Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Всадники (Hippes)

Всадники (Hippes)
Аристофан (Aristophanes) ок. 445–386 до н. э.
Комедия (424 до н. э.). Античная литература. Греция.

М. Л. Гаспаров

Всадники
— это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие — те, у кого
хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели
за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были
мирным замкнутым сельскохозяйственным государством.

Поэт
Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они
выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных
деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на
афинскую политическую жизнь. Хозяин государства — старик Народ, дряхлый,
ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые
политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее. На сцене их четверо: двух
зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник (настоящее
имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан
выдумал сам).

Для
мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а
настоящие афинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноименным
знаменитым оратором, который жил на сто лет позже) только что возле города
Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в
плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного
мира. А противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал
добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему
самому принять командование — в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит
поражение и сойдет со сцены. Но случилась неожиданность: Клеон одержал при
Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от него в
политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и
обличать его, тому сразу напоминали: «А Пилос? а Пилос?» — и приходилось
умолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот
«Пилос», чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову
победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.

Итак,
на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его
раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их
оттер новый раб, негодяй кожевник, Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а
он выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику
бросает все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях!
Война — время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали (или
выдумывали) старинные темные пророчества и толковали их применительно к
нынешним обстоятельствам. Пока кожевник спит, украдем у него из-под подушки самое
главное пророчество! Украли; там написано: «Худшее побеждается только худшим:
будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его
колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти; теперь
стоит кожевник; надо искать колбасника.

Вот
и колбасник с мясным лотком. «Ты ученый?» — «Только колотушками». — «Чему
учился?» — «Красть и отпираться». — «Чем живешь?» — «И передом, и задом, и
колбасами». — «О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними
всеми быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на
казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» — «Да я низкого
рода!» — «Тем лучше!» — «Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что
надо делать?» — «То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче
подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» —
«Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуя
Клеона-кожевника. «Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество —
твое!»

Начинается
состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. «Ты кожевник, ты мошенник, все
твои подметки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил одним глотком!» — «Но
сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Сам колбасник, сам кишочник, сам
объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся, все равно перекричу!» Хор
комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам
лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но
один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всех
старинных комедиях.

Но
это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходит
старый Народ: кто из соперников больше его любит? «Если я тебя не люблю, пусть
меня раскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» —
кричит колбасник. «Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» — «Чтобы ты,
Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» — «Вспомни, Народ,
от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он мутил воду,
чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» — «А вот
тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» — «У меня для
тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целый сарай!» Один за другим
читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленных слов – и один за
другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во зло
противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когда
кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыми
неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья:
«Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции
действительно было три города под таким названием), следует куча непереводимых
каламбуров на слово «Пилос». И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один
из зрителей не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без веселого хохота. «Вот тебе,
Народ, от меня похлебка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня
вино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут,
поживиться можно!» — «Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник
подхватывает его жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себя
подносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» —
«Не важно, кто зажарил, — честь поднесшему!» — провозглашает Народ. Кожевника
гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает
всему этому куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и
такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех — под собственными именами.

Развязка
— сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котел с
зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и
колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и
цветущим. Они шествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь
хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то,
и такой-то, и такой-то), а хор радуется, что возвращаются старые добрые
времена, когда все жили привольно, мирно и сытно.
Список литературы

Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997. – 848 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.