Реферат по предмету "Менеджмент"


Бизнес-план: структура и порядок разработки разделов плана

Курсовой проект
На тему: «Бизнес план:структура и порядок разработки разделов плана»

Введение
Оптимальнымвариантом достижения более эффективных принимаемых решений в современныхэкономических условиях хозяйствования является бизнес план.
Каждыйпредприниматель, как начинающий, так и опытный, должен не только яснопредставлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных,трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь четкорассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессепроизводственно-хозяйственной деятельности фирмы.
Невозможнодобиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своейдеятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевыхрынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах ивозможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательстваимеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческойдеятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойтипотенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможногобанкротства.
Любое новоедело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии.Бизнес-план – это очень хорошее средство для их осмысления. Само планированиеиграет важную роль, для того чтобы убедить партнеров и инвесторов вправильности выбранного направления. Особенно важно планирование в коммерческойдеятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе,предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия (фирмы,компании).

1. Бизнес-план.Цель, задачи и особенности составления
 
Бизнес-план – это документ,содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализациикакого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлятьего рекомендуется на 3–5 лет. Для первого и второго года показатели следуетдавать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе.
Бизнес-планнеобходим:
- дляразработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развитияпредприятия;
- длявыполнения функции планирования;
- дляоценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
- дляпривлечения денежных средств;
- дляпривлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций,конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Цельразработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспективразвития фирмы, т.е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность наближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностейфирмы по их удовлетворению.
Побудительнымипричинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считатьследующие три:
1) сампроцесс бизнес – планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно,критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План –это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты вусловиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при егореализации;
2)бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащемиспользовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;
3)законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса довсех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов,государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включаяработников фирмы.
Составлениебизнес-плана необходимо в следующих случаях:
1. Открытиенового предприятия.
2. Выход нарынок с новой услугой или продуктом.
3. Расширениесферы деятельности.
Грамотноесоставление бизнес плана обеспечит долю успеха по привлечению инвестора.
И наоборот,прекрасная при детальном рассмотрении идея, поданная неумело или же оформленнаяне в должной форме, рискует быть отвергнутой. Потому так важно на этаперазработки бизнес планов заручаться поддержкой профессионалов.


2. Структура и содержание бизнес-плана
 
2.1 Механизм разработки бизнес-плана
бизнес планэкономический разработка1) Резюме.
Представляются основные идеи бизнес-плана. Принеобходимости привлекается внимание и заинтересованность потенциальногоинвестора или кредитора.
Сюдавключается следующая информация:
- цельи задачи бизнес-плана;
- описаниепредприятия, его специализация;
- сведенияо квалификации управленческого персонала;
- преимуществапродукции предприятия на рынке;
- текущеефинансовое состояние предприятия, ресурсы;
- возможностироста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;
- описаниена рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
- источникифинансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
- рискипредприятия, их уровень;
- экономическоеобоснование и эффективность проекта.
Это краткоеизложение бизнес-плана. Резюме составляется уже в последнюю очередь наосновании ключевых фраз разделов плана.2) Характеристикапредприятия и продукции.
Здесьуказываются следующие сведения:
- полноеи сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номеррегистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;
- организационно-правоваяформа предприятия;
- размеруставного капитала;
- учредителипредприятия с указанием их доли в уставном капитале;
- характеристикименеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера
- основнойвид деятельности предприятия;
- формулировкамиссии предприятия;
- оценкасильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Анализсильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформлятьв виде таблицы:Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Недостатки Оценка Менеджмент предприятия
-  предпринимательская культура и философия
-  цели и стратегии
-  система мотивации сотрудников Производство
-  оборудование
-  гибкость производственных линий
-  качество производственного управления и планирования Научные исследования и разработки
-  интенсивность и результаты
-  ноу-хау
-  использование новых информационных технологий Маркетинг
-  организация сбыта
-  расположение сбытовых филиалов
-  фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов Кадры
-  возрастная структура
-  уровень образования
-  квалификация и мотивация труда персонала Финансы
-  доля собственного капитала
-  уровень финансового состояния
-  возможности получения кредита
Далее идетописание продукта предприятия с позиции потребителя, обосновываетсянеобходимость совершенствования продукта.
«О продуктеприводятся следующие сведения:
- областьприменения;
- какуюпотребность удовлетворяет;
- второстепенныеобласти применения;
- показателикачества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.);
- внешнееоформление и упаковка;
- патентнаязащищенность;
- описаниепреимуществ планируемого к производству продукта;
- сильныеи слабые стороны товара;
- сравнениес другими товарами».3) Анализ рынков иосновных конкурентов.
В этомразделе бизнес-плана уделяется внимание следующим вопросам:
- определениеразмеров (емкости) рынка;
- степеньнасыщенности рынка;
- выявлениенаиболее перспективных рынков сбыта;
- оценкаосновных конкурентов.
Оценка рынковсбыта включает выяснение:
- уровняспроса;
- степениудовлетворения спроса;
- уровняконкуренции;
- долипотребителей, готовых купить продукцию.
Анализ иоценка конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
- объемпродаж, натуральные показатели;
- занимаемаядоля рынка, в%;
- уровеньцены;
- финансовоеположение (рентабельность);
- уровеньтехнологии;
- качествопродукции;
- расходына рекламу;
- привлекательностьвнешнего вида;
- времядеятельности предприятия, лет.4) Планированиепроизводства.
В этомразделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия,дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологическойи организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектомэтого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.
В описаниитехнологического процесса указываются:
- требуемыепроизводственные мощности;
- потребностьи условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребностьв сырье, материалах, контроль качества и дисциплина поставок;
- требованияк источникам энергии и их доступность;
- подготовкапроизводства;
- контролькачества продукции.
В требованияхк квалификации и наличию необходимого персонала дается характеристика:
- производственногоперсонала;
- инженерно-техническогоперсонала;
- административногоперсонала
- условийтруда;
- формыи оплаты стимулирования труда.
Структураэтого раздела бизнес-плана будет следующая:
1. Производственнаяпрограмма предприятия:
- объемвыпуска продукции;
- доляреализации продукции в соответствии с договорами купли-продажи;
- коэффициентроста объемов выпуска продукции.
2. Схематехнологического процесса.
3. Потребностьв основных фондах:
- зданияи сооружения производственного назначения;
- рабочиемашины и оборудование;
- транспортныесредства;
- общаяпотребность и прирост основных фондов;
- расчетнеобходимой массы исходного сырья:
– расчетобщей потребности оборудования по годам:№
Наименование
оборудования Необходимая масса исходного сырья (М) Технологический коэффициент (Кт) Годовой фонд эффективного рабочего времени (ГФРВ) Производительность, кг/ч (Пт) Количество единиц оборудования (К) 1-й год
2-й
год 3-й год 1-й год 2-йгод 3-й год Гр3*гр6/гр. 7/гр8 Гр4*гр6/гр7/гр8 Гр5*гр6/гр7/гр8 «К= М*Кт/ГФРВ / Пт»(2)

стоимостьосновных производственных фондов: виды и наименование основных производственныхфондов, предприятие-производитель, количество, цена и всего по годам.
4. Планпроизводства:
- планированиепотребности в оборотных средствах: Сырье и материалы, топливо, электроэнергия,тара, запасные части, незавершенное производство, готовая продукция на складе –количество, цена, стоимость, стоимость переходящего запаса за каждый год;
- стоимостьсырья и вспомогательных материалов:№ Виды и наименование сырья и вспомогательных материалов 1-й год 2-й, 3-й год Кол-во, кг Цена, руб. Стоимость, руб. Кэффициент роста объема выпуска продукции Кол-во с учетом коэффициента роста объема Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию Цена с учетом индекса цен на сырье, руб. Стоимость, руб. гр3*гр4 гр3*гр6 гр10/гр8 гр5*гр6*гр8
«Размерпереходящего запаса (норматив оборотных средств) зависит от величиныпотребности в различных видах материалов, сезонности их поставок и определяетсяпо формуле:
 
T=Q*M/Д,
Где Q – стоимость сырья,материалов, руб.,
М – нормапереходящего запаса, дней,
Д – числодней планируемого периода.»
Нормативоборотных средств на топливо и энергию исчисляется так же, как на сырье иматериалы, при условии, что это не газообразное топливо и не электроэнергия.
Норматив позапасным частям устанавливается исходя из сроков их поставки и времени,необходимого для ремонта. Как правило, норматив устанавливается в процентах отбалансовой стоимости основных фондов.
«Нормативоборотных средств по незавершенному производству (Нн) определяется стоимостьюначатых, но не законченных производством изделий, находящихся на различныхстадиях производственного процесса по формуле:
 
Нн=Р*Т*К,
Где Р –однодневные затраты на производство продукции, руб.,
Т –длительность производственного цикла, дней,
К –коэффициент нарастания затрат.
Коэффициентнарастания затрат (К) определяется по формуле:
 
К=(А+0,5Б)/(А+Б),
Где А –затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла, руб.,
Б – остальныезатраты, входящие в себестоимость продукции, руб.
Кединовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы,полуфабрикаты. Остальные затраты (Б) считаются нарастающими. К ним относятсяамортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другиесоставляющие себестоимости продукции.
Нормативоборотных средств на готовую продукцию (Нг) определяется по формуле:
 
Нг=Р*Д,
Где Р – однодневныйвыпуск товарной продукции по себестоимости,
Д – нормазапаса в днях, складывающаяся из времени комплектования и накопления продукциидо необходимых размеров, времени ее хранения на складе и упаковки и времени содня выписки счетов и платежных документов до дня зачисления сумм на счетпредприятия.
Норматив порасходам будущих периодов (Нб) рассчитывается по формуле:
 
Нб=Р0+Рп-Рс,
Где Р0 –сумма расходов будущего периода на начало планируемого периода, руб.,
Рп – расходы,производимые в плановом периоде по смете, руб.,
Рс – расходы,включаемые в себестоимость продукции планируемого периода, руб.»
Общаяпотребность в оборотных средствах – совокупный норматив оборотных средствопределяется суммированием частных нормативов по их элементам. Разница междунормативами по годам составляет прирост оборотных средств, который учитываетсяв финансовом разделе бизнес-плана.
Отдельныестатьи себестоимости заполняются на основе результатов предыдущих расчетов.
Стоимостьводы на технологические цели и прием сточных вод определяется исходя из общейпотребности воды на технологические цели в м куб. и расценки за 1 м куб.,установленный местными органами власти.

5. Потребностьв персонале и заработной платеНаименование категорий работников 1-й год 2-й, 3-й год Потребность, чел. Среднегодовая зарплата, руб. Затраты на зарплату, руб. Начисления на зарплату, руб. Затраты на зарплату, руб. Начисления на зарплату, руб. 1. Рабочие основного производства 2. Рабочие вспомогательного производства 3. Специалисты и служащие Итого
Планируемаячисленность персонала и уровень затрат на заработную плату№ Категории работников и занимаемая должность Число работников, чел. Тарифная ставка, руб. Фонд рабочего времени, ч. Затраты на заработную плату по годам, руб. 1-й год 2-й год 3-й год
Перваятаблица заполняется на основании второй, вспомогательной таблицы.
Фонд рабочеговремени определяется согласно рабочему табелю-календарю.
6. КалькуляциясебестоимостиПоказатели 1-й, 2-й, 3-й годы при объеме производства ….кг. На единицу продукции (отпускная цена) Всего
1. Объем продаж, выручка от реализации
(без НДС) – всего 2. Себестоимость. 2.1 Сырье и материалы 2.2 Вода на технологические цели 2.3 Топливо на технологические цели 2.4 Электроэнергия на технологические цели 2.5 Затраты на оплату труда 2.6 Начисления на заработную плату 2.7 Амортизация (износ основных производственных фондов) 2.8 Расходы на рекламу 2.9 Налоги в дорожные фонды 2.10 Арендная плата 2.11 Затраты на запасные части 2.12 Плата за воду 2.13 Прочие затраты Полная себестоимость (итого по разделу 2) 3. Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности 3.1 Налог на имущество 3.2 Налог на рекламу 3.3 Целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели 3.4 Сбор на нужды образовательных учреждений Итого по разделу 3 4. Балансовая прибыль (разд. 1 – итог разд. 2 – итог разд. 3) 5. Налог на прибыль 6. Чистая прибыль (разд. 4 – разд. 5)
«Суммаамортизационных отчислений (АО) определяется по формуле:
АО = Со.ф.*Н/100%,
Где Со.ф. –среднегодовая стоимость основных фондов, руб.,
Н – нормаамортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, % к ихбалансовой стоимости.» (2)
Расходы нарекламу определяются в зависимости от установленных расценок на нее в средствахмассовой информации.
Налоги вдорожные фонды складываются из налога на пользователей автодорог, налога наприобретение транспортных средств, налога с владельцев автотранспортныхсредств.
Налог напользователей автодорог определяется в размере процента от выручки. (Если новоепредприятие, то выручка определяется исходя из запланированного объемапроизводства и цены основного конкурента).
«Налог наприобретение транспортных средств (Нпт) определяется по формуле:
 
Нпт=(Ст-НДС)*Сн/100%,
Где Ст –стоимость транспортного средства, руб.,
Сн – ставканалога на приобретение транспортных средств, %,
НДС – налогна добавленную стоимость, который определяется по формуле:
 
Ст*16,67%/100%,руб.
Налог свладельцев автотранспортных средств определяется исходя из мощности мотора иставки налога за единицу мощности, устанавливаемой местными органами власти.
Суммаарендной платы (АП) за здания, сооружения и нежилые помещения в жилых домах,находящихся в муниципальной собственности, определяется по формуле:
 
АП=S*Ас,
Где S – размер арендуемойплощади, м кв.,
Ас – ставкаарендной платы за 1 м кв., руб., которая определяется по формуле:
 
Ас=Сд*(К1+К2+К3–2)*К4*К5*К6*К7,
Где Сд –ставка на арендуемое производственное помещение или офис, руб./м кв.,
К1 –коэффициент технического благоустройства,
К2 –коэффициент территориально-экономической зоны,
К3 –коэффициент физического состояния здания, зависящий от срока эксплуатации,
К4 –коэффициент увеличения минимальной оплаты труда,
К5, К6, К7 –понижающие коэффициенты.» (2)
Плата за водуопределяется исходя из необходимого объема воды на технологические цели в мкуб. и тарифной ставки за воду, руб. /м куб., установленной местными органамивласти.
К прочимзатратам относятся затраты на отопление производственного помещения, наосвещение помещения, на топливо для автомобиля, обязательные страховые платежиза имущество предприятия.
Затраты наотопление и освещение помещений определяются умножением плановой потребности втепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы (руб. /Гкал, руб./кВт).
«Затраты натопливо для автомобиля (Зт) определяются по формуле:
Зт=Lс*Дэ*Нр*Ц,
Где Lс – среднесуточный пробегавтомобиля, км,
Дэ –количество дней эксплуатации, дней,
Нр – нормарасхода топлива на 1 км пробега, л/км,
Ц – ценатоплива за 1 л, руб./л» (2)
Размерстраховых платежей устанавливается исходя из среднегодовой стоимости имуществаи страховой ставки (ставка устанавливается в процентах от среднегодовойстоимости имущества).
Налоги,относимые на финансовые результаты деятельности, включают налог на имущество,налог на рекламу, целевые сборы на содержание правоохранительных органов,благоустройство, нужды образования и другие цели, сбор на нужды образовательныхучреждений.
Налог наимущество предприятия определяется исходя из среднегодовой стоимости имуществапредприятия и ставки налога на имущество в процентах к среднегодовой стоимостиимущества.
Налог нарекламу исчисляется умножением стоимости рекламных услуг на ставку налога впроцентах к стоимости рекламных услуг.
«Целевые(местные) сборы Цс определяются по формуле:
 
Цс=Чс*ММОТ*12*Сн/100%,
Где Чс –среднесписочная численность работников, чел.,
ММОТ –минимальная месячная оплата труда, руб.,
12 –количество месяцев в году,
Сн – ставканалога, устанавливаемая местными органами государственной власти, %.» (2)
Налог нанужды образовательных учреждений определяется исходя из фонда оплаты труда,ставки налога в процентах к фонду оплаты труда.
Налог наприбыль исчисляется умножением суммы налогооблагаемой (Балансовой) прибыли на ставкуналога на прибыль.
В концераздела можно представить график динамики цены продукции (без НДС),себестоимости единицы продукции и объема производства продукции и объемапроизводства продукции в натуральном выражении.5) План маркетинговойдеятельности.
В этомразделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся вприведении возможностей предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
В стратегиипроникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действийпо:
- проникновениюна новый рынок,
- введениюнового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны нановые сегменты рынка.
Планмаркетинга предусматривает следующие разделы (См. приложение 2):
1. Анализценовой политики и методы ценообразования:
Включаетхарактеристику и оценку фактического состояния дел, а также прогноз положениядел, оценку его показателями и действия по его улучшению. Используютсяследующие данные:
- насколько цены отражают издержки предприятия, конкурентоспособность товара, спросна него;
- вероятнаяреакция покупателей на изменение цены;
- оценкапокупателями уровня цен на товары предприятия;
- отношениепокупателей к установленным ценам;
- использованиепредприятием политики стимулирующих цен;
- использованиепредприятием политики стандартных цен;
- действияпредприятия при изменении цен конкурентами;
- известностьцен на товары предприятия потенциальным клиентам.
Отельныехарактеристики даются после установления цен на запланированную продукцию.Основными методами ценообразования являются «средние издержки +прибыль»,обеспечение целевой прибыли.
Определениецены (Ц) методом «средние издержки + прибыль» производится по формуле:

Ц=(Сс+П)+НДС,
Где Сс –полная себестоимость единицы продукции, руб.,
П –планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.,
НДС – налогна добавленную стоимость на единицу продукции, который определяется от ценыпредприятия на единицу продукции (Сс+П) по установленной ставке НДС, %.
Далеерассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене по формуле:
 
Кэ=(Q2-Q1)/(Q1+Q2)/(P2-P1)/(P2+P1),
Где Q1, Q2 – объемы продажпланируемого предприятия и основного конкурента,
Р1, Р2 – цены единицы продукции планируемогопредприятия и основного конкурента, руб./ед.
Если Кэ>1, то спрос эластичен по цене, т.е.изменение цены единицы продукции на 1% повлечет изменение объема продаж внатуральных единицах больше чем на 1%.
Если К
Определение средневзвешенной рыночной цены, необходимойдля сопоставления с планируемой ценой (Цср), осуществляется по формуле:
 
Цср=(Q1*P1+Q2*P2+…Qn*Pn)/(Q1+Q2+…Qn),
Где Q1…, Qn – объемы продаж конкурента на планируемом рынкесбыта, ед.,
Р1…, Pn – цена единицы продукции конкурентов напланируемом рынке сбыта, руб./ед.
Уровень планируемой предприятием цены напродукцию означает выработку им ценовой стратегии. Возможны ценовые стратегии:
- вытеснениеконкурентов;
- получениесверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
- сохранениестабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
- освоениеи удержание свободной доли рынка и др.
2. Реклама.
В части рекламы описываются тип (товарная илифирменная) и средства распространения применяемой рекламы (пресса, печатнаяреклама, наружная реклама, экранная, теле- и радио – реклама). Расходы нарекламу определяются в разделе «Планирование производства».
3. Методыстимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажногосервиса.
Включаетхарактеристику и оценку фактического состояния дел, а также прогноз положениядел, оценку его показателями и действия по его улучшению. Используютсяследующие данные:
- оналичии программы ФОССТИС (служба формирования спроса и стимулирования сбыта);
- результатыреализации программы;
- используемыеприемы ФОССТИС;
- эффективностькаждого приема;
- использованиерассрочки или других видов кредита в качестве стимулятора сбыта;
- известностьпотенциальным покупателям условий рассрочки и иных видов кредита;
- предоставлениеобразцов товара на пробу;
- использованиеканалов распространения информации ФОССТИС «директ мейл», пресса, радио,выставки, симпозиумы;
- эффективностьэтих каналов;
- приемыпобуждения сбытового персонала;
- использованиепремиальной торговли;
- соответствиеторговой сети поставленным целям фирмы;
- специализацияперсонала по рынкам и товарам;
- определениепредполагаемых объемов продаж;
- оценкаработы торгового персонала;
- цели,поставленные перед рекламой;
- средства,выделенные не рекламу;
- оценкапокупателями качества рекламных текстов;
- наличиесвязи между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли;
- наличиефирменного стиля рекламы;
ФОССТИС(служба формирования спроса и стимулирования сбыта)
- наличиетоварного знака;
- эффективностьпривлечения внимания с помощью упаковки;
- сохранениетовара от повреждения посредством упаковки;
- облегчениеработы продавца с помощью упаковки;
- использованиеупаковки после изъятия из нее товара покупателем;
- степеньузнаваемости товара предприятия на фоне других товаров;
- соответствиевариантов расфасовки требованиям данного рынка.6) Организационный план.
В этомразделе бизнес-плана раскрывается организационно-правовая форма хозяйствованияпредприятия. Обосновывается организационная структура предприятия (линейная,функциональная, штабная, матричная), производится оценка оргструктуры.
Одним изпоказателей оценки эффективности оргструктуры является интегрированныйпоказатель эффективности оргструктуры (Кэ.ф.у.):
 
Кэ.ф.у.=1-Зу*Куп /Фо*Фв,
Где Зу – затраты науправление, приходящиеся на одного работника аппарата управления,
Куп – удельный весчисленности управленческих работников в общей численности,
Фв –фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся наодного работника),
Фо –фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции), приходящаяся наединицу основных и оборотных фондов.7) План по рискам.
Значениераздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, немогут быть достигнуты полностью или частично.
Составляетсяперечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данногопроекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам.Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен Появление альтернативного продукта Снижение спроса Снижение цен конкурентов Снижение цен Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен Рост налогов Уменьшение чистой прибыли Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, перевозки Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или снижение объема производства

Расчет рискана планируемый период может быть следующим.
Допустим, запредыдущие пять лет уровень рентабельности на планируемую продукцию поаналогичным предприятиям составлял: 5%, 10, 7, 6, 8%, а планируемый уровеньрентабельности – 11%.
«Чтобыопределить, насколько рискован запланированный уровень рентабельности,производятся расчеты в следующей последовательности:
1. Определяемсредневзвешенную рентабельность через вероятности, поскольку событий (данных обуровне рентабельности) 5, то вероятность каждого события составит 1/5,следовательно:
Средняярентабельность=5*1/5+10*1/5+7*1/5+6*1/5+8*1/5≈7,2%.
2. Определяемдисперсию как сумму произведений всех квадратов разниц между фактической исредней их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:
Дисперсия =(5–7,2)^2*1/5+(10–7,2)^2*1/5+(7–7,2)^2*1/5+(6–7,2)^2*1/5+
+ (8–7,2)^2*1/5=2,96
3. Рассчитываемстандартные отклонения как величину, соответствующую квадратному корню издисперсии. Размер стандартного отклонения и есть уровень риска. Чем выше стандартноезначение, тем рискованней рассматриваемый проект:
Стандартноеотклонение = √дисперсии=√2,96≈1,7.
Это значит,что наиболее вероятное отклонение рентабельности продукции от ее среднейвеличины составит ±1,7%, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, чторентабельность продукции по расчетам составит 5,5% (7,2–1,7), а пооптимистическому прогнозу – 8,9% (7,2 +1,7). Проект достаточно рискованный,поскольку планируется уровень рентабельности продукции – 11%.» (3)
После оценкистепени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.8) Финансовый план.
В этом разделе бизнес-плана обобщают всепредшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостномварианте.
Он включаетвыполнение следующих расчетов:
- распределениечистой прибыли (Планирование средств фондов накопления и потребления):Номер строки Показатели 1-й год 2-й год 3-й год
Фонд накопления
1
Чистая прибыль
 
 
 
2
Источники формирования средств фонда накопления
 
 
  2.1 Остатки средств фонда на начало планируемого периода (стр. 6 предшествующего периода) 2.2 Амортизационные отчисления 2.3 Отчисления от чистой прибыли 2.4 Прирост устойчивых пассивов 2.5 Долгосрочный кредит банка
3
Всего источников (стр. 2.1+стр. 2.2+стр. 2.3+стр. 2.4+
+стр. 2.5)
 
 
 
4
Направления использования средств фонда накопления
 
 
  4.1 Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом 4.2 Затраты на приобретение основных фондов 4.3 Затраты на прирост оборотных средств 4.4 Погашение долгосрочного кредита банка (согласно договору)
5
Всего затрат (стр. 4.1+стр. 4.2+стр. 4.3+стр. 4.4)
 
 
 
6
Излишек средств (стр. 3 – стр. 5)
 
 
 
7
Недостаток средств (стр. 5 – стр. 3)
 
 
 
Фонд потребления
1
Чистая прибыль
 
 
 
2
Источники формирования средств фонда потребления
 
 
  2.1 Остатки средств фонда потребления на начало планируемого периода (п. 6 предшествующего периода) 2.2 Отчисления от чистой прибыли 2.3 Прочие поступления 2.4 Фонд оплаты труда
3
Всего источников (стр. 2.1+стр. 2.2+стр. 2.3+стр. 2.4)
 
 
 
4
Направления использования средств фонда потребления
 
 
  4.1 Оплата труда 4.2 Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников 4.3 Социальные и трудовые выплаты работникам 4.4 Премирование
5
Всего затрат (стр. 4.1+стр. 4.2+стр. 4.3+стр. 4.4)
 
 
 
6
Излишек средств (стр. 3 – стр. 5)
 
 
 
7
Недостаток средств (стр. 5 – стр. 3)
 
 
 
К устойчивымпассивам относятся минимальные задолженности по заработной плате сначислениями, бюджету, временно свободные остатки фонда потребления и пр.
Кредиторскаязадолженность по оплате труда (Кзп) рассчитывается по формуле:
 
Кзп=ФОТ*Д/360,
Где ФОТ –расходы на оплату труда с начислениями, руб.,
Д – числодней с начала месяца до установленного дня выплаты заработной платы.
Кредиторскаязадолженность бюджету определяется аналогично задолженности по заработнойплате.
Приростустойчивых пассивов определяется разницей между их размерами по годам.
Уплатапроцентов за пользование кредитом (Скр) рассчитывается по формуле:
 
Скр=Рк*Нкр/100%,
Где Рк –среднегодовой размер кредита, руб.,
Нкр –процентная ставка банка за кредит.
- Балансденежных средств.
Составляетсядля того, чтобы определить, достаточно ли денежных средств у предприятия дляосуществления нормального бесперебойного процесса производства в каждый моментвремени.№ Показатели На 01 января каждого года
1
Денежные средства на начало года
2
Денежные поступления: – выручка от продажи с НДС – кредиты – прирост устойчивых пассивов
3
Всего поступлений
4
Платежи на сторону: – затраты на производство продукции без амортизации – уплата налогов, относимых на финансовый результат – затраты на приобретение основных фондов -уплата процентов за кредит – норматив оборотных средств – прирост оборотных средств – погашение кредита – уплата НДС – уплата налога на прибыль
5
Всего платежей
 
6
Остаток денежных средств на конец периода (стр. 3 – стр. 5)
 
Суммаденежных средств на начало планируемого периода берется из отчетных балансовактивов и пассивов предприятия, а на последующие планируемые периоды из стр. 6предшествующего периода.
Планированиевыручки осуществляется с учетом времени поступления денежных средств на счетпредприятия за отгруженную продукцию.
Платежи насторону складываются из:
- затратна производство продукции без амортизации;
- уплатыналогов, относимых на финансовый результат;
- затратна приобретение основных фондов;
- уплатыпроцентов за кредит;
- нормативаоборотных средств;
- приростаоборотных средств;
- погашениякредита;
- уплатыНДС;
- уплатыналога на прибыль.
Припланировании этих затрат следует учитывать как поступления денежных средств,так и время их уплаты предприятием (продолжительность нормальной кредиторскойзадолженности поставщикам, бюджету и др.)
Доходы изатратыНомер строки Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 1 Доходы (выручка) от реализации (без НДС) 2 Полная себестоимость – всего
В том числе:
Условно-переменные затраты Условно-постоянные затраты 3 Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности 4 Балансовая прибыль 5 Налог на прибыль 6 Чистая прибыль 7
Рентабельность продукции, %
(стр. 6 / стр. 2*100%) 8
Рентабельность продаж, %
(стр. 6 / стр. 1*100%)
- Финансовыйплан предприятия на первый планируемый год (баланс доходов и расходов)Источники средств Прибыль Амортизация Отчисления от себестоимости Прочие доходы Кредиты банка Фонд потребления Фонд накопления итого Направление средств 1. Платежи в бюджет: -налог на прибыль Х Х Х Х Х -налог на имущество Х Х Х Х Х -плата за пользование водными ресурсами Х Х Х Х Х Х -налог на добавленную стоимость Х Х Х Х Х Х -налог на рекламу Х Х Х Х Х Х -сбор на нужды образовательных учреждений Х Х Х Х Х Х -целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство, нужды образования Х Х Х Х Х Х 2. Арендная плата Х Х 3. Погашение ссуд банка Х Х Х Х Х 4. Капитальные вложения Х Х Х Х Х 5. Прирост оборотных средств Х Х Х Х Х 6. Налоги в дорожные фонды Х Х Х Х Х Х 7. Расходы на социально-культурные мероприятия Х Х Х 8. Отчисления в фонд потребления Х Х Х Х 9. Отчисления в фонд накопления Х
10. Платежи в пенсионный фонд и фонд социального страхования;
платежи в фонд занятости, фонд медицинского страхования Х Х Х Х Х 11. Неиспользованные остатки фонда потребления на коней периода Х Х Х Х Х 12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода Х Х Х Х Х 13. Уплата процентов за краткосрочный кредит Х Х Х 14. Уплата процентов за долгосрочный кредит Х Х Х Х Х 15. Прочие затраты на производство продукции Итого
Финансовыйплан составляется затем, чтобы проверить правильность учета источников средстви их распределения. Здесь по горизонтали обозначаются возможные источникисредств (прибыль, амортизация и др.), а по вертикали – направления средств(платежи в бюджет, арендная плата, уплата процента за кредит и др.).
Такимобразом, столбики по вертикали показывают распределение средств в каждой статьедоходной части финансового плана, а строчки по горизонтали – величинупоступления средств из различных источников, направленных на покрытие отдельныхстатей расходов. Финансовый план составлен правильно, если общий итог погоризонтали равен общему итогу по вертикали.
- Расчетбезубыточности и график безубыточности.
Расчетведется на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цельрасчета – определение критического объема производства и запаса «Финансовойпрочности» предприятия.
«Критическийобъем производства (Vкр) определяется по формуле:
 
Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ),
Где УПЗ –сумма условно-постоянных затрат, руб.,
Ц – ценаединицы продукции, руб.,
УППЗ – суммаусловно-переменных затрат на единицу продукции, руб.» (2)
«Запасфинансовой прочности» определяется как разница между планируемым размеромвыручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого можноснижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство неоказалось убыточным.
«Сопоставлениемкритического объема производства с планируемым выпуском продукции определяетсядата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графикабезубыточности следует составить уравнения следующего вида:
 
у1=ах;
у2=а0+а1х,
где у1 –выручка, руб.,
у2 – затраты(полная себестоимость) на производство продукции, руб.,
а – ценаединицы продукции без НДС, руб./ед.,
х –планируемый объем реализации продукции, ед.,
а0 – суммаусловно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,
а1 – суммаусловно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.» (3)
С цельюоценки финансово-экономических результатов проекта составляется прогнозныйбаланс активов и пассивов предприятия:

Актив
1-й год
2-й год
3-й год
Пассив
1-й год
2-й год
3-й год
1.  Внеоборотные активы
  Основные фонды по балансовой стоимости
  Амортизация
  Основные фонды по остаточной стоимости (стр. 1.1-стр. 1.2)
4.  Капитал и резервы
  Уставный фонд
  Специальные фонды (фонд накопления)
  Нераспределенная прибыль
Итого по разделу 1 (стр. 1.3)
 
 
 
Итого по разделу 4 (стр. 4.1+стр. 4.2+стр. 4.3)
 
 
 
2.  Оборотные активы
  Запасы
  Дебиторская задолженность
  Денежные средства – всего 5. Долгосрочные пассивы (задолженность по долгосрочному кредиту)
В том числе:
-  касса
-  счета в банках
Итого по разделу 2 (стр. 2.1+стр. 2.2+стр. 2.3)
 
 
 
Итого по разделу 5
 
 
  3. Убытки
6. Краткосрочные пассивы
6.1 Кредиторская задолженность
-  поставщикам
-  по оплате труда
-  задолженность перед бюджетом
-  прочие кредиторы (по% за кредит)
6.2 Фонд потребления
Итого по разделу 3
 
 
 
Итого по разделу 6 (разд. 6.1+разд. 6.2)
 
 
 
Итого по разделам (итог разд. 1+итог разд. 2+итог разд. 3)
 
 
 
Итого по разделам (итог разд. 4+итог разд. 5+итог разд. 6)
 
 
 
Баланс
 
 
 
Баланс
 
 
  /> /> /> /> /> /> /> /> />

Для вновьпроектируемого предприятия прогнозный баланс может быть составлен методомпрямого счета с использованием метода «пробки» (для балансирования сумм поактиву и пассиву баланса).
Размердебиторской задолженности (Дз) рассчитывается по формуле:
 
Дз=N*Д/360,
Где N – выручка от реализациипродукции, руб.,
Д – планируемаяпродолжительность задолженности покупателей, дней.
Размерденежных средств в кассе в прогнозном балансе может быть определен в сумме,установленной для данного предприятия по согласованию с банком.Показателифинансово-экономической целесообразности реализации плана.
Обоснованиефинансово-экономической целесообразности реализации планируемого производстваможно дать на основе приведенных ниже показателей, по которым определяетсяликвидность, платежеспособность, финансовая независимость, устойчивость истабильность предприятия, а главное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Финансово-экономическиерезультаты деятельности предприятияКоэффициент
1-й год
2-й год
3-й год Средний показатель по отрасли Коэффициенты ликвидности – коэффициент быстрой ликвидности 1,0 – коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 – коэффициент покрытия баланса 2,0 Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости – общий (коэффициент автономии) >0,6 В части формирования запасов >0,7 – коэффициент финансовой устойчивости 1,25 Коэффициенты деловой активности Продолжительность оборачиваемости, дней Лучший по отрасли А) запасов Б) дебиторской задолженности В) кредиторской задолженности Г) операционного цикла (а+б) Д) финансового цикла (г-в) Фондоотдача основных средств, руб. Коэффициенты прибыли – рентабельность продаж, % – рентабельность основной деятельности, % – рентабельность авансированного капитала, % Срок окупаемости проекта, лет Нормативный срок окупаемости
Расчеткоэффициентов производится по данным прогнозного баланса активов и пассивовпредприятия, по данным раздела «План производства» бизнес-плана.
Коэффициентабсолютной ликвидности (Ка.л) рассчитывается по формуле:
 
Ка.л=Денежныесредства / Краткосрочные пассивы.
Рекомендуемоезначение Ка.л.=0,2.
Коэффициентбыстрой ликвидности (Кб.Л) рассчитывается по формуле:

Кб.л.=(Денежныесредства+Дебиторская задолженность)/Краткосрочные пассивы
Критическоезначение Кб.л=1.
Коэффициентпокрытия баланса (Кп.б) рассчитывается по формуле:
Кп.б = Оборотные активы / Краткосрочныепассивы.
Рекомендуемоезначение Кп.б=2.
Общийкоэффициент автономии (Коб) рассчитывается по формуле
Коб=Капитал и резервы / Баланс.
Рекомендуемоезначение Коб>0,6.
В части формированиязапасов (Кзап) рассчитывается по формуле:
Кзап=(Капитал ирезервы+Долгосрочные пассивы-Внеоборотные активы)/Запасы.
Рекомендуемоезначение Кзап >0,7.
Коэффициентфинансовой устойчивости (Куст) рассчитывается по формуле:
Куст =Капитал и резервы/(Долгосрочныепассивы + Краткосрочные пассивы).
Рекомендуемоезначение Куст>1,5.
Продолжительностьоборота запасов (Доб. с) в дня х рассчитывается по формуле:

Доб.с=З*360/N,
Где З –среднегодовая стоимость оборотных средств,
N – выручка от реализациипродукции.
Продолжительностьоборота дебиторской задолженности (Дд.з) в днях рассчитывается по формуле:
 
Дд.з=ДЗ*360/N,
Где ДЗ –среднегодовой размер кредиторской задолженности.
Продолжительностьоборота кредиторской задолженности (Дк.з) в днях рассчитывается по формуле:
 
Дк.з=КЗ*360/S,
Кде КЗ –среднегодовой размер кредиторской задолженности,
S – полная себестоимость.
Фондоотдачаосновных средств (Фо) рассчитывается по формуле:
 
Фо=N/ОФ,
Где ОФ –среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельностьпродаж (Rп)рассчитывается по формуле:
 
Rп=П/N*100%,
Где П –балансовая прибыль.
Рентабельностьпродукции (Rпр)рассчитывается по формуле:
 
Rпр=П/S*100%,

Где S – полная себестоимость иреализация продукции.
Рентабельностьавансированного капитала (Rа.к.) рассчитывается по формуле:
 
Rак=П/АК*100%.
Срококупаемости проекта (Т) рассчитывается по формуле:
Т=(Уставный капитал =Долгосрочныйкредит)/П.
Еслипланируется осуществление проекта за счет кредита, то нормативный срококупаемости проекта равен сроку, на который определяется кредит.

Заключение
Бизнес-план –обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективыи разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командойуправленцев (менеджеров). Письменное изложение бизнес-плана делает процесс егоразработки более эффективным, а сам план – систематизированным и сжатым.
Новыеэкономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможностьпопытаться реализовать свои «предпринимательские наклонности». Однако многие изэтих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потомукрайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством вусловиях рыночной экономики;
Меняющаясяхозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий переднеобходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться кнепривычной ему борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же,старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствованияи, скорее, может быть оценен отрицательно, чем положительно (привычка ожидатькоманду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужимденьгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и т.д.);
Бизнес-планявляется связующим звеном между организатором производства и инвестором. Онпозволяет, прежде всего, самому отчетливо увидеть перспективы своего бизнеса,оценить существующую экономическую ситуацию и возможности, определитьэффективные направления развития компании и все необходимые действия подостижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить ихразумность и реалистичность.
Бизнес-планбудет служить стандартом, с которым будут сверяться результаты практическойдеятельности по его реализации и будут вноситься необходимые коррективы в этудеятельность. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидетьсобственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценитьсвой личный вклад в достижение поставленных целей.
Такимобразом, значение бизнес – планирования для экономической деятельностипредприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основойстратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотныхуправленческих решений.

Списокиспользованной литературы
1.  Буров В.П., Ломакин А.Л.,Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика.: учеб. пособие. –М.: ИНФРА-М, 2004 г.
2.  Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономикапредприятия: Учебник. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2004 г.
3.  Идрисов А.Б. Планированиеи анализ эффективности инвестиций. – М.: PRO-INVEST Consulting, 1995 г.
4.  Ильин А.И. Планированиена предприятии: Учебник. – Мн.: Новое знание, 2001 г.
5.  Липсиц И.В. Бизнес-план– основа успеха. – М.: Машиностроение, 1993 г.
6.  Предпринимательство:Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2000 г.
7.  Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономикапредприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.
8.  Клоков И.В. Бизнес-планна компьютере: быстро и просто. – СПб: Питер, 2007 г.
9.  Пивоваров К.В. Бизнес– планирование – 8-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иКо», 2007 г.
10. Алексеева М.М. Планированиедеятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.