Реферат по предмету "Культура и искусство"


Мозаика

Мозаика

Мозаика
- один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов,
используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению,
позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э.

Мозаика
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное
музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по
материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных
видов монументально-декоративного искусства.

Мозаика
употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного
искусства и реже - для создания станковых картин. Особым видом мозаики является
инкрустация. Мозаика набирается из кусочков, которые имеют простую
геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое
извести, цемента, мастики или воска.

Существуют
два приЕма набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в
закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и
"обратный", когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на
рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны
заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок
монтируется на стену или потолок).

Древнейшие
сохранившиеся мозаики - орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы
в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.).

Античная
мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных
узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным
или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым
способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для
античной мозаики ровный блеск поверхности).

В
византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не
шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета;
византийские мозаики (например, М. Софии храма в Константинополе), с их
мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с
массивом стены, обогащая пространство интерьера.

Высокого
расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские
традиции: в Италии, Грузии (Мозаика Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси
(Мозаика 11-12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в
Киеве).

В
России технику смальтовой мозаики возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под
руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В
1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского
собора.

Мастера
"модерна" и национально-романтических течений (испанец А. Гауди,
австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко
обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из
крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских
локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х.
Эрни).

Подъем
советской мозаики, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим
интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего
поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П.
Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы
мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко,
Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В.
Б. Эльконин.

Смальта
изготовляется на заводах и выходит из плавильных печей в виде кубиков. Задача
мозаичиста - правильно наколоть ее в нужный размер и придать форму, - сделать
модуль. Это делают специальным молоточком. Большое значение придается
поверхности и грунту, на который кладется мозаика. Сами камни в течение многих
веков способны сохранить изображение без изменения, но слабым местом мозаики
всегда был грунт. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой
живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления Церквей и
дворцрв, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро, а в
настоящее время для украшения храмов нашей Родины.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эмоциональное развитие самодеятельного актера
Реферат Требования к искусственному освещению и средства защиты от ультрафиолетового излучения
Реферат Мутуалистические основы культурного биоценоза
Реферат «Достижение культуры Древнего Египта»
Реферат Street Wise Essay Research Paper Conflict Theory
Реферат Акционерное Общество «Балаковорезинотехника»
Реферат Family Diversity Essay Research Paper In modern
Реферат Актуальные вопросы отказа в возбуждении уголовного дела
Реферат «Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура»
Реферат Бухгалтерский учет и анализ доходов по операциям с ценными бумагами на примере КБ "Стройкредитбанк"
Реферат Акмеологическое сопровождение специалистов в критические периоды развития общества
Реферат Активізація пізнавальної діяльності учнів на уроках географії
Реферат К вопросу о хронологии венгерско-византийских столкновений во время правления Гезы II (1141 — 1162)
Реферат Актуальность данного исследования не вызывает сомнений
Реферат Решения к Сборнику заданий по высшей математике Кузнецова Л.А. - 2. Дифференцирование. Зад.18