Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Конфликты: виды и способы их разрешения

Конфликты: виды и способы их разрешения
Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.

Конфликты:
виды и способы их решения.

К.Левин.
Любой конфликт как напряжение возникает в настоящем мотивационном поле.
Напряжения создаются в мотивационном поле взаимодействия субъекта с объектом.

Единица
изучения: взаимодействие субъекта с объектом.

Напряженность
на двух полюсах:

1.
На полюсе субъекта – квазипотребность, готовность закончить начатое действие,
выраженное в намерении.

2.
На полюсе объекта – валентность, требовательный характер объекта.

Соотношение
намерения с валентностью порождает конфликт. Потому что если намерение есть, то
валентность – наверное, это очевидно – будет положительной или отрицательной.

Рассматриваем
не конфликт как что-то внутреннее. Внутренний конфликт – это когнитивный
диссонанс. И не конфликт как что-то внешнее, содержащееся в ситуации, а
конфликт как взаимодействие одного с другим.

Левин
выделяет три основных типа конфликтных ситуаций:

1.
Конфликт между двумя положительными валентностями, стремление/стремление.
Случай буриданова осла – две охапки сена, которые имеют одинаковую
положительную валентность. Если эти валентности обе положительны и равнозначны,
то единственное средство выбора – внешний фактор, жребий. Намерение может быть
выполнено в любом случае. Но решение в пользу одной цели изменяет ее
валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался

2.
Противоречие между двумя негативными валентностями – избегание/избегание.
Человек должен выбрать одну из равно отрицательных валентностей. Выход из
конфликта возможен при усилении внешнего барьера, внешний фактор. Чем сильнее
отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Например, ученик выполняет
скучный урок под угрозой наказания... Выход из конфликта - это продолжение
действия с определенным намерением и какой-то отрицательной валентностью. Чтобы
урок выполнялся, чтобы ситуация была принятой, чтобы квазипотребность
сохранялась, нужно усилить, укрепить, утолщить, нарастить внешний барьер,
который обеспечивает принятие одной из ситуаций. Пусть урок скучен, но он будет
продолжать выполняться если усилить угрозу.

3.
Конфликт между положительной и отрицательной валентностью, которые исходят из
одного объекта. Пример, ребенок уронил в реку мячик, крутой берег реки. Мяч
привлекателен – позитивная валентность. Мяч в воде – негативная валентность –
надо войти в воду, а может быть глубоко.

График
этого движения. На этом графике ось x – расстояние до цели – мяча в реке. С
приближением к нулю расстояние будет уменьшаться – ребенок идет к воде. А на
оси y поместим силу валентности. Обе валентности усиливаются с приближением к
цели. Чем ближе цель – тем сильнее валентность. Положительная валентность возрастает
постепенно, но с достаточно плавной динамикой, нерезко; чего нельзя сказать о
валентности отрицательной. Ребенок подходит к мячу – позитивная валентность
больше. Переступает пункт, и возвращается назад. В конце концов должен
остановиться в этой точке. Точка – пункт нерешительности, пункт конфликта. В
самóм конфликте содержится направленность к его устранению (фон).
Защитные механизмы личности.

Единица
измерения - мотивационный конфликт, соподчинение мотивов. Он обозначает наличие
проблем. Мотивационный конфликт – 1. источник тревоги (у Фрейда - признак
личностной проблемы), 2. объективная возможность ее решения.

Мотивационный
конфликт связан с собственной личностной проблемой. защитные механизмы личности
(ЗМЛ) позволяют разнообразно представить способы разрешения конфликтов. Но
человек только маскирует свою проблему: это мнимая защита, т.к. тревожность
снимается, но ее источник остается. К защитам отношение амбивалентное:

позитивный
аспект: она хотя бы временно снимает тревогу

негативный
аспект: сохраняет ее причину. В принципе это – препятствие личностному
развитию.

Мнимая
защита - это подмена, мнимый аналог подлинной культуры. Подлинную защиту
обеспечивает личности только культурная норма. Сублимация (вытеснение) - это
преобразование природных желаний с помощью культурных норм (напр., художник сам
терапевтизирует себя).

Терапевтический
эффект: если изучить ЗМ, т.е. осознать действие механизма защиты, то это дает
возможность устранить защиту.

Защитные
механизмы (Фрейд).

Подавление
(репрессия) - это попытка полностью устранить источник угрозы из сознания.
Человек полностью вытесняет событие или социально неприемлемое влечение из
сознания. Т.к. он устранен из сознания, то он устранен из речи, пациент не
говорит о нем. Этот механизм создан с участием родителей, его источник –
авторитарный (неразъясненный, аффективно-окрашенный) запрет, полученный в
детстве. Вытеснение и подавление не бывает полным и проявляется в невротических
симптомах и психосоматических заболеваниях. Признак – эмоциональная индефферентность,
уплощенность именно в той области, где проблема.

Отрицание
реальности или фантазии - отвержение существования ситуации как реального
события или компенсаторные фантазии. Присутствуют логические противоречия и
моральные пренебрежения. Отличие от предыдущего – источник угрозы появился в
речи, но он по-прежнему не признается. Фантазирование – преждевременная
эмоциональная оценка, предшествующая осознанию.

Рационализация
- псевдоразумное объяснение, поиск и построение приемлемых (моральных,
логических) оснований для неприемлемых мыслей, желаний, чувств. Чувство тревоги
порождает чувство стыда, которое требует защитных мер. Признак рационализации -
излишнее подчеркивание очевидного, тавтология.

Позитивный
аспект: человек может обнаружить у себя мнимую защиту, т.е. открыть
нерациональные механизмы своего поведения.

Негативный
аспект: дополнительное развитие мышления комплексами, человек мыслит словами,
которых не понимает.

Реактивные
образования (инверсии) - подмена подлинного неприемлемого желания, поступка на
диаметрально противоположное. Особенность - чрезмерная подчеркнутость (с
отрицанием).

Проекция
- это перенос собственных нежелательных свойств на других (приписывание
другим). В проекции заложена возможность для устранения источника тревоги. Этот
механизм амбивалентен в терапевтическом отношении:

позитивный
аспект – это возможность диалога, в виде вопросов и ответов. Задача терапевта –
чтобы источник угрозы не был назван сразу, а открыт в ходе беседы самим
пациентом.

негативный
аспект – блокада – отказ от диалога. Человек остается со своей личностной
проблемой. Это приводит к дезинтеграции, расщеплению личности. Человек теряет
самостоятельность, уникальность, целостность.

Изоляция
- это отдаление части ситуации или объекта, вызывающего угрозу от остальной
сферы сознания; это отдаление аффекта от интеллекта - неприятная эмоции
блокируются, так что связь между событием или его мыслительным содержанием и
его эмоциональной окраской в сознании не выступает. Сохраняется возможность
терапии:

позитивный
аспект: для изоляции используются узаконенные культурные средства. Для ребенка
игрушка может служить объектом для проекции, но не всего его, а какой-то части.
Наделив игрушку плохой чертой своего характера и беседуя с ней – происходит
диалогическое взаимодействие.

Негативный
аспект: изоляция – расщепление реальности, изоляция от реальности. Люди меняют
своих врагов, но останавливаются в развитии.

Регрессия
- это снижение способа реагирования, взаимодействия с ситуацией; возврат на
более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения,
мышления, действия (эмоциональная, инструментальная, познавательная регрессия,
саморегрессия). Реакция на недостижимость мнимой цели.

Позитивный
аспект: попытка временного выхода из реальности, из типового поведения.

Негативный
аспект: плохие привычки - курение, алкоголь, быстрая езда.
Защитные механизмы в гештальттерапии.

ЗМЛ
рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного
роста. Проблема субъекта как личности - пережить включенным себя в социум, как
часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.

1.
Патологическое слияние Я с Мы - контакт и уход с окружением невозможен или
затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не
совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах
происходящего, говорит не “я”, а “мы”.

2.
Ретрофлексия - обращение на себя - человек делает себя субъектом и объектом
собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на
себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать
другим. «Я отвечаю за все».

3.
Интроекция - “проглатывание непережеванным” - это присвоение / усвоение без
понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые
не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но
не подлинный.

4.
Проекция - разделение личности на части. Это тенденция переложить на других
ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.),
стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические
возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем
вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта
с миром.

В
гештальттерапии - направленность на настоящий момент, в психоанализе - анализ в
прошлом, объяснение симптома.

Когнитивный
диссонанс.

Если
существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого
материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе
принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Основной постулат теории
когнитивного баланса: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности
когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Человек стремится к
сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в
воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу
может объяснять поведение человека). Весь познавательный опыт человека состоит
из отдельных элементов, связанных друг с другом. Познавательный элемент – любое
значимое для человека знание, убеждение, ценность (о внешнем мире, о самом
себе, своем поведении).

3
типа возможных связей между элементами:

иррелевантные
связи – нет никаких связей, познавательные элементы существуют независимо друг
от друга;

консонантные
– согласованность и связанность познавательных элементов таким образом, что
между ними нет противоречий;

диссонантный
тип связи – разные познавательные элементы не согласуются, противоречат друг
другу.

Фестингер.
Обратная когнитивному балансу организация воспринимаемого материала называется
когнитивным диссонансом. Индия. После землетрясения - слухи о новых катастрофах
(в деревнях, где не было землетрясения). Интерпретация: был страх – слухи –
обоснование. Люди были уже испуганы, а слухи выполняли функцию конкретизации
того, чего они могли бы бояться.

Система
связанных друг с другом познавательных элементов обладает внутренним
стремлением к избеганию диссонанса и преобразованию связей в консонантные.
Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать
его. Возможности редуцирования:

поиск
и получение новой информации, способствующей устранению диссонанса;

изменение
уже существующих элементов в диссонансных отношениях;

уменьшить
значимость диссонантных элементов.

Курение
способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много
курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие.

Зайонк
выделил характеристики когнитивного диссонанса:

А)
когнитивный диссонанс является негативным состоянием;

Б)
в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или
элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий,
усиливающих это состояние;

В)
при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих
диссонанс;

Г)
глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит:

от
значимости соответствующих знаний

от
относительного количества знаний, находящихся друг с другом в отношениях
диссонанса;

Д)
сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса;

Е)
когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые
знания или изменив существующие;

Ж)
добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну
из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или
новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с
другом в состоянии диссонанса;

З)
изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание
делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается;


И)
если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при
помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия
которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого
поведения является поиск информации.

Фестингер.
Пять основных областей феноменов в которых редукция когнитивного диссонанса
играет важную роль. Конфликты после принятия решения. Разрешение конфликта
волевым решением легко может вызывать впоследствии когнитивный диссонанс. Перед
принятием решения в стадии конфликта, человек осознает возможные после
конфликты и поэтому заранее пытается уменьшить возможный диссонанс, путем
тщательного отбора информации. Когда решение принято, то предвзятое отношение в
пользу выбранной альтернативы. Эффект расхождения – оценка выбранной
альтернативы увеличивается. А отвергнутой уменьшается. Эффект схождения
(сожаления) – ценность выбранной понижается, а отвергнутой повышается.

Тенденция
к редукции диссонанса. Опыты Брэма.

1.
Испытуемым предлагали выбрать один из предметов домашнего обихода из нескольких
одинаково привлекательных. До и после выбора они давали субъективные описания
объектов. После выбора у выбранного объекта появляются новые положительные
качества, у отвергнутых – новые отрицательные – эффект расхождения. При высоком
диссонансе (примерно равной привлекательности альтернативы), расхождение было
большим.

Под
воздействием редукции диссонанса может быть изменен вес критериев принятия
решения.

2.
Вынужденное согласие. Действия которые сам для себя субъект не может
удовлетворительно обосновать. Субъект позволили себя вовлечь, но в результате
оказался недостаточно компенсирован вознаграждением (слишком много усилий
потратил ни за что). Тенденция повышать ценность действия задним числом или
обесценивать его негативные стороны.

3.
Эксперимент. Чрезвычайно скучная работа. Надо было обосновать следующим за ними
испытуемым, что работа очень интересная. Одна группа высоко оплачиваемая,
другая низко. Низкооплачиваемая группа считали эксперимент более интересным,
чем высокооплачиваемая.

Необходимое
условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как
собственное (несет за него ответственность).

4.
Эксперимент. Тот же, но два способа описания: при непосредственном социальном
контакте или анонимно. Феномен подкупа при анонимном опросе

5.
Когнитивный диссонанс может ослабить влияние на поведение влечений (жажда).
Люди в состоянии жажды. Предлагался эксперимент на испытание жаждой. Для одних
высокая мотивировка (низкий диссонанс), для других низкая (высокий диссонанс).
Согласившиеся, с низкой мотивировкой, вели себя как будто не испытывали жажду.

Подобные
данные свидетельствуют о важности при прочих равных условиях промежуточных
когнитивных процессов. Так же выявлено значение особенностей ситуации, которые
дают повод к переоценкам, способствующим редукции диссонанса.

Селекция
информации. Люди ищут и выбирают ту информацию, которая повышает ценность
выбранной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую; противоположная
информация при этом игнорируется. Смотрят рекламу той фирмы, автомобиль которой
приобрели.

Несогласие
с убеждениями социальной группы. Религиозная группа. Ждали конца света, но не
произошло. В группе вера усилилась (взаимное влияние членов группы – редукция
диссонанса). Редукция диссонанса: либо сближение своих убеждений, либо усиление
собственных.

Неожиданные
результаты действий и их последствия. А) диспозиция между значительной затратой
усилий и неудачным результатом действий. Чтобы уменьшить диссонанс, необходимо
задним числом обосновать затраченную впустую энергию, повысив ценность
преследуемой цели деятельности. Б) диссонанс – поведение индивида не
согласуется с представлениями о себе (исследования уровня притязаний). В)
деятельность с неожиданными побочными последствиями.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.