Реферат по предмету "История"


Развитие капитализма в Украине

Развитие
капитализма в Украине
Реферат по
история Украины выполнил Королёв И. В.
Крымская
академия природоохранного и курортного строительства (КАПКС)
АРК Крым, г.
Симферополь,
Развитие промышленности.

На протяжении
60-80-х годов в XIX ст. в Украине завершился промышленный переворот, то есть
переход от мануфактур к машинной индустрии, самыми характерными признаками
которой было использование в производстве паровых двигателей, системы машин и
станков.

Основным
промышленным топливом стал каменный уголь.

Большие
капиталистические предприятия - заводы и фабрики - для повышения
производительности труда начали использовать достижения науки и техники.
Экономическое развитие Украины в то время определяли прежде всего, отрасли
тяжелой промышленности - угольная, железорудная, металлургическая,
машиностроительная. Интенсивнее всего развивался Донецко-Криворожский
железорудный бассейн – главная угольно металлургическая база Украины.

Со времени
реформы 1861 г. добыча каменного угля в Украине выросла более чем в 115 раз и
составляла в 1900 году 691,5 млн. пудов (более половины общеимперской добычи).
В конце 90-х годов Украина давала свыше половины общеимперской выплавки чугуна
(92 млн. пудов) и немного меньше половины железа и стали (59 млн. пудов).

За последние
два десятилетия XIX ст. в Екатеринославской и Херсонской губерниях возникло 17
больших металлургических заводов. Некоторые из них были построены на средства
иностранных капиталистов: английских - завод Джона Юза с рабочим поселком
Юзовка (ныне Донецк); бельгийских Днепровский завод в поселке Каменском (ныне
Днепродзержинск); французских - Гданцевский завод возле Кривого Рога. Русские
капиталисты стали собственниками заводов: Брянского - возле Екатеринославля,
Дружковского и Донецко-Юрьевского в Донбассе.

С 1888 по 1894
гг. в Украине было организовано 22 иностранных акционерных компаний суставным
капиталом почти 63 млн. рублей. Французский, бельгийский, английский и немецкий
капиталы в значительной мере захватили ключевые позиции в каменноугольной,
железорудной и металлургической промышленности Украины. Из иностранцев на
многих заводах формировались административно-управленческий персонал,
инженерно-технические работники, мастера и даже часть квалифицированных
рабочих.

В результате
реформ 60-70 годов значительный толчок для развития на основе капиталистических
производственных отношений получили традиционные в Украине отрасли
промышленности, связанные с сельским хозяйством. В первую очередь это касалось
сахарной промышленности, где хозяйничали украинские, русские, польские и
еврейские капиталистические предприниматели: Терещенко, Харитоненко,
Бобринский, Хряков, Браницкий, Потоцкий, Бродский, Гальперин, Фишман, Гинзбург.


Благодаря
завершению технического переворота, концентрации производства на больших
предприятиях, общее количество сахарных заводов в Украине с начала 60-х к
середине 90-х гг. уменьшилось с 247 до 153, а рабочих наоборот увеличилось с 38
тысяч до 78 тысяч. Производство сахара .на них выросло в 14 раз: с 1,6 млн. до
23 млн. пудов (84% производства всей Российской империи).

Чтобы не
допускать снижения цен на внутреннем рынке, наибольшие сахарозаводчики Украины
объединились в сахарный синдикат - первое в Российской империи капиталистическое
монопольное объединение, которое возникло в Киеве в 1887 г. Уже через 5 лет в
его подчинении находилось свыше 90% действующих заводов в Украине.

В конце XIX ст.
возникли большие предприятия транспортного машиностроения: Харьковский и
Луганский паровозостроительные заводы. До 1900 г. они построили 233 паровоза. В
то время длина железной дороги в Украине достигала 8417 км. Первой была открыта
железная дорога (1865 г.) длинною 219 верст, соединившая Балту и Одессу. После,
в интересах помещиков, занимавшихся экспортом хлеба, железные дороги строились
в направлении азово-черноморских портов. А открытие в 1884 г. Екатерининской
железной дороги, соединившей Донбасс с Криворожьем, было вызвано прежде всего
потребностями развития тяжелой промышленности.

Царское
правительство, в ведении которого находилось все железнодорожное строительство,
руководствовалось в Украине колонизаторскими и военно стратегическими
соображениями. Его не интересовали нужды местной экономической жизни.
Производство железнодорожных рельсов, которое в Украине составляло свыше трех
четвертых от общеимперского, преимущественно обслуживало Российскую империю с
самыми длинными в мире железнодорожными магистралями. Все самые главные большие
железные дороги направлялись к центрам России и Прибалтики.

Преследовалась
цель сохранить односторонний, фактически колониального характера товарообмен,
сложившийся между Украиной и Россией. Ведь только 15% промышленных предприятий
в Украине производили готовую продукцию, а все остальные поставляли сырье для
изготовления такой продукции в России. Поэтому готовые товары, привозимые из
России, стоили дороже, чем сырье с Украины.

Таким образом,
накопление капиталов в России происходило за счет неэквивалентной торговли ее с
Украиной. Да и регулирование цен за провоз грузов по железным дорогам было
таким, что выгоднее было промышленную и сельскохозяйственную продукцию вывозить
по железным дорогам за пределы Украины, чем развозить ее своим потребителям.

Колониальным
аграрно-сырьевым придатком к промышленно развитым центральным и западным
провинциям Австро-Венгерской империи оставались подвластные ей
западноукраинские земли Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья.

Новую
сельскохозяйственную технику и наемный труд использовали и зажиточные
крестьяне. В конце XIX ст. из всего сельского населения западноукраинских
земель таких насчитывалось: в Восточной Галиции – свыше 11%, в Северной
Буковине - свыше 8%. Вместе с тем, почти половина крестьянских хозяйств
считалась бедняцкими. Нечего было ожидать от них товарной продукции: собранного
урожая не хватало даже для прокорма собственной семьи крестьянина-бедняка.

Под властью
Российской империи процесс социального расслоения украинского крестьянства в
условиях капиталистического развития был еще более разительным. В конце XIX ст.
зажиточные крестьяне в Украине составляли около четверти всего сельского
населения, сосредоточив в своих руках около 40% крестьянских земель и свыше 50%
рабочего и продуктивного скота. Хозяйства некоторых крестьян-богатеев (особенно
на Юге Украины) достигли размеров значительных помещичьих имений - в тысячу
десятин земли и даже больше. В среднем на один крестьянский двор приходилось 10
десятин, а на одно дворянское поместье - 507 десятин. Свыше половины
крестьянских хозяйств, земельная собственность которых так и не превышала 5
десятин, считались бедняцкими.

Чтобы улучшить
свою жизнь, крестьяне-бедняки нанимались к более зажиточным односельчанам, шли
работать в помещичьи экономии. Многие из них вообще оставляли свои дома и
временно или навсегда нанимались на фабрики и заводы. В конце XIX ст. в Украине
насчитывалось до двух миллионов сельскохозяйственных работников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.