Реферат по предмету "Международные экономические и валютно-кредитные отношения"


Европейское экономическое содружество

Оглавление

Введение................................................2

I. Европейскоеэкономическое сообщество как
особая формаинтеграции мировой экономики.........4

1.1. 35 лет историиЕЭС................................4

1.2. Экономическаяполитика в ЕЭС......................11

1.3. Совместнаясельскохозяйственная политика..........13

1.4. Проблемысовместной промышленной политики......14

II. Вопросыфинансовой политики ЕЭС....................17

2.1. Европейскийбюджет................................17

2.2. Экю — европейская монета..........................18

Заключение.............................................21

Библиография...........................................23

Введение.

Европа — один изпяти континентов расположенных между Северным Ледовитым океаном, Средиземнымморем, Кавказскими горами, Каспийским морем и Уралом, насчитывает 10,5 млн. кв.км и более 720 млн. человек.
После второймировой войны Европа была разделена на два экономически и идеологическипротивоположных блока: Западную Европу, включающая в себя самые развитые страныи Восточную Европу. В конце 80 – х годов произошлокрушение коммунистических режимов: объединение Германии (1990), восстановлениенезависимости прибалтийских государств, дезинтеграция Советского Союза (1991),распад Югославии (1991), разделение Чехословакии (1993), так появилось додевяти новых государств. Новая политическая ситуация значительно изменилаэкономический и политический климат на континенте, поэтому перед современнойЕвропой возникают новые проблемы, которые требуют осмысления с позиций разныхнаук, в том числе в аспекте экономической географии.
Эти проблемыволнуют всех европейцев от Атлантики до Урала. Расширение контактов в последнеедесятилетие двадцатого века позволяет европейцам надеяться на установлениевзаимопонимания, а следовательно, на успешное решение проблем.
В настоящее времяназрела необходимость объединения Европы. На Западе это объединение являетсясвершившимся фактом. Как далека от этого Восточная Европа. Как нужен всем намединый общеевропейский дом.
Целью нашегореферата является изучение вопросов истории становления, развития, современныепроблемы Е.С. В связи с этим возникла необходимость последовательного решениеее задач.
- каков механизминтеграции в рамках Е.С.? Как принимаются решения в Е.С.?
- какосуществляется совместная промышленная и сельскохозяйственная политика?
- как решаютсявопросы финансовой политики и каковы перспективы европейской монеты — экю?
- каковыперспективы Е.С.?
Для написанияреферата были использованы работы отечественных и зарубежных авторов. Их списокприлагается в библиографии.

Глава I.Европейское экономическое сообщество как особая форма интеграции мировойэкономики.

1.1. 35 лет историисообщества

16 апреля 1948 г.была создана Европейская организация экономического сотрудничества, котораядолжна была распределить фонды плана Маршалла. В 1961 г. эта организация былапреобразована в Организацию по экономического развитию и сотрудничеству. 18апреля 1951 г. «Шестерка» подписывает договор, учреждающийЕвропейское сообщество угля и стали, ставший первой европейской организациейфедерального типа.
1954 г.Правительства европейских стран пытаются найти формы политического объединения,в частности, по проблемам разоружения.
25 марта 1957 г.Подписание шестью странами Римского договора, учреждающего Общий Рынок, то естьЕЭС и Европейcкого сообщества по атомной энергии.1958 г. Создание комиссии, Парламента, совета министров.
1959 г. Происходятпроцессы, которые приводят к полному исчезновению препятствий обмена междустранами «шестерки». Снижение на 10% таможенных пошлин внутри странОбщего Рынка.
1962 г. СозданиеЕвропейского фонда сельскохозяйственных гарантий, организации единого рынкашести продуктов: зерновые, свинина, яйца, Птица, вино, овощи и фрукты.
1964 г. Общий рынокстановится реальностью. Начинает функционировать поддержка рынка сбытасельскохозяйственных продуктов.
1968 г.Осуществление таможенного союза с полным устранением таможенных пошлин междугосударствами членами и установление общего внешнего тарифа.
22 января 1972 г.Подписан договор о приеме новых членов: Великобритании, Ирландии и Дании.
1975 г. Подписаниесоглашения Лоли между сообществами 46 странамиАфрики, стран Карибского бассейна и бассейна Тихого океана, теоретически облегчающегоим доступ к сельскохозяйственной продукции на общем рынке.
1986 г. Вступлениев ЕЭС Испании и Португалии. Говоря об истории сообщества нельзя не вспомнить,что у его истоков стоял великий европеец Робер Шуман.Шуман был легендарной личностью.
Он родился в 1895году в Люксембурге, в семье выходца из французской Лотарингии. Учился вуниверситетах Бонна, Мюнхена, Берлина и Страсбурга.
1910г.- докторправа Страсбургского университета.
1919г.- избрандепутатом во французский парламент.
1940г.- заключен втюрьме гестапо.
1945г.- сноваизбран депутатом.
1946г.- министрфинансов Франции.
1948 — 1958г.-министр иностранных дел.
25 марта 1952г.-подписание Римского договора основание Общеевропейского рынка между первымишестью странами.
1958 — 1960г.-председатель Европейского парламента.
3 сентября 1963г.-скончался. Робера Шумана называют отцом Европы.

Историяформирования и развития ЕЭС — это этапы интеграции западноевропейских стран вполитическом, экономическом, культурном аспектах.
Процесс интеграциипродолжается и сегодня. С точки зрения экономического развития, выделяют 4этапа интеграции:
1 этап — 1945-1957годы
2 этап — 1957-1974годы
3 этап — 1974-1985годы
4 этап — с 1985года
Начало интеграцииспособствовало усилению стран «шестерки» и образованию ядрахозяйственного потенциала региона. В группу вошли страны примерно равногоэкономического уровня, что позволило им добиться важных результатов поуглублению интеграционных процессов. Они начали с Общего рынка, устранениятаможенных пошлин. Особое внимание уделялось аграрному рынку и отраслямдобывающей промышленности. Интеграция распространялась на кредитную и валютнуюсферы. Центральные банки стран
  — членов ЕЭС наладили постоянные встречи длясогласования денежно — кредитной и валютной политики.
Была созданаинституциональная основа. Сначала в Европарламент делегировались представителинациональных парламентов, а с 1979 года выборы стали прямыми. Рольправительства как исполнительной власти взяли на себя комиссии ЕвропейскогоСообщества. Далее был создан Совет Министров, решения которого принимались наоснове консенсуса, согласия.
На третьем этапеинтеграционные процессы замедлились, они начали развиваться вширь, а не внутрь.Усилились разногласия внутри группировок. Произошли два мировых экономическихкризиса:1974 — 1975 г., 1980 — 1982 г.
Произошел переход сэкстенсивного на интенсивный путь развития экономики. Усилился разрыв вэкономическом уровне. Ряд производств традиционных отраслей переместился зарубеж. «У себя» стали стимулировать развитие наукоемких отраслей. Присокращении машиностроения возросла роль электроники, вычислительной техники.Приоритетными стали отрасли, производящие новые материалы, биотехнологии.
Вырослапроизводительность труда в сфере услуг и упала в производственной сфере. Произошелвсплеск инфляции, бурный рост цен. «Шестерка» превратилась в«десятку» Наконец, на современном этапе развития интеграционныхпроцессов стали укрепляться позиции ЕЭС в мировой экономике. В 1993 годупринято решение завершить процесс формирования единого рынка, что будетозначать свободу рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Углубляетсяинтеграция в политической области. В 1985 году экономика вступила в фазуподъема. В настоящее время все чаще европейцы говорят о начале экономическогокризиса. Тем не менее, сопоставление экономики стран Восточной и ЗападнойЕвропы свидетельствует не в пользу Востока. Различие капитализма и социализмасостоит в том, что капитализм — это реальность, а социализм — это идея.Капитализм доказал свою жизненность и способность приспособиться к новымусловиям.
Таким образом,опора на объективные экономические законы позволяет странам Европы построитьвзаимосвязанный общеевропейский хозяйственный комплекс.
Страны входящие вЕвропейское Сообщество являются одними из самых развитых стран на континенте,следовательно по многим показателям определяющим уровень жизни в той или инойстране достаточно высок и они занимают ведущие позиции. Следует отметить, чтонаиболее развитыми странами входящими в Е.С. являются те страны, которые вошлив Е.С. одними из самых первых, такие как Франция, Германия, Италия, Люксембург,Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Дания, что подтверждает важность подобногосообщества.
Ведущую роль этихстран можно проследить на примере некоторых показателей развития отраслейнародного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, работа транспорта,уровень жизни населения и пр.).
Для того, чтобыполучить более полное представление об уровне развития стран членов ЕЭС мыпопытались сопоставить некоторые цифры касающиеся в частности валовогонационального продукта, средней продолжительности жизни населения уровняразвития автомобильного парка, а также количество произведенного мяса.
Почему мы выбрали?
1) Процессавтомобилизации охватил весь мир и отличается высокими темпами роста. Если вЗападной Европе в целом автомобилями владеют 30 — 50% всех жителей, то вразвивающихся странах лишь 1%. Однако и среди экономически развитых стран поуровню автомобилизации наблюдаются большие различия. Что касается стран членов ЕЭС,то можно привести следующие данные по производству автомобилей.1 Германия — 4323000 машин
2 Франция — 3414000машин
3 Италия — 1971000машин
4 Испания — 1498000машин
Сельское хозяйство- вторая ведущая отрасль материального производства. Наиболее высокого уровняразвития в наши дни достигло сельское хозяйство экономически развитых странЗапада, где сформировался агробизнес. Для густонаселенных районов Европы характерно разведение крупного рогатого скота,отличающего высокой продуктивностью, и самое главное, высокими душевымипоказателями. Можно привести данные по уровню производства мяса в ведущихстранах:
1.   Дания- 305 кг. на 1 человека.
2.   Нидерланды- 204 кг. на 1 человека.
3.   Бельгия- 136 кг. на 1 человека.
4.   Франция- 112 кг. на 1 человека.
Представляет интерессопоставление данных стран по средней продолжительности жизни населения.Естественно, что в наши дни по мере развития цивилизации средняяпродолжительность жизни возрастает. Несмотря на общую тенденцию к повышению,различия в уровнях средней продолжительности жизни еще очень велики. Так, междуэкономически развитыми и развивающимися странами это различие составляет 14лет. Во всех без исключение странах женщины живут дольше мужчин. Приведемследующие данные продолжительности жизни в странах ЕЭС:
1.   Италия,Испания — мж — 7582
2.   Франция- мж -7482
3.   Нидерланды- мж — 7481
4.   Люксембург- мж — 7380
Известно, чтоуровень экономического развития страны характеризуется по такому обобщающемупоказателю как ВВП (валовый внутренний продукт — стоимость всей конечной продукции выпущенной на территории данной страны за 1год) или ВНП (валовый национальный продукт — это ВВПза вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлениемприбылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.

ВНП на душунаселения
1.   Люксембург- 26428 $
2.   Германия- 18625 $
3.   Франция- 18291 $
4.   Бельгия- 16790 $
5.  
 1.2 Экономическая политика в Е.Э.С.

Представленная вышесхема инструментов интеграции раскрывает механизм принятия решений в рамкахсообщества.
Он состоит в следующем:
Предложениянаправляются на обсуждения, затем принимаются решения, которое претворяется вжизнь в рамках стран — участниц. Консультационных органы включают в себякомитет профессиональных сельскохозяйственных организаций и генеральный комитетсельскохозяйственных коопераций.
Решения обсуждаютсяв комиссии, которая собирает мнения всех членов комитета. Далее мнения ипредложения направляются в Парламент, комитет по социально — экономическимвопросам, комитет управления. В свою очередь, мнения и предложения Парламента икомитетов направляются в Совет министров, который издает постановленияобязательные для исполнения государствам — участницам.
Европарламентсостоит из 518 человек, который избирается общим прямым голосованием. Начиная с1978 года он имеет соответственные финансовые полномочия, и может изменитьнекоторые статьи расходов. Парламент представляет свое мнение по основнымпредложениям комиссий. Начиная с 1983 года Парламент заседает в Страсбурге,тогда как комитет собирается обычно в Брюсселе. Сессии секретариата проходят вЛюксембурге.
Совет министровобъединяет представителей правительств стран Сообщества. Он принимает решенияпо предложению комиссий. Совет министров осуществляет формальное участиеправительств стран — участниц. В зависимости от сложности проблемы решения либопринимаются единогласно, либо подавляющим большинством.
В бюджетнойполитике принимаются решения по мажоритарному принципу. Совет министров,задуманный как координационный орган, стал центром принятия политических решенийи его роль постоянно возрастает.
Комитет посоциально — экономической политике состоит из представителей различныхкатегорий, заинтересованных в решение социально — экономических проблем. Преждечем принять решении, члены комитета проводят различные консультации.


1.3. Совместнаясельскохозяйственная политика.

В рамках стран — участниц создается единый крупный рынок. Продукты свободно циркулируют нарынке. Это выражается в следующем
·       устранение таможенных пошлин
·       гармонизация административных,санитарных и ветеринарных требований
·       установка единых цен и политикаподдержки цен.
Цены на различныесельскохозяйственные продукты устанавливаются один раз в год в Брюсселеминистрами сельского хозяйства в ходе переговоров, которые часто бываютдлинными и трудными. Единый тариф защищает страны сообщества от конкуренциидругих стран. Каждое государство вносит в единый бюджет взносы.
Между тем,сельскохозяйственная политика никогда не была лишена недостатков. Она оченьсложна, дорогостояща, часто неуравновешенна.
Количество людей,занятых в сельском хозяйстве, в 1960 году составляло 19 млн. человек, а в 1984году лишь 7, 8 млн. человек. Причем, более 53% руководителей сельскогохозяйства старше 55 лет.
В течение всехпредыдущих лет такая политика защищала сельскохозяйственные доходы,несовершенно, неравномерно, но лучше, чем американская политика. Но она всеменее и менее способна выполнять эту роль и не может избежать снижения ресурсовсельского хозяйства ввиду жестких цен и ограничения объема гарантированнойпродукции. Однако меры, которые до сих пор принимались, недостаточны, чтобыостановить рост расходов.
В каждомгосударстве возникают свои проблемы, причем противоположного характера. Так,например, англичане скорее согласились бы на сильное уменьшение цен, немцы женаоборот, неохотно соглашаются на снижение цен, даже ограниченное, другиестраны, например, Франция, занимают промежуточное положение, но все — различное, каждая в зависимости от собственной структуры и производства.
Германия защищаетбюджетную жесткость, но отказывается касаться цен, которые являютсяинструментом жесткой бюджетной политики.
В целом, нерешенность сельскохозяйственных проблем ведет к нерешенности социальных проблем.


1.4. Проблемысовместной промышленной политики.

Промышленнаякомиссия Е.Э.С разрабатывает, начиная с 1973 года программу промышленной итехнологической политики, но как отмечают наблюдатели, до настоящего времениразумная политика в этом направление представлена лишь в наброске, и ееокончательное решение еще предстоит предпринять. Если с 1961 до 1973 г.г.промышленное производство возросло на 70%, то есть 5,1% в год, в последние годырост был значительно меньше, в среднем 0,6% в год, а в последние годы можноговорить о росте промышленности с отрицательным знаком:
  — 6,6% в 1975 году
  — 2,2% в 1981 году
  — 1,6% в 1982 году
Будущее европейскойпромышленности связано с развитием секторов с высокой техничностью, котороепомогло бы европейской экономической политике выйти из кризиса.
Европа в настоящеевремя занимает слабые позиции в области электроники и информатики, ирасхождения с европейскими партнерами возрастают.
Дефицит бюджетасоставляет 5 млрд.$. Европа поставляет лишь 10%мирового рынка в области экономики и менее 40% собственного рынка. Из 10компьютеров, проданных в Европе — 8 компьютеров из Америки, а из 10видеомагнитофонов — 9 из Японии. В 1984 году доля товаров с высокимитехнологиями распределялась следующим образом: США -31%, Япония -21%, Еэс -17%.
В настоящее времястраны ЕЭС испытывают кризис в черной металлургии. Значительное уменьшениеспроса на сталь, частично связанное с кризисом, вызвали в черной металлургиикризис сверхпроизводства, который поразил не только Европу, но Сша и Японию. В 1983 году европейское производство стали непревысило 106 млн. тонн, тогда как производственные мощности составили 200 млн.тонн, численность работающих в отрасли упала почти вдвое.
Успешная реализацияпромышленной политики во многом определяется внедрением таких крупныхевропейских проектов, которые связаны с транспортными перевозками. С внедрениемсверхскоростных поездов в транспортной системе произошла революция.Сверхскоростные поезда значительно изменили данные, касающиеся пассажирскихперевозок. Сокращая расстояния, они становятся серьезным конкурентом воздушногои дорожного транспорта, особенно, когда функционируют на новых линиях. Страны,использующие сверхскоростные поезда — это Франция ( север, юго-запад, а вскореи восток), Германия, Англия, Италия, Швеция. К 2000 году должно быть построено3500 км дорог.
В 1992 году подписаноТрансевропейское соглашение по сотрудничеству сВосточной Европой (Венгрией, Румынией, Турцией), что будет способствоватьобмену между двумя Европами и обеспечит новыеперспективы не только в области транспорта, но и в целом, в промышленности.
ЕвропейскоеЭкономическое Сообщество — это особая форма международной экономическойинтеграции, представляющая собой объективный процесс развития особенно глубокихи устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении имисогласованной межгосударственной политики.
Во второй половинедвадцатого века экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией вразвитии европейского и мирового хозяйства. Наряду с ЕЭС мировое хозяйствовключает в себя Ассоциацию государств Юго — ВосточнойАзии, Латино — Американскую Ассоциацию интеграции,зону свободной торговли, включающую США, Канаду, Мексику, а также рядотраслевых экономических группировок, самая важная из которых — Организациястран — экспортеров нефти. В настоящее время продолжается четвертый этапэкономической интеграции стран западной Европы, который развивается по всемнаправлениям и касается самых различных сфер деятельности. Следует отметить,что углубление процессов интеграции в целом, в рамках сообщества, не означаетисчерпывающего решения всех проблем. Скорее наоборот, экономический уровеньстран далеко не однороден, что вызывает разногласия у партнеров в вопросахаграрной, промышленной, валютно — финансовойполитики. Поиск оптимальных путей сотрудничества стран Е.Э.С. — задачапервостепенной важности на пороге двадцать первого века.

II. Вопросыфинансовой политики Е.Э.С.

2.1. Европейскийбюджет.

Европейский бюджетне перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречиймежду странами-участницами. Такое положение существовало на заре ЕЭС, в 60-хгодах, продолжает оставаться до настоящего времени, особенно после вступленияВеликобритании в Общий Рынок.
 В 1984 году сумма бюджета представляла лишь 1%внутреннего валового продукта Сообщества. 4 декабря 1984 года было подписанодисциплинарное соглашение по бюджету и принято Советом. Расходы на сельскоехозяйство не должны были более расти, чем ресурсы, вложенные в сообщество.
Внедрение этогосоглашения означает лимитированиесельскохозяйственных расходов, введение квот на излишки молока, зерновых идругих продуктов.
Примером такихпротиворечий является так называемая Британская проблема, свидетельствующая онесправедливости бюджета. Этот бюджет вызывает необходимость роста зерновых,молока, сахара в Британии. Но бюджет этой страны более обращен на внешнийрынок, чем в других государствах содружества. Солидарность в рамках содружестваобязывает Англию вкладывать в европейский бюджет больше, чем она намерена.

2.2. Экю — европейская монета.

Президент банка Лионский кредит Жан Дефласье так оценил проблему введения единой денежнойединицы в Европе: «государство, которое согласилось разделить своюмонополию денежной эмиссии, отказывается от одного из последних проявленийсвоей суверенности. Вот почему этот этап так труден, но он так необходим напути европейской интеграции».
Введение экю — ключевая проблема. Экю должен стать истинной европейской монетой, выпускаемой сверхнационльной организацией, свободно конвертируемой изаменяемой, реальной альтернативой королю — доллару.
В настоящее времяэкю широко используется в Бельгии и Люксембурге, в частности, в гостиницах иресторанах. Чековые книжки для предприятий и частных лиц выписываются в экю,11% внешнеторговых операций в Италии осуществляется в экю.
Начиная с 1984 годаэкю котируется в Париже и Брюсселе. В ближайшее время намечается введениекредитных карт и дорожных чеков в экю можно привести некоторые примеры повалютному курсу экю (данные на 1985 год):
Германия (д.м.)2,23
Бельгия (б.фр.) 44,9
Франция (фр.фр) 6,81
Англия (ф.ст.) 0,580
Люксембург (л.фр) 44,9
Италия (лира) 1458
Следует отметить,что в настоящее время существует очень большое различие между официальным экю ичастным экю. В Германии экю вообще не рассматривают в качестве валюты. В целомможно отметить, что решение проблемы экю находится в стадии становления.




Заключение.

 В настоящее время Европейское ЭкономическоеСообщество представляет самый крупный в мире общий рынок, охватывая население320 миллионов человек при валовом национальном продукте 2380 миллионов долларов.
 Несмотря на практически единодушный отказстран — участниц об учреждении сверхнациональныхорганов, Европа тем не менее, структурирована, с политической точки зрения,следующим образом:
 1. Рабочая комиссия Сообщества, независимая отправительств, является органом предложения и исполнения.
 2. Совет министров (в котором трижды в годруководители государств сменяют друг друга), является суверенным органом. еслибольшинство его решений принимается единодушно, то бюджетные вопросы решаютсямажоритарным голосованием.
 3. Европарламент, избираемый начиная с 1989года общим прямым голосованием, остается почти исключительно консультативнойинстанцией, которая может лишь санкционировать решения комиссии. Он заседает вСтрасбурге.
 Если в области промышленности страныСообщества еще не находятся на должном уровне (существует общий промышленныйрынок, но не общая промышленная политика), то сельскохозяйственная политикаразвивается успешно, начиная с 1962 года. Она основана на двух крупныхпринципах: создание рынка продукции при общем внешнем таможенном тарифе игарантия цен, позволяющая аграриям сопротивляться мировой конкуренции, учитываяевропейскую специфику: высокая стоимость земли, рабочей силы, небольшие размерыучастков земли. Единые цены фиксируются Советом министров во время Брюссельских«марафонов». Эти цены привели к постоянному ростусельскохозяйственной продукции (молоко, сахар, вино) самодостаточностьполностью обеспечена и превзойдена. В Европе в настоящее время излишкипродукции, в частности, масла. Необходимый этап истинной интеграции — этосоздание единого денежного союза, который начался в 1972 году с созданиемевропейской валютной «змеи», знаменующей желание защитить обменывнутри сообщества от нестабильности. Тем не менее, она не смогла сопротивлятьсяпадению доллара в семидесятых годах. В 1979 году создается европейская денежнаясистема, зона фиксированного паритета. Если официальная динамика экю растетмедленно, его использование в финансовых целях растет быстро в международныхсделках. Представляя собой попытку ослабить экономическую раздробленностьЕвропы, европейская денежная система является сегодня как символом политическойволи стран, так и пределом их интеграции.


Библиография.

 1 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я.
 Экономическая и социальная география. — Справочные
 материалы. — М.: Просвещение. — 1994. — 208 с.

 2 Вперед. — Тартурскаягородская газета. — 39 июня 1991.

 3 Европа. — журнал европейского сообщества. -
 июль/август 1993.

 4 Колмаков С.А., Пантелеев М.М. Современный мир. — 1
 выпуск. — М.: Мирос,1993. — 88 с.

 5 Максаковский В.П.,Географическая картина мира. -
 Ярославль: Верхне — Волжское книжное издательство, 1995. -
 320 с.

 6 Стаценко А. — Справочник необходимых познаний. — Пермь:
 Вся Пермь, 512 с.
 7 Шенаев В.Н.Особенности экономического развития Западной
 Европы. — М.: Наука,1993. — 50 с.

 8 Verhille Philippe. Atlas de la GrandeEurope. -
 Paris.:Ellipses, 1995. — C.75 — 106.

 9 BernardMichel., Un monde en mouvement. — Paris.:Nathan,
 1987.- C.161 — 218. (перевод с французского Кушниной Л.В.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.