Реферат по предмету "Международные отношения"


Отношения между Россией и клубами кредиторов: Парижским и Лондонским

ОТНОШЕНИЯМЕЖДУ РОССИЕЙ И КЛУБАМИ КРЕДИТОРОВ: ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Характеристика деятельностимеждународных клубов кредиторов
1.1. Основные принципы работы Парижскогоклуба
1.2. Основные принципы работыЛондонского клуба
Глава 2. Взаимоотношения России сПарижским и Лондонским клубами кредиторов
2.1. Взаимоотношения России сПарижским клубом кредиторов
2.2. Взаимоотношения России сЛондонским клубом кредиторов
Заключение
Список использованной литературы

/>Введение
парижскийлондонский клуб кредитор
Парижский и Лондонскийклубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов- это неформальное объединение стран — кредиторов лидеров мировой экономики,созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженностисуверенных государств.
Парижский клуб болеевлиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
— выдача кредитовразвивающимся странам
— реструктуризация ужеимеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированногочленства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принятьучастие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципыдеятельности Парижского клуба:
1.Наличиенепосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.
2. Проведение должникомопределенной экономической политики.
3.Равномерноераспределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.
Главная идея деятельностиПарижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явнобезнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживаетсписание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клубрешил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или инойстраны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такуюскидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляетсяне всем. Для этого должнику нужно нс только быть бедным, но и активно проводитьрыночные реформы.
Лондонский клубкредиторов — это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков ифинансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странамидолжниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашениясоответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоровЛондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долгичастным банкам.
Основные принципыдеятельности Лондонского клуба кредиторов:
1. Индивидуальныйподход к каждой стране-должнику.
2. Обусловленностьпересмотра погашения долга.
3. Равномерноераспределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всемичленами.
4. Отсутствиепостоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб,Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран понепосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не являетсямеждународной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеютофициального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур попересмотру долга.
Актуальность темыисследования заключается в том, что на данный момент практически всегосударства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либов качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
Целью курсовой работыявляется изучение деятельности международных клубов кредиторов, а такжестановления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубамикредиторов.
Исходя из цели в даннойработе необходимо решить следующие задачи:
·рассмотетьосновные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;
·исследоватьисторию и преспективы взаимоотношенийРоссии с клубами кредиторов.
Предметом исследованиякурсовой работы являются международные кредитные отношения. Объект исследования– развитие взаимоотношений России с клубами кредиторов.
/>/>/>Глава 1. Характеристикадеятельности международных клубов кредиторов/> 1.1 Основные принципы работы Парижскогоклуба
Парижский клуб кредиторовэто важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики.Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет всебе представителей банков-кредиторов 19 стран — Австралия, Австрия, Бельгия,Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды,Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижскийклуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблемзадолженности суверенных государств.
Главная идея деятельностиПарижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явнобезнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживаетсписание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клубрешил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку.Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидкапредоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но иактивно проводить рыночные реформы[1].
Особенность структурнойорганизации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собраниепредставителей суверенных государств-кредиторов под председательствомвысокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучисозданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблемпогашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов,например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодическипересматриваются.
Поскольку Парижский Клубне имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клубаможет участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателемобязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условийпогашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиесягосударства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европыполучают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.
Среди других традиционныхучастников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Международный ВалютныйФонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и,естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотрезадолженности.
Иногда переговорыпроводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россияили Бразилия. В этом случае обсуждаются и вопросы погашения долгов и России каккредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многостороннийподход является более эффективным и существенно облегчает работу вадминистративно-организационном плане, так как должник имеет возможность вестипереговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.
Кроме того, кредиторыпридают большое значение принципу равенства или равномерного распределениябремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, чтополученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованыдля обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами[2].
При этом в рамкахПарижского Клуба уже выработан базовый перечень условий реструктуризации долга.Они получили название тех городов, в которых вырабатывались. Во-первых, этоТоронтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, укоторых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня,который дает право на получение кредитов от Международной ассоциацииразвития.[1]
Торонтские условия: Приэтом было разработано три базовых варианта льготных режимов:
1. Уменьшение суммы долга
а) списать треть долга;
б) в отношении остальнойчасти пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;
в) срок погашения 14 лет,в том числе 8 лет льготного периода
2. Долгосрочные долги
а) проценты начисляютсяпо рыночным ставкам;
б) срок погашения 25 лет,включая льготный период 14 лет;
3. Уменьшение платежей пообслуживанию долга
а) предоставлениельготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год илиполовину рыночной ставки);
б) срок погашения 14 лет,включая льготный период 8 лет[3].
Хьюстонские условия: До1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишьна пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот непредусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душунаселения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначеныХьюстонские условия.
В результате, быливыработаны льготные условия, которые состоят в следующем:
-  срок погашениякоммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок — 8 лет;
-  срок погашениякредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию,увеличен до 20 лет, льготный период — 10 лет;
— было разработаноположение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать илиобменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов,предоставленных в рамках программ официального содействия  развитию, либо 10%непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашениюкоммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидаетсябольше, чем названные 10%).
Были разработаны исоответствующие критерии о пересмотре долга:
— годовой доход не долженпревышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;
— соотношение суммыкредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должносоставлять не менее 1,5;
-  установленныепоказатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношениесуммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированногообслуживания долга не менее 30%.
Тринидадские и Лондонскиеусловия:
Вместо списания 2/3долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыреварианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащихконсолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Этиусловия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят вследующем:
— аннулирование 50% долгаи реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготнымпериодом и начислением процентов по рыночным ставкам;
— реструктурированиедолга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготногопериода;
— реструктурированиедолга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготногопериода;
— реструктурированиеобязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официальногосодействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом[4].
В Парижском клубепроводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляютминистр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами(страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов,экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банковразвития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) иЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.
Решения в Парижском клубепринимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраиватьпредставителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, ипредседательствующий передает и разъясняет его условия представителюстраны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречноепредложение, настаивая на сближении условий кредиторов с положениямипервоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и еедлительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостьюдолжника в достижении максимально выгодных условий[5].

Механизм деятельностиПарижского клуба
В Парижском клубепроводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляютминистр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами(страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов,экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банковразвития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) иЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.
Сразу после открытияпереговоров слово предоставляется представителю страны должника, которыйвыступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагаетпросьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представителиМВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективамплатежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансированияпредлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банкаанализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркиваетнеобходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторовзадают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций онамечаемых экономических и финансовых показателях предлагаемой программы, омерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочкеплатежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводятзакрытое заседание без участия делегации страны-должника.
При содействиипредставителя МВФ страны-кредиторы переходят непосредственно к предметупереговоров и начинают вырабатывать общую позицию относительно просьбыстраны-должника об отсрочке платежей. Решения в Парижском клубе принимаются наоснове консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителейвсех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующийпередает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило,представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая насближении условий кредиторов с положениями первоначальной просьбы. Этапроцедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяетсямасштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимальновыгодных условий[6].
Процесс реструктуризацииначинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлятьдолжнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается кправительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров спредставителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ овыделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижскийклуб назначает дату проведения переговоров. Если договоренности с МВФ нет, тоПарижский клуб напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежейобязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.
Переговоры опредоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителейстран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробнообсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатываетсяобщая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представительстраны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центральногобанка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу оботсрочке платежей. Затем со своими замечаниями и комментариями выступаютпредставители международных организаций.
Содержание согласованногопротокола не имеет юридической силы; однако положения протокола являютсяобязательными для подписавших его сторон. Представители стран-кредиторов истраны-должника впоследствии обязаны включить положения протокола вдвусторонние соглашения, которые будут иметь обязательную силу, и тогда ониобретут юридическое значение[7]./>1.2Основные принципы работы Лондонского клуба
Лондонский клуб кредиторов- крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежныхкоммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для веденияпереговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемамиобслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиямигосударства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клубасостоялось  в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условийпогашения задолженности с широким кругом развивающихся стран.
Деятельность Лондонскогоклуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов былозаключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженностис достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства Россииперед иностранными коммерческими банками — членами Лондонского Клуба,оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.[8]
Меморандум 1982 года одолге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров опогашении задолженности. Вскоре после этого многие страны должники обратились вЛондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческихобязательств. В результате, только за 2 года было заключено 47 соглашений на130 млрд. долл США.
В конце 1985 года началаприменять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (ПланБейкера), который предполагал проведение анализа программы финансовоговыравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковскихкредитов в поддержку программной деятельности.
Как и Парижский Клуб,Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран понепосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубовне является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они неимеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексомправил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В ЛондонскомКлубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе техбанков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. ВПарижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторыпредставлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данномпересматриваемом долге. При этом руководящие принципы Парижского Клуба вотношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитованияи совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степениприменяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурноесходство, между двумя Клубами имеются и существенные элементы различия.
Основное из них состоит втом, что Лондонский Клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческимструктурам, тогда как Парижский Клуб пересматривает долги официальнымкредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного Председателя или секретариата,его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в ПарижскомКлубе. Поэтому Правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского Клуба,значительно различаются в зависимости от страны. При этом, при отсутствии формальныхрамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе, коммерческие банки,несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризациисвоей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названиембанковский консультативный комитет для защиты интересов коммерческих банков,предоставляющих займы[9].
Механизм деятельности Лондонского клуба
Урегулирование долга вЛондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляетмораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этимкредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созываютсовещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия инаконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.
Процесс урегулированияначинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, скоторой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такоезаявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь иличасть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотресроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление темне менее на первых порах оно препятствует любым их попыткам возбудить водностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупазаложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению опредоставлении кредита. Объяснение простое — любое одностороннее движениекакого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры длявозвращения своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить ихвообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периодапосле объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы непредъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь LehmanBrothers, однако, его требования так и не были никем поддержаны)[10].
После началаподготовительной работы, включающей в себя разработку стратегическогопланирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации сосвоими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычнострана-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым еюусловиям работы в составе БКК и представляющие основные географические регионы,перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по урегулированию российскоговнешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP,Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.
Многолетний опыт работыпозволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентнымиорганами для детальной оценки экономических перспектив страны и построениясхемы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и егоИнститута международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия).В частности, сейчас банки ведут переговоры о долгосрочных схемах кредитования,в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммыдолга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемамрефинансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержаниехорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное рефинансирование, банки проявилигораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизиливеличину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаевустранили разовую комиссию[11].
Однако точное соотношениеинтересов кредиторов зависит от состава каждой группы, в любой конкретнойгруппе кредиторов можно найти определенные «группы с особымиинтересами».
Самой важной группойкредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этимикредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. На ранних этапах кризисасуверенного долга размер долгов суверенных государств-заемщиков банкам превышалстоимость их капитала. Поэтому этим банкам грозили достаточно большие убытки,которые могли поставить их на грань банкротства, и они были вынуждены заключатьтакие соглашения со своими суверенными должниками, защищавшие стоимость ихнепогашенных активов. Для этого они должны были обеспечить, чтобы должники нетолько признали свое обязательство по возмещению долга, но и осуществляли выплатупроцентов по долгу на текущей основе. Интересы крупных кредиторов необязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски неугрожали их существованию. Мелких кредиторов больше беспокоили расходы, которыеони понесут при пересмотре условий погашения долга, и прецеденты, которые онисоздадут, заключив с заемщиком «щедрое» соглашение, нежели убытки,которые они понесут, если будут добиваться соблюдения своих прав противдолжника или если переговоры сорвутся, и они не смогут взыскать деньги сдолжника. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупныхбанков в результате невыполнения суверенным государством своих обязательств.Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивостьмеждународной финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелкихбанков.
После подготовкиинформационного меморандума первым официальным контактом междустраной-должником и БКК является организация совещания по изучению положениядолжника, после которого данный меморандум распространяется среди всехбанков-кредиторов.
Согласование основныхусловий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причемсо стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняетсятем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себяцентральным банком государственного долга. При рефинансировании долгов поаккредитивам, когда центральный банк не смог перевести валюту в счет хранящихсяв нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторыпризнают центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могутвозникнуть тогда, когда центральный банк используется для урегулированиясредне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждении илиполугосударственных предприятии, или же долгов, гарантированных правительством.Прежде всего следует отметить, что с юридической и конституционной точек зрениятолько суверенное государство может принять на себя долги своих ведомств илисубъектов. Следовательно, центральный банк не может нести ответственность задолги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства илилюбого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятсявступать в договорные отношения с правительством или государством. Именноцентральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активовстраны. И опять же, центральный банк как государственный орган не может бытьгарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобыгосударство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, ацентральный банк обязывался делать валютные платежи по этому соглашению. Вслучае с Россией агентом правительства по внешнему долгу страны с самого началабыл выбран Внешэкономбанк[12].
После согласованияперечня разрешенных валют, процентов и процентных периодов, комиссионных,условий использования кредита и процедуры контроля подписывается соглашение опересмотре долга.
Пересмотр условийпогашения долга. Для понимания главных особенностей процесса пересмотра долганеобходимо помнить о состоянии отношений между должником и кредитором в тотмомент, когда страна-заемщик объявляет, что она не сможет выполнить своихдолговых обязательств при наступлении срока их погашения. В число должников встране-заемщике может входить не только само суверенное государство, но и такиеюридически самостоятельные заемщики из государственного сектора, какцентральный банк и государственные предприятия со своими полномочиями в областиполучения займов. Одни из этих юридических лиц самостоятельно получают займы, ау других долги гарантируются суверенным государством. Кроме того, возможно иналичие заемщиков из частного сектора, долг которых может гарантироваться, аможет и не гарантироваться официальными властями, но которые пострадают, еслисуверенное государство попытается вмешаться в управление валютными ресурсамистраны.
В целом, эти долги имеютнеодинаковые сроки погашения, могут выражаться в разных валютах, иметьразличное целевое назначение и регулироваться различными юридическими нормами,включая действующее законодательство. Кроме того, держателями долгов может бытьмножество кредиторов. Даже в случае стран с небольшим долгом общее число банковможет приближаться к ста.
Хотя разнообразие долговусложняет процесс пересмотра долга суверенного государства, громоздким егоделает большое число затронутых сторон. Кроме того, банки могут проявлятьподозрительность друг к другу и не идти на уступки, которые могут датьпреимущества другим кредиторам за их счет.
Для упорядочения этогопроцесса и создаются банковские консультативные или руководящие комитеты.Комитеты состоят из представительной группы банков-кредиторов, которая ведетпереговоры с должником от имени всей группы кредиторов[13].
Руководящий иконсультативный комитеты не имеют юридических полномочий заключать с заемщикомтакое соглашение, которое будет обязательным для других кредиторов, посколькупроцедуры внесения поправок в первоначальные соглашения о займах и включенияизъятий основаны на первоначальных соглашениях. Обычно эти соглашения требуютединогласия или большинства голосов всех членов кредитного синдиката. Вкредитных соглашениях не предусматривается какая-либо роль для консультативныхили руководящих комитетов, а кредиторы не принимают на себя обязательствоподчиняться решениям таких комитетов. Таким образом, кредитор, который несогласен с основными условиями нового соглашения, всегда имеет возможностьдобиваться через суд выполнения первоначальных долговых обязательств, которыенесет перед ним должник.
Процесс согласования основныхусловий предоставления займа включает следующие наиболее важные аспекты:
1. Отбор участников состороны кредитора и должника. Со стороны кредитора практически всезаинтересованы принять участие в реструктуризации по линии Лондонского клуба. Впервую очередь, это, конечно, банки-кредиторы, являющиеся держателямимежбанковских депозитов, долго-, средне- и краткосрочных одиночных исиндицированных групповых банковских долговых обязательств, межбанковскихкредитных линий, торговых кредитов (аккредитивов), обеспеченных долговыхобязательств, договоров аренды, контрактов на финансирование проектов,облигаций, ценных бумаг (размещенных по закрытой подписке) и облигаций сплавающей ставкой (FRN). Заинтересованными участниками реструктуризации долгаявляются также финансовые учреждения, владеющие FRN, облигациями, ценнымибумагами (размещенными по закрытой подписке), «конфискационными»документами и др.
Определить участников состороны должника сложнее, чем со стороны кредитора. Для кредитора все банки, атакже международный агент и все плательщики и валютные агенты предположительноявляются участниками. Однако должнику зачастую трудно определить, кого выбратьучастником. Вопрос о том, кто является участником, естественно, зависит отхарактера пересматриваемого долга и конституционных и административныхтребований должника.
2. Долги, подлежащие и неподлежащие реструктуризации. При вступлении в пере говоры о пересмотре долгаправительство должно, прежде всего, определить те элементы своей внешнейзадолженности, сроки по гашения которых, подлежат пересмотру.
Долги, подлежащиереструктуризации. Долги, подлежащие реструктуризации, включают в себя внешниедолги правительства, его политических ведомств, учреждений иполугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любым из этихорганов. Государству-должнику необходимо договориться о таком определениивнешней задолженности, которое исключает долги гражданам (резидентам инерезидентам) и местным отделениям иностранных банков.
Долги, не подлежащиереструктуризации. Долги, не подлежащие реструктуризации, обычно относятся кдолгам, которые могут быть реструктурированы, но не принимаются к пересмотруиз-за природы должника или кредитора. Долги этой категории включают в себя:
·  облигации, выпущенные по открытой подписке,депозитные сертификаты с плавающей ставкой и краткосрочные ценные бумаги;
·  ценные бумаги, размешенные позакрытой подписке;
·  ссуды, предоставленные,гарантированные или застрахованные иностранными государственными учреждениями,включая экспортные кредитные учреждения (они обычно пересматриваются наусловиях Парижского клуба);
·  долги перед МВФ, Всемирным банком,БМР, региональными банками развития или другими многосторонними организациями;
·  арендные обязательства в отношенииличного материального имущества;
·  ссуды из официальных источников;
·  краткосрочные торговые кредиты;
·  иностранная валюта, купленная заналичный расчет или с поставкой в будущем, и контракты на куплю-продажу цветныхметаллов;
·  долги, причитающиеся организациям, неявляющимся банками или финансовыми учреждениями.
3. Разрешенные валюты.Согласование перечня разрешенных валют облегчает реструктуризацию.
4. Проценты и процентныепериоды. Этот важнейший аспект согласования основных условии зачастую являетсявесьма продолжительным и, возможно, выступает в качестве краеугольного камнявсей сделки. В ходе переговоров банки-кредиторы пытаются получить самыевыгодные ставки и условия, тогда как должник стремится заплатить как можноменьше. Заемщик может оказаться в выгодном положении, если он знаком с текущейрыночной конъюнктурой и знает обстоятельства предыдущих случаевреструктуризации.
5. Комиссионные. В связис реструктуризацией уплачиваются комиссионные, которые включают в себя:комиссионные за реструктуризацию, комиссионные за управленческую работу,комиссионные за услуги и комиссионные за финансовые обязательства попредоставлению новых кредитов.
6. Условия использованиякредита и процедура контроля. В области контроля и использования кредитаследует учитывать такие важные вопросы, как увязка использования кредита сдействующей программой МВФ и вступление в договорные отношения с третьимисторонами, например с Парижским клубом или МБРР[14].

/>Глава 2. Взаимоотношения России с Парижскими Лондонским клубами кредиторов/> 2.1 Взаимоотношения России с Парижскимклубом кредиторов
Хотя политическое решениео приеме России в Парижский клуб принималось на встречах «большой семерки» вофранцузском Лионе (июнь 1996 года) и американском Денвере (июнь 1997−го),датой официального вступления России в клуб считается 17 сентября 1997 года.Именно в этот день тогдашний председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе иАнатолий Чубайс, тогдашний вице-премьер российского правительства, подписалиМеморандум о взаимопонимании по вопросу о присоединении Российской Федерации кдеятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника.
Членство в этойорганизации позволило России требовать возврата советских долгов развивающихсястран. Напомним, что при распаде СССР Россия полностью взяла на себя все егодолги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в 1992 году обратилась ккредиторам с просьбой растянуть выплату на 20 лет[15].
Кобязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относитсязадолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамкахмежправительственных соглашений под гарантии своих правительств илизастрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клубкредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия,объединяет восемнадцать стран — крупнейших мировых кредиторов (число членовварьируется). Двойственное положение России заключается в том, что онавыступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредиторадругих.
В январе1992 года Правительство Российской Федерации заключило первое соглашение ореструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, за ним последовали триреструктуризации в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные выплаты впериод с декабря 1991 года по конец 1995 года.
В апреле 1996 года былодостигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризацииприблизительно 40 млрд. долларов задолженности кредиторам клуба. Около 45% этойсуммы было запланировано выплатить в период до 2020 г., остальные 55% (которыевключают все краткосрочные долги Парижскому клубу) – до 2016 г. Выплаты поосновному долгу, постепенно увеличивая, было запланировано производить с 2002 г[16].
Вышесказанное позволяетвыделить семь основных этапов государственных заимствований в новейшей истории.
На первом этапе(1985-1991 гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитовначала перестройки» и займов советских внешнеэкономических объединений)образовалась большая часть внешнего государственного долга СССР – более 100млрд. долларов. Кризис экономики первых лет перестройки и невозможность выплатыкраткосрочных долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта по долгамСССР. В результате либерализации цен и обесценения рубля в начале 90-х гг.сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениямграждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевыезаймы с погашением товарами народного потребления).
На втором этапе(1992-1993гг.) новое российское руководство прибегло к займам у международныхфинансовых организаций для смягчения социальных последствий экономическихреформ. Чтобы не оказаться в международной финансовой изоляции, в апреле 1993г.Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательствпо погашению внешнего долга СССР.
Третий этап(1993-1995гг.) ознаменован созданием механизма внутренних заимствований нарыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ привело к стремительному ростуобъема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).
В 1995-1998гг. (четвертыйэтап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первуюочередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активнопривлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие кредитныерейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешнихзаимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политическиезадачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управлениярынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятогоэтапа.
В конце1995 года страны-кредиторы официально выразили согласие с предложениемроссийской стороны перейти от реструктуризации задолженности по частям (впривязке к выплатам конкретного года) к глобальной (многолетней)реструктуризации задолженности России перед Парижским клубом. Соответствующиепереговоры завершились подписанием Соглашения от 29 апреля 1996 года одолгосрочной реструктуризации задолженности бывшего СССР.
В рамкахбазового соглашения (1996 год) по долгосрочной реструктуризации официальнойзадолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с18 странами-членами Парижского клуба: Австрией, Австралией, Бельгией,Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами,Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией иЯпонией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядкеучета и погашения задолженности. Согласно условиям указанной договоренности,совокупная задолженность России странам-членам Парижского клуба, подлежащаяпереоформлению на новых условиях, составляла около 33 млрд. долларов США ивключала практически весь долг, реструктуризированный по ранее подписаннымсоглашениям. 45 % этой суммы должны быть погашены до 2020 года включительно, аостальные 55 %, в которые входит вся краткосрочная задолженность передкредиторами Парижского клуба, — до 2016 года включительно[17].
Практическимитогом проведенных реструктуризаций задолженности бывшего СССР передстранами-членами Парижского клуба кредиторов стали как рассрочка платежей по погашениюуказанной задолженности на период до 2020 года, так и увеличение объемапоследней в результате капитализации консолидированных процентных платежей. Какследствие этого по сравнению с 1 января 1993 года задолженность по долгамбывшего СССР перед официальными кредиторами, принятая на себя РоссийскойФедерацией, по состоянию на 1 января 2006 года увеличилась и составила с учетомпроведенных расчетов 36,3 млрд. долларов США.
Структуразадолженности Российской Федерации по долгам бывшего СССР по состоянию на 1января 2007 года представлена в таблице 1.
Таблица1
Структуразадолженности Российской Федерации по долгам бывшего СССР по состоянию на 1января 2007 года (млн. долларов США)[18]Страна
Задолженность по соглашениям,
заключенным с ПКК в рамках
IV и V консолидаций
Задолженность, не включенная в
соглашения с ПКК, привлеченная
от членов ПКК
Общая сумма задолженности
Российской Федерации перед
ПКК по долгам бывшего СССР Австралия 383,63 383,63 Австрия 2264,51 58,87 2323,38 Бельгия         179 190,17                                190,17 Великобритания 1080,9 24,10 1105,00 Германия 14145,08 1044,39 15189,47 Дания 178,64 - 178,64 Испания 992,53 - 992,53 Италия 4970,43 - 4970,43 Канада 1701,92 - 1701,92 Нидерланды 507,04 - 507,04 Норвегия 13,70 - 13,70 Португалия 107,59 - 107,59 США 2743,53 - 2743,53 Финляндия 485,05 - 485,05 Франция 2433,76 8,76 2442,52 Швейцария 251,85 - 251,85 Швеция 116,78 115 116,99 Япония 2291,34 14,17 2305,51 Всего: 34858,45 1150,50 36008,95
Более 98 % (35,8 млрд. долларовСША) задолженности бывшего СССР урегулировано на двусторонней основе состранами-членами Парижского клуба в рамках многосторонних соглашений ореструктуризации (IV и V консолидации).
Принятие РоссийскойФедерации в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только сполучением политических преимуществ и определенных экономических выгод(повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, началопогашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками),но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активовРоссийской Федерации.
Пятый этап – 1998г. –долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (врезультате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – доисторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга иисточников его погашения стало угрожающим.
В 1998-2002 гг. (шестойэтап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительствопредприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговыеобязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная частькоммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО,были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другимисловами, обеспеченности) внешнего долга.
На последнем по времениседьмом этапе (с 2002 г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России нетолько обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегиидосрочного погашения внешней задолженности с использованием средствСтабилизационного фонда.
В 2006-2007 годах былидосрочно погашены ранее реструктурированные обязательства перед странами — членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того,были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредитыВнешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России(4,3 млрд. долл. США)[19].
В 2006 году тенденциясущественного сокращения объема государственного долга Российской Федерациисохранилась на прежнем уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленныхфакторов: планового и досрочного погашения государственного внешнего долгаРоссийской Федерации, в том числе перед странами — членами Парижского клубакредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объемапривлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг РоссийскойФедерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.
Объем государственногодолга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей,или 9,1 % к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на641,4 млрд. рублей, или на 26,3 %, по сравнению с началом 2006 года, когда егообъем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2 % к ВВП[20].
В 2006 году объемгосударственного внешнего долга Российской Федерации снизился с 76,5 млрд.долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию на 1 января года до 52,0 млрд. долл.США (1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января года, а его доля вгосударственном долге Российской Федерации снизилась, соответственно, с 71,6 %до 56,3 %, практически сравнявшись с задолженностью по внутреннимобязательствам.
Как отмечалось в заключенииСчетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «Офедеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» по направлениюдеятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю за государственнымдолгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации,кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками, по данным БанкаРоссии, совокупный объем внешнего долга Российской Федерации (переднерезидентами) увеличился за 2006 год на 52,5 млрд. долл. США, или на 20,4 %, исоставил на 1 января 2007 года 309,7 млрд. долл. США, или 30,6 % к ВВП за 2006год (отношение к ВВП за 2005 год составляло 34,2 процента).
В условиях масштабногопогашения внешних государственных долговых обязательств Российской Федерациизначительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивнымпривлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики,задолженность которого выросла на 83,9 м лрд. долл. США. На начало 2007 годаона составила 260,1 млрд. долл. США (84,2 % внешнего долга Российской Федерациипротив 68,1 % в начале 2006 года), более чем в 5 раз превышая совокупныедолговые обязательства органов государственного управления и денежно-кредитногорегулирования (48,6 млрд. долл. США)[21].
За период с 1 января 2001года по 1 января 2007 года государственный внешний долг Российской Федерацииувеличился на 149,2 млрд. долл. США. При этом, долг банков без участия вкапитале увеличился в 11,2 раза и составил по состоянию на 1 января 2007 года101,2 млрд. долл. США. Долг прочих секторов увеличился с 22,3 млрд. долл. СШАдо 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза).
Внешний долг РоссийскойФедерации перед нерезидентами, по данным Банка России, приведен в таблице 2
Таблица 2
Внешний долг РоссийскойФедерации перед нерезидентами
(млрд. долл. США)[22] 1 января 2001 г. 1 января 2002 г. 1 января 2004 г. 1 января 2005 г. 1 января 2006 г. 1 января 2007 г. Органы государственного управления 117,2 104,2 97,9 97,4 71,3 44,7 Федеральные органы управления 116,0 103,2 96,7 95,7 70,1 43,2 Новый российский долг 49,5 41,9 38,6 39,6 35,7 33,8 кредиты международных финансовых организаций 7,0 7,0 6,6 6,2 5,6 5,4 МБРР 6,8 6,7 6,3 5,7 5,1 4,8 прочие 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7 прочие кредиты (включая кредиты Парижского клуба кредиторов) 8,4 6,3 4,9 4,2 3 2,6 ценные бумаги в иностранной валюте 30,7 26,9 26,8 28,9 26,7 25,0 еврооблигации, размещенные по открытой подписке и ГКО 8,0 7,1 7,7 7,3 4,9 4,7 еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 1,4 1,4 16,8 18,6 19 19,3 облигации внутреннего государственного валютного займа — VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. 20,5 17,4 2,4 3,0 2,8 1,0 ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) 0,7 1,0 0,1 0,0 0,5 прочая задолженность 0,0 0,0 0,2 0,2 0,3 0,3 Долг бывшего СССР 66,5 61,2 58,1 56,1 34,5 9,4 кредиты стран — членов Парижского клуба кредиторов 39,0 36,3 42,7 43,3 22,2 0,6 задолженность перед бывшими соц. странами 0,0 0,0 3,6 2,7 2,2 1,9 облигации внутреннего   государственного валютного займа — III, IV, V транши 14,6 11,5 1,4 1,9 2 3,3 прочая задолженность 1,2 1,7 10,4 8,2 8,2 3,7 Субъекты Российской Федерации 1,2 1,0 1,2 1,6 1,2 1,5 Органы денежно-кредитного регулирования 12,0 9,7 7,8 8,2 11,0 3,9 кредиты 11,8 9,5 7,5 7,5 10,2 3,0 наличная национальная валюта и депозиты 0,2 0,2 0,3 0,7 0,8 0,9 Банки (без участия в капитале) 9,0 11,3 24,9 32,5 50,2 101,2 долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,4 кредиты 2,6 2,9 12,9 19,8 34,5 67,8 текущие счета и депозиты 4,2 5,5 9,6 9,7 12,4 27,8 долговые ценные бумаги 0,8 1,5 1,2 1,8 1,8 3,3 прочая задолженность 1,3 1,3 1,0 1,1 1,2 1,9 Прочие сектора (без участия в капитале) 22,3 23,8 55,1 77,0 126 159,9 Всего 160,5 149,0 185,7 215,1 258,5 309,7
Следует отметить, чтодолговая устойчивость российской экономики, рассчитанная исходя изпредставленных данных, характеризуется достаточной неоднородностью:
·поотносительному показателю внешнего долга Российской Федерации (переднерезидентами) к ВВП на начало 2007 года произошло незначительное снижение до30,6 % против 34,2 % на начало 2006 года. Основными причинами, определившими даннуютенденцию, стали опережающая динамика роста реального объема ВВП, досрочноепогашение задолженности перед кредиторами Парижского клуба и укрепление курсанациональной валюты по отношению к доллару США;
·поотносительному показателю внешнего долга корпоративного сектора (банковскаясистема и нефинансовые предприятия (без участия в капитале) к экспорту товарови услуг Российской Федерацией превышен критический уровень показателя в 60 %,что объясняется значительно опережающей динамикой наращивания этой задолженности[23].
По причине существованияопределенных рисков для долговой устойчивости представляется также очень важнымуделять серьезное внимание регулированию и контролю обязательств субъектовРоссийской Федерации.
Определенная работа всфере мониторинга субнациональных заимствований ведется Минфином России. Внастоящее время действует порядок передачи Минфину России информации о долговыхобязательствах, отражаемых в государственных долговых книгах субъектовРоссийской Федерации и муниципальных долговых книгах, предусматривающий представлениеее в электронном виде.
Влияние Парижского клубавсё шире сказывается на российской политике по управлению активами. Парижскийклуб не признаёт военных долгов. А их доля в российских активах составляет понекоторым странам от 60 до 90%. Поэтому существует точка зрения об ошибочностивступления в Парижский клуб. Клуб проводит политику списания долгов наименееразвитым странам (в размере 60-80%), к которым относятся многие российскиедолжники. Вступление в Парижский клуб снизило оценку долгов российскихдолжников, имеющих с ним соглашения об облегчении долгового бремени супоминавшихся 52 млрд. долларов до 10-12 млрд долларов.
С другой стороны,используя международные механизмы клуба, Россия добилась оценки признаннойчасти своей задолженности по курсу 0,6 рубля за 1 доллар. Она получилавозможность использовать механизмы международного давления на должников.Некоторые страны, имеющие отношения с клубом, получили кредиты МВФ, Всемирногобанка, из которых расплачивались с Россией. Возможности давления настраны-дебиторы у клуба гораздо обширнее, чем у «независимого»кредитора. Клуб тесно взаимодействует с международными финансовымиорганизациями, в частности с МВФ и Мировым банком. Так что для стран-должниковурегулирование задолженности членам клуба всегда выступает необходимым условиемполучения новых кредитов МВФ и МБ, а также распространения на них программоблегчения бремени задолженности
Долги России передчленами Клуба на момент вступления превышали 50 млрд. долл. Это были займы,сделанные СССР в последние годы существования, когда страна пыталась решить засчет иностранных инвестиций внутренние проблемы в условиях сильно подешевевшейна мировых рынках нефти. Как правопреемница СССР Россия должна не толькостранам Парижского клуба, но и частным компаниям. Этот долг меняется нароссийские еврооблигации. Обмен первого транша коммерческой задолженностибывшего СССР на общую сумму 1,28 миллиарда долларов был произведен в декабре2002 года. Второй транш на 600 млн. долл. был осуществлен недавно.
Однако России должны былипочти в три раза больше. К началу 90-х страны третьего мира взяли в долг у СССРпорядка 145 млрд. долларов. Большинство из 54 стран-должников после развалаСССР отказывались признать любые долги перед Россией. Основанием для этого служиламеждународная норма, не признающая военные поставки госдолгом. Кроме того, невсегда кредитные договоры с прокоммунистическими режимами оформлялись должнымобразом, а частая смена правительств в третьих странах практически аннулироваларанее заключенные договоры.
Крупнейших должников уРоссии в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам.Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, апотому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашенияЙеменом своей задолженности Парижскому Клубу[24].
Характерным примеромявляется Куба. Фидель Кастро не признаёт существования советского долга в размере22 млрд. долл., страна прекратила обслуживание всех долговых обязательств передРФ еще в 1999 году. После развала СССР Гавана одолжила у России еще 161 млн.долл. — этот долг российская сторона готова реструктурировать. Переговоры ни кчему не ведут. Например, в 2000 году Владимир Путин предложил Кастроурегулировать соответствующий вопрос в рамках Парижского клуба, однако главаКубы отказался, предложив российской стороне платить за использованиеразведывательного центра в Лурдесе ежегодную арендную плату в размере 200 млн.долл. Через два года Россия покинула базу.
На членов Парижскогоклуба приходилось 52 млрд. долл. советских долгов, из которых Россия повступлению в организацию простила 40 млрд. Но этот щедрый вклад былкомпенсирован особыми условиями членства.
В лице этого собраниякредиторов Россия получила ощутимую поддержку в переговорах со своимидолжниками. По условиям, если страна-должник, признающая решение Парижскогоклуба, не выполняет своих обязательств, в ее отношении свертываются международныефинансовые программы Международного валютного фонда. Чтобы отсрочить выплаты подолгу или изменить его структуру, и Парижский клуб, и западные коммерческиебанки требуют от должников готовности выполнять соответствующиестабилизационные программы МВФ. Но самое главное, на что рассчитывалироссийские переговорщики: повысить статус страны на мировой арене.
К началу 2007 годаподавляющая часть долга Парижскому клубу была погашена досрочно. Удалось этосделать благодаря доходам, полученным от экспорта нефти, а, вернее, высокимценам на «черное золото», которые держатся на мировых рынках впоследние годы. Благодаря досрочному погашению экономия на выплате процентов покредиту составит до миллиарда долларов в год (окончательно рассчитаться с кредиторамиРоссия должна была к 2015 году).
С ростом доходов от нефтиРоссии стала не только возвращать свои долги, но и прощать чужие. Три годаназад Клуб парижских кредиторов решил аннулировать 67 процентов задолженностибеднейших стран. Россия почин поддержала. Было прощено 80% иракских долгов, 90%афганского долга, полностью аннулированы долги ряда африканских государств на11,3 миллиарда долларов./> 2.2 Взаимоотношения России с Лондонскимклубом кредиторов
В отличие от Парижскогоклуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности передчастными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитойгарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляютмежбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, атакже векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначальнопредназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно наданном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Онизаключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности посниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов[25].
Переговоры с Лондонскимклубом были начаты еще в 1991 году. Через два года полномочия по обслуживаниювнешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РоссийскойФедерации были переданы Внешэкономбанку как специализированномугосударственному банку Российской Федерации, а еще через два года банк былопределен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 году воФранкфурте-на-Майне Правительство Российской Федерации и члены Банковскогоконсультативного комитета клуба подписали Меморандум о согласованных принципахглобальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд. долларов США(основной долг — 24 млрд. долларов США и проценты — 8,3 млрд. долларов США)сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение котороговыплачиваются лишь проценты по льготной ставке.
В соответствии сдостигнутыми договоренностями основной долг был реструктурирован путемпереоформления в безбумажные процентные облигации (PRIN), а проценты частичнобыли переоформлены в бумажные процентные облигации (IАN). Эмитентом этихоблигаций являлся Внешэкономбанк.
В связи с этим следуетотметить, что долг России Лондонскому клубу кредиторов составлял по даннымВнешэкономбанка в начале 2000 года 31,8 млрд. долларов США, в том числе 22,2млрд. долларов США — по инструментам PRIN (основная сумма долга), 6,8 млрд.долларов США — по IAN (накопленные проценты) и 2,8 млрд. долларов США — по PDI(требования по просроченным процентам, рассчитанные по состоянию на 31 марта2000 года). Россия предложила инвесторам обменять задолженность по PRIN нановые 30-летние еврооблигации со списанием 36,5 % номинальной суммы долга, поIAN — на 30-летние еврооблигации со списанием 33 % номинала. В первые шестьмесяцев после выпуска по этим еврооблигациям выплачивался купонный доход вразмере 2,25 %, в последующие шесть месяцев — 2,5 %, в течение последующихшести лет — 5 % и, начиная с восьмого года обращения, до полного погашения — 7,5 %. Льготный период составляет 7 лет. Вместо PDI кредиторам предлагалисьеврооблигации, погашаемые в течение 10 лет, с шестилетним льготным периодом икупонным доходом в размере 8,25 % годовых. На дату юридического вступления всилу сделки по обмену произведен наличный платеж в сумме примерно 9,5 % отноминала этих десятилетних облигаций. Проценты на облигации со сроком обращениядо 2010 года и до 2030 года начисляются с 31 марта 2000 года.
ИнструментыВнешэкономбанка PRINs (22097,8 млн. долларов США) и IANs (6753,6 млн. долларовСША) на общую сумму 28851,4 млн. долларов США были обменены на еврооблигации сдатой погашения в 2030 году по номинальной стоимости на сумму 18336,2 млн.долларов США.
Задолженность поначисленным, но не выплаченным, процентам за период по 31 марта 2000 года насумму 2820,0 млн. долларов США была обменена на еврооблигации с датой погашенияв 2010 году по номинальной стоимости на сумму 2820,0 млн. долларов США[26].
В 2000 году задолженностьРоссийской Федерации по долгам бывшего СССР была полностью переоформлена веврооблигации Российской Федерации. В 2001 году обмен российских долговЛондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.
Достижение договоренностис кредиторами Лондонского клуба о списании части советского долга иреструктуризации оставшейся задолженности в рыночные (облигационные) формыизменили характер взаимоотношений между сторонами и структуру внешнего долгаРоссийской Федерации: теперь на долю кредитов иностранных коммерческих банков ифирм приходится менее 2,5% внешнего дога России.
В ноябре 1996 г. МинфинРоссийской Федерации сделал принципиально новый шаг по овладению международнымрынком капитала, удачно разместив первый транш еврооблигаций. Во многом этостало возможным благодаря присвоению России относительно высоких рейтинговкредитоспособности тремя ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами – Mooby’s, Standard & Poor’s, IBCA.
С появлениемеврооблигаций Минфина Российской Федерации сформировался и успешнофункционировал до летнего кризиса 1998г. новый сегмент рынка федеральныхвнешних займов. Он дополнил уже сложившиеся сегменты рынка: долговыеобязательства Внешэкономбанка, облигации внутреннего валютного займа,процентные векселя (ноты) Внешэкономбанка, финансовые инструменты – носителикоммерческой задолженности бывшего СССР.
Таким образом, с выходомеврооблигаций основными кредиторами России стали многочисленные иностранныеюридические и физические лица, покупающие российские бумаги. На них приходилось1/3 всех заимствований. Четверть привлекаемых Россией кредитов обеспечивал МБРРи более 18% – МВФ. В целом международные финансовые организации на 44%закрывали потребность России во внешних заимствованиях. Примерно одинаковоезначение по объемам кредитования имели для федеральной власти правительстваиностранных государств и иностранные коммерческие банки и фирмы[27].
Для бесперебойногофункционирования рынка внешних долгов России взаимосвязи между ееправительством и инвесторами осуществляет широкая сеть организаторов ипосредников. С российской стороны наиболее важные функции выполняютПравительственная комиссия по государственному внешнему долгу и государственнымактивам Российской Федерации, Минфин Российской Федерации, Банк России,Внешэкономбанк, Внешторгбанк Российской Федерации, Российский финансово-банковскийсоюз, российские уполномоченные банки.
Вопросы официальнойроссийской задолженности решаются в рамках Парижского клуба стран-кредиторов ина двусторонних переговорах.
Все расчеты синостранными агентами и кредиторами Правительства Российской Федерации проходятчерез Внешэкономбанк. Это делается в соответствии с возложенной на ВЭБ функциейагента Правительства России по управлению государственным внешним долгом ивнешними долговыми активами. Работая в этом направлении, Внешэкономбанк, вчастности, по поручению Министерства Российской Федерации осуществляет платежив счет погашения и обслуживания долга, при проведении реструктуризаций иноваций по внешнему долгу осуществляет обмен одних долговых инструментов надругие, участвует в подготовке и подписании межправительственных соглашений подолговым вопросам, принимает участие в разработке валютно-финансовых условийконтрактов на поставку товаров в счет погашения российской задолженности,обслуживает привлечение иностранных связанных кредитов под гарантииПравительства Российской Федерации, ведет учет внешнего долга в разрезеотдельных категорий кредиторов, является головным депозитарием по облигациямгосударственного валютного займа 1999 г. и обслуживает их вторичный рынок.Многогранную деятельность агента Правительства Российской Федерации пообслуживанию государственного внешнего долга и внешних долговых активовВнешэкономбанк осуществляет, в частности, через сеть своих зарубежных ироссийских представительств.
В 2002 г. в соответствиис постановлением Правительства Российской Федерации была проведена операция,имеющая принципиальное значение для дальнейшего выстраивания цивилизованныхотношений России со своими внешнеэкономическими партнерами. Прежние долговыеобязательства были заменены облигациями внешнего займа со сроком погашения в2030г. (номинальная стоимость – 1,2 млрд. долларов США) и облигациями внешнегозайма со сроком погашения в 2010г. (0,2 млрд. долларов США).
В 2005 г. на погашение иобслуживание государственного внешнего долга направлялось 17,3 млрд. долларов(погашение – 10,9 млрд., обслуживание 6,4 млрд.), а привлечение ресурсов засчет внешних источников планировалось в объеме лишь 1,93 млрд. долларов США.При этом предполагалась эмиссия облигаций внешних займов Российской Федерации насумму до 1,25 млрд. долларов и снижались объемы заимствований в части неоправдавших себя связанных (нефинансовых) кредитов международных финансовыхорганизаций и правительств иностранных государств.
Благоприятные тенденции вразвитии рынка государственных внешних заимствований России, проявившиеся впериод 2001-2004 гг., Правительство Российской Федерации закрепило в 2005 г. ипоследующие годы. Уже в конце 2005 г. Россия была в состоянии привлекать намеждународных рынках капитала по ставке не более 6-7% годовых. В то же времястоимость привлечения связанных (нефинансовых) кредитов с учетом различныхкосвенных расходов составляла около 9%, а заимствования у международныхфинансовых организаций – и того больше: до 11% (также с учетом операционных идругих дополнительных расходов российской стороны)[28].
Таким образом,федеральная власть отдает явное предпочтение несвязанным (финансовым)заимствованиям, осуществляемым преимущественно в форме еврооблигационныхзаймов. Такая позиция отражает возросший кредитный рейтинг Российской Федерациии создает предпосылки для минимизации процентных расходов федерального бюджета.Целевые (нефинансовые) заимствования запланированы на уровне меньшем, чем впредшествующие годы. Это соответствует курсу Правительства России напостепенный отказ от финансирования различных проектов за счет «связанных» итребующих правительственных гарантий кредитов международных финансовых организаций,правительств иностранных государств, банков и фирм. Достигнуто это за счетисключения из Программы кредитов, средства которых практически не используютсяв течение 2-3 лет, не включения в Программу новых заимствований дляфинансирования проектов, находившихся в стадии проработки, аннулирования рядаконсультационных займов международных финансовых организаций, заключенных еще1994-1998 гг. Предпринятые действия позволяли сделать максимально возможное дляконцентрации ресурсов российской стороны на софинансировании включенных вПрограмму и реально осуществляемых проектов, реализуемых за счет внешнихзаимствований.
Это означает, что приформировании Программы внешних заимствований на 2006 г. Правительство Россиистремилось к решению следующих задач:
— минимизация стоимостиновых государственных заимствований;
— оптимизация бюджетныхрасходов по погашению и обслуживанию привлеченных займов и кредитов;
— расширение практикииспользования финансовых инструментов, связанных с размещениемеврооблигационных займов.
Выполнение установки нарасширение внешних облигационных займов в 2006 г. (равно как в 2004 и 2005 гг.)оказалось нецелесообразным. Это объяснялось двумя обстоятельствами:относительно высокой стоимостью новых российских заимствований (по сравнению сих стоимостью для индустриально развитых государств) и нежелательностьюпривлечения в страну дополнительных инвалютных поступлений, поскольку они и беззаймов в избытке шли в Россию на основе экспорта топливно-энергетическихресурсов. Федеральными бюджетами на 2007-2008 гг. несвязанные (финансовые)заимствования на международных рынках капитала не планируются вовсе. Это вполнесогласуется с решением стратегической задачи замещения внешнего долгавнутренними обязательствами[29].
Урегулирование отношенийс Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналовположительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов поотношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию врамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющейреструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.
/>Заключение
Для стран, идущих по путипреобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источниковфинансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторамиправительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лицаи международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённоевремя и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствамудаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженностииспытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиесястраны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоровсо странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания ипогашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Такимиорганизациями и являются Парижский и Лондонский клуб кредиторов. В рамках этихклубов страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другимгосударствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами опересмотре условий и графиков платежей. Оба клуба стремятся облегчить бремяразвивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этихклубов не является международной организацией. Их «членский состав»нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагаеткомплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Парижский клуб — неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующеефинансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран.
В 1995 году Россиявступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Вступление Российской Федерациив Парижский клуб кредиторов как полноправной страны-участницы означало, чтотребования Российской Федерации с этого времени получили равный статус стребованиями других кредиторов и не могут рассматриваться должниками каквторостепенные. Одновременно у России появилась возможность использовать такойрычаг как политическое и экономическое воздействие на должников со стороныруководителей государств-лидеров мировой экономики и международных финансовыхорганизаций.
В настоящее время Россияуже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступитвремя, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носитьпартнерский, равноправный характер.
Лондонский клуб — неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей состранами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, поусловиям погашения их межбанковской задолженности. Основные принципы егодеятельности — индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленностьпересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь отреструктуризации долговых обязательств между всеми членами — весьма схожи спринципами Парижского клуба.
В 1997 года Россияподписала с Лондонским клубом кредиторов соглашение о реструктуризациизадолженности бывшего СССР членам клуба. Урегулирование отношений с Лондонскимклубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительногоизменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению кРоссии.
На сегодняшний день, несмотря на мировой финансовый кризис,Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Парижскому иЛондонскому клубам. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатамдолга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировойэкономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список использованной литературы
1. Аналитическаязаписка «Анализ системы управления государственным долгом РоссийскойФедерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102), 2006.
2. Аналитическаязаписка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующихсостояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты РоссийскойФедерации №1 (121), 2008.
3. Алехин Б.И.  Государственныйдолг – М.: Юнити-Дана, 2007, — 336 с.
4. Астапов К.Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мироваяэкономика и международные отношения. — №2. – 2007. – с.26-35.
5. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. – М., 2005.
6. Брагинская Л.С. Государственныйдолг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности – М.: Университетскаякнига, 2007. — 128 с.
7. Вавилов Ю.Я.Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн.– М.: Перспектива, 2008. – 256 с.
8. Воронин Ю.С.Управление государственным долгом// Экономист.-2008-№1.-с.58-67.
9. Дадашев А.З.,Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. –248 с.
10. Данилов Ю.А.Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.:ООО «Макс Пресс», 2008. — 432 с.
11. Ермасова Н.Б. Финансыи кредит – М.: Юрайт, 2009. -206 с.
12. Карелин О.В.Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы истатистика, 2007. – 176 с.
13. Кудрин А.Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. — №3. –2006. – с.22-30.
14. Маренков Н.А.Рыночная экономика. – М., 2003.
15. Селезнев А.Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист-2007-№3-с.31-40
16. Суэтин А.А.Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 224 с.
17. Финансы. Денежноеобращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 639 с
18. Шенаев В. Н.Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки.– 2006. — №26.- с.12-16.
19. Хейфец Б.А.Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.:«Экономика», 2003. – 393 с.
20. Материалыофициального сайта Правительства России: www.gov.ru.
21. Материалыофициального сайта Минфина России: www.minfin.ru.
22. Материалыофициального сайта Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
23. Материалыофициального сайта Счетной Палаты РФ: www.ach.gov.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.