Реферат по предмету "Культура и искусство"


Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Одним
из главных определителей уровня культуры является степень развития
декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры,
тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью
народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность
путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир,
сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения
мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства.
Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как
различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел
теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались.
Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко
упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов
ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть
такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно
отнести ковроткачество.

Ковроткачество
известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел.
Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана
искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности
ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды
таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт,
Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира,
где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров,
создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего -
паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.

Все
ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются
на четыре типа:

1.
Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).

2.
Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).

3.
Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).

4.
Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).

В
основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных
фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.

Азербайджанское
ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций,
насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция
имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где
вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась
из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые
композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы,
Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы,
Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента
является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного,
антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и
геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре.
Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили
определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение
изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный
орнамент без смыслового значения.

Большая
часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о
традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана. На
многочисленном материале прослеживается идентичность орнаментации по металлу,
дереву, тканям, керамике и так далее. К примеру, основным мотивом ковра
«Хила-бута» является орнамент «бута», встречаемый в различных исполнениях на
изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в
большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов
быта. Установлено, что при создании ворсового ковра «Шильян», основой орнамента
послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.

Азербайджанское
ковровое производство представлено различной техникой исполнения. В основном
ковры и ковровые изделия делятся на две большие группы: безворсовые и ворсовые.
К безворсовым ковровым изделиям относятся: палас, килим, сумах, зили, шадде и
верни. В свою очередь, эта группа подразделяется на изделия с простым
переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах,
зили, шадде и верни. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при
изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология -
на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать
на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и
размера.Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является
очень большая плотность узлов. Плотность ковра определяется количеством узлов
на квадратный дециметр. В зависимости от района выработки на каждый квадратный
дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых
узлов.

В
ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с
различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий
выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры. Естественные
красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и
придают им блеск и сочность красок. В совершенстве овладев техникой коврового
производства, азербайджанские ковровщицы стали изготавливать такие сложные по
технике исполнения изделия, как ковровый комплект (даст), состоящий из большого
центрального, двух боковых и одного головного ковра, объединенных одной
композицией; молитвенный ковер (намазлыг), сюжетно-тематический и другие.

Ковры
удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным
нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в
основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия,
используемые для различных хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые
в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для
хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул;
надседельники - яхар усту и другие.

Сегодня
лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены в крупнейших
музеях мира, в частности в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, что
свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры
азербайджанского народа.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мышление: его общая характеристика, операции, формы, виды
Реферат Моршанск город на Цне
Реферат Лекции по курсу «Финансы, кредит, денежное обращение» (2004г.)
Реферат Экономические аспекты глобальных проблем
Реферат Диалект как основная форма существования языка
Реферат Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920 1930 е годы
Реферат Методы и средства контактных электроизмерений температуры
Реферат 2 Состав Кредитного Конвейера в разрезе выполняемых функций
Реферат Математическое моделирование физических задач на ЭВМ
Реферат Состояние современного российского рынка труда
Реферат Организанізаційно правові форми підприємств
Реферат Экзаменационные билеты и ответы за 11 класс по Физике
Реферат Изучение особенностей психологического развития
Реферат Применение кристаллов
Реферат Мёссбауэровская спектроскопия