Реферат по предмету "Биографии"


Ростопчина Е.П.

Ростопчина Е.П.



Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858)

Русская писательница, поэтесса, графиня, одна из самых известных
русских поэтесс второй четверти XIX века

Евдокия Петровна родилась 23 декабря 1811 года в Москве в семье
Сушковых. В возрасте шести лет осталась без матери, которая умерла после
тяжелой болезни. Отец же, чиновник, много разъезжавший по делам службы, редко
появлялся дома. Девочка, вместе с двумя младшими братьями, до самого замужества
прожила в семье деда и бабки с материнской стороны. Воспитанная гувернерами
Сушкова, обладая незаурядными способностями, рано пристрастилась к чтению и
быстро овладела несколькими иностранными языками, в том числе, французским,
немецким, английским и итальянским.

Занятия литературой были традиционными в семье Сушковых: бабка
поэтессы, урожденная М. В. Храповицкая, перевела "Потерянный рай"
Мильтона; дядя, Николай Васильевич Сушков, был довольно известным литератором;
отец, Петр Васильевич, писал на досуге неплохие стихи. Именно поэтому увлечение
поэзией началось у Евдокии Сушковой еще в детстве и, хотя ей удавалось долго
сохранять это увлечение в тайне, первая публикация еЕ стихов - в альманахе
"Северные цветы на 1831 год" за подписью Д.....а... - произошла когда
девушке не исполнилось и восемнадцати лет.

В 1833 году Сушкова вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина, сына
московского градоначальника времен Отечественной войны. Муж поэтессы оказался
человеком очень недалеким, чьи интересы ограничивались кутежами, картами и
лошадьми, и Ростопчина, чувствуя себя очень несчастливой в семейной жизни,
полностью отдалась светской жизни, устраивая шумные увеселения, посещая и
устраивая балы.

Начитанная, остроумная, интересная собеседница, она почти что сразу
завела у себя литературный салон, где собирался весь цвет петербургских
литераторов. Частыми гостями еЕ салона становятся Пушкин, Жуковский, Вяземский,
Плетнев, В. Ф. Одоевский, Соллогуб, Гоголь, Григорович, Дружинин, Мятлев и
многие другие. Здесь читаются новые произведения, обсуждаются литературные
события, устраиваются музыкальные вечера с участием Глинки, Листа, Виардо,
Рубини, Тамбурини. Ростопчина очень близко сходится со многими писателями:
Одоевский и, впоследствии, Лермонтов вели с ней активную личную переписку; тот
же Одоевский посвятил ей свою "Космораму"; Пушкин, в последние годы
жизни очень сдружившийся с Ростопчиной, благосклонно отзывался о еЕ стихах.

К середине 1940-х гг. Ростопчина становится хорошо известна как поэтесса.
В своих стихах она выражает сочувствие декабристскому движению 1820-х гг.,
открыто выступает против власти императора - опубликованное в 1846 году
стихотворение "Насильный брак", в котором поэтесса аллегорически
изобразила угнетение Польши царским правительством, навлекло на нее гнев
императора Николая I. (Ростопчина с семьей была удалена из столицы и вплоть до
смерти Николая I в 1855 году прожила в Москве, выезжая лишь в свое подмосковное
имение Вороново).

Стихи Ростопчиной все чаще появляются в ведущих журналах и альманахах,
и хорошо принимаются читающей публикой. Вскоре, в 1841 году в Петербурге вышел
первый сборник еЕ стихов, включивший в себя стихи 1829-1839 годов.
Положительные, а порой и восторженные отзывы появились во многих журналах.
Только во враждебном романтизму писательском лагере реакция на поэзию
Ростопчиной была резко негативной - Белинский, признавая, что "муза
графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но
и глубоким чувством", в то же время обвинял поэтессу в поверхностном
восприятии жизни, тематической узости, "салонности".

Двумя годами ранее Ростопчина, пробуя свои силы в прозе, выпустила под
псевдонимом "Ясновидящая" книгу "Очерки большого света",
включавшую в себя повести "Чины и деньги" и "Поединок". В
повести "Поединок", имеющей фантастический сюжет, сказался интерес
писательницы к элементу таинственного в повествовании. Обе повести - и
"Поединок", и "Чины и деньги" - посвящены чисто женским
проблемам, праву женщины любить, не скрывая своего чувства. К сожалению, этот
сборник поэтессы был не только проигнорирован критикой, но и незамечен читающей
публикой.

Проживая в ссылке в Москве Ростопчина сближается с славянофилами,
становится активной сотрудницей главного славянофильского журнала того периода
- "Москвитянин". На устраиваемых ею в своем особняке с 1840 по 1858
год вечерах, бывают редактор "Москвитянина" M. П. Погодин, Л. Н.
Островский, Е. Н. Эдельсон, А. С. Хомяков, Н. Ф. Павлов и др.

В 1840-1850-е годы Ростопчина создает множество стихотворений и поэм,
таких как "Монахиня" (1842), "Версальские ночи в 1847 году"
(1847), а также и несколько крупных романов: "Счастливая женщина"
(1851-1852), "Палаццо Форли" (1854), "У пристани" (1857) и
целый ряд других. Но всплеска интереса к произведениям Ростопчиной не произошло
- как раз наоборот, интерес к еЕ творчеству стал падать не только в среде
критиков, но и у обычных читателей.

Ростопчиной, как прирожденной аристократке, было неприятно растущее
влияние разночинцев в литературе середины XIX века. Особенно это усугублялось
тем, что многие из них часто задевали еЕ в своих рецензиях. В 1851 году
Ростопчина публикует в "Москвитянине" свое письмо к Ф. Н. Глинке, в
котором говорит об "истинной религиозности", и пытается предостеречь
молодежь от "гибельного чтения жалких и вредных теорий современных".
Критики-разночинцы, Чернышевский и Добролюбов, после публикации этого письма,
немедленно разразились злыми рецензиями на произведения поэтессы. Глубоко
уязвленная Ростопчина попыталась ответить им в стихотворениях "Моим
критикам" (1856) и "Простой обзор" (1857), но это получилось у
неЕ не очень удачно.

В крупных произведениях последних лет, вышедших уже посмертно:
"Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после
двадцатипятилетней разлуки. Продолжение комедии Грибоедова "Горе от
ума" (1856) и "Дом сумасшедших в Москве в 1858 г.", она
попыталась занять некую серединную позицию между славянофилами, в идеях которых
к тому времени уже разочаровалась, и западниками. Но оказавшаяся не там и не
тут, брошенная всеми, Ростопчина к концу жизни оказалась в атмосфере
безразличия или даже открытой вражды с обоих сторон.

Последние два года жизни Ростопчина часто и сильно болела. Умерла она 3
декабря 1858 года.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.