Реферат по предмету "Математика"


Применение теоремы Эйлера к некоторым задачам

Применение
теоремы Эйлера к некоторым задачам

Б. В. Бекламов

В этой статье
мы предлагаем читателям несколько задач, в решении которых центральную роль
играет теорема Эйлера. Уделяя основное внимание задачам, мы не доказываем здесь
эту теорему, а приводим лишь её формулировку. Доказательство теоремы Эйлера,
как и более общие формулировки этой теоремы, можно найти в книгах «Что такое
математика?» Куранта и Роббинса и «Наглядная геометрия» Гильберта и
Кон-Фоссена.

Прежде чем
формулировать теорему Эйлера, договоримся, что линию с концами в двух данных
точках мы будем называть дугой, соединяющей эти точки, в том случае, если эту
линию можно пройти, не побывав ни в одной из её точек дважды.

Теорема Эйлера. Пусть на плоскости задано m точек и n попарно непересекающихся
дуг, каждая из которых соединяет какие-либо две данные точки и не проходит
через остальные m–2
точки, и пусть эти дуги делят плоскость на l областей. Если из каждой данной
точки в любую из остальных можно попасть, двигаясь по этим дугам, то

m – n + l = 2.

В случае,
изображенном на рисунке1, все условия теоремы Эйлера выполнены, m=12, n=18, l=8 и m–n+l=2. На рисунках2 и 3 изображены
случаи, когда условия этой теоремы не выполняются. Так, на рисунке2 из точки A1
нельзя попасть в точку A5 и m–n+l=3≠2, а на рисунке3 линия, соединяющая точки A1
и A2, является самопересекающейся и опять m–n+l=3≠2.







Рис. 1.








Рис. 2.








Рис. 3.






В некоторых
задачах совокупность, состоящую из нескольких точек и соединяющих их попарно
непересекающихся дуг, мы называем картой; при этом точки из этой совокупности
мы называем вершинами, а области, на которые дуги делят плоскость, — странами.

Теперь мы можем
перейти к решению задач.

Задача1. Можно
ли десять городов соединить между собой непересекающимися дорогами так, чтобы
из каждого города выходило пять дорог, ведущих в пять других городов?

Решение.
Предположим, что города можно соединить между собой дорогами так, как указано в
задаче. В таком случае, если какие-то два города окажутся не соединенными
дорогой непосредственно, то найдётся третий город, который уже будет
непосредственно соединён с каждым из них. Изобразив на плоскости города
точками, а дороги — дугами, получим, что любые две точки соединены цепочкой
дуг. Так как в каждой точке сходятся пять дуг, то общее число дуг равно
½·5·10 = 25. Согласно теореме Эйлера эти дуги делят плоскость на 2 + 25
– 10 = 17 областей. Каждая из этих семнадцати областей ограничена по крайней
мере тремя дугами, так как в противном случае нашлись бы два города,
непосредственно соединённые по крайней мере двумя дорогами, а это противоречит
условию задачи. Следовательно, число дуг не меньше ½·3·17 = 25,5. Таким
образом, исходное предположение приводит нас к противоречию, и города нельзя
соединить между собой так, как это требуется в задаче.

Задача2. Три
поссорившихся соседа имеют три общих колодца. Можно ли провести
непересекающиеся дорожки от каждого дома к каждому колодцу?

Решение.
Предположим, что это сделать можно.

Изобразим дома
синими, а колодцы — чёрными точками и каждую синюю точку соединим дугой с
каждой чёрной точкой так, чтобы девять полученных дуг попарно не пересекались. Тогда всякие
две точки, изображающие дома или колодцы, будут соединены цепочкой дуг, и в
силу теоремы Эйлера эти девять дуг разделят плоскость на 9–6+2=5 областей. Каждая из пяти
областей ограничена по крайней мере четырьмя дугами, так как по условию задачи
ни одна из дорожек не должна непосредственно соединять два дома или два
колодца. Поэтому число дуг должно быть не меньше ½·5·4 = 10, и,
следовательно, наше предположение неверно.

Задача3.
Докажите, что на всякой карте найдётся страна, граничащая не более чем с пятью
странами.

Решение. Если
число стран на карте не превосходит шести, то утверждение задачи очевидно. Мы
докажем, что на карте, имеющей более шести стран, найдутся даже четыре страны,
каждая из которых граничит не более чем с пятью странами. Окрасим вершины и
дуги исходной карты в чёрный цвет, а красной краской отметим в каждой стране по
одной точке. Всякие две отмеченные точки, лежащие в соседних странах (то есть
странах, имеющих общую граничную дугу), соединим внутри этих стран красной
дугой так, чтобы красные дуги попарно не пересекались. Тогда всякие две красные
точки будут соединены цепочкой дуг, и так как никакие две построенные дуги не
будут соединять одни и те же точки, то каждая страна на карте, состоящей из
точек и дуг красного цвета, будет ограничена не менее чем тремя дугами. Если
какая-то страна на этой карте ограничена более чем тремя дугами, то на её
границе можно выбрать две вершины, не соединённые дугой, и соединить их красной
дугой внутри этой страны. Повторяя несколько раз эту операцию, мы получим
красную карту, на которой каждая страна ограничена ровно тремя дугами. Так как,
кроме того, на этой карте никакие две дуги не соединяют одни и те же вершины и
так как число вершин больше трёх, то из каждой вершины выходят не менее чем три
дуги. Обозначим через n число дуг, через l — число стран, через m — число всех
вершин красной карты и через a — число вершин, из которых выходят менее чем
шесть дуг. Тогда получим




3l =
2n,





(1)







3a + 6(m – a) ≤ 2n.





(2)






Из формулы (1)
и теоремы Эйлера, применённой к системе точек и дуг красного цвета, следует,
что




2n = 6m – 12,







3a + 6(m – a) ≤ 6m – 12.






которое
показывает, что a≥4.
Остаётся заметить, что если некоторая страна на чёрной карте имеет больше пяти
соседей, то из отмеченной в этой стране красной точки выходит больше пяти дуг,
и потому, в силу неравенства a≥4,
на чёрной карте найдутся четыре страны, каждая из которых имеет не больше пяти
соседей.

Задача4. Можно
ли семиугольник разрезать на выпуклые шестиугольники?

Решение.
Предположим, что какой-то семиугольник удалось разрезать на выпуклые
шестиугольники. Обозначим число тех вершин шестиугольников, которые лежат
внутри исходного семиугольника, через m, а число оставшихся вершин (то есть
лежащих на границе семиугольника) — через m'. В качестве дуг, соединяющих
вершины, выберем прямолинейные отрезки сторон многоугольников, удовлетворяющие
следующему условию: отрезок должен соединять две вершины и не проходить через
остальные вершины. Обозначим через n число таких дуг и через l — число
областей, на которые эти дуги делят плоскость (число l на единицу больше числа
шестиугольников). Ясно, что любые две вершины окажутся соединёнными цепочкой
дуг. В силу теоремы Эйлера




m + m' – n + l = 2.





(3)






Так как внешняя
область ограничена m' дугами, а каждая из остальных — не менее чем шестью
дугами, то




2n ≥ 6(l – 1) + m'.





(4)






Из некоторых
вершин на границе семиугольника выходят только две дуги. Обозначим число таких
вершин через a. Из всякой другой вершины выходят по крайней мере три дуги, так
что

3m + 3(m' – a) + 2a ≤ 2n.

Отсюда в силу
равенства(3)

n ≤ 3l + a – 6.

Сравнивая это
неравенство и неравенство(4), мы получаем




2a – m'
≥ 6.





(5)






Так как на
границе семиугольника найдутся по крайней мере две вершины, из которых выходят
дуги, ведущие внутрь семиугольника, то m' – a ≥ 2. Из этого неравенства и
неравенства (5) следует, что a ≥ 8.

С другой
стороны, так как семиугольник разрезан на выпуклые многоугольники, то всякая
вершина, из которой выходят две дуги, является вершиной семиугольника, и потому
a ≤ 7. Таким образом, семиугольник нельзя разрезать на выпуклые
шестиугольники.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ega-math.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.