Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие

Самосознание. Я-концепция: структура, функции,
развитие.

Самосознание
– совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности
осознает себя как такового (Столин).

Уровни
самосознания:

Природный:
выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих
действий: то, что я переживаю – именно я (филогенетические предпосылки
самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).

Социальный:
сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение
продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность
децентрации. Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный
разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания
что это – моя точка зрения).

Личностный:
рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни
развития самосознания




Уровни





Самопознание (познавательная
часть)





Самоотношение (эмоциональная и
волевая компоненты)







Природный





Когнитивное представление о
себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом –
чувственная, двигательная и сенсорная стороны





Смутное или мышечное чувство –
общее переживание комфорта или дискомфорта







Социальный





Я-образ (восприятие себя),
формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе,
адаптация перцепции и поведения





Самоуважение (Маслоу) –
аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть







Личность





Я-концепция (интеллектуальное,
мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения





Самооценка (Роджерс) –
понимание, переживание своего реального Я; понимание ближайших возможностей
своего развития.






Уровни
самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно.
Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как
объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает
разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых
друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне
самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции
активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих
уровнях:
Отражение субъекта в системе его органической
активности.

Отражение
субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных
его отношений.

Отражение
субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его
деятельностей.

При
ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения
между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно
этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:

На
уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.


На
уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно
самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

На
уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем
столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для
личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме
эмоционально-ценностного отношения к себе.

Взаимосуществование
уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или
иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый
из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно
различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих
уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г)
вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого
уровня не прекращается с вышележащим.

Рубинштейн:
процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания
и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только
окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Самосознание:
- Процесс сознавания человеком самого себя

-
Продукт процесса сознавания (Я-концепция)

Единство
личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет
собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении
первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие.
Осознание себя как Я является результатом развития:

Предпосылки
самосознания: единство организма как целого, реальная самостоятельность его
органической жизни.

Овладение
собственным телом, возникновение произвольных движений.

Начало
ходьбы, самостоятельного передвижения.

Развитие
речи

Начало
трудовой деятельности и т.д.

Эти
и другие события вызывают изменения не только в поведении, но и во
взаимоотношениях с окружающими людьми, а также влияет на внутреннее,
психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутренне
отношение и к другим людям и к самому себе.

Этапы
развития самосознания.

1
этап - пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности,
автоматическое следствие.

2
этап - активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс
развития личности и во многом его определяет.

Самосознание
является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в
качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом,
сознательно выделяющимся из окружения.

Бернс.
Структура Я-концепции:

Образ
Я - когнитивная составляющая, представление индивида о себе , совокупность
знаний о себе различного рода (о способностях, биографии и пр.)

Самооценка
– аффективная оценочная составляющая, выражает отношение к себе, различным
компонентам своего образа Я.

Факторы,
влияющие на формирование самооценки:

расхождение
между реальным и идеальном представлениями о себе (идеальное Я – система
ценностей, которые задают жизненное направление)

оценки
других людей (м.б. комплекс неполноценности)

степень
развития идентичности человека; у человека, обладающего идентичностью
самооценка выше.

Потенциальная
поведенческая реакция, поведенческая установка. Характеризует готовность
человека действовать в соответствии со своими представлениями о себе.

Формирование
самооценки.

1)
Обусловленность социальными шаблонами и прототипами, присвоенными субъектом.

2)
Позитивная и негативная реакция окружающих, например, на свою внешность
(социальные реакции).

3)
Ценности. 3 группы: общечеловеческие; групповые; индивидуальные. Сквозь призму
ценностей происходит перераспределение удельного веса моих свойств.

4)
Зависимость самооценки от обстоятельств. (В разных ситуациях одно и то же
свойство может оцениваться по-разному).

5)
Зависимость от самого когнитивного содержания (место жительства, внешность,
образование, вспыльчивость, робость - оценка этих свойств будет различна).

6)
Самонаблюдение. Рефлексия субъекта (работа над собой, осознание своих свойств и
на основе этого выводы).

Основные
функции Я-концепции:

Функция
интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней
согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе.
Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся
(инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения. Близка к теории
когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция
интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов –
средство индивидуального субъективного пристрастного осмысления событий и
ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак
вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция
предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать
наступление тех или иных событий.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.