Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Экономическая теория как наука



РЕФЕРАТ

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Экономическая теория как наука»

1. Человек и экономическая среда

Экономическая теория входит в состав общественных наук, т. к. объектом ее исследований выступает человеческое общество. Человеческое общество -- это люди, воздействующие на природу для удовлетворения своих потребностей и взаимодействующие друг с другом; это система связей, отношений, механизмов, институтов, обеспечивающая взаимодействие индивидов друг с другом и представляющая собой своеобразную общественную среду, которая обладает автономией и своей собственной логикой функционирования и развития.

Каждый определенный тип общества представляет собой определенный способ отношения индивидов к своей общественной среде и конкретный способ их поведения в этой среде. Поэтому выделяются, например, традиционные общества (основанные на общине), общества свободной конкуренции (рынок и демократия), тоталитарные и иерархические общества (командно-административные), смешанные общества.

Экономическая теория имеет свой взгляд, свой угол зрения на общество и его развитие, которые формируются в определении ее предмета исследований. Существует множество различных определений предмета исследований экономической теории. Вот некоторые из них:

- экономическая теория -- наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

- экономическая теория -- наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, капитал) для производства различных товаров и распределения между членами общества в целях потребления;

- экономическая теория -- наука о богатстве.

Каждое из приведенных определений фиксирует определенную сторону, грань подхода экономической теории к своему предмету исследования. На протяжении своей истории экономическая наука выработала два наиболее общих взгляда, подхода к своему предмету.

В соответствии с первым подходом экономическая наука рассматривает общество как систему производственных отношений -- таких общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Система производственных отношений рассматривается в ее влиянии на социально-классовую структуру общества, на социально-политический строй последнего. В процессе научного исследования выявляются факторы возникновения, становления, развития данной системы производственных отношений и ее перехода в новую систему. В рамках данного подхода к предмету экономическая теория получила свое развитие как политическая экономия.

В соответствии со вторым подходом к предмету своего исследования экономическая теория рассматривает общество как экономическую систему, в которой различные хозяйствующие субъекты решают проблему экономии, рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Поэтому всякая экономическая система и действующие в ней субъекты должны осуществлять экономический выбор, т. е. отказываться от удовлетворения одних потребностей в пользу удовлетворения других потребностей в процессе ответа на три основных вопроса: что производить, как производить, для кого производить. В рамках данного подхода экономическая теория получила свое развитие как «экономикс» (термин введен А. Маршаллом в 1890 г., а истоки самого методологического подхода содержатся в работах А. Смита, заложившего фундаментальные основы анализа рыночной экономики в XVIII в.).

2. Этапы эволюции предмета экономики

В развитии предмета экономики можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия -- наука о домоводстве, домашнем хозяйстве.

На этом этапе по сути зарождается экономическая наука как таковая. Термин экономия («ойкос» (греч.) -- ведение домашнего хозяйства) введен впервые Ксенофонтом. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости различил два вида хозяйственной деятельности с помощью терминов «экономия» и «хремастика». Экономия означает ведение хозяйства для самобеспечения. Хремастика означает ведение хозяйства с целью обогащения. Аристотель считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, составлявшем основу античного общества. Правда, к экономии Аристотель относил и розничную торговлю, поскольку главным в ней является удовлетворение потребностей людей в предметах потребления. К хремастике Аристотель относился критически, искусство делать деньги, занятие ростовщичеством он считал несправедливым.

Политическая экономия

Появление политэкономии как особого вида экономической теории связано с эпохой раннего капитализма, с великими географическими открытиями.

Богатство -- все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага.

Капитал -- вещественное богатство, воплощенное в физических и финансовых активах.

Человеческий капитал -- невещественное богатство.

Основное свойство богатства -- способность приносить доход.

Классическая политэкономия

Уильям Петти (1623 - 1687 гг.), Пьер Буагильбер (1646 - 1714 гг.), Франсуа Кенэ (1694 - 1774 гг.) искали источник богатства в труде, в сфере производства. Ф. Кенэ первый построил макроэкономическую модель, основу которой составило движение совокупности общественного продукта между тремя классами: крестьян, землевладельцев, промышленников.

Адам Смит (1723 - 1790 гг.) выяснял условия производства и накопления богатства в работе «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Им была обоснована идея «неуравнительного равенства». Каждый человек обладает уникальными способностями (природными и благоприобретенными). Эти различия порождают разделение труда, специализацию и обмен, которые повышают производительность труда, делают людей полноправными членами общества, необходимыми друг другу. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области», подключает отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности.

Давид Риккардо (1772 - 1823 гг.) изучал условия распределения богатства; Жан Сисмонди (1773 - 1842 гг.) -- рост богатства, соотнесенный с динамикой населения и размерами его потребления. В итоге классическая политэкономия проанализировала производство, распределение, обмен, потребление богатства как фазы воспроизводства богатства.

Политэкономия труда

Прежде всего, К. Маркс обобщил достижения своих предшественников, уточнил ключевые понятия классической политической экономии. В своем знаменитом произведении «Капитал» К. Маркс рассматривал богатство капиталистического общества как «огромное скопление товаров». Товары -- это продукты человеческого труда, произведенные специально для обмена.

Экономикс

Сам термин «экономикс» ввел в научный оборот выдающийся экономист в области микроэкономического анализа Альфред Маршалл (1842 - 1924 гг.). В 1890 г. была опубликована его книга «Принципы экономикс», в которой им были обобщены и обоснованы основные принципы и постулаты функционирования рыночной экономики с позиций «экономикс» -- науки об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

3. Методы изучения экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод -- как это исследуется. Одно вытекает из другого. Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания. Метод -- это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. Метод научной абстракции -- хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление -- обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель -- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведёт к ошибкам.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки -- справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент -- это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

4. Потребности, экономические ресурсы и их виды

Любой человек, семья, фирма или государство независимо от уровня своего развития ограничены в своих возможностях в силу недостаточности имеющихся ресурсов (экономисты называют это бюджетным ограничением). И хотя за многовековую историю человечество существенно расширило рамки этих ограничений, однако полностью снять их невозможно.

Экономические потребности -- недостаток чего-либо, объективная нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей, общества в целом. Экономические потребности выступают внутренним побудительным фактором активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилье и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт, туризм и т. д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные -- могут.

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

1. Физиологические (голод, жажда, секс...).

2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...).

3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение).

4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех).

5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т. д.).

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов.

Ресурсы -- это совокупность всех благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Ресурсы подразделяются на два класса:

-свободные ресурсы -- например, атмосферный воздух, солнечная энергия;

-экономические ресурсы (ресурсы, количество которых относительно ограничено, рыночная цена отлична от нуля).

Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера. Практика показывает, что некогда свободные ресурсы (например, чистая питьевая вода) могут со временем стать редкими и превратиться в экономические.

Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.

Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре больших группы:

-природные ресурсы, или земля;

-инвестиционные ресурсы, или капитал;

-трудовые ресурсы, или труд;

-предпринимательские способности.

Земля охватывает не только сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные для промышленной или жилищной застройки, но и другие естественные блага, получаемые от природы -- полезные ископаемые, водные ресурсы и т. д.

Инвестиционные ресурсы, или так называемый реальный капитал, включают в себя все здания, сооружения, станки, машины, оборудование, используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю. Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к экономическим ресурсам не относится.

Труд представляет собой совокупность всех физических и умственных способностей людей, используемых в процессе производства товаров и услуг.

Список литературы

1."Бакалавр Экономики". Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. - Информационно-издательская фирма "Триада", М., 2001.

2.Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М.: Юристъ, 2005.

3.Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М., 1995

4.Курс экономической теории: Конспект лекций / Под общ. ред Э.И. Лобковича. М.: 2007

5.Учебник по основам экономической теории (под редакцией В.Д. Камаева). М., 2006.

6.Экономика. Учебник (под редакцией А.С. Булатова). М., 2002.

7.Экономическая теория (политическая экономия). Учебное пособие. М., 2005.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.