Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Социокультурные корни психологии в России

Социокультурные корни психологии в России

М. Г. Ярошевский

Духовная
жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной
культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического
пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование
отечественной науки. Шестидесятые годы XIX века – один из самых знаменательных
этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие
многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и
психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России
наконец произойдет реформирование уклада, просвещение.

Шестидесятые-семидесятые
годы XIX века остались в эмоциональной памяти поколений как годы освобождения,
причем имелась в виду не только отмена крепостного права, но и общее духовное
раскрепощение человеческой личности. Реформы давно ожидались и требовались
мыслящей частью общества, как вполне созревшая народная потребность, как
историческая необходимость. Трудность преобразователей была в том, что они не
находили и не могли найти готовых исторических указаний, на которые могли бы
опереться в своей деятельности. Оказавшись на перепутье реформа-Россия должна
была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому
характеру.

Изменение
социальной ситуации в России в шестидесятые годы привело к определенности,
осознанности смутного до того переживания своей самобытности. Процесс реформирования
затрагивал практически все общественные группы, стремление к самопознанию,
описанию своих национальных психологических качеств существовало во всех слоях
общества, т.е. это был тот редкий момент, когда национальная идея становится
идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной степени осознается. Таким
образом, резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами
жизни народа, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью
заставило образованную часть общества задуматься и осмыслить свою историю,
понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положительных
и отрицательных качеств. Эти проблемы и стали центральными не только для
социологии, философии и юриспруденции, но и для психологии того времени.

Так
как просвещение, т.е. распространение знаний, происходило в России главным
образом при помощи журналов, то становится ясной их исключительная роль в
развитии отечественной науки и культуры. Центром либеральной интеллигенции стал
журнал "Вестник Европы", с которым сотрудничали ведущие ученые и
писатели того времени – И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, И.М.Сеченов,
К.Д.Кавелин, А.Н.Пыпин, Н.И.Костомаров и другие. Под руководством ученого и
публициста М.М.Стасюлевича этот журнал превратился в литературно-политический
сборник и являлся одним из центров культурной жизни, по редакционным статьям и
хроникам которого можно судить о развитии общественного сознания в России во
второй половине XIX века.

Для
психологии это было связано с тем, что параллельно возникло и стремление к
осознанию русского менталитета, к выделению и описанию психологических
особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению
"национального характера", "народной души", под которыми
подразумевались главным образом установки, ценности, верования, общие для всех
членов общества. В понятие "народной души" часто включали и язык,
являющийся родным для представителей данной нации, а также наиболее
распространенные мифы, легенды, пословицы, традиции.

Первая
попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но
опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала философу Н.И.Надеждину. В
30-х годах XIX века он издавал журнал "Телескоп", где опубликовал
взбудоражившее общество "Философическое письмо" Л.Я.Чаадаева. Полное
негодования против национального самодовольства и духовного застоя, оно имело и
для издателя журнала, и для автора письма печальные последствия. Чаадаева
объявили сумасшедшим, Надеждина выслали.

Работая
в Русском географическом обществе, Надеждин предложил программу
широкомасштабного описания силами самих русских людей "наблюденных и
замеченных" особенностей народа всюду, "где только чуется Русь".
При этом имелись в виду "разбор и оценка удельного достоинства ума и
народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ
личностях". Программа была разослана по различным губерниям, и
добровольные собиратели сведений из числа учителей, лекарей, чиновников,
священников направляли в Общество сотни рукописей, описывающих умственные и
нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были
характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели
сведения о психическом складе русского человека, о его "идолах и
идеалах".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.