Реферат по предмету "История техники"


Японский меч - Катана

Японский
меч - Катана

Эксперты говорят, что все
японское искусство выросло из китайского, но делают одну принципиальную
оговорку: да, японцы всему учились у китайцев, но в отношении холодного оружия
они превзошли не только их, но и все остальные народы.

Японское оружие абсолютно
уникально, а меч японских самураев – чуть изогнутую, пружинящую, как рессору,
заточенную только с одной стороны катану – коллекционеры полагают самым
совершенным холодным оружием в мире. Катану нельзя было обнажать просто так –
об этом говорит и тот факт, что у самурая при себе всегда был шелковый платок
для обтирания крови с клинка.

История катан начинается примерно
в XII–XIII веке, они были непременным атрибутом японской аристократии и утратили это
положение лишь в XIX веке, после революции Мэйдзи,
когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца.

В фильме «Убить Билла» Квентин
Тарантино заставил Уму Турман размахивать катаной, якобы скованной для нее
харизматичным мастером за месяц-другой. Тут он сильно погрешил против истины.
Катана – плоть от плоти японской философии ремесла. Здесь лучший мастер – тот,
кто не вносит в свое произведение ничего личного, художник в аристотелевском
понимании этого слова, отражающее мир зеркало. Во главу угла ставится строгое
разделение труда: оружейник, сковавший клинок, никогда не будет, скажем,
заниматься изготовлением фурнитуры, так что катана – всегда результат труда многих
человек. Это одна из причин того, что коллекционеры чаще всего собирают не
собственно катаны, а их отдельные части. Тому есть и более прозаичное
объяснение: катана – не монолитное целое, а своеобразный конструктор, и
настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча.
Клинок уникален – он передавался по наследству из века в век, но в зависимости
от обстоятельств катана разительно меняла свой облик. Военные действия
предполагали аскетичный облик меча, а на свидание с дамой позволительно было
являться с катаной, богато изукрашенной.

Все начинается с металла. На
изготовление катан шла особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и
вольфрама. Прутки закапывали в болото на восемь лет, чтобы ржавчина выела
слабые места, затем они отправлялись к кузнецу. Прутки расплющивали молотом,
превращая их в фольгу, складывали эту фольгу, снова расплющивали – процесс
напоминал изготовление слоеного теста, а готовый клинок в результате содержал в
себе до 50 000 слоев. Более того, катана оказывалась самозатачивающейся
благодаря упорядоченному движению молекул клинка – то есть, повесив слегка
затупившийся меч на стену, через определенное время можно было вновь получить
острое, как бритва, лезвие. Шлифовка клинка шла поэтапно – сначала девять шлифовальных
кругов все уменьшавшейся зернистости, в конце мастер полировал лезвие
подушечками пальцев, используя растертый в пыль древесный уголь. Закаляли
катаны в жидкой глине – в этот момент на лезвии появлялась тонкая матовая
полоска – якиба (yakiba). Если мастер был известным, на
хвостовике клинка он ставил свою подпись.



Между рукояткой и клинком
находится цуба (tsuba) – фактически это гарда, только
не чашевидная, как у европейских мечей, а плоская. В ней обычно два или три
продолговатых отверстия: большое центральное предназначено для главного клинка,
расположенные по бокам меньшие служили для того, чтобы закреплять в них кодзуки
(kozuka) и когаи (kogai). Кодзуки – маленькие универсальные ножички: ими можно
было резать пищу, а можно и добивать поверженных врагов. Несущая на себе
родовой герб шпилька когаи была своего рода визитной карточкой самурая, которую
он оставлял в теле убитого на поединке соперника.

Самые древние цубы – железные,
очень простые по форме. В дальнейшем их стали изготавливать из особого сплава
«сякудо». Этот мягкий красновато-коричневый сплав меди, серебра, олова и золота
позволял создавать настоящие произведения искусства. Широко применялась техника
глубокой таушировки – в разогретую цубу вбивали золотую или серебряную
проволоку, затем узор шлифовали. Цубы фантастически красивы и затейливы: то
стая обезьян кривляется в ветвях дерева, то журавль распростер крылья с
тщательно проработанными перышками, то расцвел цветок хризантемы или сакуры.
Именно цубы чаще всего коллекционируют современные ценители японского
искусства, и разброс цен на них огромен: от 300–400 до нескольких десятков
тысяч долларов.

Чтобы рукоять не выскальзывала из
ладони, ее обтягивали отшлифованной шкуркой акулы или ската – европейцы
называют этот материал «галюша». Сверху шла оплетка из шнура, под оплетку
закладывали небольшие металлические детальки – менуки (menuki). Эти крохотные фигурки: цветочки, дракончики, птицы, звери и человечки
также являются одним из любимых предметов собирательства. Ценятся также фуки (fuchi) и кашира (kashirа) –
металлические навершия и кольца рукояти, их, как и ручки для кодзук, делал один
и тот же мастер.

Строго говоря, у японского
аристократа всегда было как минимум два меча. Коллекционеры шутят: «В один
смотрелись, как в зеркало, другим брились». Большой – собственно катана – имел
в длину 60 и более см, малый – вакидзаши (wakizashi) – 30–40 см, они вешались перекрестно. Иногда их так
сразу в паре и изготавливали – получался выдержанный в одной стилистике
комплект, что высоко ценилось.

Главное предназначение вакидзаши
– послужить своему хозяину во время выполнения ритуального самоубийства сеппуку
– точно продуманного, как классический балет, действия. Самурай вставал на
колени в ритуальную позу, подложив за спину подушечку, чтобы случайно не
опрокинуться, вручал свою катану лучшему другу, и вонзал вакидзаши себе в живот
на четыре пальца выше пупка. Движение вниз, вправо – до печени, затем влево,
далее необходимо было склонить голову, которую и сносил ему верный друг верной
катаной.

Говорят, что сеппуку придумали в
Средние века, в эпоху феодальных войн. По легенде, к юному правителю, никогда
не видевшему смерти, пришел с докладом его военачальник и доложил о победе на
поле битвы.

– Интересно, как это выглядит,
когда умирают люди, – протянул юный император.

– О, это очень просто, мой
повелитель, – ответил военачальник. – Это выглядит вот так.

И совершил самоубийство.

– Я тоже так могу, – воодушевился
император.

И ушел из жизни.

– И мы, – отозвалась свита.
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.yaponist.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Введение в программу a dobe Photoshop \ «Проведение предметной недели по информатике и Iтура Всероссийской олимпиады по информатике»
Реферат Анна Ахматова. Судьба и поэзия
Реферат Синтез системи керування електроприводом технологічної установки
Реферат Круговорот азота в природе
Реферат Анализ состояния рынка жилой недвижимости города Нижнего Новгорода  Июнь 2009 год
Реферат Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
Реферат Есенин как поэт "золотой бревенчатой избы"
Реферат Інститути і норми конституційного права
Реферат Работа с типами данных записи
Реферат Значение и содержание ниццского договора
Реферат Денежно кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации
Реферат Древнерусское красноречие XI-XVII вв.
Реферат Дуэль и смерть Александра Сергеевича Пушкина
Реферат Глобализация как социокультурный феномен и ее проявления в России
Реферат Женские образы в романах Драйзера