Реферат по предмету "Менеджмент"


История развития школ и методов хозяйственного управления

Контрольная работа
по дисциплине: Менеджмент

1.    В чем Вы видите необходимостьизучения сравнительной истории управления и менеджмента?
Интерес исследователей кнациональным моделям менеджмента, а стало быть, и к их сопоставлениям, можетобъясняться разными причинами. В одних случаях, он определяется процессамитранснационализации экономической деятельности, в других — достижениямиэкономики конкретной страны или проводимыми там реформами.
Сравнительныеисследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторениячужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ееинституционально-культурной специфики.
Отечественнаяуправленческая культура и технологии менеджмента нуждаются в системнойинтерпретации, позволяющей выявить культурную и институциональную спецификуроссийского менеджмента, что, в свою очередь, даст возможность какие-то егоособенности использовать в качестве источников определенных конкурентныхпреимуществ на глобальном уровне.
2.    Каковы были особенностихозяйственного управления в античную эпоху в государствах Древней Греции?
В Античную эпоху рост производительных сил вДревней Греции сопровождается появлением некоторых форм разделения труда,расширением торговли, развитием товарно-денежных отношений. Появляются довольнокрупные для того периода частные хозяйства, основанные на рабском труде.Происходит имущественное расслоение.
Древние греки уделяли особое вниманиевопросам организации и управления производственными процессами, заботились очеткой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особойсферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управленииявляется задача поставить нужного человека на нужное место и добитьсявыполнения поставленных передним задач.
В древней Греции две с половинойтысячи лет тому назад начинается становление современной европейскойцивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократическогоуправления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементомгреческого общества был мелкий собственник.
Для древней Греции характернадецентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, вмножестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуостровеи прилегающих островах было более 200 [8].
Греческие полисы отличались друг отдруга по ряду факторов, Наибольшими крайностями из которых являлисьдемократическая и олигархическая формы организации, получившие классическоеотражение, соответственно, в Афинах и Спарте. И в том и в другом полисе налицодовольно большое количество негражданского населения, стоявшего в различныхстепенях зависимости от полисного гражданского коллектива, но в каждом из нихутвердились свои системы эксплуатации рабов.
Однако, греческая экономическаяфилософия в значительной степени была анти-деловой, и торговля коммерцияпредполагались ниже достоинства греческого человека. Работы будучинеблагородной для греческого аристократа и философа, должны исполняться рабамии неуважаемыми гражданами. Рабочие и торговцы был лишены гражданства вгреческой демократии, из-за низкого уважения рабочим и торговым профессиям. Нов отличие от иудейской традиции греки активно занимались финансово-кредитнойдеятельностью. Аттика и Афины стали самым важным торгово-ремесленным центром нетолько Балканской Греции, но и всего древнегреческого мира. Наиболеераспространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Грециибыли “морские ссуды”, т.е. отдача денег под залог товаров или под большие(“морские”) проценты судовладельцам (18% годовых в те времена не считалосьслишком высокой нормой). К этой основной операции присоединялась массавсевозможных мелких сделок и махинаций. Греки были не слишком законопослушнымигражданами: обманы, подлоги, клевета и масса всевозможных кляуз и доносовсоставляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми такбогата греческая литература IV в. Из речей ораторов видно, что помимо отдачиденег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множественаходившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием. Развитие денежныхопераций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез),превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.
Несмотря на антиторговую философию,эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованногоправительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научногометода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, чтоуправление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.[4].
3.    В чем состояло влияние экономическойтеории А. Смита для методов хозяйственного управления в Англии в ХVIIIвеке?
Адам Смит (1723-1790), шотландскийполитик и экономист, не был физиократом, но находился под влиянием взглядов оестественной природе экономики. В своей работе “Богатство наций” Смит основал“классическую” школу и стал отцом либеральной экономики. Смит считал, чтотарифная политика меркантилизма была скорее деструктивна, чем охраняющая,уменьшала её эффективность неправильным распределением национальных ресурсов.Смит предполагал, что только рынок и конкуренция могут быть регуляторамиэкономической активности. “Невидимая рука” рынка может обеспечить наилучшеераспределение ресурсов, наиболее эффективную отдачу и экономическуюзаинтересованность каждого участника и каждой нации, принесет наибольшееблагосостояние всем, кто действует на рынке свободной конкуренции.
Работа Смита появилась на ранней стадиипромышленной революции и сразу же нашла огромное число сторонников иплодородную почву для его либеральной экономики. Он действовал в унисон сфилософией эпохи Просвещения и появляющейся группой предпринимателей, которыестремились устранить ограничения меркантелизма и контролирующую властьземлевладельцев. Англия увидела в рыночной этике возможность частной инициативыа не меркантилизм, конкуренцию, а не протекционизм, инновации, а неэкономическую стагнацию, личную заинтересованность, а не государственныеинтересы в качестве мотивирующей силы.
4.    В чем состояла влияние экономическойтеории Д. Рикардо для методов хозяйственного управления в Англии в XIX веке?
Влияние трактата Рикардо дало о себезнать практически сразу же после его опубликования, и больше половины столетия“Начала” были основой экономического мышления в Англии. Труды Рикардо помоглипревратить свободную торговлю в популярную цель британской политики. Он былсторонником свободной торговли и считал, что нечего беспокоиться, если ввоз товаровпревышает вывоз, а золото утекает из страны и был уверен, что свободный импортавтоматически регулирует обращение золота, колебание цен и помогаетустанавливать экономическое равновесие. Это было теоретическим обоснованием длядолгосрочного решения проблемы роста, которое Британия приняла в XIX веке: онастала “мастерской мира” и закупала большую часть продовольствия за рубежом.
Но, к сожалению, в 30-х годах нашегостолетия маятник качнулся в обратном направлении, и проблема совокупногоэффективного спроса заставила большинство экономистов согласиться с Кейнсом втом, что “полное доминирование рикардианского подхода на протяжении 100 летбыло катастрофой для прогресса экономической науки”. Но врядли, если бы не былоРикардо, экономическая наука прошлого столетия посвятила бы себямакроэкономической проблеме безработицы. Признание Рикардо знаменитого “законарынков”, постулирующего тенденцию к равновесному состоянию при полнойзанятости, было недостаточно продумано и оставалось не более чем догмой. Как теоретикв области денежной теории Рикардо уступал лучшим из своих современников. Тем неменее изобретенные Рикардо закон сравнительных преимуществ исравнительно-статический метод анализа пережили свое время. А центральнаяпроблема, ставящаяся Рикардо, а именно, как изменения относительных долей впродукте земли, труда и капитала связаны с нормой накопления капитала, остаетсяодним из непреходящих предметов интереса для современных экономистов. В этомсмысле рикардианская теория еще жива [7].
5.    В чем состояла новизна форм и методовхозяйственного управления, введенных Р. Оуэном (Англия XIX век)?
Его теоретические воззрения в частитрактовки стоимости близки к классикам, особенно Д. Рикардо. В частности, онбезоговорочно принял у них трудовую теорию стоимости, хотя, в отличие от них,не допускал положения о том, что ценность товара включает в себя еще и прибыль.Именно несправедливость возникновения последней, на его взгляд, являетсяпричиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.
Не разделял Р. Оуэн и малътусовскуютеорию народонаселения, полагая, что «при правильном руководстве физическимтрудом страны могут давать средства существования безгранично возрастающему вчисленности населению, притом с большой выгодой для всех жителей».
Вместе с тем важно обратить вниманиена то, что, будучи длительное время крупным фабрикантом, Р. Оуэн, вопрекиклассикам, предвосхитил многие, ставшие впоследствии обыденными, мероприятия порешению социальных проблем в условиях фабрично-заводской организации общественногопроизводства. Так, для своих фабричных рабочих в Нью-Ланарке еще в начале XIXв. им были построены специальные благоустроенные жилища, столовая, торговаялавка, сберегательная касса, детский сад и ясли и. т.д. А установленным тампорядком труда он фактически на полвека опередил соответствующее фабричноезаконодательство:
1) сократив рабочий день для взрослыхс 17 до 10 часов;
2) отказавшись пользоваться трудомдетей в возрасте менее 10 лет и создав для них школы, которое впервые былиабсолютно светскими;
3) уничтожив штрафы, которые былитогда весьма обычными.
Говоря о реализации задач попроектированию на участках купленной государством земли оуэновскихассоциативных «самостоятельных поселков» с числом от 500 до 3000 человек(процесс их создания рассматривается по статусу федеративных образований длямасштабов всего земного шара за период не более 10 лет), следует указать, чтодля этого все свои надежды ученый вновь возлагает на усилия «разумногоправительства» по обеспечению соответствующих «разумных условий». При этом кчислу таких условий (они систематизированы Р. Оуэном в 26 законах такназываемой рациональной конституции) им, в частности, отнесены:
·  широкое применение в ассоциацияхмашин для замены ручного труда в различных сферах, включая домашнее хозяйство;
·  превращение труда в единственноемерило ценности;
·  обретение деньгами собственнойвнутренней стоимости настолько, чтобы она стала «значительно ниже ценностижелеза и стали»;
·  обеспечение изобилия богатства послетого, как человечество уничтожит металлические деньги и заменит их«национальными деньгами» — бонами труда;
·  использование различных методовпросвещения населения и особенно посредством периодической печати;
·  ликвидация «бесполезной частнойсобственности», а соответственно и прибыли благодаря контактам производителейбез посредников и др [1].
6.    В чем состояла новизна форм и методовхозяйственного управления, введенных в компании Дж. Уатта и М. Болтона (АнглияXIX век)?
 
Один из первых примеров научногоподхода в менеджменте имел место в 1800 г. в компании Болтона и Уатта,созданной для производства паровых машин. Построив новое здание для литейногоцеха, основатели фирмы и двое их сыновей полностью изменили традиционные методыработы, приспособив операции к логике технологического процесса. Новаяпланировка рабочего потока строилась по заранее составленному проекту. Дляэтого были изучены скорости каждой машины с тем, чтобы знать, какой выходпродукции можно от них ожидать. После этого трудовые операции расчленили наболее мелкие элементы, которые проанализировали, отбросили лишнее и соединили вновые операции. По существу, речь идет о зачатках современного метода изучениявремени и движений (хронометража), который получил завершение у Тейлора.
Производственные задачи в компании Болтонаи Уатта были четко стандартизированы и разбиты по группам (что также являлосьнововведением), благодаря чему удалось классифицировать оплату труда взависимости от содержания труда, привязав тарифные ставки к каждому видуработы. Ожидаемая для каждого вида работы выработка принималась в качествеоптимального стандарта. Любой рабочий, превышавший стандарт, получалдополнительное вознаграждение. Основоположники «научного менеджмента»стремились к тому, чтобы новая система оплаты была простой и доступнойпониманию работников.
В компании ввели четкую системуэкономического учета, себестоимость продукции и оптовые цены каждый разфиксировались. Учитывались не только прямые, но и косвенные расходы. Резервыповышения производительности труда изыскивались буквально во всем, в том числеи в человеческих ресурсах. Большое внимание уделялось поддержанию высокойтрудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всейпроизводственной средой. На выгодных для рабочих условиях строили жилые дома,менеджеры практиковали так называемый «заботливый» стиль управления.
Сегодня подобные достижения кажутсячем-то само собой разумеющимся и не вызывают удивления. Но если вспомнить, чтонововведения Болтона и Уатта относились к 1800 году, когда ни о каком дизайне,хронометраже, оптимальных трудовых нагрузках и форме оплаты, тем более очеловеческом факторе и речи не было, то методы рационализации труда английскихменеджеров, действительно, окажутся серьезным шагом вперед.
7.    Каковы были причины кризисаклассической школы менеджмента в CШA, вызвавшие необходимость обращения ксоциальным аспектам управления в 20-е — 30-е годы?
 
Для этой школы было характерноигнорирование человека и его потребностей. За это представители школыподвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиковменеджмента.
Классическая школа управленияакцентировала внимание на механизмах управленческой деятельности, носила вомногом механистический характер и в ней отсутствовало главное звеноуправленческой деятельности – человек, его психика, менталитет.
Переход от экстенсивных к интенсивнымметодам хозяйствования в 20–30-е гг. потребовал поиска новых форм управления.Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимоизменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методымотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями [4].
8.    Каковы основные положения теории(школы) социальных систем (Ч. Бернард и др.)?
 
Она возникла под влиянием концепцийструктурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, атакже общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта. Ее представители: Ч.Бернард (1887-1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916), Д. Марч, А. Этциони (конец1960-х гг.), М. Хейра, индустриальные социологи: Трист, Райс рассматривалисоциальную организацию как комплексную организационную систему с рядомсоставляющих:
·    индивид;
·    формальнаяструктура организации;
·    неформальнаяструктура организация;
·    статусы и роличленов организации;
·    внешнее окружение(госструктуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.);
·    техническиесредства труда.
Исследовалось взаимодействиеперечисленных составляющих, неаддитивность, коммуникационные связи и состоянияравновесия всей организационной системы. Затрагивались также вопросы мотивациитруда (равновесие между вкладом и удовлетворением), лидерства, стратегическогопланирования, принятия решений, а также вопросы взаимодействия человека имашины (индустриальная социология).
Одновременно прагматично ориентированныепрактики руководители крупных фирм и компаний, государственных структурсчитали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работыс использованием методов экономических наук, психологии, социологии,статистики, математики. Выделилось эмпирическое направление, которое частоназывали менеджеризмом. Эмпиристы заявляли о необходимости создания единойтеории управленческой деятельности [6].
9.    Каковы основные положенияэмпирической школы управления (П. Друкер и др.)?
По мнению приверженцев этой школы,главная задача теоретиков в области менеджмента — получение, обработка и анализпрактических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этотподход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний,ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Можно выделить два основныхнаправления эмпирической школы: исследования в области практики организацииуправления и разработка теоретических основ современного капиталистическогообщества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическоеобщество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма,когда производство базировалось только на частнокапиталистическойсобственности. В современном капиталистическом производстве нет прежнейэксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности вполучении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями,которые доказывают изменение характера экономических и социальныхвзаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада междуработниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие вприбылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которыепроизошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночнымиотношениями за последние десятилетия. Среди наиболее видных представителейэмпирической школы можно назвать П. Дракера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.
Представители этой школы утверждают,что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни уодной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджердолжен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, авторой — в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать надолгосрочные перспективы развития организации.
У представителей эмпирической школысложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, чтонезависимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главныефункции:
·  определение целей предприятия,возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретныхзадач до работников предприятия;
·  в основе деятельности предприятиялежит классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбори расстановка кадров;
·  использование меры поощрения ипринуждения для стимулирования и координации деятельности работников,установление контроля на основе постоянных связей между руководителями иподчиненными;
·  установление норм выработки, оценкадеятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;
·  установление мотивации работников взависимости от результатов их деятельности.
·  Учитывая, что деятельность менеджераносит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что кромеузкой специализации в области технических или гуманитарных наук он долженвладеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемамиуправления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особоевнимание акцентируют на умении налаживать взаимосвязи, установлении линийкоммуникаций.
Управляющему рекомендуетсяпридерживаться следующих принципов.
1. Стремитесь к ясности своих идей имыслей, прежде чем приступить к коммуникации.
2. Проанализируйте подлинную целькаждого сообщения.
3. Принимайте во внимание всефизические и человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение.
4. Планируя сообщение,консультируйтесь при необходимости с другими лицами.
5. Сообщая, обращайте внимание как наосновное содержание сообщения, так и на его форму.
6. Используйте всякую возможностьсообщить соответствующим лицам все то, что может помочь им иметь определеннуюценность для них.
7. Следуйте за своим сообщением,поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующиекорректирующие меры.
8. Устанавливайте коммуникации нетолько для достижения ближайших целей, но и перспективных.
9. Убедитесь в том, что ваши действияподкрепляют ваши сообщения.
10. Стремитесь к тому, чтобы вас нетолько поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя невсе из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы — комплексность деятельности управляющего, меру влияния на подчиненных инеобходимость аналитического подхода к проблемам управления.

10.  Каковы национальные особенностиамериканского стиля хозяйственного управления?
 
Современный американский менеджмент втаком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех историческихпредпосылках:
1. Наличие рынка;
2. Индустриальный способ организациипроизводства;
3. Корпорация как основная формапредпринимательства.
Американский экономист РобертХейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределениюресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет ввиду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихсятрадиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумеваетраспределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматриваетраспределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества.Этот подход является наиболее эффективным.
Современная американская модельменеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частногопредпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще вначале XIX в.
Американские корпорации широкоиспользуют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие быловведено в обиход на стыке 60–70- х гг., а в 80-е гг. охватило практически всеамериканские корпорации.
Основой стратегического управленияявляется системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты)и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы,организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановойработы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условияхнасыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планированиесоздает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления рабочихорганизационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываютсяпрограммы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работникикорпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросоврационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Американские ученые продолжаютставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практикаподбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторскиеспособности, а не на знания специалиста [2].
Лучшие американские компании, каквыяснилось, обладают следующими характерными чертами:
·    ориентация наэнергичное и быстрое действие;
·    постоянныйконтакт с потребителем;
·    предоставлениелюдям определенной автономии, поощрение их предприимчивости;
·    рассмотрениелюдей как главного источника повышения производительности труда и эффективностипроизводства;
·    связь с жизнью,усиленный акцент на одну (или несколько) имеющую ключевое значение ценностьданного бизнеса;
·    ограничение своейдеятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
·    простота формуправления, немногочисленность управленческого штата;
·    одновременноесочетание в управлении свободы в одном и жесткости в другом [5].

11.  Каковы национальные особенностияпонского стиля хозяйственного управления?
 
За последние два десятилетия Япониязаняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общейстоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляетвсего 2% от населения земного шара.
Одной из главных причинстремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента,ориентированная на человеческий фактор.
При этом японцы рассматривают неодного человека (личность), как американцы, а группу людей.
Японцы выше других ставят социальныепотребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе,внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) онивоспринимают через призму социальных потребностей.
В отличие от работников других стран,японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. Сих точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации.Главное в управленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которыепозволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Япониикапиталистического способа производства ей было присуще уравнительноевознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовалоразработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работниковк уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработкесистемы оплаты труда работников по выслуге лет.
Сильнейшим средством мотивации вЯпонии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психологиягруппы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.
Центральное место в оперативномуправлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферахяпонской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, вкоторые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская системауправления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности ипростоты.
В начале 70-х гг. вице-президентавтомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда«Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственногопроцесса отказались от производства продукции крупными партиями и создалинепрерывно-поточное производство.
В последнее время американскиекорпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы кзначительному успеху.
Однако не все методы управления,используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переноситьодну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфическихусловий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов [3].
12.  Каковы национальные особенностироссийского стиля хозяйственного управления?
 
Характерные особенности управления.
1. Неуважение и несоблюдениесобственных законов.
2. Отношение к государству, как коргану, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей ипоэтому обязан постоянной поддержкой.
3. Незащищенность отношенийсобственности со стороны законодательства.
4. Ориентация на получениекраткосрочных выгода не на долгосрочное функционирование ввиду не стабильностиэкономики.
Основные группы российскихруководителей.
1. Выходцы из советских руководящихструктур (партии, комсомола).
В большинстве своем это люди, неимеющие экономического образования и работающие на основе старых диктаторскихметодов, опирающихся на принуждение. Работники для них — винтики, личностькоторых не имеет особого значения. Стимулирование деятельности работниковосуществляется на основе взысканий и (или) постоянного запугивания.
Причины своих проблем такиеруководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественнойработе подчиненных. Ответственность за ошибки такие руководители перекладываютна подчиненных.
2. «Новые русские». Дляэтой категории руководителей главной целью является быстрое получение прибыли,при этом законности методов, используемых для этого, не придается особогозначения.
К подчиненным такие начальникиотносятся с пренебрежением и позволяют себе в обращении с ними откровеннуюгрубость.
Главный способ мотивации сотрудниковэкономический (денежный). Данный способ управления позволяет получатьколоссальные прибыли в краткосрочный период, но долгосрочное существованиетакого предприятия невозможно.
3. Руководители «новогопоколения». Им свойственен высокий уровень знаний и образования, напрактике они применяют современные сведения в области управления независимо оттого, относятся они к европейскому или азиатскому стилю управления, главное,что во главу угла в них ставятся человеческие отношения. Методы стимулированияработников преимущественно социально-экономические. Постепенно такихруководителей в России становится все больше [6].

13.  Каковы были главные правовыехозяйственные положения «Русской правды»?
·  В Русской Правде содержится ряд норм,определяющих правовое положение отдельных групп населения. Основная массанаселения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали такжепромежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимымигруппами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги ивыполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилосьна ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы»(ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердовсуществовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как озависимых людях.
·  Русскую Правду можно определить каккодекс частного права — все ее субъекты являются физическими лицами, понятияюридического лица закон еще не знает. Частный характер древнего права проявилсяв сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не какнарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение моральногоили материального ущерба лицу или группе лиц.
·  Древнерусское законодательство зналодовольно развитую систему гражданско-правовых норм. В законе отражаютсяотношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так идвижимого имущества.
·  «Русская Правда» знает определеннуюсистему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилосьследствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. ВладимирМономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры поупорядочению процентов по долгам несколько ограничив аппетиты ростовщиков.Закон в виде объекта -займа предусматривал не только деньги, но и хлеб, и мед.Существовало три вида займа: обычный, бытовой заем; заем, совершаемый междукупцами с упрощенными формальностями, и заем с самозакладом — закупничество.Предусматривались различные проценты в зависимости от срока займа.Кратко­срочный заем влек за собой наиболее высокую ставку процента (до 50).
·  В «Русской Правде» упоминается одоговоре купли-продажи. Наиболее подробно в ней рассматриваются случаикупли-продажи холопов, а также краденого-имущества. Упоминается также одоговоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, былабезвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. Чтокасается личного найма, то «Русская Правда» упоминает лишь о найме в тиуны(слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специальногодоговора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается также онаймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.
Существовали в Древнерусскомгосударстве и договоры перевозки и комиссии.
Порядок заключения договоров былпростым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символическихдействий: рукобития, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовалисьсвидетели. Есть сведения о существовании и письменной формы заключениядоговоров о недвижимости [10].
·  Русская Правда настолько хорошоудовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридическиесборники вплоть до XV в. Списки ПП активно распространялись ещё в XV-XVI вв. Итолько в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП вкачестве основного источника права на территориях, объединённых в составецентрализованного Русского государства [9].

14.  В чем состоял революционный дух управленческих реформ ИмператораПетра I?
Ранняяформа абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с Боярской думой ибоярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к решениюуказанных выше внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. И толькодворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайнимавторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами ввиде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой ввиде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля задеятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры наместах, институт фискалов, “всевидящее око” — тайная канцелярия), оказаласьспособной успешно решить стоявшие перед страной проблемы.
Именно такая политическая формаорганизации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только заматериальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до ихповедения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовныересурсы страны на решение основной задачи — реконструкции экономики и дажесамого уклада жизни — создание в сжатые сроки военно-промышленного комплексакак основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования(учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московскогоуниверситета и ряда других учебных заведений).
Реформы Петра I преобразили Россию,превратили ее в великую европейскую державу [11]:
·  Абсолютный монарх, сосредоточивший всвоих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог,разумеется, выполнять все государственные функции единолично. При Петре I былучрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного,административного и судебного органа, порой заменяющего и особу императора.
·  При Петре I были существеннопреобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запутаннойсистеме приказов пришла новая четкая система коллегий. По существу, они сталипервыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведатьчетко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами,государственными доходами и т.д. Приказной неразберихе пришел конец.
·  Важным явлением в развитии формыгосударственного единства стало коренное преобразованиеадминистративно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. Насмену прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры,наименования, статус, пришла стройная и единая системаадминистративно-территориального деления, созданная по определенным принципам,не лишенным известной научности и носящим в определенной мере буржуазныйхарактер.
·  Регулярная армия содержаласьполностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму,вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов былисвои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существеннооблегчало снабжение боеприпасами.
·  Одновременно при Петре 1 был созданвоенно-морской флот. С завоеванием Прибалтики флот получил удобныенезамерзающие порты.
·  Радикально изменилась система военногоуправления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее былораздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армиейи военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строгоцентрализировано.
·  Законы Петра I закрепляют стройную систему судебных органов, не известнуюдо Петра I, довольно четко регламентирует вопросы подсудности [12].
 
15.  В чем состояли особенностиХозяйственного управления в период царствования Императрицы Екатерины II?
 
Основу экономических воззренийЕкатерины II составили идеи французских просветителей, но с учетом иотечественного опыта проведения экономических реформ, подсказывавшего стратегиюи тактику хозяйственных преобразований. В общественном сознании сложилосьубеждение в необходимости изменения хозяйственного уклада страны, что находиловыражение в требованиях продолжения реформ со стороны усиливавшегося торговогосословия и включившегося в предпринимательскую деятельность крестьянства.
Стремясь к развитию конкурентныхначал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся «третьесословие» (сословие торговцев-промышленников), а не на«партикулярных» предпринимателей и казенный монополизм. Манифест 1775г. закрепил право" всем и каждому… добровольно заводить всякого родастаны и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иногодозволения" высшей или местной власти, выделив, однако, из этого спискапроизводства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело. Последнеепросуществовало в форме «казенного предпринимательства» вплоть дореформы 1861 г.
Отличительной чертой второй половиныXVIII столетия явилось дальнейшее усиление экономической мощи купечества, чтовыражалось не столько в численности торговых людей, сколько в размерах ихкапиталов.
Сельским жителям предоставлялосьправо свободно заниматься промыслами и продавать свою продукцию в городах.Вводились и некоторые ограничения. Так, дворянам запрещалось строить заводы вгородах, но разрешалось в своих поместьях организовывать торги и ярмарки иоптом продавать продукцию, изготовленную в деревнях.
В первые годы царствования ЕкатеринаII, как и ее предшественники, благоволила иностранным предпринимателям — предоставляла льготные ссуды, освобождала от налогов, наделяла землей подбудущие мануфактуры. Однако предприимчивые иностранцы не спешили в русскуюпровинцию. Большая часть заведенных ими производств сосредоточивалась вПетербурге.
По мере усиления национального, впервую очередь торгового, капитала начал набирать силу процесс вытеснениязарубежных коммерсантов с внутреннего рынка. Уходя с него, иностранцы прилагалимного сил, чтобы пошатнуть, а то и довести до краха русских торговых людей.
В промышленности наибольшуюконкуренцию иностранцам, как, впрочем, и купцам — фабрикантам, стали составлятьдворянские предприниматели, широко применявшие принудительный труд.Освобожденные от обязательной «государевой» службы, они сохранилисвое политическое влияние и экономическую силу, основанную на монопольном владенииземлей и распоряжением крепостным крестьянством.
В предпринимательскую деятельностьвсе активнее вовлекалось и неродовитое провинциальное дворянство. В отличие отдворян Франции, Австрии и Пруссии, утративших рудники и металлургическиезаводы, стеклянные и бумажные мануфактуры, а затем на свой страх и риск,«переключавшихся» на торговые операции, русские дворяне предпочиталидействовать под «крылом» государства.
Снятие государством (указом Елизаветыв 1758 г.) многих ограничений, которым подвергалось мелкое производство в угодукрупному способствовало быстрому росту во второй половине XVIII столетиякустарных производств и различных отхожих промыслов, являвшихся питательнойсредой для становления предпринимательства.

Литература
1.   Жид Ш., Рист Ш. История экономическихучений. М.: Экономика, 1995.
2.   Попов А.В. Теория и организацияамериканского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.
3.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
4.   Семенова И.И. История менеджмента:Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. – 222 с.
5.   Общий и специальный менеджмент / Общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.- М.: РАГС, 2000.
6.   examen.od.ua/
7.   Д. Риккардо и его вклад в развитиеэкономической теории// Современные аспекты экономики. 2006. № 11.-С.45-53.
8.   История менеджмента. Учебное пособие./Под редакцией Д.В. Валового/. М., 1997.
9.   «Российское законодательство X — XXвеков. В девяти томах. Т.1. Законодательство Древней Руси» Москва, изд.«Юридическая литература», 1984.
10.      Краснов Ю.К.История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российскоепедагогическое агентство, 1997. – 288 с.
11.      Российскоезаконодательство X-XX веков. В 9 томах. Т.4.Законодательство периода становления абсолютизма. — М.: Юридическая литература,1986. — 512 с.
12.      Владимирский-БудановМ.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, «Феникс», 1995. – 524 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.