Реферат по предмету "Менеджмент"


Инновационная деятельность фирм: методология, принципы, сущность

Реферат
 
Инновационная деятельность фирм: методология, принципы, сущность

1.        Содержание понятия«инновация», сущность
 
Одной из наиболее значимых характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условия является ее высокая подвижность и непредсказуемость. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условия.
Таким образом, одной из управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем внедрение новых технологий производства и управления, использование новейших маркетинговых стратегий.
Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как правило, преследуют цель долгосрочной эффективность функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:
Ø    увеличение рыночной доли;
Ø    выход на новые целевые рынки
Ø    создание имиджа гибкой инновативной компании;
Ø    диверсификация деятельности.
На основе комплексного подхода к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во все сферах деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации- это научно- технический прогресс в рамках отраслей, стран, регионов.
В мировой экономической литературеинновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогрессав реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях в рамках отраслей, стран, регионов.
Термин инновация стал активноиспользоваться в период перестроечной России как самостоятельно, так и для обозначенияряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационноерешение и т. п.
В литературе насчитываются сотниопределений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяютинновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, какмасштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделениеи анализ всех стадий и подстадий ), закономерности процесса внедрения и т. п. этопонятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описанияинноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.
В соответствии с ними под инновационнойдеятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычнорезультатов научных исследований и разработок либо иных научно-технический достижений)в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные нарынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства(передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельностьпредполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовыхи коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям,на этом основании выделяются следующие основные виды инновационной деятельности:
• исследования и разработки;
• технологическая подготовкаи организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудованияи инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производстваи контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов ихпроизводства (передачи);
• пуск производства и предпроизводственныеразработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовкуперсонала для применения новых технологий и оборудования.
• маркетинг новых продуктов,включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительнымисследованием рынка, адаптацией продукта к различным рынкам, а также рекламную кампанию.
• приобретение технологий состороны в форме патентов, лицензий, ноу-хау;
• приобретение овеществленныхтехнологий – машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанныхс внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций.
Изучение деятельности современныхкомпаний позволяет выделить и ряд принципов:
Ø   комплексность;
Ø   обязательное целеполагание и стратегическое планирование инновационныхпроцессов;
Ø   коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений.
К основным же функциям инновацийотносят:
1.воспроизводственную;
2.инвестиционную;
3.стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает,что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использованииее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализацииинновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качествекапитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций.Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляетсодержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибылиза счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческойорганизации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций;побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговойдеятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе этосоставляет содержание стимулирующей функции инновации.
Побудительным механизмом развитияинноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производителипродукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производстваи выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившиеэффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Для раскрытия вышеназванных функцийи принципов следует обратиться к классификации инновационных процессов. Исходя изопределения инноваций целесообразным представляется выделение следующей методологииклассификации инноваций:
1)        по степени рыночной новизны;
2)        по причинам проведения;
3)        по объекту инноваций.
Классификация инноваций по степенирыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные.Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок,т.е. основанные на первичном использование идеи, часто явившейся новым витком НТП.А вторичными инновациями являются те изобретения, технологии, услуги которые подверглисьглубокому качественному изменению проведенных другими компаниями. Среди таких глубокомодернизированных товаров можно назвать автомобиль с автоматической коробкой передач,персональный компьютер и т.д.
Проведение первичных инновацийтребует значительного научно- технического потенциала, новаторской активности имощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов.По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить вторичные.Это может быть диверсификация деятельности ( расширение номенклатуры товаров и услуг,технологий, использование новых управленческих подходов, что позволят в значительноймере экономить средства.
Классификация инноваций по причинампроведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае,когда компания вынуждена реагировать на изменения и адаптироваться, имеют местотак называемые адаптационные инновации. Если же фирма имеет возможности для предвидениявозможных перемен в окружающей среде, такие инновации называются опережающими. Опережающиеинновации могут, как правило, позволить себе компании, имеющие условия для созданияпостоянного инновационного климата.
Третья классификация инновацийпредполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены.Выделяют четыре типа:
Ø   продуктовые;
Ø   управленческие;
Ø   маркетинговые;
Ø   технологические.
Таким образом, нововведения могуткасаться либо создания нового продукта (услуги)- продуктовые, либо использованиеновой технологической идеи, либо внедрение новых средств и методов внутрифирменногоуправления.
Продуктовые инновации. Под новымтоваром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарныхнововведений:
Ø   совершенно новый товар;
Ø   модернизированный товар;
Ø   модифицированный товар;
Обобщая определения инноваций,можно выделить следующее понятие- инновационный процесс.
Инновационный процесс означаетинновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку иреализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или новоготехнологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательнаяцепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта,технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.
Инновационный процесс включаетв себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образуетструктуру инновационного процесса.
К этим элементам относятся:
·          инициация инновации;
·          маркетинг инновации;
·          выпуск (производство) инновации;
·          реализация инновации;
·          продвижение инновации;
·          оценка экономической эффективности инновации;
·          диффузия (распространение) инновации.

/>
Рис 1. Структура инновационногопроцесса
Началом инновационного процессаявляется инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации,постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическомобосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеив товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продуктапроводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучаетсяспрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительскиесвойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару,выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление нарынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности.Продвижениеинновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций(реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновациии затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, наосновании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
Внедряя инновации в практикупредпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозитьили ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационногопроцесса, приведены в таблице. Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

 
1.2Инновационный менеджмент как система управления инновациями, инновационным процессоми отношениями, возникающими в процессе движения инноваций
Инновация является объектом воздействиясо стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как напроцессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения,возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Воздействие хозяйственного механизмана инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления.В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управленияинновациями — инновационный менеджмент.
Управление инновациями — сравнительноновое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административнойсферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основываетсяна следующих ключевых моментах:
Поиск идеи, служащей фундаментомдля данной инновации.
Организация инновационного процессадля данной инновации.
Процесс продвижения и реализацииинновации на рынке.
Что такое тактика и стратегияв инновационном менеджменте?
Инновационный менеджмент включаетв себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направлениеи способ использования средств для достижения поставленной цели. После достиженияпоставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращаетсвое существование.
Тактика — это конкретные методыи приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактикиинновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемовдостижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Что представляет собой инновационныйменеджмент как система управления?
Инновационный менеджмент можнорассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, системаинновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъектуправления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектом управления может бытьодин или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционированиеобъекта управления.
Объектом управления являютсяинновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынкаинноваций.
Связь субъекта управления с объектомуправления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информациии представляет собой процесс управления.
Какие функции выполняет инновационныйменеджмент?
Инновационный менеджмент выполняетопределенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджментаинноваций:
функции субъекта управления;
функции объекта управления.
Каковы функции субъекта управления?
Функция прогнозирования охватываетразработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономическогосостояния объекта управления в целом и его различных частей.
Функция планирования — охватываетвесь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессеи по воплощению их на практике.
Функция организации сводитсяк объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либоправил и процедур.
Функция регулирования заключаетсяв воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологическойи экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленныхпараметров.
Функция координации означаетсогласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельныхспециалистов.
Функция стимулирования в инновационномменеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатахсвоего труда по созданию и реализации инноваций.
Функция контроля заключаетсяв проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инновацийи т.п.
Каковы функции объекта управления?
К функциям объекта управленияотносятся:
рисковое вложение капитала;
организация инновационного процесса;
организация продвижения инновацийна рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капиталапроявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью,с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационныхвенчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса являетсярациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространениюинноваций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.