Реферат по предмету "История"


Социально-психологическое содержание газеты «Правда» в СССР

Социально-психологическое
содержание газеты «Правда» в СССР

     Прежде чем
говорить о содержании " Правды " и 
о  действии этого  содержания 
на  массовое сознание необходимо
сказать об общих моментах влияющих на эффективность  идеологического 
воздействия.  Она ( эффективность
) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической
и  организационной  деятельности ,  пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу
В.А.Шандра.  Именно поэтому при при
разработке методов воздействия 
любой  мало-мальски  уважающей 
себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты.  И 
прежде  всего  внимание должно быть обращено к человеку
,  который "... как объект
пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой
сложную совокупность ( систему ) качеств, 
воплощающих черты общественной среды , 
а также конкретной  среды  , которая 
его  окружает ( его "микросреды")
,  специфичность его исторического опыта
, наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной
степенью активности ,  избирательностью по
отношению к общей и конкретной среде , к требованиям  и  принципам  социальной 
идеологии."(2)  Такое
сложное определение,  разработанное в
1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения ,  в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:  "...никогда миллионы людей не будут
слушать советов партии ,  если эти
советы не совпадают с тем ,  чему их
учит опыт собственной жизни."(3)

     Таким образом
любая пропаганда ,  которая
"...ставит своей целью формирование взглядов людей ,  их мировоззрения , убеждений  и 
побуждение  их к определенным
практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4),  и особенно пропаганда ,  от 
которой зависит судьба идеологии , 
просто обязана обращаться к отдельным личностям.  В работах советских исследователей  этот механизм хорошо описан применительно к
системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит
так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией
персонификации.  Она предлагает
аудитории многочисленные варианты  ,  позволяющие 
отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров ,
мстителей.  Глубокое внутреннее влечение
человека  к  осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела ,
фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой  манипулятивной пропагандой представляется
пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская ,  но если внимательно проследить ,  то будет заметно значительное сходство в
принципах и методах работы как западных , так и советских структур
политического информирования ,  которые
собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с
уже приведенного примера - метода персонификации.

     В советской
пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме.  С одной стороны , режим проповедовал теорию
абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как
и любой другой ,  но с другой стороны ,
в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но  в этом парадоксе нет ничего странного если
вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие
первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.  Вот и появляются на страницах
"Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие
подвиги простых рабочих ,  которые как
правило с детства работали на шахтах и заводах ,  затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской
Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают  эти материалы и возникает обратная реакция
служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической
информации.  Использование метода
персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.  В редакцию газеты  приходят  письма
читателей.  Эти  материалы 
исключают  практику фальсификации
, поскольку они ,  с точки зрения
пропаганды ,  совершенны; в них
присутствует  четко выраженная
направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп
тематика (полувеком  позже Шандра
напишет:  "...наряду с теоретико -
пропагандистскими  материалами  , 
которые  рассчитаны  на  
массовую аудиторию ,  в газете
могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным
группам ,  максимально созвучные  их 
интересам , 
потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования
характеристики этих материалов - это 
искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь
к режиму.  Примером для сказанного может
служить  подборка писем  в 
"Правде"  от  1 января 1937 года под общим заголовком
"Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание
текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку
,  которая представляет из себя  "...звено  , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром,
взаимодействие ,  начинающееся с
воздействия внешнего  мира  на индивида,  субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как
"...Употребление в речи нескольких синонимов из одного  синонимического  ряда,  -  которое,- способствует усилению смысла
сказанного ,  " нагнетанию "
основного  семантического  оттенка данного  ряда..."  (9)  (" благополучный" ,"
удача" ," успех" , "полный счастья" ,"
счастливо" ," счастливый" и 
наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда),
использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина
"," народная 
демократия", "лучшее 
государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит
к появлению установки у читателей данных 
материалов , направленной на восприятие советской действительности в
положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с
усвоенными  установками  люди 
реагируют положительно или отрицательно на все ,  что так или иначе касается их  или 
как-нибудь затрагивает  их  интересы 
,  их осознанные или
бессознательные влечения ,  их
ценности."(10) Именно поэтому 
существует  столь очевидное  направленность на создание четкой и постоянной
установки по отношению к воспринимаемой действительности  , 
как  к наиболее совершенному
варианту.  Та же тенденция
прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем
очень яркого ,  хотелось бы привести
слова художника ,  которые долго
блуждали по страницам прессы. 
"...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал
А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ?
Кто останется к ним равнодушным ?  Яркие
порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется
набросать тысячью самоцветных каменьев 
и  запечатлеть  эту 
героическую  борьбу пролетарских
масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах
"Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию
Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и
среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству,  причем в этих материалах прослеживается
тесная связь  пушкинской  поэзии 
и сталинского искусства. 
Появляется мысль о том ,  что
Александр Сергеевич,  без всякого  сомнения, стал бы лауреатом сталинской
премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени  экспрессивности  ("яркие 
порывы", "титанические размахи", "героическая
борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.),
использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные
предложения,  употребление тире), что
несомненно должно было сказаться на появлении 
четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

     "Стереотипы,-
пишет В.Л.Артемов,-  это  представление  или образ ,  которые
схватывают то или иное явление в целом , сразу ,  без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует
особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется
затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида  на основе имеющегося опыта
предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом
определенных  социальных позиций , что
выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

     "Стереотип ,  как всякое психическое образование ,включает
в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения ,  из которых то одно , то другое выступает в
качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В
манипулятивной  пропаганде  сталинского 
режима  знание  находится 
в состоянии подчинения к отношению , 
поскольку государство обладало монополией на информацию.  Но существует закономерность  - "...двуединая  структура 
стереотипа  (отношение плюс
знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем
выше  образованность осведомленность и
сознательность человека, тем лучше он понимает ,  чьим интересам соответствует пропагандистский  материал."(16) Как же обстоит дело с
повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

     Для начала  обратимся к газетным материалам ,  посвященным внешнеполитическим обзорам. В
1937 году внимание всего мира конечно 
же  было посвящено событиям в
Испании ,  боевые действия находили
широкое отражение на страницах  прессы  всего 
мира  и "Правда" не
являлась исключением.  Около 17%
материалов относились к зарубежным новостям, 
и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных ,  было отдано под "испанские"
репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный
интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в
пока немногочисленное сообщество социалистических  государств.  Поэтому "товарищам
по борьбе" необходимо было помочь , 
для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В
добровольцах же недостатка не ощущалось, 
особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет
полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание
стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики
правительства.

     В этой работе
хорошо помогают такие методы , как нейтральное 
пропагандирование  ( в газете
появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных  источников), метод драматизации фактов
(выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и
событиям более выразительной  окраски),
кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы
позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря
специфической природе факта.  Это
замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще
не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь
настоящую правду. Нельзя жарить 
курицу  вместе с перьями ,- продолжает
он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта ,  нужно 
уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт
действительности - это завершенный или незавершенный процесс  взаимодействия вещей ,  предметов , 
систем, а процесс противоречив , 
так как одновременно содержит в себе 
и  момент изменчивости и момент
устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность
воздействия фактами  на общественное
сознание.  И  даже  не придется что-либо
изменять в расстановке фактических данных , 
которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны .  За их достоверность можно ручаться под
присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом ,
делает их пропагандой."(19)

     Комментарий же
является одной из наиболее  сильных  сторон сталинской пропаганды.  Пронин говорит:  "... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое  повышение 
однозначности  и увеличения
информационной избыточности в сообщении , 
иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения
реципиентом;  комментирование же ,
понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20)
Прекрасно это  заметно на примере
материалов "Правды", 
посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей
Родины". Присутствие на ее страницах гневных ,  ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене
,  но где же статьи о предыдущей  работе 
этих людей  ,  а 
они были далеко не рядовыми в партии. 
Не может же быть такого ,  чтобы
Радек,  Пятаков, Сокольников, Серебряков
и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет
совершали лишь преступления ,  причем
безнаказанно.  Но так или иначе ,  в номерах "Правды" с 21 по 30
января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)

     Зато присутствует
большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения,  обличительных статей ,  выполненных в превосходной экспрессивной
манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы ,  которые недоступны для  буржуазной прессы и поныне.  "Троцкистские шпионы, диверсанты,
изменники", "продавцы народной крови",  "подлейшие из подлых" и т.д.  Произошло 
лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике
называется актуализацией значения  путем
наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует
помнить ,  что "...Семантическая
структура слова связана с различными категориями психики человека, а
следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме  разного рода коннотаций оценочных,  контекстуальных , стилистических ,
культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может
выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических,
стилистических и даже текстовых."(23)

     Такие
свойства  средств языка в политике
приводят к тому , что образуется "...языковое поле ,  которое объединяет ключевые политические
термины и символы (миф) ,  название
доктрин , специальную политическую лексику , 
слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало и в советской
политической системе. И более того , 
оно переросло в "...Политический 
язык  -  основной язык пропаганды."(25) Lasswell H.  полагал , что "...Нельзя политические
идеи преподносить в произвольной форме , 
она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда
политический язык приобретает строгие нормы 
,  эффект  воздействия будет достаточным."(26)
Этого можно достичь при помощи "политического мифа",  а каждый "политический миф"
состоит из большего или  меньшего числа
"политических формул".  С
помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист
(коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических
формул"."(27)      Несколько
опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если  для 
данного времени имеется какой-то лозунг ,  надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом  сознание той среды ,  к которой вы обращаетесь."(28)
Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот  совет  ,  насыщая 
лозунгами каждую  пядь газетной
полосы.  При этом в лозунгах
присутствует прежняя тенденция , 
характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности
,  доведенная до полуистерии.  Даже за , 
казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль
руководства"  скрывается
выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и
привычка  подчиняться усвоившаяся у
каждого гражданина.  А что уж говорить о
таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие
фашистам", "Раздавить гадину" и т.п.  , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми
сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию  газеты все новые и новые отклики ,  продолжала действовать установка перерастая
в прочный стереотип.  И мало кто верил
уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, 
Рыкову,  Раковскому,  Ягоде и многим другим , потому что
"партия всегда права".

     А права партия
(вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы ,  для создания "политического  мифа" о непогрешимости и
"святости" товарища Сталина , 
а вот Бухарин ,  например , будучи
хорошим теоретиком , но слабым практиком 
,  не  сумел.  Сталин  оказался хитрее и практичнее всех своих
"товарищей" - он вовремя понял и использовал суть  пропаганды и уже никогда не выпускал ее
механизм из под своего контроля.  Это-то
и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше
любого из смертных.

Список литературы

     1) Шандра В.А.
Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.

     2) Афанасьев
В.Г.  Социальная информация и управление  обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.

     3) Ленин В.И.  Речь по аграрному вопросу.  22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.

     4) Свечников
П.В.  У истоков   партийной 
пропаганды.- М.: Московский 
рабочий, 1978.-С.110.

     5) Гуревич  П.С. 
Пропаганда  в идеологической
борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.

     6) Шандра В.А.
Указ. соч., с.63.

     7) См.:
"Правда" от 1 января 1937г.

     8) Цит. по:
Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     9) Стриженко А.А.  Основные 
закономерности  использования
языка  в буржуазной пропаганде./ Язык и
стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.

     10) Цит. по:
Проблемы социальной психологии и 
пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     11) Цит. по:
Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.

     12) См.:
"Правда" от 9-12 февраля 1937г.

     13) Артемов
В.Л.  Правда о неправде. Критические
очерки по современной 
империалистической  антисоветской  пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.

     14) Там же, с.213.

     15) Артемов
В.Л.  Объективная природа стереотипов и
их использование  империалистической
пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат,
1971.-С.95.

     16) Там же, с.102.

17) Цит.  по: Володин
Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.

     18) Власов Ю.М.
Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.

     19) Там же, с.28.

     20) Цит. по:
Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30.

     21) См.
"Правда" от 21-30 января 1937г.

     22) См. Язык и
стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.

    23) Стриженко
А.А.  Язык и идеологическая  борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та,
1988.-С.15.

    24) Там же, с.7.

    25) Ермоленко Д.В.  Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной
психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.

    26) Цит.  по: Проблемы социальной психологии и
пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.

    27) Там же.

    28) Цит.  по: 
Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во
МГУ, 1982.-С.8.

    29) См.
"Правда" от 28 января 1937г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.