Реферат по предмету "История"


Капитаны и лейтенанты

Капитаны и лейтенанты

Н.С.Панарский

Все
воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага...

Драться
до последней капли крови с кем бы то ни было и при всех обстоятельствах.

(Из
Морского устава Петра I)

Одним
из основных направлений патриотического и нравственного воспитания молодежи
является оказание должных почестей и внимания людям, совершившим подвиги во
славу родной земли, отдавшим свои силы, талант, а зачастую и саму жизнь за
свободу и независимость Родины, до конца выполнивших воинский и гражданский
долг. Не одно поколение защитников Отечества училось мужеству и стойкости,
героизму и отваге у своих предков, многие из которых были отмечены знаками
общественной и государственной признательности.

В
России на протяжении всей ее истории существовали самобытные системы наград для
воинов, отличившихся в походах и сражениях. Во времена Киевской и Московской
Руси воинов награждали одеждой, деньгами, золотыми и серебряными медалями,
оружием.

Петр
I заложил основы орденской системы европейского образца, в то же время оставив
многое из наследия своих предшественников ( например, традицию награждения
отличившихся солдат и офицеров специально отчеканенными по случаю победы в том
или ином сражении медалями. В Европе в то время для простых солдат наград не
существовало).

К
1831 году в России в окончательном виде сложилась наградная система, включавшая
в себя 8 орденов для дворянства, офицеров и чиновников, а также специальные
знаки отличия для других сословий; награждение оружием, портретами императора,
специальными медалями; возведение в графское и княжеское достоинство,
присвоение титула барона и т.д.

В
то же время известно, что посмертные награждения орденами в дореволюционной
России не практиковались. Терялся смысл самого такого награждения, так как по
существующему положению каждый награжденный становился действующим членом
("кавалером") особой организации [1] под покровительством того или
иного святого и руководимой царем. А необходимость достойным образом отметить
героизм и отвагу павшего в бою или умершего офицера, генерала, адмирала
существовала.

Поэтому
для увековечивания памяти и постоянного напоминания живущим о подвигах героев
прошедших войн в российском военно-морском флоте, как и в большинстве других
флотов мира, существовала и существует по сей день традиция называть корабли
именами офицеров и адмиралов, прославивших русское оружие. Время ее зарождения
относится ко второй четверти XIX века.

Члены
Адмиралтейств-совета, предлагая новые названия, хорошо понимали значение имени
корабля как носителя флотских традиций и государственного престижа. Поэтому в
названии корабля подчеркивалось не только величие личности офицера-героя, но в
большей степени обращалось внимание на значимость совершенного им самоотверженного
поступка во имя России. Это достигалось тем, что кораблям присваивались имена
офицеров с указанием звания, которое они имели на момент совершения подвига.
(Хотя многие из них впоследствии находились в более высоких чинах).

Впервые
именем морского офицера был назван в 1834 году парусный бриг Черноморского
флота. Так Родина отметила героический подвиг капитан-лейтенанта Александра
Ивановича Казарского.

Наибольшее
же развитие данная традиция получила в конце XIX - начале XX вв., когда
началось бурное строительство боевых судов с паровыми силовыми установками.
Согласно "Списку кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861
по 1917)" [2] борта 44 боевых кораблей украшали имена 14 адмиралов и 23
офицеров русского флота. Имена большинства адмиралов [3] хорошо известны
сегодня по школьному курсу истории. Менее знакомы широкой аудитории фамилии
офицеров русского флота, отличившихся в минувших войнах на море. И хотя о
некоторых из них написаны книги, о других знают лишь узкие специалисты.

Кто
же эти капитаны и лейтенанты, в честь которых называли боевые корабли? Чем
заслужили они такую высокую честь ?

Об
этом наш рассказ.

Одной
из первых Россия стала строить новый тип кораблей - минные крейсера. Первые три
из них получили имена офицеров флота. В 1887 году в состав Балтийского флота
вошел минный крейсер "Лейтенант Ильин" [4], а через два года на
Черном море вступили в строй "Капитан Сакен" [5] и
"Казарский".

Дмитрий
Сергеевич Ильин (1738-1803) - герой русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Звездный
час лейтенанта Ильина пробил в ночь на 26 июня (7 июля) 1770 года во время
Чесменского сражения. Вызвавшись добровольно командовать брандером [6], Ильин
под ураганным огнем противника сумел провести свое судно к центру турецкой
эскадры, сцепиться с 84-пушечным линейным кораблем, зажечь его (он лично прибил
горящий кранец [7] к борту турецкого корабля) и благополучно возвратиться к
своему отряду на шлюпке (два других брандера русского флота не смогли подойти к
кораблям противника, а третий сцепился с горевшим кораблем). Через некоторое
время брандер и корабль противника взорвались. Горящие обломки, разлетевшись на
большое расстояние, зажгли другие турецкие корабли, тесно стоявшие в Чесменской
бухте, и через несколько часов турецкая эскадра перестала существовать.

Всего
было взорвано и сожжено 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и много мелких судов.
Погибли около 11 тысяч турок.

За
этот подвиг лейтенант Д.С.Ильин был награжден орденом "Святого
Георгия" 4 степени. В январе 1777 г. он был уволен от службы в звании капитана
1 ранга с "пенсионом".

Скончался
Дмитрий Сергеевич Ильин в 1803 году.

Рейнгольд
(Христофор Иванович) фон Сакен (1753-1788) - герой следующей русско-турецкой
войны 1787-1791 гг.

20
мая 1788 года капитан 2 ранга Сакен, приняв командование дубель-шлюпкой [8] №2,
вышел из Глубокой пристани к Кинбурну. На обратном переходе от Кинбурна,
напротив устья Буга, был настигнут тринадцатью турецкими галерами. Отправив на
шлюпке часть команды к берегу, капитан Сакен принял бой с превосходящими силами
противника. Шлюпка была атакована и взята на абордаж четырьмя неприятельскими
галерами. Видя безвыходность своего положения и не желая сдаваться, капитан 2
ранга Сакен взорвал свое судно вместе с неприятельскими и погиб геройской
смертью.

Этот
беспримерный подвиг изумил и испугал турок. Они стали избегать абордажных
схваток с русскими кораблями.

Александр
Иванович Казарский (1797-1833) отличился во время русско-турецкой войны
1828-1829 гг.

14
мая 1829 года капитан-лейтенант Казарский, командуя бригом
"Меркурий", во время разведывательного рейда к турецким берегам
выдержал пятичасовой бой с двумя линейными кораблями противника, имевшими
десятикратное преимущество в артиллерии [10]. В начале боя турки предложили
спустить флаг и сдаться, но экипаж брига единодушно одобрил решение командира
вступить в бой, а при угрозе захвата - взорвать корабль. Умелым маневрированием
Казарский все время ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику
прицельный огонь. Самому "Меркурию" удалось метким огнем нанести
кораблям противника серьезные повреждения и вынудить их лечь в дрейф. Потеряв в
бою 4 убитых и 6 раненых матросов, получив 22 пробоины в корпусе и большое
количество других повреждений, маленький корабль с героическим экипажем
благополучно вернулся на базу.

Газеты
того времени писали: "Подвиг сей таков, что не находим другого ему
подобного в истории мореплавания: он столь удивителен, что едва можно оному
поверить. Мужество, неустрашимость и самоотверженность, оказанные при сем
случае командиром, офицерами и экипажем "Меркурия", славнее тысячи
побед обыкновенных" [10].

За
этот подвиг Александр Иванович Казарский был награжден орденом "Святого
Георгия" 4 степени, произведен в капитаны 2 ранга и пожалован в
флигель-адьютанты. Бриг "Меркурий" был награжден Георгиевским
кормовым флагом. Он стал вторым [11] в истории флота кораблем, удостоенным
этого отличия.

16
июня 1833 г. Александр Иванович Казарский скоропостижно скончался в звании
капитана 1 ранга.

В
Севастополе при входе в порт на Мичманском бульваре с 1834 г. стоит памятник с
надписью: "Казарскому. Потомству в пример."

В
1901 году в состав Сибирской флотилии был включен бывший китайский миноносец,
полученный Россией как трофей после подавления Ихэтуаньского
("Боксерского") восстания в Китае. Он был назван в честь погибшего
при штурме фортов Дагу (Тэгу) 4 июня 1900 года офицера канонерской лодки
"Кореец" лейтенанта Буракова [12].

После
русско-японской войны 1904-1905 гг., в которой российский флот понес тяжелые
потери, были предприняты энергичные меры по восполнению корабельного состава
флота, причем часть новых кораблей строилась на добровольные пожертвования
граждан.

Некоторые
из вводимых в строй кораблей получали имена моряков, отличившихся в минувшей
войне. Два новых эсминца были названы в честь офицеров миноносца
"Стерегущий", героически погибшего 26 февраля 1904 года в бою с
превосходящими силами противника - командира корабля лейтенанта Александра
Семеновича Сергеева (1863-1904), и его инженер-механика Владимира Спиридоновича
Анастасова (1879-1904).

Участь
"Стерегущего" постигла 31 марта 1904 года миноносец
"Страшный". Приняв неравный бой с шестью вражескими миноносцами,
русский корабль погиб, не спустив перед противником своего боевого флага. Имена
командира корабля капитана 2 ранга Константина Константиновича Юрасовского
(1864-1904) и его офицеров: лейтенанта Еремия Александровича Малеева
(1877-1904) и инженер-механика Павла Михайловича Дмитриева (1873-1904) -
украсили борта новых эсминцев.

Еще
один эскадренный миноносец Балтийского флота был назван в честь
инженер-механика миноносца "Сильный" Василия Васильевича Зверева
(1865-1904), погибшего 14 марта 1904 года в бою с японскими миноносцами.

В
это же время Черноморский флот пополнился эсминцами, названными именами героев
русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: "Лейтенант Зацаренный",
"Лейтенант Пущин", "Капитан-лейтенант Баранов",
"Лейтенант Шестаков".

Измаил
Максимович Зацаренный (1850-1887) и Леонид Петрович Пущин служили минными
офицерами на пароходе "Великий князь Константин" под командованием
лейтенанта С.О.Макарова.

Лейтенант
Зацаренный, командуя минными катерами, участвовал в минных и первых торпедных
атаках на суда турецкого флота. За боевые отличия награжден орденами
"Святого Георгия" 4 степени и "Святого Владимира" 4 степени
с мечами и бантом, а также золотым оружием "За храбрость".

После
войны И.М.Зацаренный командовал различными кораблями Балтийского флота.

Преждевременная
смерть оборвала его жизнь 8 ноября 1887 года.

Лейтенант
Пущин отличился в бою против турецких броненосцев 29 мая 1877 года, за что и
был награжден орденом "Святого Георгия" 4 степени.

Николай
Михайлович Баранов (1836-1901), командуя переоборудованным в крейсер пароходом
Русского общества пароходства и торговли "Веста", не имевшим никакой
броневой защиты, 11 июля 1877 года выдержал шестичасовой бой с турецким
броненосным фрегатом "Фехти-Булед" и вышел из него победителем. В бою
капитан-лейтенант Баранов был ранен.

За
боевые отличия в этом и последующих боях награжден орденом "Святого
Георгия" 4 степени, назначен флигель-адьютантом и досрочно произведен в
капитаны 1 ранга.

Впоследствии
Николай Михайлович Баранов плодотворно трудился на различных военных и
гражданских должностях. Был градоначальником Санкт-Петербурга, Ковенским,
Архангельским и Нижегородским губернатором, сенатором.

Скончался
30 июля 1901 года.

Александр
Павлович Шестаков отличился в бою 14 мая 1877 года, когда, командуя минным
катером "Ксения", вместе с лейтенантом Дубасовым (минный катер
"Царевич") потопил турецкий монитор "Сельфи" на реке Дунай.
За этот подвиг награжден орденом "Святого Георгия" 4 степени.

В
1913 году на верфи Путиловского завода была заложена серия эскадренных
миноносцев типа "Новик", которая получила неофициальное название
"капитанской". 8 кораблей этой серии были названы именами офицеров
русского флота, в разные годы отличившихся в морских сражениях: "Капитан
Конон Зотов", "Лейтенант Ильин", "Капитан Кингсберген"
(в 1915 году переименован в "Капитан I ранга Миклухо-Маклай"),
"Капитан Кроун", "Капитан Белли", "Капитан
Изылметьев", "Капитан Керн", "Лейтенант Дубасов". Еще
один эсминец, строившийся в Ревеле (ныне Таллинн), был назван "Лейтенант
Ломбард".

Конон
Никитич Зотов (ум. 1742) был сыном учителя и наставника Петра I Никиты Зотова.
В 1704 году он по собственному желанию поехал учиться морскому делу в Англию.
Учеба продолжалась 8 лет. В 1715 году был послан Петром во Францию для сбора
материалов о французском флоте.

В
1719 году капитан 3 ранга Конон Зотов отличился в сражении у острова Эзель,
взяв в плен 34-пушечный шведский фрегат "Karlskrona Wappen".

Отлично
образованный, обладавший литературными способностями и знанием нескольких
языков, капитан Зотов привлекался Петром к составлению Морского устава и
регламента, сам составил несколько положений и штатов учреждений флота. Издал
несколько книг по морским вопросам.

Петр
I называл Конона Никитича Зотова "первым навигатором русского флота".
Он скончался в 1742 году в звании контр-адмирала.

Иоганн
Генрих (Ян Гендрик) Кингсберген родился 1 мая 1735 г. в Голландии. В 1771 году
принят в русскую службу и принял участие в морских баталиях русско-турецкой
войны 1768-1774 гг.

Отличился
в сражениях 23 июня 1773 года вблизи Балаклавы и 23 августа 1773 года близ
Суджук-Кале. В обоих сражениях одержал победы над численно превосходящими
силами противника. За эти подвиги одним из первых в русском флоте был удостоен
орденов "Святого Георгия" 4 и 3 степени.

В
1777 году уволен с русской службы.

Герой
русско-шведской войны 1788-1790 гг. Роман Васильевич Кроун (1754-1841) родился
в Шотландии.

В
1788 году был принят на русскую службу.

В
навигацию 1788 года, командуя 22-пушечным бригом "Меркурий" и
находясь в крейсерстве в Балтийском море, взял призами [13] 29 коммерческих
шведских судов.

29
апреля 1789 года овладел 12-пушечным катером "Snapop", а 21 мая 1789
года взял в плен 40-пушечный фрегат "Wenus". За этот подвиг награжден
орденом "Святого Георгия" 4 степени и назначен командиром
захваченного корабля.

В
следующем году капитан 2 ранга Кроун отличился в Ревельском и Выборгском
морских сражениях, а 25 июня пленил линейный корабль "Retwisan".

Служба
Романа Васильевича Кроуна в русском флоте продолжалась более 53 лет. Он
скончался 21 апреля 1841 года в звании адмирала.

Белли
(Белле) Генрих Генрихович (Григорий Григорьевич) родился в Англии. В 1783 году
принят на русскую службу и принял участие в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
и в войнах с республиканской Францией в 1798-1800 гг. В 1799 году
капитан-лейтенант Белли, командуя десантными отрядами моряков, овладел
итальянскими городами Фоджио, Неаполь, Капуя, крепостями Кастель-Ново,
Сент-Эльми.

Император
Павел I, получив донесение о взятии Неаполя, заявил: "Белли думал меня
удивить, так и я удивлю его!" и пожаловал Белли, бывшему в чине
капитан-лейтенанта, "генеральский" орден "Святой Анны" I
степени.

В
дальнейшем Г.Г.Белли участвовал в Архипелагской экспедиции 1804-1807 гг.
адмирала Д.Н.Сенявина, служил на разных кораблях русского флота.

Скончался
2 июня 1826 года в звании контр-адмирала.

Иван
Николаевич Изылметьев (1813-1871) отличился во время Восточной (Крымской) войны
1853-1856 гг. Командуя 44-пушечным парусным фрегатом "Аврора", сыграл
решающую роль в отражении попытки англо-французского флота захватить
Петропавловск-Камчатский 19-24 августа 1854 года. Награжден орденом
"Святого Владимира" 3 степени с мечами. В следующем году принял
участие в бою с английской эскадрой в заливе Де-Кастри. Награжден орденом
"Святой Анны" 2 степени.

Впоследствии
служил на Балтийском флоте и скончался 4 ноября 1871 года в звании
контр-адмирала.

Герой
обороны Севастополя капитан 2 ранга Федор Сергеевич Керн (1817-1890). С 1854
года начальник четвертой оборонительной линии и Малахова кургана. На этом
посту, умело руководя подчиненными, отбил многочисленные атаки противника. Был
контужен и ранен в голову. Награжден многими орденами, в том числе и орденом
"Святого Георгия" 3 степени и золотым оружием.

После
войны служил на Балтийском флоте командиром кораблей и начальником
практического отряда винтовых канонерских лодок. Занимал ряд высоких штабных и
командирских должностей.

Умер
в 1890 году в звании адмирала.

Федор
Васильевич Дубасов (1845-1912) - герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В
ночь на 14 мая 1877 года лейтенант Дубасов, командуя катером
"Царевич", в составе отряда из 4 минных катеров атаковал и потопил
турецкий монитор "Сеиф".

До
окончания войны участвовал в минных постановках и разведывательных походах,
перестрелках с противником.

За
боевые отличия награжден орденами "Святого Георгия" 4 степени и
"Святого Владимира" 4 степени с мечами.

В
дальнейшем служил на кораблях Балтийского флота, был командующим эскадрой
Тихого океана (Выступал против создания военно-морской базы в Порт-Артуре).

В
1905-1906 гг. генерал-губернатор Москвы. Руководил подавлением Декабрьского
вооруженного восстания в Москве.

Умер
19 июня 1912 года в звании адмирала.

Трагична
судьба участника Цусимского сражения 14-15 мая 1905 года командира броненосца
береговой обороны "Адмирал Ушаков" капитана I ранга Владимира
Николаевича Миклухо-Маклая [14].

В
результате полученных во время боя 14 мая повреждений его корабль отстал от
эскадры и попытался прорваться во Владивосток, но 15 мая был настигнут
японскими броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо". В
ответ на предложение сдаться командир корабля приказал открыть огонь. После
получасового боя на запредельных для артиллерии броненосца дистанциях при превосходстве
японских кораблей в скорости броненосец получил серьезные повреждения и начал
тонуть. Видя безнадежность положения, Миклухо-Маклай приказал открыть кингстоны
[15], а команде спасаться. "Адмирал Ушаков" ушел под воду, не спустив
боевого Андреевского флага. Вместе с ним погибли: его командир Владимир
Николаевич Миклухо-Маклай, 6 офицеров и 87 матросов.

Герой
русско-турецкой войны 1787-1791гг. лейтенант Ломбард родился на о. Мальта в
1762 году. Перед войной был принят в русскую службу в чине мичмана.

15
сентября 1787 года, имея на своей галере "Десна" 120 гренадеров и 17
пушек, атаковал отряд турецких судов, обстреливающих Кинбурн. Приняв галеру за
брандер, турецкие корабли спешно отошли к своим главным силам, а галера
"Десна" прорвалась к Кинбурну. Во время боя отважный мальтиец был
ранен. За этот подвиг произведен в лейтенанты и награжден орденом "Святого
Георгия" 4 степени.

1
октября 1787 года вновь атаковал превосходящие силы неприятеля, который
отступил от берега. Тем самым было облегчено положение русских войск под
командованием А.В.Суворова, несших большие потери от артиллерийского огня
турецкого флота.

*
* *

Судьбы
"именных" кораблей складывались по-разному. Одни, отслужив положенный
срок, списывались на металлолом, другие погибали в жарких схватках с
противником, третьи меняли свои названия.

Металл
недолговечен, но память о тех, кто задолго до рождения нынешнего поколения
вошел в бессмертие, отдав свою жизнь, силы и талант за свободу и независимость
Отчизны, должна жить вечно.

Наш
флот переживает ныне не самые лучшие времена. Корабельный состав почти не
пополняется. Старые корабли уходят на слом. Новые составляют мизерную часть,
находящихся в строю. Всё это так. Но нельзя ни при каких обстоятельствах рвать
"связь времен", терять лучшие традиции российского и советского
военно-морских флотов. И хочется верить, что вместе с кораблями, названными в
честь героев Великой Отечественной войны, еще долго будут бороздить волны
мирового океана "Лейтенант Ильин", "Капитан-лейтенант Казарский",
"Капитан Керн" ...
Примечания

1.
Слово "орден" происходит от лат. "ordo" - организация.

2.
Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с1861 по
1917). М., Воениздат, 1947.

3.
Генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, адмиралы: Г.А.Спиридов, С.К.Грейг, В.Я.Чичагов,
Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев, П.С.Нахимов, Г.И.Невельской, Г.И.Бутаков,
А.А.Попов, вице-адмиралы: В.А.Корнилов и С.О.Макаров, контр-адмирал
В.И.Истомин.

4.
После исключения минного крейсера из списков флота в 1911 г. имя лейтенанта
Ильина было присвоено в 1913 году эсминцу типа "Новик".

5.
Так же назывался построенный в 1907 г. эсминец Черноморского флота.

6.
Брандер (гол., нем. brander, от brand - пожар, горение) - судно, загруженное
горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для поджигания вражеских
кораблей.

7.
Кранец (от голл. krans) - приспособление (деревянный брус, парусиновые мешки,
набитые пенькой или крошеной пробкой и пр.) для смягчения ударов бортов судна о
причал или другое судно.

8.
Дубель-шлюпка (от англ. double - двойной) - небольшой русский палубный
парусно-гребной военный корабль 2-й половины XVIII века.

9.
Бриг "Меркурий" был вооружен всего 18 орудиями малого калибра, а на
двух турецких линкорах было соответственно 110 ("Селим") и 74 пушки
("Реал-бей"), в основном крупного калибра.

10.
Северная пчела. Прил. № 17 к № 68 за 1829 г.

11.
Первым в 1827 году Георгиевским кормовым флагом был награжден линейный корабль
"Азов". Под командованием капитана I ранга М.П.Лазарева корабль
отличился в Наваринском сражении.

12.
В 1905 году в состав Балтийского флота зачислен новый эсминец с тем же
названием.

13.
Т.е. захватил в плен со всем экипажем и товарами.

14.
Младший брат известного русского путешественника и этнографа
Н.Н.Миклухо-Маклая.

15.
Кингстон - клапан в подводной части наружной обшивки судна, служащий для
доступа забортной воды во внутренние емкости и трубопроводы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.