Реферат по предмету "Культура и искусство"


Наука и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении

Наука
и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении

Платонова Э.Е.

По мере того, как человек понимал
единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых
организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и
неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, развития и умирания,
человек видел в природе, у животных, и в своей жизни. Эту цикличность он и
положил в основу своего первого представления о мире.

Цельность сознания и единство всего
окружающего, упорядоченного, переходящего от малого к большему и от большему к
малому, внутренняя взаимосвязь самого малого с самым большим, развилось в
систему научных взглядов. Цикл в сознании человека ассоциировался с кругом,
потому что, как и круг, он заканчивался с того, с чего и начинался. Возвращение
к своему началу и, проходя определенный этап, который ассоциировался со
смертью, заканчивалось обновленным состоянием и продолжением вновь и вновь
следованию по тем же ступеням, возвышаясь к некоторому идеалу и совершенству.
Концепцию мира, подобного шару, состоящего из различных сфер (невидимых
шарообразных оболочек), возвышающихся, и по мере этого возвышения утончающихся,
очень долго принимали философы античности как единственную концепцию
мироздания. Эти представления об устройстве космоса положили начало науке и
искусству. Наиболее полно концепция развития космоса и сфер изложена у Платона
в диалоге «Тимей» (см. Приложение 4).

Элементы, которые составляли
цикличность, а также и вообще любые смысловые основы каких-либо взглядов
человека - нечто такое, за что человеческий ум мог бы зацепиться, опереться,
как о некоторую твердыню в своем сознании, стали называться символами. Эти
элементы, заключающие в себе некоторый смысл, как составляющие систему взглядов
воззрения на мир, что мы теперь называем мировоззрением, воспринимались
человеком как носители того мира, частью которого являются.

Греки пришли к удивительному
заключению о мире - любой малый его элемент несет в себе все качества большого,
частью которого является сам. Так ученые начинали исследовать какую-либо малую
часть, полагая, что исследуемый элемент расскажет все о том, частью чего он
является. Философы строили свои гипотезы об устройстве мира и при этом
исследовали малые частицы. Возникновение геометрии, позволяющей создавать
условные модели мира, было основано на таком отношению к миру.

В этих рассуждениях об устройстве
мира человек впервые начал абстрактно мыслить, прибегая к условному чертежу.
Изучая мир, ученый пытался найти аналоги из того, что его окружает. Но в полной
мере это его не удовлетворяло - он искал совершенный элемент. И вновь прибегнул
к имитации - он попытался начертить ее на земле. Великие науки геометрия и
знаковая наука арифметика - это имитации, более того абстрактные имитации
мировых процессов с условным языком, которые лишь отчасти повторяют свой
оригинал, потому что из-за своей необъятности и множественности проявлений не
позволяли ученым рассматривать их целиком во всех ипостасях одновременно.

Во времена античности поэтому так
близко было искусство с наукой. Искусство было призвано, так же как и наука,
повторять желаемый облик. Только искусство пыталось использовать все
изобразительные возможности для отражения глубины и совершенства человеческих
переживаний и явлений в мире, а наука - исследовать их. И неизвестно, что было
первично. Вероятно, желание человека понять мир и создать нечто похожее самому
выразились именно так: искусство - точное и буквальное повторение, отражающее
глубину; арифметика - знаковое абстрактное повторение, измеряющее величину,
определяющее все в мире символом-числом, как было у пифагорейцев, для
установления закономерностей; геометрия - имитация абстрактная, близкая к
живописи, создающая лишь условную модель для исследования.

Именно поэтому воспитание и
образование покоилось на этих трех китах. А философия, как наука о смыслах,
была важнейшей из всех, ибо она связывала по сути эти три различных проявления
человеческого сознания, в котором жажда знаний о мире была самой страстной из
всех других желаний. Смысл развития этих наук-языков, отражающих различные
стороны действительности, заключался в философском осмыслении и объединение
воедино исследования различных сторон космоса и человека. Искусство -
доподлинно и материально правдоподобно изображало то, что окружает человека.
Арифметика позволяла каждому явлению и предмету в окружающем мире присвоить
некоторое числовое значение, наделить своим символом-знаком, чтобы прибегая
только к этим знакам рассматривать закономерности в мире. Геометрия - давала
умозрительные представления о создании мира и человека, их существовании,
создавала некоторый условный образ, который становился абстрактной категорией и
одним из значащих элементов мировоззрения.

Знающий условный язык искусства и
науки мог просветить свой разум, понять устройство мира и положение в нем
человека. Язык знаков - язык условный, который легко прикасается к миру и к
человеку, позволяя уловить их взаимосвязи и закономерности. Язык буквальный,
язык античного искусства - язык тоже в некоторой степени условный, так как он
дает представление только о внешней телесной стороне вещей, имитация которых не
может в полной мере вмещать ту силу, которая заключена в реальных веща. И
только язык символический может наиболее полно раскрыть природу вещей, так как
он материальными средствами пытается выразить то, что находится за гранью
материи, абстрагируясь от реально видимого, проникая в самую суть. Миф о Эдипе,
разгадывающем загадки сфинкса, был едва ли не самым популярным среди философов
античности.

Идеализм
и материализм

Развитие науки, искусства и их
языков, углубило представление о мире. Точки зрения на возникновение мира,
появление человека, необходимые для осмысления смысла жизни и смерти,
разделились на две противоположные - материальную и идеалистическую . Отношение
к миру, к жизни человека, его поискам смысла, определялось его первоначалом -
материей или идеей.

Идеалисты началом мира видели нечто
невидимое - силу, которая своей живительной и преобразующей природой вдохнула
жизнь в материю. И потому законы мироздания не определяются
причинно-следственной связью, помимо них существует нечто большее, которое
управляет миром. Поэтому важнейшим достоинством человека является его
внутренние качества.

Материалисты во всем видели силу
лишь одной природы, внутренние качества - лишь зависимые силы, заключенные
внутри материи, по смерти которой, они становятся неощутимыми и невидимыми.
Великий процесс рождения и умирания, причинно-следственные связи -
основополагающий закон бытия, которому подчиняется все живое. Материя - бог,
способный творить и рождать бесконечные формы космоса, создавший вершину
творения - человека. Она единственный точный предмет исследования, на который
можно твердо опереться и создать подлинные гипотезы о существовании мира и
человека, потому что она подлежит детальному исследованию и рассмотрению.
Неоспоримыми фактами могут быть только те явления, которые могут воочию
наблюдаться и бесконечное количество раз повторяться, постоянно углубляясь в
предмет исследования.

Противоречия двух различных учений
нашли своих сторонников. Различные философские школы и школы искусств,
исповедующие те или иные учения, формировали отношение к миру. Эти же противоречия,
как и многие другие представления о мире, которые не давали полной и подлинной
картины, сохранились во многих мировоззрениях человечества. Сформировались
строгие философские концепции, споры между которыми о первоначале мира, не
утихают и по сей день.

В основе идеализма лежит
утверждение, что истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу. В
более позднее время сформировалось два понятия идеализма. Идеализм
догматический - учение о существовании двух миров: мира идей, являющегося истинным,
неизменным бытием, и его копии - мира явлений, представляющего бытие только
кажущимся ( как у Платона). И идеализм субъективный - это полное отрицание
материального мира. В мире существуют только божество и души.

Концепция идеализма в XIX в. трансформируется
и приобретает критический или трансцендентальный характер. Критическая
концепция идеализма отрицает не существование, а возможность познания вещей в
себе. Мы воспринимаем вещи такими, какими они нам являются в силу необходимых,
чисто субъективных условий, лежащих в нас самих. Порождающая же их сущность
(вещь в себе) лежит за пределами возможного познания (Кант). В дальнейшем своем
развитии трансцендентальный идеализм породил три новых вида. Идеализм
субъективный, основой которого является утверждение, что вещь в себе не
существует; внешний же мир является продуктом умственной деятельности, но и не
индивидуального, а общего, чистого и абсолютного; мировой процесс это -
постоянное воплощение нравственных идей (Фихте). Идеализм объективный или физический,
основные утверждения которого заключаются в том, что внешний мир - это продукт
деятельности, но он не есть только дух или сознание, а является тождеством духа
и природы, субъекта и объекта в абсолюте (Шеллинг). И третье направление
идеализма - это абсолютный или логический, в основе которого лежит
представление о мире, как о бытии мышления, идеи, процесс самораскрытия которой
является всеобъемлющим; и вне этого нет ничего (Гегель).

В противоположность идеализму
сформировалась концепция материализма. Материализм - философское учение, по
которому материя является единственным основанием всего существующего, также и
явлений духовного порядка. Концепция материализма сводит все происходящее в
мире, который рассматривается им как большой механизм, к различного рода
движениям материальных частиц. Основателем этой концепции был Левкипп и его
ученик Демокрит, предложивший «атомистическую систему». Самыми яркими
представителями ее были эпикурейцы (Лукреций).

Одно из проявлений материализма в
XIX веке стал психологический материализм. Его главным утверждением является
представление о том, что даже душевные явления суть порождение организованной
материи (нервных центров). Другая форма материализма - этический. Он видит
единственную цель человеческой жизни в материальном благополучии и физическом
наслаждении. Экономический материализм рассматривает явления умственной,
нравственной, социально-политической и культурной жизни, как продукты
исключительно естественных и экономических факторов (как, например, у Маркса).

Две различных концепции так и не
пришли к единому знаменателю. Ничто не может объединить два противоположных
начала мира. Ни то, ни другое не доказуемо научным путем. Но, возможно, эти
доказательства не требуются (Приложение 5). В мировосприятии человека эти
основы существуют в зависимости от того, каким человек видит мир - наполненный
Божественным светом и Смыслом, или приспособленным только для материальных благ
и наслаждений. В эпоху античности эти различные взгляды отразились в обрядах -
аполлониях и дионисиях, о которых пойдет речь ниже.

Немаловажную роль в решении, какую
основу мира для себя считать главной, играет область веры. Именно вера человека
определяет его образ жизни и ту концепцию, которую он исповедует. А это зависит
от отношения к своей жизни и к жизни других людей. У той и другой позиции
всегда находится конечный предел исследований, за который человек до
сегодняшнего дня не может ступить. Всегда находится что-то такое, что человек
не в силах познать, и тогда начинается область веры.

Область веры - это одна из
сложнейших областей человеческой души, определяющаяся отношением к жизни и
смерти, субъективным восприятием и внутренним стремлением. Понимание блага,
любви и других морально-нравственных категорий зависит только от этого.

Список
литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.