Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции

Особенности реализации педагогической технологии
формирования текстовой компетенции

Сайфутдинова
Наиля Шамильевна, ст. преподаватель педагогического института Сочинского
государственного университета туризма и курортного дела, кандидат
педагогических наук; Мамадалиев Анвар Мирзахматович, ассистент кафедры истории
ПИ СГУТиКД.

Необходимость
совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми
тенденциями в науке и практике требует развития языковой личности, обладающей
текстовой компетенцией, т.е. свободно оперирующей текстовыми действиями.

Овладение
любым учебным материалом происходит в процессе сознательной и активной
деятельности учащихся, поэтому задачей учителя является создание
соответствующих этому условий, учитывающих психологические закономерности
обучения, создание мотивации у учащихся в текстовой деятельности.

При
реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции нужно
обратить особое внимание на ее специфику в условиях общеобразовательной школы.

Одним
из главных условий успешного формирования текстовых умений является создание
творческой, доброжелательной обстановки на уроках; между учителем и учеником
отношения должны строиться на принципах сотрудничества; авторитарный стиль
абсолютно неприемлем. Данная технология базируется на положении: нет плохих
учеников - каждого обучаемого можно научить, но для этого нужно обеспечить
соответствующие условия. Это прежде всего психологическая установка на создание
в классе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи: "учитель-ученик",
"ученик-ученик"; положительная оценка любой творческой работы
ученика; воспитание в каждом школьнике чувства самоуважения, веры в свои силы и
возможности; создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и
положительных мотивов текстовой деятельности.

Учитель
должен стремиться найти в каждой работе что-то хорошее, что можно было бы
отметить как положительное. Любая "находка", малейший положительный
сдвиг не должны остаться незамеченными. За содержание творческой работы никогда
не ставится неудовлетворительная оценка: всякая попытка, стремление ученика
написать что-то свое, собственное, должна оцениваться положительно и поощряться
учителем. Заметим, что в этом плане больших натяжек и не будет, так как в
процессе работы ученик всегда может спросить учителя, как лучше написать, какое
слово больше подходит и т.д. Ведь оценка не самоцель, а задача учителя -
сначала научить писать, а затем уже оценивать. Вот здесь принципиальная разница
между нашей установкой и школьной практикой: учитель за работу, не
соответствующую критериям оценок за сочинения и изложения, ставит
неудовлетворительную оценку, тем самым перечеркивая все старания ребенка и
закрепляя в нем неуверенность в своих умениях. Подчеркиваем, главное - это
предельно внимательное и доброжелательное отношение учителя к ученикам. Нужно
уметь находить "изюминки" в работах учеников и обыгрывать их так,
чтобы ребенок начал верить в свои способности, а может даже - одаренность.
Главный путь к успеху - вера ученика в свои силы, в свои возможности. Без этого
творчества нет, а есть работа по необходимости, которая никогда, на наш взгляд,
не будет оригинальной и интересной.

Учит
не только учитель, но и ученики - друг друга: очень часто используются
коллективные формы работы, работы в парах: во время работы над ошибками, при
редактировании текста и т.д., когда ребята могут посоветоваться друг с другом,
подсказать один другому. Сложные вопросы выносятся на обсуждение всего класса.
Учитель подключается в том случае, если ребята не смогли сами найти правильное
решение. Часто проводятся взаимопроверки, сочинения-отзывы, рецензирование
работ одноклассников.

У
школьников нужно воспитывать терпимое отношение к товарищам, желание помочь. Не
должно быть насмешек, критики, задевающей самолюбие. Приучаем детей сначала
находить положительное в работе товарища, только потом говорить о недостатках,
причем оценивающий должен посоветовать, как исправить недочеты, как он сам бы
поступил в данном случае. Все творческие письменные работы обязательно
анализируются и обсуждаются в классе, редактируются или на уроке, или дома.
Учащиеся пишут аннотации и рецензии как на свои, так и на работы
одноклассников.

Специфика
педагогического процесса формирования текстовой компетенции заключается в том,
что учащиеся за годы обучения в школе должны попробовать написать все без
исключения виды письменных работ, указанных в программах по русскому языку;
задания усложняются постепенно по мере усвоения более простого; текстовые
умения формируются последовательно, например, сначала учащиеся пишут подробное
изложение, а затем сжатое, но не наоборот; отдается предпочтение проблемным
вопросам и заданиям, требующим рассуждения и обоснования ответа, типа:
"Чья позиция (Д. Писарева или Н. Добролюбова) в оценке образа Катерины
Кабановой вам ближе? Почему?", "Прав ли Лука, герой пьесы М. Горького
"На дне"? Докажите свою точку зрения." Систематически проводятся
уроки комплексного анализа текста, позволяющие в относительно короткое время
повторить большой материал из курса русского языка и литературы и одновременно
закрепить множество общеучебных текстовых умений.

Большое
значение мы придаем мотивации: ученик должен осознанно стремиться производить
текстовые действия как можно лучше, понимая, что этим он приобретает важные
умения, необходимые во всей последующей жизни.

Для
формирования текстовой компетенции целесообразна практическая работа в малых
группах. На уроках-практикумах класс делится на две группы. Работа ведется с
8-10 учениками, как на уроках иностранного языка. Творческая работа требует
индивидуального подхода: с каждым учеником нужно обсудить его замыслы, помочь
их реализовать, посоветовать, как лучше отредактировать написанный текст.
Класс, состоящий из 30-40 человек, исключает такую возможность.

Далее
применяется детально продуманная система формирования текстовой компетенции, в
которой не должен быть упущен ни один вид и жанр письменной работы, включенный
в школьную программу (отзывы, аннотации, интервью и т.д.). Реализации этой
системы в значительной мере способствует практический курс "Основы
текстовой деятельности" по созданной нами программе.

Следующее
желательное условие - компьютерная поддержка процесса формирования текстовой
компетенции. "…У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к
информационному веку" (Б. Хантер). Сегодня компьютер может выступать в
роли многофункционального помощника учителя, быть методическим инструментом
наряду с другими средствами обучения.

Широки
возможности компьютера при формировании текстовой компетенции: он позволяет
интенсифицировать учебный процесс, увеличить объем текстовых операций за счет
сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различные виды
списывания.

Благодаря
сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию,
требующую внимательности, активности, действия.

Компьютерные
программы предполагают анализ текста, выбор языковых средств, конструирование
высказывания, выполнение традиционных видов упражнений, в том числе на
зрительное восприятие и редактирование текстов.

Программы
обработки текстов облегчают процессы редактирования (добавление, удаление и
перемещение слов, предложений и абзацев) изложений, сочинений, докладов и т.п.,
поскольку не приходится переписывать весь подготовленный текст заново, в
результате чего сэкономленное время можно использовать более плодотворно,
например, для устранения ошибок или улучшения стиля изложения. Можно
организовать и редактирование содержания сочинения, подготовленного товарищем
("работа редактора с автором").

Также
способствует формированию текстовой компетенции (особенно на начальном этапе) и
подчеркивание компьютером речевых недочетов, что позволяет их заметить и
исправить. Применение разных цветов для выделения различных типов ошибок
помогает их дифференцировать. Немаловажен и тот факт, что компьютер может
осуществлять обратную связь: отвечать на вопросы, подсказывать, контролировать,
оценивать ответы, что делает процесс обучения и интереснее, и эффективнее. Опыт
самоконтроля и самооценки может пригодиться ученику не только в учебной
деятельности, но и в любой другой.

Работа
по формированию текстовых умений, в первую очередь текстообразующих, требует
дифференцированного подхода с учетом индивидуальных возможностей и
способностей, что достаточно сложно осуществить на обычном уроке и вполне
возможно на компьютерном, когда персональные компьютеры на время становятся
"учителями", предоставляя учащимся определенные задания и обеспечивая
их контроль.

Важно
также, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные
эмоции: ЭВМ снимает психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки
товарищей, повышенный тон учителя). Большое значение имеет и отбор
дидактического материала (в частности текстов), к которому нужно подходить
внимательно: необходимо, чтобы он имел воспитательный характер; отражал
какую-либо проблемную ситуацию или содержал проблемный вопрос, наводящий на
размышление; чтобы он был образцом художественной речи (например, "Два
деревца" А.Куприна).

Такой
текст можно использовать для комплексного анализа текста; для изложения
(подробного, выборочного, сжатого, с элементами сочинения); на его основе можно
написать сочинение-рассуждение, провести беседу, диспут по вопросам (Какова
основная мысль этого текста? Какой смысл, по вашему мнению, вложил в него
автор? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте ваш ответ и т.п.).

Еще
одним из критериев отбора текстов в качестве дидактического материала является
их способность к эмоциональному и нравственному воздействию на учащихся,
которое может обеспечить полноценность образовательно-воспитательного процесса
с точки зрения развития личности. Очевидно, следует ориентироваться прежде
всего на такие источники, как фольклор, древнерусская литература, лучшие
произведения мастеров русского слова - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А.
Гончарова, Н.С. Лескова, С.Т. Аксакова и др. Приобщение школьников к русским
национальным традициям, мудрости народа, запечатленной в сказках, пословицах и
поговорках, в жанрах баллады, притчи, в таких произведениях школьной программы,
как "Барышня-крестьянка", "Капитанская дочка" А.С. Пушкина,
"Бородино" М.Ю. Лермонтова и др., должно происходить не только на
уроках литературы, но и на уроках русского языка, риторики, истории.

Для
организации восприятия и воспроизведения текста используются
высокохудожественные тексты разных жанров, на базе которых проводятся устные и
письменные формы работ: различные виды пересказа, изложения, анализа. Для
формирования умений создавать собственный текст учащимся предлагаются задания
написать тексты разных жанров, типов и стилей речи. Большое внимание уделяется
умению совершенствовать текст, способам и приемам его редактирования,
нахождению и исправлению текстовых ошибок самими учащимися как на специальных
уроках работы над ошибками, так и в процессе изучения и повторения программных
тем. Для развития подобных умений применяются специальные упражнения,
ориентированные на предупреждение и исправление текстовых ошибок.

При
реализации данной педагогической технологии необходимо учитывать интегративный
характер текстовой компетенции: закрепление текстовых знаний и умений будет
происходить и на уроках других предметов, поэтому скоординированность действий
всех учителей в этом плане ускорит процесс формирования текстовых умений.

Немаловажная
роль в решении проблемы формирования текстовой компетенции принадлежит
школьному методическому объединению учителей русского языка и литературы,
призванному выполнять организующую и координирующую роль в выполнении единого
речевого режима, в соблюдении преемственности между начальной и средней школой
в плане обучения школьников оптимальным текстовым действиям. Также необходима
координация и межпредметное согласование содержания гуманитарных предметов в
текстовом аспекте через специально организованную работу школьных методических
объединений.

Результаты
проведенного на базе педагогической гимназии эксперимента подтверждают, что при
правильном проектировании и должной реализации педагогической технологии
формирования текстовой компетенции даже за один учебный год можно наверстать
многие упущения предыдущих лет учебы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.