Реферат по предмету "Менеджмент"


Группа и групповое поведение в организации

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет заочного и послевузовского обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №14
«Группа и групповое поведение в организации»
по дисциплине Организационное поведение
Выполнила студентка Полунина Е.В.
Адрес: с. Чигорак ул. Первомайская,140
Группа: УПз
Курс: II Шифр: 073у
Проверил преподаватель: НочевнаяТ.Н.
План
Введение. 3
1. Теория групп. Понятие «команды». 5
2. Этапы развития группы… 7
3. Типы команд. 9
3.1 Управленческие команды… 9
3.2 Горизонтальные команды… 10
3.3 Производственные команды… 10
4. Групповые нормы и нормативное поведение. 12
Заключение. 17
Литература. 18
Введение
Проблемагрупп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейшийвопрос таких дисциплин как организационное поведение и социальная психология,поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве отобщества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Пословам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму техсвязей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Реальностьобщественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальнымигруппами, поэтому для любого социально-психологического исследования крайневажным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критериюследует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,которые возникают в человеческом обществе.
«Группа- это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметьместо двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике,например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей покакому-либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другойстороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реальносуществующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общимпризнаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-тоидентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают своюпринадлежность к этому образованию. Естественно, что природа межличностныхотношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубоиндивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства,интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценностиобщества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдаваяобществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являютсяважнейшим звеном в системе межличностных отношений в группе. Вступая вмежличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям,структуре человеческих общностях — в детском саду, в классе, в дружеском кругу,в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляетсебя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений сдругими.
1. Теория групп. Понятие «команды»
Коллективныйхарактер труда приводит к необходимости учитывать влияние групп на трудовоеповедение личности (формальных и неформальных), а также проявления групповогоповедения в трудовой жизни. Само понятие группа трактуется по разному в системеразных научных дисциплин и подходов.
Реальныегруппы — это такие объединения людей, в которых имеет место единстводеятельности, условий, обстоятельств, признаков и в которых люди определеннымобразом осознают свою принадлежность к группе. Группы делятся на большие ималые. В малых группах, в отличие от больших, имеется возможностьнепосредственных контактов каждого с каждым. Группы на производстве делят наформальные и неформальные.
Формальныегруппы имеют юридический статус, создаются руководством для закрепленияразделения труда и улучшения его организации. Среди формальных групп западныеученые выделяют следующие:
Команды — соподчиненныегруппы руководителя-лидера и его сотрудников, а также рабочая группа, достигшаявысшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, вкоторой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствииих недостатков.
Рабочие(целевые) группы — создаются на определенное время с целью выполненияопределенного задания;
Комитеты — специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия поуправлению, координации деятельности и т.п. (совет директоров, комитетпрофсоюза).
Неформальныегруппы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностейработников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамкахформальной группы — потребности в причастности, в понимании причин принимаемыхрешений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членовнеформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может, какспособствовать, так и препятствовать достижению целей организации.
К основнымхарактеристикам групп относят их композицию (состав), структуру, групповые процессы,групповые ценности, систему норм, санкций.
Составгруппы зависит от ее вида и может быть описан набором тех или иныххарактеристик, параметров.
Структурагруппы в зависимости от целей исследования и факторов, выделяемых в качествесущественных, может быть описана со стороны коммуникаций, реализации отношений «власть-подчинение»,предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, материальных идокументальных потоков в группе в процессе совместного труда и т.п.
Групповыепроцессы — процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членовгруппы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов идругих групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационныепроцессы — образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давлениев группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.
2. Этапы развития группы
Приисследовании группового поведения метафора «жизненный цикл» частоиспользуется для описания развития группы как «биологического»процесса, начиная с рождения и заканчивая старостью или смертью. Хорошимпримером этого является пятиступенчатая модель, предложенная Б.В. Такманов: формирование,бурление, упорядочивание, продуктивность и роспуск — которая подтвердила своюценность при обучении и проведении консультаций.
Рассмотримподробнее ступени модели, предложенной Б.В. Такманом.
Формирование.Когда члены группы только начинают работать вместе, они определяют для себяоснования совместной работы. В группе возникают чувство надвигающейся опасностиотносительно возможности решения задач и личных интересов. Обычно члены группывежливы и занимают выжидательную позицию, следя за развитием событий. Ихсоциальные контакты в основном ограничены общением с двумя или тремясотрудниками. Возникает необходимость в ясности и предполагается, что лидергруппы предложит прояснить положение дел. На стадии формирования очень высоканезависимость сотрудников.
Бурление. Наэтой стадии появляются результаты индивидуальных исследований и оценки того,что происходит в группе (каждый определяет сам по себе). Нередко происходятличные конфликты по поводу функций и ответственности. Члены группы начинаютконкурировать за положение и статус. Атмосфера может стать враждебной из-занепринятия индивидуальных различий. Жесткий атаке подвергается лидер, однакогруппа все еще зависит от него, хотя ее члены стремятся показать своюнезависимость. Чтобы перейти к следующей стадии, главной задачей лидерастановится сглаживание конфликта, обучение группы ведению диалога и развитиювзаимопонимания.
Упорядочение.Противоположности и различия между членами группы помогают лучше понять другдруга. Члены группы начинают признавать мнения и взгляды,отличные от своих. Между ними происходит обмен информацией и растет чувстворазделенной ответственности. Сотрудничество является основной чертой группы, ипрактически все принимают возникающие модели сотрудничества. Решенияпринимаются на основании консенсуса. Сплоченность растет, и, освободившись отимевшегося напряжения, группа получает удовольствие от совместной работы. Вконце этой стадии может возникнуть ощущение разочарования как следствиесуществовавшего восхищения и реакция на власть. Группа начнет бороться со своимлидером, чтобы стать независимой и установить свои нормы. Лидеру не следуетидти в контратаку, напротив, необходимо поощрять группу определить новыестандарты, помочь ей перейти к следующему этапу.
Продуктивность.На этой стадии развития достигается самая высокая производительность. Группапостоянно обсуждает работу, стремится к улучшениям, чтобы повысить своюпроизводительность. Здесь можно говорить об общем признании правил в томсмысле, что каждый член группы положительно оценивает свои собственные,характерные для него таланты и ограничения. Члены группы честно обмениваютсядруг с другом информацией и отчитываются за свое поведение. Каждый имеетсогласованную с другими роль, включая и лидера.
Роспуск. Времясуществования группы ограничено. Со временем одни члены группы уходят, и на ихместо приходят другие. Изменение состава группы часто означает возвращение наболее раннюю стадию развития. Степень перехода зависит от объема перемен. Распадгруппы часто сопровождается определенными церемониями, например такими, какорганизация вечера. Некоторые члены группы часто вспоминают прошлое, другиепланируют будущее. Изменение в составе группы дает ей возможность оставатьсяоткрытой для новых идей.
3. Типы команд3.1 Управленческие команды
Особенность «бюрократическогомеханизма» заключается в неспособности высшего руководства исполнятьфункции, присущие данной организации, в их взаимоувязке. Руководство решаетпроблемы, возникающие между функциональными подразделениями организации; примерамитакого рода могут служить несогласованность действий между производством исбытом, а также между разработкой продукции и разработкой процесса производства.Управление завода, отделения или корпорации сталкивается с множеством проблемсогласования, которые нельзя решить на низшем уровне классическойбюрократической структуры просто из-за недостатков горизонтальных и боковыхвзаимосвязей. Неудивительно, что движение информации и принятых решений поканалам от работников к руководству может быть крайне затруднено. В 1970-хгодах такие проблемы согласования стали возникать все чаще и чаще, так какпоявилось большое количество новых комплексных задач, которые невозможно былочетко разграничить между организационными функциями, например логистикойкачеством, инновациями. Таким образом, у руководителей высшего уровня фирмы,отделения или завода появлялась необходимость действовать вместе, как однакоманда, а не в качестве представителей отдельной функции фирмы. С этой цельюбыли разработаны программы по формированию команд, ориентированные на созданиедоверия и открытого обмена информацией внутри команды. Впоследствии этипрограммы распространились и на низшие уровни организации. Каждого руководителястали рассматривать как председателя своей собственной команды. Этот процессназывается «организационным развитием».
3.2 Горизонтальные команды
Специальнаякомиссия по изучению определенного вопроса или проектная группа частоформируются в случаях возникновения задачи, которую нельзя решить обычнымспособом. Именно тогда создаются временные группы, в пределах которыхвыполняются различные организационные функции, направленные на решениеконкретной проблемы. Их задача может быть связана с разработкой либо продукции,либо новой системы классификации основных ставок заработной платы, либо скомпанией по организации и стимулированию сбыта на новом рынке. Такие группымогут значительно отличаться друг от друга в зависимости от продолжительностиработы, организационного уровня, степени совместной работы, значимости изадействованных ресурсов. Иногда срок существования таких групп очень короткий.3.3 Производственные команды
В основномпроцессе фирмы по оказанию услуг или производству продукции часто применяетсяконцепция команды. Такие группы называют полуавтономными, самоуправляемымигруппами или производственными участками. Вводя эти группы, организацияотдаляется от тэйлористской модели производственнойорганизации. Команды получают ответственность за весь комплекс производствапродукта или обслуживания или же за значимую его часть. Члены команды учатсявыполнять все задачи или важнейшую часть задач. Задачи интегрируются. Командытакже назначаются ответственными за решение косвенных задач, напримерсоставление графика работы, контроль качества, техническое обеспечение ираспределение заказов. Иногда группы нанимают также и новых членов. Все этоимеет ряд преимуществ. Во-первых, значительно снижается гнет контроля. Большоечисло операций контролируется прямо при их выполнении, что в свою очередьозначает, что проблемы будут решаться непосредственно там, где они возникают,без вмешательства руководства. Таким образом существенно снижается размерадминистративной работы. Возрастает гибкость, так как при работе в единой команделегче вводить новые продукции, чем перестраивать всю производственную линию. Времяпростоя между функциями и операциями снижается, так что длительностьпроизводственного цикла выполнения заказа также уменьшается.
4. Групповые нормы и нормативное поведение
Групповые(социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регуляторомотношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группывозникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в тойили иной степени должны разделять все участники.
Характеристикойжизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативногоповедения, связанного с реализацией групповых норм.
Под нормойпонимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, онирегулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционированиегрупповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведениеминдивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.
Групповыенормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые еебольшинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Дляобеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и системасанкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. Припоощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняюттребования группы — растет их статус, повышается уровень их эмоциональногопринятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. Призапретительном характере группа в большей степени склонна на наказание техчленов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут бытьпсихологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися»,понижение их статуса внутри групповых связей.
Определить характеристикуфункционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:
групповыенормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают впроцессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупнойсоциальной общностью (организацией);
группа неустанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируютсятолько относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость длягруппы;
нормы могутприлагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли,возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельныхиндивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
нормыразличаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почтивсеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительнымменьшинством или не одобряются вовсе;
нормыотличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступкачеловека до исключения его из группы).
Признаком социально-психологическихявлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормывыполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.
Социальныенормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, атакже регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность еесуществования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыминормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовыватьсвои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могутбыть рассмотренными как отклонение от них.
Нормативноевлияние это конкретизация более общей проблемы — влияния группы на поведениеиндивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительносамостоятельных вопросов:
влияниенормы группового большинства,
нормативноговлияния группового меньшинства,
последствияотступления индивида от групповых норм,
референтныхгрупп особенности.
Особенноостро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая,какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какимиценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членомгруппы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. Приэтом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:
сознательное,свободное принятие норм и ценностей группы;
вынужденноепринятие под угрозой санкций группы;
демонстрацияантагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);
осознанное,свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий(вплоть до ухода из группы).
Важно иметьв виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «своеместо в группе или в рядах „законопослушных“, или в рядах „местныхбунтарей“.
Исследованияпоказали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе оченьраспространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы подугрозой потери этой группы или своего положения в ней получил названиеконформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положиламериканский психолог С. Аш.
Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающееиз конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами,человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитаетвыбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Конформизм вобщем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартовв поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил,безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм можетозначать три разные явления:
выражениеотсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность,приспособленность;
проявлениеодинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностнымиориентацией большинства окружающих;
результатдавления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать,действовать как остальные члены группы.
Конформизмповседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, всемье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменениеповедения.
Ситуационноеповедение индивида в условиях конкретного группового давления называютконформное поведением.
Степеньконформности человека обусловлена и зависит
во-первых,от значимости для него высказываемого мнения — чем оно важнее для него, темниже уровень конформности.
Во-вторых,от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе — чем выше ихстатус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.
В-третьих,конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, отих единодушия.
В-четвертых,степень конформности определяется возрастом и полом человека — женщины в целомболее конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые.
Исследованияпоказали, что комфортность — явление неоднозначное, в первую очередь потому,что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменахв его восприятии. Различают два варианта поведения индивида: — рационалистический,когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный- если он демонстрирует изменения.
Конформноеповедение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающеерабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательноеприспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователи Л. Фестингер,М. Дойч, и Г. Жерард выделяют два типа конформного поведения:
внешнееподчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. Приэтом возможны два варианта самочувствия индивида:
1) подчинениесопровождается острым внутренним конфликтом;
2) приспособлениепроисходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;
внутреннееподчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как своесобственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие видывнутреннего подчинения:
1) бездумноепринятие неверного мнения группы по принципу „большинство всегда право“;
2) принятиемнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанноговыбора.
Такимобразом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях позитивный фактор, ав других — негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведенияважно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другоедело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личнойвыгоды и превращается в приспособленчество.
Конформность- очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности ицелостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержаниюгруппового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно онможет быть и препятствием развития личности и социальных групп.
Заключение
Исследователи,разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, чтонельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместнойдеятельности прогнозировать успешность их групповой работы. Различие междуиндивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самихкак личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы,в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людейизменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Такимобразом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуютсамые разные системы факторов:
внегрупповые(физические и социальные)
внутригрупповые(нормы, межличностные отношения)
внеличностные(однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки)
Фактором,связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является факторобщественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он являетсястержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценныеориентации группы. Также весьма важно то, в какой группе происходитвзаимодействие, поскольку, как мы выяснили, принцип организации группы вкупе сличностными особенностями лидера играют решающую роль в определении степениэффективности взаимодействия ее членов.
Литература
1.        Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г
2.        Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведение. — 2-е изд., стер, — М.: Издательский центр „Академия“,2007 г.
3.        Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2008 г.
4.        Спивак В.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 г.
5.        Шекшня С. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-школа»Интел-Синтез", 2005 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.