Реферат по предмету "Международные экономические и валютно-кредитные отношения"


Финансовые системы унитарных государств

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………...        3
                  
Глава 1. Финансовая система Великобритании ……...............................      5
Глава 2. Финансовая система Франции………………………………….        12
Глава 3. Финансовая система Японии…………………………………....       22
Глава4. Сравнительная характеристика финансовых систем
               Великобритании, Японии иФранции…………………………..      30
Заключение………………………………………………………………....       34
Списоклитературы………………………………………………………...       37
Введение
Актуальностьвыбранной темы объясняется тем, что успешное развитие экономики во многомопределяется состоянием и функционированием финансовой системы государства. В курсовой работе будут рассмотреныфинансовые системы унитарных государств, опыт которых представляет дляроссийских экономистов научный и практический интерес.
 Необходимо отметить, что  в зарубежных странах принято выделять лишьсферы централизованных и децентрализованных финансов, так называемаядвухуровневая финансовая система. В Российской федерации также существуютцентрализованные и децентрализованные уровни, но они отличается от развитыхстран наличием региональных бюджетов.
Финансовые системы Великобритании,Франции и Японии включают в себя следующие элементы:
·       государственныйбюджет;
·       местныефинансы;
·       специальныевнебюджетные фонды;
·       финансыгосударственных предприятий.
Цель курсовой работы раскрытьособенности функционирования финансовых систем унитарных государств на примереВеликобритании, Японии и Франции.
В первой главе раскрываетсясуть финансовой системы Великобритании. Насегодняшний день Англия — крупная индустриальная держава, один из важнейшихмировых центров торговли и финансов. Именно поэтому развитие её финансовойсистемы особенно интересно.
Во второй главе уделеновнимание проблемам функционирования Французской финансовой системы. Французскаяфинансовая система интересна тем, что ее экономика играет одну из ведущих ролейв мировом хозяйстве.
Третья глава раскрываетфинансовую систему Японии, изучение которой представляет интерес для российскихспециалистов в области экономики и финансов, так как развитие японскойэкономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурнойперестройки.
В курсовой работе использованыработы таких авторов как Болдырева Б.Г, Черника Д.Г., Рудый К.В и многихдругих.
 В работах ряда авторов достаточно глубоко иподробно рассмотрены важнейшие теоретические и практические вопросы развитияфинансовых систем в унитарных государствах. Важное место в них занимает анализнаиболее сложных аспектов структуры и устройства функционирования финансовыхсистем.



Глава 1. Финансовая системаВеликобритании
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть.
Великобританияна сегодняшний день представляет собой страну с
высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Финансовая система Англии,включающая бюджет центрального правительства, специальные правительственныефонды, финансы местных органов власти и государственных предприятий, является государственнымаппаратом по перераспределению национального дохода.[1](Приложение 1)
Бюджет центральногоправительства, или государственный бюджет, является главным звеном финансовойсистемы Англии. Ему принадлежит основная роль в обеспечении политических иэкономических условий воспроизводства. Через это звено финансовой системыперераспределяется около 45% национального дохода страны
Важная роль принадлежитгосударственному бюджету в перераспределении средств между отдельными отраслямихозяйства и экономическими регионами страны. Государственный бюджет странысостоит из двух частей:
             — консолидированного фонда,который включает текущие поступления средств и их расходование;
             — национального фонда займов, кудавходят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.
Ведущим звеном финансовойсистемы Великобритании, как и любой другой промышленно развитой страны,является государственный бюджет, через который перераспределяется околополовины национального дохода государства. Основная часть расходов финансируетсяиз консолидированного фонда, который формируется преимущественно налоговымипоступлениями: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство, НДС,акцизы и другие. К неналоговым поступлениям относят доходы от продажигосударственной собственности, административные взыскания и др. А Национальныйфонд займов представляет собой бюджет капиталовложений. Превышение доходов надрасходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национальногофонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то онпокрывается ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительствоувеличивает государственный долг.
По данным на весну 2002года государственные доходы Великобритании составили 407 миллиардов фунтовстерлингов. Основными доходами бюджета являются налоги. В этом году структурафинансовых поступлений в государственный бюджет Великобритании выгляделаследующим образом (диаграмма 1) [2]
Диаграмма 1
Структура налоговых поступлений вгосударственный бюджет Великобритании в 2002 г.

При этом, рассматриваяналоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайнейнестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьяминалоговых поступлений.
Остальные средствапоступают в бюджет в форме процентов по ссудам национализированным отраслямпромышленности и местным органам, прибыли эмиссионного департамента БанкаАнглии и прочих доходов.
На сегодняшний деньгосударственные расходы Великобритании составляют примерно 425 миллиардовфунтов стерлингов. В связи с быстрым ростом расходов государства порегулированию экономики в интересах монополистического капитала, с каждым годомрастут расходы на  содержаниегосударственного аппарата, на научно – исследовательские цели в перспективныхотраслях, на субсидии и кредиты местным органам власти.
На сегодняшний деньпринято направление на повышение статей расходов для более эффективногоиспользования государственных средств как центральным, так и местнымправительством. В качестве приоритетных были названы расходы на образование,профессиональное обучение, создание новых рабочих мест и здравоохранение.[3]
Государственные расходыВеликобритании делятся на два блока: расходы вне прямого контроля министерств ирасходы министерств (лимитные расходы). Первые планируются перед началомкаждого финансового года, а лимитные утверждаются министерством на три года.Министерства не имеют права тратить более согласованной суммы, но могутпереносить остатки неизрасходованных средств на последующие годы без ограничений.
 Никакие расходы не допускаются безпредварительного утверждения Парламентом. Все дополнительные расходы должныбыть утверждены до того, как они произведены.
Финансы местных органов власти.
Вторым звеном финансовойсистемы Великобритании являются финансы местных органов власти.
Великобритания не имеетединой бюджетной системы. Местные бюджеты не входят в государственный бюджет.Местные органы власти сосредоточенные в трех частях Великобритании: Англии,Уэльсе и Шотландии  — имеют различную структуру.
В Англии двухступенчатаясистема местных органов власти, а в Уэльсе и Шотландии – одноступенчатаясистема, введенная в 1992 году.[4]
Управление местнымифинансами осуществляется финансовыми комитетами советов. В их компетенциювходит проверка расходных смет, составление проекта бюджета и контроль за егоисполнением.
К компетенции местныхорганов власти относятся суд, полиция, образование, жилищное строительство идругие. Расходы местных бюджетов расширяют государственное потребление. Крупныесуммы отпускаются на содержание полиции, суда, выплаты  процентов по местным займам.
Главным видом местногообложения является местный налог, взимаемый с недвижимой собственности – сземли, домов, торгово– промышленных помещений.
В настоящее время изместных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходовВеликобритании. Структура расходов местных органов власти следующая (табл. 1).[5]
Таблица 1
Структура расходов местных органоввласти.

ПравительствоВеликобритании контролирует расходы местных бюджетов. Раньше для этих целейиспользовали различные механизмы: сокращение размеров финансовой помощи изцентрального бюджета на финансирование расходов, превышающих определенныйуровень, отказ в предоставлении центрального гранта.
 Но эти меры оказались неэффективными, поэтомубыл введен механизм контроля за расходами местных бюджетов, как уменьшениеналоговой базы местного бюджета, расходы которого превышали уровень,зафиксированный в документах центрального правительства.
По закону местные органывласти не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходовтекущего характера, а на капитальные нужды они могут брать кредит тольконапрямую у коммерческих банков или через специальный орган – Государственныйкомитет заимствования.
Специальные правительственные фонды
 Особое звено в финансовой системеВеликобритании занимают специальные правительственные фонды, которые имеютопределенную самостоятельность. Из специальных фондов финансируется третьгосударственных расходов.[6]
Наиболее значительнымиспециальными правительственными фондами в Великобритании являются три фондасоциального страхования:[7]
·       фонднационального страхования
·       резервныйфонд национального страхования
·       фондстрахования от несчастных случаев на производстве.
Фонд национальногострахования формируется в основном за счет взносов населения и государственныхпредприятий. На дотации государственного бюджета приходится 18 – 20 % общейсуммы этого фонда. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий побезработице и болезни.
Каждое лицо вВеликобритании, в соответствии с законом о национальном страховании, с моментаокончания школы и до выхода на пенсию считается застрахованным. Все гражданеобязаны платить страховые взносы.
Кроме фонда национальногострахования, в финансовую систему Великобритании входят также резервный фонднационального страхования,, пенсионный фонд государственных предприятий,уравнительный валютный фонд, фонд страхования от несчастных случаев напроизводстве. Последний  создается на основесредств и дотаций предприятий, и все эти фонды осуществляют расходы всоответствии со своими функциональными назначениями.
Финансы государственных предприятий
Государственныепредприятия Великобритании делятся на 3 вида: [8]
·       государственныекорпорации,
·       смешанныепредприятия
·       ведомственныепредприятия.
Наибольшее развитиеполучили государственные корпорации, к которым относятся такие отраслипромышленности как: угольная, газовая, а также железнодорожный транспорт,воздушные авиалинии и другие. Это крупнейшие государственно – монополистическиеобъединения.
Государственныекорпорации находятся в ведении центрального правительства, поэтому ихфинансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местнымибюджетами они связанны только уплатой местного налога. Эти суммы перечисляютсяв тот местный бюджет, на территории которого находится данное предприятие илиего подразделение
Государственныекорпорации в большинстве своём функционируют в национализированных отрасляхпромышленности. Деятельность государственных предприятий Великобританииотвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается нарыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.
 
 
Анализ представленныхданных позволяет сделать некоторые выводы:
1.      В финансовой системе Великобританиибольшое внимание уделяется формированию и функционированию специальныхправительственных фондов, которые обеспечивают государственный бюджет.
2.      Также здесь в ведении государстванаходятся большая часть убыточных отраслей, в то время как в РоссийскойФедерации такие отрасли находятся в частном владении.
Глава 2. Финансовая система Франции
 
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть
Франция – унитарноегосударство, и ее бюджетная система включает только два звена: государственныйбюджет и местные бюджеты. В стране нет единой бюджетной системы, и все бюджетыформально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается ееисполнительным органом власти.
Финансовая системаФранции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации (приложение2).
Центральный бюджет (общийбюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций,специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов ирасходов финансовой системы Франции.
Основной принципуправления государственными финансами во Франции, который определяетадминистративное и бухгалтерское выполнение бюджета, — принцип разделенияполномочий между распорядителями средств и бухгалтерами.[9]
На долю государственного бюджетаприходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40%государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовойсистемы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20%ВНП и 50% Национального Дохода.
Центральный бюджетделится на два раздела:
·       90%- операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которыеподразделяются на текущие, гражданские и военные расходы.
·       10%- операции временного характера (кредиты).
Превалирующуюроль в доходах бюджета играют налоги. На них приходится 90% всех доходовбюджета. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы насоциальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль. (диаграмма 2).[10]
Диаграмма 2
Доходы государственного бюджета Франции

Расходы центральногобюджета делятся на две группы:[11]
1.     текущие, которые в свою очередьподразделяются на военные (содержание, обучение и материально – техническоеобеспечение военнослужащих), социальные и другие.
2.     капитальные, включающие в себя  расходы на иностранные дела (созданиепосольств, а также взносы в международные кредитно – финансовые учреждения),военные (строительство военных объектов, закупка военной технике) и другие.
В 1998 году основные статьирасходов государственного бюджета Франции находились в следующих пропорциях(диаграмма 3).[12]
Диаграмма 3
Основные статьи расходов государственного бюджета.

В России можно увидеть, что в 2006году на финансирование ЖКХ выделяется 38 млрд 761 млн рублей, на охрануокружающей среды — 6 млрд 334 млн рублей, на раздел «образование» — 201 млрд 716 млн рублей. На культуру, кинематографию и СМИ выделено 51 млрд 248млн рублей, на здравоохранение и спорт — 149 млрд 366 млн рублей, на раздел«социальная политика» — 205 млрд 253 млн рублей.[13]
 Из этого можно сделать вывод, что статьирасходов государственного бюджета Франции и России схожи по приоритетнымнаправлениям, таким как: социальная политика, образование, ЖКХ.
Финансы местных органов власти
Вторым звеном финансовой системыФранции являются финансы местных органов власти.
Главная роль в местных финансахФранции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в веденииместных органов управления. Их деятельность регламентируется КонституциейФранции и текущим законодательством.
Каждая административнаяединица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов.Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаютсяместными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам,назначаемым директором президента.
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится наадминистративно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарнуюохрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру,остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные властиосуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всехкапитальных государственных затрат.[14]
Местные бюджеты, как правило дефицитны и нуждаются вдополнительных ресурсах. Недостаток финансовых ресурсов вызывает необходимостьпривлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властямсубсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют двавида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около60% всех субсидий) и на капитальное строительство. Кроме субсидий местныеорганы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.
Доходами местных органов власти являются собственные(налоговые и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидиии займы).Соотношение статей доходов местных бюджетов: (диаграмма 4).[15]
Диаграмма 4
Статьи доходов местныхбюджетов во Франции.

Местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы впринятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению идирективами республиканских и региональных органов.
Перераспределение средств между местными органами властиосуществляется департаментами, из государственного бюджета выделяются целевыесубсидии для выравнивания экономического положения отдельных регионов страны.
В целом, в системе общественных финансов местные финансызанимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетовсоставляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользугосударства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет  отчислений на социальное страхование).
Наряду с центральными и местными бюджетами в финансовуюсистему Франции входят специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Специальные правительственные фонды
Специальные фонды представляют собой совокупность денежныхресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти иимеющих целевое назначение.Кним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенныебюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальныйбюджет.
Организационно они отделены от бюджетов и имеют определеннуюсамостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
1.          образуютфонды доходов и расходов которые включаются в  бюджет ( фонд экономического и социальногоразвития Франции)
2.           составляют внебюджетные  фонды, имеющие юридическую самостоятельность.
Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупностьтаких фондов называют социальным бюджетом Франции[16](диаграмма 5)
Диаграмма 5
Источники средств социальных специальных фондов[17]

К фондам такого родаотносятся: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности,материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболееважные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства.
Среди специальных фондовсоздаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды,средства которых  используются дляинвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местныхбюджетах. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства,присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений исоциальный бюджет.
Финансы государственных предприятий
Государственные предприятиясосредоточенны в энергетике (угольной, нефтяной, газовой), сфере главных потребителейэнергии (почти все виды транспорта), а также в наиболее динамичных и новыхотраслях (аэронавтика, электроника, химия).
Предприятия этих отраслей,являясь юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность.Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. Контроль со стороныпарламента за ними незначительный. В соответствии с уставом, государственныепредприятия могут заключать контракты, отвечать по своим обязательствам,распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.
Ресурсы государственныхпредприятий формируются из различных источников: (диаграмма 6).[18]
Диаграмма 6
Ресурсы государственных предприятий Франции.

Дефицит государственных предприятийпокрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджетаи специальных фондов.
 Анализ представленных данных позволяет сделатьнекоторые выводы:
1.                   Государственныйбюджет во Франции – важнейший инструмент управления государственными средствамив силу того, что через бюджетную систему государство формирует и распределяетболее 20% ВВП.
2.                   ВоФранции значительные средства тратятся на военные и социальные нужды. Ониявляются одними из главных статей расходов государственного бюджета.
 
Глава 3. Финансовая система Японии
 
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть
Финансовая система Япониисостоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местныхвластей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счетапредприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органамвласти (приложение 3).
Доходы и расходы бюджетаимеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходыподразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы — на 13разделов, 41 статью и 242 параграфа. [19]
Подготовка проектабюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другиеминистерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структурысвоих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляютсоответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
Бюджетное устройствовключает в себя два уровня:
·       центральныйбюджет
·       местныйбюджет
Бюджетная система сложнаи многозвенна; в нее входят
1.     общий счет центрального правительства
2.     специальные счета центральногоправительства
3.     автономные бюджеты правительственныхкорпораций и финансовых организаций
4.     государственная программа инвестицийи займов( так называемый второй бюджет)
5.     общие счета местных бюджетов
6.     специальные счета местных бюджетов
Главным считается общийсчет центрального правительства, в него поступают все государственные налоги ииз него финансируются важнейшие государственный программы (социальноеобеспечение, образование, оборона и т.д.). специальные счета центральногоправительства создаются целевым назначением законодательным путем. Каждый счетимеет свои собственные источники финансовых ресурсов, в том числе кредитные,автономные бюджеты правительственных корпораций  — это организации, в которых весь капитал принадлежит правительству.
Государственная программаинвестиций и займов – план использования бюджетных и кредитных ресурсовгосударства для развития социальной сферы и выполнения экономических проектов.Объем программы и ее роль возрастает, так как некоторые функции, выполнявшиесягосударственным бюджетом, в частности финансирование социальной инфраструктуры(жилищное строительство, водоснабжение) и ряда экономических проектов,перекладывается на эту программу, что дает основание квалифицировать ее каквторой бюджет.
На рассмотрение иутверждение парламента представляются одновременно общий счет, специальныесчета центрального правительства, автономные бюджеты правительственныхкорпораций, а также государственная программа инвестиций и займов.
Около 64% финансовыхресурсов приходится на центральный бюджет. В этом звене финансовой системысосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом иэкономическом отношении общегосударственные расходы.[20]
Органом, отвечающим засоставление и исполнение государственного бюджета, является министерствофинансов, а в местных органах власти – их финансовые управления.
Доходная часть бюджетаЯпонии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другимистранами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Но в последниегоды в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремягосударственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до18,0% в 1996/97 году.[21]
 Сюда входят доходы от арендной платы,продажи  земельных участков и другойнедвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая системаЯпонии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждыйорган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы взаконодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. (табл.2)
Таблица2
Доходыгосударственного бюджета Японии в 1960-1991 г.г., %
1960/61
1970/71
1978/79
1990/91
Налоги
90,1
91,4
64,6
83,8
Неналоговые поступления
9,9
8,6
35,4
16,2
в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ
2,0
0,2
0,1
займы
-
4,6
32,0
прочие доходы
7,9
3,8
3,3
ИТОГО:
100,0
100,0
100,0
100,0
Из данных таблицы видно,что доходы, поступающие в бюджет то уменьшаются, то увеличиваются, и по этомуколебанию можно судить о нестабильности в формировании бюджета Японии.
Налоговая система Япониихарактеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый органтерриториального управления. Но все налоги страны зафиксированы взаконодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.
В ходе реформы структурыфинансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотрналогообложения, чтобы снизить бремя работающего поколения и разделить его совсеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимыемеры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц снизкими доходами в возрасте старше 65 лет.
Огромную часть расходовгосударственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них — пенсии постарости и инвалидности.
Японское правительствообращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилоговозраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растети к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году.[22] Крометого, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовойактивности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силыпожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Финансы местных оранов вл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.