Реферат по предмету "Исторические личности"


Мухтар Ауэзов

«Твои бессмертные труды ста- вят тебя в ряд лучших предста- вителей мировой художественной прозы. Я счастлив, что имею честь быть твоим современником и соотечественником»,-так писал видный советский писатель Всеволод
Иванов, адресуя эти слова Мухтару
Ауэзову. М.А. внёс неоценимый
Вклад в развитие литературы.
Создатель первого романа-эпопеи,
Драматург, переводчик русской и
Европейской классики, учёный –
Поистине неисчерпаемо литературное
Наследие великого писателя.
Творческий путь
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауез – люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи.
Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.
«Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны», - вспоминал впоследствии М. Ауэзов.
Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульманском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешёл в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был исключительно прилежен, любознателен, пользовался уважением одноклассников и учителей.
После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В тоже время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.
Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек» (1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы.
М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В двадцатые годы он пишет ряд рассказов и пьес («Карагоз» и др.), которые тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш- Караш», переведённую впоследствии на русский и французский языки и заслуживающую высокую оценку читателей.
В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при университете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М.О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.
С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматургии, как: «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.
Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках – «Племя младое».
Национальная проза и драматургия переживала в начале 20-го века процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приёма создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов – не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов персонажей.
В эти годы М. Ауэзов создаёт такое объёмное произведение, как «Серый лютый». Рассказ-символ как бы впрессовывает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты которого бы сбылись. Если герой протестует, борется, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует стена социально-нравственного отчуждения между людьми, не будет справедливости.
Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или чёрными красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых характеристик, острые жизненные конфликты – вот его стихия.
М. Ауэзов –мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются неожиданно зримые сравнения: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую тёмную ночь», «Его длинные, чёрные усы, как крылья чёрного беркута, распластавшегося на белом снегу на лисой».
В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряжённо. В 1942 году он выпускает первый том знаменитой эпопеи «Путь Абая».
Главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать личность Абая. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант – совместно с Л. Соболёвым), либретто оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырёхтомную эпопею.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.