Реферат по предмету "Международные отношения"


Идеологические и политические установки палестинского движения "Исламский джихад"

Рефератна тему:
«Идеологическиеи политические установки палестинского движения «Исламский джихад»»

Религиозныйфактор изначально присутствовал в арабо-израильском конфликте. Тем не менее,Палестинское движение сопротивления (ПДС), представленное ФАТХ и другимиорганизациями, вошедшими в ООП, возникло и развивалось в основном как светскоедвижение. В его идеологии и символике религиозные элементы вплоть до начала80-х годов осуществлялись весьма слабо. Объясняется это многимиобстоятельствами, которые требуют отдельного рассмотрения. Отметим лишь то, чторелигиозные движения и организации (как христианские, так и исламские) средипалестинского населения после создания Государства Израиль оказались по разнымпричинам вне общего потока палестинского движения сопротивления.
Ситуацияначинает меняться в начале 80-х годов, когда на оккупированных территорияхЗападного берега р. Иордан и сектора Газа возникают исламские движения,провозгласившие «священную войну» (джихад) в качестве единственной формы борьбыс Израилем. Наиболее известными среди них являются движение «Исламский джихад»(Харакат аль-джихад аль-ислами) и Движение исламского сопротивления – ХАМАС (аббревиатураиз первых букв арабского названия организации – Харакат аль-мукавамааль-исламийа), каждое из которых претендует на то, что именно оно быловдохновителем и организатором первой интифады (1987–1991 гг.) на оккупированныхтерриториях. Кроме того, они оказались наиболее активными противниками участияООП в Мадридском мирном процессе и всех палестино-израильских соглашений. Внастоящее время эти организации играют важную роль в политической жизни натерриториях, находящихся под юрисдикцией Палестинской национальнойадминистрации (ПНА).
Появлениеэтих движений (а также ливанских шиитских организаций «Хизбалла» и «Амаль»)наряду с активизацией радикальных еврейских религиозных движений в Израиле ивсе большим вмешательством в арабо-израильский конфликт определенныхрелигиозных кругов (вернее, политических кругов, проникнутых определеннымирелигиозными идеями) на Западе внесла качественно новую окраску в данный конфликт,стремясь перевести его в религиозное русло со всеми вытекающими из данногообстоятельства последствиями. В предлагаемой статье мы ограничимсяхарактеристикой различных аспектов движения «Исламский джихад», опираясь нанекоторые документы этой организации, а также на весьма скудную информацию оней, содержащуюся в ряде публикаций на арабском языке и в высказыванияхпредставителей движения.
Впубликациях самого движения «Исламский джихад» его возникновение относят кначалу 80-х годов. При этом обычно выделяется три этапа:
1.Формирование идеологии и выработки организационных принципов (1980–1983).
2.Вооруженная борьба против оккупантов (1984 – октябрь 1987).
3.Первая интифада (1987–1990) [1].
Название«Исламский джихад» стало регулярно употребляться в публикациях движения послеодной из первых боевых операций против израильтян. До этого оно выступало подразличными названиями: «Исламское сопротивление на оккупированной Родине»(Аль-Мука-вама аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль), «Исламское движение на оккупированнойРодине» (Аль-Харака аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль) и др. С 1982 г. вЛондоне под крышей так называемого «Исламского центра исследований ипубликаций» стал выходить журнал «Исламский авангард» (Ат-Талиа аль-исламийа),на страницах которого излагались идеи нового движения. Поэтому и само движениекакое-то время было известно под этим названием. Позже уже на оккупированныхтерриториях, прежде всего в секторе Газа «Исламский джихад» организовал выпускгазет «Аль-Муджахид» и «Аль-ислам ва филастын», журнала «Аль-Умма», а такжемножества брошюр, в которых разъяснялись позиция и цели движения.
«Исламскийджихад» сразу же дистанцировался от других палестинских движений и организаций,в том числе и от местных «Братьев-мусульман», с которыми у него с самого началасложились отношения соперничества. Первый генеральный секретарь «Исламскогоджихада» Фатхи Ибрахим Абд аль-Азиз Аш-Шакаки подчеркивал, что его организацияне является продолжением или ответвлением какого-либо другого движения. Это несобрание десяти или двадцати представителей среднего класса, создавшихэлитарную партию, это и не Народный фронт, отпочковавшийся от Движения арабскихнационалистов (ДАН), и не организация ФАТХ, вышедшая из недр Ассоциации«Братья-мусульмане» (АБМ) и вобравшая в себя остатки националистических партий.Члены нашего движения не состояли в АБМ, однако опыт современных исламскихдвижений был одним из важнейших факторов его создания [2].
Насамом деле ряды членов этого движения формировались сложными путями. В руководство«Исламского джихада» при его возникновении вошли палестинцы, учившиесяодновременно с Фатхи Аш-Шакаки в Египте во второй половине 70-х годов: РамаданАбдаллах Шаллах, Ахмад Садык, Ибрахим Муаммар, Нафиз Аззам, Рамадан Абдаллахаш-Шами, Мухаммад аль-Хинди, Джамиль Альян, Тайсир аль-Гута и Ахмад Шакир.Позже к ним присоединились шейх Абд аль-Азиз Ода и шейх Мисбах ас-Сувари.Многие из них в той или иной степени были связаны с АБМ.
Обращаетна себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство перечисленныхдеятелей – люди, имеющие светское образование, причем, как правило, довольновысокого уровня. Так, сам аш-Шакаки окончил математический факультетуниверситета в Бир-Зейте и даже работал некоторое время учителем математики водной из школ Иерусалима, затем окончил медицинский факультет университета вЗаказике (Египет) и работал врачом сначала в Иерусалиме, а затем в Газе.Рамадан Абдаллах Шаллах, ставший генеральным секретарем «Исламского джихада»после убийства Фатхи аш-Шакаки в 1995 г., окончил экономический факультетуниверситета в г. Заказике. После возвращения в сектор Газа работалпреподавателем на экономическом факультете местного Исламского университета. В1986 г. уехал в Лондон, где получил степень доктора экономики в 1990 г. Втечение нескольких лет руководил Центром исламских и международных исследованийв США (штат Флорида), преподавал в местном университете и был главнымредактором журнала «Политические чтения», выходившего на арабском языке.
Средирядовых членов «Исламского джихада», как уверяют его лидеры, немало крестьян,рабочих и представителей других слоев населения. Возможно, это и так. Однаконесомненным является тот факт, что большинство участников этого движения –потомки палестинцев, изгнанных израильтянами со своих родных мест в 1948 и 1967годах и осевших в лагерях беженцев на Западном берегу р. Иордан и в сектореГаза.
Костякпервых боевых ячеек движения «Исламский джихад» сформировался из участниковразличных палестинских организаций, прошедших через израильские тюрьмы. Вчастности, в нем оказались бойцы так называемых «Народных сил освобождения»,разгромленных израильскими силами безопасности в конце 60-х годов,представители ФАТХ и левых организаций, а также какое-то число бывших членовАссоциации «Братья-мусульмане».
Выйдяна свободу в результате сделки по обмену пленными в 1985 г. между израильскимивластями и «Народным фронтом освобождения Палестины (Общее руководство)», врезультате которой израильтяне выпустили на свободу 1200 палестинцев, члены«Исламского джихада» включились в борьбу против израильтян.
«Исламскийджихад» широко использовал мечети для осуществления пропагандистской работы.Хатыбы призывали молящихся к выступлениям против оккупантов. Пятничныепроповеди, а также проповеди во время двух исламских праздников, на которыесобирались тысячи верующих, выливались в политические демонстрации,сопровождавшиеся столкновениями с израильскими воинскими подразделениями.
Первойоперацией боевиков «Исламского джихада» было убийство учащегося иудейской школыв Халиле в августе 1983 г. Сразу после этого израильские власти поместили поддомашний арест лидеров движения Фатхи аш-Шакаки, Мухаммада Джувда, РамаданаШаллаха и Абд аль-Азиза Оду. Позже аш-Шакаки был арестован и заключен в тюрьму.Одновременно с ним в тюрьмах оказались и 25 членов организации. 18 мая 1987 г.из израильской тюрьмы бежали 6 членов «Исламского джихада», в том числе шейхМисбах ас-Сувари. Эта группа совершила ряд вооруженных нападений на израильскиеобъекты в секторе Газа. С «Исламским джихадом» связывают несколько громкихопераций, в частности в Иерусалиме до начала интифады. Не случайно газета«Файнэншл таймс» (9.11.1987) отмечала, что это движение – новая угроза Израилю.Вне всяких сомнений, деятельность «Исламского джихада», в том числе его боевыеоперации, была одним из факторов обострения ситуации в секторе Газа и наЗападном берегу р. Иордан, что, в конечном счете, вылилось в широкое восстание,получившее название интифада, на первых этапах развития которой движение игралозаметную роль.
Однакоуже с 1989 г. «Исламский джихад» становится менее заметным на общем фонеактивности других палестинских организаций, особенно ХАМАС. Это объясняется какнедостатками в его организационной структуре, так и ударами, которые былинанесены по нему израильскими органами безопасности (физическое уничтожениечленов движения, аресты, а также высылка из страны многих его лидеров иактивистов). Так, 17 ноября 1987 г. был выслан шейх Абд аль-Азиз Ода, в апреле1988 г. Фатхи аш-Шакаки. За пределами Палестины (в основном в Сирии) находилисьРамадан Абдаллах Шаллах, Ахмад Садык и некоторые другие видные члены движения.В феврале 1988 г. на Кипре была взорвана автомашина, в которой находились трируководителя военного крыла ФАТХ «Полки исламского джихада» (Сарайа аль-джихадаль-ислами), сотрудничавшего с «Исламским джихадом»: Мухамамад Басим ат-Тамими(Хамди), Марван Ибрахим аль-Кайали и Мухаммад Бахис. В 1989 г. в перестрелке всекторе Газа был убит шейх Мисбах ас-Сувари. Позже погибли и все члены егобоевой группы.
Ктому же в движении «Исламский джихад», которое практически никогда не имелострогой организационной структуры, появились признаки раскола. Так, в 1990 г.из него вышел один из активных членов – Ахмад Михна. Когда израильские властивыслали его из Палестины, он создал организацию под названием«Хизбалла/Филастын» Генеральным секретарем новой организации стал другойвысланный из Палестины член «Исламского джихада» – Сейид Барака. Если веритьТайсиру Джаббару, автору работы «Роль исламских движений в благословеннойинтифаде», то к 1992 г., движение «Исламский джихад» в Палестине представлялособой разрозненные группы, между которыми не было согласия в том, что касаетсяметодов борьбы и позиций по конкретным вопросам [3].
НачалоМадридского процесса и прекращение интифады поставили «Исламский джихад» всовершенно новые условия, что побудило его лидеров заняться организационнымипроблемами. В 1992 г. в одной из арабских стран состоялся первый съезддвижения, на котором были приняты устав и программа, а также избраны егоруководящие органы. В уставе говорится, что Общий съезд – высший орган, которыйвырабатывает стратегию деятельности движения. Участники съезда избираются отвсех ячеек движения. Общий Консультативный совет (Маджлис аш-шура аль-амм) –исполнительный орган, его решения обязательны для всех членов организации. Онсостоит из 15 членов, представляющих движение, как на оккупированныхтерриториях, так и за их пределами. Общий Консультативный совет избираетГенерального секретаря «Исламского джихада», который является высшимдолжностным лицом и официальным его представителем. На местах создаются местныеконсультативные советы, которым подчиняются первичные организации (секции икомитеты). При этом лидеры «Исламского джихада» отказались от того, чтобыпреобразовывать движение в политическую партию, заявив, что в условияхизраильской оккупации это не имеет смысла, кроме того, движение «Исламскийджихад» не желает создавать впечатление, что его можно поглотить политически[4].
Принятыемеры, однако, не усилили сплоченность рядов движения. В 1993 г. из организациивышел Салих Абд аль-Аль, который совместно с Мухаммадом Абу Самрой и шейхом Абдаль-Азизом Одой создал новую организацию – «Движение Исламский джихад вПалестине – Организационное бюро» (Харакат аль-Джихад аль-ислами фи филастыналь-мактаб аль-та сиси), которая, впрочем, довольно скоро прекратила своесуществование, практически никак себя не проявив.
Вмарте 1993 г. стало известно, что за сотрудничество с Ясиром Арафатом из«Исламского джихада» был исключен Мухаммад Абу Самр. Другой член движения –Салих Абд аль-Аль – создал свою партию, пошел на сотрудничество с ПНА и былназначен на одну из должностей в министерстве снабжения. В 1994 г. движениезаявило о том, что оно порывает всякие связи также с шейхом Абд аль-Азизом Одой– одним из основателей «Исламского джихада», обвинив его в сотрудничестве сПНА.
Темне менее «Исламский джихад» продолжал напоминать о себе вооруженными акциямипротив израильтян. Считается, что после заключения Соглашений в Осло и вплотьдо 1995 г. эта организация осуществила 185 боевых операций, в том числе внутриИзраиля. В 1995 г. в результате 7 операций подрывников-смертников,ответственность за которые взял на себя «Исламский джихад», погибли 30 человек,и 239 было ранено. После этого израильтяне нанесли по движению сокрушительныеудары. 26 октября 1995 г. на Мальте, как считают палестинцы, агенты Мосадликвидировали генерального секретаря «Исламского джихада» Фатхи аш-Шакаки. Потребованию Израиля власти ПНА арестовали многих членов движения, закрыли егоинформационные бюро, запретили деятельность активистов «Исламского джихада» вмечетях и т.д.
Пословам Фатхи аш-Шакаки, создателя, духовного лидера и первого генеральногосекретаря движения «Исламский джихад», основы идеологии этого движениясформировались во второй половине 70-х годов, когда молодые палестинцы,обучавшиеся в Египте, пришли к выводу, что одной из слабостей Палестинскогодвижения сопротивления является отсутствие в нем исламской составляющей. Новоедвижение было первой после 1948 г. попыткой вновь соединить религию, политику ипатриотизм в борьбе палестинцев [5].
СамФатхи аш-Шакаки (он родился в лагере палестинских беженцев Рафах в 1951 г.) вшкольные годы преклонялся перед Насером, но уже в 1968 г. стал членом Ассоциации«Братья-мусульмане» (АБМ). Его политические взгляды сформировались под заметнымвлиянием книги одного из идеологов радикального исламизма Сейида Кутба «Вехи напути», а также книги «Сокровенная обязанность» Мухаммеда Абд ас-Саляма Фараджа– одного из основателей движения «Джихад» в Египте. Не остался без внимания иопыт ваххабизма в Саудовской Аравии.
Примечательно,что в одной из своих статей в 1983 г. Аш-Шакаки отметил особую роль ваххабизмав борьбе за возврат к чистоте праведных предков. Ваххабиты, писал аш-Шакаки,первыми осудили разложение, охватившее исламское общество, и предпринялисерьезную попытку возвратиться к первичной чистоте ислама, которая была вовремена Пророка, праведных халифов и праведных предков… Они боролись с ересью,призывали мусульман к умеренности, воздержанию и к джихаду во имя строительстваисламского общества, открыли врата иджтихада (интерпретации), до этого закрытыев течение многих веков… [6].
Вместес тем Фатхи аш-Шакаки критиковал консервативные салафитские движения за то, чтоони не осознали объективные условия исламского возрождения и не смоглипреодолеть современный кризис ислама, порожденный наступлением Запада [6].
Важнымиисточниками вдохновения в идеологическом и практическом планах для Фатхиаш-Шакаки явились Исламская революция в Иране и книга Хомейни «Исламскоерешение и альтернатива», которую он опубликовал в 1979 г., находясь в Египте.Не случайно, в политической лексике лидеров «Исламского джихада» заметное местозанимают термины, характерные для деклараций вдохновителей Исламской революциив Иране.
Какотмечает один из исследователей исламизма в Палестине Ияд аль-Баргути, исламсоставляет основу идеологии движения «Исламский джихад», которое провозгласилои стремится реализовать на практике два фундаментальных тезиса: Палестина –центральная проблема современного исламского проекта, джихад – стратегическоеорудие освобождения Палестины [7]. В программных документах «Исламскогоджихада» говорится, в частности, что исламизм движения заключается в том, чтооно придерживается ислама как доктрины, закона (шариата) и системы жизни.Палестина от реки до моря – арабская исламская земля, отказ даже от пяди еесчитается смертным грехом, существование сионистского образованияпротивоестественно. Шариат запрещает признание его существования на любой частипалестинской земли [7].
Лидеры«Исламского джихада» объявили открытую вооруженную борьбу против оккупантов. Поих мнению, война против Израиля – необходимое условие исламского пробуждения иполного возврата к исламским ценностям.
Подобныеидейно-политические установки сразу же породили серьезные противоречия междуновым движением и существующими в Палестине политическими и религиознымисилами. Отношения «Исламского джихада» с «Братьями-мусульманами», которые наЗападном берегу р. Иордан и в секторе Газа до возникновения движения ХАМАС былипредставлены так называемым «Исламским комплексом» (аль-маджмаа аль-ислами) воглаве с шейхом Ахмадом Ясином (эта структура была создана в г. Газа сразрешения израильских властей в 1979 г.), с самого начала приобрели характерсоперничества. К тому же руководство «Исламского комплекса» рассматривалочленов нового движения как группу, отколовшуюся от организации-матери, т.е. отАБМ.
Негативноеотношение лидеров «Исламского джихада» к «Братьям-мусульманам» определялосьтем, что последние отказывались от вооруженной борьбы, как против израильтян,так и против неисламских арабских режимов. «Исламский джихад» не разделялвраждебности «Исламского комплекса» по отношению к ФАТХ, приобретавшей временамихарактер вооруженных стычек между сторонами, а также критиковал«Братьев-мусульман» за то, что те объявили неверными шиитов-имамитов и неприняли Исламскую революцию в Иране.
СозданиеХАМАС, а затем и активное участие этого движения в вооруженной борьбе несколькоуменьшили напряженность в отношениях между «Братьями-мусульманами» и «Исламскимджихадом», который даже предлагал лидерам ХАМАС сотрудничество в руководствеинтифадой, что, как говорилось в заявлении от 3 мая 1990 г., было быреализацией божественного и исторического требований [5].
А6 октября 1991 г. «Исламский джихад» выступил с призывом к ХАМАС и другимисламским организациям в Палестине создать исламский фронт противостояниямирным планам ООП. В конце 1991 г. имели место встречи между лидерами двухисламских движений сначала в Хартуме, а затем в Тегеране, в ходе которых, каксообщал Фатхи аш-Шакаки, стороны договорились о координации действий с цельюдостижения полного единства [5]. Была даже подписана Хартия братства исотрудничества, в которой подтверждалось единство двух движений на основеисламских принципов. Стороны брали на себя обязательство избегать применениясилы при урегулировании взаимных противоречий, заявляли о стремлении найтиформы сотрудничества и координации при работе в профсоюзах и среди студентов.
Темне менее, соперничество между двумя исламистскими организациями не былопреодолено. Главная причина, по-видимому, заключается в борьбе за источникифинансирования. В 1992–1993 гг. отношения между ХАМАС и «Исламским джихадом»приобрели весьма напряженный характер. Дело доходило даже до вооруженныхстолкновений между сторонниками этих двух движений. «Исламский джихад» обвинялХАМАС в уничтожении его листовок, в нападениях на мечети, находившиеся под егоконтролем, и даже в попытках физического уничтожения его активистов.
Своиотношения с другими палестинскими организациями «Исламский джихад» выстраиваетс учетом того, как та или иная организация относится к исламу; каким образомпредставляет себе пути решения палестинской проблемы и как относится к Израилю.
Организации,входящие в ООП, говорилось в одной из статей журнала «Ат-Талиа аль-исламийа»(13.01.1984), устранив ислам и даже борясь с ним беспощадно (как это имеломесто со стороны некоторых организаций), совершили огромную ошибку, так какислам – живая идеология, возрождающая народ, он – вера уммы (исламской общины),стержень ее истории и наследия. Именно поэтому ООП с самого начала не осозналанастоящие масштабы борьбы с еврейским врагом и ошиблась в оценке израильского феномена.Борьба против Израиля имеет не национальный характер. Это борьба уммы в этомрегионе, со всеми ее элементами, включающими ислам, историю и цивилизацию,против евреев и Запада [8].
Всвоем заявлении от 21 января 1990 г. движение «Исламский джихад» объявило всеотряды ООП джахилийскими (т.е. доисламскими, неисламскими) силами, так как ониотвергают ислам как программу джихада нашего народа и борьбы за егоосвобождение [8]. «Исламский джихад» отвергает любую форму признания законностипретензий сионистского врага. Он осудил все решения Национального советаПалестины, начиная с его сессии 1971 г., так как они, по мнению лидеров этогодвижения, противоречат Палестинским национальным Хартиям 1964 и 1968 годов, вкоторых не признается сионистское образование, берется обязательство вестипротив него вооруженную борьбу и провозглашаются лозунги: Палестина от реки доморя! и Полное освобождение палестинских территорий! [8].
Противоречиямежду «Исламским джихадом» и ООП приобрели острый характер после сессии НСП вАлжире, решения которой в публикациях «Исламского джихада» были расценены какпосягательство на права палестинского народа и уступка важной части Палестины.В заявлении от 18 марта 1989 г., озаглавленном «Непричастность» (Аль-Бараа),говорилось: «Мы заявляем перед Аллахом о своей непричастности к любомукомпромиссу за счет нашего полного права на нашу Родину или уступки какой-либочасти нашей священной земли. Мы также непричастны к любому призыву к такназываемым выборам или международному конгрессу.» Отряды «Исламского джихада»отвергли идею проведения выборов на Западном берегу и в секторе Газа в качествепредпосылки мирного решения. «Эти выборы не имеют иных смысла и цели, кромезакрепления оккупации под зонтиком автономии, что отвергается всеми слоями народа.Интифада не начиналась во имя Кэмп-Дэвида» [8].
Вместес тем «Исламский джихад» подтверждает наличие координации и сотрудничества сФАТХ, относясь к этой организации положительно по причине исламского прошлогоее первых основателей. «Наша революционная исламская позиция, – говорилось водном из заявлений «Исламского джихада», – требует от нас заботиться о том,чтобы ФАТХ не стал жертвой арабских и международных заговоров и чтобы неопустились винтовки, поднятые против врага» [8].
Темне менее, до начала Мадридского процесса лидеры «Исламского джихада»воздерживались от критических высказываний в адрес руководства ООП и неподвергали сомнению претензии этой организации на то, что именно она являетсяединственным представителем палестинского народа. С другой стороны, руководствоООП также избегало открытых нападок на «Исламский джихад». Есть дажеутверждения, что Ясир Арафат как-то высказался в том смысле, что «Исламскийджихад» является религиозной структурой движения ФАТХ [8].
Однакоуже в процессе подготовки к Мадридской мирной конференции тон высказыванийлидеров «Исламского джихада» по поводу участия ООП в этом процессе приобретаеткрайне резкий характер. В одном из заявлений движения содержалась даже угрозаубить главу палестинской делегации на Мадридской конференции Фейсалааль-Хусейни [8].
Непосредственноперед Мадридской мирной конференцией было объявлено о создании «Союза десяти»,в который вошли 10 отрядов палестинского движения сопротивления, выступившиепротив Мадридской конференции, в том числе и «Исламский джихад».Представительства всех вошедших в союз отрядов находились в то время в Дамаске.Договоренность о создании такого союза была достигнута в кулуарах Всемирногоконгресса в поддержку исламской революции в Палестине, состоявшегося в Тегеране22 октября 1991 г. В заявлении, опубликованном 16 сентября 1992 г. от имениэтого союза, говорилось о том, что палестино-израильские договоренностинаправлены на уничтожение священной палестинской проблемы и придают законностьсионистской оккупации. В заявлении говорилось также, что делегация ООП напалестино-израильских переговорах не представляет палестинский народ и неуполномочена подписывать какой-либо документ или проект, ущемляющий законныеправа палестинского народа [8].
Правда,«Союз десяти» не оказал какого-либо воздействия на ситуацию на оккупированныхтерриториях, если не считать всеобщей забастовки во время Мадридскойконференции 28–30 октября 1991 г. В ноябре 1994 г. в Дамаске также при участиируководства «Исламского джихада» состоялось учредительное собрание Союзапалестинских сил, оппозиционных палестино-израильским соглашениям. Однако и наэтот раз дальше заявлений дело не пошло.
Послесообщений о палестино-израильских договоренностях в Осло Фатхи аш-Шакакизаявил, что палестинский патриотический проект, которым руководит ООП, пересталпредставлять палестинский народ. По мнению лидера «Исламского джихада», ООП неспособна объединить палестинский народ и добиться освобождения Палестины [8].
Движение«Исламский джихад» отвергло и последующие палестино-израильские соглашения натом основании, что они закрепляют оккупацию и означают опасное ущемление правпалестинского народа. Любое соглашение, признающее сионистское образование иуступающее любую часть нашей священной Родины, – говорилось в одном иззаявлений движения, – является незаконным и запретным по соображениям какрелигиозным, так и политическим [8].
Вкачестве альтернативы попыткам политического урегулирования арабо-израильскогоконфликта «Исламский джихад» выдвигает священную войну, которая обеспечитдостижение свободы, независимости и единства палестинского народа, а также еговозрождение [8]. «Исламский джихад» отказался участвовать в выборах вЗаконодательное собрание ПНА и в других мероприятиях, вытекающих изпалестино-израильских соглашений.
Высказываниялидеров «Исламского джихада», а также официальные заявления этой организации впоследующие годы не дают оснований думать, что ее позиции претерпели какие-либосущественные изменения. Так, в ходе дискуссии в одной из программ спутниковоготелевидения «Аль-Джазира» (18 декабря 2001 г.) с Ясиром Абд ар-Раббо (в товремя министром информации и культуры ПНА) Рамадан Абдаллах Шаллах заявил, что«Исламский джихад» не согласен с политикой постоянных уступок, которую проводитЯ.Арафат. В ответ Ясир Абд ар-Раббо обвинил руководителя «Исламского джихада» вбезответственности и в том, что своими действиями эта организация наносит вредборьбе палестинцев. На переговорах в Каире между палестинскими отрядами (конецноября – начало декабря 2003 г.) представители «Исламского джихада», ХАМАС инекоторых других организаций заняли позицию, которая привела к неудаче усилийПНА и египетского руководства, направленных на прекращение кровопролития напалестинской земле. Один из членов руководства ХАМАС – Муса Абу Марзук, выражаямнение всех оппозиционных ПНА отрядов, обвинил в срыве переговоров в Каирепалестинское правительство, которое, по его словам, потребовало, чтобы этиотряды поддержали его усилия в мирном процессе. На что представители оппозициизаявили, что они не являются участниками этого процесса [9].
Пословам этого деятеля, ХАМАС, «Исламский джихад», «ас-Сайка» и «Народный фронтосвобождения Палестины» на переговорах в Каире выразили готовность взять насебя обязательство впредь не нападать на гражданских лиц при условии, чтоИзраиль прекратит операции на палестинских территориях. Однако Израильфактически проигнорировал это предложение. Более того, А. Шарон заявил, что егоне интересует то, что происходит в Каире. Поэтому у этих организаций, – сказалМуса Абу Марзук, – нет оснований доверять Израилю после того, как его властииспользовали перемирие, объявленное в июле 2003 г., для уничтожения лидеровпалестинских организаций сопротивления [9].
Однакопозже стало известно, что «Исламский джихад» готов смягчить свою позицию. Так,представитель «Исламского джихада» – Фаиз Аззам – заявил корреспонденту«Аль-Джазиры» (11 декабря 2003), что движение может временно согласиться насоздание Палестинского государства в границах 1967 г., не признавая, однако,законности существования сионистского образования и сохраняя за собой правобороться за дело палестинцев. При всей жесткости свой критики в адрес ООП и ПНАлидеры «Исламского джихада» подчеркивают, что идеологические разногласия недолжны принимать силовые формы борьбы между различными отрядами палестинскогодвижения сопротивления. Отношение к политике этих светских организаций нераспространяется на повседневные отношения между отдельными лицами, – говоритсяв одном из документов «Исламского джихада» [1].
«Исламскийджихад» проявляет определенную гибкость и в том, что касается другихрелигиозных общин в Палестине. В отличие от остальных исламистских движений иорганизаций, стержнем политической идеологии которых являются идеи созданияисламского государства, исламского сообщества (аль-джамиа аль-исламийа),исламского халифата и которые относятся враждебно ко всем силам, не разделяющимих религиозные и политические позиции, «Исламский джихад» исходит из того, чтов условиях Палестины политическое исламское движение может достичь своих целейтолько в рамках национального сообщества (аль-джамаа аль-ватанийа),объединяющего все слои палестинского населения, представителей как неисламскихобщин, так и социальных сил и потоков, которые испытали на себе влияние Запада,но не стали врагами ислама [1].
Посленеудачи переговоров в Каире спираль насилия продолжает раскручиваться. Причемвоенные операции против израильтян проводят не только боевики «Исламскогоджихада» и ХАМАС, но других организаций, в том числе и ФАТХ. В ответ наоперацию израильской армии (в середине декабря 2003 г.) в лагере беженцев Рафах(сектор Газа), в результате которой погибло большое число женщин и детей, атакже разрушено множество жилых домов и прочих построек, 25 декабря 2003 г.прогремел взрыв в предместьях Тель-Авива, унесший жизнь 7 израильскихвоеннослужащих. Было также много раненых. Ответственность за эту операцию взялна себя Народный фронт освобождения Палестины. В ночь с 25 на 26 декабряизраильский вертолет выпустил ракету по автомашине на одной из улиц Газы, вкоторой находились два руководителя «Полков Иерусалима» (Сарая аль-Кудс) –военного крыла движения «Исламский джихад». Погибли все пассажиры автомашины (5человек), ранены несколько случайных прохожих.
7февраля 2004 г. ракета, выпущенная израильским вертолетом по автомашине, вкоторой находился один из командиров отрядов военного крыла «Исламскогоджихада» Абд аль-Азиз аш-Шами (сын члена руководства «Исламского джихада» шейхаАбдаллаха аш-Шами), уничтожила всех находившихся в ней пассажиров. Был убитоказавшийся неподалеку мальчик. 29 февраля 2004 г. ракетой, выпущенной изизраильского вертолета, был убит еще один командир отрядов военного крыла«Исламского джихада» в г. Газа Махмуд Джавда.
Итак,характеристика идеологии и политической практики движения «Исламский джихад»позволяет сделать вывод о том, что его следует отнести крелигиозно-политическим движениям так называемого джихадистского (от словаджихад) типа, к которому принадлежат такие структуры, как, например, «аль-Джихад»,«аль-Гамаа аль-исламийа» в Египте, «Партия освобождения», «аль-Каида» и другиеисламистские организации, отдающие предпочтение вооруженным методам борьбы, втом числе и тактике террора, ссылаясь при этом на религиозные догмы. Общим длячленов всех этих организаций является слепой фанатизм, жестокость инеспособность к компромиссам. Спецификой «Исламского джихада» по сравнению сподавляющим большинством исламистских организаций является то, что в егопрограммных документах фактически отсутствует задача создания исламскогогосударства. К особенностям данного движения можно отнести также то, что в немвесьма слабо представлены религиозные деятели.
Значениедвижения «Исламский джихад» в политических процессах на оккупированныхтерриториях определяется не численностью непосредственных участников в нем, авлиянием его лозунгов, отвечающих настроениям значительной части палестинцев,особенно молодежи, а также его методов борьбы. Появление и деятельностьдвижения «Исламский джихад» имели весьма противоречивые последствия дляразвития всего арабо-израильского конфликта. Соединив в своей идеологии идеипалестинского национализма и радикального исламизма, это движение положилоначало процессу воссоздания религиозной (исламской) составляющей варабо-израиль-ском конфликте, внеся в него тем самым дополнительную остроту исущественно осложнив поиски политического урегулирования этого конфликта.Причем произошло это тогда, когда ООП, претерпев существенную трансформацию,созрело для такого урегулирования. Правда, и в израильском обществе началинабирать политический вес силы, в том числе и религиозные (фундаменталистскиеиудейские организации), отвергающие идею создания палестинского государства влюбой его форме.
Подчеркиваядеструктивный характер роли, которую играет религиозная составляющая варабо-израильском конфликте, ливанский христианский священник Самир Халиль Самрзаметил, что в настоящее время два движения – еврейское фундаменталистское иисламское фундаменталистское – извратили смысл арабо-израильского конфликта,переместив его из политических рамок в религиозные. Однако известно, чторелигиозные войны не имеют конца и не поддаются урегулированию [10].
Намкажется, что этот священнослужитель несколько драматизирует ситуацию, считая,что речь уже идет о религиозной войне между мусульманами и евреями. Тем не менее,тенденция к усилению роли религиозной составляющей в арабо-израильскомконфликте налицо, и «Исламский джихад» внес в развитие этой тенденции очевидныйвклад. Возникновение и быстро растущая популярность нового движения срединаселения оккупированных территорий побудили «Братьев-мусульман» отказаться отсвоей прежней позиции и принять решение о создании движения ХАМАС, объявившегосвященную войну Израилю. Лидеры ООП также вынуждены вносить определенные коррективыв свою тактику и даже в свою лексику, для которой стали характерны цитаты изКорана и другие религиозные атрибуты. Им приходится все время учитывать факторналичия радикального религиозного потока в палестинском движении сопротивления,представители которого резко критикуют ООП за ее готовность идти на компромиссыс Израилем и США, за коррупцию в ее руководстве и прочие грехи и недостатки. Нелишены, по-видимому, оснований и обвинения израильской стороны в адресЯ.Арафата в том, что он, если и не поддерживает непосредственно терроризм, тоне предпринимает эффективных мер борьбы с ним. Не кажутся случайными теракты,совершаемые в последнее время боевиками ФАТХ, «Народного фронта освобожденияПалестины» и некоторыми другими отрядами, входящими в ООП. ФАТХ фактическиобъявил Израилю войну, приняв 28 февраля 2004 г. на заседании своегоРеволюционного совета решение проводить военные операции против израильтян натерритории, находящейся под юрисдикцией ПНА.
исламскийджихад палестина израиль

Списокисточников и литературы
 
1. Мухаммад, Ибрахим и др. Аль-Ахзаб вааль-харакат ва аль-джамаат аль-исламийа. Дамаск: Аль-Марказ аль-араби лиад-дирасат аль-истратид-жийа, 2000. Ч. 2.
2. Масират аль-джихад аль-ислами фифиластын. Бейрут: Бейт аль-му-каддас ли ас-сахафа ва ат-тибаа ва ан-нашр ваат-тавзи. Ч. 1., 1989.
3. Джаббара, Тайсир. Давр аль-харакаталь-исламийа фи аль-интифада аль-му барака. Амман: Дар аль-фуркан, 1992.
4. Аль-Вахда. Бейрут, ноябрь 1998.
5. Цит. по: Мухаммад, Ибрахим и др.Указ. соч.
6. Ат-Талиа аль-исламийа. Лондон, ноябрь1983. Цит. по: Мухаммад, Ибрахим и др. Указ. соч.
7. Аль-Баргути, Ияд. Аль-Аслама ваас-сияса фи аль-арады аль-филастинийа аль-мухталля. Аль-Кудс: Марказ аз-Захрали ад-дирасат ва аль-абхас. Т.1, 1990.
8. Ат-Талиа аль-исламийа. Лондон,13.01.1984. Цит. по: Мухаммад, Ибрахим и др.
9. Аль-Джазира. 9.12.2003.
10. Цит. по: Абу ан-Наср, Фадль.Хизбалла: хакаик ва абад. Бейрут: Аш-Шарика аль-аламийа ли аль-китаб, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.