Реферат по предмету "Международные отношения"


Оценка количественных и отраслевых последствий вступления России во Всемирную торговую организацию

/>Введение
Членами Всемирнойторговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их числобудет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство,претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправноеучастие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле неявляется исключением.
Участие в ВТО дает странемножество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле цельюприсоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считатьследующие:
Получение лучших всравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российскойпродукции на иностранные рынки;
Доступ к международномумеханизму разрешения торговых споров;
Создание болееблагоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведениязаконодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностейдля российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковскойсфере;
Создание условий дляповышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результатеувеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработкеправил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России вмире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговорово присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, тоесть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в видеснижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Цель работы – рассмотретьотношения ВТО и России.
Задачи работы –определить особенности сотрудничества России и ВТО; рассмотреть принципиальнуювозможность получения количественных оценок последствий вступления России вВТО: основные методические подходы; охарактеризовать отраслевые последствиявступления в ВТО: результаты расчетов по отдельным товарам и товарным группам;изучить оценку влияния вступления России в ВТО на экономику субъектовфедерации.

1. Сотрудничество России и ВТО
 
1.1 Проблема вступления в ВТО
Активная дискуссия попроблемам вступления в ВТО имеет один существенный недостаток, состоящий вполном отсутствии каких-либо количественных оценок последствий для российскойэкономики этого желанного и, видимо, неизбежного события.
Отсутствие такого родаоценок объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методоврегулирования, практически не поддающихся количественной оценке, а, во-вторых,отсутствием внятных методик и соответствующего инструментария для получения количественныхоценок последствий изменения уровня внешнеторговых тарифов.
Получить обобщающие ивзаимоувязанные оценки последствий использования различного рода нетарифныхметодов регулирования внешнеэкономической деятельности, видимо, действительноневозможно.
В то же время, рассчитатьнароднохозяйственных последствий тех или иных сценариев изменениявнешнеторговых пошлин и необходимо и возможно. При этом ключевая проблемасостоит в том, чтобы понять, как то или иное изменение импортной пошлины,повлияет на масштабы внутреннего производства. Безусловно, такого рода влияниенельзя оценить абсолютно точно. Тем не менее, события последних лет (вособенности 1998-1999 гг.) дают, на наш взгляд, достаточно информации для того,чтобы измерить степень воздействия изменения импортных пошлин на динамикуимпорта и, как следствие, на динамику внутреннего производства.
В то же времяосуществление такого рода экономических измерений является не совсемтривиальной задачей. Дело в том, что импортные пошлины в 1998-1999 гг. практическине изменялись. Да и, вообще, как известно, на динамику импорта в 1998-1999 гг.повлияли не импортные пошлины, а резкое изменение курса доллара. Тем не менее,задача, актуальная для исследования последствий вступления в ВТО, состоит втом, чтобы оценить влияние именно импортных пошлин (а не курса доллара) наэкономическую динамику.
1.2 Изменения условий внешнеэкономической деятельности
Изменения условийвнешнеэкономической деятельности могут повлиять на экономическое положениесубъектов федерации по нескольким направлениям. Основной эффект обусловленизменением таможенных тарифов, что может привести к изменениям в объемахимпорта и созданию условий для увеличения или сокращения собственногопроизводства импортозамещающей продукции. В свою очередь, это скажется наразмерах производства в сопутствующих отраслях, на численности занятых идоходах населения.
Таким образом, нарегиональном уровне эффект зависит от размеров импорта по отдельным товарнымгруппам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение.
Учитывая изложенное,ориентировочная предварительная оценка возможного воздействия вступления Россиив ВТО на экономику регионов осуществляется на основании региональных данных обобъемах импорта и уровня развития обрабатывающих отраслей. При этоминтенсивность импорта оценивается на основании данных об импорте из страндальнего зарубежья. Такое решение связано с тем, что вступление в ВТОоговаривает правила взаимоотношений с участниками этой организации, а состранами СНГ пока действуют другие нормативы.
Возможностиимпортозамещения ориентировочно определяются на основании данных об уровнеразвития в регионах отраслей обрабатывающей промышленности.
Расчеты возможныхмасштабов изменения импорта производятся с учетом коэффициентов эластичности,определенных в предыдущих разделах.
Следует учитывать, чточасть субъектов федерации либо весьма слабо зависит от импорта из дальнегозарубежья, либо не имеет достаточно развитой промышленности, способнойконкурировать с импортными товарами. Поэтому такие регионы исключаются изпоследующих расчетов [2, 67].

2. Принципиальная возможность получения количественных оценок последствийвступления России в ВТО: основные методические подходы
/> 
2.1 Методика расчетаэквивалентной импортной пошлины
Решение сформулированнойвыше задачи существенно облегчается, если понять, что влияние роста курсадоллара на экономику в некотором смысле эквивалентно росту импортных пошлин.Действительно, и рост курса доллара и увеличение импортных пошлин приводит кповышению цен на импортируемую продукцию на российском рынке. Результатом этогоявляется сокращение импорта и, как следствие рост внутреннего производства. Вто же время в количественном плане одна и та же пропорция изменения импортныхпошлин и обменного курса имеют разные последствия как для роста потребительскихцен, так, соответственно, и для динамики импорта.
Задача, таким образом,сводится к определению таких количественных соотношений между динамикойобменного курса и динамикой импортных пошлин, которые обеспечивает в итогетождественный рост потребительских цен.
Для того чтобы дальнейшиерассуждения и математические выкладки сделать совершенно прозрачными введемновое понятие – эквивалентной пошлины.
Эквивалентной импортнойпошлиной назовем такой уровень импортной пошлины, который, с точки зрениязащиты внутреннего рынка, эквивалентен защитительному эффекту падения курсанациональной валюты.
Для расчета эквивалентнойпошлины, введем следующие обозначения:
tt – исходная таможеннаяпошлина;
stt — доля исходнойтаможенной пошлины в цене конечного потребления;
I$ — индекс ростаноминального курса доллара;
Ip – индекс роста цен вэкономике – в общем случае эквивалентен дефлятору ВВП;
k – коэффициент (индекс)роста эквивалентной пошлины по отношению исходному значению таможенной пошлины;
Et – эквивалентнаятаможенная пошлина.
Методика расчетаэквивалентной импортной пошлины достаточно прозрачна и состоит в том, чтобырассчитать такой уровень пошлины, который бы обеспечил опережение роста цен наимпортируемую продукцию (относительно общего роста цен в экономике)эквивалентное фактическому опережению роста цен на импорт, вызванному резкимизменением курса доллара в 1998-1999 гг.
Формальное тождество, изкоторого рассчитывается коэффициент k, выглядит следующим образом:
(1) (stt + (1– stt)) * (I$/Ip) = (1 – stt) + stt * k;
(2) k = (I$/(Ip*stt))– 1/stt + 1
В формуле (1) выражение(I$/Ip), представляющее соотношение номинального курса и дефлятора ВВП как рази является индикатором опережения цен на импортную продукцию. Уровеньэквивалентной пошлины есть произведение базовой импортной пошлины икоэффициента k, то есть:
(3) Et = tt * k;
Используя приведенные вышеформулы и фактические значения динамики курса доллара и дефлятора ВВП в 1998 г.легко оценить величину эквивалентной пошлины для различных базовых значенийимпортной пошлины. То есть, при прочих равных условиях, изменение ценовыхпропорций 1998 г. (имеется в виду изменение соотношение курса и дефлятора ВВП)эквивалентно следующему изменению импортных пошлин при различных их базовыхзначениях.
Таблица 1Базовое значение импортной пошлины 5.0% 10.0% 15.0% 20.0% 25.0% 30.0% Эквивалентная пошлина 57.1% 64.6% 72.1% 79.6% 87.1% 94.5% Рост пошлины — в разах 11.43 6.46 4.81 3.98 3.48 3.15
То есть, для товаров,имевших уровень импортной пошлины до событий августа 1998 г. в 5%,последовавший за этими событиями рост курса доллара был эквивалентен увеличениюимпортной пошлины в 11.4 раза. Соответственно для товаров, имевших уровеньимпортной пошлины в 30%, это означало увеличение импортной пошлины в 3.15 раза.
В то же время приведенныевыше результаты имеют достаточно общий и, в этом смысле, приблизительныйхарактер. Очевидно, что если проводить такого рода расчеты для конкретного видатовара (или товарной группы) необходимо заменить в формуле (1) и (2) дефляторВВП на характеристику роста цен данного конкретного товара или товарной группы.Кроме того, вообще говоря, при наличии прямой статистики роста цен на импортныетовары может быть более корректно было бы использовать именно эти данные вместоиндекса роста курса доллара.
Тем не менее, для тогочтобы оценить масштабы защиты внутреннего рынка возникшие в результатедевальвации рубля 1998 г. для товаров с различным исходным уровнем импортныхпошлин, приведенных расчетов вполне достаточно.
Фактическийстатистический материал 1998-1999 гг. – периода, когда происходили резкиеизменения не только в базовых ценовых пропорциях, но и в динамике внешнейторговли позволяет оценить не только расчетный уровень эквивалентных пошлин, нои реакцию экономики, как на изменение курса доллара, так и на изменениеимпортных пошлин.
Очевидно, что если,например, для какого-то товара в результате событий 1998 г. эквивалентнаяпошлина составила 85% вместо исходных 25%, то есть увеличение составило 60процентных пунктов, и, при этом импорт сократился на 30%, то эластичностьимпорта по уровню пошлины равняется (-0.5)*(-30/60). То есть, в этом случае,можно утверждать, что увеличение импортной пошлины на 10 процентных пунктовприводит к снижению импорта на 5% и, наоборот, снижение импортной пошлины на 10процентных пунктов приводит к увеличению импорта на 5%.
Оценка эластичностиимпорта от уровня импортных пошлин по различным товарам и товарным группампозволяет рассчитать первоначальные последствия различных сценариев вступленияРоссии в ВТО, а именно, последствия в терминах изменения динамики импорта.
/>2.2 Методика оценкинароднохозяйственных последствий изменения импортных пошлин с помощьюстатической межотраслевой модели
В то же время, главныйвопрос состоит не в том, чтобы понять, как поведет себя динамика импорта врезультате изменения импортных пошлин, а в том, каковы макроэкономическиепоследствия этих изменений. При этом, среди всех макроэкономическихпоследствий, очевидно, в первую очередь необходимо исследовать вопрос о влиянииизменения импортных пошлин на экономическую динамику.
Такого рода результатможет быть получен только в результате расчетов по межотраслевой модели.Межотраслевые расчеты позволяют оценить не только такое очевидное последствиеизменения пошлин как изменение импорта, но также — возможный рост цен,изменение доходов субъектов экономики, изменение уровня производства иинвестиций в различных отраслях народного хозяйства.
Приведем далее таблицурасчетных значений следующих отраслевых показателей:
эквивалентной пошлины;
эластичности (в указанномвыше смысле) импорта по изменению импортной пошлины;
а также эластичностиотраслевого выпуска, в зависимости от изменения импорта.
Таблица 2 Средний Эквивалентная Эластичность Эластичность уровень импортная импорта по выпуска по имп. пошлины пошлина пошлине импорту 1 2 3 4 Нефтедобыча 6% 30% -0.54 -0.02 Нефтепереработка 6% 69% -0.47 -0.03 Газовая промышленность 6% 36% -0.11 -0.01 Угольная пpомышленность 5% 76% 0.03 -0.04 Черная металлургия 11% 64% -0.56 -0.14 Цветная металлургия 16% 42% -1.79 -0.08 Химическая промышленность 10% 69% -0.20 -0.22 Машиностроение 21% 115% -0.26 -0.29 Лесная и ЦБ промышленность 19% 59% -0.52 -0.05 Промышленность стройматериалов 6% 67% -0.31 -0.03 Легкая промышленность 25% 93% -0.23 -2.44 Пищевая промышленность 45% 115% -0.24 -0.67 Прочие отрасли промышленности 21% 73% -0.42 -0.08 Сельское и лесное хозяйство 17% 81% -0.10 -0.07
Следует отметитьнекоторое методическое отличие представленных в таблице понятий эластичностиимпорта по пошлине и эластичности выпуска по импорту. Если эластичность выпускапо импорту является в некотором роде классической эластичностью и показывает насколько процентов изменится выпуск при изменении импорта на один процент, тоэластичность импорта по пошлине показывает, на сколько измениться импорт приизменении импортной пошлины на один процентный пункт. Использование именнотакой эластичности во втором случае вполне оправдано, так как, например,изменение исходной импортной пошлины в 5% на один процент есть нечто не оченьвыразительное, поскольку представляет из себя импортную пошлину в 5.05%. Другоедело изменение импортной пошлины с 5% до 6%.
Кроме того, следуетподчеркнуть, что эластичность выпуска по импорту, представленная в таблице 2считалась на фиксированном межотраслевом балансе одного года. При проведениидинамического расчета в рамках того или иного сценария, очевидно, этиэластичности будут несколько меняться в зависимости от изменений всех пропорцийэкономики и в первую очередь от соотношения импорта и выпуска. Следует заметитьтакже, что изменение импорта продукции любой отрасли ведет к изменению выпусковтакже всех других отраслей, хотя и в существенно меньшей степени.
Представленные в таблицеэластичности позволяют легко определить отраслевые последствия измененияимпортных таможенных пошлин. Так, например, в легкой промышленности снижениеимпортных пошлин на 10 процентных пунктов приведет к снижению производства вотрасли на 5.7% (-10 * -0.23 * -2.44 = -5.71).
Для того чтобы определитьсовокупное изменение производства в результате изменения пошлин на все группытоваров достаточно воспользоваться статической моделью межотраслевого баланса,подставив туда значения импорта, обусловленные параметрами изменения импортныхпошлин и значениями отраслевых эластичностей импорта по изменению пошлин.

/>2.3 Методика оценки последствийизменения импортных пошлин применительно к отдельным товарам и товарным группам
Изложенная выше методикапозволяет оценивать народнохозяйственные последствия вступления в ВТО в разрезеукрупненных отраслей и только при наличии соответствующей данной структуреотраслей таблицы межотраслевого баланса.
В то же время разработкатакого рода балансов, во-первых, традиционно запаздывает на два-три года, а,во-вторых, номенклатура разрабатываемых в России межотраслевых балансов непревышает 110 укрупненных позиций.
Между тем вступление вВТО и изменение импортных пошлин является особенно значимым не столько длякрупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров.
Очевидно, что точныйрасчет такого рода эластичности возможен только при наличии межотраслевогобаланса соответствующего уровня дезагрегации. В то же время возникает вопросвозможен ли, хотя и не совсем точный, но достаточно хорошего качества расчеттакого рода эластичности другим способом.
Наш анализ показывает,что такой расчет возможен, однако без межотраслевого баланса все же необойтись. В то же время достоинство предлагаемого ниже подхода состоит в том,что нет необходимости строить баланс высокого уровня дезагрегации. Достаточновоспользоваться некоторыми соотношениями из традиционного баланса обычнойразмерности, например, 25 на 25 отраслей.
Во-первых, следуетобратить внимание на тот факт, что импорт и производство любого продуктасвязаны простым балансовым соотношением, состоящем в том, что производство =потребление + экспорт – импорт.
Таким образом, при прочихравных условиях, то есть, неизменном потреблении и экспорте, увеличение импортана единицу приводит к сокращению производства также на единицу. Из этогосоотношения с очевидностью следует, что увеличение импорта на один процентприводит к уменьшению производства на величину процента равную доле импорта впроизводстве. Действительно, по определению, эластичность выпуска по импортуравняется:
(4) elast =(dX/X )/(dIm/Im)
(5) dX = — dIm
(при прочих равныхусловиях, то есть, неизменном потреблении и экспорте, увеличение импорта наединицу приводит к сокращению производства также на единицу),
Im = D*X,
где
D – доля импорта ввыпуске, то
(7) elast =(-dIm/X )/(dIm/(D*X) = -D
Таким образом, если доляимпорта в выпуске равняется D, то эластичность выпуска по импорту, при прочихравных условиях, равняется -D. Это означает, в частности, что если доля импортав выпуске равняется D, а увеличение импорта происходит на Z%, то выпусксокращается на величину равную (D*Z)%. Например, если доля импорта впроизводстве равняется 0,2, и импорт увеличивается на 10%, то производствосокращается на 2%.
Проблема, однако, состоитв том, что изменение выпуска в результате изменения импорта, вызывает изменениепотребления всех видов ресурсов для производства данного товара, в результатечего изменяется потребление самого данного продукта при производстве другихпродуктов. То есть наличие межотраслевых связей в какой-то степени изменяет этунашу столь легко полученную первоначальную эластичность. Задача состоит в том,чтобы понять направление и масштабы этого изменения.
Что касается направления,то оно совершенно очевидно: эластичность, по абсолютной величине, всегда большедоли импорта в выпуске. Действительно, если, например, импорт какого то товараувеличится на один процент, то в рамках нашего прямого балансового счетапроизводство сократится на величину доли импорта в производстве. Однако вдействительности, в силу действия межотраслевых связей, производствосократиться на несколько большую величину, что и означает превышение поабсолютной величине итоговой эластичности над первоначальной.
Все эти рассуждения легкоподтверждаются данными межотраслевых балансов (смотр. табл. 1.3). При этомлегко заметить, что соотношение между величиной эластичности и долей импорта ввыпуске для различных отраслей достаточно близко. Это позволяет предположитьналичие хорошей корреляционной связи между этими двумя переменными.
Таблица 3 Эластичность Доля выпуска по импорта импорту в выпуске Нефтедобыча -0.0204 0.0182 Нефтепереработка -0.0330 0.0312 Газовая промышленность -0.0101 0.0098 Угольная промышленность -0.0400 0.0372 Черная металлургия -0.1372 0.0902 Цветная металлургия -0.0807 0.0517 Химическая промышленность -0.2220 0.1681 Машиностроение -0.2854 0.2618 Лесная и ЦБ промышленность -0.0527 0.0478 Промышленность стройматериалов -0.0252 0.0227 Легкая промышленность -2.4430 2.0051 Пищевая промышленность -0.6704 0.4911 Прочие отрасли промышленности -0.0787 0.0727 Сельское и лесное хозяйство -0.0687 0.0554
Действительно, построениепростейшего эконометрического уравнения подтвердило эту гипотезу.
Полученное уравнениеимеет следующие параметры:
elast = — 1.2256 * D
где
R2 = 0.999
sey = 0.012
(R2 – коэффициентдетерминации, sey – стандартная ошибка параметра).
Наличие столь теснойсвязи позволяет нам принять гипотезу, что для всех товаров, производящихся вроссийской экономике, мультипликатор межотраслевых связей, увеличивающийитоговое значение эластичности по сравнению с исходным, полученным избалансового тождества, близок к величине 1.2256.
Таким образом, знаяэластичность импорта по пошлине и, рассчитав по уравнению (8) эластичностьвыпуска по импорту, легко оценить воздействие изменения импортных пошлин напроизводство любого конкретного вида товара.
/>2.4 Методические подходы к анализупоследствий изменения импортных пошлин в рамках динамических сценарныхпостановок
Как уже отмечалось выше,в динамике, при изменении разного рода структурных характеристик экономики,итоговое воздействие изменения импортных пошлин на экономический рост можетнесколько трансформироваться. Очевидно также, что на траектории ростаабсолютные значения всякого рода последствий изменения импортных пошлинприобретают совершенно иное измерение.
Кроме того, определенныйинтерес могут представлять расчеты, в которых исследуется совместный эффектразличных мер экономической политики на итоговые характеристикинароднохозяйственного развития, например, одновременное воздействие ростаимпортных пошлин и повышения тарифов на продукцию отраслей естественныхмонополий.
Для проведения такогорода расчетов необходимо наличие современной динамической межотраслевой модели,учитывающей нынешний характер российской экономики [4, 114].

3. Отраслевые последствия вступления в ВТО: результаты расчетов поотдельным товарам и товарным группам
 
3.1 Расчеты потоварным группам
Расчеты по товарнымгруппам были выполнен практически по всем отраслям промышленности, с выделениемпо каждой из отраслей важнейших видов (товарных групп) продукции. О степениполноты привлеченных для анализа данных можно судить по цифрам, приведенным втабл.4, где в разрезе отраслей указаны совокупные доли позиций, включенных висследуемую выборку, в общем объеме производства и импорта продукции отрасли.
Несмотря на относительнонебольшие величины этих долей, получившиеся по ряду отраслей (химическойпромышленности, машиностроению, лесопромышленному комплексу), выбранные виды(товарные группы) продукции являются наиболее значимыми в соответствующейотрасли. Справедливость такого утверждения достаточна очевидна, если учесть,что доля учтенных в исследовании номенклатурных позиций по их числу вноменклатуре статистической отчетности, учитываемой Госкомстатом РФ, являетсясущественно меньшей.
Доля учтенных висследовании номенклатурных позиций по отраслям промышленности по данным за2004 год.
Таблица 4 Доля выборки в отрасли, % по объему производства по объему импорта по числу учтенных позиций Электроэнергетика 81,8 100,0 3,3 Топливная промышленность 97,0 48,6 6,8 Черная металлургия 63,2 59,0 0,6 Химическая промышленность 16,2 3,9 1,1 Машиностроение 17,8 8,7 0,7 Лесная, деревообрабатывающая и ЦБП 5,7 2,3 0,8 Легкая промышленность 33,6 11,3 0,9 Пищевая промышленность2) 26,0 30,8 2,0
Ставки таможенных пошлин,сформированные в разрезе групп продукции высшего уровня товарной номенклатурыВЭД и использованные для выполнения расчета, приведены в приложении 1.
Для повышениястабильности получаемых результатов расчет проводился с привлечением данных за1997 и 1999 годы.
Эквивалентная пошлина иэластичность импорта по пошлине рассчитывались в соответствии с вышеизложеннойметодикой. Эластичность выпуска по импорту рассчитывалась по формуле 8.
Результаты расчетаупомянутых показателей на основе действующей пошлины приведены в табл. 5. Обратимвнимание, что получившиеся в результате расчетов значения эквивалентных пошлинподтверждают сделанный выше вывод о чрезвычайно большом влиянии последствийфинансового кризиса 1998 г. на снижение объемов импорта, достигшее такихмасштабов, которые практически невозможно было бы получить путем таможенногорегулирования.
Заключительным этапомрасчета явилось определение возможного размера изменения производства,обусловленного изменением ставок таможенных пошлин. Расчет проводился поформуле
Deltaпр= Deltaпош*Eи*Eв,
где Deltaпр — искомоеизменение объема производства (в %);
Deltaпош планируемоеизменение таможенных пошлин ( % пунктов);
Eи — эластичность импортапо пошлине;
E в — эластичностьвыпуска по импорту.
Расчет выполнен в двух,описанных выше вариантах:
Результаты, полученные попервому варианту, приведены в табл. 4.3, по второму в табл. 4.4.
Как можно видеть, впервом случае изменение производства как в большую, так и в меньшую сторону повсем анализируемым видам продукции производственно-технического назначения инепродовольственным товарам крайне незначительное. Только по телевизорамвозможен спад производства на 1,8%. При этом по ряду продовольственных товаровможно ожидать увеличения выпуска: по виноградным винам — на 15%, водке иликероводочным изделиям — на 7%, мясу птицы — на 10% и т.д.
Вместе с тем в рамкахвторого варианта, за счет увеличения ставок таможенных пошлин после вступленияРоссии в ВТО, по некоторым промышленным товарам возможен определенный ростпроизводства: по телевизорам — на 1,7%, по платьям — на 1,6%, по обуви — на1,3%. Еще больший рост получается по продовольственным товарам: по винограднымвинам — на 25%, водке и ликероводочным изделиям — на 11,6%, мясу птицы — на12,4% и т.д. Естественно, последующее снижение ставок таможенных пошлинприведет к обратному эффекту и снижение объема производства составит: потелевизорам — 3,5%, по платьям — 1,2%, обуви — 0,7%, виноградным винам — 10%,водке и ликероводочным изделиям — 4,6% [2, 71].
Обобщая результатырасчетов по товарным группам, представленные в таблицах 4.3 и 4.4, можносделать вывод о том, что введение предлагаемых ставок таможенных пошлин в целомне приведет к сколь-нибудь масштабным изменениям объемов отечественногопромышленного производства. Однако из общей массы товарных групп продукциивыделяется ряд позиций, в первую очередь по некоторым товарам длительногопользования и значительной части продукции пищевой промышленности, которыетребуют индивидуального, взвешенного подхода. В связи с этим, по нашему мнению,данное исследование следует провести применительно к значительно более широкойтоварной номенклатуре, обратив особое внимание на позиции с наиболеезначительными изменениями объемов производства.
Ставки таможенных пошлини показатели эластичности в разрезе товарных групп продукции.
Таблица 5 Действующая пошлина Эквива-лентная пошлина Эластичность импорта по пошлине Эластичность выпуска по импорту Электроэнергетика Электроэнергия, тыс. кВт ч 5 302,3 -0,07 -0,001 Топливная промышленность Нефть, т 5 144 -0,17 -0,025 Топливо дизельное, т 5 86,9 -1,13 -0,002 Мазут топочный, т 5 119,8 -0,67 -0,004 Газ естественный, тыс. м3 5 241,2 -0,03 -0,009 Черная металлургия Руда железная (товарная), т 5 272,15 -0,14 -0,049 Чугун, т 5 232,4 -0,41 0,000 Прокат листовой, т 5 180,3 -0,05 -0,045 Трубы стальные, т 11,98 218,99 -0,11 -0,298 Химическая промышленность Сера, т 6,92 446,1 -0,09 -0,041 Удобрения азотные (без сложных), т 10 181,6 -0,41 -0,002 Удобрения калийные (без сложных), т 10 258,7 -0,14 -0,0001 Средства моющие синтетические, т 12,4 133,3 -0,19 -0,318 Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,25 243,28 -0,08 -0,084 Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 204,0 -0,38 -0,028 Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 186,095 -0,06 -0,220 Машиностроение Краны на автомобильном ходу, шт. 7,49 188,07 -0,32 -0,061 Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,07 231,64 -0,12 -0,471 Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,07 186,1164 -0,1 -0,265 Станки металлорежущие, шт. 7,49 248,5931 -0,09 -0,050 Станки сверлильные, шт. 7,49 327,0134 -0,21 -0,464 Автомобили грузовые, шт. 15,26 178,542 -0,43 -0,041 Автомобили легковые, шт. 15,26 199,906 -0,4 -1,226 Автобусы, шт. 15,26 118,7228 -0,75 -0,057 Тракторы общего назначения, шт. 15,26 212,7244 -0,13 -0,353 Бульдозеры, шт. 7,49 81,4163 -0,86 -0,070 Мотоциклы, шт. 15,26 123,606 -0,59 -0,102 Холодильники и морозильники, шт. 7,49 98,0441 -0,35 -0,148 Машины стиральные, шт. 7,49 202,5296 -0,48 -0,050 Телевизоры, шт. 9,66 135,8196 -0,64 -0,875 Лесная, деревообрабатывающая и ЦБП Фанера клееная, м3 16,32 120,768 -0,76 -0,005 Плиты древесностружечные, м3 16,32 277,7664 -0,34 -0,067 Промышленность строительных материалов Цемент, т 6,92 267,3888 -0,35 -0,002 Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,57 231,6399 -0,24 -0,055 Гипс, т 6,92 354,5116 -0,2 -0,025 Щебень и гравий, м3 6,92 261,7836 -0,35 -0,005 Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,85 258,893 -0,09 -0,047 Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,75 143,075 -0,08 -0,219 Платья, шт. 18,86 121,4584 -0,77 -0,300 Кожтовары жесткие, тыс. дм2 19,88 200,1916 -0,49 -0,016 Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,86 154,4004 -0,61 -0,156 Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки, т 11,83 205,0139 -0,48 -0,010 Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,24 120,3072 -0,4 -0,256 Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,88 95,9104 -0,25 -1,242 Вина виноградные, дкл 18,88 117,056 -0,55 -1,226 Пиво, дкл 18,88 285,2768 -0,31 -0,004 Говядина, т 19,39 119,6363 -0,14 -0,367 Мясо птицы, т 19,39 137,4751 -0,67 -0,39 Изделия колбасные вареные, т 18,28 164,8856 -0,6 -0,019 Продукты кисломолочные, т 15 190,5 -0,52 -0,027 Сыры сычужные твердые, т 15 108,6 -0,97 -0,201 Сыры плавленые, т 15 137,4 -0,75 -0,253 Масло сливочное, т 15 103,05 -0,9 -0,161 Рыба, т 18,28 129,9 -0,32 -0,481 Мука пшеничная, т 10 181,6 -0,4 -0,014
Возможное изменениеобъемов производства в рамках варианта постепенного изменения импортных пошлинпо сравнению с действующими ставками.
Таблица 6 Действующая пошлина, % Конечный уровень связывания, %
Изменение
пр-ва, % Металлургия Прокат листовой, т 5 6,06 0,002 Трубы стальные, т 11,98 12,32 0,011 Химическая промышленность Сера, т 6,92 6,92 0,000 Удобрения азотные (без сложных), т 10 6,5 -0,003 Удобрения калийные (без сложных), т 10 6,5 -0,0001 Средства моющие синтетические, т 12,4 9,67 -0,165 Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,25 6,32 0,007 Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 9,01 -0,001 Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 9,01 -0,001 Машиностроение Краны на автомобильном ходу, шт. 7,49 6,51 -0,019 Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,07 10,78 0,097 Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,07 10,78 0,045 Станки металлорежущие, шт. 7,49 6,51 -0,004 Станки сверлильные, шт. 7,49 6,51 -0,096 Автомобили грузовые, шт. 15,26 17,21 0,034 Автомобили легковые, шт. 15,26 17,21 0,956 Автобусы, шт. 15,26 17,21 0,084 Тракторы общего назначения, шт. 15,26 17,21 0,089 Бульдозеры, шт. 7,49 6,51 -0,059 Мотоциклы, шт. 15,26 17,21 0,118 Холодильники и морозильники, шт. 7,49 6,51 -0,051 Машины стиральные, шт. 7,49 6,51 -0,024 Телевизоры, шт. 9,66 6,48 -1,781 Лесная и бумажная промышленность Фанера клееная, м3 16,32 13,62 -0,011 Плиты древесностружечные, м3 16,32 13,62 -0,061 Промышленность строительных материалов Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,57 12,9 -0,009 Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,85 7,52 -0,001 Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,75 13,42 -0,023 Платья, шт. 18,86 20,51 0,381 Кожтовары жесткие, тыс. дм2 19,88 17,56 -0,019 Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,86 20,59 0,640 Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки, т 11,83 17,36 0,027 Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,24 6,34 0,010 Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,88 41,34 6,973 Вина виноградные, дкл 18,88 41,34 15,148 Пиво, дкл 18,88 41,34 0,029 Говядина, т 19,39 57,77 1,976 Мясо птицы, т 19,39 57,77 9,944 Изделия колбасные вареные, т 18,28 40,16 0,251 Продукты кисломолочные, т 15 32,2 0,243 Сыры сычужные твердые, т 15 32,2 3,347 Сыры плавленые, т 15 32,2 3,263 Масло сливочное, т 15 32,2 2,486 Рыба, т 18,28 40,16 3,364 Мука пшеничная, т 10 13,78 0,021
Возможное изменениеобъемов производства в рамках сценария, предусматривающего повышение ставоктаможенных пошлин в 2003 г. с последующим их снижением.
Таблица 7 Действующая пошлина, % Начальный уровень связывания% Изменение пр-ва, % Конечный уровень связывания % Изменение пр-ва, % Электроэнергетика Электроэнергия, тыс. кВт/ ч 5 13,91 0,001 5 -0,001 Топливная промышленность Нефть, т 5 13,91 0,038 5 -0,038 Топливо дизельное, т 5 13,91 0,025 5 -0,025 Мазут топочный, т 5 13,91 0,025 5 -0,025 Газ естественный, тыс. м3 5 13,91 0,002 5 -0,002 Черная металлургия Руда железная (товарная), т 5 5,87 0,006 5 -0,006 Прокат листовой, т 5 10,22 0,012 6,06 -0,009 Трубы стальные, т 11,98 22,07 0,331 12,32 -0,319 Химическая промышленность Сера, т 6,92 12,88 0,022 6,92 -0,022 Удобрения азотные (без сложных), т 10 9,81 0,000 6,5 -0,003 Удобрения калийные (без сложных), т 10 9,81 0,000 6,5 0,000 Средства моющие синтетические, т 12,4 16,17 0,228 9,67 -0,393 Спирты бутиловый и изобутиловый, т 5,25 7,39 0,014 6,32 -0,007 Шины для грузовых автомобилей, шт. 9,1 14,87 0,062 9,01 -0,063 Шины для легковых автомобилей, шт. 9,1 14,87 0,076 9,01 -0,077 Машиностроение Краны на автомобильном ходу, шт. 7,49 13,53 0,118 6,51 -0,138 Вагоны грузовые магистральные, шт. 9,07 17,93 0,501 10,78 -0,404 Вагоны пассажирские магистральные, шт. 9,07 17,93 0,235 10,78 -0,190 Станки металлорежущие, шт. 7,49 13,53 0,027 6,51 -0,032 Станки сверлильные, шт. 7,49 13,53 0,589 6,51 -0,684 Автомобили грузовые, шт. 15,26 21,29 0,106 17,21 -0,072 Автомобили легковые, шт. 15,26 21,29 2,957 17,21 -2,001 Автобусы, шт. 15,26 21,29 0,258 17,21 -0,175 Тракторы общего назначения, шт. 15,26 21,29 0,277 17,21 -0,187 Бульдозеры, шт. 7,49 13,53 0,363 6,51 -0,422 Мотоциклы, шт. 15,26 21,29 0,363 17,21 -0,246 Холодильники и морозильники, шт. 7,49 13,53 0,312 6,51 -0,362 Машины стиральные, шт. 7,49 13,53 0,145 6,51 -0,168 Телевизоры, шт. 9,66 12,76 1,736 6,48 -3,517 Лесная, деревообрабатывающая и ЦБП Фанера клееная, м3 16,32 18,41 0,009 13,62 -0,020 Плиты древесностружечные, м3 16,32 18,41 0,047 13,62 -0,108 Промышленность строительных материалов Цемент, т 6,92 12,88 0,003 6,92 -0,003 Материалы мягкие кровельные и изоляционные, тыс. м2 13,57 18,1 0,060 12,9 -0,069 Гипс, т 6,92 12,88 0,030 6,92 -0,030 Щебень и гравий, м3 6,92 12,88 0,011 6,92 -0,011 Легкая промышленность Ткани готовые хлопчатобумажные, пог. м 7,85 14,94 0,030 7,52 -0,031 Ткани готовые шерстяные, пог. м 14,75 21,85 0,124 13,42 -0,148 Платья, шт. 18,86 25,83 1,607 20,51 -1,227 Кожтовары жесткие, тыс. дм2 19,88 28,05 0,065 17,56 -0,084 Обувь с верхом из натуральной кожи, пар 13,86 27,9 1,335 20,59 -0,695 Пищевая промышленность Хлеб ржаной из обойной, обдирной и сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки, т 11,83 24,03 0,059 17,36 -0,032 Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, т 6,24 13,82 0,775 6,34 -0,765 Водка и ликероводочные изделия, дкл 18,88 56,28 11,612 41,34 -4,639 Вина виноградные, дкл 18,88 56,28 25,225 41,34 -10,076 Пиво, дкл 18,88 56,28 0,049 41,34 -0,019 Говядина, т 19,39 67,49 2,476 57,77 -0,5 Мясо птицы, т 19,39 67,49 12,463 57,77 -2,518 Изделия колбасные вареные, т 18,28 53,2 0,400 40,16 -0,149 Продукты кисломолочные, т 15 42,46 0,388 32,2 -0,145 Сыры сычужные твердые, т 15 42,46 5,343 32,2 -1,996 Сыры плавленые, т 15 42,46 5,209 32,2 -1,946 Масло сливочное, т 15 42,46 3,968 32,2 -1,483 Рыба, т 18,28 53,2 5,370 40,16 -2,005 Мука пшеничная, т 10 21,82 0,067 13,78 -0,046
3.2 Отрасли промышленности
/>Отечественная пищевая промышленностьпока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего по мясным и молочнымпродуктам, сахару и растительным маслам, а её крупнейшие перерабатывающиепредприятия, как правило, плотно завязаны на импорт. Значения импортных пошлин,на которых настаивают наши основные зарубежные поставщики продовольствия напереговорах в ВТО, пока заметно ниже наших исходных заявленных [4, 52].
/>Однако, ключевым здесь являетсявопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах господдержки сельскогохозяйства, которые у нас пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя нашиаграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенномнами объеме поддержки в 13 млрд. долл. в год, реальные бюджетные ассигнованияна эти цели равны примерно одному миллиарду, что исключает согласие партнеров сзапрошенной суммой и потому разрешение данного вопроса нужно искать не вЖеневе, а скорее внутри страны.
/>Отечественная мебельнаяпромышленность активно осваивает внутренний рынок и для нее важен каждыйпроцент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названныенами ставки связывания удержать вряд ли удастся, и потому следует ожидатьобострения иностранной конкуренции на данном рынке.
/>Столь же активна российскаяфармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г.Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорахзаявленные Россией исходные ставки «связывания», видимо, придется снижать. Этообострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть,ибо многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качествууступают зарубежным.
/>Конкурентоспособность отечественнойметаллургии как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть преждевсего не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий.Металлургия одной из первых окажется в выигрыше от возможного пересмотра в ВТОантидемпинговых санкций на её продукцию.
/>В химии даже при сохранениизаявленных ставок связывания можно ожидать обострения конкуренции помалотоннажным продуктам, лакам, краскам, отделочным материалам, что ставитперед отраслью серьезные проблемы, в т.ч. ввиду сохраняющейся недогрузки многихеё предприятий. Можно ожидать войны цен на рынке моторных масел иавтокосметики, которые наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне уиностранных поставщиков.
/>Правительство предприняло очереднуюпопытку реорганизации отечественного автостроения через рост пошлин ипривлечение иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россиейпредложений и могут не получить согласия ВТО.
/>Проблемой отечественного авиастроенияявляется отсутствие внутреннего рынка, без чего невозможно запустить в сериюновые модели (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин).К тому же наши партнеры настаивают на присоединении России к Соглашению ВТО поавиатехнике (необязательному), которое устанавливает нулевые ставки импортныхпошлин на эту продукцию, а также вводят шумовые ограничения, под которыеподпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этойотрасли не восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, российскоегражданское авиастроение (и при, и без ВТО) встанет перед проблемой выживания,включая составляющие его градообразующие предприятия [7, 255].

/>4. Оценка влияния вступления России вВТО на экономику субъектов федерации
 
/>4.1 Субъекты федерации, экономическоеположение которых  существенно зависит от импорта
Отбор субъектовфедерации, на экономическое положение которых может оказать воздействиеизменения в таможенной политике, производится путем сопоставления емкостивнутреннего рынка с масштабами импорта.
Емкость внутреннегопотребительского рынка измеряется величиной расходов населения на покупкупродовольственных и непродовольственных товаров. По данным статистическогоучета, доходы населения превышают расходы всего на 2-4 процентных пункта, апримерно 3/4 расходов приходится на покупку товаров. Таким образом,ориентировочный объем региональных товарных рынков может быть оценен наосновании скорректированных данных о доходах населения.
Полученные величины посубъектам федерации приводятся к сопоставимому виду путем определенияпоказателей на душу населения. Данные о емкости товарных рынков сопоставляютсяс данными о совокупных размерах импорта из стран вне СНГ, что обусловленопреобладанием в его структуре потребительских товаров (по России – свыше 60%).С этой целью размер импорта со странами вне СНГ переводится в рубли (из расчета30 руб. за доллар США) и по регионам определяется размер импорта, приходящегосяна одного человека, который сопоставляется с размерами среднедушевых расходовна товары.
Импорт составляет лишьнекоторую часть товаров, реализуемых на товарных региональных рынках. Врасчетах принято, что изменения в тарифной политике могут оказать ощутимоевоздействие лишь в том случае, когда импорт составляет не менее, чем 10%реализуемых товаров. При таком пороговом значении критерия выделяется 45субъектов федерации, где импорт может оцениваться как существенный (см. таблицу8).
Поскольку, чем большедоля импорта, тем сильнее возможности влияния таможенной политики на экономикурегионов, из их числа выделяются те, где размер импорта существенно превышает10%-й порог.
Из 19 регионов, размеримпорта которых превышает 20% емкости регионального потребительского рынка,можно выделить несколько групп, различающихся условиями внешнеэкономическойдеятельности [1, 55].
Таблица 8 — Ранжированиерегионов по удельному весу импорта  на потребительском рынке Денежные расходы на товары в год (руб./чел.) Импорт на душу населения в год, руб. Доля импорта в потребительском рынке Российская Федерация Ингушская Республика 4397,4 8438,1 191,9% Калининградская область 14895,9 24186,7 162,4% Республика Алтай 10326,6 9132,4 88,4% г. Санкт-Петербург 23306,4 15231,1 65,4% Ленинградская область 12213,9 7894,4 64,6% Московская область 17174,7 6946,8 40,4% г. Москва 83621,7 32280,0 38,6% Республика Карелия 19512,9 5698,0 29,2% Орловская область 11924,1 3464,9 29,1% Приморский край 15246,0 4403,3 28,9% Республика Калмыкия – Хальмг Тангч 8606,7 2409,5 28,0% Республика Хакасия 13966,2 3849,7 27,6% Псковская область 11637,9 2674,2 23,0% Калужская область 10908,9 2463,4 22,6% Белгородская область 12441,6 2658,9 21,4% Краснодарский край 14180,4 3004,2 21,2% Иркутская область 19705,5 4174,0 21,2% Ярославская область 15147,0 3206,1 21,2% Красноярский край 23249,7 4647,0 20,0% Липецкая область 15236,1 2925,0 19,2% Магаданская область 26813,7 4995,8 18,6% Республика Северная Осетия — Алания 14514,3 2637,3 18,2% Волгоградская область 10836,9 1889,4 17,4% Республика Тыва 9856,8 1717,0 17,4% Сахалинская область 23071,5 3891,5 16,9% Новгородская область 15201,9 2339,8 15,4% Смоленская область 14636,7 2220,7 15,2% Читинская область 9162,0 1340,0 14,6% Самарская область 23049,0 3326,9 14,4% Владимирская область 10144,8 1438,3 14,2% Нижегородская область 14054,4 1918,1 13,6% Республика Коми 25092,9 3409,0 13,6% Вологодская область 16431,3 2197,1 13,4% Тульская область 12852,9 1706,9 13,3% Свердловская область 15935,4 2071,9 13,0% Мурманская область 30004,2 3758,2 12,5% Оренбургская область 12639,6 1560,2 12,3% Республика Татарстан 16011,9 1967,2 12,3% Архангельская область 16831,8 1930,8 11,5% Ростовская область 14548,5 1652,4 11,4% Хабаровский край 20163,6 2266,9 11,2% Пермская область 19411,2 2175,9 11,2% Чувашская Республика 9145,8 1019,9 11,2% Рязанская область 10803,6 1158,0 10,7% Тверская область 10779,3 1085,3 10,1% Брянская область 10350,0 1013,9 9,8% Новосибирская область 13300,2 1220,8 9,2% Саратовская область 12401,1 1136,2 9,2% Ивановская область 8210,7 676,8 8,2% Курская область 11328,3 930,6 8,2% Камчатская область 27364,5 2221,1 8,1% Республика Башкортостан 15586,2 1241,6 8,0% Астраханская область 14424,3 1080,7 7,5% Республика Мордовия 9808,2 729,8 7,4% Ульяновская область 10910,7 787,4 7,2% Ставропольский край 12268,8 884,2 7,2% Томская область 18020,7 1244,4 6,9% Челябинская область 16947,0 1169,1 6,9% Тюменская область 44147,7 2946,2 6,7% Курганская область 10783,8 640,5 5,9% Республика Бурятия 12432,6 712,2 5,7% Костромская область 11167,2 637,6 5,7% Еврейская авт. область 11731,5 639,6 5,5% Пензенская область 10232,1 556,9 5,4% Удмуртская Республика 12644,1 679,6 5,4% Воронежская область 11151,0 595,1 5,3% Омская область 11762,1 616,9 5,2% Алтайский край 10440,9 538,1 5,2% Республика Марий Эл 7771,5 391,3 5,0% Республика Адыгея 10013,4 468,8 4,7% Кемеровская область 19826,1 859,2 4,3% Кировская область 10398,6 415,1 4,0% Амурская область 13192,2 474,9 3,6% Тамбовская область 12894,3 448,5 3,5% Республика Саха (Якутия) 32034,6 1061,7 3,3% Чукотский авт. округ 33362,1 721,5 2,2% Кабардино-Балкаpская Республика 10220,4 214,8 2,1% Карачаево-Черкесская Республика 9189,0 139,2 1,5% Республика Дагестан 7655,4 51,8 0,7%
Прежде всего это регионысо слабой экономикой, но имеющие льготы по налогообложению внешнеэкономическойдеятельности. Следует учитывать, что статистикой регистрируются не реальныеэкспортно-импортные потоки, а объемы внешнеэкономической деятельности фирм,зарегистрированных в данном регионе. Очевидно, что регистрируемые и реальныепотоки товаров могут не совпадать. Именно такими различиями объясняютсяисключительно большие объемы импорта в таких относительно небольших и слаборазвитых субъектах федерации, как Калининградская область, Ингушская Республика,Республика Алтай, Республика Калмыкия. Первые два региона имеют льготные режимывнешнеэкономической деятельности, в связи с чем здесь зарегистрированымногочисленные фирмы, реально функционирующие в других регионах. Что касаетсяКалмыкии, то ее повышенная внешнеэкономическая активность определяется преждевсего невысоким уровнем доходов населения (в 2 раза ниже чем в среднем поРоссии) и, следовательно, небольшой емкостью регионального потребительскогорынка. Причины повышенных объемов импорта в Республику Алтай, по-видимому,связаны с ее приграничным положением.
Определенные преимуществамежрегиональных оптовых центров имеют Санкт-Петербург, Москва и Московскаяобласть.
Выделяются также субъектыфедерации, активно участвующие в приграничной торговле со странами, невходящими в СНГ. К ним относятся: Ленинградская область, Республика Карелия,Приморский край, Псковская область.
Из приведенных трехподгрупп наименьшее влияние таможенной политики на экономику регионов будет впервой подгруппе, так как фактическое использование импортной продукции нарынках регионов, имеющих экономические льготы, наверняка в несколько раз нижерасчетной.
Относительно небольшоевлияние таможенная политика будет оказывать на экономику тех субъектовфедерации, интенсивность импортных поступлений на товарные рынки которых лишьнезначительно (в пределах 10 процентных пунктов) превышает пороговый критерий.
Большинство регионов,попавших в эту группу, относятся к старопромышленным, многие из них являютсявесьма развитыми в экономическом отношении. Определенные вопросы вызываетпопадание в эту группу регионов, не отличающихся достаточным уровнемэкономического развития. К ним относятся республики Тыва и Северная Осетия,Смоленская и Читинская области. Все эти регионы имеют объемы импорта на душунаселения существенно ниже, чем в среднем по РФ. Особенно выделяются в этомотношении Читинская область и Республика Тыва (соответственно 50 и 60 процентовот российских параметров). По-видимому, в данном случае основной причинойявляются низкие доходы населения и, следовательно, небольшая емкостьрегиональных рынков.
В третью группу попалирегионы, имеющие параметры ниже критических: объем импорта не превышает 10% отемкости регионального потребительского рынка [4, 150].
 
4.2 Оценка возможностей импортозамещения
Изменения в тарифнойполитике наиболее ощутимо повлияют на экономику тех регионов, где имеютсяреальные возможности замещения импорта собственным производством.
Из стран вне СНГ Россияимпортирует, главным образом, продукты питания и предметы широкого потребления,поэтому и возможности импортозамещения связаны прежде всего с обрабатывающейпромышленностью.
Для ориентировочнойоценки используются статистические данные об объемах промышленного производстваи удельном весе следующих отраслей: химическая и нефтехимическаяпромышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая,мукомольно-крупяная промышленность. В результате определяются данные об объемахпроизводства обрабатывающих отраслей промышленности на душу населения (см.таблицу 9). По-видимому, чем выше потенциал обрабатывающей промышленности, тембольше возможностей занять на рынке нишу, образовавшуюся в связи с повышениемтаможенных тарифов.
Всю совокупностьсубъектов федерации разбиваем на 5 групп по признаку концентрацииобрабатывающих производств.
К первой группе относятсярегионы, где объем производства на душу населения превышает среднероссийскиепоказатели на 20% и более. Во вторую группу входят регионы, имеющие этотпоказатель в интервале от 100 до 120%, в третью группу – от 80 до 100%, вчетвертую – от 50 до 80% и в самую низшую, пятую группу – менее 50% отсреднероссийского уровня [7, 93].
Таблица 9 — Оценкапотенциала обрабатывающих отраслей  промышленности регионов Объем пр-ва промыш. прод. в 2000г. млн. руб. Доля обрабатыв. отраслей (%) Объем пр-ва обрабатыв. отраслей млн. руб. Объем пр-ва обрабатыв. отраслей на душу населения (тыс. руб./чел.) то же в % к РФ Российская Федерация 4762500 46,8 2228850,0 15,1 100% Северный экономический район Республика Карелия 24617 72,0 17724,2 23,2 153% Республика Коми 50746 25,2 12788,0 11,2 74% Архангельская область 45104 74,2 33467,2 22,9 152% Вологодская область 91100 25,5 23230,5 17,6 116% Мурманская область 48114 38,0 18283,3 18,3 121% Северо-Западный  экономический район Ленинградская область 55069 52,0 28635,9 17,2 114% г. Санкт-Петербург 128697 81,1 104373,3 22,4 148% Новгородская область 18781 79,5 14930,9 20,5 136% Псковская область 7731 73,1 5651,4 7,1 47% Центральный экономический район Брянская область 14662 74,9 10981,8 7,6 50% Владимирская область 35410 74,7 26451,3 16,5 109% Ивановская область 14728 75,5 11119,6 9,1 60% Калужская область 22118 83,0 18357,9 17,0 112% Костромская область 13290 55,0 7309,5 9,4 62% Московская область 138024 73,9 101999,7 15,8 104% г. Москва 229086 77,5 177541,7 20,6 136% Орловская область 15078 59,5 8971,4 10,0 66% Рязанская область 22465 51,8 11636,9 9,1 60% Смоленская область 26800 40,9 10961,2 9,7 64% Тверская область 28568 64,8 18512,1 11,6 77% Тульская область 42928 63,9 27431,0 15,8 104% Ярославская область 48778 76,8 37461,5 26,5 175% Волго-Вятский  экономический район Республика Марий Эл 8528 73,5 6268,1 8,3 55% Республика Мордовия 15035 79,7 11982,9 12,9 85% Чувашская Республика 19623 80,8 15855,4 11,7 77% Кировская область 32915 78,6 25871,2 16,3 107% Нижегородская область 105681 77,6 82008,5 22,4 148% Центрально-Черноземный экономический район Белгородская область 40421 37,0 14955,8 10,0 66% Воронежская область 36323 70,1 25462,4 10,4 69% Курская область 25790 59,4 15319,3 11,7 77% Липецкая область 61139 25,5 15590,4 12,6 83% Тамбовская область 12642 81,4 10290,6 8,1 53% Поволжский экономический район Республика Калмыкия – Хальмг Тангч 1460 12,2 178,1 0,6 4% Республика Татарстан 193733 50,6 98028,9 25,9 171% Астраханская область 18912 24,8 4690,2 4,6 30% Волгоградская область 57283 46,1 26407,5 9,9 65% Пензенская область 18205 80,6 14673,2 9,6 63% Самарская область 161469 80,0 129175,2 39,2 259% Саратовская область 40535 57,6 23348,2 8,6 57% Ульяновская область 29070 74,3 21599,0 14,8 98% Северо-Кавказский экономический район Республика Адыгея 2780 84,9 2360,2 5,3 35% Республика Дагестан 5088 45,7 2325,2 1,1 7% Ингушская Республика 980 14,2 139,2 0,4 3% Кабардино-Балкаpская Республика 6412 74,1 4751,3 6,2 41% Карачаево-Черкесская Республика 2728 64,8 1767,7 4,1 27% Республика Северная Осетия 4474 47,3 2116,2 3,2 21% Чеченская Республика Краснодарский край 54510 65,7 35813,1 7,2 47% Ставропольский край 28729 60,3 17323,6 6,5 43% Ростовская область 58591 60,2 35271,8 8,1 54% Уральский экономический район Республика Башкортостан 143686 38,2 54888,1 13,4 88% Удмуртская Республика 53266 57,9 30841,0 18,9 125% Курганская область 15144 78,0 11812,3 10,8 71% Оренбургская область 63862 21,2 13538,7 6,1 40% Пермская область 110079 50,9 56030,2 19,0 125% Свердловская область 170722 31,9 54460,3 11,8 78% Челябинская область 143604 24,1 34608,6 9,4 62% Западно-Сибирский экономический район Республика Алтай 278 51,5 143,2 0,7 5% Алтайский край 27904 71,5 19951,4 7,5 50% Кемеровская область 101863 18,8 19150,2 6,4 42% Новосибирская область 35137 62,3 21890,4 8,0 53% Омская область 25731 66,1 17008,2 7,9 52% Томская область 26934 16,1 4336,4 4,1 27% Тюменская область 448667 5,8 26022,7 8,0 53% Восточно-Сибирский экономический район Республика Бурятия 11496 47,7 5483,6 5,3 35% Республика Тыва 830 20,8 172,6 0,6 4% Республика Хакасия 12756 20,1 2564,0 4,4 29% Красноярский край 201229 12,2 24549,9 8,0 53% Иркутская область 99053 51,2 50715,1 18,5 122% Читинская область 9752 34,7 3383,9 2,7 18% Дальневосточный экономический район Республика Саха (Якутия) 65201 3,4 2216,8 2,2 15% Еврейская авт. область 1089 55,6 605,5 3,1 20% Приморский край 41473 73,0 30275,3 13,9 92% Хабаровский край 59151 69,6 41169,1 27,3 181% Амурская область 8810 26,8 2361,1 2,4 16% Камчатская область 14797 68,7 10165,5 26,1 173% Магаданская область 9928 15,9 1578,6 6,6 44% Сахалинская область 27276 32,1 8755,6 14,6 97% Калининградская область 14841 60,7 9008,5 9,5 63%
/> 
По специализации наотдельных отраслях обрабатывающей промышленности следует выделить:
/>Пищевая промышленность – Камчатскаяобласть (63%), Мурманская область (18%), Москва (33%), Санкт-Петербург (35%);
/>Машиностроение – Самарская область(56%), Москва (31%), Санкт-Петербург (36%), Ярославская область (32%),Хабаровский край (50%), Татарстан (20%), Удмуртия (44%), Нижегородская область(47%);
/>Химическая промышленность –Новгородская область (32%), Татарстан (2-%), Пермская область (20%);
/>Лесная и деревообрабатывающаяпромышленность – Республика Карелия (56%), Архангельская область (51%),Иркутская область (22%) [7, 99];
/>Во второй и третьей группах регионов– преимущественная специализация на машиностроении и пищевой промышленности.
/>Среди субъектов федерации,характеризующихся пониженным уровнем развития обрабатывающих производств, такжепревалирует специализация на продукции машиностроения и пищевой промышленности.
/>В число субъектов федерации с крайненизким уровнем развития обрабатывающей промышленности (менее 50% отсреднероссийского уровня) попали следующие: Псковская область (47%), РеспубликаКалмыкия (4%), Астраханская область (30%), Республика Адыгея (35%), РеспубликаДагестан (7%), Ингушская Республика (3%), Республика Кабардино-Балкария (41%),Республика Карачаево-Черкесия (27%), Республика Северная Осетия – Алания (21%),Краснодарский край (47%), Ставропольский край (43%), Оренбургская область (40%),Республика Алтай (5%), Кемеровская область (42%), Томская область (27%),Ямало-Ненецкий а.о. (14%), Республика Бурятия (35%), Республика Тыва (4%),Республика Хакасия (29%), Читинская область (18%), Республика Саха (15%),Еврейская авт. область (20%), Чукотский а.о. (8%), Амурская область (16%),Магаданская область (44%) [7, 100].
/> 
4.3 Группировкасубъектов федерации по степени влияния таможенной политики
 
Анализ внешнеэкономическойактивности субъектов федерации и их возможностей обеспечить импортозамещениепозволяет выделить несколько групп регионов, экономика которых может по-разномуреагировать на вступление России в ВТО./> За основу группировки принимаетсяположение о том, что степень воздействия будет усиливаться по мере увеличенияобъемов импорта и возрастания потенциала обрабатывающих производств. Всясовокупность субъектов федерации делится на пять групп. В первую группупопадают регионы, экономика которых практически не зависит от интенсивностиимпорта и не обладает потенциалом импортозамещения. Критериальными показателямив данном случае выступают минимальный размер импорта (менее 10% от емкостипотребительского рынка), а также минимальный потенциал обрабатывающихпроизводств (менее 50% от среднероссийского уровня). />
Во вторую группу включенысубъекты федерации, имеющие крайне низкие параметры по одному из критериальныхпоказателей, независимо от величины другого показателя./> Втретью группу попали субъекты федерации, обладающие средними параметрами пообоим показателям./> В четвертой группе находятся регионы, сочетающиесредний и высокий уровень критериальных показателей. Пятая группасостоит из регионов, имеющих наиболее высокие оценки и по первому и по второмукритерию.Исходя из результатов проведенныхрасчетов, в число регионов, на экономику которых вступление России в ВТО можетоказать существенное влияние, входят 23 субъекта федерации (4 и 5 группы).Регионы, относящиеся к III группе, ощутят влияниевступления РФ в ВТО, однако это воздействие вряд ли заметно отразится на ихэкономическом положении.Что касается II группы, тов ее составе имеются регионы, по-видимому, обладающие значительнымипотенциальными возможностями, поэтому при дальнейших более детальныхисследованиях некоторые из них могут перейти в более высокую группу.В частности, в это число следует включить субъектыфедерации, обладающие широкими возможностями развития пищевой промышленности:Воронежская и Омская области, Алтайский и Краснодарский края [7, 122].

/>Заключение
Изложенное вышеопределяет значение обеспечения в дальнейшей работе по формированию зонысвободной торговли и таможенного союза постоянных и предметных консультаций повсему комплексу вопросов, связанных с присоединением к ВТО, и особенно покомплексу проблем, связанных с признанием ВТО создаваемых интеграционныхобъединений СНГ. Это касается как задачи выработки общей позиции в отношенииВТО, так и дальнейшей работы по формированию таможенного союза и зоны свободнойторговли совместно со странами – участницами ЕврАзЭС, в первую очередьБелоруссией и Казахстаном. Тем более, что по заявлению их представителей, этигосударства намерены в принципе ориентироваться на темпы и параметрыпереговорного процесса России в расчете на то, что ее усилия по выработкеприемлемых условий присоединения к ВТО облегчат их переговоры по этому вопросу.
/>Общие преимущества от членства в ВТОможно суммировать следующим образом:
/> — получение более благоприятныхусловий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости истабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включаятранспарентность их внешнеэкономической политики;
/> — устранение дискриминации в торговлепутем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защитунациональных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
/> — возможность реализации своихтекущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективногоучастия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
/>Все страны-члены ВТО принимаютобязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов,объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС).Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразныймногосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которогорегулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Список литературы
1.     Дрыга В.С. Россияи ВТО: перспективы // Экономический вестник, 2006, № 1.
2.     Захаров Т.И.Международные отношения. М.: Юнити, 2004.
3.     Колесов В.П.,Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с.
4.     Лимонов С.С. ВТО:задачи и принципы сотрудничества // Экономический вестник, 2005, № 9.
5.     Международныеотношения / Под ред. В.В. Лазарева. М.: 2003
6.     Международныеотношения / Под ред. И.Ю. Юрова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7.     Международныеэкономические отношения / Под ред. М.С. Захарова. М.: Международные отношения,2003.
8.     Пирогов С.Ю.Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. Доклад. М.: МарТ,2005.
9.     Спиридонов А.И.Мировая экономика. М.: ПРИОР, 2005.
10.    Тимошенко О.П. Экономикамеждународных отношений // Вопросы экономики. 2004. № 4.
11.    Халевинская Е.Д., Крозе И. Мироваяэкономика. — М.: Мысль, 2005. – 609 с.
12.    Харченко М.М. Россия и ВТО: вопросысотрудничества // Экономический вестник, 2003, № 9.
13.    Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство:тенденции, сдвиги, противоречия. — М.: Просвещение, 2006. – 524 с.
14.    Щетинин В.Д. Международныеэкономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. -М.: ДА МИД РФ, 2006.
15.    Яковлева И.М. Общая характеристикаВТО // Вопросы экономики, 2005, № 7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.