Реферат по предмету "Медицина"


Личностные особенности больных гипертонической болезнью

--PAGE_BREAK--Таблица 1

Схема построения эксперимента в группе больных гипертонической болезнью

Методы исследования

Возраст

Группа больных

Здоровые

Типологический опросник Г.Ю. Айзенка

25-75

15

15

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла

25-75

15

15

Диагностика уровня личностной фрустрации (Бойко)

25-75

15

15

Эмоциональное выгорание (Бойко)

25-75

15

15

Социальная дезадаптация Лири

25-75

15

15



Для статистической обработки результатов исследования использовалась статистический методы: сравнительный анализ по U критерию Манна-Уитни-Вилкоксона, качественный анализ.
2.2 Анализ и оценка результатов исследования больных с
гипертонической болезнью

Клинические методы исследования заключались в общеклиническом, кардиологическом и неврологическом осмотрах. Учитывались данные анамнеза, наследственность, перенесенные ранее и сопутствующие заболевания, частота нервных стрессов, вредные привычки, беременность, приверженность к лечению гипертонической болезни и контролю уровня артериального давления. Изучение состояния сердечно-сосудистой системы включало в себя контроль артериального давления.

Психологическое исследование включало в себя:

1. Выявление экстравсрсии-интроверсии, оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма);

2. Оценку индивидуально-психологических особенностей личности;

3. Выявление уровня личностной фрустрации и уровня проявления эмоционального выгорания;

4. Исследование механизмов социальной дезадаптации.

Важнейшей составляющей гипертонической болезни являются эмоциональные нарушения. В нашей работе оценивались особенности личности больных гипертонической болезнью с помощью следующих составляющих: экстраверсия-интроверсия (Опросник Айзенка), индивидуально-психологических особенностей личности (Опросник Кеттела), выявление уровня личностной фрустрации и уровня проявления эмоционального выгорания (Методики Бойко), исследование механизмов социальной дезадаптации (Методика Лири).

Типологический опросник Г.Ю. Айзенка (Опросник EPI). Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла.Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Диагностика уровня личностной фрустрации (Бойко). Методика направлена на эмоционально-отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, неудачи, утраты, крушением надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий.

Эмоциональное выгорание (Бойко). Измерение уровня проявления эмоционального выгорания – механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Социальная дезадаптация Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном«Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

На первом этапе испытуемые контрольной и основной групп прошли клиническое исследование.

Важным этапом нашего исследования являлось исследование анамнеза, позволяющее оценить роль факторов, принимающие наиболее значимое участие в формировании гипертонической болезни. Учитывались следующие показатели анамнеза: наследственность, перенесенные ранее и сопутствующие заболевания, частота нервных стрессов, вредные привычки, беременность, приверженность к лечению гипертонической болезни и контролю уровня артериального давления. Изучение состояния сердечно-сосудистой системы включало в себя контроль артериального давления.

По результатам данных сбора анамнеза были выявлены следующие показатели:
Таблица 2

Сравнительный анализ анамнестических данных здоровых и больных гипертонической болезнью

Группы

Наследствен ность

Перенесенные, сопутствующие заболевания

Нервные стрессы

Вредные привычки

Беременность

Приверженность к лечению болезни

Контроль уровня АД

Контрольная (здоровые)

4

26,8%

4

26,8%

7

46,9%

9

60,3%

1

6,7%

1

6,7%

2

13,4%

Основная (больные гипертонической болезнью)

6

40,2%

9

60,3%

12

80,4%

8

53,6%

2

13,4%

10

67%

15

100%




На основании данных таблицы построим график сравнительного анализа анамнестических данных здоровых и больных гипертонической болезнью


Сопоставление анамнестических данныхиспытуемых основной и контрольной групп установило достоверно более высокую степень стрессовой нагрузки. При статистической достоверности различий (p

При поступлении больных гипертонической болезнью в приемный покой больницы, у больных отмечались следующие показатели артериального давления.

График показателей АД в группе больных гипертонической болезнью.





Клиническая оценка степени тяжести заболевания

Степень тяжести заболевания

Проценты

Гипертоническая б-нь 1ст.

27,8

Гипертоническая б-нь 2 ст.

20,1

Гипертоническая б-нь 3 ст., риск 4.

53,6



Сопутствующие психовегетативные симптомы

Психовегетативные симптомы

Проценты

Астения

26,8

Головные боли

80,4

Психо-эмоциональное напряжение

53,6

Пониженное настроение

67

Депрессия

33,5



На втором этапе испытуемые контрольной и основной групп прошли психологическое исследование.


Таблица 3

Результаты исследования по типологическому опроснику Г.Ю. Айзенка (см. Приложение 1)

Группы

Экстраверсия-интроверсия

Эмоциональная стабильность-нестабильность (нейротизм)

экстраверты

интроверты

стабильность

нестабильность

Контрольная (здоровые)

10

67

5

33,5

9

60,3

6

40,2

Основная (больные гипертонической болезнью)

6

40,2

9

60,3

5

33,5

10

67



Результаты таблицы отразим графически


В результате тестирования контрольной и основной групп по методике Айзенка было выявлено, что в основной группе преобладают испытуемые с интровертируемым типом личности (60,3% при р


Таблица 4

Результаты исследования личности с помощью 16 — факторного

опросника Кеттела (форма С)

Контрольная группа (здоровые)

Статистический показатель

Шкалы



A

B

C

E

F

G

H

I

M

7,5

4,1

9,3

5,8

4,6

8,4

6,2

6,3

s

1,4

2,4

1,6

1,3

1,6

2,5

1,7

2,5

m

0,13

0,12

0,19

0,17

0,20

0,14

0,23

0,13



Статистический показатель

Шкалы



L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

M

4,1

6,6

5,7

5,8

7,6

6,0

8,3

4,8

s

1,4

2,5

2,5

2,0

2,0

2,0

1,1

2,1

m

0,139

0,16



0,13

0,17

0,14        

0,16

0,12        



0,22



В обеих таблицах M – среднее арифметическое; s — среднеквадратичное отклонение; m — ошибка репрезентативности.



Фактор

Шкальные оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Сырые» оценки

MD

0-1

2-3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

13-14

А

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

В



1-2

-

3

4

5

6

7

-

8

С

0-5

6

7

8

9

-

10

-

11

12

Е

0-2

3

4

5,

6

-

7

8

9-10

11-12

F

0-1

2

3

4

-

5

6

7-8

9

11-12

G

0-2

3-4

5

6-7

8

9

10

-

11

12

Н

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

I

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9-10

11

12

L

0-1

2

-

3

4

5

6

7

8-9

10-12

М

0-1

2

3-4

5

6

7-8

9

10

11

12

N



1

2-3

4

5

6-7

8

9-10

11

12

О

0-1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

11-12

Q,

0-2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12

Q2

0-1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

11-12

Q3

0-4

5

6

7

8

-

9

10

11

12

Q4



1

2

3

4

5-6

7

8-9

10

11-12



    продолжение
--PAGE_BREAK--Основная группа (больные гипертонической болезнью)

Статистический показатель

Шкалы



A

B

C

E

F

G

H

I

M

3,3

4,1

6,9

4,2

5,8

8,6

7,2

8,6

s

1,9

1,4

2,7

2,9

1,9

1,7

1,6

1,7

m

0,15

0,12

0,19

0,17

0,25

0,15

0,24

0,16



Статистический показатель

Шкалы



L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

M

3,8

6,9

5,3

7,4

6,6

5,6

6,1

7,0

s

2,7

1,5

2,6

1,7

1,9

1,8

1 5

2,1

m

0,15

0,16

0,15

0,18

0,15

0,18

0,14

0,24



В обеих таблицах M – среднее арифметическое; s — среднеквадратичное отклонение; m — ошибка репрезентативности.



Фактор


Шкальные оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Сырые» оценки

MD

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12-14

А

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

В



1

2

3

4

5

-

6

7

8

С

0-1

2

4

5-6

7

8

9

10

11

12

Е



1

2

3

4

5-7

8

9

10

11-12

F

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

11-12

G

0-4

5

-

7

-

8

9

10

11

12

Н

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

0-4

5

6

7

-

8

9-

10

11

12

L



1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

11-12

М

0-3

4

-

5

6

7

8

9

10

11-12

N



1

2

3

4-5

6-7

8

10

11

12

О

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Q1

0-2

3

4

5

6-7

8

9

10

11

12

Q2

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

11-12

Q3

0-2

3

4

-

5

6

7

8

9-10

11-12

Q4

0-2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12



Сравнивая полученные результаты между контрольной и основной группами, мы приходим к выводу, что для основной группы (больных гипертонической болезнью) характерны такие качества личности как Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир (Интроверсия); в характере проявляется мягкость, податливость. Эти особенности компенсируются в социальном поведении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга и ответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм; эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4, L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности, направленности на разрешение внутренних конфликтов; заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.




Таблица 5

Результаты диагностики уровня личностной фрустрации (Бойко)

(см. Приложение 3)

Группы

Уровень личностной фрустрации

в

%

с

%

н

%

Контрольная (здоровые)

3

20,1

4

26,8

8

53,6

Основная (больные гипертонической болезнью)

7

46,9

5

33,5

3

20,1



На основании результатов таблицы построим график.

Проанализировав полученные данные исследования можно сделать вывод, что больные гипертонической болезнью по сравнению со здоровыми испытуемыми имеют в большинстве высокий уровень личностной фрустрации.
Проверим наше предположение, используя U-критерий Манна-Уитни.

Контрольная

Основная

Суммированный ранг

Ранг

Ранг

значение

ранг

значение

ранг

1

2

2

2

3

4

4

4

5

6

6

7

10

10

11

1

3

3

3

5

7

7

7

9

10,5

10,5

12

13,5

13,5

15

3

3

4

5

7

8

9

9

10

10

10

11

11

12

12

1,5

1,5

3

4

5

6

7,5

7,5

10

10

10

12,5

12,5

13,5

13,5

1

2,5

2,5

5,5

5,5

5,5

5,5

8

9,5

9,5

11

13

13

13

15,5

15,5

17

19

19

19

21,5

21,5

23

24,5

24,5

27,5

27,5

27,5

27,5

30

2,5

2,5

5,5

5,5

5,5

8

9,5

9,5

11

13

13

15,5

15,5

17

Сумма: 134,5

5,5

13

19

19

19

21,5

21,5

23

24,5

24,5

27,5

27,5

27,5

27,5

30

Сумма: 303,5

Определить большую из двух Определить значение U-критерия Манна-Уитни по формуле:

N = n1 + n2, где n1 — количество единиц в первой выборке

n2 — количество единиц во второй выборке

Tx ранговых сумм, соответствующую выборке с nx единиц.



Так как вычисленное значение критерия меньше табличного, то различия между выборками признаются статистически значимыми. Таким образом, вывод о существовании различий подтверждается с помощью данного непараметрического метода.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпаргалка по Финансовому контролю и аудиту
Реферат Психология как наука 2 Методологические основы
Реферат География Татарстана
Реферат Древнейшая история трезубца из Джагфар Тарихи
Реферат Філософія Основні поняття
Реферат Площади многоугольников
Реферат Доказательства эволюции живой природы
Реферат Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)
Реферат Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе
Реферат Muhamad And The Spread Of Islam Essay
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУП Промышленновское ДРСУ
Реферат Політичний та соціально-економічний розвиток Чехії у 1990-2005 роках
Реферат Психическое здоровье населения и современные экологические, социокультуральные влияния
Реферат Анализ использования разговорной лексики в текстах песен группы "Sex Pistols"
Реферат Origin Of The Solor System Essay Research