Реферат по предмету "Культура и искусство"


Значение в русской журналистике политики Александра II

Значение в
русской журналистике политики Александра II

18 февраля 1855
года - в Зимнем Дворце смятение. На глазах угасает Николай Первый. Он умирает.
На престол входит Александр II.

19 февраля 1861
года - Александр Второй подписывает царский манифест об отмене в России
крепостного права.

Цензурная
реформа 1865 года официально называлась "Временное правило о даровании
некоторых облегчений и удобств отечественной печати". В ней было два
пункта: "от предварительной цензуры освобождались : правительственны
издания, научные издания, планы, карты, чертежи, оригинальные сочинения объемом
не менее десяти печатных листов, переводные сочинения объемом не менее двадцати
печатных листов и периодические издания, выходящие в столицах при условии
получения разрешения министра внутренних дел и внесения залога от двух с
половиной до пяти тысяч рублей". Второй пункт цензурного устава гласил:
"преступления печати рассматриваются как в административном порядке, так и
в суде". Печатный лист - это условная единица тех времен, равная от 20-ти
до 25-ти машинописным страницам. Простонародье не могло себе позволить покупать
такие дорогие толстые книги, поэтому в законе и стояло такое хитрое правило.
Кстати, впервые продажа и печать частных объявлений началась только с 1861-го
года. Вся частная провинциальная, сатирическая печать, печать с иллюстрациями
не попали под закон и попадали под предварительную цензуру. Основная тематика
журналов 1860-х годов - это обсуждение отмены крепостного права Александром
Вторым.
Демократическое
направление в журналистике 1860-х годов

Самым ярким
представителем являлся уже ранее упомянутый журнал "Современник",
издававшийся в эти годы Николаем Ивановичем Некрасовым и Иваном Ивановичем
Панаевым (см. статьи "А.С.Пушкин -
журналист"
и "Русская
журналистика 1840-х годов"
). Пик популярности журнала пришелся
на 1858-62 годы. Самыми заметными в "Современнике" были три Николая:
Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Журнал боролся за скорейшую отмену
крепостного права и против самодержавия. Но в 1862-м году двадцатипятилетний
Добролюбов, любимец читателей, умирает от чахотки, а в 1863-м Чернышевского
арестовывают, и журнал угасает с одним Некрасовым во главе. Про него пускают
жуткую клевету. И тут случился парадоксальный случай: находившись заточенным в
Петропавловской крепости, Чернышевский пишет жестко демократический роман
"Что делать?" и его публикуют в "Современнике" из-за
недосмотра цензуры! В романе сплошь и рядом призывы к свержению царя, советы
революционерам и т.п. И все это было загримировано под видом художественного
произведения. Так произошел последний всплеск "Современника", после
которого тираж журнала катастрофически падает - с десяти тысяч экземпляров до
двух. А в 1866-м году "за вредное направление" журнал
"Современник" был закрыт. Наверное, он просто попал под горячую руку,
потому что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего Сада Дмитрий Каракозов неудачно
выстрелил в Александра II, и вся страна была взбудоражена.

Так или иначе,
ярчайший пример русской демократической журналистики был закрыт, но помимо него
существовало еще несколько изданий того же направления. Одно из них, - это
петербургский журнал "Русское слово". Его издавал Григорий Евлампович
Благосветнов, однако ведущая роль принадлежала критику Дмитрию Писареву.
"Русское слово" боролось против либерализма. Также к демократическим
изданиям можно отнести три сатирических журнала: "Искра" (издатели -
поэт Николай Курочкин и карикатурист Николай Степанов), "Гудок"
(редактор Дмитрий Минаев, поэт, мастер экспромта) и "Будильник"
(издатель Николай Степанов). Это были журналы смелых карикатур, ироничных
подписей к ним и острых сатирических заметок. Они были созданы за несколько лет
до реформы цензуры в России и высмеивали существующий строй. К примеру, возьмем
пару карикатур. Первая из них изображала двух людей, идущих с вокзала и несущих
деревянный ящик. "Куда бы поставить этот тюк без адреса?" -
спрашивает один, на что второй ему отвечает "Да положим где-нибудь в углу
сарая". Без одной единственной детали картинка кажется глупой и
неинтересной, - без головы в короне, торчащей из ящика. Или возьмем другую ,
более известную иллюстрацию, состоящую из двух маленьких, в "Искре":
на первой из них изображена дверь с надписью "Цензура". В нее входит
одетая в элегантное бальное платье с надписью "Статья" прекрасная
женщина. Зато на соседней картинке из этой двери выходит полуголая в лохмотьях
и почерневших в клочьях волосах та же самая женщина. Для того времени это были
более чем смелые рисунки, из-за чего журналы постоянно конфликтовали с
цензурой. Ну и последний пример демократической журналистики - это типография
Александра Ивановича Герцена в Лондоне. Когда он ездил по европейским странам,
ему в голову пришла отличная идея - создать в Лондоне типографию, где
печаталось бы то, что в России печатать запрещено. Так появился первый прототип
"самиздата" советских времен. В британской столице вышло девять
выпусков альманаха "Полярная звезда" в память о декабристах с
барельефом пяти казненных на обложке (см. статью "Журналистика декабристов"
),
популярнейшая в России в результате частых перевозок газета "Колокол"
(печаталась с 1857 по 1867 гг. на русском, а в 1867-68 гг. выходила на
французском с русскоязычными прибавлениями), а также нерегулярный периодический
сборник "Голоса из России". Здесь впервые было опубликовано
знаменитое стихотворение Лермонтова "Смерть поэта". Из-за всего того,
что он напечатал за границей, популярность Герцена в России была
фантастической.

Демократы
требовали отмены крепостного права и выдачи крестьянам бесплатных земель.
Либеральное
направление в журналистике 1860-х годов

Вышеупомянутый
журнал "Отечественные записки" (см. статью "Русская журналистика 1840-х
годов"
) издавался в те годы Андреем Александровичем Краевским.
Либералов представляла и старая "Библиотека для чтения" (см. статью "Торговая журналистика 1820-30-х
годов"
). Либеральная журналистика 1860-х годов делится на три
направления:

1).
Либерально-западническое направление ("Отечественные записки",
"Библиотека для чтения", большинство русских газет, в том числе
"Голос" Краевского, доходивший тиражом до 25-ти тысяч экземпляров,
"Русские ведомости"...).

2).
Либерально-славянофильское направление. В нем в основном преобладала Москва.
Это направление было элитарным, рассчитанным не на широкие массы, а на
высокообразованного человека, а потому убыточным. Издателем крупнейшего журнала
славянофилов "Русская беседа", который просуществовал четыре года,
был Александр Кошелев. У славянофилов было много газет: "Молва",
"Парус", "День", "Москва", "Москвич",
"Русь"... В основном их издавал крупный славянофил Иван Сергеевич
Аксаков. Сначала его брат Константин был главой газеты "Молва", но после
скандально известной статьи в 36-ом номере за 1857 год редактором был назначен
именно Иван. Но он из-за частых запретов был вынужден закрыть
"Молву". Все его издания закрыли очень быстро, из-за чего Иван
Аксаков сильно конфликтовал с цензурой. Он считается одним из последних
славянофилов. Его глубокая фраза "Я как одинокий конь в стойле, мне и
поржать-то не с кем" смешна только на первый взгляд.

3).
Либерально-почвенническое направление. У него было только два журнала, и оба
под руководством братьев Михаила Михайловича и Федора Михайловича Достоевских:
"Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Почвенники,
интеллигенция, хотели вернуться и приблизиться к основной массе населения и
пойти по примеру европейцев своим, русским, путем, на основе русской культуры и
обычаев.

Либералы
выступали за отмену крепостного права, но хотели, чтобы крестьяне получили
земли своим трудом - своеобразным выкупом. Либеральная журналистика была самой
массовой по тиражам.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://journalistic.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств
Реферат Diseases Essay Research Paper DiseasesE coli are
Реферат История автоконцерна Honda
Реферат Роль Бориса Николаевича Ельцинa в демократических преобразованиях в России
Реферат Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Реферат 27 строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом
Реферат Отчет о посещении Государственной Третьяковской Галереи
Реферат Социальные факторы и развитие современного русского языка
Реферат Расследование преступлений против личности
Реферат Визвольна війна українського народу під керівництвом Хмельницького. Розвиток України в кінці XX ст.
Реферат Особенности принятия, изменения и пересмотра конституций в зарубежных странах
Реферат Mandotory School Uniforms Essay Research Paper Mandatory
Реферат I. Финансы как экономическая категория
Реферат Припинення діяльності підприємства
Реферат The possibility of the use of the data Markov’s accidental processes theory for modeling the process of the back surface’s wearing qualities of the cutting tool