Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационная деятельность

--PAGE_BREAK--Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда вполне определённых задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластической традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать некоторые механические процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «… Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д«Аламбер, Р.А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и многие другие создали науке репутацию «служанки производства». Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (см. К. Маркс, там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.
9) НИОКР и роль НИОКР в обеспечении конкурентоспособности в экономике
НИОКР означает «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». Задачи НИОКР, думаю, понятны из названия каждому мыслящему человеку. Реализация задач НИОКР приводит к эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности организаций, повышению уровня жизни населения. Основной принцип НИОКР – разработка рациональных управленческих решений. Развитие НИОКР – это средство развития конкурентоспособности предприятий и отраслей промышленности (особенно производящих высокотехнологичную продукцию), а также повышения уровня национальной безопасности.
Развитие конкурентоспособности требует осуществления полного инновационного цикла деятельности – от генерации идей до занятия соответствующих позиций на рынке. НИОКР – одно из звеньев этого цикла. И развивать его нужно с учетом внедрения и коммерциализации результатов НИОКР, распространяя и перенося их в смежные отрасли промышленности.
Очевидно, что при таком подходе круг вопросов, касающихся развития НИОКР, получается довольно обширным и распределенным между сферами компетенции нескольких министерств и ведомств. Львиную долю в структуре инновационной деятельности в нашей стране занимают закупки оборудования, и Россия существенно отстает от развитых стран по доле собственных исследований и разработок. В настоящее время мы наиболее близки к структуре Португалии, где доля собственных исследований и разработок составляет 10,8% в структуре инновационной деятельности. В России эта цифра равняется 11,5%. Вместе с тем в таких странах, как Австрия, Германия, Норвегия, Финляндия, доля собственных исследований занимает от 51 до 57% затрат на инновации. На закупку оборудования у нас приходится 60% затрат на технологические инновации, в Австрии, Германии, Норвегии, Финляндии – от 17 до 28%. Говорить о развитии инновационной деятельности мы сможем только тогда, когда будем приближаться к структуре инновационной деятельности развитых стран. Это означает существенное увеличение инвестиций в исследования и разработки. Поскольку в большинстве случаев российские предприятия сегодня не могут себе этого позволить, свою роль должно сыграть государство. До 2004 года государство занималось главным образом финансированием существования научных организаций, да и то в весьма ограниченном объеме. Три года назад была поставлена задача: перейти из этого состояния в режим развития.
Для этого в качестве основных направлений государственной поддержки были выбраны такие отрасли промышленности, как авиация, судостроение, ракетно-космическая промышленность, микроэлектроника.
Эти направления, от которых, с одной стороны, в существенной мере зависит обороноспособность страны, а с другой – они генерируют экономические и технологические импульсы развития в других отраслях промышленности.
В качестве главных инструментов развития три года назад были приняты стратегии развития отраслей и федеральный целевые программы (ФЦП).
Среди них ФЦП «Развитие ОПК на период до 2015 года», Национальная технологическая база на 207-2011 годы», включая подпрограмму «Развитие электронной компонентной базы», а также программа «Развитие гражданской морской техники». В стадии подготовки находится целевая программа по производству стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии.
10) Конкурентоспособность по уровням экономики
Конкурентоспособность национальной экономики в современном мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня остается ведущим производителем товаров инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в государственный бюджет. От уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения. Вместе с тем российская промышленность как в плане технико-технологической базы, так и в плане отраслевой структуры не соответствует современным требованиям. Результатом такого положения становится ее отставание от ряда развитых и новых индустриальных стран. Согласно рейтингу, рассчитанному экспертами IMD для 49 стран на основе 286 частных показателей, Россия по уровню конкурентоспособности находится на 45 месте [1]. Особенно тяжелое положение наблюдается в обрабатывающих отраслях, которые несмотря на положительные тенденции в экономике в целом, остаются в своем большинстве абсолютно неконкурентоспособными. Такое положение способствует дальнейшей структурной деградации российской экономики и впоследствии может привести к закреплению ее технической отсталости, перераспределению все большей части доходов в пользу зарубежных экономик, снижению уровня жизни народа и возникновению угрозы безопасности страны. В этой с вязи рост конкурентоспособности российской промышленности является ключевой задачей возрождения экономики, перехода ее в состояние устойчивого поступательного развития. Конкурентоспособность представляет собой сложную многоаспектную и многоуровневую категорию, органически присущую рыночной системе ведения хозяйства. Прагматический аспект адекватных представлений о содержании этой категории определяется тем, насколько набор ее смыслообразующих признаков может быть использован в качестве основы при разработке методов и средств решения практических задач, связанных с достижением заданного уровня конкурентоспособности. Очевидно, что для обеспечения прагматики любой категории недостаточно ее определения в традиционном понимании. Требуется своего рода экспликация, которая бы устанавливала пусть на самом общем уровне взаимосвязь самой категории и ее смыслообразующих компонентов с другими категориями предметной области. Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций, по существу согласуются с теорией М. Портера, отражая при этом новый этап эволюции понятия конкурентного преимущества. Общее определение конкурентоспособности, принятое в ОЭСР, гласит: конкурентоспособность – это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции. Аналогичного мнения придерживаются и известные американские учёные Д. Доллар и Э. Вульф, утверждающие, что конкурентоспособной является страна, сочетающая преуспевание в международной торговле на базе высокой технологии и производительности с высокими доходами и заработной платой [2]. На динамический аспект конкуренции впервые обратил внимание М. Данн, по мнению которого важнейшим свойством конкурентоспособности является ее изменение во времени [3]. Под конкурентоспособностью он понимает гибкость, с которой национальная экономика способна предвидеть структурные изменения и адаптироваться к ним.

12) Мировой инновационный опыт
23-24 октября 2008 года в МГИМО состоялась международная конференция «Инновационный путь развития: мировой опыт и стратегия России». Проведенная конференция стала очередной встречей в МГИМО, посвященной обсуждению проблем глобального инновационного развития. Основная цель конференции заключалась в обсуждении мирового опыта инновационного развития и анализе путей создания эффективной инновационной экономики в России. Программа встречи включала в себя вопросы глобального инновационно-технологического развития, проблемы формирования национальных инновационных систем стран мира, экономические, политические и правовые аспекты инновационного развития.В роли организаторов конференции выступили МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Институт международных отношений и коммерции им. Нейла Д. Левина. Со стороны МГИМО конференцию открыл проректор по программному развитию МГИМО проф. Алексей Демосфенович Богатуров, который отметил особую актуальность вопросов инновационного развития в современных международных отношениях и указал на большое значение продолжения исследований в сфере инноваций в нашем Университете. Он также сообщил об успешном начале работы целевой магистратуры ГК «Ростехнологии» и продолжающемся сотрудничестве между МГИМО и Институтом Левина Университета штата Нью-Йорк. МГТУ им. Н.Э. Баумана представляла декан факультета Инженерного бизнеса и менеджмента проф. Ирина Николаевна Омельченко. Она отметила большую роль сближения гуманитарных и технических наук в современном мире и влиянии этого процесса на развитие современных образовательных программ. От имени Бауманского Университета И.Н. Омельченко подарила МГИМО издание, посвященное основателям научных школ МГТУ им. Баумана. Президент Института Левина Гаррик Атли открыл конференцию с американской стороны. Он отметил особую важность продолжения международного научно-образовательного сотрудничества в сфере инноваций и выразил надежду на дальнейшее развитие плодотворного партнерства МГИМО и Института Левина. Кроме того, он заметил, что развитие отношений между МГИМО, МГТУ им. Баумана и Институтом Левина является важным элементом российско-американских академических отношений, особенно учитывая тот факт, что в Летней школе в Нью-Йорке 2008 года с российской стороны приняли участие не только студенты МГИМО, но и Бауманки. В числе участников конференции были представители органов государственной власти и бизнес-сообщества России, а также российские и зарубежные эксперты из США, Китая, стран ЕС. В первой сессии, посвященной проблемам мирового инновационного процесса, выступили Н.И. Иванова, заместитель директора ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН; Д.А. Милованцев, заместитель председателя Правления «Института современного развития»; Э. Брозе, полномочный министр Посольства ФРГ в России; А.Е. Петров, заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в науке и образовании при Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте России; Д. Рейни, профессор Ренсселерского политехнического института, США; И.Н. Платонова, заведующая кафедрой МЭО и внешних экономических связей МГИМО. В ходе обсуждения докладов развернулась дискуссия касательно методов перехода российской экономики на инновационные рельсы и финансового сопровождения этого процесса в свете последних глобальных финансовых и экономических событий.
13) Инновационная деятельность предприятий
Ускорение темпов научно-технического развития приводит к повышению скорости обновления продукции (услуг) и привыкания потребителей к новинкам, а, следовательно, к сокращению жизненных циклов продукции, технологии, спроса, к повышению интенсивности конкурентной борьбы на рынках сбыта предприятий. Опыт развития западных фирм показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации. Для украинских предприятий активизация инновационной деятельности становится не только ключевым фактором успеха в конкуренции, но и условием выживания на рынке. Модернизация технологий, обновление и модификация товарного ассортимента, совершенствование систем организации и управления позволяют отечественным предприятиям адаптировать свою продукцию к требованиям рынка, поддерживать необходимый уровень спроса, сокращать издержки, стабилизировать и улучшать финансово-экономические результаты деятельности. Анализ различных определений термина „инновация“ [1-7, 9-16] позволяет сделать вывод о том, что отдельные ученые трактуют этот термин в зависимости от цели, объекта и предмета своего исследования. Тем не менее, в любом случае специфическое содержание инновации составляют изменения. Соответственно, инновационная деятельность предприятия — это процесс осуществления изменений (инноваций), который заключается в преобразовании научно-технических идей в результат, имеющий практическое применение. В полном объеме инновационная деятельность предприятия включает все виды научно-исследовательских работ (фундаментальные, поисковые, прикладные), проектные, технологические, опытно-конструкторские разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей, т. е. реализацию инноваций. Исследования проблем организации инновационной деятельности на предприятиях Украины [1, 8], позволили выявить, что наряду с отсутствием действенных государственных программ поддержки и финансирования инновационных проектов, дефицитом собственных оборотных средств у предприятий внедрение новшеств зачастую требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения об инновации; потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со значительной задержкой во времени (в связи с ошибочной оценкой сроков внедрения, с сильным сопротивлением инновациям, с несовершенной организацией инновационных процессов). Важность максимально раннего (или как минимум своевременного) вывода инновации предприятия на рынок (например, новой продукции или услуги) поднимает проблему сокращения длительности инновационного цикла. Поэтому с целью выявления возможностей сокращения продолжительности инновационного процесса необходимо подробное рассмотрение его основных составляющих. Во многих работах отечественных и зарубежных авторов приводятся характеристики различных подходов к организации инновационных процессов. Однако, несмотря на вариативность моделей инновационных процессов у отдельных авторов, все многообразие предлагаемых альтернатив может быть разделено на две группы в зависимости от ориентации инновационных процессов. В первую группу входят модели авторов Л.И. Кошкина, А.Е. Хачатурова, И.С.Булатова [12], С.Д. Ильенковой [9], В.Ф. Гринева [5], В.Я. Кардаша [10 ], Fumio Kodama [16], Л. Водачека, О. Водачковой [3], Т. Алимовой [1], отводящих в инновационном процессе первоочередную роль фундаментальным, поисковым, прикладным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам (табл. 1). Обобщающая концепция моделей организации инновационных процессов вышеназванных авторов может быть представлена на схеме (рис. 1). При данной концепции организации инновационных процессов инновации базируются на научных знаниях и возможностях предприятия. Рыночная востребованность и приемлемость нововведений предприятия в предложенных моделях инновационных процессов: — или не исследуется вообще (Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С. Булатов [12], Fumio Kodama [16]), — или изучается на стадии маркетинговых исследований рыночного этапа, т. е. после запуска новшества в производство (С.Д. Ильенкова [9], В.Ф. Гринев [5], В.Я. Кардаш [10]), когда, на наш взгляд, может быть уже поздно что-либо „менять“ в концепции инновации при неблагоприятной рыночной ситуации, — или рассматривается перед запуском новшества в производство, но уже после организации производственного процесса (Т. Алимова [1]), что также, по нашему мнению, ведет к повышению риска рыночной невостребованности инноваций и неэффективным затратам ресурсов, сил и времени.
    продолжение
--PAGE_BREAK--14) Место инновации в общей стратегии фирмы
Рыночная экономика построена на деятельности хозяйственных субъектов частная форма собственности эффективность экономики зависит от эффективности деятельности хозяйственных субъектов, т.е. фирм. Цель стратегическая любой фирмы получения максимально возможной прибыли при минимальных вложениях капитала. Кроме главной цели имеются цели 2-го уровня, такие как расширение масштабов производства увеличения рыночной доли освоение новых рынков. Достичь этих целей при нынешнем уровне конкуренции возможно только за счет активно внедрения инновации во всей сфере деятельности фирмы, а именно в процесс управления в производственную сферу и сферу сбыта. Материальное, финансовое и человеческие ресурсы фирмы ограничены, поэтому для достижения эффективности необходимо, учитывая уровни конкуренции, занимаются поиском тех инновационных идей, которые фирма способна освоить. При этом необходимо стремится к тому, чтобы уровень управления фирмы соответствовал уровню производства и сбыта. Если, например, внедряются инновационные технологии в процесс производства, то одновременно с этим должна меняться структура управления фирмы и прием сбыта. Если этого не делать то эффект внедрения инновации будет значительно ниже ожидаемого. Процесс инновационного развития фирмы в плане поиска внедрения новизны должен быть не прерывно только такой подход дает возможность в любой момент соответствовать требованиям рынкам, иметь стабильное положение на нем. Наиболее важная роль в этом процессе отходится кадровым составом фирмы частности способность заниматься научно-техническим поиском и опытно экспериментально деятельностью. Уровень эффективности, деятельности фирмы может быть различной 5% -это низкий, 10%-это средний, 20%- это высокий. Как показывает практика, высокий уровень дается достигать фирмам активно ведущих инновационную деятельность. Именно они являются лидерами в конкурентной борьбе на мировом рынке.
15) Методы государственного стимулирования инновационных программ
Государство использует широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.
К числу прямых мер можно отнести снижение “цены” капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц (“деловых ангелов”), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования. Государство помогает инновационному бизнесу и косвенными методами, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии. Так, в Германии университеты и политехникумы смогут подготовить к 2005 г. только 12 тыс. специалистов в данной области, в то время как потребность в них, по мнению немецких технологических компаний, составит сотни тысяч человек (чтобы “успеть” в информационное общество). В этой связи правительство предложило ослабить жесткое иммиграционное законодательство и разрешить выдать “вид на жительство” 20 тыс. специалистов из стран – не членов ЕС, а также иностранцам – выпускникам технических вузов1. В Великобритании обсуждается вопрос об “управляемой” миграции, которая позволила бы привлекать ценных специалистов в сферы науки, новейшей технологии и предпринимательства. Во второй половине 90-х годов правительства западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности. Во Франции в 1999 г. вступил в силу Закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера, прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса. Намечено повышение мобильности научного персонала государственных исследовательских центров и предоставление им большей свободы в организации собственных компаний и оказании консультаций частным промышленным фирмам; усиление связей между университетами и промышленностью в целях развития малого инновационного бизнеса; изменение налогового режима для инновационных компаний и упрощение процедуры создания высокотехнологичного бизнеса.
16) Оценка эффективности международного инновационного сотрудничества
Методика оценки показателей эффективности базируется на решении в заданные сроки задач, определенных целевыми индикаторами, при этом учитываются основные показатели прогноза социально экономического развития государств – участников СНГ до 2015 года. Расчет показателей эффективности осуществляется путем суммирования показателей, характеризующих прогнозируемые результаты выполнения основных мероприятий Программы. Целевыми индикаторами реализации Межгосударственной программы являются: 1) устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки, увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки; 2) укрепление престижа науки и обеспечение роста удельного веса молодых (в возрасте до 40 лет) исследовательских кадров в научной сфере; 3) повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности, возрастание отношения объема нематериальных активов, поставленных на баланс организаций, к объему общих расходов на гражданские НИОКР в течение года; 4) устойчивый рост числа малых предприятий в инновационной сфере при ежегодном приросте рабочих мест на малых и средних предприятиях высокотехнологичного профиля; 5) повышение инновационной активности в экономике, рост удельного веса предприятий, осуществляющих инновации, в общем числе предприятий, увеличение объема собственных затрат компаний на НИОКР; 6) рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж и экспорте промышленной продукции. Основной экономический эффект от выполнения Программы связан с реализацией программных мероприятий в рамках межгосударственных инновационных пилотных программ и адресных межгосударственных инновационных проектов межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств Содружества на период до 2015 года. В связи с тем, что значительный объем ресурсов направляется на разработку и реализацию межгосударственных инновационных пилотных программ и адресных межгосударственных инновационных проектов, позитивный социально экономический эффект от реализации программы в значительной степени ожидается уже после завершения ее выполнения.
17) Программа инновационного индустриального развития РК
В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.
Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.
18) Социальные аспекты инновационного процесса
Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества. Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие — немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи — вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства. Процесс инновационной деятельности и внедрения инноваций происходит на любой стадии производственной деятельности, причем невозможно говорить только о лабораторных разработках, т.к. опытный и квалифицированный менеджер прекрасно понимает, что успех существования организации на рынке зависит во многом от того, как будет происходить внутри организации инновационная деятельность, которая включает в себя не только производственные системы, но также коммуникационные, управленческие, распределительные и др.
Современная российская экономика все еще характеризуется, как неустойчивая, с большим показателем риска и неблагоприятная для иностранных инвесторов. Основными причинами данного явления можно определить:
— незавершенность экономических преобразований;
— слабость рыночных инструментов экономики;
— сохранение экономических отношений с внешним миром, основанный на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов;
— возрастание неравномерного развития регионов;
— катастрофический спад производства;
— отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированного на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;
— ориентация развития российской экономики не на активацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиционную политику Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. — М.: Рос. ЭА, 1997.Последний аспект в большей степени влияет на развитие российской экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть не целью функционирования большинства российских социально-экономических систем всех уровней иерархии, а средством резкого роста количества и эффективности инноваций и повышения за счет этого благосостояния людей. Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности. Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — М.: 2000. Основная задача инновационного менеджмента — управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
— собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
— товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
— инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
— соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
19) Инвестиции в инновационном процессе
Инвестиции в инновационном процессе являются одним из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов — основной мотив финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Таким образом, управление инновациями должно учитывать особенности инвестиционной деятельности, что и является предметом изучения в данном учебном элементе. Его цели:
• дать слушателям представление о роли цены различных источников капитала при принятии решений об инвестировании в инновации;
• изучить основные источники инвестиций для инновационной деятельности;
• проиллюстрировать взаимосвязь рынков новаций, капитала и инноваций;
• рассмотреть систему критериев, используемых инвестором при принятии решения об инвестировании инноваций;
• обосновать целесообразность существования ограничений на доходность инновационных проектов и определить значение этих ограничений;
• раскрыть механизм перераспределения инвестиций в связи с изменениями отраслевой инвестиционной привлекательности;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.