Реферат по предмету "Культура и искусство"


Репетиция Апокалипсиса: шествие за призраком. Архетипический мотив в русской культуре 1917-1918 гг.

Репетиция Апокалипсиса: шествие за призраком.
Архетипический мотив в русской культуре 1917-1918 гг.

Е.А. Ермолин

Исторические
конвульсии будят память о главных, архетипических текстах культуры, об ее
извечных символах. Таким пароксизмом, актуализировавшим чувство вечного, стал
1917 год. Словно бы самоупразднилась длинная, медлительная история - и из
текущего ее момента открылся выход к метаисторическому измерению бытия.
Раздирается завеса между феноменальным и ноуменальным, и внезапному свидетелю
открывается непостижимый трансцензус. В беге телеграфной ленты, в шуме и ярости
кровавого дня старались угадать вечное содержание, узреть сокровенный и
непреходящий смысл. Разбушевавшееся эсхатологическое чувство влекло очевидцев
эпохи к апокалипсическим откровениям.

На
Руси апокалипсис не в новость. Он нередко становился в повестку дня,
предчувствовался и угадывался. В бедах и неурядицах вновь и вновь узнавали
знаки того, что подступили последние времена. XX век дал новую пищу этим
настроениям. Катастрофическая повседневность отразилась в духовном опыте
ощущением исчерпанности старой культуры и жизни, разоблачением симптомов
близкого конца времен и качественной перемены бытия. Грандиозные потрясения,
чудовищные разломы в социосфере невероятно обострили мистическое чувство (или
его суррогаты), выдвинули на первый план в культуре духовидца-апокалиптика.

Уже
первые годы нового века проходят в поисках и брожении. В России сгущается
атмосфера предчувствий, предощущений, выражаемых по-разному, но сводимых,
пожалуй, к одному идейному знаменателю: существующие формы жизни не имеют
оправдания свыше, они онтологически недостоверны. Художники-символисты и
участники религиозно-философских собраний, мистики-сектанты и декаденты,
революционеры и ницшеанцы вместе и порознь сходятся на этом.

Когда
к концу 1910-х годов разразилась цивилизационная катастрофа, мало кто избежал
драматического опознания в происходящих событиях вести о конца эона. Не было
недостатка и в прямом использовании образов и тем Откровения Иоанна Богослова.
Позднее Н.Бердяев скажет о "людях, принявших внутрь себя революцию, ее
мучительно переживающих и возвышающихся над ее повседневной борьбой",
которые судят о происходящем катаклизме с "религиозно-апокалиптической и
историософской точки зрения" и видят, что "смысл революции есть
внутренний апокалипсис истории" [1.С.106-107].

Случившийся
кризис неизбежно ставил на новое обсуждение вопрос о судьбе России, об ее
предназначении и реальном участии в разрешении судеб человечества. В начале XX
века лейтмотивом эпохи стал вывод о гибели России, о катастрофическом
завершении российской истории.

Консерваторы,
ценившие формы прежней русской культуры, оплакивают гибель родины. "Жизнь
есть Дом. А дом должен быть тепел, удобен и кругл". И вот дом рухнул.
После душераздирающего представления пора бы "одевать шубы и возвращаться
домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось". Холодно,- "это
ужасное замерзание ночью..." Темно. Русского дома больше нет. "Смерть,
могила для 1/6 части земной суши. (...) "Былая Русь"... Как это
выговорить? А уже выговаривается.(...) Значит, Бог не захотел более быть Руси.
Он гонит ее из-под солнца. "Уйдите, ненужные люди", - так приобщает
события и факты личного опыта к масштабу вечности Василий Розанов в своей книге
"Апокалипсис нашего времени", вышедшей в свет десятью выпусками в
1917-1918 годах.

Ввергнутый
в хаос и бред иррациональной жестокой истории, не имея больше возможности
затвориться от стихии в стенах семейного дома, консерватор поневоле становится
обличителем, почти пророком, вроде ветхозаветных Исайи и Иеримии. Он берет на
себя ответственность и риск судить страну и народ - по логике, заложенной в
ветхозаветных пророческих книгах. Правда, тон Розанова гораздо мягче, чем в
архетипическом тексте: "Мы, как и евреи, призваны к идеям и чувствам,
молитве и музыке, но не к господству. Овладели же к несчастию и к пагубе души и
тела 1/6 частью суши. И, овладев, в сущности испортили 1/6 часть суши.(...)
Только пьянство, муть и грязь внесли.(...) Но принесли ли мы семью? добрые
начала нравов? трудоспособность? Ни-ни-ни. (...) Не будь хулиганом, - о, не
будь хулиганом, миленький".

Масштабом
русской судьбы мерит происходящие события и Алексей Ремизов , автор "Слова
о погибели Русской земли", поэмы в прозе, созданной в конце 1917 года.
"Были будни, труд и страда, а бывал и праздник с долгой всенощной, с
обеднями, а потом с хороводом громким, с шумом, с качелями.

Был
голод, было и изобилие.

Были
казни, была и милость.

Был
застенок, был и подвиг".

Ремизова
впечатляла сама полярность жизни. Он эстетически вдохновляется этим контрастом
и любовался вершинами русского духа. Но "где нынче подвиг? Где жертва?
Гарь и гик обезьяний". Беда в том, что конец наступил, обещанные знамения
явились - а Спаситель медлит.

"Тьма
вверху и внизу.

И
свилось небо, как свиток.

И
нету Бога".

Третий
Рим, это эсхатологическое царство правды, с которым то сознательно, то
неосознанно отождествлялась Россия, кончился, не оставив наследника. Наступил
единый "конец без конца", полный обрыв в беспросветную бездну. На
пороге вечного мрака (вспомним розановское "Он гонит ее из-под
солнца") Ремизову остается выплакивать свое горе, нанизывая на черную нить
отчаяния все новые мрачные образы, передающие чувство подступающего небытия.
Причина же случившегося фиксируется недвусмысленно: Россия получила возмездие
за грехи. "За то ли, что клятву свою сломала, как гнилую трость, и
потеряла веру последнюю, или за кровь, пролитую на братских полях, или за
кривду - сердце открытое не раз на крик кричало на всю Русь: "нет правды
на русской земле!" - или за исконное безумное свое молчание?"

Культурной
альтернативой отчаянию консерваторов был сплав хилиастических и
манихейско-гностических настроений в авангардном общественном кругу. В эти дни
и месяцы появляются одиннадцать поэм Сергея Есенина, в которых объявляется о
новых истинах и предсказан идущий на смену ветхой Руси небывалый "град
Инония", архетипическим прообразом которого является Великий город,
сходящий с неба в Откровении Иоанна Богослова. О "христианском рае на
земле" еретически говорит в это время и Николай Клюев. А певец
пролетариата Владимир Кириллов весьма знаменательно провозглашает в крайне
патетических выражениях пришествие нового "Спасителя",
"Железного мессии", с которым "победим мы иго судьбы, мир
завоюем пленительный":

Думали
- явится в звездных ризах,

В
ореоле божественных тайн,

А
он пришел к нам в дымах сизых

С
фабрик, заводов, окраин.

В
каждой из этих позиций есть, в общем-то, оттенок предвзятости. Происходящее
оценивается в зависимости от соответствия априорным убеждениям критиков и
апологетов глобальной катастрофы, их идеальным проектам. Иначе получается это у
Александра Блока. Его поэма "Двенадцать" - это настоящий клубок
смыслов, откуда невозможно выдернуть какую-то одну - красную, черную или белую
- нитку для объяснения авторского кредо.

Ночь
и хаос, коловращение вьюги. Но - нет ни морали, ни упрека. Есть активное и,
кажется, целеустремленное движение: вьюжную замять пересекают двенадцать
красногвардейцев, уходят в переулки, в сугробы, - "вдаль", убивая по
дороге Катьку. Где конец слепому снегу, мрачному вечеру, резкому ветру и этому
бесконечному походу двенадцати? На этот вопрос Блок отвечает финальным образом
поэмы, стягивающим к себе разброд жизненных картин, а может, и придающим
шествию двенадцати некий смысл:

...Так
идут державным шагом -

Позади
- голодный пес,

Впереди
- с кровавым флагом,

И
за вьюгой невидим,

И
от пули невредим,

Нежной
поступью надвьюжной,

Снежной
россыпью жемчужной,

В
белом венчике из роз -

Впереди
- Исус Христос.

Этот
образ, возвращающий к евангельской архетипике, задал происходящему в поэме
особую меру. Дохнуло вечностью, двенадцать вояк чуть ли не приобщились к
"апостольскому чину", а старый мир был развенчан и отвергнут, как в
евангельские времена.

Вскоре
после публикации поэмы близкий в то время к Блоку Р. Иванов-Разумник пытался
объяснить, в чем состоит ключевой смысл финального образа: "кроме
внутренней свободы, возвещенной христианством, в мир должна прийти свобода
внешняя - полное освобождение политическое, полное освобождение социальное.
(...) очистительная гроза и буря мировой социальной революции таит в себе
великую правду. (...) И за эту правду, помимо их ("двенадцати" -
Е.Е.) воли через них идущую в мир, поэт "белым венчиком из роз"
украшает чело великой русской революции" [4.С.559-560]. В этой
интерпретации поэма выглядит как реабилитация революции и конкретно тех
"двенадцати", которые, конечно, разбойники, но разбойники из тех,
коим обещано Царство Небесное.

Впоследствии
в советской традиции речь шла не о реабилитации революции, а об ее
"благословении" и принятии "ее конечных целей и идеалов"
(А.Турков) [9.С.128]. В более же замысловатой интерпретации Л. Долгополова
Христос - цель для революционной стихии, воплощенной в красногвардейском отряде
и во всем строе образов и звуков поэмы. Это - разрешение "проблемы исхода,
результата", эмблема космической гармонии. Здесь - конец пути и
"залог совершающегося преобразования, внутреннего перерождения человека, выхода
из стихий и "хаоса". Исследователь полагает, что красногвардейцы
уходят из хаоса, мало-помалу становятся ему враждебны, чужды той вьюге, которая
метет по страницам поэмы, - тем самым приближаются к Христу: "внутри
самого этого шествия намечается и свое скрытое движение, такое же символическое
и такое же многозначное: преодоление героями "стихии", т.е.
преодоление самих себя, и "выход" к конечной гармонии" [6.С.195,202].


В
этой последней версии Христос - уже не личность, а знак гармонии, абстрактная идея.
Он атеистически рационализован и тем самым обезопашен.

Однако
возможно и альтернативное истолкование главного образа поэмы и ее итогового
смысла. Так ли уж, на самом деле, походит она на оптимистический гимн о
духовном совершенствовании и грядущей гармонии? Конечно, в 1917 - начале 1918
года Блок был близок к левоэсеровскому кружку "скифов", дополнял
фантазии и бред этого движения о близящемся торжестве хилиастического идеала
тысячелетнего царства Христова на земле - своими; об этом немало записей в его
дневнике 1918 года. Он ищет и находит точки соприкосновения с Клюевым и
Есениным, с их тогдашним оптимизмом и верой в пробуждение народа, в
крестьянское царство. Не случайна, конечно, старообрядчески-сектантская форма
имени Христа в поэме. Тем самым Христос как будто приближен к простонародью, к
сектантским мифам о Беловодье и прочих райских землях посюстороннего мира. Но,
с другой стороны, М.Горький своим чутким ухом определил поэму совсем иначе, о
чем и доложил, по свидетельству К.Чуковского, автору: "Это самая злая
сатира на все, что происходило в те дни" [4.С.614].

В
20-е годы В.Жирмунский утверждал, что речь в поэме не о политике и не об
идеологии - в центре ее религиозно-нравственная проблема. Речь идет "о
спасении души - во-первых, красногвардейца Петрухи... затем - одиннадцати
товарищей его, наконец, - многих тысяч им подобных, всей бунтарской
России". Но можно ли ожидать оправдания и спасения? Жирмунский указывает
на покрывающее "победные мотивы народного бунта настроение безысходной
тоски, пустоты и бесцельности жизни, тяжелого похмелья": в его трактовке
"религиозное отчаяние... следует за опьянением религиозного бунта"
[7.С.213-214,216].

Нетрудно
заметить, что блуждающая по Петрограду горстка красногвардейцев заплуталась на
перекрестках. Вьюга слепит глаза, "в очи бьется красный флаг", тьма
выедает душу - нет иного выбора, кроме бесконечного, бесцельного, почти
абсурдного пути, кроме "державного шага", прерываемого
многочисленными отточиями. "Вперед, вперед, Рабочий народ!". Душа
пуста, любовь убита, пожертвовано самым дорогим, больше - "ничего не
жаль", остается только покрикивать: "Кто еще там? Выходи!"
"Кто в сугробе - выходи!.." "Эй, откликнись, кто идет?" - и
уж вовсе несуразное: "Кто там машет красным флагом?" Что-то им все
время мерещится, блазнит, приходится и постреливать - наугад, по каким-то
призрачным, обманчивым целям. "Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все
дома?" Да кто ж, действительно, там ходит; кто там ходит, "от пули
невредим" (путеводительствующий? преследуемый)? Стреляй по нему - не
стреляй, это он - "с кровавым флагом": знай машет. И никак его
хорошенько не разглядишь.

И
вот автор статьи "О Блоке" (предположительно П. Флоренский) пишет:
"В плане тематики литературной поэма восходит к Пушкину: бесовидение в
метель (Бесы). (...) Характер прелестного видения, пародийность лика
являющегося в конце поэмы "Исуса" (отметим разрушение спасительного
имени), предельно убедительно доказывает состояние страха, тоски и беспричинной
тревоги "удостоившихся" такого видения. Этот Иисус Христос появляется
как разрешение чудовищного страха, нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами, встреченными долгим смехом вьюги. Страх тоски
и тревоги - существенный признак бесовидения" [8.С.95-96].

Так
свет или мрак в конце поэмы? Обетование или проклятие? Выходят ли куда-то
несчастные красногвардейцы, или попытка "соединить Христа с
громилами" (К.Чуковский) - неудавшееся чудо? Наконец, Христос ли, бес ли,
демон в конце поэмы мерещится окаянным скитальцам? Не всадник ли это,
"которому имя "смерть" (Откр. 6.8)? И не ведет ли путь в геенну?


Самые
разные, причем предельно полярные толкования поэмы - явление озадачивающее.
Хочется думать, что дело не в нехватке ума у толкователей, а скорее в его
избытке. Блок же шел своим путем, не совпадающим с маршрутом красной дюжины, не
говоря уж о "барыне в каракуле" и прочих персонажах.

Поэт
отказывает России в будущем: "Неужели Вы не знаете, что "России не
будет", так же, как не стало Рима? (...). Что мир уже перестроился? Что
"старый мир" уже расплавился?" [2.Т.7.С.336]. И в то же время с
мучительным напряжением задает себе вопрос: "Если распылится Россия?
Распылится ли и весь "старый мир" и замкнется исторический процесс,
уступая место новому (или - иному); или Россия будет "служанкой"
сильных государственных организмов?" [2.Т.7.С.280]. Эта неопределенность,
иррациональность очень характерна для блоковского переживания реальности.
Смолоду и до конца почти он настроен на волну мистики, угадывает в сущем что-то
иное, невнятное, но заманчивое. Предчувствует, предощущает, прислушивается и
всматривается в незримое и неслышимое.

После
революции поэт настраивает себя на ее музыку, пытаясь услышать то, что не
слышал еще никто. И когда 29 января 1918 года, в день завершения поэмы, он
пишет "Сегодня я - гений" [3.С.387], это - свидетельство огромной
самоуверенности мистика, проникшего за край здешней реальности. Здесь никто ему
больше не указ. Он слышал шум - страшный, небывалый, и ему показалось, что
рушится вся цивилизация. И, кажется, он видел некое светлое "пятно",
"белое как снег" [2.Т.3.С.629].

Пусть
умная Зинаида Гиппиус в шоке объявляет Блока бедным,
"потерянным"ребенком, едва ли вменяемым [5.С.32-33]. Блока задевает
это мнение, но оно не может его разубедить. Точно так же и рассуждения
советской гранд-дамы Ольги Каменевой о том, что в поэме
"восхваляется" Христос, а это "то, чего мы, старые социалисты,
больше всего боимся" [3.С.394], вызывают у Блока похвалы ее уму, но не
убеждают его в главном.

Это
мистическое самообольщение чревато было немалыми соблазнами, и, по сути, четкой
грани между подлинным духовидением и многоразличными наваждениями Блок никогда
не мог провести. Однако как мистик он снял с себя ответственность за результаты
своего опыта. Музыка лилась сквозь него, сама по себе. Его делом было передать
"шум" адекватно, совпасть с нею. Религиозный модернизм Блока - весьма
характерное для его эпохи явление, оставляющее, как правило, сомнения
относительно качества мистического опыта претендентов на духовидение. Особенно
наглядно проблематичность этого опыта у Блока демонстрируется его пониманием
Христа.

С
одной стороны, Христос у Блока часто связан с высотой, со страданием, с
надеждой, с бедностью и бездомностью, с запредельностью и неотмирностью, -
понятиями и ценностями, имеющими положительное значение в мире поэта. С другой
стороны, есть невероятно грубый набросок пьесы о Христе 7 января 1918 года
[2.Т.7.С.316-317]. И, наконец, знаменитая фраза в дневнике: "Но я иногда
сам глубоко ненавижу этот женственный призрак" [2.Т.7.С.330].

Недавно
феминичные черты в образе блоковского Христа вызвали к жизни интерпретацию
поэмы, в соответствии с которой смысл ее неявная апология десексуализации,
демаскулинизации, просто сказать -оскопления, понимаемого как буквально, так и
сублимированно [10.С.59-139].

В
сущности, "Исус Христос" у Блока списан поэтом с себя. И сложное,
противоречивое отношение Блока к нему - это проекция его отношения к себе.
Глубин же духовного зрения здесь часто нет вовсе.

Потрясения
эпохи одни приняли как катастрофическое начало Страшного Суда и "лакейское
осатанение русской души" (Розанов), другие - как наступление
хилиастического рая на земле. Блок избегал рационалистической риторики и
дидактики. Вселенская буря пережита им как ключевое событие жизни, схвачена
всеми чувствами, включая пресловутое "шестое". Через его поэму прошла
эпоха - и в ее событиях, и в ее огромных надеждах. Оттого поэма не поддается
однозначной трактовке. В ней есть открытость, свойственная самой эпохе,
продиктовавшей поэту ее строфы.

Финал
поэмы, вероятно, столь же оптимистичен и перспективен, сколь ужасен и
безысходен. Нет ясной, жизненной, исторической альтернативы блужданию в
потемках за призраком. И в этом было по крайней мере столько же правды, сколько
было ее в суждениях разнопартийных критиков поэмы.
Список литературы

 [1] Бердяев Н. Истоки и смысл русского
коммунизма. Париж, 1955.

[2]
Блок А.А. Собр. соч. М.; Л., 1960-1965.

[3]
Блок А.А. Записные книжки. М., 1965.

[4]
Блок А., Белый Андрей. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

[5]
Гиппиус З. Живые лица. Кн.2. Тбилиси, 1991.

[6]
Долгополов Л.К. Александр Блок. Л., 1980.

[7]
Жирмунский В. Вопросы теории литературы. Л., 1928.

[8]
О Блоке // Литературная учеба. 1990. №6.

[9]
Турков А.М. Александр Блок. М., 1976.

[10]
Эткинд А. Содом и Психея. М., 1996.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вибірковий метод та його значення для вивчення правових явищ
Реферат Экономико-статистический анализ эффективности производства зерна на примере группы районов
Реферат Место ролевой игры в обучении и тренинге
Реферат Наркомания в Беларуси
Реферат Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ОАО "Азалия"
Реферат 1. Понятие о моделях и моделировании
Реферат Child Labor In Victorian England Essay Research
Реферат Задачи и примеры их решения по теории вероятности
Реферат Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века сравнительный анализ церковно-приходской
Реферат Social Work Essay Research Paper The Crisis
Реферат Оценка рыночной стоимости однокомнатной квартиры
Реферат Транспортный комплекс Украины
Реферат Использование данных финансового учета для управления денежными по
Реферат Reservation Gambling Essay Research Paper Jack A
Реферат Навигационный проект перехода судна типа "Буг" по маршруту порт Южный – порт Лимасол