Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Алалия

Алалия

Алалией
принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем
физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в
левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка.

В
дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные
затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят
с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается"
(Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки,
сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей
бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля
гиля" (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии,
благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок
постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников.

Различают
две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную
(недоразвитие понимания речи).

Дети-алалики
нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под
руководством специалиста-логопеда.

Для
детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные
дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для
детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из
учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала,
направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.


Для
детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения,
которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей,
хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и
создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

Дети
с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными
затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на
логопедическом пункте.

Многие
дети с алалией получают начальную помощь у логопедов в детских поликлиниках и
психоневрологических диспансерах.

На
логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей,
проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их
речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и
личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала
работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям,
необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность,
критичность.

Работу
по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно
организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических
навыков, когда взрослые имеют возможность многократно называть различные
действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом
пользуется.

Чтобы
ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто
употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.),
необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на
прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается
повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент.
В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем
ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его речевой
активности должно поощряться взрослыми.

Когда
ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами,
обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью.
Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью (например, уложив
куклу, он говорит: "Ляля спит" и т.п.), того же постепенно он
начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов -
существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи.
Так, постепенно у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая
речь.

Необходимо
знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не
следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему
недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к
разговору следует, но принуждать нельзя.

Нельзя
перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой
материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа
по развитию речи проводится в тесном контакте родителей с логопедом и психоневрологом,
который лечит ребенка, без такого контакта невозможен правильный подход к
малышу.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portalus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :