Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ханива

Ханива

Ханива — скульптуры из обожженной
глины, относящиеся к III–VI вв. Их устанавливали на
курганах — могилах вождей, называемых «кофун».

На протяжении веков типы ханива изменялись,
отражая происходящие изменения в обществе. Наиболее древние ханива представляли
собой толстые цилиндры высотой до 60 см и шириной до 40 см, а также
символические образы щитов, колчанов, шлемов, украшенных магическими узорами.

Затем появились ханива — модели
синтоистских святилищ или амбаров, а впоследствии фигурки животных, изображения
людей. О значении этих скульптур свидетельствует их массовое изготовление в
больших мастерских с привлечением множества ремесленников. Крупные курганы
превращались в своеобразные царства глиняных статуй, вмещая по несколько тысяч
фигурок ханива.

Сначала ханива, изготавливавшиеся в виде
церемониальных уборов и военного снаряжения, считались символом богатства и
власти, но затем, постепенно утратив первоначальное значение, стали приобретать
исключительно декоративный характер.

Название «ханива» («глиняный круг») связано
с техникой изготовления — так называемым методом вадзуми. Глиняные кольца
накладывались друг на друга стопкой, образуя полые фигурки, тщательно
выравнивались, формовались, а затем обжигались при температуре около 800°С.

В зависимости от времени создания различен
и способ расположения ханива на курганах. Цилиндрические ханива ставились
вокруг вершины и основания погребального холма или в средней части на его
склонах в два-три ряда. С середины же периода Кофун, когда курганы стали
окружать рвами, ханива ставили и за пределами рвов, на ровном месте, в
непосредственной близости к кургану, и на насыпавшихся вокруг кургана валах.

Цилиндрические ханива расставлялись на
вершине холма прямоугольником или кругом, внутри которого помещали ханива в
виде церемониальных головных уборов, щитов, колчанов и т. п. Ханива в виде
людей и животных размещали рядами внутри и вне прямоугольника. Существовали и
строгие правила ориентации фигурок. Так, фигуры петуха — солнечной птицы,
возвещавшей восход, и боевого коня, оседланного для похода, были обращены к
востоку; фасады домов — к югу; статуи воинов — к четырем сторонам света.

Главным почитаемым в Ямато божеством стала
богиня солнца — Аматэрасу, превратившаяся в прародительницу японского
государства, в солнечного предка царя и царского рода. Культ предков приобрел
небывалое значение. С его распространением связано и возникновение погребальных
ансамблей — грандиозных царских курганов. От этих ансамблей — их в Японии насчитывается
несколько тысяч - произошло название периода Кофун (Старый курган),
продолжавшегося с III по VI век.

Погребальные курганы представляли собой
высокие холмы, густо поросшие лесом и окруженные рвом. Их внешние очертания,
планировка внутренних помещений, расположение и ориентировка всех компонентов
отражали сложный комплекс миропредставлений, сложившихся в Японии в начале
нашей эры. Наиболее, древние небольшие холмы Сю-кофун, расположенные
преимущественно на острове Кюсю, имели в плане правильный круг — символ солнца
и небесной сферы. Более поздние величественные погребения правителей Ямато были
не только огромных размеров (курган Нинтоку-тэнно, правившего в 395-427 годах,
по занимаемой площади превосходит пирамиду Хеопса), но и сложной конфигурации. Они
напоминали своими очертаниями замочную скважину. Своеобразное соединение в их
плане круга и квадрата означало взаимодействие всего сущего — солнца, неба,
земли, активных и пассивных первоначал природы Ян-Инь. Холм окружала широкая и
очень ровная подковообразная полоса воды, отделяя это неприкосновенное царство
мертвых от окружающего немного мира.

Оформление погребального места продолжалось
много лет и являлось сложным магическим действием. Отбиралось и фиксировалось
всё, наиболее связанное с идеей вечности, незыблемости сил природы. Курган,
сплошь покрытый густой растительностью, представлял собой искусно продуманное
сооружение. Расположение деревьев, открытых и затененных мест — все подчинялось
строгому замыслу. Каждый курган являлся своеобразным символическим подобием
мироздания, как представляли его себе японцы, и их собственной родины.

Символика погребального холма воссоздавала
то, что было примечательным в природе самой Японии, — высокие деревья, водные
пространства, а также воплощала идею сильной центральной власти, общественной
иерархии; окружность основания напоминала о происхождении государства Ямато от
солнечного предка. В каждой детали внутреннего убранства прослеживалась
неразрывная связь с синтоистской мифологией. Останки царя помещались в выложенную
каммеными плитами подземную камеру, расположенную внутри холма. Керамический
или каменный саркофаг, занимавший в ней центральное место, воспроизводил
традиционную структуру дворца пли святилища, приподнятого над землей и
увенчанного массивной крышей. На грудь усопшему возлагалось круглое бронзовое
зеркало - знак его принадлежности к божественному роду. Всё, что сопутствовало
ритуалу погребения, выражало многослойные представления об охране и защите
государства от враждебных сил. Комплекс предметов, находившихся в гробнице
(керамические сосуды, драгоценные короны, ювелирные изделия, оружие),
свидетельствовал по усложнившейся социальной организации и духовной жизни
японского общества.

Особенно важную роль в погребальном
ансамбле играл эскорт покойного, представленный в виде множества глиняных
скульптур - ханива. В сюжетах этих фигурок, в особенностях их расположения
отразились не только представления об устройстве мира, но впервые столь
отчетливо выявились понятия о социальной организации, ритуалах и обрядах
древних японцев.

Хотя образы ханива были в значительной мере
навеяны образами китайской погребальной пластики, ее развитие шло
самостоятельным путем. В отличие от Китая, где подобная скульптура скрывалась в
подземном захоронении, ханива располагались по всей поверхности кургана,
выполняя функцию охранителей покоя усопшего и отражая иерархическую структуру
самого японского государства. Технические методы их изготовления, а также
стилистические приемы подтверждают, что корни искусства ханива выросли на местной
почве.

Название ханива ("глиняный круг")
связано с техникой изготовления, так называемым методом «вадзуми». Глиняные
кольца накладывались друг на друга стопкой, образуя полые внутри фигурки,
высотой от 30 см до полутора метров, тщательно выравнивались, формовались, а
затем обжигались при сравнительно низкой температуре (около 800°). Ханива вели
свое происхождение от глиняных столбиков, составлявших магическую ограду вокруг
погребального холма. И хотя к дальнейшем их форма эволюционировала и значительно
усложнилась, глиняный цилиндрический столб продолжал оставаться видоизмененной
основой каждой статуи, играя роль ее устойчивого пьедестала.

Темы ханива не были стабильными. Они
менялись на протяжении веков, отражая изменения в политической организации, внутренней
жизни общества. Наиболее древние ханива составляли небольшой круг символических
образов. Это — щит, колчан, головной церемониальный убор, украшенные
гравированным магическим узором. Появившись в период острой борьбы племенных
вождей за власть, они утверждали их воинскую доблесть. На раннем этапе
появились и ханива — модели синтоистских святилищ или амбаров. Они
символизировали места обитания божеств и устанавливались на вершине
погребального холма-кофуна.

В V—VI веках количество сюжетов значительно
увеличилось. Появились многочисленные антропоморфные изображения: жрецов и жриц
— главных персонажей священного ритуала синто, слуг и служанок, прислуживавших
при сезонных празднествах, воинов — охранителей царства, а также крестьян,
жертвенных животных, священных птиц, коней. О том, насколько важное место
занимали эти скульптуры, свидетельствует их массовое изготовление в больших
мастерских с привлечением многих ремесленников. Крупные погребальные ансамбли
превращались в своеобразные царства глиняных статуй, вмещая по нескольку тысяч
ханива.

Сам процесс изготовления скульптур породил
традиционность форм. Она определялась и ритуальным назначением пластики.
Постепенно складывалась устойчивая иконографическая система изображений,
канонизировался круг тем, фиксировались типы лиц, поз, одежд, а также типы
жилищ.

Основной мифологический сюжет, питавший
символику ханива, — ритуальное предстояние перед божественными силами
вселенной. С этим связаны и строгие правила их расположения на поверхности
кофуна, соответствовавшие общей космогонической ориентации погребения. Так,
фигуры петуха — солнечной птицы, возвещавшей восход, и боевого коня,
оседланного для похода, были обращены к востоку; модели домов — фасадами к югу;
статуи воинов, воплощавшие идею охраны сакрального места,— к четырем странам
света.

Большая часть фигур предназначалась для
того, чтобы умилостивить духов природы. Это сообщало жестам статуй особую
выразительность. С большой точностью изображались детали, указывающие на
занятия, социальную принадлежность, — доспехи воина, магические украшения и
одеяния жриц и жрецов, мотыга и серп крестьянина, сложные прически придворных
дам. В зависимости от функции того или иного персонажа в ритуале мастера
выявляли самую главную особенность образа, подчеркивали ее какой-нибудь
выразительной деталью. Так, воины изображались в полном боевом снаряжении с
нахмуренными и суровыми, зачастую полузакрытыми шлемами лицами. Их напряженные
позы как и традиционный жест руки, положенной на рукоять меча, символизировали
отвагу, боевую готовность. Тонко моделированные лица жриц, предстающих перед
невидимым божеством солнца с чашей вина, передавали состояние вакхического
экстаза. Особенно выразительны их протянутые вперед или молитвенно сложенные у
груди руки. Лица простых людей — девушек-служанок и крестьян — отличаются
большей непринужденностью мимики. Они как бы полны наивной радости бытия,
зачастую светлы и улыбчивы.

В этих скульптурах завершено каждое
движение, обобщена каждая пластическая форма. Отсутствие дробности —
характерная черта погребальной японской пластики. И вместе с тем ханива
поражают своим разнообразием и живой непосредственностью. В простоте и
лаконизме скульптурных решений ощущается артистизм мастера, умевшего достичь
большой выразительности с помощью несложных приемов. Нерасчлененный глиняный
столб — только основа скульптурной формы, которая весьма по-разному, а подчас
неожиданно оживляется положением рук, прорисовкой черт лица, моделировкой
одежды, головного убора. Мастера тонко чувствовали пластические возможности
мягкой и податливой глины. Вылепляя асимметричные, неровные линии губ и бровей,
прорисовывая волосы и намечая ушные раковины, они добивались не только
неповторимости выражения, но умели придать фигуркам ханива интимность и
теплоту.

Ноги фигуры чаще изображены неподвижными.
Продолжая форму цилиндра, они составляют как бы прочную основу скульптуры,
придают ей монументальную устойчивость. Зато руки, непропорционально короткие,
но крайне подвижные, играют важную роль в создании самого образа, точно
передавая функцию каждого из персонажей. Часто они демонстрируют священную
значимость какого-либо атрибута: сжимают рукоять меча, поднимают кверху
жертвенную чашу, перебирают струны кото. Лица также поражают разнообразием
мимики, хотя моделировка их крайне проста. Сочетание прямого, отчетливо
выступающего носа с округлым овалом лица и вырезанными в полой форме
отверстиями глаз и рта создает неожиданные переходы света и тени, оживляет весь
облик. Углы то, широко расставленных, то приближенных к носу глаз, а также углы
рта приподняты, опущены или округлены, отчего возникает яркое впечатление
смеющихся, плачущих, поющих лиц. Затейливые головные уборы и тщательно
прорисованные одежды завершают характеристику каждого персонажа, подчеркивают
его сословную принадлежность, его значимость в ритуальном действии и эскорте
царя.

В IV—V веках уже появились в зачатке те
качества, которые будут характерны для японской пластики последующих этапов.
Эта обобщенность силуэта и острая выразительность детали присущи как
изображениям людей, так и фигуркам птиц и жертвенных зверей (медведь, кабан).
Изображения домашних животных (свинья, собака), полностью вытеснившие столь
характерные для древнейших этапов изображения змей и драконов, выполнялись с
необычайной тщательностью и достоверностью. Одним из самых излюбленных мотивов
погребальной пластики являлся конь — незаменимый спутник воина в походах и
сражениях. Многочисленные фигурки коней рядами выстраивались перед входом в
подземную часть захоронения. Большое внимание уделялось не столько передаче их
движений, повадок или осанки, сколько боевому снаряжению, свидетельствующему о
богатстве, благородстве и знатности владельца. Характер седел, стремян,
бубенцов передавался с документальной точностью.

Многочисленные изображения
священных птиц (петухов, журавлей и др.) отличаются меткостью жизненных
наблюдений при сохранении монументальной обобщенности форм. Точность в
воспроизведении животного мира в целом свидетельствует о глубокой связи
искусства древних мастеров с жизнью. Об этой же связи говорит и характер
изображения ханива-домов, которые раскрывают характерные особенности древней
деревянной архитектуры Японии, что очень важно, поскольку она почти не
сохранилась до наших дней.

Ханива-дома весьма разнообразны. Связанные
с культом земледелия, они воспроизхводят не столько облик человеческого жилья,
сколько все существующие типы культовых и сельскохозяйственных сооружений, но
уже сгруппированные в целые комплексы и обнесенные магической оградой из
столбиков-цилиндров. Их раннее появление на рубеже III—IV веков среди
изобразительных мотивов погребальной пластики, равно как и предназначенная им
роль символического навершия кургана, говорят о том, что в любом японском
ритуальном ансамбле изображение дома считалось святыней. С точки зрения
художественной особенно важным представляется то пластическое совершенство, с
которым выполнены все детали конструкций, выявлена компактность архитектурных
форм.

В незатейливых фигурках ханива ощутимы не
только наивная повествовательность и непосредственность народного искусства. В
них есть высокий артистизм, проверенное веками точное чувство пластической
формы, умение выделить главное. Им присуща монументальная значительность.
Безвестные творцы этих по существу первых связанных с человеком и его жизнью
образов заложили основу пластического мышления японского народа.
 Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.yaponist.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Reorganize A Company Who Has Just Gone
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Миргородської міської ради "Про визначення товарної спеціалізації та затвердження Правил торгівлі на технічному ринку м. Миргорода"
Реферат Академія педагогічних наук україни державна науково-педагогічна бібліотека україни імені в. О. Сухомлинського календар знаменних І пам’ятних дат у галузі освіти І педагогічної науки на 2008 рік
Реферат Защита Родины есть защита и своего достоинства По рассказу Шолохова Судьба человека
Реферат Рынок Форекс в Кыргызской Республике
Реферат Горький: Старуха Изергиль
Реферат Международная миграция капитала
Реферат How Economic Development In The 1950-2000 Affected
Реферат Общие симптомы и местные признаки туберкулеза
Реферат Aristotle Essay Research Paper In Aristotle
Реферат Стратегія забезпечення фінансової безпеки держави
Реферат Массовое увольнение работников
Реферат Культура Китая Древность и средневековье
Реферат Налоговая система Дании
Реферат Авторская позиция в романе И. Бабеля "Конармия" и способы ее выражения