Реферат по предмету "Психология, педагогика"


К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах

К вопросу о сенситивных, критических и кризисных
периодах

Б.А.Никитюк,
Р.С.Черкасова

В
последнее время проблема сенситивных и связанных с ними критических периодов
развития неоднократно оказывалась в центре внимания специалистов самого разного
профиля.

Данная
проблема имеет междисциплинарный характер и открывает реальные перспективы как
для интеграции разных отраслей знания о человеке, так и для комплексного
изучения человека в рамках одной науки.

В
доступной нам литературе толкование понятий "сенситивные периоды" и
"критические периоды" является очень неоднозначным. Одни
исследователи используют термин "критические периоды" для обозначения
периодов, особо благоприятных для развития той или иной функции [13,21], другие
тот же термин традиционно употребляют для характеристики "трудных",
переходных периодов в жизни человека, характеризующихся дисгармоничностью и
наличием, наряду с позитивными, негативных проявлений [11,16,18,20].
Значительно реже используется термин "кризисы", "возрастные
кризисы" [11,19].

В
чем причина отсутствия четких разграничительных линий между этими понятиями и
подмены одного термина другим - в отсутствии сложившейся терминологии или в
противоречивости самого явления? Так или иначе этот вопрос не является лишь
спором о дефинициях, а требует углубления в суть явления.

Факты,
накопленные в настоящее время в разных областях знания о человеке, дают
возможность внести некоторую ясность в рассматриваемую проблему. Рассмотрим
различные точки зрения, изложенные в доступной нам литературе.

В
1897 г. русский ученый П.И. Броунов описал закономерность чередования периодов
стойкости к внешним воздействиям и периодов повышения чувствительности и назвал
последние "критическими периодами" [5]. Развитие представлений о
сенситивных периодах за рубежом связано с именами К. Лоренца и Ц. Стоккарда.
Согласно данным Ц. Стоккарда, в эмбриональном развитии животных и человека есть
периоды бурного рости и повышенной чувствительности отдельных органов и систем
к внешним воздействиям. Если по каким-либо причинам происходило блокирование
механизмов нормального развития, это вело к его замедлению; если же имело место
повреждающее воздействие факторов среды, наблюдался тератогенный эффект в
развитии тех или иных органов [6].

Понятие
о сенситивных периодах претерпело существенные изменения со времени своего
появления [29]. Представление о них в этологии и психологии первоначально было
связано с явлением импринтинга, запечатления, которое служило пусковым
механизмом определенных форм поведения. При этом считалось, что, если
какая-либо функция не получала развития в сенситивный для нее период, - она не
развивалась никогда. Как правило, этот механизм научения действует на ранних
стадиях онтогенеза, а результат запечатления характеризуется необратимостью
[39].

М.М.
Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в
сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно. В лаборатории
Б.Г. Ананьева установлены повторяющиеся благоприятные периоды для развития
внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и
взрослых людей. Они чередуются с периодами ухудшения в развитии той или иной
функции, т.е. имеют волнообразный характер [21,30,37].

Если
рассматривать сенситивные периоды в том смысле, который вкладывал в это понятие
К. Лоренц, опирающийся на традиционный для западной психологии тезис об
определяющей роли раннего детского опыта, придется согласиться с принципиальной
невозможностью серьезной коррекции этого опыта в дальнейшем. Две другие,
изложенные выше, точки зрения позволяют более оптимистично смотреть на
управление процессом развития. Зачастую факты, свидетельствующие в пользу той
или иной из них, входят в противоречие. Так, сенситивным периодом для развития
невербальной памяти (в частности, двигательной памяти, играющей огромную роль в
управлении движениями) считается ранний и дошкольный возраст [8]. А.А.
Гужаловский приводит данные И.А. Аршавского, M.B. Mecrow, A. Groth,
свидетельствующие о том, что в раннем детском возрасте депривация потребности в
спонтанной двигательной активности крайне неблагоприятно сказывается на
развитии ребенка [12]. Следует ли из этого, что в школьном возрасте, на который
приходится наибольшее число формирующих влияний, развитие невербальной памяти,
непосредственно связанной с эффективностью двигательной деятельности,
замедляется или прекращается?

Очевидно,
нет, т.к. речь идет о разных двигательных характеристиках и разных условиях
исследования. Для моторных функций доказано, что их развитие продолжается и в
школьном возрасте: установлены свои сенситивные периоды для различных видов
движений [12,13].

В
исследовании А.А. Гужаловского обнаружилось, что эффект избирательно-направленного
воздействия на физические качества школьников находится в прямой зависимости от
того, в какой из периодов осуществляется их воспитание: прирост показателей
оказался выше, когда адекватные соответственно направленные воздействия на те
или иные качества в процессе физического воспитания "совмещались" с
выделенными автором периодами "максимальных темпов прогресса".
Меньший прирост достигается в периоды субмаксимальных темпов прогресса и в
периоды "умеренно высоких темпов прогресса" и наименьший - в периоды
замедленного развития. Повторное тестирование, проведенное спустя два года
после окончания экспериментальных занятий, показало, что в случае такого
"совмещения" школьники не только достигают более высоких показателей
физической подготовленности, но и долго сохраняют достигнутые преимущества [12,
с. 220-221].

Понятие
критических периодов в психологию введено Л.С.Выготским, который различал
периоды спокойного развития ("лизисы") и периоды переломного,
критического развития ("кризисы"), характеризующиеся
рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой
многих из них, наличием, наряду с позитивными, разрушительных тенденций. Он
писал, что "развитие здесь, в отличие от устойчивых периодов, совершает
скорее разрушительную, чем созидательную работу" [11, с. 251] и понимал
критические периоды как "поворотные пункты в детском развитии, принимающие
иногда форму кризиса", как периоды, когда "развитие приобретает
бурный, стремительный, иногда катастрофический характер" [там же, с.294].
Наряду с этим исследователь подчеркивал и позитивные тенденции развития в
период возрастных перестроек, которые составляют "...главный и основной
смысл всякого критического периода" [там же, с. 253]. В зависимости от
преобладания позитивной или негативной симптоматики различным будет и характер
переходного периода: он может быть бурным или постепенным. В конце каждого
переходного периода формировались новые свойства и качества, которых не было в
предыдущем возрасте (психологические новообразования). Позднее Д. Оффер и
коллеги выделили три основных пути перехода от детства к взрослости, разрешив
назревший в англо-американской литературе спор о преобладании негативной или
позитивной симптоматики в переходный период. Первый из этих путей - непрерывный
рост, или спокойный период; второй - волнообразный рост, характеризующийся
преобладанием адаптивных явлений над теми трудностями, которые возникают в этот
период, и третий - затрудненный рост - противоречивый период развития с явным
преобладанием негативных тенденций над позитивными [40].

Критические
периоды также повторяются на протяжении онтогенеза. Л.С.Выготский выделял в
качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет,
период новорожденности и подростковый период. Некоторые исследователи выделяют
также критические периоды взрослости [28,33]. В физиологии критические периоды
получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы (важнейшие из них -
пубертатный и климактерический) характеризуются как "реакции организма человека
на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды",
как "...быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе
жизненного цикла" [19]. Под критическими периодами детства в психологии
имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности,
происходящие в определенное время. Для них характерно усиление гетерохронии и
дисгармонии в развитии органов и систем как на морфологическом, так и на
функциональном уровнях [9,16,18,20,27]. Это проявляется, например, в том, что дисгармония
в росте сердца и сосудов в подростковом возрасте зачастую ведет к
функциональным нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы, а также
нервной системы из-за недостаточного снабжения мозга питательными веществами.

По
сути критические периоды представляют собой периоды обострения противоречий
между уже сложившимися и вновь созревающими морфологическими структурами и
функциональными механизмами (Даймонд, Карсаевская). Они имеют, согласно
представлениям Л.С.Выготского, глобальный характер, характеризуются бурным
развитием многих органов и систем и отличаются внутренней противоречивостью
из-за одновременного существования разрушительных и созидательных тенденций.

Внутренне
противоречивыми являются и сенситивные периоды развития. С одной стороны,
высокая чувствительность к внешним воздействиям является благоприятным
фактором, способствующим легкому запечатлению, усвоению информации, поступающей
из внешней среды. С другой стороны, повышенная чувствительность к внешним
воздействиям сопровождается и повышенной ранимостью по отношению к тем из них,
которые являются чрезмерными или нецелесообразными [5].

Согласно
данным эмбриологии, изучающей период онтогенеза, характеризующийся наибольшей
свернутостью во времени и недифференцированностью тканей, периоды бурного,
ускоренного развития совпадают с повышением чувствительности к благоприятным и
неблагоприятным воздействиям [6,31]. Совпадают ли эти моменты в период
постнатального развития или они сменяют друг друга в определенной
последовательности? П.С.Светлов приводит данные Майнота о том, что падение
скорости роста зависит от прогрессирующей дифференциации: чем дифференциация
выше, тем интенсивность роста меньше [31].

Данные,
имеющиеся по этому вопросу в литературе, весьма неоднозначны. Так,
благоприятный период для развития интонационного и грамматического строя речи
имеет место в период раннего детства - от 1,5 до 3 лет [21,27]. Приблизительно
этот же период благоприятен для развития моторики [8]. Наибольшая же
чувствительность к развитию фонематического слуха наблюдается в возрасте около
5 лет [27], т.е. имеет место несовпадение благоприятных периодов для отдельных
характеристик одной функции - речи. С другой стороны, период, сенситивный для
одной функции, сопровождается ухудшением другой функции или другой составляющей
той же самой функции. Так, рост самостоятельности, сопровождающийся
противоречием между детскими формами поведения и потребностью во взрослости,
выражается в активизации и быстром развитии общения со сверстниками и в
одновременном ухудшении взаимоотношений со взрослыми. Здесь имеет место
совпадение благоприятного периода в развитии общения со сверстниками и
одновременное ухудшение другой характеристики общения на фоне подросткового
кризиса.

Известны
факты, когда в одни и те же возрастные периоды активизируются ростовые
процессы, но замедляются процессы дифференцировки [22,23]. В.И. Шапошникова
считает, что периоды ускоренного роста предшествуют периодам скачкообразного
улучшения двигательных качеств [36].

Исследования
в области физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что сенситивные
периоды для развития разных качеств (например, силовых и координационных;
выполнение разных тестов на координационные способности) не совпадают во
времени [9,10,12,13]. В отношении двигательных качеств известно также, что в
критический период подросткового возраста одни из них достигают значительного
развития, в проявлении других наблюдаются спады. Так, А.В. Вишняков исследовал
степень развития координационных способностей у девочек 11-12 лет в зависимости
от степени полового созревания по 14 тестам. Результаты свидетельствуют, что
показатели большинства координационных способностей не имеют достоверных
различий в зависимости от стадии полового созревания. Достоверно ухудшаются
показатели статического равновесия, способность к изменению ритма в
элементарных движениях, а также способность к перестроению двигательной
деятельности в циклических локомоциях. Улучшаются показатели способности к
согласованию последовательности движений и способность к реакциям в быстрых
движениях. В.А. Ярмоленко свидетельствует об ухудшении координации движений в
период полового созревания у девочек. При этом чем выше стадия полового
созревания, тем хуже результаты. Д.П. Букреева приводит данные о меньшей
выносливости девочек 15-16 лет по сравнению с 13-14-летними при выполнении
физических нагрузок максимальной, субмаксимальной и большой интенсивности
преимущественно анаэробного энергообеспечения. В то же время у них отмечается
значительный скачок в развитии функциональных возможностей организма к
нагрузкам умеренной интенсивности и нагрузкам аэробного энергообеспечения
[9,10,38].

В
нашем исследовании, посвященном изучению двигательной памяти у девочек 7-15
лет, также установлено чередование периодов спадов и подъемов в ее развитии,
происходящих на фоне улучшения показателей на протяжении школьного возраста. В
периоды ухудшения результатов (в 8-9 и в 12 лет) гетерохрония снижается.
Периоды ухудшения результатов и нарастание гетерохронии совпадают со сменой
механизмов управления движениями [26].

Данные
о проявлении двигательных качеств на различных этапах онтогенеза пока
разрознены и неоднозначны. Однако можно констатировать, что в их развитии
наблюдается волнообразность и они характеризуются гетерохронностью, и это
обусловливает неоднозначность исследовательских данных. Эти закономерности в
проявлении двигательных качеств соответствуют фактам, найденным в других
областях науки о человеке. Волнообразные изменения были найдены А.А. Гладышевой
для морфологических показателей [14]. Многолетние биологические ритмы
обнаружены в трансверзальных и лонгитудинальных исследованиях на близнецах
[24]. Эта закономерность проявляется также в изменении размеров тела
новорожденных в течение длительного времени [25].

Вполне
закономерна разноречивость данных, полученных в разных науках и на разных
уровнях человеческой индивидуальности. Вследствие этой разноречивости на данном
этапе развития исследований, касающихся этой проблемы, нет достаточных
оснований для ответа на поставленный вопрос о соотношении сенситивных и
критических периодов. Тем не менее можно предположить, что в период
постнатального развития может иметь место как совпадение, так и несовпадение
критических и сенситивных периодов развития.

Немаловажное
значение в этом вопросе, как нам кажется, имеет то обстоятельство, что
критическим периодам свойственен глобальный характер (хотя в каждом из таких
периодов решаются особые задачи), тогда как периоды благоприятного развития
характеризуются известной "избирательностью" по отношению к тому или
иному качеству или ряду качеств.

Совпадение
во времени благоприятных периодов развития для разных функций может быть
объяснено одновременным созреванием морфофункциональных структур и
непосредственной близостью мозговых центров. Наличие повторяющихся периодов благоприятного
развития также находит свое объяснение в свете имеющихся в науке данных. Т.П.
Хризман свидетельствует о более раннем созревании периферических концов
анализаторов по сравнению с центральными, проекционных зон головного мозга по
сравнению с комиссуральными и ассоциативными [34]. Исследованиями С.Б.Дзугаевой
доказано, что после завершения созревания мозгового субстрата наблюдается
развитие межфункциональных связей, что предоставляет новые возможности для
совершенствования соответствующих функций [17].

Так,
если в раннем возрасте яркость образов, свежесть восприятия и глубина
запечатления обусловлены чрезвычайной чувствительностью нервной ткани, то более
адекватное отражение в последующем возможно благодаря усиливающемуся развитию
системных механизмов межцентрального взаимодействия. Вероятно, поэтому
основными механизмами научения в раннем детстве, согласно исследованиям
Н.А.Тих, А.В.Запорожца и др., являются запечатление и подражание, а в более
старшем возрасте - научение с помощью метода словесного воздействия.

Для
реализации этих механизмов должны существовать, по всей вероятности,
определенные, повторяющиеся в онтогенезе для различных функций сенситивные
периоды, различающиеся как степенью интегративности, так и смыслом перемен,
происходящих на более высоких уровнях человеческой индивидуальности. Так,
согласно Л.С.Выготскому, в процессе развития происходят изменения не столько в
структуре отдельных психических функций, сколько в межфункциональных связях и
отношениях. О существовании таких повторяющихся периодов благоприятного
развития свидетельствуют упомянутые исследования лаборатории Б.Г.Ананьева [30].
Вполне очевидно, что повторяющиеся периоды благоприятного развития нельзя
рассматривать безотносительно к основным фазам онтогенетического развития:
прогрессивной, стабильной и регрессивной, т.к. в каждой из этих фаз они имеют
разный смысл.

В
работах исследователей, специализирующихся в разных областях, просматривается
проявление некоторых общих закономерностей, как-то: повторяемость в проявлении критических
и сенситивных периодов, гетерохронность в развитии разных функций, единство
морфологических и функциональных проявлений. Неравномерность формирования
отдельных структур и функций является одной из интереснейших проблем
онтогенетического развития. Это находит свое отражение в попеременном
замедлении и ускорении развития морфологических, физиологических и
психологических признаков на разных этапах онтогенеза, а также в циклическом
чередовании спадов и подъемов в развитии этих признаков, что приводит к
усилению или ослаблению гетерохронии. Усиление гетерохронии в период ухудшения
деятельности системы имеет, очевидно, адаптивное значение. Представления о
сенситивных и критических периодах, на наш взгляд, тесно связаны с понятиями
гетерохронности и волнообразности развития различных функций [26].

Биологические
ритмы имеют определенную степень наследственной обусловленности [7,32 и др.].
Разновременность и неравномерность циклов ухудшения и улучшения в развитии
различных функций также связаны с влиянием генотипа [24]. Это ведет к
чередованию периодов стабильного развития, протекающих под контролем генотипа,
и периодов изменчивости жизненных функций, когда генетический контроль
ослабевает и усиливается влияние среды.

Потребность
в усилении внешних воздействий, вероятно, реализуется в процессе развития как
повышение чувствительности к ним. Недостаток специфических внешних влияний в
сенситивный период приводит к тому, что компенсировать упущенное в период
развертывания нового объема генетической информации, происходящего большей
частью на ранних этапах онтогенеза, в более поздние сроки трудно или
невозможно. Можно думать, что подобная компенсация облегчится, если учитывать
повторные периоды благоприятного развития.

Избыток
внешних влияний, особенно неспецифического характера, приводит к повреждающему,
дезадаптирующему эффекту или к развитию одних функций в ущерб другим (к
дисгармоничному развитию), порождая конфликт организма со средой. Гармоническое
развитие, вероятно, будет являться следствием более или менее равномерной
реализации генетических предпосылок развития в благоприятных условиях среды.
Характерно в этой связи указание Б.Г. Ананьева на то, что сенситивные периоды
есть результат совпадения благоприятного влияния генотипа и благоприятных
условий среды [2].

Следует
отметить, что в биологии термины "критические периоды" и
"сенситивные периоды" употребляются как синонимы. Для переходных
периодов существует термин "возрастные кризисы", однозначно
определяющий эти периоды как кризисные [19]. Психологи четко разделяют
сенситивные (благоприятные) и критические (переходные) периоды,
"кризисы" в развитии ребенка [11,27]. Некоторые исследователи не
придают значения точности словоупотребления, что на определенном этапе развития
представлений об этих феноменах тормозит процесс познания.

С
одной стороны, понятие "критические периоды" употребляется как
синоним и для благоприятных, и для переходных периодов, и это вносит путаницу в
понимание тех и других. "Критичность" и благоприятных, и переходных
периодов в том, что возможности для оптимального развития, если они упущены,
негативно влияют на развитие человека: если это благоприятный период, то
позднее трудно наверстать упущенное; если переходный возраст, то при отсутствии
оптимальной стимуляции он может перейти в кризис, дезадаптацию. Разница между
ними в том, что возможности сенситивных периодов надо не упустить и правильно
использовать, а в переходные периоды нужно уберечь ребенка от неблагоприятных
воздействий.

С
другой стороны, термин "кризисы", "кризисные периоды",
будучи употребленным в качестве синонима переходных периодов вообще, также
неточен, т.к. не отражает другие (не кризисные) варианты развития в этот
период. Поэтому ни один из двух терминов не является удовлетворительным для
обозначения переходных периодов в жизни человека. Лучше всего было бы оставить
за переходными периодами их первоначальное название, не подыскивая синонимов,
но они так прочно утвердились в многочисленных публикациях и в обиходе и так
переплелись, что ниспровергать их не имело бы смысла, но развести данные
понятия необходимо.

Первый
шаг в этом направлении сделал А.А. Гужаловский. Целесообразно, как нам кажется,
периоды особо благоприятного развития обозначать, как он предложил, термином
"сенситивные периоды", а за переходными периодами оставить термин
"критические периоды", имея в виду, что существуют кризисные и
бескризисные варианты критических периодов. В зависимости от характера внешних
воздействий различным будет результат развития в эти периоды и в дальнейшем.
Проблема в том, чтобы определить оптимум этих воздействий в каждом конкретном
случае.

Таким
образом, в развитии представлений о сенситивных и критических периодах имеется
ряд противоречивых тенденций, отражающих диалектическую сложность явления смены
возрастных этапов в жизни человека, а также недостаток знаний в этой области.
Это обусловило, по всей вероятности, и неоднозначность употребления терминов,
обозначающих эти явления.

Сенситивные
и критические периоды развития имеют место на разных уровнях человеческой
индивидуальности (морфологическом, физиологическом, психологическом,
социально-психологическом) и на разных этапах онтогенеза, достигая особой
"сконцентрированности" в раннем детстве. Они могут иметь
"тотальный" (сенситивные периоды в смысле К.Лоренца, кризисные
периоды в понимании Л.С.Выготского) или парциальный характер.

Можно
говорить о сенситивных периодах для целого комплекса взаимосвязанных между
собою качеств, обусловленных совпадением сроков созревания морфологических
структур или развитием функциональных взаимосвязей.

Решить
вопрос о соотношении этих периодов на данном этапе развития представлений об
этих феноменах не представляется возможным.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :