Реферат по предмету "Менеджмент"


Коммуникации в управлении. Современные тенденции развития

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ГосударственныйУниверситет Управления
Институтнациональной и мировой экономики
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине«Менеджмент»
На тему:«Коммуникации в управлении. Современные тенденции развития»
Выполнила:
студентка Павлова Кристина Сергеевна
Проверила:
Д.э.н., проф. Тихомирова Антонина Владимировна
Москва 2005 г.

Содержание
Введение
1. Понятиекоммуникации
1.1 Информациякак основной элемент коммуникативных систем
1.2 Неинформационноесодержание коммуникации
2. Классификациякоммуникаций
3. Типыкоммуникаций
4. Формыкоммуникаций
5. Коммуникационныйпроцесс
5.1 Зарождениеидеи
5.2 Кодированиеи выбор канала
5.3 Передачаи декодирование
5.4 Обратнаясвязь
5.5 Шум
5.6 Барьерыв коммуникациях
6. Менеджерв системе коммуникаций
7. Коммуникациив организациях
8. Коммуникационныесети
9. Информационныетехнологии и коммуникации в процессах управления
10. Инновационныекоммуникации
10.1 Особенностиинновационных коммуникаций
10.2 Повышениеэффективности коммуникаций в инновациях
Заключение
Литература
Приложение1
Приложение2

Введение
В наши дни является просто очевидным то факт, что каждыйчеловек непрерывно взаимодействует с огромным потоком информации. Информацияявляется одной из широких признанных составляющих практически всех сфердеятельности. Информация – основа управления, связующее звено между менеджероми средой, в которую он включен в процессе жизнедеятельности.
Способность передавать абстрактные идеи является одной изважных отличительных способностей человека. Коммуникация – это процесс обменаинформацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.
Основные усилия менеджмента будут сосредоточены нестолько на внутреннем состоянии большой компании, сколько на развитии внешнихсвязей с партнерами, формировании горизонтальных структур по интересам.
В результате размываются структурные границы бизнеса,снижается его закрытость и риски в условиях конкурентных рынков, проявляютсяпреимущества феномена партнерства и самоорганизации.
Поэтому в современном мире почти невозможно переоценитьважность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители,чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обменаинформацией. Коммуникация является связующим процессом, потому что обменинформацией встроен во все основные виды управленческой деятельности.
Прочность и качество отношений между людьми в основномпредставляют собой функцию того, на сколько четкими и честными являются ихмежличностные отношения. Поскольку организация представляет собойструктурированный тип отношений между людьми, она в значительной степенизависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Очевидно, что если коммуникации между людьми не будутэффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляетпредпосылку существования организации как таковой. Информация в процессекоммуникаций передается не только для того, чтобы могли приниматься здравыерешения, но и для того, чтобы они могли выполняться.
Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности иорганизации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективныхкоммуникаций и становится лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективноработающие руководители – это те, кто эффективны в коммуникациях. Онипредставляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умениемустного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обменинформацией.
Коммуникации представляют собой всепроникающий и сложныйпроцесс, который является неотъемлемой частью управления.

1. Понятие коммуникации
Коммуникация является одним из важнейших факторовинтеграции управления. Коммуникация – это общение людей в процессе ихсовместной деятельности, это обмен идеями, мнениями, мыслями чувствами, обменинформацией.
Без коммуникаций невозможно существование никакойорганизационной группы людей. Коммуникация здесь выступает как условиеорганизации.
Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно,с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникаций, а сдругой – формирует те формы коммуникаций, которые облегчают как совместнуюдеятельность, так и само управление. Понятие «Коммуникация» соединяет в себетри аспекта совместной деятельности людей: движение информации, процессуправления и отношения индивидуума к цели управления и управленческим решениям.Менеджер распределяет информацию и определяет порядок ее движения, влияет наотношение индивидуума как к информации, так и к управлению и другиминдивидуумам. Нередко понятие «Коммуникация» отождествляют с понятием«Информация» или в практическом менеджменте рассматривают коммуникацию какследствие информационного обеспечения управления.
1.1 Информация как основной элемент коммуникативныхсистем
Информация в данном контексте понимается как комплекссведений, необходимых для успешного функционирования коммуникативной системы.Роль информации определяется тем, что она занимает важнейшее место средикомпонентов, определяющих процесс принятия решений.
Конец 20-го века показал, что информационный ресурсстановится главным богатством любой организации. От того, на сколько менеджервладеет информацией, зависит процесс управления. Умение обращаться синформацией зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальныхособенностей организатора, его ценностных ориентаций. А непосредственно отумения обращаться с информацией зависит и управление.
Сегодня рассматривают различные виды информации. Одни вбольшей мере нужны управленцам (производственная, экономическая, социальная,политическая), другие накапливаются в процессе деятельности (актуальная,аккумулятивная), третьи необходимы менеджеру (знания, навыки, умения).
Информация, полученная с помощью различныхсоциологических, статистических и других методов, должна составлять полнуюкартину об управляемом объекте. Информация об объекте должна отражатьсостояние, процессы и тенденции его развития. Однако на практике в подавляющембольшинстве случаев по различным причинам (нехватка времени, отсутствиенеобходимого количества каналов) не удается в полном объеме собрать информациюоб объекте с целью принять то или иное решение. Ли Якокка однажды сказалФилиппу Колдуэллу, возглавив компанию «Форд» после ухода: «Ваша беда в том, чтоокончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станутизвестны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, а вытратите время на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту, когда вы ихдобыли, оказалось, что они устарели, так как рыночная ситуация претерпелаизменения»[*].
Информационные системы должны быть построены такимобразом, чтобы они позволяли обращать данные на теоретическом и эмпирическомуровнях. Вполне понятно, что чем больше затрат и времени предстоитизрасходовать на какой-то проект, тем более достоверной и подробной должна бытьпредварительная информация. «Конечно, вполне естественно желание получить всвое распоряжение информацию обо всех фактах и добиваться исчерпывающегоисследования, гарантирующего надежную реализацию какой-то конкретной программы…В теории все это выглядит прекрасно, но реальная жизнь просто не укладывается втакую схему. Разумеется менеджер обязан собрать возможно больше информации ипрогнозных оценок. Но в какой-то момент приходится довериться интуиции и идтина риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачиваетсяошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому что как правило,такой вещи, как абсолютная уверенность не существует»[†].
Итак, роль информации в социальном управлении огромна. Исходяиз этого многие авторы процесс управления сводят к процессу переработкиинформации с целью выработки решения.
В практике управленческой деятельности лишь частьпротекающих в системе процессов подвергается управленческому действию. От того,насколько правильно выбран объект управляющего воздействия, зависитэффективность процесса управления. Соответственно, не вся социальная информациявовлекается в процессы управления. Вся наша психическая деятельностьнастраивается и организуется для достижения программных целей: отбор,фильтрация информации, ее извлечение из памяти, переработка. Исходя из этого,условие эффективного управления является контроль над выбором цели и средств еедостижения.
Сегодня многие управленческие решения принимаются придефиците информации об объекте управления и протекающих в нем процессах.
Анализ состояния управляемого объекта, который изменяетсяв зависимости от поставленных целей, позволяет объективно оценить ситуацию,опираясь на здравый смысл и интуицию, но, главным образом, нанаучно-обоснованные данные. Сравнение объекта в различные промежутки временипозволяет определить величину показателя и направленность протекающегосоциального процесса.
Системная информация об объекте, представлена посредствомкоммуникаций, должна отражать состояние, процессы и тенденции его развития.
1.2 Неинформационное содержание коммуникации
Однако коммуникацию нельзя рассматривать только такимобразом. Это явление социально — экономического плана, проявление сущностичеловека и его отношений с другими людьми, функционирования сознания иосуществления деятельности.
Коммуникация отражает такие понятия «неинформационного»содержания, как долг, ответственность, ценности, интересы, установки, опыт,интуиция и др. Именно они лежат в основе коммуникации и определяют ее характер,особенности, тип, роль в совместной деятельности. Информация – это лишь внешнеепроявление коммуникации, ее результат. Информация возникает, существует ипередается благодаря коммуникации. Коммуникация опосредуется информацией, но нетождественна ей. Связи отражают интересы и ценности, стремление совместно выполнитькакую-нибудь работу, это и рождает и питает информационные потоки в группахсовместного труда.
Понимание коммуникации как связей, в основе которых лежатинтересы и ценности, имеет большое практическое значение. Менеджер,занимающийся только диспетчеризацией информационных потоков, распределением иперераспределением информации, никогда не будет иметь успеха в своейдеятельности. Ведь необходим отбор и поиск информации. Для этого необходимопонимать, что людей соединяют интересы, а не информация. Информация «работает»тогда, когда она воспринимается в соответствии с определенными интересами, когдаона принимаема и понимаема.

2. Классификация коммуникаций
В практике управления оказывается важным соотношениеразличных видов коммуникаций. Именно оно и определяет и возможности успешногорешения проблем, и конкретные виды управленческих решений, и успех всехдействий менеджера.
В приложении 1 показана классификация коммуникации.
Коммуникации можно классифицировать по следующим видам.
Коммуникации внешние и внутренние. Они отражаютцелостность управления системы и одновременно ее открытость, приоритетностьдействий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействияфирмы с другими объектами.
Коммуникации одноканальные и многоканальные. Каждыйчеловек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность егокоммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могутсводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализациидеятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает иопределенный стиль управления: управление по ограниченному составу проблем илисуженной задаче. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной инамеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. ОНкак бы не обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. Вэтом случае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой.
Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют ошироте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем. Крометого, характеристики одноканальности и многоканальности коммуникацийопределяются и системой информационного обеспечения управления. Множествоканалов поступления информации, разнообразие информации создают многоканальныекоммуникации.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Итот и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случаепозитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом – напротив,неустойчивые. Все зависит от того, как те или иные коммуникации определяюткачество управленческого решения, как они влияют на процесс управленческихрешений. Конечно, понятие устойчивости коммуникаций имеет условный характер. Нокаждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют,какие устойчиво мешают, а какие могут быстро и безболезненно исчезнуть.
Коммуникации могут быть формальными и неформальными.Формальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций иполномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций.Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения поразличным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Этокоммуникации, не зафиксированные ни в каких организационных документах илиофициальных требованиях. Такие коммуникации существуют в любой организации ииграют важную роль в деятельности человека, определяют социально-психологическую атмосферу работы. Формальные и неформальные коммуникациисуществуют во взаимодействии и соотношении. И это соотношение должно бытьрезультатом целенаправленной деятельности менеджера.
По условию возникновения и характеру проявления вдеятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными.Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самымтребуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительнымидля организации. Ситуационные коммуникации возникают и как результатдеятельности менеджера. Ведь конфликт – не всегда отрицательное явление. Внекоторых обстоятельствах он может быть и благом.
Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. В качествемнимых коммуникаций выступают те связи, которые существуют по каким-тоустановленным организационным положениям, но не реализуются на практике, неоказывают заметного влияния на взаимоотношения служащих. В практике управлениячасто приходится наблюдать существование мнимых коммуникаций, которые рождаютсяиногда в связи с какими-то амбициями, иногда в процессе старенияорганизационных положений, вовремя не пересмотренных и не скорректированных среальными потребностями организации, иногда мнимые коммуникации возникают каквозможность переложить ответственность при возникновении критической ситуации.
Коммуникации отражают различные виды интересов,определяющих результаты деятельности человека. В связи с этим можно выделитькоммуникации социально-психологического характера, организационного,экономического. На формировании этих коммуникаций строится системастимулирования и мотивации труда.

3. Типы коммуникаций
По масштабности процесса коммуникации и массовостивовлекаемых в него лиц различают массовую, среднего уровня,(внутриорганизационную) и локальную, внутригрупповую, межличностную,внутриличностные.
Массовая коммуникация представляет собой системувзаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социальнозначимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения,положения, социального статуса. Такая коммуникация развивается на основеиспользования технических средств размножения и передачи сообщения. Какправило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями(издательства, агентства, редакции, студии).
Под массовыми коммуникациями можно подразумевать иодновременную связь с большим числом людей в ограниченном пространстве,позволяющую им осуществлять взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений»(например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых илизакрытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникацииявляется одновременное потребление большим количеством людей массовойинформации.
Внутриорганизационные коммуникации представляют с собойинтеракции в пределах организаций. К таким коммуникациям можно отнестивзаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а такжеструктурных подразделений организаций между собой.
Внешние коммуникации – это связь любой социальной системыс внешними социальными образованиями. Которые существуют вне ее. Любаясоциальная организация не может существовать без связей со внешней средой ипоэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентомфункционирования любой социальной системы (организации¸ института).
Коммуникация в группе. В сравнительно небольшой группекаждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах,где число участников 10-12 человек, возможно осуществление прямой и обратнойсвязи между всеми участниками обсуждения.
Межличностная коммуникация осуществляется между двумялюдьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающейстороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука.Обратной связью является ответ каждого участника.
Внутриличностная коммуникация возникает внутрииндивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищетрешения, задает вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связиздесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной ввопросе.
В зависимости от направления потока информациикоммуникации подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Вертикальноенаправление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.
Коммуникативный поток, который перемещается от одногоуровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называетсянисходящим. Он используется руководителями групп постановки задач, описанияработ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующиевнимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этомчем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она небудет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальников сосвоими подчиненными.
Восходящая информация, от более низкого к более высокомууровню, используется для обратной связи подчиненных с руководителями с цельюинформирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация непросто служит средством доведения мнения работников до сведения руководителей,а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать напроисходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют этуинформацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящаяинформация используется для информирования начальников определенного уровняруководителями более низкого звена. Это может использоваться путемпредоставления отчетов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящиеруководства.
В производственном процессе пока еще господствуют системыкоммуникаций, организованные по схеме «сверху вниз». В таких системах основноепроизводственное звено воспринимается как исполнительная ступень, котораядолжна выполнять распоряжения управленческих структур. Согласование работызвеньев такой организации осуществляется через руководство, котороепревращается в посредника в коммуникации между ними. В работниках воспитываетсяпсихология исполнителя. Поэтому любая неувязка в решении производственных илисоциальных вопросов может вызывать недовольство руководителями.
Практика управления в такой системе основывается напринципах разделения и специализации труда, его унификации, преобладанияадминистративных, правовых и экономических методов управления. Современныеруководители, воспитанные в старых структурах управления, предпочитают эту системуи не всегда могут впитаться в новые системы коммуникации.
Горизонтальное направление. Коммуникации осуществляютсямежду членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначнымигруппами. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременныматрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других –происходят спонтанно. Крупнейший американский менеджер Ли Якокка, после приходагенеральным директором в фирму «Крайслер», «не мог поверить, что менеджер,возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи сруководителем производственного отдела». «Никто в корпорации «Крайслер»,казалось, не понимал, что взаимодействие различных функций в компании абсолютнонеобходимо.
Другой пример: сбыт и производство автомобилей находилисьв ведении одного вице-президента. Для меня это было непостижимо, так как мыздесь имеем дело с чрезвычайно трудоемкими и совершенно различными функциями. Ктому же – что еще хуже – обе эти области деятельности не поддерживали междусобой практически никакой связи»*.

4. Формы коммуникаций
К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы,совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации,прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многиепрактики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляютсякоммуникации, зависят от того, что известно о получателе информации. Этоозначает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, ане на ее источник. Когда руководитель является источником информации, он долженбыть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателеминформации, но и что правильно подобрана форма коммуникации. То есть важно,чтобы коммуникатор правильно оценивал и форму получения информации, а такжезначение обратной связи.
Диалог. В узком смысле это двухсторонний обменинформацией между людьми как публично, так и посредством масс-медиа. В болеешироком понимании – горизонтальная передача информации, в процессе которойкоммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.
Дискуссия – разновидность спора как словесногосостязания. Дискутировать – публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать –участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу.Дебатировать – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу. Полемизировать– участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержениемчьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения. Такимобразом, если дискуссия – это публичный спор с целью выяснения истины путемсопоставления различных мнений, то полемика – публичный спор с целью защититьсвою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента*.
Беседа – вопросно-ответная коллективная форма обсужденияразличных проблем с определенной целью. Совещания, заседания делятся надиктаторские, сегрегативные, дискуссионные и свободные. На автократическомсовещании руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику ивыслушивает ответы. На информационном совещании до сведения работниковдоводится новая служебная информация.
Переговоры – обмен мнениями с целью выяснения точкизрения сторон и принять решение.
Пресс-конференция – эксклюзивное изложение информации справом ее публикации, с раскрытием ее источника или без.
Брифинг – специально подготовленная встреча сжурналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов, а такжео текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.
Презентации – официальное представление вновь созданногопредприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.
Прием по личным вопросам ведется руководителями с цельювыяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.
Телефонные разговоры, служебная переписка сиспользованием факсимильных аппаратов, электронной почты, Интернета и другихсредств – все это средства деловой коммуникации.

5. Коммуникационный процесс
В ходе обмена обе стороны играют активную роль. Кпримеру, если вы как управляющий описываете одному из подчиненных, как нужноизменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией сталэффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает задачу и вашиожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходиттолько в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другаявоспринимает ее. Чтобы было именно так, следует уделять пристальное вниманиекоммуникационному процессу.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией междудвумя и более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечениепонимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако самфакт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших вобмене людей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективногообмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучшепонимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметьпредставление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее числолюдей. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающееинформацию и передающее ее.
2) Сообщение, собственно информация, закодированная спомощью символов,
3) Канал, средство передачи информации.
4) Получатель, лицо, которому предназначена информация икоторое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходятнесколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение ииспользовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли иразделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременноточкой, в которой смысл может бы искажен или полностью утрачен. Указанныевзаимосвязанные этапы таковы:
Зарождение идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Обратная связь.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается занесколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем этиэтапы, чтобы показать какие проблемы могут возникать в разных точках. Этотанализ подобен внимательному разглядыванию каждого кадра короткого эпизода накинопленке.
5.1 Зарождение идеи
Обмен информацией начинается с формулирования идеи илиотбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщениеследует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обменаинформацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель незатрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркиваетважность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумагеили от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив этапа — «не начинайтеговорить, не начав думать».
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в словаили не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации.Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметомобмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять врасчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменятьсяинформацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идеясостоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных ислабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не можетзаключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.
Этот пример показывает также связь между восприятием икоммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными кразвитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкойрезультатов их работы, скорее всего, найдутся дельные позитивные идеи дляобмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, которыйвоспринимает подчинённых как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли,скорее всего, заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственныйтакому образу мышления.
Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарожденияидеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшеюруководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигрбез увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить,каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направитим это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможнынедоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменениянеобходимы. Если же руководитель, в самом деле, продумает те идеи, которыетребуют передачи, он может прийти к следующим заключением:
1) Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения — прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.
2) Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения,иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше,а платить поменьше, и взбунтоваться.
3) Рабочие должны понять, каким образом следуетосуществить изменения — качество продукции и уровень брака не должны изменитьсявследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, ане возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.
Руководители, неудовлетворительно обменивающиесяинформацией, могут действовать неудачно, поскольку по отношению к ним именнотак действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звеначасто служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Если наши руководителисклоны к принуждению или не откровенны в обмене информацией с нами, мы вполнеможем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своимиподчиненными. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство.Поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стильэффективен. Что в действительности необходимо, так это осознать — какие идеипредназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность вадекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.
5.2 Кодирование и выбор канала
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощьюсимволов закодировать ее, использовав для этого слова, интонацию и жесты (языктела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый стипом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестнымканалам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронныесредства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты ивидеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов,передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передачесообщения по телефону. Подобным образом может быть неосуществимым одновременныйразговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки,предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения иприобщения к проблеме. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейсяна первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Например,руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенныхпоследним серьезных нарушений мер безопасности, и делает это во время легкойбеседы за чашкой кофе или, послав ему записку по случаю. Однако по этимканалам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушений столь жеэффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом,направление подчиненной записки об исключительности ее достижения не передастидею о том, насколько важен сделанный ею вклад в работу, и не будет в той жемере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом свыражением благодарности, а также с премией. Выбор средства сообщения не долженограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два илибольшее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, посколькуотправителю приходится устанавливать последовательность использования этихсредств и определять временные интервалы в последовательности передачиинформации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременноеиспользование средств обмена устной и письменной информацией обычноэффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Обсуждаярезультаты этого исследования, профессор Терренс Митчелл указывает:«Главный вывод этой работы в том, что устное плюс письменное сообщение,скорее всего, делают этот обмен информацией более эффективным в большей частислучаев». Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться иписьменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждыйинформационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумагстановятся неуправляемыми.
Второй этап станет более понятным, если представить еюсебе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта,пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной ипривлекательной одновременно. Подобным образом, многие люди с прекраснымиидеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы,значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будьона даже распрекрасной, зачастую не находит «сбыта».
5.3 Передача и декодирование
На третьем этапе отправитель использует канал длядоставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речьидет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимаютза сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача являетсяодним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идеюдо другого лица. После передачи сообщения отправителем получатель декодируетего. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Еслисимволы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя,последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когдаформулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обменаинформации на этом должен завершиться. Однако ряду причин, о которых речьпойдет ниже, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя,смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считатьэффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведядействия, которых ждал от него отправитель.

5.4 Обратная связь
При наличии обратной связи отправитель и получательменяются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становитсяотправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией дляпередачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет рольполучателя.
Обратная связь может способствовать значительномуповышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно рядуисследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей дляобратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотяи протекает медленнее, тем не менее, эффективнее снимает напряжения, болееточен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Этоподтверждено в самых разных культурах.
Включение в структуру социальной системы механизмаобратной связи позволяет при появлении негативных тенденций в ее развитиинейтрализовать факторы, вызывающие их. Обратная связь проявляется как реакцияна управленческое действие, которое осуществляет субъект управления, в видесистемы информации о состоянии управляемого объекта и его изменении всоответствии с заданной программой.
Наличие такой обратной связи позволяет корректироватьуправленческие действия в процессе управления социальным развитием. Черезобратную связь объект управления воздействует на субъект управления иоперативно оценивается эффективность принимаемых решений. В случае развитиясоциальных процессов в желаемом направлении (наличие положительной обратнойсвязи) субъект управления сохраняет намеченную схему воздействия на управляемыйобъект. Одним словом, обратная связь проявляется как реакция получателя наполученное от коммуникатора сообщение.
Положительная обратная связь усиливает результатыфункционирования, т.к. сообщает источнику, что желаемое сообщение достиглоцели, а отрицательная — ослабляет. В том случае, когда трансформация социальнойсистемы является целью управления, применяется положительная обратная связь.Однако для повышения эффективности коммуникации требуется введение вкоммуникативную систему и обратной связи. Отрицательная обратная связь как быинформирует источник информации о том, что желаемый результат не был достигнут,тем самым интенсифицирует управление коммуникативными процессами.
5.5 Шум
Обратная связь заметно повышает шансы на эффективныйобмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теориипередачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума,которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка(в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-закоторых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и доразличий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которыемогут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждомэтапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла.Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и можетполностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позицийруководителя, это должно обусловить снижение степени достижения целей всоответствии с передаваемой информацией.

/>
Процесс обмена информацией как система с обратной связьюи шумом
5.6 Барьеры в коммуникациях
Понимание процесса межличностного обмена информацией иметодов совершенствования умения обращаться должно способствовать ростуэффективности управленческой деятельности. Однако в дополнение к межличностнымконтактам управляющий должен иметь представление о преградах на пути обменаинформацией в организации и методах совершенствования такого обмена.
Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлениюконтактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуютадекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществлениякоммуникативных связей. Барьеры возникают как в технической системе, так и вмеханизме общения.
Барьеры коммуникации можно классифицировать по характерудействующих помех:
1. Технические помехи. Источником таких помех являетсясам канал коммуникации (факс, телефон), когда в канале коммуникации появляютсяпрепятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать каналкоммуникации, частично искажая информацию или усекая ее.
2. Психологические помехи связаны с отношениями междукоммуникатором и реципиентом, их отношениями к каналу информации, способам,содержанию и форме сообщения.
3. Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорныхспособностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческогомозга к запоминанию и переработке информации.
4. Социальные помехи выражены в принадлежностикоммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами,запретами, ограничениями в получении информации.
5. Культурно-национальные причины. Особенностимежнациональных коммуникаций обусловлены различиями в традициях, нормах,ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученнуюинформацию.
В различных моделях коммуникации рассмотренные барьерымогут комбинироваться, а также могут возникать и свои собственные,специфические, узкопрофильные барьеры.
Наличие или отсутствие барьеров в каналах коммуникациипроверяется путем сопоставления информации на входе и выходе данного канала.Эту информацию не всегда удается проверить. Наличие в коммуникационной системеобратной связи позволяет осуществить такую проверку. В технических сетяхкоммуникации устанавливаются специальные приборы, блоки, проводящие такиесравнения и отыскивающие искаженную информацию.
Итак, в наибольшей степени искажается информация припередаче ее через большое количество ступеней и на большие расстояния. Однакопоследнее обстоятельство никоим образом не касается расстояний, мгновеннопреодолеваемых техническими средствами. Технические средства помогли преодолетьгеографическое расстояние и тем самым приблизить субъекты коммуникаций. Этоусилило возможности контроля за прохождением информации через каналыкоммуникации.

6. Менеджер в системе коммуникаций
Под коммуникацией в широком смысле слова понимаются исистема, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, испособы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразнуюинформацию
Менеджер является не только носителем статусадолжностного лица, наделенного определенными правилами и полномочиями, но иобладает необходимой эрудицией, широким кругом профессиональных знаний, навыкови умений, к числу которых относится умение обращаться с людьми. В этом случаеречь идет о важной стороне его компетентности. Умение общаться – основнаясоставляющая коммуникативной компетентности, т.е. способность устанавливать иподдерживать необходимые контакты с людьми, готовность личности к общению,развитию соответствующих ценностей, установок и умений. Эффективность обменаинформацией, вызывающего те или иные действия, зависит от коммуникативнойкомпетентности. Причем ключевой механизм социального взаимодействия людейобнаруживает себя на всех уровнях социокультурной организации общества. Такимобразом, составляющими коммуникативной компетентности следует, по меньшей мере,считать: во-первых, умение вступать в коммуникацию с другими людьми, постоянноподдерживать с ними нужные контакты, а во-вторых, владение и умение оперироватьэтой смысловой информацией, которая характеризует как общую, так ипрофессиональную эрудицию управленца, вне зависимости от сферы егодеятельности.

7. Коммуникации в организациях
Обмен информацией охватывает разные части организацииКонечно, обмен информацией в организациях не всегда так эффективен, как следовалобы. На деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.
Свою специфику имеют коммуникации в малых группах. Вотличие от массовых коммуникаций члены малой группы имеют возможностьвысказывать собственные суждения, что повышает возможность потенциальныхспособностей. При обсуждении информации в малой группе руководитель с цельюповышения эффективности коммуникации должен поощрять аргументированныевысказывания и ценные предложения, добиваться точности и объективностиинформации. Критикуя идеи и утверждения, нельзя переносить критику на личности,тем более обсуждать их личные качества, нужно уважать мнения других лиц, атакже групп, если они содержат ценные предложения и рекомендации.
В организациях коммуникации осуществляются одновременносверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации междуруководителями и подчиненными преимущественно осуществляются сверху вниз. Информационноевоздействие, которое преобладает в таких коммуникациях, строится как по общим,так и по специфическим принципам и правилам, предполагающим их знание, умениеими пользоваться и приобретение соответствующего опыта. Наиболее правильноорганизована система коммуникаций в тех организациях, в которых все сотрудникизадействованы в организационных коммуникациях. При этом не имеется ввиду, чтовсе участники коммуникационных процессов в равной степени управляютинформационными потоками. Руководитель должен учитывать настроенность каксвоей, так и противоположной стороны, взаимные ожидания, уметь сопереживать.Чем выше ранг руководителя, тем больше информации проходит через него. Однакоруководитель должен обеспечить прохождение информации и в те звеньякоммуникативных цепей, которые нуждаются в этой информации.
Руководители, придерживающиеся либерального стиляуправления, используют неформальную многоканальную систему коммуникаций. Онипоощряют расширение связей по всем направлениям. Отсюда коммуникативные связиотражают структуру организации, а информация доходит до получателя достаточнополной и адекватно отражает состояние дел.
Консервативный стиль управления поощряет хорошоструктурированную цепь команд. Ограничивается число связей, коммуникацииосуществляются преимущественно сверху вниз. Качество коммуникации всегдасоответствует требованиям организации. Много информации искажается или теряетсяв каналах прямой и обратной связи.
Разделение труда между работниками и функций междуподразделениями упрощает коммуникации в организациях. Организации разрабатываютсистемы коммуникации, которые тщательно учитывают потоки информации и точностьреализации коммуникативных процедур в каждом звене. Параллельно соструктурированной сетью коммуникаций в организации вольно или невольнообразуется параллельная неформальная сеть, которая может или помогать работеосновной сети или, наоборот, препятствовать ей. В авторитарной системекоммуникаций чаще всего неформальная сеть коммуникаций препятствует работеосновной сети коммуникаций, а в либеральной сети становятся способствующимиосуществлению оптимальной коммуникационной связи и максимально точной передачиинформации.
Значение коммуникаций для руководителей в том, что ониявляются главным инструментом выполнения руководителями функций управления последующим причинам:
правильно организованные коммуникации способствуют повышениюэффективности управления;
коммуникации способствуют утверждению авторитетаруководителя;
коммуникации повышают эффективность функционирования всехдругих сфер жизнедеятельности организации.
Поэтому руководители не менее трех четвертей своеговремени тратят на формирование взаимодействия как внутри организации, так и внеее.
Можно выделить четыре основные функции коммуникативности:контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации.Коммуникативность выполняет функцию контроля поведения членов группы.Коммуникативность усиливает мотивацию, повышая осознанность действий путемдоведения до работников сведений о том, что должно быть сделано, почему этуработу нужно выполнить так и в указанные сроки.
Предприятие, будучи заинтересованной стороной, занимает всистеме маркетинговых коммуникаций активную позицию и инициирует различногорода общение, направленные на целевые контактные группы (аудитории), с задачейизменить их поведение, позиции, поступки, действия в пользу предприятия, егохозяйственной, коммерческой и общественной деятельности.
Целевые группы и задачи предприятия в системе маркетинговыхкоммуникаций.№п.п. Целевые группы Задачи целевого воздействия предприятия 1. Трудовой коллектив предприятия
Благоприятные условия труда.
Техника безопасности.
Профессиональное обучение, переподготовка кадров и персонала.
Мотивация эффективности труда, повышение производительности труда.
Повышение трудовой дисциплины 2. Профсоюзы, Совет трудового коллектива
Разработка условий коллективного договора в интересах трудящихся и администрации, поиск разумных компромиссов.
Дозированное участие в управлении предприятием.
Эффективная социальная политика (социальное партнерство).
Воспитание персонала и кадров в духе уважения к традициям предприятия. 3. Акционеры (в случае акционерной формы предприятия)
Рост дивидендов и других доходов собственников.
Обеспечение участия акционеров в распределении доходов и прибылей.
Информированность акционеров о деятельности предприятия.
Пропаганда разумных компромиссов между интересами предприятия и акционеров. 4. Торговый персонал
Мотивация эффективной работы торгового персонала.
Стимулирование увеличения объёмов продаж.
Проведение эффективной ценовой и товарной политики.
Профессиональная подготовка и переподготовка.
Внедрение элементов соревновательности в работу торгового персонала. 5. Коммерческие посредники, оптовые покупатели
Проведение гибкой ценовой и товарной политики.
Стимулирование сбыта.
Совместное проведение рекламных компаний.
Передача «ноу-хау» по особенностям использования товаров потребителями.
Передача прав пользования символикой предприятия и его товаров (марочные товары).
Строгое выполнение условий договоров. 6. Покупатели (потребители)
Максимальный учёт требований покупателей в товарах и услугах.
Тщательная сегментация рынка (потребителей).
Конкурентно способные цены и другие условия продаж.
Привлечение внимания покупателей к товарам и услугам через эффективную товарную рекламу
Поддерживание высокого уровня доверия покупателей к предприятию и его деятельности через эффективную престижную рекламу.
Постоянное совершенствование деятельности по связям с общественностью (паблик рилейшнз).
Обеспечение высокого технического уровня и качество товаров и услуг. 7. Банки и другие финансово-кредитные институты, фондовые биржи
Достижение наиболее благоприятных условий кредитных соглашений.
Строгое соблюдение договорных обязательств кредитных соглашений.
Поддержание высокого уровня котировки акций на фондовых биржах.
Выгодное помещение свободных средств.
Обеспечение удовлетворительной ликвидности. 8. Поставщики элементов материально-технического обеспечения
Постоянное совершенствование системы снабженческой логистики.
Обеспечение действительного контроля за качеством элементов материально-технического снабжения.
Строгое соблюдение условий договора.
Нахождение разумных компромиссов в вопросах установления закупочных цен и других условий договора на поставку. 9. Маркетинговая инфраструктура рынка
Установление устойчивых деловых отношений с консультационными фирмами, информационными центрами и другими маркетинговыми посредниками.
Внешний аудит маркетинга предприятия с привлечением внешних консультантов. 10. Конкуренты
Активная защита позиций предприятия на рынке при строгом соблюдении кодифицированных норм добросовестной конкуренции.
Постоянное совершенствование товаров и услуг. 11. Пресса, другие средства массовой информации
Поддержание постоянных контактов для получения необходимой информации о состоянии внешней среды.
Передача в СМИ информации, создающей благоприятный образ предприятия и положительную реакцию общественности на хозяйственную деятельность предприятия.
Эффективное использование СМИ для товарной рекламы. 12. Правительственные учреждения и другие органы властных структур
Строгое соблюдение законов и других актов структур власти.
Своевременное получение информации об изменениях в законодательстве.
Получение льгот и использование в интересах предприятия государственной поддержки бизнеса. 13. Общественные организации, движения, партии
Соблюдение морально-этических норм в хозяйственной деятельности.
Постоянная забота о защите прав потребителей.
Забота о защите природной среды и выпуске безвредных для здоровья потребителей товаров.
Внедрение в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Благотворительная деятельность, поддержка общественно значимых программ.
Финансовая поддержка различных общественно полезных фондов, организаций и т. п. 14. Региональные (муниципальные) власти и общественные организации
Активное участие в общественно значимых региональных программ.
Стремление к созданию дополнительных рабочих мест.
Поддержка социальных программ местных органов власти.
Из приведенной таблицы видно, насколько сложной имногообразной может быть коммуникационная система предприятия. При этом переченьконтактных целевых групп и задач целевого воздействия предприятия на эти группыне следует считать исчерпанным. В каждой конкретной рыночной ситуации могутвозникнуть совершенно новые (более узкие или более широкие) контактныеаудитории, требующие определенного целевого воздействия со стороны предприятиядля получения положительного эффекта в рамках его хозяйственной и коммерческойдеятельности. Планирование и осуществление на практике маркетинговыхкоммуникаций — дело творческое, не терпящее рутины.

8. Коммуникационные сети
Коммуникационная есть — это соединение определеннымобразом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощьюинформационных потоков.
В приложении 2 отображена межличностная коммуникационнаясеть руководителя групп в организации.
В данном случае рассматриваются не индивиды, как таковые,а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает всебя потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.Коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва междупосланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных,горизонтальных и диагональных связей.
Вертикальные связи строятся по линии руководства отначальника к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными поуровням индивидами или частями организации:
— между заместителями;
— между начальниками отделов;
— между подчиненными.
Диагональные связи — это связи с другими начальниками и сдругими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придатькоммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений ворганизации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Например,коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чемв группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационныесети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Существуют образцы коммуникационных сетей для групп однойи той же или разной численности.
В сетях типа «кружок» члены группы могутвзаимодействовать только с теми, кто расположен рядом с ними.
В сетях типа «колесо» подчиненные взаимодействуют друг сдругом через своего начальника. Объективная основа такой ситуации заключается втом, что лицо, находящееся в центре колеса имеет больше коммуникационныхсвязей, чем другие члены группы.
Всеканальные сети представляют полностьюдецентрализованные группы. Обычно это требуется когда необходимо участие всех врешении сложных проблем. Значение типов коммуникационных сетей важно дляпонимания отношения власти и контроля в организации.

9. Информационные технологии и коммуникации в процессахуправления
Коммуникации в нашем быстро меняющемся мире являютсяосновным компонентом успешной работы менеджера. Применение компьютерной техникисущественно повысило оперативность работы любой организации. Сокращается времядоступа к информации, время реакции руководства на изменение составляющихрынка. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию так называемыхинтегрированных пакетов, которые вмещают в себя возможности и текстовыхредакторов, и таблиц, и графических редакторов. Наличие большого числаразличных программ для выполнения в сущности одинаковых операций — создания иобработки данных обусловлено наличием трех различных основных видов информации:числовой, текстовой и графической. Для хранения информации чаще всегоиспользуются СУБД, которые позволяют соединять все эти типы данных в единоецелое. Сейчас идет бурное развитие двух других видов информации: звуковой ивидеоинформации. Для них уже созданы свои редакторы и не исключено что в скоромвремени эти виды информации станут неотъемлемой частью большинства баз данных.
Широкое развитие информационно-коммуникационныхтехнологий изменило взгляд на современные методы управления. Активноеиспользование Интернета, мобильной и спутниковой связи заставляет корпорацииперестраивать бизнес-модели и организационную структуру под новую электроннуюоснову. Внедряя информационные технологии для взаимодействия с другимисубъектами рынка (потребителями, поставщиками, кредиторами), предприятиеполучает возможность быстрого и гибкого реагирования на изменения во внешнейсреде.
Информационные потоки становятся все более широкими идинамичными, объем информации, необходимой для принятия решений, сокращается. Безсовременных способов обработки, хранения и передачи информации обеспечитьэффективные коммуникации предприятия невозможно.
Задача, однако не сводится только к внедрению компьютерови других технических средств в производственно- хозяйственную деятельностьпредприятия. Необходимо провести комплексную автоматизацию бизнес-процессов,предусматривающую интеграцию внутренней и внешней информационной средыпредприятия через Интернет.
Под термином «информационные технологии в корпоративномуправлении» традиционно понимают комплексные системы автоматизации управления.Известны и другие их названия – системы масштаба предприятия, корпоративные иинформационные системы (КИС), корпоративные системы управления (КСУ),автоматизированные системы управления (АСУ).
Основное назначение информационных систем – оперативное предоставлениенепротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятияуправленческих решений. Такие системы образуют единое информационноепространство предприятия, его управленческих служб.
Комплексные системы автоматизации управления обычнопредставляют собой универсальные решения, пригодные для различных типов предприятий.Ориентированные в первую очередь на крупные многопрофильные структурыпредприятия комплексные системы автоматизации не только предлагают развитыйнабор функций, но и обеспечивают надежное хранение и обработку больших объемовинформации. Современные информационные технологии, коммуникации и Интернетпозволяют решать задачи удаленного доступа к единой базе данных, актуальные длякорпоративного управления.
Практически все программные средства, используемые вкорпоративном управлении, представляют собой регистрирующие факты и документыфинансово-хозяйственной деятельности для построения различных отчетов исправок. В базу данных вносится структурированная информация, связанная междусобой справочниками, классификаторами, параметрами и формами типовыхдокументов. По имеющейся в базе данных информации инструментальными средствамиготовится «разрез» отчетов и справок. Получив отчеты и справки, частоназываемые аналитическими, руководство может принимать обоснованныеуправленческие решения.
Использование программного обеспечения на любомпредприятии неизбежно влечет в той или иной степени реорганизацию егодеятельности. Нельзя слепо подчинять имеющиеся программные и системныевозможности руководителю того или иного уровня процесса управления, так же каки буквально следовать заложенным в систему принципам и методам выполненияпроцедур, обработки и представления информации.

10. Инновационные коммуникации
Коммуникация как деятельные отношения и управление этимиотношениями базируется на системе взглядов по экономической оптимизацииинноваций.
Во-первых, оптимизация коммуникаций возможна только прирационализации их совокупности на всем инновационном пути либо путемоптимизации значительных участков этого пути. Для решения такой задачинеобходимо с системных позиций подходить к выбору коммуникативных отношений,структуризации управления, к проектированию взаимосвязанных процессов движенияресурсов в инновациях.
Во-вторых, учитывая социально-экономическое содержаниеинновационной системы, коммуникативные отношения строятся в ней не столькоменеджерами, сколько за счет сети субъектных отношений.
В-третьих, возникающие издержки коммуникаций напротяжении всего инновационного процесса (рекрематической цепи) можнорассматривать как плату за партнерство субъектов инновации. Чем вышеспособность инновационной системы к адаптации в условиях все возрастающейнеопределенности окружающей среды, тем более эффективными являютсяинновационные коммуникации.
Охарактеризуем основные общие свойства системыинновационных коммуникаций:
• первое — система инновационных коммуникаций естьцелостная совокупность экономических отношений субъектов инновации;
• второе — между субъектами такой системы действуютсущественные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративныекачества системы;
• третье — коммуникации между субъектами инновацииопределенным образом упорядочены, т.е. присутствуют черты организации;
• четвертое — система инновационных коммуникаций обладаетинтегративными качествами.
Указанные свойства коммуникаций проявляются всегда, когдаони наполнены инновационными потоками, имеющими определенную целевуюнаправленность и динамику.
10.1 Особенности инновационных коммуникаций
В инноватике постоянно предпринимаются попытки построенияединой теории инновационного процесса от начала до конца, т.е. когда этотпроцесс рассматривается во взаимосвязи стадий создания и коммерциализацииновшеств. В результате было замечено, что эффективность инновационного процессаобеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, скольконадежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа кпоследующему. Динамика и результаты создания и реализации новшеств зависят впервую очередь от самих участников инноваций и их взаимодействия.
Наиболее полная коммуникация субъектов инновациивозникает на этапах активации и освоения новшества в производстве.
Инновационные коммуникации и характерные для нихотношения возникают там, где участники инновации вступают в рыночные отношенияи обмениваются информацией по предмету и объекту нововведения, а также (и этоглавное) разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним.
10.2 Повышение эффективности коммуникаций в инновациях
Повысить эффективность коммуникаций в инновациях можнопутем реализации партнерских отношений, охватывающих максимально возможные фазы(стадии) инновационного процесса в каждом конкретном случае.
Теоретически основные субъекты инноваций могут выступатьпартнерами с момента начала разработки базового новшества до его полнойкоммерциализации.
Наиболее долговременной коммуникацией являются отношениямежду инвестором и производственным предпринимателем, так как они теоретическимогут осуществлять совместную инновационную деятельность на пяти основныхэтапах жизненного цикла инновации. Но он может быть партнером предпринимателяна стадии производства, если примет решение о реинвестировании капитала, чтозависит от участия в капитале субъекта нововведения.
Хорошую перспективу в создании эффективныхкоммуникационных связей при нововведениях в материальном производстве имеютнекоммерческие партнерств (НП). Главной целью юридических и физических лицобъединенных в НП, является развитие инновационного потенциала и имущества всоциально значимой облает деятельности граждан и юридических лиц. Основнымизадачами и предметом деятельности инновационных партнеров являются управлениенаучными и инновационными проектами, направленными на повышениеконкурентоспособности партнеров, привлечение средств инвесторов, организацияпотребительского спроса на новшества. Деятельность инновационных партнеровбудет содействовать получению и использованию прав интеллектуальной ипромышленной собственности, развивая рынок инвестиционных товаров.

Заключение
Любой российской промышленной компании предстоитперманентно реорганизовывать свой бизнес с целью перехода в область наукоемкогопроизводства, осваивать смежные предпринимательские сферы. Одной из сильныхсторон такой политики становится скорость инновационных преобразований.
Процесс управления – информационный процесс, включающий всебя формирование, восприятие, передачу, обработку и хранение информации.Понятно, всякое управление, в том числе персоналом, не сводится только кинформации, но и не мыслимо вне информации. Именно поэтому всегда будетпотребность в людях, обладающих опытом работы области информационныхкоммуникаций. Ведь эффективные коммуникации – это одна из составляющих успехалюбого бизнеса.
Понимание механизма коммуникационных процессов позволяетсформировать эффективную систему бизнес-коммуникаций (обмен информацией иделовое взаимодействие) компании. Коммуникации встроены во все видыуправленческой деятельности, они являются связующими звеньями, оказывающимисущественное влияние на эффективность всех процессов, происходящих ворганизации.
Безусловно, существует множество преград на путиуспешного осуществления коммуникаций. Распространенными препятствиями на путяхобмена информацией в организации служат фильтрация плохих новостейподчиненными, перегрузка информационной сети и неудовлетворительная структураорганизации. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективномуобмену информацией. Следовательно, тормозятся и другие процессы управленческойдеятельности, что в свою очередь приостанавливает успешное развитиеорганизации.
Таким образом, мы видим, что от развития коммуникацийзависит успех управленческой деятельности. Поэтому менеджеру приходитсяпостоянно следить за протеканием коммуникационных процессов, контролировать ихэффективность и целенаправленность.

Литература
1.        Коротков Э. М. Концепция менеджмента — М., 1997 г.
2.        Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации – М., 2000 г.
3.        Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации – М., 2002 г.
4.        Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М., 2004 г.
5.        Бизнес-коммуникации // Служба кадров, 2002, №10.
6.        Маркетинг взаимодействия: философия и методология межфирменныхкоммуникаций // Маркетинг, 1999, №3.
7.        Изменения и внутрифирменные коммуникации // Управление персоналом, 2002,№10.

Приложение 1
/>

Приложение 2
Межличностная коммуникационная сеть руководителя групп ворганизации
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптимальный состав машинно-тракторного парка учхоза "Костромское"
Реферат America Essay Research Paper Early 20th Century
Реферат Пути и формы концентрации производства в химической и нефтехимической промышленности
Реферат Бухгалтерський облік на підприємстві оптової торгівлі ЧП Ядрихінський
Реферат Проектирование системы управления приводом подачи адаптированной к изменениям параметров процессов
Реферат Германия после второй мировой войны и реформы Л.Эрхарда
Реферат Роль маркетинговых коммуникаций в стратегическом планировании крупного города
Реферат Облік інших необоротних активів на прикладі Рівненський завод тракторних агрегатів
Реферат Общественно-политический строй Владимирской Ростово-Суздальской земли
Реферат Повесть о капитане Копейкине Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Реферат Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей
Реферат Жизнь и философствование Сократа
Реферат Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова
Реферат Creatine Essay Research Paper CreatineAthletes today will
Реферат «Художнє конструювання виробів»