Реферат по предмету "Медицина"


Зрительное утомление и борьба с ним

--PAGE_BREAK--
2.4 Радужная оболочка глаза


            Солнечные  очки  с  голубым  оттенком  изменяют  цвета,  которые  мы  видим,  но  голубые  глаза  этого  не  сделают.  Цвет  глаз  на  самом  деле  никак  не  влияет  на  качество  зрения.  Цвет  глаз,  как  правило,  передаётся  по  наследству  и  показывает,  сколько  окрашивающих  пигментов  содержит  радужная  оболочка.  Люди  с  голубыми  глазами  имеют  относительно  мало  пигментов  в  радужной  оболочке,  кареглазые,  наоборот,  много,  а  зелёноглазые — где-то  посередине.
2.5 Зрачок


            Несмотря  на  то,  что  зрачок  может  показаться  чёрной  точкой,  на  самом  деле — это  отверстие  в  центре  радужной  оболочки,  которое  позволяет  проникать  свету  внутрь  глаза.  Но  это  не  простое  отверстие.  Если  мы  войдём  в  тёмную  комнату,  зрачок  расширится,  увеличится.  А  если  выйти  на  яркий  свет,  зрачок  сузится,  станет  меньше.    Этот  рефлекс  зрачка  защищает  глаз  от  избыточного  попадания  света.  Это  можно  проверить,  если  встать  напротив  зеркала  и  направить  луч  света  в  один  глаз,  а  затем  посмотреть  на  второй  и  сравнить.  Изображения,  которые  поступают  в  глаз,  фокусируются  с  помощью  роговицы  и  хрусталика,  а  затем  проецируются  на  сетчатку.  Сетчатка  превращает  изображение  в  электрические  импульсы,  которые  по  глазным  нервам  передаются  в  мозг.  Тем  не  менее  свет  не  единственное,  за  что отвечает  зрачок.  Когда  мы  видим  то,  что  нам  нравится,  зрачок  независимо  от  количества  света,  может  увеличиться  на  45 %.   Окулист  светит  лучом  в  каждый  зрачок,  чтобы  убедиться,  что  они  одинакового  размера  и  что  они  сужаются  от  света.  Так  как  этот  рефлекс  контролируется  нервами,  которые  соединяют  заднюю  часть  глаза  с  задней  частью  мозга,  неравные  размеры  зрачков  могут  свидетельствовать  о  параличе,  мозговой  опухоли,  контузии  или  неврологической  инфекции.
2.6 Сосудистая оболочка и ресничное тело


            И  сосудистая  оболочка,  и  ресничное  тело  являются  пигментированной  тканью,  связанной  с  радужной  оболочкой.  Их  можно  увидеть  толь  с  помощью  специального  оборудования.  Ресничное  тело  производит  жидкость,  называемую  водянистой  влагой,  которая  циркулирует  по  глазу.  Это  обеспечивает  питание  внутри  глаза  и  давление,  поддерживающее  глаз  в  его  нормальной  форме.  Если  будет  произведено  слишком  много  жидкости  или  если  жидкость  не  будет  откачана  из  глаза,  то  разовьётся  состояние  повышенного  глазного  давления,  известное  как  глаукома.  Сосудистая  оболочка  располагается  между  склерой  и  сетчаткой  и  с  помощью  множества  тонких  кровяных  сосудов  обеспечивает  питание  сетчатке.  Она  берёт  энергию  из  фотохимического  процесса,  происходящего  внутри   самой  сетчатки.  Иногда  сосудистая  оболочка  и  другие  пигментированные  ткани  внутри  глаза  могут  воспалятся,  что  приводит  к  глазной  проблеме,  известной  как  увейтис.
2.7 Хрусталик


            Обычно  называемый  просто  хрусталиком,  глазной  хрусталик  расположен  сразу  за  зрачком,  там  где  он  крепится  к  ресничному  телу  с  помощью  маленьких  волокон.  Он  находится  в  эластичной  капсуле,  которая  может  растягиваться,  делая  хрусталик  тоньше  или  толще.  Когда  хрусталик  становится  тоньше,  значит,  глаз  становится  сильней  и  может  фокусироваться  на  близких  предметах,  например,  на  мелком  шрифте  книги.  Эта  дополнительная  фокусирующая  сила  называется  аккомодацией. Но  гибкость,  обеспечивающая  аккомодацию,  утрачивается  с  годами,  и  вскоре  могут  понадобиться  очки.
2.8 Стекловидное тело глаза
Стекловидное  тело  глаза  является  прозрачной  желеобразной  субстанцией,  которая  заполняет  большую  полость  ( 2/3 задней  стороны  глаза ).  Это  обеспечивает  глаз  поддержкой  и  питанием,  но  может  создавать  и  проблемы.  Иногда  частицы  стекловидного  тела  попадают  внутрь  глаза.  Это  вызывает  появление  пятен — одной из  наиболее  распространённых  глазных  неприятностей.  Гораздо  серьёзней,  когда  нить  этого  эластичного  вещества  попадает  в  сетчатку.  Если  нить  стекловидного  тела  сожмётся,  это  может  повредить  нежную  сетчатку,  оставив  на  ней  порез,  привести  к  расслоению  сетчатки  и  как  следствие  потере  зрения. 
2.9 Сетчатка

            Находясь  на  внутренней  поверхности  задней  части  глаза,  сетчатка  состоит  из  светочувствительных рецепторных  ячеек — палочек  и  колбочек,  которые  содержат  светочувствительную  субстанцию — родоспин.  Когда  свет  достигает  глаза  и  раздражает  светорецепторы,  форма  отображается  на  сетчатке.  Именно  она  потом  обрабатывается  головным  мозгом  как  видимое  изображение.  Палочки  отвечают  за  ночное  зрение,  а  колбочки — за  дневное  и  цветное  зрение.  Пигментированный  эпителий  сетчатки — одинарный  слой  клеток,  который  играет  чрезвычайно  важную  роль  в  зрении,  т.к.  он  обрабатывает  входящие  лучи  света.  Этот  слой  клеток  поглощает  свет,  соприкасающийся  с  палочками  и  колбочками,  сохраняет  и  перерабатывает  витамин  «А»    и  поглощает  ненужные  частицы  палочек  и  колбочек.  Эпителий  находится  на  прозрачной  мембране,  называемой  мембраной  Брача,  которая  отделяет  её  от  сосудистой  оболочки.  Она  же  обеспечивает  светочувствительные рецепторы  эпителия  кислородом  и  другим  необходимым  питанием.
2.10 Глазной нерв

            Глазной  нерв — это  то,  что  позволяет  головному  узнать,  что  видят  глаза.  Глазной  нерв  состоит  приблизительно  изтт1,2  миллиона  отдельных  каналов  или  нервных  волокон.  Если  хоть  одно  из  этих  волокон  будет  повреждено,  зрение  также  будет  повреждено.  Глазной  неврит  — это  состояние,  при  котором  глазной  нерв  воспалён  или  опух.  Когда  это  происходит,  человек  страдает  от  расплывчатого  или  двойного  зрения,  головных  болей  или  неотчётливости  зрения,  как  будто  кто-то  уменьшил  яркость  и  убрал  цвета  со  всего,  что  он  видит.  К  счастью  оптический  неврит  обычно  проходит  сам.
2.11 Окулярные мускулы
            Окулярные  мускулы  позволяют  глазу  двигаться  и  внимательно  смотреть  в  любом  направлении.  Различных  мускул,  прикреплённых  к  склере  каждого  глаза,  всего  шесть.  Они контролируются  и  координируются  нервами,  выходящими  из  головного  мозга.  Иногда  неправильное  соединение нерва  затрудняет  или  делает  невозможным  синхронное  движение  глаз.  В  результате — болезнь  под  названием  « косоглазие »,  когда  кажется,  что  один  глаз  « повёрнут »  внутрь  или  наружу,  вверх  или  вниз.  Этим  страдают  приблизительно  3%  детей.  Но  если  сразу  начать  лечение,  то  больному  глазу  можно  вернуть  нормальное  зрение.  Когда  обнаруживается  косоглазие,  ребёнка  нужно  основательно  обследовать,  чтобы  выявить  причину  дефекта  глаза.  Довольно  часто  помогают  решить  проблему  очки.  Закрытие  сильного  глаза  может  усилить  слабый  или  « ленивый »  глаз.  Иногда,  для того  чтобы  усилить  глаза  и  заставить  их  работать  синхронно,  может  помочь  хирургическое  вмешательство.
2.12 Слезная Железа

            Расположена  под  костным  ободком  над  глазом  слёзная  железа  вырабатывает  слёзы,  которые  омывают  поверхность  глаза.  Слёзы  распределяются  равномерно  по  поверхности  глаза  с  помощью  век,  а  затем  собираются  во  внутреннем  углу.  Они  стекают  через  маленькие  отверстия  на  краю  века.  Оттуда  они  попадают  в  мешочек  и  проток — длинную  трубку,  соединяющую  внутренний  угол  глазной  впадины  и  внутреннюю  сторону  носа.  Это  соединение  объясняет  неприятный  вкус  в  горле,  если  закапать  капли  в  глаза.
3. Мышечный аппарат глаза
Природа  создала  глаз  шарообразным.  Поэтому  он  может  легко  вращаться  вокруг  трёх  осей :  вертикальной ( верх — низ ),  горизонтальной ( влево — вправо )  и оптической  оси  глаза.  Вокруг  глаза  расположены  три  пары  глазодвигательных  мышц,  которые  и  поворачивают  глаз.  Сами  мышцы  управляются  сигналами,  поступающими  из  мозга.

Глазодвигательные  мышцы, — пожалуй,  самые  быстродействующие  в  организме  человека.  Осматривая  что — либо,  глаза  перемещаются  скачкообразно,  совершая  до  120  скачков  в  минуту,  причём  длительность  одного  скачка  составляет  всего  лишь  несколько  сотых  долей  секунды.  Помимо  таких  скачков  глаз  непрерывно  совершает  небольшие,  но  очень  быстрые  колебания.  Они  крайне  важны  для  самого  глаза,  особенно  при  рассмотрении  мелких  предметов.  Как  только  пристальное  рассматривание  прекращается,  исчезают  и  сами  колебания.

Глазодвигательные  мышцы  имеют  ещё  одну  двигательную  функцию — они  помогают  хрусталику  глаза  фокусировать  изображение  на  сетчатке,  когда  предметы  находятся  на  разном  от  глаз  расстоянии.  Мышцы  слегка  « растягивают »  или  «сжимают»  глазное  яблоко,  перемещая  тем  самым  сетчатку  глаза,  удаляя  или  приближая  её  к  хрусталику.  С  самим  же  хрусталиком  « работает »  цилиарная  мышца. 

В  человеческом  глазу  происходит  явление — фокусировки  изображения  на  сетчатке,  называемое  аккомодацией.  Но  осуществляется  оно  не  передвижением  хрусталика,  а  уменьшением  или  увеличением  его  преломляющей  силы,  благодаря  изменению  кривизны  самого  хрусталика.  Главная  роль  в  этом  процессе  принадлежит  упомянутой  раньше  цилиарной  мышце,  расположенной  вокруг  хрусталика.

Аккомодация  глаза — важнейший  регулятор  функции  зрения,  но  с  возрастом  сила  аккомодации  постепенно  падает,  так  как  сам  хрусталик  становится  менее  эластичным.  Возникает  явление — старческая  дальнозоркость.   В  связи  с  ослаблением  аккомодации  человек  стремится  отодвинуть  книгу  или  газету  от  глаз ( чтобы  облегчить  работу  цилиарных  мышц )  или  прибегает  к  помощи  очков  с  выпуклыми  линзами.  В  противоположность  этому  при  близорукости ( по  причине  удлинения  продольной  оси  глаза  и  слабости  цилиарной  мышцы )  изображения  предметов  фокусируются  не  на  самой  сетчатке,  а  перед  ней.  Вот  поэтому  близорукие  люди  стараются  всё  приблизить  к  глазам :  они  пользуются  очками  с  вогнутыми  линзами  для  уменьшения  преломления  силы  хрусталика.

Из  всего  этого  следует,  насколько  важно  тренировать  цилиарные, а  также  окружающие  глаз  мышцы,  сохранять  их  от  преждевременного  ослабления.

Способность  глаза  к  аккомодации  исследуют  с  помощью  глазной  эргографии,  позволяющей  точно  определить  степень  зрительного  утомления.


    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Упражнения для глаз

        Ещё  в  древние  гимнастические  системы  входили  упражнения  в  виде  разнообразных  движений  глазами,  активирующее  кровообращение  в  области  глаз  и  мозга.  После  этих  упражнений  люди  чувствовали  себя  значительно  бодрее.  В  основе  такого  положительного  эффекта — определённые  функциональные  связи  между  глазодвигательным  нервом  и  нервными  клетками  сосудов  мозга.  Эти  упражнения  помогают  укрепить  и  окологлазные  мышцы,  сохранить  упругость  кожи  век,  задержать  её  старение.

История  разработки  специалистами  упражнений  для  глаз  началась  с    предложений  украинского  офтальмолога,  профессора  А.Б. Дальшевского.  По  его  предложению,  с 1946  года  стали  внедряться  в  практику  ежедневные  упражнения  ( по  15 — 20 минут )  с  вогнутыми  линзами.  Упражнения  производились  как  на  одном  глазу,  так  и  на  обоих  поочерёдно.  Но  сегодня  эти  тренировочные  упражнения  с  линзами,  проводят  обычно  в  специализированных  кабинетах,  под  руководством  врача.  Профессор Аветисов  и  его  сотрудники  предложили  для  тренировки  использовать  минусовые  и  плюсовые  линзы,  что  позволяет  осуществить  принцип  физиологического  « массажа »  мышцы.  Применяется  дозированное  воздействие  на  аппарат  аккомодации,  не  превышающее  предельно — допустимых  нагрузок.
5. Видеотренажеры

            Видеотренажёры — это  особый  класс  новых  технических  устройств  и  средств  для  тренировки  основных  зрительных  функций  человека — остроты  зрения,  поля  зрения, цветового  чувства,  глазомера  и  т.д.  К  этому  классу  можно  отнести  и  устройства  для  тренировки  около  глазных  мышц.  Все  эти  устройства  помогают  противостоять  гиподинамии,  стимулируют  кровообращение  в  области  глаза  и  мозга.

            На  кафедре  биомеханики  Московского  областного  государственного института  физической  культуры  создали  специальные  тренажёры  для  цилиарных  мышц.  Устройства  содержат  слабые  оптические  линзы  между  глазом  человека  и  текстом. Линзы  автоматически  меняются  с   отрицательных ( вогнутых )  на  положительные  (выпуклые)  и  тем  самым  облегчают  или  затрудняют  процесс  чтения,  заставляя  то  расслабляться,  то  напротив  сокращаться  цилиарные  мышцы  глаз.  Этот  своеобразный « оптический  массаж »  внутриглазных  мышц  предотвращает  прогрессирование  как  близорукости,  так  и  дальнозоркости.  Полезны  эти  упражнения  и  для  здоровых  глаз.

            Разработан  так же  тренажёр  глазомера — прибор,  предназначенный  для  обострения  способности  быстро  оценивать  расстояние  до  предмета.  Тренажёры  для  глаз  можно  придумывать  и  самим,  используя  подручные  средства.  Например,  для  развития  цветового  восприятия  можно  применять  перебирание  цветных  ниток.  Это  даёт  снижение  общего  и  мозгового  утомления.

            А  для  улучшения  центрального  зрения  и  выработки  навыков  периферического  поля  зрения  используют  таблицы  Шульца.   Таблица  Шульца — это  квадраты  размером 20 х 20 см,  разделённые  на  25 частей,  в   каждую  из  которых  вписано  число  от 1  до  25  в  произвольном  порядке ( рис. 5.1).  Упражнение  состоит  в  том,  чтобы  показать  карандашом  или  отметить  про  себя  расположение  цифр   по  порядку  натурального  ряда,  не  перемещая  взгляда  за  пределы  центральной  клетки  таблицы.

                                   



2



17

23

14

8



10



21

11

20

1



15



6

3

5

16



9



4

19

24

12

13

18

25

22

7

Рис. 5.1 – Таблица  Шульца  для  развития  периферического  зрения.
Необходимо  фиксировать  взор  на  центральной  цифре (3)  и  стараться  не  смотреть  вбок,  различать  цифры,  находящиеся  вокруг.

            Среднее  время  выполнения  задания  обычно  около  минуты,  цель  же  упражнения — добиться  считывания  таблицы  за  25  секунд.  Чтобы  исключить  запоминание  расположенных  чисел  в  таблице,  используют  комплект  из  10 таблиц  с  различным  расположением  чисел  в  каждой  таблице,  и  меняют  их  при  выполнении  упражнения. 

            Следующее  упражнение  с  использованием  числовых  пирамид.  Числовая  пирамида  состоит  из  двух  равномерно  расходящихся  сверху  вниз  рядов  случайных  двузначных  чисел  и  посредине  ряда — с  последовательными  числами.  Каждое  из  них  нумерует  пару  равноудалённых  чисел  расходящихся  рядов.  Упражнение  заключается  в  том,  чтобы,  фиксируя  взгляд  на  числах  среднего  ряда,  распознавать  цифры,  расположенные  по  краям. ( рис.  5.2 )
      6                                       1                           39

                      27                               2                               38

                    15                                 3                                 73

                  26                                   4                                   11

                17                                     5                                      16

              18                              6                                        12

            19                                         7                                          11

          40                                           8                                              86

        79                                             9                                                98

     85                                                10                                                16

   95                                                  11                                                  73

 16                                                    12                                                     18
                        Рис. 5.2 – Числовая  пирамида  для  развития  периферического  зрения.
Смотреть  сверху  вниз  вдоль  центральной  строки,  стараться  различать  боковые  ифры,  не  глядя  на  них.
6. Методика доктора Корбет
          Очень  интересна,  но  не достаточна  известна,  методика  тренировки  и  восстановления  зрения,  разработанная английским  доктором  М. Корбетт.  В  её  основу  положены  принципы  расслабления  внутриглазных  и  окологлазных  мышц,  резко  напряженных  в  результате  больших  зрительных  нагрузок,  характерных  для  наших  дней. Вот  некоторые  рекомендации.
            Главные  принципы :
1.         Зрение  может  быть,  бесспорно  улучшено.
2.         Перенапряжение  изнуряет  глаза  и  нарушает  зрение.

3.         Глаза  должны  мигать  часто  и  быстро. Они  становятся  неподвижными,  когда  устают.

                                                                                                                                             4.            Расстояние  между  роговой  оболочкой  спереди  и  сетчаткой — сзади  до  некоторой  степени  изменяемо  за  счёт  сокращения  наружных  мышц  глазного  яблока.
5.         Так же,  как  костыли  приводят  к  атрофии  мышц  ног,  так  и  привязанность  к  очкам  способствует  увеличению  вялости  глазных  мышц.
Считается,  что  мышцы,  окружающие  глазное  яблоко,  не  толь  обеспечивают  движение  самого  глаза,  но  и  могут  влиять  на  продольный  размер  оси  глаза.  Поэтому,  путём  специальных  тренировочных упражнений  в  принципе  можно  добиться  того же  эффекта,  который  дают  очки,  приближая  или  отдаляя  фокус  к  сетчатке  при  близорукости  или  дальнозоркости.  Автор  даёт  следующие  практические  рекомендации :
·        Нельзя  держать  книгу  при  чтении  на  груди  или  коленях.  В  этом  положении  шейные  позвонки  чрезмерно  согнуты  вперёд,  сонные  артерии  несколько  сплющены ;  это  затрудняет  кровообращение,  гортань  сжимается,  и  в  результате  уменьшается  глубина  дыхания.
·        Благотворное  действие  производит  варьирование  расстояния  от   глаза  до  книги:  придвигая  ли  отодвигая  стул,  на  котором  сидите,  откидываясь  его  спинку  или  выпрямляясь,  позвольте  себе  действовать  при  этом  инстинктивно,  подобно  тому,  как  вы  вытягиваете  ноги,  чтобы  избежать  онемения  мышц.
·        Многие  считают,  что  чтение,  лёжа  в  постели  до  погружения  в  сон,  совершенно  безвредно.  Тем,  кто  засыпает  подобным  образом,  следует  помнить,  что  если  глаза  после  внезапного  прекращения  чтения  ещё  не  успели  сбросить  вызванное  напряжение,  к  хорошему  это  не  приводит.

7. Пальминг и другие панацеи
            Среди   окулистов  так же,  как  и  среди  специалистов  других  разделов  медицины,  есть  сторонники  новых  методов  лечения.  Поиск  новых  путей  способствует  развитию  любой  науки.

            К  примеру,  процесс,  известный  под  названием  « палминг »,  на  самом  деле  всего  лишь  способ  расслабиться,  прикрыв  глаза  ладонью,  который  по  английски  называется   PALM.  Так  лучше  всего  избавиться  от  напряжения.           

Наши  ладони  представляют  превосходный инструмент  для  защиты  глаз.  Действительно,  если  соединить  пальцы  рук  в  центре  лба,  то  ладони  как  раз  накроют  глазные  впадины.  Полностью  преграждая  доступ  свету,  они  при  этом  не  будут  сжимать  глазные  яблоки  и  оставляют — за  счёт  вогнутости  кисти  — возможность  свободно  двигать  веками.  Такое  искусственное  затемнение  ускоряет  процесс  расслабления  мышц  и  улучшает  кровообращение.  Двухминутный  пальминг  настолько  полно  восстанавливает  свойство  сетчатки,  что  зачастую  возникает  иллюзия  появления  дополнительного  источника  естественного  и  электрического  освещения.  При  правильном  пальминге  края  ладони  должны  лишь  слегка  касаться  носа,  чтобы  не  стеснять  дыхание,  а  большие  пальцы — спокойно  лежат  на  височно-скуловой  части  лица.  Чтобы  не  напрягать  руки,  надо  сначала  при  пальминге  опираться  на  локти,  сидя  за  столом.  Высота  стула  подбирается  так,  чтобы  лоб  оказался  на  уровне  пальцев  согнутых  рук,  а  весь  позвоночник  был бы  выпрямлен.  При  выполнении  пальминга  лёжа  нужно  подкладывать  под  каждый  локоть  подушку.

Другой  метод  называется  « свеинг »  или   « swaying »,  который  заключается  в  ритмичном  покачивании   всем  телом  из  стороны  в  сторону  с  закрытыми  глазами.  По  утверждению некоторых  специалистов,  этот  метод  также  лечит  глаукому.

« Зуминг »   или  « свечка » ,  ещё  один  метод,  согласно  которому  надо  поднять  перед  глазами  большой  палец  и  поочерёдно  смотреть  то  на  него,  то  на  горизонт,  устремляясь  взором  как  можно  дальше  в  течение  нескольких  секунд.

« Шифтинг » ,  или    « перемещение »,  -  ещё  одно  упражнение,  которое  называется    « разминкой  для  глаз ».  Не  напрягаясь,  посмотрите  вправо,  влево,   вверх  и   вниз,  затем  повращайте  глазами  и  повторите  упражнение  ещё  несколько  раз.

Палминг  и  свеинг  -  прекрасные  расслабляющие  упражнения,  а   зуминг  и   шифтинг   улучшают  способность  быстро   фокусировать  взгляд.
8. Зрительное утомление и борьба с ним
Повышенной  нагрузкой  на  зрительную  систему  и  процессы  внимания  характеризуются  многие  виды  производственной  и  научной  деятельности.  В  сочетании  с  гиподинамией,  нервно — эмоциональным  напряжением,  длительным  сохранением  неоптимальной  основной  рабочей  позы  приводит  к  развитию  зрительного  и  общего  утомления  и  понижению  работоспособности.

            В  профилактике  общего  и  зрительного  утомления  у  представителей  ряда  профессий  важная  роль  принадлежит  обеспечению  зрительного  комфорта.  Сюда  относятся  общая  освещённость,  окраска  помещений,  распределение  световых  проёмов  и  т.д.  Цель  всего  этого -  создание  привычного,  мягкого  распределения  освещённости  на  периферии  сетчатки,  обеспечивающего  оптимальное  функционирование  её  центральной  зоны.  Поскольку  речь  идёт  о  центральном  зрении,  яркость  фона  не  должна  быть  чрезмерно  высокой,  контраст  деталей  с  фоном,  напротив,  должен  быть  максимальным;  близкие  источники  света  категорически  исключаются.  Что  касается  систем,  обеспечивающих  зрение  вблизи  ( аккомодации  и  конвергенции ),  то  они  должны  быть  ни  максимально  напряжены,  ни  максимально  расслаблены.  Зона  комфорта  лежит,  вероятно,  в  пределах  1-3 диоптрий,  т.е.  оптимальное  расположение  объектов  трудового  процесса  на  расстоянии  30-100 см  от  глаз. 

Здесь  уместно  отметить  два  момента.
Первый :

            В  реальной  жизни  оптимальные  режим  и  условия  труда  практически  ещё  нигде  не  достигнуты.
Второй :

            Если  максимально  приближаться  к  оптимальному  уровню,  возможны  их  нарушения  по  причинам  как  объективным,  так  и  субъективным.  А  это  значит,  продолжая работы  по  оптимизации  условий  и  режимов  труда,  необходимо  позаботиться  об  использовании  на  производствах  профилактических  и  реабилитационных  мер. 

            При  составлении   цеховых  мероприятий  должны  быть  учтены  регламентированные  перерывы,  во  время  которых  производится  производственная  гимнастика.  Она  состоит  из  общеукрепляющих  и  специальных  упражнений  для  глаз.  В  основу  последних  должны  быть  положены  принципы  тренировки  и  релаксации  аккомодации,  а  также  манипуляции,  улучшающих  кровоснабжение  глаз.  Комплекс  общеукрепляющих  упражнений  включает : 
ü      упражнения  для  улучшения  работы  сердечно — сосудистой  и  дыхательной  системы ;
ü      упражнения  для  мышц  туловища,  рук,  ног ;
ü      упражнения  для  релаксации  локальных  мышц  кисти,  шеи ;
ü      вибрационную  и  дыхательную  гимнастику ;
ü      упражнения  на  совершенствование  движений,  координации  и  на  внимание.
Всего  рекомендуется  3 — 4  перерыва,  в  зависимости  от  специальности  рабочих  с

5 — 10 минутным  комплексом  из  7 — 8  упражнений ;  общая  продолжительность  перерывов  до  20 — 30  минут ;  интервалы  между  занятиями  1,5 — 2  часа.

            Перед  началом  работы  должна  проводиться  вводная  гимнастика,  направленная  на  коррекцию  функционального  состояния  работающих  и  ускорения  врабатывания.  Две  физкультурные  паузы — до  и  после  обеденного  перерыва — проводятся  на  фоне  накопленного  утомления  с  включением  элементов  расслабления  и  напряжения  мышц.  Последний  сеанс  проводят  за  час  до  окончания  работы,  когда  снижается  активность  у  большинства  рабочих,  а  физкультурный  комплекс  направлен  на  релаксацию  и  снятие  напряжения  переутомлённых  мышечных  групп.
9. Полный комплекс производственной гимнастики

Этот  комплекс  упражнений  предложен  для  применения  институтом  глазных   болезней  им.  Г. Гельмгольца.  Каждое  из  описанных  упражнений  обладает  избирательным  действием  на  двигательные  реакции  глаз.  Из  этих  упражнений  составляются  комплексы,  предназначенные  для  определённых  видов  зрительной  деятельности :

-  для  тех,  чья  работа  связана  с  длительным  рассмотрением  близкого  расположенных  мелких  объектов ( корректоры,  счётные  работники,  операторы  электронных  устройств,  станочники,  обрабатывающие  мелкие  детали,  сортировщики  этих  деталей ;

-   водителям  транспортных  средств,  операторам  пультов  управления  и  другим  специалистам,  работа  которых  сопровождается  частым  перемещением  взгляда  и  слежением  за  меняющейся  обстановкой ;

-  тем,  кто  пользуется  во  время  работы  оптическими  приборами ( микро-скописты,  часовщики,  микромонтажники,  гравёры ) ;

-   работникам,  которым  приходится  постоянно  оценивать  расстояние ( маши-нисты  башенных  кранов,  монтажники — высотники ) ;

Комплекс  производственной  гимнастики  занимает  3 — 5 минут.  Его  следует  выполнять  через  каждые  2 — 2,5 часа  работы.  Помимо  того,  целесообразно  проводить  гимнастику  для  глаз  в  течение  2 — 4 минут  и  перед  работой.  При  наличии  тех  или  иных  заболеваний  глах,  прежде  чем  приступить  к  выполнению  упражнений,  обязательно  нужно  посоветоваться  с  глазным  врачом.
1.         Исходное  положение  — сидя.

v     крепко  зажмурить  глаза  на  3 — 5  секунд ;

v     открыть  глаза  на  3 — 5  секунд ;

Повторить  6 — 8 раз.  Упражнение  укрепляет  мышцы  век,  способствует  улучшению  кровообращения  и  расслаблению  мышц  глаз.


2.         Исходное  положение  — сидя.

v     быстрое  моргание  в  течение  1 — 2  минут ;

Способствует улучшению  кровообращения.
3.         Исходное  положение  — стоя.

v     смотреть  прямо  перед  собой   2 — 3  секунды ;

v     поставить  палец  руки  на расстоянии  25 — 30 см  от  глаз;

v     перевести  взор  на  кончик  пальца  и  смотреть  на  него 3 — 5 секунд ;

v     опустить  руку ;

Повторять  10 — 12 раз.


4.         Исходное  положение  — сидя.

v     закрыть  веки ;

v     массировать  их  с  помощью  круговых  движений  пальцев  ( верхнее  веко — от  носа  к  наружному  краю  глаза,  нижнее  веко — от  наружного  края  к  носу,  затем  наоборот ) ;

Повторять  1  минуту.  Упражнение  расслабляет  мышцы  и улучшает  кровообращение.


5.         Исходное  положение  — стоя.

v     поставить  палец правой  руки  по  средней  линии  лица  на  расстоянии  25 — 30 см  от  глаз;

v     смотреть  двумя глазами  на конец  пальца   3 — 5  секунд ;

v     прикрыть  ладонью  левой  руки  левый  глаз  на  3 — 5 секунд ;

v     убрать  ладонь, смотреть  двумя  глазами  на  конец  пальца 3 — 5 секунд;

v     поставить  палец  левой  руки  по  средней  линии  лица  на  расстоянии  25 — 30 см  от  глаз ;

v     смотреть  двумя  глазами  на  конец  пальца  3 — 5 секунд

v     прикрыть  ладонью  правой  руки  глаз  на  3 — 5 секунд ;

v     убрать  ладонь,  смотреть  двумя  глазами  на  конец  пальца  3 — 5 секунд ;

Повторять  5 — 6 раз.  Способствует  объединённой  работе  обоих  глаз.


6.         Исходное  положение  — стоя,  голова  неподвижна

v     отвести  правую  полусогнутую  руку  в  сторону;

v     медленно  передвигать  палец  справа  налево  и  следить  глазами  за  пальцем ;

v     то  же  в  обратную  сторону ;

Повторять  10 — 12 раз.  Укрепляет  мышцы   глаз  и  совершенствует   их  коорди-

нацию  в  горизонтальной  плоскости.


7.         Исходное  положение  — сидя.

v     тремя  пальцами  каждой  руки  легко  нажать  на  верхнее  веко  соответствующего  глаза ;

v     спустя  1 — 2 секунды  снять  пальцы  с  век ;

Повторять  3 — 4 раза.  Улучшает  циркуляцию  внутриглазной  жидкости ; 


8.         Исходное  положение  — сидя.

v     смотреть  вдаль  перед  собой  прямо  2 — 3 секунды ;

v      перевести  взгляд  на  кончик  носа  на  3 — 5 секунд ;

Повторять  6 — 8 раз.  Развивает  способность  длительно  удерживать  взгляд  на   

близких  предметах.


9.         Исходное  положение  — стоя,  голова  неподвижна.

v     поднять   правую  полусогнутую  руку  вверх ;

v     медленно  передвигать  палец  сверху  вниз  и  следить  за  ним  глазами ;

v     то  же  при  движении  пальца  снизу  вверх ;

Повторять  10 — 12 раз.  Укрепляет  мышцы   глаз  и  совершенствует   их  коорди-

нацию  в  вертикальной  плоскости.


10.       Исходное  положение  — сидя,  голова  неподвижна.

v     вытянуть   правую  полусогнутую  руку  вперёд  и  вправо ;

v     производить  рукой  на  расстоянии  40 — 50 см  от  глаз  медленные  круговые  движения  по  часовой  стрелке  и  следить  при  этом  глазами  за  кончиком  пальца ;

v     вытянуть   левую  полусогнутую  руку  вперёд  и  влево ;

v     производить  рукой  на  расстоянии  40 — 50 см  от  глаз  медленные  круговые  движения  против  часовой  стрелке  и  следить  при  этом  глазами  за  кончиком  пальца ;

Повторять  3 — 6 раз.  Развивает  координацию  сложных  движений  глаз  и  способствует  укреплению  вестибулярного  аппарата.


11.       Исходное  положение  — стоя,  голова  неподвижна.

v     поднять   глаза  вверх ;

v     опустить  их  книзу ;

v     повернуть  глаза  в  правую  сторону ;

v     то  же  в  левую  сторону ;

Повторять  6 — 8 раз.  Совершенствует  сложные  движения  глаз.


12.       Исходное  положение  — сидя,  голова  неподвижна.

v     поднять   глаза  вверх ;

v     сделать  ими  круговые  движения  по  часовой  стрелке ;

v     сделать   круговые  движения  против   часовой  стрелке ;

Повторять  3 — 6 раз.  Способствует  развитию  сложных  движений  глаз  и  повышает  устойчивость  вестибулярных  реакций.


13.       Исходное  положение  — сидя,  глаза  закрыты,  голова  неподвижна.

v     поднять   глаза  вверх ;

v     опустить  их  книзу ;

v     повернуть  глаза  в  правую  сторону ;

v      то  же  в  левую  сторону ;

Повторять  6 — 8 раз.  Развивает  способность  глазных  мышц  к  статическому  напряжению.

14.       Исходное  положение  — стоя,  ноги  на  ширине  плеч.

v     опустить  голову,  посмотреть  на  носок  левой  ноги ;

v     поднять  голову,  посмотреть  в  правый  верхний  угол  комнаты ;

Повторять  3 — 4 раз.  Способствует  улучшению  координации  движения  глаз  и  головы.


15.       Исходное  положение  — стоя.

v     руки  вперёд  на  ширину  плеч,  ладони  вниз  и держать  на  уровне  глаз;

v     посмотреть  в  правый  верхний  угол  комнаты ;

v     перевести  взгляд  на  концы  пальцев  левой  руки ;

v     посмотреть  в  левый  верхний  угол  комнаты ;

v     перевести  взгляд  на  концы  пальцев  правой  руки ;


Повторять  3 — 4 раз.  Развивает  сложные  координационные  движения  глаз.


16.       Исходное  положение  — стоя.

v     смотреть  вдаль ( стену,  дом,  дерево );

v     мысленно  разделить  расстояние  до  стены  на  две  равные  части,  наметить  соответствующую  точку  и  перевести  взгляд  на  эту  точку ;

v     мысленно  разделить  расстояние  до  точки  пополам,  наметить  вторую  точку  и  перевести  на  неё  взгляд ;

v     мысленно  разделить  расстояние  до  второй  точки  пополам,  наметить  третью  точку  и  перевести  на  неё  взгляд ;

Повторять  8 — 10 раз.  Развивает  способность  к  оценке  расстояний  и  координирует  работу  внутренних  и  наружных  мышц  глаза.


10. Другие виды упражнений и точечный массаж

   

К   комплексу  производственной  гимнастики  можно  добавить  и  комплекс  гигиенической  гимнастики,  с   включением   специальных   упражнений  для  глаз.  Этот  комплекс  в  течение  минуты  поможет  восстановить  работоспособность  и  создаст  хорошее  настроение.  Каждое  упражнение  длится  в  среднем  не  более  8  секунд.

Существует  также  и  психофизическая  тренировка,  которая  является  ценным  дополнением    к    упражнениям    для    глаз,   разработанная    учёным    психотерапевтом 

К.В. Динейкой.

            Нашёл  применение  и  восстановительный  массаж  в  профилактике  зрительного  и  общего  утомления,  связанного  со  значительным  напряжением.  Наблюдая  и  анализируя  биомеханику  трудовых  процессов,  было  предложено  применять  сочетание  элементов  классического  массажа  с  точечным.  Такая  процедура  может  проводиться  в  форме  самомассажа  непосредственно  на  рабочем  месте.  Интенсивность  массажа  подбирается  индивидуально  и  зависит  от  общего  самочувствия.  Массируется  волосистая  часть  головы,  лицо,  надплечья.  Применяются  приёмы  поглаживания,  растирания,  выжимания  и  разминания,  а  также  давление  и  вибрация.

В  основе  точечного  массажа   лежит  механическое  воздействие  пальцами  на  биологически — активные  точки ( БАД ),  имеющие  рефлекторную  связь  с  различными  внутренними  органами  и  системами.  Эффективность  точечного  массажа  во  многом  зависит  от  силы  и  интенсивности  воздействия  на  БАД.  Сильное  и  продолжительное  надавливание  действует  успокаивающе,  а  слабое  и  короткое — возбуждающе.  Продолжительность  воздействия  на  одну  точку  не  должна  превышать  1,5 минуты.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.