Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Использование фольклора в преподавании ОБЖ

О. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, г. Пенза


Развитие событий на планете, в мире, стране поставило перед человечеством проблему выживания и в буквальном, и в фигуральном контексте. Целенаправленная подготовка подрастающего поколения в обществе осуществляется в школе, которая призвана решать многочисленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Комплекс вопросов по обеспечению безопасности граждан рассматривает, как известно, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».


Содержание образовательной области ОБЖ построено на нескольких тематических линиях: безопасное поведение индивида; защита населения в ЧС; проблемы безопасности (индивидуальный, национальный, глобальный уровни); здоровый образ жизни (ЗОЖ); основы медицинских знаний; оборона государства.


Практический компонент обучения ОБЖ может быть достаточно многообразен:


различные практические работы;


поиск выхода из проблемных ситуаций;


игровая деятельность;


участие школьников в трудовых акциях по сохранению и улучшению природного окружения; овладение умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний;


овладение умениями эколого-аналитического контроля за окружающей средой, а также нацеленными на ее сохранение (санитарно-гигиенический аспект);


овладение навыками самообороны и др.


Эмоциональный компонент должен быть направлен на формирование системы ценностных ориентации и отношений человека к себе самому, другим людям, природному окружению как совокупности духовных и материальных ценностей.


Существенную помощь в достижении целей обучения ОБЖ может оказать использование народных традиций. Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установления, нормы поведения, материальные и духовные ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.


Педагогические воздействия, которые традиции оказывают на учащихся: адаптация: включение индивида с раннего детства в хозяйственное дело; обучение: сообщение знаний, показ умений, самостоятельное научение путем подражания; шлифовка мастерства, накопление оригинального опыта. формирование: ориентация на определенные ценности духовного и нравственного порядка; образование: специальное обучение навыкам (например, ремеслу); развитие: тренировка и закрепление навыков, наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов.


Традиция как способ передачи информации вызывает у людей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций. Традиции как послание коллективного опыта устанавливают историческую связь поколений. Воспитание на традициях позволяет черпать убеждения (знания самого высшего порядка) из самого чистого родника - народного опыта.


Составной частью традиций является фольклор (от англ. «мудрость народа»). Разновидности разговорных жанров фольклора - пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные» нам в освоение. Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой. Народ смог «углядеть», подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности.


По мнению ученых, ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой образностью, выразительностью и, как выясняется уже сейчас, солидным потенциалом знаний. Восприятие учащимися фольклорных произведений способствует формированию эмоциональной отзывчивости; развитию воображения, мнемонической памяти и мышления. Приобщение учащихся в процессе обучения ОБЖ к народным традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования у них национального самосознания, выработки гражданской позиции, реализации их творческого потенциала. Для каждого возрастного периода рекомендован свой фольклорный жанр как наиболее эффективный ради достижения целей воспитания и развития. Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках При обучении ОБЖ учащихся 4-6-х классов используют межпредметные связи с уроками литературы, на которых изучаются народные сказки («Бытовые сказки», «Волшебные сказки» и «Сказки о животных»). Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к нравственно высокому, без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на болоте, на речке. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).


Чем старше обучающиеся, тем чаще включают в процесс обучения школьников поговорки и пословицы. Специалисты считают их наиболее удобной формой устной передачи знаний из поколения в поколение.


Пословица - краткая притча, изречение с назиданием, поучением. Поговорка - выражение, не составляющее законченного высказывания (как бы половина пословицы).


В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор. Передача знаний осуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения; и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь. Это и есть желаемый вариант, когда учение проходит без мучения.


Мы предлагаем ввести в структуру урока ОБЖ раздел "Азбука народной мудрости" (АНМ).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств на пешехода
Реферат Экспансия НАТО на Ближний и Средний Восток
Реферат Атестація з української мови за курс 5 класу передбачає
Реферат Атом и вещество часть 7 торсионные поля
Реферат Ликвидация последствий ЧС
Реферат Таинственный фантастический и мистический мир Воланда
Реферат Использование учетной информации при расследовании преступлений связанных с хищениями имущества
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Автоматизированное рабочее место бухгалтера» (название дисциплины) по направлению ­
Реферат Ата мамедов диалоги с ментальным спонсором
Реферат Ат “сбербанк росії”
Реферат Выполнение курсовой работы по дисциплине Деньги кредит банки 2
Реферат Twice Gone Twice Returned Essay Research Paper
Реферат Macbeth As A Tragedy According To Aristotle
Реферат Yesterday
Реферат Аннотация дисциплины «литейное металловедение»