Реферат по предмету "Менеджмент"


Виды и анализ инвестиционных проектов

Содержание
Введение
1. Основные положенияинвестиционного проектирования
1.1 Понятие проекта ипроектного цикла
1. 2. Виды инвестиционныхпроектов
2. Разработка и анализинвестиционного проекта
2.1 Предварительная стадияразработки и анализа проекта2.2 Общая последовательность разработки ианализа проекта
2.3 Анализ коммерческойвыполнимости проекта
2.4 Технический анализ
2.5 Финансовый анализ
2.6 Экономический анализ
2.7 Институциональный анализ
2.8 Анализ риска
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Всовременном мире многообразных и сложных экономических процессов ивзаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами,государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой являетсяэффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование.Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процессарасширенного воспроизводства и заключается в использовании частидополнительного общественного продукта для увеличения количества и качествавсех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестицийявляется фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода,направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения,используемый для обновления изношенных средств производства в видеамортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют такимобразом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективностьинвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства. В курсовойработе мы постараемся изучить процесс инвестиционного проектирования.
Цельюданной курсовой работы является определение значимости разработки и анализаинвестиционных проектов, выявление их видов.
Задачейданной курсовой работы является рассмотрение всех стадий разработки и анализаинвестиционных проектов.
Актуальностьизучения данной темы определяется фактическим значением анализа инвестиционныхпроектов различными организациями на практике, в современных условияхфинансового кризиса.
Объектомизучения и исследования являются процессы происходящие на предприятии поразработке и анализу инвестиционных проектов, укрепления финансового положения,анализа эффективности использования финансовых ресурсов, их распределение,перераспределение и накопление предприятием.
Предметомисследования являются: сущность, объекты, функции инвестиционногопроектирования.
Объектомизучения является финансовый менеджмент который, по средством финансовогоменеджера влияет на деятельность предприятия по средством, стратегических итактических управленческих решений. С помощью которых можно отследить приросткапиталов предприятия и дальнейшего распределения его за счет грамотноразработанных и проанализированных инвестиционных проектов.

1. Основныеположения инвестиционного проектирования
 
1.1 Понятиепроекта и проектного цикла
В международнойпрактике план развития предприятия представляется в виде специальным образомоформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собойструктурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан спривлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычнолюбой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новыхинвестиций. В наиболее общем понимании проект — это специальным образомоформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующееопределенную цель.
 Проектыпринято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычноотносятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (созданиеарендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместногопредприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпускновой продукции, переход к полностью автоматизированному производству и т.п.).Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции,повышением качества продукции, модернизацией оборудования.
 Дляотечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительноекачество прежних времен заключалось в том, что основные направления развитияпредприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению кпредприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономическихусловиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управлениядолжно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно всестратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в областиинвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.
 Общаяпроцедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению кконкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла,который имеет следующие этапы.
1.        Формулировка проекта (иногдаиспользуется термин “идентификация”). Наданном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущеесостояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления егодальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторойбизнес-идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятиязадач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительнуюаргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе можетпоявиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все онипредставляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далеепроизводится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем,чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадииразработки.
2.        Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес-идея проекта прошла свою первую проверку,необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердоерешение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этомэтапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всехего измерениях — коммерческом, техническом, финансовом, экономическом,институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработкипроекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задачпроекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информациии умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектногоанализа, зависит успех реализации проекта.
3.        Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированнаяэкспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Еслифинансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегическогоинвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу,например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитаяпотратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своихденег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществлениеинвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, тоэкспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основныхположений проекта.
4.        Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи дотого момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживаниеи анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со сторонынадзирающих органов страны и/или иностранного или отечественного инвестора.Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой,в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков,генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемойинвесторами отдачи на вложенные деньги.
5.        Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом,так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельностизаключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проектидеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнениясоздают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его приразработке и осуществлении других проектов.
 Вдальнейшем настоящий раздел, равно как и все последующие, в основном посвященизложению этапа разработки проекта, когда бизнес-идея проекта ужесформулирована. При проведении экспертизы проекта также будет полезноиспользовать публикуемый материал, так как в конечном итоге суть экспертизызаключается в проверке правильности того, что составляет содержаниеразработанного инвестиционного проекта.
 Внастоящее время для России актуальным способом привлечения инвестора являетсявариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества сучастием российской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). Вэтом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытаетсязаинтересовать потенциального инвестора. Успех принятия инвестиционного проектасущественным образом будет зависеть от степени удовлетворения требованийзарубежного инвестора, которые могут отличаться от общепринятых. В данномслучае этапу разработки инвестиционного проекта может предшествовать стадияподготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этотдокумент включаются подробные сведения о реципиенте, результатах егодеятельности в прошлом, составе выпускаемой продукции, стратегии и тактикеповедения на рынке и ряд других данных. Кроме того, необходимо привестирезультаты инвестиционного анализа, который следует излагаемой ниже схеме, новыполняется без излишней детализации и с возможным освещением несколькихинвестиционных сценариев. После одобрения потенциальным инвестором этогомеморандума происходит детальная разработка инвестиционного проекта с учетомзамечаний и пожеланий инвестора. Такая схема организации работ позволяетэкономить усилия реципиента.
 
1.2 Видыинвестиционных проектов
Практикапроектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и перечислитьтиповые проекты. Основные типы инвестиционных проектов, которые встречаются взарубежной практике, сводятся к следующим мероприятиям.
oЗамена устаревшего оборудования, как естественный процесс продолжения существующего бизнеса внеизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительныхи многосложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативностьможет появляться в случае, когда существует несколько типов подобногооборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них.
oЗамена оборудования с целью снижениятекущих производственных затрат. Цельюподобных проектов является использование более совершенного оборудования взаменработающего, но сравнительно менее эффективного оборудования, которое впоследнее время подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагаеточень детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. болеесовершенное в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно сфинансовой точки зрения.
oУвеличение выпуска продукции и/илирасширение рынка услуг. Данный тип проектовтребует очень ответственного решения, которое обычно принимается верхнимуровнем управления предприятия. Наиболее детально необходимо анализироватькоммерческую выполнимость проекта с аккуратным обоснованием расширения рыночнойниши, а также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличениеобъема реализации к соответствующему росту прибыли.
oРасширение предприятия с целью выпускановых продуктов. Этот тип проектов являетсярезультатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущностибизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данноготипа. Особенно следует подчеркнуть, что ошибка, сделанная в ходе проектовданного типа, приводит к наиболее драматическим последствиям для предприятия.
oПроекты, имеющие экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализявляется необходимым элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку, посвоей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому этачасть анализа является критичной. Основная дилемма, которую необходимо решить иобосновать с помощью финансовых критериев — какому из вариантов проектаследовать: (1) использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование,увеличивая капитальные издержки, или (2) приобрести менее дорогое оборудованиеи увеличить текущие издержки.
oДругие типы проектов, значимость которых в смысле ответственности за принятие решенийменее важна. Проекты подобного типа касаются строительства нового офиса,приобретения оборотных средств для их быстрой переработки и/или продажи, покупкинового автомобиля и т. д.

2.Разработка и анализ инвестиционного проекта
 
2.1Предварительная стадия разработки и анализа проекта
Послеформулировки бизнес идеи будущего инвестиционного проекта естественным образомвозникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Дляответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики,к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия врамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадииразработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектногоанализа принято использовать следующие два критерия:
·          зрелость отрасли,
·          конкурентоспособность предприятия (его положение на рынке)
 Анализзрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состоянийразвития: эмбриональному, растущему, зрелому или стареющему. Ниже приводятсяпримеры идентификации отраслей по степени зрелости.
Таблица1.1. Примеры зрелости отраслей экономикиЭмбриональная Растущая Зрелая Стареющая Солнечная энергетика Производство лазерных дисков СD и DVD
Производство
часов Кораблестроение (Европа) Биотехнологии Добыча угля (США)
Производство
велосипедов Производство видеокассет НАНОтехнологии Производство Компьютеров /> /> /> Производство мобильных телефонов /> />
Всоответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособностьпредприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами,необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данногопредприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шестьосновных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное,неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
Сопоставляякритерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можемпредставить таблицу жизненных циклов предприятия.
 Представленнаятаблица носит конструктивный характер, устанавливая не только положениепредприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию. Конечнымрезультатом предварительной стадии анализа проекта является установлениеположения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какойконкретной “клетке” в таблице 1.2 принадлежит данное предприятие.
Таблица1.2. Инвестиционные стратегии развития предприятияПоложение Стадии зрелости на рынке Эмбриональная Растущая Зрелая Стареющая Доминирующее Инвестируйте быстрей требований рынка
Удерживайте позиции.
Удерживайте долю Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью Удерживайте позиции Сильное Инвестируйте со скоростью, диктуемой рынком Попытайтесь улучшить положение. Увеличивайте долю Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью Удерживайте позиции или подводите итоги Благоприятное Избирательно или целиком увеличивайте долю. Все силы на увеличение рыночной доли Попытайтесь улучшить положение. Избирательное увеличение доли Выжидание или стабилизация Найдите нишу и пытайтесь защищаться Подводите итоги или постепенно уходите Неустойчивое Избирательно подходите к завоеванию позиций Найдите свою нишу и обороняйтесь Найдите нишу и удерживайте ее или постепенно уходите Уходите постепенно или сразу Слабое Развивайтесь либо уходите Перестраивайтесь или уходите совсем Перестраивайтесь или постепенно уходите
Уходите
Сразу
Новый проектпочти наверное обречен на неудачу, если положение предприятия соответствуетнижней правой части таблицы.
Стадияпредварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы,которые делаются на предварительном этапе, преимущественно базируются накачественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, последующим двум причинам:
o    при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросызрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматьсяи к этому необходимо быть готовым заранее,
o    если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, тостратегический инвестор сделает это сам, и его выводы могут быть не стольблагоприятными.2.2 Общая последовательность разработки и анализапроекта
Несмотря наразнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, котораявключает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую,финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта.Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект долженоканчиваться анализом риска. На рис. 1.1 представлена общая последовательностьанализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проектотклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклоненв своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине,например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проектадолжен начаться с самого начала.

/> 
Рис. 1.1.Общаяпоследовательность анализа проект
 
2.3 Анализкоммерческой выполнимости проекта
Принципиальносуть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
·          Сможет ли предприятие продать продукт, являющийся результатомреализации проекта?
·          Сможет ли предприятие получить от этого достаточный объем прибыли,оправдывающий инвестиционный проект?
Постатистике последних лет степень разорения фирм в странах третьего мира около80%. Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг.
Базовыевопросы маркетингового анализа состоят в следующем:
·          На какой рынок сфокусирован проект? На международный иливнутренний?
·          Предполагает ли проект баланс между международным и внутреннимрынком?
·          Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цельс принципиальными политическими решениями государства?
·          Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его целивнутренней государственной политике?
·          Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли егорассматривать дальше?
Так какпроекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна бытьприведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализпотребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определитьпотребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процессапокупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследованиерынка.
Кроме того,необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры иинституциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатовмаркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны бытьопределены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товарана рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены вединое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентноеположение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие другихпродуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые,производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамкахмаркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и еепоследующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
Маркетинговыйанализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционногопроекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее сиздержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решенийосуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшитьстепень этой неопределенности.
Сознаваяневозможность исчерпать все маркетинговые аспекты инвестиционногопроектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга идать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетингапозволяют сделать четыре следующих блока: — анализ рынка, — анализ конкурентнойсреды, — разработка маркетингового плана продукта, — обеспечение достоверностиинформации, используемой для предыдущих разделов. Ниже приведена краткаяхарактеристика указанных блоков.
Цельисследования рынка — выявление потребительских запросов, определениесегментов рынка и изучение процесса покупки для улучшения качества и ускоренияпроцесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны бытьрассмотрены следующие ключевые вопросы:
·          Кто является потенциальным покупателем?
·          Причины покупки продукта?
·          Как будет производиться покупка?
·          Какая информация нужна, и как ее можно собрать?
Структурноеисследование рынка следует начать с выявленияконкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных илимеждународных компаний, традиционных или новых, маркированных илинемаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значениевхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию состороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольныхнапитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы, требующие обязательногоответа, сводятся к следующему:
·          Какова существующая структура рынка данного продукта?
·          Основа конкуренции в данной отрасли?
·          Как на конкурентную среду влияют институциональные ограничения?
Очень важнов процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, какправило, более убедительны как для самого предприятия, так и длястратегического инвестора. Ниже приводится пример анализа конкурентногоположения предприятия на основе количественных критериев.
Выделяя такназываемые ключевые факторы успеха (КФУ), предприятие сравнивает свое положениесо всеми конкурентами (см. пример в табл. 1.3.), давая ответ в одном из трехвидов: “лучше” (знак +), “хуже” (знак -) или одинаково (0) по отношению ккаждому конкуренту.
Назначая весовойкоэффициент для каждого ключевого фактора, маркетинговый аналитик определяетобобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия.
Табл. 1.3.Определение конкурентной способности на основе КФУКлючевые факторы Веса Конкуренты успеха /> А В С D Качество 5 + - Эффективность средств продажи 3 + - - Разработка новых продуктов 2 + + + - Техническое обслуживание 5 + + + + Своевременная доставка 4 - + - Репутация 1 + Реклама 1 - - + Стоимость 5 + + - Цена 5 + + + - Местоположение 2 + + - + Финансовая стабильность 2 + + - - Всего 35 28 13 2 -5
Вчастности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексногокритерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниямиА и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. Вцелом же конкурентное положение предприятия весьма удовлетворительное.
Маркетинговыйплан должен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог долженответить на следующие вопросы:
·          Насколько хорошо разработан продукт?
·          Была ли определена правильная стратегия ценообразования?
·          Была ли определена правильная стратегия продвижения товара нарынок?
·          Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца ипокупателя?
·          Объединены ли элементы маркетинговой смеси в единый работающиймаркетинговый план?
 Взаключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение прианализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимуюдля оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходуетзначительные средства и усилия на осуществление все разрастающихсяснабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получитьожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
 
2.4Технический анализ
Задачамитехнического анализа инвестиционного проекта являются:
·          определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целейпроекта,
·          анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья,энергии, рабочей силы,
·          проверка наличия потенциальных возможностей планирования иосуществления проекта.
Техническийанализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия свозможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура техническогоанализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этомнеобходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себяхорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология недолжна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Еслиоказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводитсяанализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной извозможных схем:
·          совместное предприятие с иностранной фирмой — частичноеинвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
·          покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
·          “turn-key” — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологическогопроцесса;
·          “product-in-hand” — “turn-key” плюс обучение персонала до тех пор,пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
·          покупка лицензий на производство;
·          техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правиловыбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативныхтехнологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированногокритерия.
Ключевыефакторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующихаспектов использования технологий.
·          Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах.
·          Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие ихпроизводственные мощности, качество сырья, каково количество другихпотребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск вотношении окружающей среды).
·          Коммунальные услуги и коммуникации.
·          Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию,имеет на нее патент или лицензию.
·          Начальное сопровождение производства продавцом технологии.
·          Приспособленность технологии к местным условиям.
·          Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности поусловиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующееполной производительности.
·          Безопасность и экология.
·          Капитальные и производственные затраты.
В табл.1.4приведен пример такого много альтернативного выбора, в котором каждый фактороценивается по десятибалльной шкале.
Таблица1.4. Пример выбора лучшего технического решенияКлючевые факторы Вес Альтернативы /> критерия А В С D Прежнее использование 3 6 3 2 Доступность сырья 5 3 4 6 9 Коммунальные услуги и коммуникация 2 5 3 2 6 Наличие патента или лицензии 1 10 10 Приспособленность технологии к местным условиям 2 7 5 4 7 Загрузочный фактор 3 7 4 6 8 Безопасность и экология 4 10 8 5 3 Капитальные и производственные затраты 5 5 4 8 6 Величина взвешенного критерия 143 109 136 147
Расчетобобщенного критерия производится по формуле:
/>
где w — вес частного критерия, Gk— величина частного критерия.
Наилучшимпризнается технический проект, который имеет наибольшее значение критерия. Вчастности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почтиодинаковые, но можно отдать предпочтение D.
 
2.5Финансовый анализ
Данныйраздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Сейчас мыочертим комплекс вопросов финансового анализа с их взаимной увязкой. Общаясхема финансового раздела инвестиционного проекта следует простойпоследовательности.
·          Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучшепяти) предыдущих лет работы предприятия.
·          Анализ финансового состояния предприятия в период подготовкиинвестиционного проекта.
·          Установление объема инвестиционных потребностей.
·          Установление источников финансирования инвестиций и их стоимости.
·          Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
·          Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализацииинвестиционного проекта.
·          Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Остановимсякратко на ключевых вопросах финансового раздела инвестиционного проекта. Финансовыйанализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится красчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающихликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность егоменеджмента. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовуюотчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели погодам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западногостратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать вформаты той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.
Анализбезубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структурысебестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всехиздержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства ипродаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объемапроизводства). Основная цель анализа безубыточности — определить точкубезубыточности, т.е. объем продаж товара, который соответствует нулевомузначению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставленииреальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проектас точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельностипредприятия.
Наиболееответственной частью финансового раздела проекта является собственно егоинвестиционная часть, которая включает
·          определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,
·          установление (и последующий поиск) источников финансированияинвестиционных потребностей,
·          оценка стоимости капитала, привлеченного для реализацииинвестиционного проекта,
·          прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,
·          оценка показателей эффективности проекта.
Наиболееметодически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение егосрока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результатереализации проекта, должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетомпринципа “стоимости денег во времени”. Данный принцип гласит: “Доллар сейчасстоит больше, чем доллар, полученный через год”, т.е. каждый новый поток денег,полученный через год, имеет меньшую значимость, чем равный ему по величинеденежный поток, полученный на год раньше.
Итак, проектпринимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток,генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом финансового феноменастоимости денег во времени.
В процессеоценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самомделе, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи сизменением покупательной способности денег. В то же время существует положение,согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта можетбыть сделан, игнорируя инфляционный эффект, так как инфляционное изменениеуровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моментузначения денежных потоков, на базе которых определяется основной показательэффективности инвестиционного проекта.
 
2.6Экономический анализ
Основнойвопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцевпредприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущемразделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализсостоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства(нации).
Рассмотримпример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания Сзанимается производством какого-либо товара при следующих условиях:
·          государственная организация продает компании сырье по льготнымценам;
·          комплектующие элементы, которые импортируются, также продаютсякомпании государством по ценам ниже международных рыночных;
·          предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартовстраны;
·          в результате предприятие продает товары государственномупредприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежомна свободном рынке.
Задачазаключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта,сравнив его со следующими вариантами:
·          продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам,платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары посвободным ценам;
·          покупать аналогичный (главным образом по показателям качества)товар за границей.
Такимобразом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльностьгосударства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.
В чемнеобходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный,то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодновладельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя наглобальность последующего определения, перечислим основные черты свободногорынка:
·          изобилие покупателей и продавцов;
·          все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;
·          цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца ипокупателя;
·          нет барьеров для входа новых компаний в рынок.
Такуюситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реальноцены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются илизанижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, еслиизвестен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценкиих финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность иэкономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национальноприоритетным задачам).
Измерениеэкономической притягательности инвестиционного проекта может быть осуществленопо следующей схеме.
 
Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например: /> Цели государства Вес цели 1 Приток твердой валюты 0.30 2 Экономия твердой валюты 0.20 3 Увеличение продуктов на местном рынке 0.15 4 Обеспечение занятости населения 0.20 5 Развитие регионов 0.15 /> Всего 1.00
Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов определяют численную мерудостижения каждой цели W (в абсолютных значениях или в процентномотношении к лучшему). Для каждого проекта вычисляют взвешенное значениекомплексного критерия
/>.
Шаг 3. Выбор наилучшего варианта производится по критерию максимумаобобщенного критерия.
Измерениеэкономической эффективности производится с учетом стоимости возможной закупкиресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), имногого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадаетс мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами другихстран).
Укрупнённопроцедура оценки экономической эффективности может быть представлена в видеследующей последовательности.
·          Представить результаты финансового анализа.
·          Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зренияэкономического анализа.
·          Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают попричине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
·          Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов иполучения такого же продукта.
·          Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они неизменяют общего богатства страны).
·          Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходнымобъемом инвестиции (это будет конечный итог).
Еще разподчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупныхинвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства ипризваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятиеразрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе,самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интереспроекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридическихлиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этихлиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
2.7Институциональный анализ
Институциональныйанализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта сучетом организационной, правовой, политической и административной обстановки.Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым.Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов,сопровождающих инвестиционный проект.
Оценкавнутренних факторов обычно производится по следующей схеме:
·          Анализ возможностей производственногоменеджмента. Анализируя производственныйменеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:
— опыт иквалификация менеджеров предприятия,
— ихмотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли),
— совместимостьменеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностямипроекта.
·          Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализациипроекта, должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий.Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новойдля предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложитьсяситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствуетразрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либонанимать новых.
·          Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным.Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитиепроекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесспринятия решений и как осуществляется распределение ответственности за ихвыполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемогоинвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру,перейдя от иерархической структуры управления к матричной в целом попредприятию.
Основныеприоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловленыследующими двумя аспектами.
Политикагосударства, в которой выделяются для детального анализа следующие позиции:
·          условия импорта и экспорта сырья и товаров,
·          возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства иэкспортировать товары,
·          законы о труде,
·          основные положения финансового и банковского регулирования.
Данныевопросы наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечениезападного стратегического инвестора.
Одобрениегосударства. Данный фактор следует рассматривать главным образом для крупныхинвестиционных проектов, направленных на решение крупной задачи в масштабахэкономики страны в целом. Здесь наиболее важным является фактор времени дляодобрения. Наиболее опасной выглядит ситуация, когда проект безупречен втехническом, финансовом и экономическом отношении, есть инвесторы, готовыесейчас вложить деньги в проект, но решение государства задерживается илиоткладывается на 1-2 года. В результате инвестор вкладывает деньги в другойпроект.
 
2.8 Анализриска
Сутьанализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений,будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных,необходимых, например, для финансового анализа является неопределенной. Это,прежде всего, элементы затрат, цены, объемы продаж продукции и другие. Вбудущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли),так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторонуухудшения, так и в сторону улучшения.
 В процессереализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья икомплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимостьпродаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль,будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения ивероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль,то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тембольшему риску подвержен проект.
 Иногда впроцессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может бытьпроведен по следующей схеме.
·          Выбирают параметры инвестиционного проекта, неопределенные внаибольшей степени.
·          Производят анализ эффективности проекта для предельных значенийкаждого параметра.
·          В инвестиционном проекте представляют три сценария:
1) базовый,
2) наиболеепессимистичный,
3) наиболееоптимистичный (необязательно).
Стратегическийинвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.

Заключение
В данной курсовойработе мы рассмотрели все основные положения инвестиционного проектирования, иможем заключить, что процесс оценки каждого конкретного инвестиционного проектаесть процесс трудоемкий и ответственный, состоящий из определенных стадий,рассмотрение которых имеет огромное значение, так как от правильности принятогорешения зависит экономическая эффективность деятельности компании в целом.Принятие убыточного инвестиционного проекта может привести к значительнымубыткам организации, вплоть до её банкротства.
Взаключение отметим, что окончательно инвестиционный проект оформляется в видебизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленныевыше вопросы. В то же время, структура бизнес-плана не предполагает повторениеразделов настоящей курсовой работы. Более того, следует однозначно уяснить, чтонет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всехслучаях жизни”. Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, долженудовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решениякоторого зависит дальнейшая судьба проекта.
Если изобщего объема инвестиций, или «Валовых инвестиций»(В), вычестьамортизационные отчисления (А), то полученные «Чистые инвестиции» (Ч)будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственныефонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновениеследующих макроэкономических пропорций:
а) Ч В, что приводит к снижению производственного потенциала,уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;
б) Ч = 0,или В = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;
в) Ч >0, или В > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство,экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы ростаобъема чистых инвестиций.
Понятно ито, что предприятие как социально-экономическая система, имеющая основной цельюгенерирование прибыли, целесообразность любых своих действий рассматривает восновном с позиции их экономической выгодности.
Любаясоциально-экономическая система в момент ее создания формирует новую системууправления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы испособствующие их нормальному течению, и в том числе разработка, анализ иосуществление инвестиционных проектов.
Рассмотренныепроблемы финансового характера, в рамках антикризисного управления, являетсялишь частью накопленного опыта по борьбе за «живучесть» предприятия в условияхсовременной рыночной экономики России. В постоянной конкурентной борьбепредприятий, поиски новых источников финансирования, накапливается огромныйопыт по финансовому управлению который, с моей точки зрения заслуживает особоговнимания и изучения с позиции такой дисциплины как финансовый менеджмент.

Списокиспользуемой литературы
 
1.   КовалевВ.В. «Финансы предприятий», Учеб. пособие, — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002г. – 352с.
2.   ВершигораЕ.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие; 2-ое издание, переработанное и дополненное.– М.: ИНФРА-М, 2000г. –352с.
3.   ТейлорФ.У. «Принципы научного менеджмента» // Контролинг, 1991г. – 321с.
4.   ПавловаЛ.Н. «Финансовый менеджмент»: Учеб. для вузов – 2-е изд., 2001г. – 269с.
5.   КабушкинН.И. «Основы менеджмента»: Учебное пособие. – 3-е изд. – Минск «Новое издание»,2000г. – 336с.
6.   ДробозинаЛ.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др., «Финансы. Денежное обращение.Кредит.», Учебник для вузов. Под редакцией проф. Л.А. Дробозиной. – М: Финансы,ЮНИТИ, 1999г. – 479с.
7.   ВольтерО.Э., Понеделкова Е.Н.: «Финансовый менеджмент».Учеб. и учеб. пособия длястудентов вузов – М.: Колос. 2000г. 358с.
8.   БорисовЕ.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. – М.: Юристъ, 1999г. – 195с.
9.   ЯндиевМ.И. «Теория финансов. Трансформация финансов органов власти» — Учебноепособие. – М.: ТЕИС, 2001г. – 421с.
10.  Бланк И.А. «Финансовыйменеджмент»: Учебный курс – К.: Ника-Центр, 1999г. – 265с.
11.  «Антикризисноеуправление»: Учебное пособие для технических вузов, В.П.Крыжаковский,В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др., под ред. Э.С.Минаев и В.П.Панакумина. – М.:«Издательство ПРИОР», 1998г. – 538с.
12.  Comparative InternationalAccounting, — 220с.
13.  Румянцева З.П.«Менеджмент организации», М, 1996г.
14.  Виханский А.С., НаумовА.Н. «Менеджмент»: Учеб. 3-е изд., М, 1998г.
15.  Старобинский Л.М. «Основыменеджмента на коммерческой фирме». М., 1994г.
16.  «Общая теорияфинансов»: Учебник/ Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.
17.  Павлова Л.Н. «Финансовыйменеджмент. Управление денежным потоком предприятия».: Учебник. – М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ 1995г.
18.  Финансы предприятия: Учебпособие/ Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, 1995г.
19.  Камаев В.Д. и колл. авт.«Экономическая теория». Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.
Брайчева Т.В.«Государственные финансы»: — СПб: Питер, 2001г. – 288с.
20.  Брайчева Т.В.«Государственные финансы»: — СПб: Питер, 2001г. – 288с.
21.  Пушкорева В.М. «Историяфинансовой мысли и политика налогов» Учеб. пособие – М.: «Финансы истатистика», 2001г. – 256с.
22.  Озеров И.Х.«Экономическая Россия и ее финансовая политика» — с.242-243.
23.  Родионова Н.В.«Антикризисный менеджмент», Учеб. пособие – издательство ЮНИТИ-ДАНА – 223с.
24.  «Финансы предприятий».Под ред. проф. Н.В.Колчиной, учебник. 2-е изд. перераб. и доп. – 447с.
25.  «Финансовый менеджмент.Практикум». Под. ред. Н.Ф.Самсонова, учеб. пособ. – издательство ЮНИТИ-ДАНА –269с.
26.  Герчикова Н.Н.«Менеджмент». Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. — издательство ЮНИТИ-ДАНА –501с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.