Реферат по предмету "Биографии"


Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна
Годы жизни: 20.11.1869 - 09.09.1945



З.Н.
Гиппиус. Фото

(Псевдоним
— Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская). Поэтесса, литературный
критик, прозаик, публицист, драматург. Родилась в г. Белев Тульской губернии.
Семья Гиппиус ведет начало от немца Адольфуса фон Гингста, изменившего фамилию
на "фон Гиппиус" и обосновавшегося в Москве в XVI в., где в Немецкой
слободе им был открыт первый книжный магазин. Отец Гиппиус служил по судебному
ведомству.  

Мать
— сибирячка, дочь екатеринбургского полицеймейстера. Кроме Зинаиды в семье были
еще три младшие сестры. После смерти отца (умер от туберкулеза в 1881 г.) мать
с детьми переезжает в Москву, а затем, в связи с болезнью сестер, сперва в
Крым, а в 1885 г. к брату в Тифлис (Тбилиси). Гиппиус получила бессистемное
домашнее образование. Обучение в Киевском женском институте (1877—1878) и
классической гимназии Фишера в Москве (1882) из-за невозможности разлуки с
отцом и болезни Гиппиус довольно быстро прервалось. Стихи будущая поэтесса
стала писать с семи лет. Летом 1888 г. в Боржоми (Закавказье) она познакомилась
с 23-летним столичным поэтом Д. С. Мережковским.

8
января 1889 г. в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским. С ним она
прожила 52 года. В этом же году Гиппиус переезжает в Петербург. Здесь она
знакомится с такими известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д.
Григорович, А. Плещеев, П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским и  редакцией "Северного вестника",
критиком и душой которого был А. Волынский. С этим журналом, ориентировавшимся
на новое направление "от позитивизма к идеализму", связаны первые
литературные опыты писательницы. В это же время она входит в деловые контакты с
редакторами многих столичных журналов, слушает публичные лекции, посещает
литературные вечера.

В
это время у нее совместно с Мережковским начинают оформляться идеи свободы,
метафизики любви и неорелигиозных воззрений. К началу века духовно-религиозный
максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной роли не только в
судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и свободы достигает
социального апогея. Гиппиус в статье "Хлеб жизни" (1901) писала:
"Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни, и
предчувствие свободы — к духу, к религии. Когда жизнь и религия действительно
сойдутся, станут как бы одно — наше чувство долга неизбежно коснется и религии,
слившись с предчувствием Свободы; (...) которую обещал нам Сын Человеческий:
"Я пришел сделать вас свободными".

В
1899—1901 гг. Гиппиус сближается с кружком С. П. Дягилева, органом которого
становится журнал "Мир искусства". В этом журнале Гиппиус публикует
свои первые литературно-критические статьи. Свои произведения Гиппиус часто
подписывает разными, но непременно мужскими псев-донимами — Антон Крайний, Лев
Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.

Осенью
1899 г. у Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом
себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было
создание "новой церкви". Стремление услышать живой "голос
церкви" и попытка привлечь представителей официального клира к идее их
"нового религиозного сознания" подтолкнули Гиппиус к замыслу
организации Религиозно-философских собраний (1901—1903). Гиппиус принадлежит и
идея создания своего журнала "Новый путь" (1903—1904), в котором
наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства
через "религиозное творчество" печатались и отчеты Собраний.
Вынужденное (из-за отсутствия средств) закрытие "Нового пути" и
события 1905 г. значительно изменили жизнь Мережковских. Они все больше уходят
от живого и реального "дела" в узкий домашний круг строительства
"новой церкви".

К
1905 г. относится и создание знаменитого "троебратства": Д. и 3.
Мережковские — Д. В. Философов; совместное существование которого продолжалось
15 лет. Нередко основные идеи и "внезапные догадки", по словам
Гиппиус исходящие из триумвирата, инициировались самой поэтессой. В марте 1906
г. триумвират на два с лишним года покидает Россию, обосновавшись в Париже. С
осени 1908 г. Мережковские вновь принимают активное участие в возобновленных в
Петербурге (с 1907 г.) Религиозно-философских собраниях, преобразованных в
Религиозно-философское общество. Однако теперь диалог Собраний проходил не
между представителями интеллигенции и церкви, а внутри самой интеллигенции.
Вместе с Блоком, Вяч. Ивановым, Розановым и другими они обсуждают там
актуальные проблемы своего времени.

1900—1917
гг. были годами наиболее плодотворной литературно-публицистической и
практической деятельности Гиппиус во имя воплощения идеи Третьего Завета,
грядущей Богочеловеческой теократии, во имя самого "Главного".
Соединение христианской и языческой святости для достижения последней
вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских. Принцип внешнего
разделения с существующей церковью и внутренний союз с нею были положены в
основу их "новой церкви".

Свой
путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных,
"полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном
вестнике" (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты
"старшего" поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию
пессимизма и меланхолии 1880-х гг. Молодое поколение было увлечено поэзией
Надсона, и Гиппиус вместе с Минским, Бальмонтом и Мережковским не была здесь
исключением. Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус
1889—1892 гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал
для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах
"Северный вестник", "Вестник Европы", "Русская
мысль" и других она печатает рассказы, романы ("Без талисмана",
"Победители", "Мелкие волны") и реже — стихи. Первой
заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ "Простая
жизнь", появившийся в "Вестнике Европы" в 1890 г. с небольшими
купюрами и под измененным редактором названием "Злосчастная". Если
стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее
словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий
эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая
двойственность ее личности.

После
появления программной работы Мережковского "О причине упадка и о новых
течениях современной русской литературы" (1892) творчество Гиппиус
приобретает отчетливый "символический" характер. Первые сборники
рассказов Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и "Зеркала"
(1898) показывали людей символистского типа. Раскованный максимализм
"новых людей", ставящих перед собой задачи поиска "новой
красоты" и духовного преображения человека, вызвал раздражение и резкое
неприятие со стороны либерально-народнической критики.

Влияние
Достоевского прослеживается во многих произведениях Гиппиус, в том числе и в
романе "Роман-царевич" (1912), по своему сюжету близкому
"Бесам".

"Третья
книга рассказов" (1902) Гиппиус вызвала наибольший резонанс в критике.
Говорили о ее "болезненной странности", "мистическом
тумане", "головном мистицизме". Основная идея книги — раскрытие
концепции метафизики любви на фоне духовных сумерек людей ("Сумерки
духа", 1899), еще не способных ее осознать.

Следующая
книга рассказов Гиппиус "Алый меч" (1906) освещает метафизику автора
уже в свете неохристианской тематики.

Пятый
сборник рассказов "Черное по белому" (1908) собрал произведения
Гиппиус 1903—1906 гг. В касательной, туманно-импрессионистической манере в нем
затрагивались темы подлинного и мнимого достоинства личности ("На
веревках"), темы любви и пола ("Влюбленные", "Вечная
"женскость", "Двое-один"), не без влияния Достоевского был
написан рассказ "Иван Иванович и черт".

Последний
сборник рассказов "Лунные муравьи" (1912) повествует о
фундаментальных философских основах бытия и религии ("Он — белый",
"Земля и Бог", "Они похожи"). Этот сборник, по мнению
Гиппиус, вобрал в себя лучшие рассказы из тех, которые она написала.

В
1911 г. Гиппиус публикует роман-трилогию: 1-я часть—"Чертова кукла";
2-я часть — "Очарование истины" — закончена не была; 3-я часть —
"Роман-царевич" (отдельное издание в 1913 г.). Роман, по замыслу
писательницы, должен был "обнажить вечные, глубокие корни реакции в
общественной жизни", собрать "черты душевной мертвенности в одном
человеке". Роман вызвал острые споры и в целом негативную реакцию критики
за "клевету" на революцию и за слабое художественное воплощение.

Гиппиус
заявила о себе и как драматург — "Святая кровь" (1900; вошла в 3-ю
книгу рассказов); "Маков цвет" (1908; совместно с Мережковским и
Философовым) — отклик на события революции 1905— 1907 гг. Драма "Зеленое
кольцо" (1916), поставленная Вс. Мейерхольдом в Александрийском театре
(1915), оказалась самой удачной. Гиппиус посвятила ее молодым,
"зеленым" людям "завтра".

Наиболее
ценная часть художественного наследия Гиппиус представлена ее пятью
стихотворными сборниками: "Собрание стихов 1889—1903 гг." (1904);
"Собрание стихов. Книга вторая. 1903—1909" (1910); "Последние
стихи. 1914—1918" (1918); "Стихи. Дневник. 1911—1921" (Берлин,
1922); "Сияния" (Париж, 1938).

Множество
стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви: "Критика
любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь и мысль"
(1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь" (1927),
"Арифметика любви" (1931). Замечательное стихотворение Гиппиус о любви
— "Любовь одна" (1896) было переведено Райнер-Мария Рильке на
немецкий язык. Во многом следуя за концепцией любви В. С. Соловьева и отделяя
влюбленность от желания, Гиппиус поясняла, что влюбленность "это —
единственный знак "оттуда", обещание чего-то, что, сбывшись, нас бы
вполне удовлетворило в нашем душе-телесном существе".

Метафизика
любви Гиппиус—это поиск гармонии, попытка соединить "две бездны",
небо и землю, дух и плоть, временное и вечное в одно единое целое.

24
декабря 1919 г. Мережковские (Гиппиус, Мережковский, Философов и В. Злобин)
ночью навсегда покидают Петербург и Россию. После недолгого пребывания в Польше
в 1920 г., разочаровавшись как в политике Пилсудского по отношению к
большевикам (12 окт. 1920 г. между Польшей и Россией было подписано перемирие),
так и в роли Б. В. Савинкова, приехавшего в Варшаву, чтобы обсудить с
Мережковскими новую линию в борьбе с большевиками, 20 окт. 1920 г.
Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уезжают во Францию. В Париже
Гиппиус организует литературно-философское общество "Зеленая Лампа"
(1927—1939), собиравшее представителей разных поколений эмигрантов и сыгравшее
видную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции.

Собрания
"Зеленой Лампы" проводились для избранных, на них приглашались только
по предварительным спискам. На собраниях часто бывали И. А. Бунин с супругой,
Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов. В начале парижская квартира Мережковских
описывается за неплатеж. В 1940 г. уходит из жизни когда-то близкий друг
Философов, в конце 1941 г.— Мережковский, в 1942 г. — сестра Анна. Гиппиус
тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо мемуаров
изредка пишет стихи и работает над большой поэмой "Последний круг"
(опубликована 1972). Умерла в Париже; похоронена на русском кладбище в
Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.