Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и прикладные вопросы программы обучения

Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и
прикладные вопросы программы обучения

Л.Г. Антонова

Менеджмент
- особая область профессиональной коммуникации, где специалист должен прежде
всего овладеть базовыми знаниями основ теории и практики коммуникации: от
теоретических аксиом коммуникативистики, законов эффективного общения,
принципов профессиональной этики до практических моделей основных жанров речи,
обслуживающих профессионально-ориентированную коммуникацию.

К
сожалению, в системе вузовской подготовки специалиста в области менеджмента не
всегда с должным вниманием относятся к разработке специальных программ
коммуникативного направления. Вместе с тем эти коммуникативно ориентированные
курсы могут быть представлены как региональный компонент или как курсы,
дисциплины по выбору и в блоке общепрофессиональных дисциплин, и в блоке
специальных дисциплин в учебном плане подготовки специалиста в области
менеджмента.

В
первую очередь в теоретический блок программы необходимо включить
аксиоматические понятия современной коммуникативистики.

Современная
языковая личность делового социума живет в медиапространстве: ее окружают, на
нее воздействуют информационные потоки, порожденные событиями и псевдособытиями
массовой коммуникации; от нее требуют с определенной периодичностью и
частотностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для
себя нужное, оценивать, проводя конструктивный анализ, достоинства и
недостатки); выступать «передатчиком», «референтом» полученной информации.

Все
эти современные явления новой парадигмы отношений: человек - информация -
общество - создают прецедент значимости для современной языковой личности
определенной суммы знаний и умений о способах и средствах восприятия,
переработки, транслирования информации в условиях медиапространства.

На
стыке нескольких областей знаний, изучающих процессы взаимодействия языковой
личности и массовой информации, возникает понятие «медиаграмотность».

В
настоящее время в связи с расширенными возможностями теле- и радиовещания,
электронных средств информации выдвигаются более жесткие требования к
потребителю информационного продукта массовой коммуникации: ему вменяют в
обязанность грамотно «считывать» информацию, быть готовым к оценке имплицитной
информации; умело конструировать логико-смысловые отношения внутри
информационных потоков, уметь противостоять «недостоверности» и открытой
«провокативности» информации; уметь защищать себя и окружающих от
«информационного насилия», безнравственности, антидуховности. Таким образом,
ответственность за качество состояния дискурса в современном меди-апространстве
должны разделить создатели и потребители информации. Медиа-грамотность,
обязательное условие грамотного и эффективного поведения в условиях современной
информосферы, в которую включена деловая личность, предполагает определенную
сумму знаний, соотнесенную с понятием «коммуникативная компетентность», и набор
инструментальных техник, позволяющих оценить качество предлагаемого
информационного продукта. Медиаграмотность должна пониматься и в более широком
смысле: как процесс осмысленного коммуникативного дискурса в рамках массовой
культуры; образ мышления, который отличает не потребителя информации, а
языковую личность с задатками медиума, включенную в процесс медиаобразова-ния и
постигшую язык (грамматику) ме-диакультуры.

Вторая
теоретическая аксиома курса подготовки менеджера связана с понятием «риторика
образа», введенным в научный обиход Роланом Бартом. В своё время оно было
поддержано лингвопрагматикой в опытах с текстовыми продуктами деловой сферы
коммуникации. Это понятие консолидирует разнонаправленные подходы к анализу
текстовой информации, связанные с исследованием эффективности, индивидуально-авторской
выразительности (креативности) представленного для анализа коммуникативного
продукта: рекламного текста, PR-сообщения. «Централизуя» направление
аналитических опытов, «риторика образа» требует от исследователя особого,
пристального внимания к знаковой, кодовой стороне сообщаемого, семиотической
системе координат представленной информации.

Третья
теоретическая аксиома курса определена с учётом комплексного понятия «коды
информационного сообщения». В современной теории и практике коммуникации
сложились определенные традиции характеристики кода и описания его
специфических параметров.

Во-первых,
учитывается канал связи, где распространяется сообщение, и в связи с этим
определяются технические и социокультурные особенности кодирования информации.

Во-вторых,
проблемы кода исследуются с учетом положения его в коммуникативном дискурсе,
выделяются «коды восприятия» и «коды передачи информации», которые имеют свои
структурно-композиционные и деятельностные модели.

В-третьих,
коды характеризуются с учетом индексальных связей символических образов в
репрезентативном ряду сообщения; изучаются сложные, культу-роориентированные
коды, рождающие образы, соотносимые с внешним и внутренним миром современного
коммуниканта.

Исследования
по теории и практики коммуникации подтверждают, что в современном
информационном обществе человек оказывается перед необходимостью идентификации
кодов в режиме одновременного восприятия (считывания) нескольких информационных
сообщений. Овладение моделями индивидуального декодирования информации
чрезвычайно важно для обеспечения эффективной и продуктивной коммуникативной
практики современной языковой личности делового социума.

На
кафедре русского языка нашего вуза сложился определенный опыт создания и
апробации специальных программ непрерывной коммуникативной подготовки в рамках
образовательного стандарта подготовки специалиста по направлению «Менеджмент
организации», «Туристический сервис и менеджмент», «Специалист по рекламе».

На
первом этапе коммуникативно-ориентированного обучения, в программе курса
«Русский язык и культура речи», следует предусмотреть некоторые
пропедевтические формы коммуникативно-речевой подготовки: составление
нормативного лексического минимума (профессионального глоссария), включающего
слова, трудные для написания, произношения, употребления в определенной
грамматической форме. Этот вид работы ориентирует специалиста на
ортологиче-ские требования в профессиональной речи, формирует столь необходимые
в будущей профессиональной деятельности «речевой слух», «речевой вкус».

Особое
место в системе подготовки на I и II курсах занимает работа с
профессионально-ориентированными текстами.

В
системе подготовки такого специалиста, сложившейся на нашем факультете,
накоплен необходимый методический «багаж» для аналитических и творческих опытов
с профессиональными текстами. Общий текстовый массив включает более 300
высказываний, которые представляют как эталонные профессиональные продукты:
тексты социальной рекламы, рекламные сообщения гуманитарного направления,
информационные и аналитические материалы в жанре PR-сообщений или имиджевых
статей, так и высказывания, не прошедшие «экспертизу качества» и негативно
оцененные в профессиональном дискурсе. Это позволяет сформировать критическое
отношение к высказываниям в рамках профессиональной коммуникации.

Отобранный
материал дает возможность преподавателю ориентировать студента на современный,
актуальный контекст профессиональной речи, отвечающей задачам эффективной
коммуникации. План комплексной работы с эталонными текстами включает следующие
виды аналитических и конструктивных заданий.
Пример аналитического комплексного задания

Оцените
лингво-культурологичес-кую систему отбора составляющих предмета речи в
предложенном рекламном сообщении: как связан предметный код с информацией об
уникальном торговом предложении (УТП); отвечает ли его специфика особенностям
потребительской аудитории; насколько креативно решен отбор сильных и слабых
доводов в защиту УТП; учтены ли гендерные особенности в представлении
аргументов в основном рекламном сообщении; как перераспределены составляющие
предметного плана в вербально-образном и визуально-образном ряду сообщения;
какова роль слогана и эхо-фразы как самостоятельных текстовых микрофрагментов в
презентации УТП и решении задач воздействия и взаимодействия с предлагаемой
потребительской аудиторией; какими коммуникативными приемами пользуются авторы
рекламного сообщения, оправданы ли они в режиме требований «достоверности» и
«добросовестности» рекламной информации.
Примеры конструктивных комплексных заданий

Раскройте
лингво-поэтический аспект известного высказывания, оцените
индивидуально-авторское стилистическое решение слогана.

Предложите
свой вариант его интерпретации в условиях данного рекламного сообщения.
Визуализируйте предметный код, используя цветовое, пространственное,
жанрово-композиционное решение вашей рекламной идеи.

Предложенное
«прямое» PR-сообщение разверните в рекламное сообщение с учетом специфики
авторского интенционального понимания уникальности товара (или услуги).
Максимально используйте известные вам приемы «риторики образа» в решении задач
воздействия рекламного сообщения (перифраз, алогизм, градацию; визуализацию
предметного кода; парцелляцию, сегментацию и др.).

Предлагаемая
студентам система заданий формирует необходимые профессионально-коммуникативные
умения: оценивать «качественный порог» предлагаемой информации, осмысливать
сочетаемость информационных кодов разных режимов восприятия, выбирать
оптимальный режим кодирования, используя усвоенные примеры авторской «риторики
образа» в текстах рекламного или PR-сообщения.

Специальные
курсы в блоках профессиональных дисциплин завершают систему профессиональной
подготовки.

Курс
«Деловое общение» знакомит будущих специалистов в области менеджмента с
условиями и закономерностями деловой коммуникации: способами адекватного и
эффективного реагирования в режиме делового спора; с особыми тактиками
аргументирования.

Особого
внимания заслуживает обучение будущих специалистов в области менеджмента
практике создания высказываний, характерных для делового общения и общения для
связей с общественностью

Эта
часть профессиональной программы предполагает работу в режиме тренингов,
индивидуальных консультаций, главная задача которых - дать обучающимся
инструментальные знания о жанровых моделях, о речевом поведении в конкретных
ситуациях делового и публичного социума.

Заключительной
формой контроля за качеством сформированных профессионально-коммуникативных
умений может стать итоговая деловая игра («Презентация работы фирмы»), в
которой принимают участие в роли экспертов преподаватели специальных дисциплин.

Представленная
программа подготовки прошла первую апробацию в течение последних двух лет на
факультете русской филологии и культуры ЯГПУ на отделении рекламы и в курсе
дополнительных образовательных услуг для студентов-филологов. Опыт работы
показывает, что для специалиста деловой коммуникации, профессионала в области
современного менеджмента одинаково значимы знания по теории информации и
эффективной коммуникации и прикладные, инструментальные умения, обеспечивающие
практику грамотной и профессионально значимой деятельности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.