Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Концентрация ума

Концентрация ума

Анализируя
работу мозга при принятии решения, мы натолкнулись на любопытный факт: при
правильном принятии решения происходит концентрация мысли. В состоянии глубокой
концентрации все мысли сходятся в точку, а их потенциал значительно повышается.

Сергей Григорьевич Вербин, психолог, автор методик
развития интеллекта с помощью активизации резервных возможностей головного
мозга.

Концентрация
ума — это сосредоточение мысли на одной точке, предмете или идее. Наблюдения за
расшифровкой ЭЭГ показало, что мысли у многих людей мечутся, как маленькие
обезьянки. А порой величина мысли (биопотенциал мозга) настолько мала, что
сознание даже и не регистрирует мысли из подсознания. Одни мысли появляются,
другие уходят в бесконечность и исчезают, как круги на воде.

Постоянно
приходится слышать, как родители говорят детям: не вертись, соберись, будь
внимательнее. Любопытно узнать, а что происходит в мозгу во время концентрации
и можно ли это как-то зафиксировать?

Этот
вопрос не давал нам покоя несколько лет, пока не был разработан механизм
контроля отдельных областей мозга. И тут мы снова обнаружили сходство с работой
ЭВМ. В обеих системах происходят во многом аналогичные процессы: во время
выполнения какой-либо процедуры в компьютере последовательно работают
определенные системы — схемы памяти, регистры и счетчики.

Анализируя
работу мозга при принятии решения, мы неожиданно натолкнулись на один
любопытный факт: при правильном принятии решения происходит сильнейшая концентрация
мысли. На приборах видно, что работает только одна, строго определенная область
мозга, а все другие потенциалы исчезают с экрана осциллографа. Чтобы вы
наглядно представили себе картину мозговой деятельности, можно посмотреть
мишень на стрельбище, где видны концентрические (от слова «концентрация»)
кольца: вот пули легли как попало, а вот все попали точно в десятку. То же
самое происходит, как только человек входит в состояние глубокой концентрации:
все мысли как бы сходятся в точку, и их потенциал при этом значительно
повышается. Условно говоря, допустим, что возникло три мысли величиной по 30
мкВ, и ни одна из них не фиксируется сознанием из подсознания. Но стоит только
их потенциалы сложить или, иначе говоря, сконцентрироваться, как 90 мкВ тут же
превышают порог и выдают решение (порог принятия решения условно принят за 80
мкВ).

Любопытное
наблюдение: если голова сильно устала от выполнения одной работы, то можно
просто отдыхать, это так называемый пассивный отдых. А можно отдыхать активно:
лучше всего — физические упражнения или можно просто «перезагрузить» другие
области мозга и перераспределить кровь и биопотенциалы. Например, сегодня я
пишу статью о работе мозга, а завтра — об арт-терапии.

Работа
в спец. школах показала, что дети и в 4 года легко могут обучаться в первом
классе, как это делается в развитых странах. Все зависит от квалификации
преподавателя и умения заинтересовать ребенка. Наш многолетний опыт работы
показывает, что нами разработан достаточно эффективный метод раннего обучения детей
с помощью концентрации.

Исследование
сотен открытий показало, что все они не были случайностью, а следствием
глубокой концентрации мысли. История хранит множество тому примеров. Так,
например, в Индии говорят: «Кто захочет услышать голос безмолвия и понять его,
тот должен достигнуть совершенного созерцания». После того как разум очищен,
чувства взяты под контроль, можно приступать к медитации-концентрации. Ее
продолжительность может быть разной. Йоги дают нам следующую количественную
оценку: если вы можете сосредоточить ум на чем-либо 12 секунд — это есть
дхарана, 12 таких дхаран — уже есть дхиана, 12 дхиан составляют самадхи
(методики раджи-йоги).

Глубокая
концентрация достигается сосредоточением ума на предмете, точке. Предлагаем вам
несколько простых начальных упражнений, которые помогут вам научиться
концентрации.

Задание
1

Цель:
овладеть искусством концентрации.

Инструкции
по выполнению: выключите свет, радио, телефон — все, что могло бы вас отвлечь.
Зажгите свечу. Смотрите на нее непрерывно 5-7 минут.

Разумеется,
концентрация может быть не только на мысли, но и на идее, решении какой-либо
задачи.

Задание
2

Цель:
усилить свою концентрацию для того, чтобы принять правильное решение.

Инструкции
по выполнению: сосредоточьтесь на любом предмете. Всмотритесь в него со всех
сторон.

Находите
все новые и новые детали. Закройте глаза, восстановите в памяти. Откройте и
проверьте точность воспроизведенной картины.

Задание
3

Цель:
научиться концентрации на чувствах.

Инструкции
по выполнению: сконцентрируйтесь на чувствах, эмоциях и ощущениях.
Последовательно переходите от одного ощущения к другому. Представьте мысленно
большую и светлую любовь, вспомните того, кого вы любили, или кто любил вас.

Для
получения ощутимого результата следует практиковать по 20-30 минут ежедневно.
Хорошо такие задания выполнять во время вынужденного безделья: по дороге на
работу, в ожидании транспорта.

Во
время выполнения этих упражнений происходит накопление большого количества
биоэнергии, которая в дальнейшем пойдет на решение требуемых задач. Этот
процесс можно сравнить с накоплением электрической энергии конденсатором,
допустим, в фотовспышке: заряды из батарейки медленно скапливаются на обкладках
пластин, а затем в нужный момент происходит резкая световая вспышка. И все
вокруг озаряется ярким светом...

Высшей
степенью концентрации считается умение вызывать мысленные образы: это могут
быть шары, линии, объемные фигуры. Своим слушателям мы советуем зарисовывать
эти картинки и если требуется быстрая концентрация для принятия решения, то достаточно
открыть такой рисунок, и через несколько секунд вы достигнете необходимого
уровня сосредоточения. Наблюдая альбомы, можно с уверенностью сказать, что
тренировки дают очень хороший результат.

Благодаря
высокой концентрации человек улучшает состояние здоровья и увеличивает КПД
работы мозга, берет под контроль все свои чувства и эмоции. Опыт поколений
показывает, что глубокая концентрация при принятии решения — это ключ к решению
множества проблем.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.