Реферат по предмету "Культура и искусство"


XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол

XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол

Митрополит Питирим (Нечаев)

К
середине XVII века Русь достигла значительной политической и экономической
мощи. Внешне это выглядело как время полного и незыблемого благополучия.
Иностранцы, посещавшие Россию, удивлялись богатству московских государей.
Архитектура этого периода сказочно красива. Деревянное зодчество достигает
своего расцвета, но наряду с этим начинает широко распространяться каменное
строительство. Многие московские храмы, документально известные еще с XIV – XV
вв. именно в XVII в. отстраиваются в камне и приобретают те формы, которые
дошли до наших дней. Каменные храмы возводятся не только в Москве, но и в
других городах — Суздале, Ростове, Переславле Залесском. Все это
свидетельствует о богатстве и силе русского государства. Однако середина XVII
столетия ознаменовалась трагическим событием, до сих пор не преодоленным —
старообрядческим расколом.

Доктрина
"Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя
слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская
Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия, а русский
царь — как единственный законный православный правитель.

Нарушение
равновесия, сомнение в истинности одного или другого компонента, влекло за
собой кризис и ломку всей системы.Сам славянский перевод греческого слова
"Ортодоксия" как "Православие" свидетельствует о том, что
первостепенно важной у славян считалась правильность прославления Бога,
предполагающее общение с Ним, а не просто правильное представление о Нем. В
Московской Руси богослужение, обряд занимали центральное место в духовной
жизни, поэтому искажение обряда считалось недопустимым. Систематическое
богословское образование на Руси действительно отсутствовало, разница между
догматом и обрядом массами не ощущалась, тем не менее само по себе изменение
обряда едва ли могло привести к столь тяжелым последствиям.

Изучение
различных списков Священного Писания и других богослужебных книг показывает,
что книжная справа не была на Руси чем-то исключительным. Книги переписывались
и исправлялись, церковные обряды приобретали местные особенности — и это был
естественный процесс. В исправлении книг при патриархе Никоне причиной резкого
противодействия в значительной мере был его властолюбивый характер.

В
XVII в. Россия являлась покровительницей всего православного мира. В 1653 г.
произошло воссоединение Украины с Россией. Россия, таким образом, выступила в
поддержку единоверцев, находившихся под властью католической Польши. Восточные
патриархи, приезжавшие в Москву за материальной помощью, старались утвердить
царя и патриарха в мысли о том, что Россия призвана освободить христианский
Восток от власти турок и стать во главе всего православного мира. Этот план
увлек патриарха Никона масштабностью духовно-политических представлений о месте
Московского государства и Церкви.

В
этой связи примечательны грандиозные постройки, возводившиеся по плану и под
непосредственным наблюдением Никона. Это Иверский Валдайский монастырь на
Валдайском озере, построенный в 1653 г. по образцу Афонского Иверского
монастыря, и являвшийся своего рода молитвенным напоминанием о связи Руси как с
Афоном, так и с Грузинской (Иверской) Православной Церковью; Крестный монастырь
на острове Кие в Белом море (основанный в 1656 г.), где хранился кипарисовый
крест, бывший точным подобием иерусалимского Креста Христова; наконец —
подмосковный Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим", заложенный в
1657 г., главный собор которого в плане соответствует иерусалимскому храму
Гроба Господня. Эти строения как бы переносили на Русь святыни вселенского
Православия, утверждая ее духовное первенство в православном мире.

Только
в этой связи можно понять смысл и значение предпринятой книжной "справы"
и унификации богослужебного обряда. Инициаторами их были приезжавшие на Русь
греки, которые отмечали разницу в богослужении греческой и русской Церквей. По
мнению патриарха Никона исправление книг по греческим образцам возвысило бы
Русь и упрочило ее первенствующее положение на Христианском Востоке. Однако его
противники увидели в этом измену истинному Православию, поскольку Православие
греческое считалось "поврежденным". В этом утверждении была доля
истины: после Флорентийской унии греческие книги издавались в Венецианской
типографии и правились по западным образцам, некоторые обряды (как, например,
троеперстие) были позднего происхождения, и нельзя сказать, что они чем-то
лучше и точнее прежних с точки зрения богословского содержания. Хотя
экспедицией Арсения Суханова с Афона были привезены многочисленные греческие
книги, реально исправление текстов проводилось по новопечатным греческим, а
также украинским и белорусским книгам, уже приведенным в соответствие с
западными. Справщиками были малороссийские монахи, репутация которых далеко не
всегда была безупречна и для которых не много значили древние традиции
московского благочестия. Все это вызывало резкое неприятие круга
"ревнителей древнего благочестия", к которому первоначально
принадлежал и сам Никон.

В
своих взаимоотношениях с царем Алексеем Михайловичем патриарх Никон стремился к
ведущей роли. Он утверждал, что "священство выше царства", претендуя
на власть, которой до сих пор Церковь не обладала. Это в конечном итоге вызвало
его расхождение с царем и навлекло на него опалу. Отход Никона от дел дал
возможность его противникам активизироваться и начать противодействие
проводимым реформам. Однако Собор 1666 г., в котором принимали участие
восточные патриархи, низложив Никона, осудил и его противников, а собор 1667 г.
предал анафеме приверженцев "старой веры".

С
этого времени начались преследования раскольников, наиболее ревностные из них —
как, например, известный протопоп Аввакум, — были казнены. Оплотом
старообрядчества стал Соловецкий монастырь. В течение восьми лет продолжалась
осада монастыря правительственными войсками. В Москве в связи со
старообрядческими волнениями проходили бунты стрельцов. Вожди старообрядчества
были казнены, но это не прекратило смуту. Неоправданно жестокие меры,
предпринимаемые властью, оскорбляли религиозное и национальное чувство и только
обостряли противоречия. Для русской истории раскол имел самые трагические
последствия. "В народе проснулось подозрение, что православное царство,
Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры. Государственной
властью и высшей иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с
церковной иерархией и государственной властью и уходит под землю" — писал
Н. А. Бердяев, — Раскол делается характерным для русской жизни явлением... В
видимом царстве царит неправда. В московском царстве, сознавшем себя Третьим
Римом, было смешение царства Христова, царства правды, с идеей могущественного
государства, управляемого неправдой Раскол был обнаружением противоречия, был
последствием смешения".

Внешне
конец XVII в. еще отмечен процветанием. Возводятся удивительные по красоте
ансамбли Ярославского кремля, Ростовского митрополичьего двора, монастырей —
Иосифо-Волоцкого, Николо-Вяжищского, крепость Кирилло-Белозерского монастыря. В
архитектуре распространяется стиль нарышкинского барокко, который уже носит
отпечаток западного влияния. Однако, несмотря на внешнее великолепие, внутренне
это время также, как и начало XVII в., является смутным. Уверенность в
правильности избранного исторического пути поколебалась, обострились
противоречия, обнаружилась военная и техническая отсталость Московского
государства. Путь национальной обособленности и контакта с Востоком, казалось,
завел в тупик. Таким образом почва для петровских реформ была готова: России предстояло
сблизиться с Западом.
Список литературы

1.
Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII вв.

2.
Домострой. М., 1990.

3.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII. М., 1990.

4.
Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995.

5.
Каптерев Н. М. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных
обрядов. М., 1887, 1913.

6.
Каптерев Н.М. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII
веках. М., 1914.

7.
Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.

8.
Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.

9.
Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М.. 1996

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Night Mare Essay Research Paper This book
Реферат Охонины брови
Реферат Статистичне вивчення рослинництва
Реферат Вдосконалення систем формування прогнозів доходів місцевого бюджету на прикладі Петропавлівського
Реферат Характеристика этических норм и профессиональных стандартов PR-деятельности (анализ практических примеров)
Реферат Право націй на самовизначення та створення власних держав
Реферат Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
Реферат Разработка электронного учебного пособия на тему "Линейное программирование"
Реферат Выбор аттачмена
Реферат Механизм заимствования в русском языке. Ораторское искусство
Реферат Источники административного и финансового права
Реферат Венгрия. Правление Матьяша Хуньяди
Реферат Гарантии правовой и социальной защиты сотрудника милиции
Реферат Використання модульної арифметики. Обчислення з многочленами. Методи множення. Складність обчислень
Реферат Внутренняя и внешняя политика Александра III