Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Об изменениях в понятийном аппарате дефектологической науки и ее актуальных проблемах

Об изменениях в понятийном аппарате дефектологической
науки и ее актуальных проблемах

Н. В. Новоторцева

Развитие
национальной системы специального образования во все исторические периоды
непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране,
политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии,
законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием
дефектологической науки как интегративной области человеческих знаний на стыке
медицины, психологии и педагогики.

Состояние
системы специального образования в период 90-х годов принято определять как
кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной
педагогики как науки. В последние пять лет благодаря новым установкам
государства в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки
изолированной системы обучения аномальных детей, устранены
социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы
специального образования как системы помощи и развивающегося образования.

В
настоящее время принципиально изменился социальный заказ, и государство,
общество, родители, специалисты смежных областей потребовали от дефектологов
немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех
уровнях, во всех аспектах.

Подвергающиеся
сегодня критике недостатки специального образования есть не столько
"промахи" дефектологической науки, сколько результат
культурно-исторических, идеологических и экономических потрясений в развитии
нашей страны.

Характеристика
изменений в понятийном аппарате специальной (коррекционной) педагогики

Происходящие
сегодня изменения в системе образования России, связанные с новыми реальностями
социальной жизни, заметно повлияли на терминологию, понятийный аппарат
специальной педагогики, заставили многих специалистов задуматься об истинном
смысле традиционно употребляемых терминов и профессиональных выражений.

Словосочетанием
"специальная педагогика" вместо традиционно принятого
"дефектология" (научная специальность - 130003) мы будем обозначать
ту составную часть педагогики, проблемной областью которой является
педагогическое изучение и различная педагогическая помощь лицам, в том числе и
детям, с ограниченными возможностями или специфическими проблемами в сенсорной,
интеллектуальной, моторной, эмоциональной сферах, в сфере социального
взаимодействия и др.

В
настоящее время явно обозначилось несоответствие современным международным
терминам ряда обозначений в отечественной специальной педагогике.

Назовем
некоторые актуальные лингвосемантические проблемы понятийного аппарата
современной специальной педагогики, связанные с переходом на новую ступень
аксиологической концепции отношения к лицам с нарушениями.

До
конца не решен вопрос о приемлемом названии для современных условий
рассматриваемой сферы педагогики: дефектология, коррекционная педагогика,
специальная педагогика, ортопедагогика и др.

Многие
специалисты соглашаются с тем, что термин "дефектология" достаточно
некорректен сегодня и применительно к названию соответствующей сферы знания, и
применительно к системе соответствующих фактов и явлений педагогической
действительности. Ряд дефектологических факультетов, кафедр изменили названия.
Уходят в прошлое термины "дефективные дети", "ненормальные
дети", "аномальные дети". Чаще используется калька-заимствование
с английского: "дети со специальными (или особыми) нуждами". Для
русского языка - это неуклюжее выражение. "Дети с особыми образовательными
потребностями" - это выражение в большей степени отражает сущность
обозначаемого явления, как и выражение "дети с ограниченными
возможностями".

Другой
пример неудачной кальки с английского термина является термин "специальное
образование". Им обозначают процесс воспитания и обучения детей в
коррекционных учреждениях (контекстный перевод с английского - "особое,
особенное, индивидуализированное обучение").

Возможно,
будут меняться некоторые термины, несущие диагнозную сущность, например,
"задержка психического развития".

Особую
трудность вызывает отсутствие названий-терминов для новых явлений специальной
педагогики. Это заметно в сфере педагогического образования, где появляются
новые специализации по специальной педагогике. Вместо названия специалиста
приходится прибегать к описанию сферы его профессиональной деятельности -
"учитель для работы с детьми с задержкой психического развития",
"педагог для работы с детьми с отклонениями в развитии". Со временем
язык найдет точное обозначение данной специальности.

Сейчас
идет, и государственнные стандарты тому свидетельство, период обновления
определенной части понятийного аппарата специальной педагогики.

В
новые государственные образовательные стандарты включена дисциплина
"Специальная психология и коррекционная педагогика". Это очевидный
факт гуманизации педагогического образования. Учитель будет ориентирован на
детей с нарушенным развитием, имеющих вследствие этого ограниченные возможности
жизнедеятельности, проблемы в учебе, общении, социальном взаимодействии. Цель
этого нового предмета - формирование системы важнейших теоретических знаний и
практических умений, необходимых педагогу массовой школы в его профессиональной
деятельности для понимания сущности и путей решения проблем детей с
отклонениями в развитии. Значимость этой сферы возрастет в ближайшем будущем,
так как процесс интеграции -воспитания и обучения детей с различными
отклонениями в развитии в едином потоке с обычными детьми, протекающий не одно
десятилетие в зарубежной школе, начался и у нас. Уже сегодня в системе
образования есть факты интеграции в обычную массовую школу - классы для детей с
нарушениями развития.

Впервые
идея интегрированного обучения развивается в проекте Закона Российской
Федерации "Об образовании лиц с недостатками здоровья (специальном
образовании)". Обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии в
системе массовых учебных учреждений не означает ликвидации специальных школ. (В
Законе описаны восемь типов коррекционных учреждений. В настоящее время
появился новый вид коррекционных учреждений - реабилитационные центры).

Примером
интегрированного обучения в условиях общеобразовательной школы является
открытие специальных классов: выравнивания для детей с задержкой психического
развития и компенсирующего обучения для детей группы риска, классов для детей с
ослабленным здоровьем, классов педагогической поддержки.

Два
разных подхода к обучению детей, испытывающих стойкие трудности в традиционных
условиях общеобразовательной школы, отражены в разных нормативных документах -
приказе №103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказе №333 МО РФ от 8 сентября
1992 г.

Управления
народного образования, практические работники школ испытывают значительные
трудности в организации обучения детей этой категории. Это связано с
необходимостью использования при отборе и организации обучения знаний из
смежных с педагогикой дисциплин: психологии, медицины, социологии,
коррекционной педагогики.

В
настоящее время форма интегрированного обучения детей с особыми образовательными
проблемами не имеет достаточного кадрового обеспечения.

Подготовка
специалистов в этой области осуществляется в ИПК и на разного рода курсах.
Этого недостаточно.

К
интеграционным процессам в массовой школе каждый педагог должен быть
подготовлен не только профессионально, но и морально.

Процесс
и проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, как
видим, порождает проблему подготовки кадров для работы с детьми с отклонениями
в развитии в учреждениях массового типа.

По
данным американских исследователей, эта форма обучения требует на 30-40 %
больше числа педагогов-дефектологов.

Характеристика
состояния кадрового обеспечения системы специального образования

В
настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 1800 специальных
школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии. В них обучается
свыше 275 тысяч школьников. Более 120 тысяч детей дошкольного возраста с
проблемами в развитии воспитывается в специальных детских садах и специальных
группах дошкольных учреждений. В классах выравнивания (задержка психического
развития) - свыше 130 тысяч учеников; в классах компенсирующего обучения -
около 200 тысяч учащихся; для умственно отсталых - 10,5 тысяч; для детей,
физически ослабленных, учреждения не предусматривают должности специального
(коррекционного) педагога, что нарушает право ребенка на
высококвалифицированную педагогическую и психологическую помощь по месту учебы.


Систему
специальной помощи дополняют логопедические пункты при массовых
общеобразовательных школах (четыре тысячи) и быстро развивающаяся сеть
психолого-медико-педагогических консультаций и различных реабилитационных
центров. В данных учреждениях сегодня занято около 200 тысяч педагогов, из них
только около 8% имеют специальное (дефектологическое) образование.

Для
справки: в странах Западной Европы, США, Японии около 5% персонала специальных
образовательных учреждений не имеют соответствующего специального
педагогического образования. Для сравнения: в Москве квалифицированных
специалистов в системе специального образования - 32%, в Санкт-Петербурге -
24%, в Ярославле - 10,2%.

Актуальность
подготовки специалистов в области специальной психологии и коррекционной
педагогики обусловлена большой распространенностью аномального детского
развития. Таких детей приблизительно 2 миллиона - 10%. Специальным образованием
охвачена 1/3 нуждающихся в нем.

Сегодня
ведется подготовка специалистов на 28 факультетах вузов Российской Федерации,
13 из них созданы за последние 3 года по 6 специальностям: олигофренопедагогика,
тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, специальная психология,
коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).

В
связи с этим встают задачи:

1.
Подготовка специалистов для всех типов коррекционно-образовательных учреждений,
включая новые типы, только что создающиеся по новым государственным
образовательным стандартам.

2.
Введение новых дополнительных квалификаций в каждую педагогическую
специальность с учетом развития системы специального образования.

3.
Расширение круга получаемых сертификатов, позволяющих специалистам оказывать
дополнительные образовательные услуги детям с ограниченными возможностями.
(Типа: специалист по логопедической ритмике, воспитатель-логопед дошкольных
учреждений, социальный педагог и педагог для работы с детьми с отклонениями в
развитии).

4.
Развитие регионального компонента высшего специального педагогического
образования. По Российской Федерации - 8 % специалистов со специальным
образованием, по Ярославской области -10,2 %.

5.
Усиление интегративных процессов в подготовке специалистов, например: учитель
специальной (коррекционной) школы и логопед; практический психолог и
дефектолог; социальный педагог и дефектолог и др.

6.
Разработка новых технологий в обучении студентов, усиление роли практики.

7.
Оснащение учебного процесса дидактическими материалами и техническими
средствами.

В
связи с этим актуальна организация научных исследований по насущным проблемам
специальной психологии и коррекционной педагогики.

Представляются
целесообразными совместные исследования врачей, психологов, дефектологов и
социальных педагогов, разработка интегративных курсов.

Актуальными
являются следующие направления:

1.
Осуществление международных научных связей для активизации изучения лиц с
нарушениями развития и поиска новых подходов к их обучению, социальной
адаптации и интеграции в современное общество.

2.
Теоретический и практический аспект ранней диагностики (с медиками) отклонений
в развитии (от 0 до 3 лет) и ранней коррекции нарушений.

3.
Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями, разработка
типов и форм взаимодействия семьи и системы коррекционной и педагогической
поддержки детей.

4.
Клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей со
сложной структурой дефекта.

5.
Вопросы профилактической работы.

6.
Определение системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в развитии
в массовые учебные учреждения.

7.
Разработка содержания и форм специализированной поддержки интегрированных
детей.

8.
Изучение различных аспектов социальной работы с семьями, воспитывающими детей с
проблемами развития.

9.
Разработка форм и содержания переподготовки специалистов массовых учреждений.

10.
Техническая оснащенность учебного процесса и коррекционной работы.

11.
Подготовка кадров нового поколения в соответствии с новым социальным заказом.

Плодотворная
работа по указанным направлениям, решение многих организационных, научных,
методических, кадровых вопросов и задач обогатит дефектологическую науку и
специальное педагогическое образование, которое развивается и совершенствуется
с учетом двух факторов: традиций в подготовке специалистов высшей школы и
потребностей практики обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями.
Список литературы

 [1] Актуальные проблемы обучения, адаптации и
интеграции детей с нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.

[2]
Найн А.Я. Вопросы систематизации категории педагогики //Понятийный аппарат
педагогики образования. Екатеринбург, 1995.

[3]
Назарова Н.М. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии как
новый компонент содержания психолого-педагогической подготовки в педагогических
вузах // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с
нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.

[4]
Никитина М.И. Развитие высшего специального образования в России: состояние,
проблемы // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с
нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.

[5]
Педагогическое образование России //Сборник нормативных документов. М., 1994.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности управления объектом экономики при радиоактивном заражении загрязнении местнос
Реферат Строительство газопроводов из полиэтиленовых труб
Реферат Women Entrepreneurs In Small Business Essay Research
Реферат Расчёт экономических показателей и выбор мероприятий по улучшению деятельности оператора связи
Реферат Банковский маркетинг (на примере КБ "Банк ВТБ")
Реферат Процессуальные действия в стадии подготовки к судебному разбирательству
Реферат Система роботи з розвитку звязного мовлення учнів на уроках української мови 5-12 клас
Реферат Технічне оснащення устаткуванням закладу громадського харчування типу "Кафе"
Реферат Маркетингові дослідження конкурентоспроможності ДП "Спектр"
Реферат Технология работы с документами в негосударственных организациях на примере ЗАО Строительная Компания "Технолига"
Реферат 1. Реализовать перевод из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, от -50 до 50, с шагом Вывести в виде 2 столбцов
Реферат Кукурудза її походження використання різноманітність форм та видів 2
Реферат 1 Понятие и признаки гражданского правоотношения
Реферат Animal Farm Essay Research Paper Animal Farm
Реферат Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии