Реферат по предмету "Менеджмент"


Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности

/>СОДЕРЖАНИЕ
введение. 2
сущность коммерциализации интеллектуальной собственности   3
заключение. 24
Список использованных источников… 25
/>введение
Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий улюбого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, вкакой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавецдолжен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, чтоон выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворятьнекие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новыепотребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь обинновации.
Однако создать инновацию не значит создать ходовой товар. Втораяполовина, и не менее важная с точки зрения достижения конечного результата, –представить ее на рынке, сделать её такой и преподнести её так, чтобыобеспечить максимальный спрос.
Прежде всего, следует говорить о внедрении инноваций. Этоможет происходить на коммерческой основе. В таком случае происходит процесс,который принято называть коммерциализацией.
/>сущность коммерциализацииинтеллектуальной собственности
Коммерциализация интеллектуальной собственности — этопроцесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономическийоборот, использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельностипредприятий.
Перечислим ряд практических преимуществ:
владельцы интеллектуальной собственности могут бытьучредителями фирм без отвлечения реальных денежных средств путем внесенияобъектов интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятия;
можно получать дополнительные доходы за передачу правапользования интеллектуальной собственностью;
интеллектуальную собственность можно использовать в качествезалога при получении кредита;
интеллектуальная собственность обеспечивает защиту от конкурентовна период выведения на рынок новой продукции, а также защиту отнедобросовестной конкуренции;
интеллектуальная собственность способствует созданиюрекламного имиджа при информировании о правовой охране выпускаемой продукцииили работе по лицензии известного производителя;
интеллектуальная собственность позволяет снизить налог наприбыль путем уменьшения налогооблагаемой базы на величину амортизациинематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальнойсобственности;
интеллектуальная собственность позволяет снизить налог надобавленную стоимость, если сделка оформляется как патентный, лицензионный илиавторский договор.
Документальное оформление коммерческих операций синтеллектуальной собственностью может быть осуществлено в виде:
договора о создании и передаче научно-технической продукции;
договора о выполнении НИОКР;
лицензионного договора;
учредительного договора;
франшизного соглашения и т.д.
Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности вкоммерческий и хозяйственный оборот предполагает предварительную оценку ихстоимости на этапе «ex ante». Ценообразование на сложные активы, ккоторым относятся и объекты интеллектуальной собственности, носит гораздо болеесложный характер, нежели ценообразование на прочие рыночные блага.
Оценка интеллектуальной собственности представляет собойотносительно самостоятельную область современных исследований, научный аппараткоторой находится в постоянном развитии и требует дальнейшего совершенствования.
Интеллектуальная собственность в виде изобретений,защищенных действующими патентами, заявок на изобретения — «patent pending»,«ноу-хау»,торговых марок и т.д. во всем мире высоко оценивается и является источникомдохода и предметом прибыльного инвестирования. Известно, что из всей стоимостиоткрытых акционерных обществ в развитых странах примерно 85% в настоящее времяприходится на интеллектуальную собственность.
Однако также известно, что только 2-3% от всего количествазапатентованных изобретений приносят изобретателям больше средств, чем былозатрачено на процесс патентования. Это вызвано тем, что процесс передачипатентов в сферу производства является трудоемким, длительным, требующимспециальных знаний и совместной работы изобретателей с командой специалистов,доказывающих потенциальным покупателям интеллектуальной собственности ееистинную рыночную стоимость и прибыльность.
Финальной стадией такой работы является лицензированиепатента, т.е. составление между обладателем прав на интеллектуальнуюсобственность — «Лицензиаром» — и ее покупателем — «Лицензиатом»- лицензионного договора, в котором указаны все условия и сроки поэтапнойоплаты передачи изобретения в производство и, соответственно, платежи,выплачиваемые изобретателю, за внедрение и последующие выплаты процентов отпродажи продукции, основанной на изобретении.
Важнейшей частью такого лицензионного договора являетсяусловия ответственности «Лицензиата» за невыплату указанных платежейи согласованные методы требования исполнения обязательств«Лицензиата», которые также являются предметом«сопровождения» договора специалистами в области прав наинтеллектуальную собственность и могут потребовать многолетней деятельности.
Условия коммерциализации инноваций
Условия коммерческой реализации объектов интеллектуальнойсобственности основаны на принципах патентного права:
• принцип свободы творчества как конституционный принцип;
• принцип исключительности прав патентообладателя;
• принцип соблюдения интересов, как патентообладателя, так иобщества;
• принципы инициативы и доверительного сотрудничествасубъектов патентного права;
• принцип обязательной новизны объектов охраны;
• принцип охраны результатов только творческой деятельности;
• принцип обязательного государственного признания объектовохраны;
• принцип морального и материального стимулирования авторов.
Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальнойсобственности строится на следующем принципе: интеллектуальная собственностьсоздает целый ряд затрат, которые должны быть противопоставлены рядувозможностей по генерированию дохода для тех, кто эксплуатирует этуинтеллектуальную собственность.
Целесообразность патентования определяется целямииспользования интеллектуальной собственности. Можно выделить две основные целииспользования объектов интеллектуальной собственности:
• продажа (экспорт) продукции собственного производства;
• продажа (экспорт) технологии как цели патентования;
Критерии целесообразности патентования включают в себяследующие:
• технический уровень объекта;
• экономическая эффективность;
• значимость конкретного изобретения в объекте техники;
• наличие ноу-хау;
• возможность доказательства нарушения патента;
• наличие рынка;
• наличие интереса конкурентов и т.п.
формы коммерциализации инноваций
Формы передачи объектов интеллектуальной собственности вприложении к техническим объектам или объектам промышленной собственностиразделаются на виды, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Рынок научно технической продукцииЛицензии Патентные пулы Патенты Ноу-хау Разрешительные документы
Единый блок закрытый
для аутсайдеров
Документы по защите
интеллектуальной
собственности
Знания и опыт различного
характера Товарные знаки Промышленные образцы Инжиниринг
Формыкоммерциализации объекта интеллектуальной собственности могут быть представленысхематично следующим образом:
•Разработка внедряется в производство, откуда выводится нарынок.
•Разработка заканчивается передачей прав на объект интеллектуальной собственности.
•Разработка выливается в создание совместного производства (предприятия).
Воснове коммерциализации лежит заключение лицензионных соглашений. Лицензионноесоглашение – это соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничествеконкурентов – тех, кто создает и владеет интеллектуальной собственностью, итеми, кто не владеет этой интеллектуальной собственностью и кому эта интеллектуальнаясобственность необходима для обеспечения достижения собственных целей. Заключениелицензионного соглашения осуществляется в тех случаях, когда:
•доход от продажи лицензии превосходит издержки по контролю использованиялицензии;
•доход от продажи лицензии превосходит размер упущенной выгоды при отказе отмонополии на передаваемую технологию на данном рынке.
Лицензионноесоглашение – это документ разрешающий использовать в коммерческих целях:
•конструктивные разработки
•технологические разработки
•методы
•модели
•программные средства
Лицензионноесоглашение определяет право на использование объектов интеллектуальной собственности,и передается от лицензиара лицензиату на основе взаимного лицензионногосоглашения.
Лицензияимеет следующие разновидности:
•лицензия полная
•лицензия исключительная
•лицензия простая
Лицензияполная лицензиара полностью лишает прав самостоятельного использования объекталицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешаетсяиспользовать объект лицензии монопольно на условиях и в течение срока действия.
Исключительнаялицензия лицензиара частично лишает прав самостоятельного использования объекталицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешаетсяиспользовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территориина условиях и в течение срока действия.
Лицензияпростая лицензиара не лишает прав самостоятельного использования объекталицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, лицензиату разрешаетсяиспользовать объект лицензии на условиях и в течение срока действия.
Существуетдва основных понятия лицензионного соглашения:
•Роялти – основа для определения всех других видов платежей по лицензии.
•Цена лицензии – баланс интересов лицензиара и лицензиата.
Основнымипоказателями лицензионного соглашения являются следующие:
•база роялти (цена единицы или всей продукции по лицензии; объем продукции,изготовленной с применением способа; при широком ассортименте продукциистоимость определенного сырья; прибыль).
•ставка роялти (типовая для данной отрасли или для других лицензий того желицензиара и/или лицензиата).
•срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта лицензии, неможет быть больше срока действия патента или меньше, чем характерный срокосвоения производства в данной отрасли).
Минимальныероялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силеправ интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительныхпереговоров по заключению лицензионной сделки, расходы лицензиара на осуществлениеобязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь,поставка узлов и деталей, сырья). Принимаются во внимание затраты лицензиара наНИОКР и освоение производства продукции по патенту.
Максимальныероялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшейальтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение другойлицензии, отказ от приобретения лицензий).
Относительнотерритории действия лицензионного соглашения, можно сказать следующее: лицензиари лицензиат стремятся не допустить или свести к минимуму конкуренцию междусобой. Они включают в лицензионное соглашение условие, оговаривающеепредоставление лицензиату определенной территории, на которой емупредоставляется право производства и сбыта лицензионной продукции.
Ценалицензии представляет собой выбор вида лицензионных платежей из таких возможныхвариантов:
•периодические платежи (процентные отчисления) в течение срока действиялицензионного соглашения, то есть роялти.
•фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку, именуемыепаушальными платежами.
•Комбинированные (смешанные) платежи – роялти в сочетании с паушальнымиплатежами.
Передачаноу-хау выделяется как особый вид коммерциализации и имеет ряд особенностей. Сделкапо передаче ноу-хау – это предоставление беспатентной лицензии.
Основныеотличия передачи ноу-хау состоят в следующем:
•большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключенияконтракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключенияконтракта;
•необратимый характер передачи ноу-хау;
•постоянно присутствующий временной фактор;
•неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстроеразвитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).
Способыплатежей:
•наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация);
•встречные поставки товаров или оказание услуг;
•смешанная форма (наличные, бартер, услуги).
Соглашенияо неразглашении тайны могут применяться для защиты идей, информации, данных,концепций, не оформленных в виде защищенного объекта интеллектуальнойсобственности. При этом существуют следующие формы защиты:
•Коммерческая тайна (неразглашение сущности инновации)
•Подписание Соглашений о Неразглашении Тайны – Non-Disclosure Agreement,подписывается только в том случае, если имеется доверие к стороне, которойразглашается тайна и которая берет на себя обязательство не разглашать этутайну – имеется финансовая возможность остановить дальнейшее разглашение тайныв случае несанкционированного разглашения.
Обычнаяреакция инвесторов на предложение подписать соглашение о неразглашение тайны –не подписывать соглашение о неразглашении тайны. Это связано с тем, чтоинвесторы по определению не склонны рисковать, и с тем, что инвесторысталкиваются с большим количеством похожих идей и концепций и не подписываютвсе соглашения, которые им предлагают. В таком случае, следует рекомендоватьисследователям и изобретателям работать с теми консультантами и инвесторами,которым держатель идеи доверяет. Поэтому лучший способ действий – это четкоопределить моменты, охраняемые соглашением о неразглашении тайны. При этомнеобходимо в любом случае обеспечить сохранение коммерческой тайны в тайне ипровести процедуру надлежащей ответственности по отношению к консультантам и инвесторам,которым будет раскрыта коммерческая тайна.
Способы коммерциализации интеллектуальнойсобственности
Существуетряд способов коммерциализации интеллектуальной собственности. Это инжиниринг,промышленная кооперация, передача технологий в рамках совместных предприятий,техническая помощь, франшизинг, лизинг.
Инжиниринг– это совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-техническойобласти и необходимых для осуществления проекта. Примером таких услуг являются(а) консультативные услуги, связанные с интеллектуальными услугами при проектированииобъектов, разработкой планов проведения и контроля работ; (б) технологическиеуслуги, связанные с предоставлением заказчику технологий и (в) строительныеуслуги, связанные с поставкой и монтажом технологического оборудования,строительством технологических линий и производств «под ключ».
/>

Рисунок1 – Основные методы инжиниринга.

Промышленнаякооперация – это форма коммерциализации технологий, когда обеспечиваетсяинтенсивный технологический обмен. При коммерциализации технологий в формепромышленной кооперации заключаются соглашения о производственной кооперации, врамках которых помимо прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукцииили оказания услуг между сторонами создается длительная общность интересов,направленных на получение дополнительной взаимной выгоды. Кооперационные соглашениязаключаются по следующим причинам:
•получение или разделение технических знаний;
•поиск лучших условий для производства и использования трудовых ресурсов;
•увеличение серийности и специализации производства;
•поиск новых рынков сбыта;
•уменьшение производственных издержек и т.п.
Передачатехнологий в рамках Совместных предприятий осуществляется тогда, когдазаинтересованные партнеры из разных стран объединяют усилия, знания и опыт впроизводстве новой для данного рынка продукции с разделением совместного риска.
Техническаяпомощь – это технические услуги и помощь, которые оформляются двумя способами:
•Техническая помощь является главным предметом соглашения.
•Техническая помощь включается разделом в соглашение о передаче технологии илипоставках оборудования.
Особенностьсоглашений о предоставлении технической помощи состоит в том, что объектконтракта – «неосязаемый» товар – технические услуги,
выполнениеисследований, обучение и подготовка кадров. Кроме того, наличие элементовинжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов иинструментов.
Всоглашение включаются:
•положение о неразглашении полученных в процессе обучения конфиденциальныхсведений;
•вопросы бытового устройства инструкторов и обучающихся;
•транспортные расходы, обязательства по страхованию и услуги переводчиков засчет принимающей стороны;
•меры по содействию обеих сторон друг другу в получении виз и разрешений наработу для стажеров и инструкторов.
Формывознаграждения за различные виды обучения оговариваются в контракте иливключаются в лицензионное соглашению передаче технологии. Отдельные видыобучения осуществляются безвозмездно (например, командированный лицензиаром илипоставщиком технологии специалист по монтажу и наладке оборудования обучаетместных рабочих и мастеров).
Франшизинг– это мобильная и гибкая форма передачи технологий. Преимущества франшизингадля разных участников процесса состоят в следующем:
•для франшизора (предоставляющего франшизу);
•быстрое внедрение;
•на новом рынке;
•без значительных инвестиций;
•для франшизата (получателя франшизы);
•начало нового вида деловой активности;
•с меньшей опасностью неудачи и провала, благодаря поддержке со стороныфраншизора, включающей передачу определенных навыков, приемов и услуг, а такжеоказание помощи и обучение персонала;
•для потребителя;
•расширение выбора товаров и услуг на местном рынке;
•соответствующее (часто гарантированное) фирменное качество
•конкурентные цены.
Привлекательностьфраншизинга как формы коммерциализации технологии состоит в том, что франшизингобеспечивает пробную эксплуатацию рынка, помогает определить реальную емкостьрынка и потребности рынка. При этом такая форма коммерциализации не создаетнеобходимости в больших капитальных затратах. По результатам франшизинга можнопровести обоснование дальнейшей экспансии технологии на рынке, сделать вывод оцелесообразности организации производства с применением инновационнойтехнологии.
Следующийза франшизингом этап сотрудничества – сделка по передаче технологии, например,закупка лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном илирегиональном рынке.
Лизинг– специфика лизинга применительно к коммерциализации технологии состоит вследующем:
•аренда прав и технологии;
•опасность риска, связанного с нарушением прав третьих лиц. В большинствелизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, еслив контракте нет «патентной оговорки», регламентирующей взаимоотношения сторон вслучае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельцаили исключительного лицензиата;
•арендатор имеет право использовать переданное ему ноу-хау по окончании срокааренды оборудования и технологии, если в контракте нет соответствующей оговорки;
•возможен лизинг лицензий: арендодатель покупает право использования патента наопределенный срок и на определенной территории с правом предоставлениясублицензии и по лизинговом контракту передает это право в аренду арендатору. Тоесть купленная лизинговой компанией лицензия передается арендатору в формесвоеобразной сублицензии. Такие соглашения могут заключаться в пакете слизинговым контрактом на технологическое оборудование и самостоятельно.
Проблемыи практика коммерциализации интеллектуальной собственности
Общепринято,что экономику XXI века будут определять новейшие наукоемкие технологии иинформатизация общества, как результат глобальной информационной революции. Впроцессе информатизации общества будет происходить преобразование традиционноготехнологического (индустриального) способа производства в новый,постиндустриальный, на основе кибернетических методов и основанных на ЭВМсредств управления, в котором все виды знания превращаются в компонентпроизводительных сил, и в котором наука становится производительной силойобщества и, соединяясь с техникой и производством, органически выстраивается ввоспроизводственный процесс [1].
Поэтомув настоящее время актуальной стратегической задачей экономики России являетсяразвитие отечественного промышленного наукоемкого производства, разработка иосвоение новых наукоемких и информационных технологий и ускоренное формированиерыночных отношений в промышленности для получения отечественнойконкурентоспособной продукции и обеспечения интересов национальной экономическойбезопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-техническогопотенциала страны.
Припрактическом осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности напредприятии (в организации) возникает множество правовых проблем, требующихсистемного анализа для наиболее эффективного и оперативного их разрешения.
Наиболеесложными и актуальными на практике являются проблемы формирования рыночныхотношений коммерческого использования интеллектуальной собственности(коммерциализации интеллектуальной собственности), так как от степени успешногоразрешения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительныхрезультатов инвестиционной и инновационной деятельности.
Поэтомупредставляет определенный практический интерес системный анализорганизационно-правовых проблем коммерциализации интеллектуальной собственностипри практическом осуществлении инновационной деятельности предприятия (какосновного звена промышленного производства), поскольку эффективноерегулирование отношений собственности является основным средством формированиярыночных отношений в промышленности и в конечном итоге определяетрезультативность инновационной деятельности предприятия.
Актуальностьрешения данных проблем определяется тем, что степень научной разработанностиобщих вопросов этой комплексной проблематики весьма незначительна, посколькупереход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержаниехозяйственных и социальных отношений, но и возродил в нашей стране рядпроизводственных и гражданско-правовых отношений, которых до этого всоциалистической практике хозяйствования фактически не было.
Так,существовавшее ранее на протяжении нескольких десятилетий при социалистическихпроизводственных отношениях изобретательское право в настоящее времяпрактически полностью заменено гармонизированным с международными нормамипатентным правом, произошла кардинальная замена практически всегозаконодательства в области создания, правовой охраны и использованиярезультатов интеллектуальной деятельности (объектов промышленной собственности,авторского права и конфиденциальной информации), интенсивно формируетсяинститут частной собственности, в том числе и на результатынаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), результатыинтеллектуальной деятельности становятся одним из важнейших объектовимущественных товарно-денежных отношений и легальной составной частьюимущественных комплексов (предприятий и организаций).
Вимуществе (на балансе, в смете) предприятий и организаций появились и все болеешироко используются неизвестные ранее «нематериальные активы» и «нематериальныеосновные средства», развивается оценочная деятельность, в том числе иимущественных прав интеллектуальной собственности, права интеллектуальнойсобственности вносятся в уставный капитал предприятий и используются как частьимущества предприятий и организаций, формируются и развиваются новые формыдоговорного оформления передачи прав на использование объектов исключительногоправа по договорам коммерческой концессии и доверительному управлению. Вусловиях социалистических производственных отношений это вообще непрактиковалось по причине законодательного закрепления всех имущественных правна результаты интеллектуального труда и средства производства за государством.
Приэтом проблема вовлечения в хозяйственный (коммерческий) оборот интеллектуальнойсобственности возникла уже на государственном уровне. В частности, этоподтверждается Указом Президента Российской Федерации «О государственнойполитике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-техническойдеятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки итехнологий» (№863 от 22 июля 1998 г).
Всоответствии с данным Указом при вовлечении в хозяйственный оборот результатовнаучно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности всфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающиесбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включаягосударство, а также государственное стимулирование процессов создания, правойохраны и использования интеллектуальной собственности для повышения на этойоснове конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.
Кромеэтого продолжается кодификация интеллектуальной собственности в рамках третьейчасти Гражданского Кодекса РФ, актуальна задача разработки проектовзаконодательных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений вобласти создания, правовой охраны и использования результатовнаучно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности всфере науки и технологий, а также нормативных актов, предусматривающихопределение порядка использования результатов научно-технической деятельностипо государственным контрактам и для государственных нужд и защиты интересовгосударства и обеспечение национальной безопасности при хозяйственном(экономическом) использовании интеллектуальной собственности.
Вусловиях развивающихся рыночных отношений интеллектуальная собственностьстановится одним из важнейших объектов имущества юридического лица(предприятия, организации), посредством которого реализуются имущественныетоварно-денежные отношения в сфере создания, правовой охраны и использованиярезультатов интеллектуальной деятельности (новых знаний и информации). Этоозначает, что хозяйственный оборот интеллектуальной собственности на уровнехозяйствующего субъекта (предприятия, организации, предпринимателя) представляетсобой экономико-правовую модель общественного рынка интеллектуальнойсобственности (результатов интеллектуальной деятельности). При этом механизмэффективного хозяйственного оборота интеллектуальной собственности посредствомсбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений способенобеспечить единство спроса и предложения на результаты интеллектуальнойдеятельности, развитие научно-технических исследований, их промышленнуюреализацию, производство и потребление новых конкурентоспособных товаров иуслуг, стимулируя тем самым процесс научно-технического прогресса и возрождениеэкономики России.
Сложностьанализа имущественных гражданско-правовых отношений хозяйственного оборотаинтеллектуальной собственности в деятельности предприятий и организацийобусловливается также тем обстоятельством, что проблемы введенияинтеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и ее использования вкачестве имущества участников гражданского оборота проявляются в виде сложногокомплекса развивающихся во времени правовых, экономических, финансовых,технических и социальных отношений, возникающих в разное время между различнымисубъектами рыночных отношений, имеющих порой противоположные интересы.
Поэтомунеобходимы выделение отдельных, имеющих собственные интересы, субъектовинновационной деятельности и анализ взаимоотношений между ними для поиска путейих эффективного регулирования в процессе коммерциализации интеллектуальнойсобственности.
Общаясхема взаимодействия основных субъектов рыночных отношений при коммерциализацииинтеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности представленана рисунке 1.
/>
Рисунок2. Схема взаимоотношений субъектов и объектов рыночных отношений прикоммерциализации интеллектуальной (промышленной) собственности.
§– законодательные и нормативные акты;
ИС– интеллектуальная собственность;
$– финансовые средства;
Пр– потребляемая потребителями продукция (услуги);
ПрИС – продукция на основе интеллектуальной собственности;
ПрК – продукция конкурентов;
ПрПир – «пиратская» продукция.
Всоответствии с предлагаемой схемой основными субъектами рыночных отношений прикоммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационнойдеятельности являются:
органыгосударственного управления и контроля;
предприятие,непосредственно осуществляющее создание и использование новых технологий винновационной деятельности;
авторы(создатели) новых технологий в виде результатов интеллектуальной деятельности(объектов авторского права, объектов промышленной собственности, объектовкоммерческой тайны – «ноу-хау»);
инвесторы,участвующий путем финансирования в производственном цикле создания ииспользования интеллектуальной собственности и в организации промышленноговыпуска новой продукции;
производители-«конкуренты»,выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработокили других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
производители-«пираты»,осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальнойдеятельности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.
Местом,где возможно практическое столкновение (коллизия) интересов отдельных субъектовинновационной деятельности и осуществление контроля за объектами рыночныхотношений, является потребительский рынок продукции (услуг).
Именнона рынке наиболее ярко и обостренно проявляются проблемы, возникающие вовзаимоотношениях субъектов рынка при коммерциализации интеллектуальнойсобственности, различие и сходство их интересов.
Похарактеру проявления можно выделить три основных аспекта взаимоотношений:
технический,связанный непосредственно с материальными и нематериальными объектамипромышленного производства продукции (услуг) на основе интеллектуальнойсобственности;
финансово-экономический,связанный с потреблением продукции инновационной деятельности и соответствующимперераспределением финансовых средств;
социально-правовой,связанный с моральными и юридическими нормами (законами) и традициями, которыенеобходимо учитывать (исполнять) в предпринимательской деятельности.
Повиду участвующих субъектов все отношения можно разделить на следующие основныегруппы взаимоотношений юридических лиц при коммерциализации интеллектуальнойсобственности:
предприятие– органы государственного управления и контроля;
предприятие– авторы (создатели) объектов интеллектуальной собственности;
предприятие– инвесторы;
предприятие– производители-«конкуренты»;
предприятие– производители-«пираты»;
предприятие– потребители.
Приэтом каждая из данных групп отношений на практике требует отдельногорассмотрения и выработки специальных мер (подходов) по урегулированию проблемвзаимоотношений в соответствии с конкретной рыночной ситуацией, стратегией итактикой поведения предприятия на рынке.
Наиболеесложными и наименее разработанными на практике являются финансовые отношения вусловиях рынка и проблемы связанные с регулированием отношений в связисозданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальнойсобственности, а также проблемы связанные с инвентаризацией, документальнымоформлением, оценкой и бухгалтерским учетом интеллектуальной собственности вкачестве имущества предприятия.
Проблемы,связанные с коммерческим использованием интеллектуальной собственности можноразделить на следующие основные группы:
проблемырегулирования отношений при создании объектов интеллектуальной собственности напредприятии;
проблемыприобретения и оплаты имущественных прав на использование объектовинтеллектуальной собственности, созданных вне предприятия;
проблемыобеспечения охраны (сохранности) и правовой защиты интеллектуальнойсобственности;
проблемыкоммерческого использования интеллектуальной (промышленной) собственности вкачестве имущества (нематериальных активов) предприятия;
финансово-экономическиепроблемы использования интеллектуальной собственности и организации еебухгалтерского учета, включая:
инвентаризациюобъектов интеллектуальной собственности;
подтверждениеправ собственности;
оценкуинтеллектуальной собственности;
бухгалтерскийучет и аудит интеллектуальной собственности;
налогообложениеинтеллектуальной собственности и операций с нею.
Влюбой из перечисленных выше групп отношений можно (необходимо) разработатьадекватные конкретной рыночной ситуации меры регулирования отношений,обеспечения надежной защиты и эффективного (оптимального) использованияинтеллектуальной собственности.
1.Правовые меры – «меры принуждения», то есть защита прав и интересов авторов иих правопреемников (защита «патентной монополии») силой законов государствапосредством соответствующего наказания производителей-«пиратов» занесанкционированное использование объектов промышленной собственности.
2.Экономические меры – «меры экономического расчета», основанные на сознательноми добровольном выборе приемлемых правил индивидуального поведения на основеэкономической целесообразности, использовании официальных налоговых льгот ипреимуществ санкционированного использования новых технологий.
3.Морально-этические меры, основанные на пропаганде правил «честного бизнеса» иобщественного неприятия несанкционированного использования чужойинтеллектуальной собственности.
4.Договорные меры, основанные на тщательной разработке выгодных для предприятиядоговоров и соглашений и на добровольном принятии на себя договорныхобязательств по сотрудничеству и совместной деятельности с партнерами поинновационному бизнесу.
5.Меры по оформлению интеллектуальной собственности в качестве имущества(объектов собственности) предприятия путем инвентаризации, документальногооформления, оценки и бухгалтерского учета результатов интеллектуальнойдеятельности.
Такимобразом, при практическом осуществлении коммерциализации интеллектуальнойсобственности в инновационной деятельности необходимо выделять группы отношениймежду отдельными субъектами рыночных взаимоотношений, формулировать возникающиепри этих отношениях в конкретных рыночных условиях организационно-правовыепроблемы и искать адекватные и наиболее эффективные (оптимальные) для каждойгруппы отношений пути (варианты) решения этих проблем.
/>заключение
Интеллектуальная собственность является объектом имущества,которым можно не только владеть, пользоваться и распоряжаться, но и (приправильном документальном оформлении и оценке) использовать в уставномкапитале, в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальныхактивов и в качестве объектов коммерческой тайны («ноу-хау»).
При коммерциализации интеллектуальной собственностипринципиальным является наличие и правильность оформления документов,подтверждающих права предприятия на объекты интеллектуальной собственности, таккак в учетных документах предприятия отражаются только ценности, принадлежащиепредприятию на правах собственности или на правах использования (нет права наобъект – не может быть и учета объекта в качестве имущества).
Проблема совершенствования механизма коммерческой реализацииинтеллектуальной собственности относится к числу наиболее важных теоретическихи практических аспектов экономического развития. Потенциал экономического росталюбой страны напрямую зависит от уровня развития науки и техники. Безкаких-либо элементов изобретательства и новаторства невозможен был бытехнический прогресс и развитие производительных сил. В последнее время суглублением инновационных процессов и повышением уровня информатизации обществазначимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов существенновозрастает. Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос наиболееэффективного использования и реализации научно-технических достижений, чтонепосредственно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности,обеспечивающего действенный механизм реализации научно-технических достижений вформе интеллектуальной собственности.
/>Список использованныхисточников
1. Мясникович М.В. Научныеосновы инновационной деятельности. — Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. — 279 с.
2. Коробейников О.П., Трифилова А.А.,Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия// Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 4. — C.32–44.
3. http: // russiantechnology. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.