Реферат по предмету "Культура и искусство"


Профессия – журналист

Профессия –
журналист
Объективность

В 18 и первой
половине 19 в. газеты обычно отражали точку зрения одного человека – их
издателя. Хорас Грили, один из самых талантливых и умных журналистов Америки,
начал издавать свою «грошовую» «Нью-Йорк трибюн» в 1841, беззастенчиво
используя ее для выражения своих аболиционистских, вигских, а затем и
республиканских воззрений. «Геральд» Беннета отражал симпатии издателя к
Демократической партии. Генри Реймонд, который в 1851 основал «Нью-Йорк дейли
таймс» («New York Daily Times»), прямую предшественницу «Нью-Йорк таймс» («New
York Times»), стал заметной фигурой в Республиканской партии. Еженедельные
выпуски этих нью-йоркских газет, особенно «Трибюн», имели множество читателей
по всей стране, что придавало мнениям их издателей дополнительный политический
вес.

Пламенный
аболиционист Уильям Ллойд Гаррисон в 1831 начал издавать «Либерейтор» («The
Liberator»). Джон Руссворм и Сэмюэл Корниш в 1827 выпустили первую в США
негритянскую газету «Фридомз джорнэл» («Freedom's Journal»). «Мы желаем
защищать наше дело, – писали они, – слишком долго от нашего имени говорили
другие». Выдающийся негритянский писатель Фредерик Дуглас в 1847 начал издавать
«Норт стар» («The North Star») – «дабы вести борьбу с рабством во всех его
формах и проявлениях».

Однако по мере
того, как массовые тиражи превращали газеты в крупные предприятия с большим
штатом сотрудников, их все меньше воспринимали как рупоры чьих-то мнений и все
больше – как каналы информации. Развитие телеграфных агентств, которые снабжали
своими материалами газеты различной политической ориентации, провоцировало
отход от доминирования личных оценок в репортажах; этому способствовал и новый
культ факта, обозначившийся в конце 19 в. в связи с ростом влияния позитивной
науки и развитием реализма в художественной литературе.

Новомодное
преклонение перед фактом было связано и с широким распространением после
Гражданской войны репортажа в стиле «перевернутой пирамиды», когда отдельные
факты вырывались из логической и хронологической цепочки, а наиболее
существенные из них – кто, что, когда, где, а иногда и почему – выносились в
начало статьи, в «аннотацию». Журналистика постепенно стала восприниматься как
особое ремесло, подчиненное своим профессиональным стандартам. Первая школа
журналистики была создана при университете Миссури в 1904. Американское
общество газетных редакторов в 1923 выработало «Каноны журналистики», среди
которых был и такой: «Сообщения о новостях должны быть свободны от мнений или
пристрастий любого рода».

Разумеется,
никакое человеческое высказывание не может быть полностью беспристрастным.
Абсолютная объективность – недостижимая цель, ведь любая проблема имеет слишком
много граней, одни и те же события – слишком много способов рассмотрения, чтобы
их можно было адекватно представить в передаче новостей. Общепринятое
предпочтение, отдаваемое факту перед личным мнением, не помешало «разгребателям
грязи» – Линкольну Стефенсу, Айде Тарбелл и Джейкобу Риису – использовать
газетные полосы, журналы и книги как орудие в борьбе с несправедливостями
американского общества конца 19 – начала 20 вв.; точно так же и издатели, такие
как Уильям Аллен Уайт, купивший в 1895 канзасскую «Эмпориа газетт» («Emporia
Gazette»), использовали свои издания в качестве рычага воздействия на
американскую политическую жизнь. Тем не менее во второй половине 19 – первой
половине 20 вв. газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными
статьями и специальными «полосами мнений», стараясь исключить личные оценки из
информационных материалов.
Сенсационность

Уже на заре
газетной истории многие сообщения были посвящены преступлениям, кровопролитию,
насилию, сексу – словом, разного рода сенсациям. Подобные сообщения можно
обнаружить даже в древнеримских acta, в первых сборниках новостей и
балладах-листовках, а также в первой американской газете «Паблик оккеренсиз».
Однако в истории американской журналистики бывали периоды, особенно в пору
бурного расширения читательской аудитории и обострения конкурентной борьбы,
когда сенсационность играла слишком большую роль в подаче новостей, – отсюда
упреки в упадке серьезности и торжестве дурного вкуса. Эра дешевых газет,
начавшаяся в 1830–1840-х годах, была одним из таких периодов. Криминальная и скандальная
хроника заполонила в те годы газетные полосы. Джеймс Гордон Беннет, любивший
углубляться в детали кровавых убийств и распространять сплетни о сексуальных
скандалах, в 1840 стал даже мишенью «моральной войны», развязанной против него
рядом газет. Тем не менее его «Геральд» стал самой раскупаемой газетой США.

Второй период
вспышки сенсационности в американской прессе начался в эпоху «новой
журналистики» Джозефа Пулитцера. Пулитцер, основавший в 1878 «Сент-Луис
пост-диспетч» («St. Louis Post-Dispatch»), а в 1883 приобретший «Нью-Йорк
уорлд» («New York World»), был весьма напористым, требовательным и
интеллигентным редактором, который развернул кампании в поддержку рабочих,
иммигрантов и бедняков. Он проявил себя и как новатор, в частности в своей воскресной
газете, где стали печататься специальные женские и спортивные полосы, а также
первые цветные комиксы. Пулитцер понимал, что репортажи о насилии и сексе
помогут увеличить тиражи – вот как, к примеру, звучали некоторые заголовки его
газет: «Последняя ночь Коннетти», «Любовники малышки Лотты».

Уильям Рэндолф
Херст, поклонник таланта Пулитцера, в 1887 взял бразды правления в газете
своего отца «Сан-Франциско икзэминер» («San Francisco Examiner»), а в 1895
купил «Нью-Йорк джорнэл». В борьбе за нью-йоркских читателей Херст и Пулитцер
снизили цену своих газет до цента, перекупали друг у друга редакторов и
репортеров и заполняли полосы своих газет репортажами о кровавых, скабрезных и
диковинных происшествиях. Кроме того, Пулитцер и особенно Херст призывали к войне
с Испанией из-за Кубы, вынося на первые полосы провокационные, нередко
надуманные репортажи под аршинными заголовками. «Как вам нравится война
„Джорнэл“?», – вопрошала газета Херста, как только началась испано-американская
война 1898. Тиражи некоторых номеров обеих газет иногда достигали 1 млн. экз.

В ходе битвы
между Херстом и Пулитцером за права на героя комиксов «Желтый Малыш» («Yellow
Kid») родился новый термин для обозначения дешевой сенсационности: «желтая
пресса». Это была также эпоха «трюковой» журналистики: в 1889 Пулитцер отправил
репортера Элизабет Кокрин, писавшую под псевдонимом Нелли Блай, в кругосветное
путешествие, задавшись целью выяснить, можно ли обогнуть земной шар менее чем
за 80 дней. Джеймс Гордон Беннет младший, возглавивший «Геральд» после смерти
отца в 1872, послал Генри Мортона Стэнли в Африку на поиски Дэвида Ливингстона.
Однако это было и время расцвета серьезной журналистики – военных репортажей
Стивена Крейна и Ричарда Хардинга Дэвиса (их материалы печатались в «Джорнэл» и
«Уорлд») и принципов газетного дела, которые исповедовал издатель Адольф Окс,
который в 1896 купил «Нью-Йорк таймс» и придал ей не утраченную до сих пор
респектабельность. Другим важнейшим новшеством того периода стало регулярное
использование в газетных репортажах фотографий, начало чему было положено в
1897.

Стиль
журналистики, внедренный Херстом и Пулитцером, с тем же успехом
эксплуатировался в Лондоне Алфредом Хармсуортом, который в 1896 начал издавать
«Дейли мейл» («Daily Mail»). В 1903 он создал первую малоформатную
газету-«таблоид» (термин позаимствован из фармацевтики) «Дейли миррор» («Daily
Mirror»). Когда Джозеф Паттерсон и Роберт Маккормик, владельцы «Чикаго трибюн»
(«Chicago Tribune»), увидели «Миррор» Хармсуорта, выходившую ежедневно миллионным
тиражом, они решили внедрить в США таблоидный тип газеты, и в 1919 в Нью-Йорке
появилась «Иллюстрейтед дейли ньюс» («Illustrated Daily News»), ознаменовавшая
начало третьего периода в истории американской журналистики. Таблоиды вроде
«Дейли ньюс» и ее конкурентов – «Дейли график» («Daily Graphic») Бернарра
Макфаддена и херстовской «Дейли миррор» – было удобно читать в вагонах новой
городской подземки, и их полосы были заполнены криминальной и скандальной
хроникой. В этот же период начали издаваться и другие таблоиды – «Лос-Анджелес
ньюс» («Los Angeles News»), «Филадельфия дейли ньюс» («Philadelphia Daily
News»), «Детройт дейли» («Detroit Daily») и более серьезная «Чикаго таймс»
(«Chicago Times»). К 1940 тираж «Нью-Йорк дейли ньюс» («New York Daily News») достиг
2 млн. экз.
Именитые
авторы

Многих
крупнейших мировых писателей в начале их литературной карьеры работа в газете
привлекала возможностью заработать деньги, завоевать широкую аудиторию или
воздействовать на общественные недуги. В 1844 Хорас Грили нанял в «Нью-Йорк
трибюн» даму-философа Маргарет Фуллер, участницу кружка трансценденталистов, и
поручил ей писать рецензии и исследовать социальные язвы. Чарлз Диккенс в
1830-е годы работал репортером в «Морнинг кроникл» («The Morning Chronicle») и
писал очерки, в духе своих знаменитых романов, для лондонской «Ивнинг кроникл»
(«Evening Chronicle»). В 1846 он основал и редактировал «Дейли ньюс» («Daily
News») в Лондоне. В 1862 Марк Твен писал, хотя и без особой радости, для
«Территориал энтерпрайз» («Territorial Enterprize») в Вирджиния-Сити (шт.
Невада), в 1866 – для «Сакраменто юнион» («Sacramento Union») и ряда других
газет. Линкольн Стеффенс, разоблачавший в журнале «Маклюрз» («McClure's»)
коррупцию в американских городах, в 1892–1897 работал репортером «Нью-Йорк
ивнинг пост» («New York Evening Post») и в 1897–1902 был редактором
нью-йоркской «Коммершиал адвертайзер» («Commercial Advertiser»). Чернокожий
активист У.Дюбуа был корреспондентом «Спрингфилд рипабликен» («Springfield
Republican») и «Нью-Йорк эйдж» (New York Age»), а с 1910 стал издавать
собственный журнал «Крайсис» («Crisis»). Эрнест Хемингуэй перед Первой мировой
войной был репортером «Канзас сити стар» («Kansas City Star»), а после войны –
иностранным корреспондентом «Торонто стар» («Toronto Star»).

Писатели Брет
Гарт, Стивен Крейн и Теодор Драйзер также работали в газетах, и вообще
журналистика дала немало крупных мастеров пера, в том числе Генри Менкена,
Дэймона Раньона, Бена Хекта, Уолтера Липпмана, Дороти Томпсон, Эрни Пайла,
Джона Херси, Эбботта Либлинга, Лилиан Росс и Томаса Вулфа.
Газетные
концерны и слияния

«По моим
оценкам, пройдет совсем немного времени – лет пять, может быть десять, и
издательский бизнес в нашей стране будет контролироваться несколькими
концернами – тремя, самое большее четырьмя», предрекал в 1893 издатель Фрэнк
Манси. Прошло больше времени, да и выживших издательских фирм оказалось куда
больше, но все же пророчество Манси в основном сбылось. В первой половине 20 в.
количество газет в США начало стремительно уменьшаться, причем в этом процессе
не последнюю роль сыграл тот же Манси. Когда-то в одном лишь Нью-Йорке
насчитывалось 20 ежедневных газет, а к 1940 их осталось только 8; в том же году
25 американских городов с более чем стотысячным населением имели лишь по одной ежедневной
газете. И все больше выживших городских газет принадлежали не местным
издателям, а крупным общенациональным концернам.

Снижение числа
городских газет создавало, безусловно, преимущества тем, кто выживал, поэтому в
начале 20 в. все больше издателей стали объединяться со своими конкурентами или
просто покупать их предприятия. В 1914 в Чикаго «Интер оушн» («Inter Ocean»)
слилась с «Рекорд-геральд» («Record-Herald») и назвала себя «Геральд». Затем в
1918 эта же газета слилась с «Икзэминер» («Examiner»), и в Чикаго остались лишь
две утренние газеты. В Нью-Йорке Манси объединил свою «Пресс» («Press») с
заслуженной «Сан», которую в 1868–1897 редактировал Чарлз Дэйна. В 1920 Манси
присовокупил к своему концерну старую беннетовскую «Геральд» и «Ивнинг телегрэм»
(«Evening Telegram»). В 1924 он продал «Геральд» владельцам «Трибюн» – так
появилась «Геральд трибюн» («Herald Tribune»). Затем Манси, которого уже
прозвали «великим газетным палачом», купил «Глоб» («Globe») и «Мейл» («Mail»),
в результате этой консолидации уничтожив обе газеты. Пожалуй, самой печальной
потерей в этот период стала смерть нью-йоркской «Уорлд», которую наследники
Пулитцера продали в 1931 концерну «Скриппс-Хауард ньюспейперс». Утренний выпуск
«Уорлд» почил в бозе, а «Ивнинг уорлд» («Evening World») слилась с «Ивнинг
телигрэм», которую «Скриппс-Хауард» приобрел у Манси, и превратилась в
«Уорлд-телегрэм» («World-Telegram»).

Первый в США
крупный газетный концерн был создан Э.У.Скриппсом. К 1914 концерн
«Скриппс-Макрей», который начал с издания «Кливленд пресс» («Cleveland Press»)
и «Цинциннати пост» («Cincinnati Post»), выпускал уже 23 газеты. Издания
возникали, перекупались, сливались, продавались и умирали. К 1929 тот же
концерн, переименованный в «Скриппс-Хауард», владел 25 газетами. Уильям Рэндолф
Херст после успешного начала своей деятельности в Сан-Франциско и переезда в
Нью-Йорк стал создавать аналогичную сеть. В 1904 Херсту принадлежало 6 газет,
затем он начал быстро расширять свою империю: в течение 1917–1921 она
увеличивалась на одну газету в год. В 1922 Херст добавил к своей сети еще 7
газет. К концу того же года помимо 20 ежедневных и 11 воскресных газет он
владел двумя телеграфными агентствами, шестью журналами и кинокомпанией – это
был первый конгломерат средств массовой информации, обладавший значительной
политической властью, что многие в то время решительно не одобряли. В
дальнейшем, однако, подобные конгломераты все больше разрастались.

Альтернативная
журналистика и критика прессы. Даже при существовании в больших городах множества
массовых ежедневных газет многие социальные группы считали, что они не отражают
их мнений и интересов. Решением этой проблемы, особенно для иммигрантов,
которые комфортнее чувствовали себя в родной языковой стихии, было издание
собственных газет. Пожалуй, первым успешным иноязычным изданием в Америке была
немецкая газета в Джермантауне под Филадельфией, в создании которой принимал
участие Бенджамин Франклин. В Филадельфии в 1794–1798 выходила и ежедневная
французская газета «Курьер франсэ» («Courrier Français»). Испаноязычные
газеты появились в 1808 в Новом Орлеане и в 1813 в Техасе. Первая газета
индейцев «Чероки феникс» («Cherokee Phoenix») печаталась в Джорджии в 1828.
Еврейская «Дейли форвард» («Daily Forward») на языке идиш появилась в Нью-Йорке
в 1897, а к 1923 ее местные издания выходили еще в 11 городах. В первые
десятилетия 20 в. на волне мощной иммиграции возник емкий рынок иноязычных
газет. Судя по статистическим данным, приводимым историками журналистики
Эдвином и Майклом Эмери, в 1914 в США выходило 160 ежедневных иноязычных газет,
а в 1917 общее число иноязычных газет достигло 1323.

Афроамериканцы,
начиная с «Фридомз джорнэл» и «Норт стар», также искали альтернативу
общенациональным газетам. Айда Уэллс боролась за права чернокожих и женщин в
мемфисской «Фри спич» («Free Speech»), а затем в «Нью-Йорк эйдж» («New York
Age») и «Консерватор ин Чикаго» («Conservator in Chicago»). В 1905 стала
выходить «Чикаго дифендер» («Chicago Defender»), крупнейшая негритянская
газета. В 1909 появилась нью-йоркская «Амстердам ньюс» («Amsterdam News»), в
1910 – «Питтсбург курьер» (Pittsburgh Courier»). Среди первых женских газет –
«Лайли» («The Lily»), издававшаяся Амелией Блумер с 1849 по 1859, и «Революшн»
(«The Revolution») Элизабет Стентон (1868–1871). Социалистические газеты в США
также пережили период бума – в 1913 их общий тираж составил 2 млн. экз. Однако
многие из этих газет, в том числе и «Нью-Йорк колл» («New York Call»), сильно
пострадали в годы Первой мировой войны после принятия закона о шпионаже,
который лишил их почтовых льгот.

В попытке уйти
от прессинга рекламодателей Ралф Ингерсолл в 1940 стал выпускать нью-йоркскую
ежедневную «ПМ» («PM») вообще без рекламы. После ряда перемен издательской
политики и смены названия газета в 1949 прекратила существование. Журналист
А.Ф.Стоун, публиковавшийся в крупнейших ежедневных газетах, решил, что
единственный способ освободиться от ограничений – это начать издание газеты,
где он будет издателем, редактором и автором в одном лице. Появившаяся в 1953
«А.Ф.Стоунз уикли» («I.F. Stone's Weekly») предлагала своим немногим читателям
разоблачительные материалы, которые были основаны на анализе правительственных
документов и выдержаны в духе критики «холодной войны», чего не могли себе
позволить крупные газеты того времени.

Движение против
вьетнамской войны и культурные сдвиги 1960-х годов породили целый веер
экспериментальных альтернативных газет, в том числе «Беркли барб» («Berkeley
Barb»), «Сан-Франциско орэкл» («San Francisco Oracle»), чикагскую «Сид»
(«Seed»), нью-йоркскую «Ист-Виллидж азер» («East Village Other») и
«Лос-Анджелес фри пресс» («Los Angeles Free Press»). Старейшая и наиболее
популярная в этом сонме радикальных газет – нью-йоркская «Виллидж войс»
(«Village Voice») – была основана Дэниелом Вулфом, Эдуардом Фэнчером и
писателем Норманом Мейлером в 1955.

С течением
времени многие газеты умирали, те же, что выживали, прибирались к рукам
крупными корпорациями, так что практика одностороннего освещения новостей в
монополизированной прессе вызвала рост критики, пионером которой в конце 1940-х
годов стал постоянный автор журнала «Нью-Йоркер» («New Yorker») Эбботт Либлинг.
«Свобода прессы существует лишь для тех, кто ею владеет» – это, вероятно, самое
знаменитое из его изречений. В 1961 он заявил, что США, где ежедневные газеты
тогда конкурировали лишь в 61 городе, обречены иметь «одногласую, одноглазую,
монополизированную прессу». «С уменьшением количества и разнообразия газетных
голосов, – писал Либлинг, – уменьшается число и разнообразие репортерских глаз,
что само по себе столь же плачевно». В 1961 начал выходить журнал «Коламбия
джорнализм ривью» («Columbia Journalism Review»), посвященный анализу и критике
современной американской печати.
Телевидение
– новый конкурент

В 20 в.
американские газеты одержали массу побед. Они анализировали, и не без блеска,
войны и политику, освещали, хоть и не всегда своевременно, социальные и
технологические революции века. Журналистские расследования вроде расследования
репортеров «Вашингтон пост» Боба Вудварда и Карла Бернстайна об участии Белого
дома в уотергейтском заговоре, сыграли решающую роль в разоблачении и, быть
может, в профилактике преступного поведения властей. «Вашингтон пост»
(«Washington Post») и «Лос-Анджелес таймс» («Los Angeles Times») стали
важнейшими национальными органами печати, чьи репортажи и анализ политических
событий в стране и мире играют значительную роль в процессе принятия
политических решений; «Филадельфия инкуайрер» («Philadelphia Inquirer»),
«Майами геральд» («Miami Herald») и «Бостон глоб» («Boston Globe») дали
многочисленные примеры репортажей и журналистских расследований, вызвавших
широкий общественный резонанс; «Нью-Йорк таймс», которая на протяжении почти
всего столетия была самой уважаемой и влиятельной газетой Соединенных Штатов, и
«Уолл-стрит джорнэл» («Wall Street Journal»), ежедневная деловая газета, ныне
печатаются и продаются по всей стране. В 1993 тираж ежедневных выпусков
«Нью-Йорк таймс» составил 1,2 млн. экз., а воскресного номера – 1,8 млн. экз.
«Уолл-стрит джорнэл» в 1993 имела тираж ок. 1,9 млн. экз.

Тем не менее
газетный бизнес, особенно в последние десятилетия, испытывает немалые
трудности. Проблемы начались с появлением радио, которое в 1920-е годы
составило конкуренцию газетам, став новым источником вестей и развлечений.
Несмотря на предпринятые газетчиками попытки отлучить радиостанции от главного
информационного агентства «Ассошиейтед пресс», радио добилось впечатляющих
успехов, особенно после сообщений о японской бомбардировке Перл-Харбора и
репортажей о «битве за Англию» 1940–1941. Но подлинный финал эры двухвекового
господства газеты как основного поставщика новостей в Америке и остальном мире
наступил после Второй мировой войны – с пришествием телевидения.

Сегодня
типичная американская семья проводит у телевизора семь часов в сутки, и время
для чтения газет резко сократилось. От конкуренции с телевидением особенно
пострадали вечерние газеты, которые некогда были главным заполнением досуга в
американских семьях; во многих больших городах они просто-напросто перестали
выходить.

Издатели газет,
понимая, что их читателям из телерепортажей уже известны самые сенсационные
новости дня, стали больше внимания уделять очеркам и аналитическим материалам.
А репортеры все реже применяли прием «перевернутой пирамиды». Вдобавок многие
газеты обращались к новейшим технологическим достижениям и начали
экспериментировать с доставкой читателям свежих номеров прямо на компьютеры,
подключенные к телефонным линиям или кабельному телевидению.

Многие из
уцелевших газет, как и предрекал Фрэнк Манси, принадлежат крупным
общенациональным концернам – таким, как «Ганнет», контролировавший в 1993 году
83 ежедневных газеты, «Найт-Риддер» (29 газет), «Ньюхаус» (27 газет),
«Скриппс-Хауард» (20 газет). Многие газетные корпорации владеют и другими средствами
массовой информации, например, «Вашингтон пост компани» – журналом «Ньюсуик»
(«Newsweek»), «Чикаго-трибюн компани» – несколькими радиостанциями. Их газеты
контролируются не независимыми издателями, а корпоративными управленцами,
имеющими и другие деловые интересы. Кое-кто из аналитиков прессы задается
вопросом, сумели бы такие индивидуалисты, как Бенджамин Харрис, Бенджамин
Франклин, Джеймс Гордон Беннет, Хорес Грили или Джозеф Пулитцер, найти свое
место в современных конгломератах СМИ.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.