Критические периоды развития двигательных качеств
девушек, их учет при планировании
учебно-тренировочного процесса
Лагойда В.Г.
Анализ
литературных источников позволяет считать общепризнанным существование основных
двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных
способностей [1].
Развитие
вышеперечисленных качеств происходит гетерохронно. Большинство учениц как
младшего, так и среднего школьного возраста имеют разный уровень развития
двигательных (физических) качеств на данном этапе онтогенеза.
Применяя
одинаковые формы и методы тренировки с целью развития двигательных качеств с
одним объемом и интенсивностью, достигается различный тренировочный эффект,
который может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Сила
мышц и скоростно-силовые качества более интенсивно нарастают в результате
тренировки на начальных этапах пуберантного периода.
Статистическая
выносливость мышц рук имеет синсетивный (критический) период с 8 до 10 и в
13-14 лет с некоторой задержкой в первый год после начала
овариально-менструального цикла (ОМЦ). Однако, по данным Л.П.Федорова [2], в
период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам не
увеличивается. Развивать качества необходимо, учитывая не только паспортный
возраст, но и биологические параметры и антропометрические данные. Выносливость
стабилизируется к моменту появления вторичных половых признаков и далее
снижается до тех пор, пока не установится “гормональное” равновесие (для
девушек - после наступления менархе).
Самые
существенные изменения в развитии двигательных качеств у девочек наблюдаются в
возрасте 8-11 лет [3].
Следует
учитывать особенности ОМЦ: это сложный биологический процесс, регулируемый
центральной нервной системой.
Первая
менструация происходит между 11 и 19 годами; такая большая разница зависит от
условий внешней среды, в которой находится девушка, а также от ее общего физического
развития и состояния здоровья, немаловажное значение имеет экологический
фактор.
Этот
период характеризуется нарушением координации движений, способностью к
сохранению равновесия, возникает угловатость движений.
Продолжительность
ОМЦ индивидуальна и зависит от генетических факторов, условий жизни, от
физической нагрузки, от нервно-психологического состояния. По общепринятой
классификации ОМЦ делят на следующие фазы:
первая
фаза - “менструальная” - первые четыре дня;
вторая
фаза - “пролиферация” - с 5 по 10 день (6 дней);
третья
фаза - “овуляция” - с 11 по 16 день (6 дней);
четвертая
фаза - “секреция” - с 17 по 28 день (12 дней).
Следует
учитывать, что вторая фаза ОМЦ характеризуется повышенной работоспособностью, а
четвертая - пониженной.
К
биологическим особенностям естественного развития моторики (двигательных
качеств) растущего женского организма на этапе онтогенеза от 4 до 20 лет
необходимо отнести следующие:
основы
моторики формируются к 14 годам;
бурные
темпы развития на ранних этапах онтогенеза;
ускоренные
темпы развития двигательных качеств в период пуберантного скачка в 11-13 лет;
на
этапе 15-20 лет в основе возрастной динамики моторики женского организма
превалируют регрессивные изменения;
качественная
половая специфичность растущего женского организма: моторика девочки, девушки,
женщины не является “уменьшенной копией” моторики мальчика, юноши, мужчины;
каждый
конкретный возраст в моторном развитии уникален, неповторим; он содержит как
ведущие точки роста, так и факторы, которые лимитируют их рост;
ведущими
качественными особенностями в онтогенезе естественного развития женской
моторики является гибкость и выносливость большой и умеренной интенсивности.
И.Янкаускас
и И.Логвинов [4] выделяют в период онтогенеза от 4 до 20 лет четыре периода:
4-7 лет - акселерационный; 8 лет - период “школьного” снижения; 9-13 лет -
период биологического оптимума; 14-20 лет - период двигательного дефицита.
Наиболее
ярким проявлением степени биологического развития девочек является характер
изменения менструальной функции.
Исследования
динамики работоспособности спортсменок в течение биологического цикла позволил
выделить 2 фазы (II и IV) относительной и 3 фазы (I, III, V) относительно
пониженной работоспособности. С учетом этого основной структурной единицей
тренировочного процесса спортсменок предлагают считать фазы биологического
цикла.
В
процессе развития организм претерпевает ряд закономерных изменений:
1.
Общее развитие организма запрограммировано генетически, окончательная
реализация генетической программы во многом зависит от воздействия внешней
среды.
2.
Степень воздействия наследственных и средовых факторов в различные возрастные
периоды не одинакова.
3.
Тренирующий эффект под воздействием одинаковой физической нагрузки не одинаков
в приросте выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Равенство -
положение абиологическое, в живой природе его не существует. В случае равенства
на земле не было бы развития.
4.
Величина тренировочной нагрузки должна совпадать с адаптационными возможностями
организма каждого возрастного периода.
5.
Развитие организма протекает неравномерно: период ускоренного развития
чередуется с периодом его замедления и относительной стабилизации. Различные
органы и системы формируются неодновременно.
Как
правило, чаше всего наиболее выразительно проявляется несоответствие между
темпами развития сердечно-сосудистой системы и приростом основных
морфологических весоростовых показателей. Возрастной период замедления развития
организма в целом, а также стремительного прироста морфологических показателей
при списывании темпов развития сердечно-сосудистой системы сопровождается
зачастую стабилизацией, а иногда снижением, в отдельных случаях значительным,
спортивного результата, что носит, как правило, временный характер и не должно
служить основанием для поспешных выводов.
Список литературы
Платонов
В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.
Федоров
Л.П. Научно-методические основы женского спорта. Л., 1987.
Васильева
В.В. Избранные лекции по физиологии спорта. Л., 1973.
Янкаускас
И., Логвинов И. Моторика растущего женского организма: Онтогенез двигательного
гомеостаза. Вильнюс: Мокслас, 1984.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru