покровительстве и заступничестве Пресвятой Владычицы Богородицы, Небесных
Сил бесплотных и всех святых воспитать наших детей достойными чадами земного и
Небесного Отечества. И если по Божиему Промыслу воскресли монастыри и храмы на
нашей многострадальной земле, то воскреси, Господи, и наши многострадальные
души!
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.testan.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правила дефферинцирования
Реферат Мистер Смех
Реферат Культурная морфология О. Шпенглера о “Ликах России”
Реферат Техническое переоснащение продовольственного универсального магазина ООО СП Золотое кольцо 2
Реферат Объективные методы исследования живота
Реферат Правовые основы института компенсации морального вреда как способа защиты в гражданском праве
Реферат Михаил Лермонтов стихотворение Дума
Реферат Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения
Реферат Мифологические образы в Слове о полку Игореве 2
Реферат Мильон терзаний конспект.
Реферат Мотивы молчания, безмолвия, ночи и везд в лирике Ф.И. Тютчева
Реферат Управление государственными финансами Республики Казахстан
Реферат Уголовная ответственность за экологические преступления
Реферат Авсенев Петр Семенович
Реферат Мир поэзии Анны Ахматовой