Реферат по предмету "Биографии"


Антонова Ирина Александровна

Антонова
Ирина Александровна

Директор Государственного музея изобразительных искусств
имени Пушкина, действительный член Российской академии художеств, лауреат
Государственной премии

Родилась 20
марта 1922 года в Москве. Отец - Антонов Александр Александрович. Мать -
Антонова Ида Михайловна. Супруг - Ротенберг Евсей Иосифович (1920г.рожд.),
искусствовед, доктор наук, работает в Институте истории искусствознания
заведующим сектором. Сын - Борис (1954г.рожд.).

Ирина росла в
семье, где все любили искусство, музыку, литературу, театр. Мама окончила
Харьковскую консерваторию по классу фортепиано, но не смогла реализовать себя
профессионально - помешала Гражданская война. Отец родом из Петербурга, был
активным участником революции, членом партии с дореволюционным стажем, работал
электриком на корабле. Жизнь его сложилась так, что он нашел себя в другом
деле: стал специалистом по стеклу, а позже - директором Института
экспериментального стекла. При этом очень любил театр и в молодые годы даже
играл в спектакле "На дне" М. Горького в том самом театре, в труппе
которого состоял впоследствии ставший знаменитым актер Скоробогатов. Очень
любил бывать с дочерью в театрах, операх, балетах.

В 1929 году отца
направили на работу в Германию. Ирина с родителями прожила там до 1933 года. За
это время она освоила немецкий язык. Изучив его, прочла в оригинале Гете,
Гейне, Шиллера. Сразу после прихода к власти нацистов семья Антоновых уехала в
Союз.

В школе Ирина
училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ,
но любовь к искусству оказалась сильнее, и И.Антонова стала студенткой ИФЛИ.
Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей
искусства вышли из его стен. С началом войны вуз закрыли, а факультеты
присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ около года, Ирина стала студенткой
университета. Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале.
В 1945 году закончила университет и была приглашена на работу в Музей имени
А.С.Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой Ирина училась. Областью
ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

В 1961 году она
была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора музея.
С февраля 1961 года по настоящее время И.А.Антонова - директор Государственного
музея изобразительных искусств имени Пушкина, одного из крупнейших и
авторитетнейших музеев России и мира.

За долгие годы
устоялось мнение, что Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея
в Москве специализируются только на произведениях русских художников, а Эрмитаж
и Музей имени Пушкина - музеи западного типа. От нового директора требовались
смелость и отвага, чтобы идти вразрез с идеологическими принципами тех лет,
устраивать "смелые" выставки.

"Золотыми"
годами музея И.Антонова считает вторую половину 60-х годов, вплоть до
перестройки. По новаторским замыслам работы музея можно сравнить с театром на
Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра
культуры Е.Фурцевой, в музее прошла выставка Тышлера. Позже была проведена
выставка работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись музыкальные произведения,
появление которых трудно представить в те годы даже в консерватории: Стравинский,
Шнитке, "Всенощная" Рахманинова. С 1967 года по ее инициативе в музее
ежегодно проводятся Випперовские чтения - конференции памяти бывшего научного
руководителя музея профессора Б.Р.Виппера.

В 1974 году под
руководством И.А.Антоновой была проведена коренная реорганизация экспозиции
музея. С этого времени в музее организуются "смешанные" выставки.
Например, выставка портретов, где соседствовали работы (к примеру) Ренуара и
Серова или же портреты одного и того же человека, выполненные русским и
зарубежным художником. Это позволяло посетителям сравнить, как отечественные
мастера выглядят в контексте мировой художественной культуры. Эти выставки
производили огромное впечатление на публику.

В 1981 году в
музее состоялась большая выставка "Москва - Париж". Сначала она
проходила в центре Помпиду в Париже, потом - в ГМИИ. Она была одной из самых
авангардных художественных выставок XX столетия. Были показаны работы Малевича,
Кандинского, Филонова... Ее посетили тысячи людей. В 90-х годах была проведена
уникальная выставка - "Москва - Берлин. Тоталитарное искусство" -
русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать
немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма...

В конце 80-х
годов по инициативе и при непосредственном участии Ирины Антоновой была
разработана государственная программа развития музея. В рамках программы в 1995
году в ГМИИ был открыт музей личных коллекций. К настоящему времени собрано уже
более сорока коллекций.

В 1996 году
И.А.Антонова явилась инициатором открытия Учебного художественного музея имени
И.В.Цветаева, который развернут в здании Российского государственного
гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А.С.Пушкина создавался на
материале музейных коллекций слепков скульптуры древнего мира, средневековья и
Возрождения.

В 1998 году в
основном здании музея был открыт новый зал - Зал истории музея, экспозиция
которого знакомит с важнейшими вехами создания музейных коллекций. Экспозиция
показывает, как учебный музей слепков постепенно превращался в настоящую
сокровищницу мирового искусства. В том же году И.А.Антоновой был создан еще
один отдел музея - Мемориальная квартира Святослава Рихтера. В настоящее время
готовится открытие детского центра эстетического воспитания детей.

В 1998 году
музей отметил свое 100-летие. До сих пор датой открытия музея считался 1912
год. Однако днем рождения музея решено было сделать дату его закладки, которая
состоялась в 1898 году в присутствии Николая II. Столетие закладки музея
отмечалось в помещении Большого театра. Это стало событием культурной жизни
современной России. В нем приняли участие М. Плисецкая, Ю. Башмет, многие
выдающиеся деятели культуры и искусства.

Заметное
достижение в работе музея - организация фестивалей "Декабрьские
вечера". Целая серия интересных программ была задумана еще совместно с
С.Т.Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как
И.Архипова, Е.Нестеренко, Е.Кисин. Неизменными участниками "вечеров"
были Г. Кремер, М. Плетнев, О.Коган, В.Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э.
Вирсаладзе. В 2000 году "Декабрьские вечера" пройдут в двадцатый раз.


Начиная с
первой половины 60-х годов И.Антонова участвует в Международном совете музеев
при ЮНЕСКО (в течение 12 лет - вице-президент, а с 1992 года - почетный член).
В течение 6 лет она возглавляет Международный комитет по воспитательной работе.
Более 30 лет она участвует в работе советского национального совета музеев.

И.А.Антонова -
автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач,
сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела
преподавательскую работу на искусствоведческом отделении МГУ, в Институте
кинематографии, в аудитории ГМИИ имени А.С.Пушкина, в Институте восточных
языков в Париже.

И.А.Антонова -
действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии
образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
доктор Российского государственного гуманитарного университета, имеет почетную
степень Honoris Causa, звание "Заслуженный деятель искусств России".
Является член Президентского совета по присуждению Государственных премий.
Наряду с О. Табаковым, А. Вознесенским, З. Богуславской, А. Битовым, В.
Васильевым, В.Абдрашитовым, В.Аксеновым, Э. Неизвестным, Ю. Башметом она -
постоянный член жюри национальной премии "Триумф", член коллегии
Большого театра.

В 1995 году
удостоена Государственной премии Российской Федерации.

Награждена
орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги
перед Отечеством" III степени, а также орденом Командора литературы и
искусства Франции.

Ирина Антонова
свободно владеет немецким, французским и итальянским языками, а также немного
английским. Она очень любит театр, балет, музыку. Особенно выделяет Шопена,
Вагнера, Малера, из вокалистов отдает предпочтение Монтсеррат Кабалье. Любимое
занятие с детства - чтение книг (классических и современных). Любит и стихи, и
прозу, особенно ценит Астафьева, Солженицына, Ахмадулину, Битова.

Среди ее
пристрастий - вождение автомобиля, которым она управляет с 1964 года. Как
говорит сама Ирина Александровна, "не мой дом, а моя машина - моя
крепость", подразумевая, что машина - это замкнутое пространство, в
котором можно отдохнуть наедине с самой собой, подумать, помечтать во время
дороги, что очень важно для человека, работа которого связана с постоянным
общением с большим количеством людей. Увлекается плаванием.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.