Реферат по предмету "Медицина"


Гигиена личных вещей хирургического больного. Гигиена передач и посещений

МИНИСТЕРСТВОЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ПЕРМСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА общей хирургии
общий уход за больными вклинике хирургических болезней
Р е ф е р а т
Тема: Гигиена личных вещей хирургического больного.
Гигиена передач и посещений.
                                  Рефератподготовила студентка 2 курса
                                    лечебногофакультета
                                  ОвечкинаО.А., группа 212
                              Реферат проверил:
                                преподаватель СамарцевВ.А.
г. ПЕРМЬ – 2003г.
Содержание:
1. Принципы гигиены личных вещей хирургическогобольного.
2.  Основныевиды личных вещей хирургического больного.
3. Основания к запрещению ношения хирургическимибольными одежды и обуви из шерсти и войлока.
4. Контроль за состоянием и составом личных вещейбольного.
Соблюдениеперечня передач предметов и продуктов.
5. Целесообразность минимума посещений больныхпосетителями.
6. Значение ковриков при входе в стационар, передлифтами. Их санитарная обработка.
7. Целесообразность выдачи посетителям халатов,накидок, обуви.
8.  Правилапребывания посетителей в палате.
Контрольпередач во время посещений.
9. Дезинфекционная уборкапомещений после пребывания в них посетителей.
Профилактика внутрибольничной инфекции.
1. Принципыгигиены личных вещей хирургического больного.
Необходимосвести к  разумному минимуму,использовать по возможности новые вещи однократного использования (свежиегазеты и журналы вместо старых книг, бумажные салфетки вместо матерчатыхплатков, пластмассовые игрушки вместо металлических и т. п.). Личные вещибольного хранятся в прикроватной тумбочке с закрытой дверцей.
2.  Основные виды личных вещей хирургическогобольного.
Основныевиды личных вещей больного (очки, расчески, предметы для бритья, зубные щетки вфутляре, зубная паста, мыло в мыльнице, слуховой аппарат у глухих, наручныечасы, ножницы и другие предметы ухода за ногтями и т. п.) подлежат периодическойдезинфекции.
3.2.Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, подкладноесудно и т.д., которые после использования немедленно убирают из палаты и тщательномоют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию(приложение 4).
3.11.Тапочки и другую обувь после выписки или смерти больного протирают тампоном,смоченным 25% раствором формалина или 40% раствором уксусной кислоты, или обрабатываютиз аэрозольного баллона «Сапожок-74» до полного увлажнения внутреннейповерхности. Затем обувь укладывают в полиэтиленовый пакет на 3 часа, послечего вынимают и проветривают в течение 10-12 часов до исчезновения запахапрепарата.


3. Основанияк запрещению ношения хирургическими больными одежды и обуви из шерсти ивойлока.
Абсолютнозапрещено ношение больными в хирургическом отделении одежды и обуви из шерсти ивойлока, использование матерчатых детских игрушек и т. п., которые невозможностирать или дезинфицировать ( утрачивают потребительские свойства ). Необходимежедневный контроль со стороны медицинской сестры за состоянием личныхвещей  больного.
4. Контрольза состоянием и составом личных вещей больного.
Соблюдениеперечня передач предметов и продуктов.
 Медицинской сестрой отделения проводитьсястрогий контроль передач продуктов и предметов, установленных администрациейбольницы для хирургических больных. У нее имеется список больных с указаниемномера диетического стола, получаемого каждым из них. В местах отдыха больных,в приемном отделении и в местах приема передач вывешивают инструкции суказанием продуктов, разрешаемых для передач больным.  Запрещена передача старых книг и предметовдлительного пользования, не подлежащих дезинфекции.
Категорическизапрещают принимать в отделения хирургического профиля мягкие игрушки и другиепредметы, не выдерживающие дезинфекционной обработки.
 В каждом отделении следует организоватьнадлежащие условия хранения продуктов. Ограничивается передача высококалорийных и скоропортящихся продуктов, которые принимают в новыхполиэтиленовых пакетах, в пределах одно-, двухдневной потребности с цельюпредупреждения переедания и пищевых отравлений; абсолютно исключаютсяалкогольные напитки, пряные и острые блюда и продукты. Категорическизапрещается хранить скоропортящиеся продукты в палатах.  Медицинская сестра должна систематическиповерять тумбочки и холодильники, в которых хранятся продукты больных.  За нарушения режима больных выписываютиз  хирургического стационара.
5. Целесообразностьминимума посещений больных посетителями.
Целесообразно сократить контактыхирургических больных с родственниками до минимума (не чаще 2 раз в неделю)из-за угрозы заноса инфекции в хирургический стационар и выноса ее за пределыбольницы.
Длязащиты пациентов и возможных посетителей следует разработать и применять напрактике определенные правила. Доступ посетителей желательно осуществлять черезодин контролируемый вход. Если посещение начинает причинять неудобства, следуетпоместить пациентов группы повышенного риска в специальное отделение, длякоторого правила посещения строго ограничены.
Посетителидолжны также понимать степень риска, которому они подвергают пациентов,особенно в периоды зарегистрированных в данной местности эпидемий, напри­мергриппа. Кроме того, детей, навещающих пациента, тщательно осматривают и проверяют,нет ли у них передаю­щихся заболеваний или активной инфекции.
Разрешендопуск посетителей в палату только к больным с постельным режимом. Полностьюисключено посещение больных в отделении реанимации и интенсивной терапии.
. 6.Значение ковриков при входе в стационар, перед лифтами. Их санитарная обработка.
В целях профилактики внутрибольничной инфекции встационарах используются коврики. Они служат барьером для проникновения ираспространения инфекции, проникающей из вне. Используются коврики двух видов:резиновые и поролоновые. Их обработка осуществляется 0,75%  раствором хлорамина; замачивание в 0,75%  растворе хлорамина ,  2%  растворе дихлора-1  или 0,5%  хлордезина с добавлением 0,5 г моющегосредства на 30 минут;  3% растворомперекиси водорода с 0,5 г  моющегосредства.
7. Целесообразностьвыдачи посетителям халатов, накидок, обуви.
 Посетителей обязательно предупреждают о соблюдении мерпредосторожности, таких, как мытье рук или защитная одежда при посещениипациента, имеющего инфекционное заболевание или повышенную восприимчивость кинфекции.
Посетителихирургических отделений должны сменить обувь и надеть специальные халаты. 
          
8. Правилапребывания посетителей в палате.
Контрольпередач во время посещений.
Посетителидопускаются в определенные дни недели и время. Они не должны садиться накровать к больному, громко разговаривать или смеяться, сообщать неприятныеновости, а также приносить запрещенные продукты. Медицинские сестрыконтролируют культуру посещения, не разрешают сидеть на кроватях; исключеныинтимные связи с больными.
Медицинскаясестра, соблюдая вежливость в обращении с посетителями, обязана следить, чтобыони не утомляли больного разговорами, не кормили недозволенными продуктами и т. д. Медицинская сестра должнахорошо знать работу младшей медицинской сестры, чтобы ее контролировать.
Послепребывания посетителей в хирургическом отделении ( палаты, коридоры, холлы, лифты) проводят внеочереднуювлажную уборку.
9. Дезинфекционная уборка помещений после пребывания вних посетителей.
Профилактика внутрибольничной инфекции.
Очистка, дезинфекция и стерилизация
Правилатщательного мытья и дезинфекции всех предметов и оборудования в лечебныхучреждениях очень важны по эстетическим соображениям и для уменьшения микроб­ногозагрязнения окружающих поверхностей.
Неправильнаяобработка медицинских инструментов и оборудования, а также других предметовухода за больны­ми является частой причиной возникновения внутрибольничныхинфекций.
Основные термины и понятия
Обеззараживание — общий термин, под которым понимают процесс обработки для удаления возбудителейинфекцион­ных заболеваний, в результате чего использование обраба­тываемогопредмета становится безопасным.
Очистка — процесс удаления видимой пыли, грязи, органи­ческих и других инородныхматериалов. Обычно осуществ­ляется водой и мылом, детергентами или ферментнымипродуктами. Очистка всегда должна предшествовать дезинфекции и стерилизации.
Дезинфекция — процесс уничтожения большинства патогенных микроорганизмов, за исключениембактериаль­ных спор. Этот термин применяется исключительно в тех случаях, еслиречь идет о неодушевленных предметах. Для биологических тканей употребляетсятермин «антисептика».
Стерилизация — процесс уничтожения всех форм микроб­ной жизни, включая бактерии, вирусы, спорыи грибы.
Выбор адекватного уровня обеззараживания
Выборадекватного уровня и метода обеззараживания зави­сит от ряда факторов, таких,как материал, из которого изго­товлен тот или иной инструмент, вид процедуры,финансовые соображения и т.д. Около 30 лет назад Е.Х. Сполдинг (E.H.Spaulding) разработал рациональный подход к обработкемедицинских инструментов и предметов ухода за больными. Он предложил разделитьвсе инструменты и предметы ухода за больными на три категории (критические,полукритические и некритические), в зависимости от риска развития инфекции приих использовании. Эта классификация, простая и логич­ная, была адаптированаЦентрами Контроля и Профилактики Заболевания США и успешно используется как вСША, так и во многих других странах мира.
  
Санитарная обработка поверхностейв помещениях
лечебно-профилактическихучреждений
Санитарнаяобработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий,направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ).
Чистотав помещениях ЛПУ является его своеобразной «визитной карточкой». Это первое, начто обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар налечение.
Подсанитарной обработкой поверхностей в помещениях ЛПУ подразумевается их очисткаот грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т.е.уничтожение на поверхностях микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний.
Ксожалению, качественному проведению санитарной обработки поверхностей впомещениях ЛПУ мешает ряд существующих проблем. Помещения ЛПУ часто несоответствуют требованиям «Санитарных Правил устройства, оборудования иэксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» не столькопо площади и количеству помещений, сколько по их качеству(поверхности в помещениях имеюттрещины, сколы, шероховатости, поврежденную плитку, устаревшую, плохо функционирующуюсистему вентиляции и т.д.). ЛПУ не оснащены специальными техническимисредствами для проведения уборок (отсутствуют вспомогательные подвижныетележки, специальные контейнеры для сбора отходов; для приготовления иприменения рабочих растворов дезинфицирующих средств и проведения обработкипомещений используются подручные средства). Часто в ЛПУ отсутствуют контейнерыс жидким мылом, разовые бумажные салфетки, полотенца, туалетная бумага.
Ещеодной проблемой является нехватка младшего медицинского персонала, которыйдолжен проводить санитарную обработку, в связи с чем, его функции выполняет медицинскаясестра или случайные, неподготовленные люди. В результате обработка проводитсянекачественно, нерегулярно и не во всех помещениях.
Санитарнаяобработка помещений ЛПУ проводится с применением моющих или дезинфицирующих смоющим эффектом средств.
Для санитарной обработки помещений ЛПУ можно применять толькоте дезинфицирующие средства, которые официально разрешены ДепартаментомГоссанэпиднадзора Минздрава России, зарегистрированы в Бюро по регистрациилекарственных средств и имеют Свидетельство о государственной регистрации,Сертификат соответствия системы ГОСТ Р и Методические указания по применению,утвержденные Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
Средствадля дезинфекции поверхностей в помещениях ЛПУ должны соответствовать следующим требованиям:
1.обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций — бактерий, вирусов,грибов при комнатной температуре;
2.обладать моющими свойствами, или хорошо совмещаться с моющими средствами;
3.иметь относительно низкую токсичность (4-3 класс опасности) и быть безвреднымидля окружающей среды;
4.быть совместимыми с различными видами материалов;
5.быть стабильными, неогнеопасными, простыми в обращении;
6. не обладать фиксирующим действием на органическиезагрязнения.
Внастоящее время в России разрешены к применению 242 средства дезинфекции изразличных химических групп, отличающиеся физико-химическими свойствами (формаприменения, растворимость, стабильность, наличие моющего действия, значение рНрастворов и т.д.), специфической биологической (антимикробной) активностью,токсичностью, назначением, сферой применения. Для достиженияпротивоэпидемического эффекта дезинфекционного мероприятия необходимо правильновыбрать дезинфицирующее средство, соответствующее поставленной задаче. Дляэтого медицинский персонал должен хорошо знать основные свойства и особенностиконкретных дезинфицирующих средств.
Анализсвойств современных дезинфицирующих средств, проведенный в соответствии сперечисленными критериями, показал, что для проведения дезинфекции поверхностейв помещениях ЛПУ пригодны, в первую очередь, средства, относящиеся к группекатионных ПАВ (четвертичные аммониевые соединения, третичные амины, производныегуанидинов) и композиции на их основе. Приемлемо применение хлорактивных и кислородактивныхсредств при наличии у них моющих свойств или при возможности добавления к ниммоющих средств непосредственно перед их использованием. Дезинфицирующиесредства из других химических групп по тем или иным причинам для обработки поверхностейв помещениях менее пригодны.
Порядокпроведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери идр., жесткая мебель, поверхности аппаратов, приборов, оборудования и т.д.),необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведенияобработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретногопомещения. Наиболее «жесткие» требования предъявляются к санитарному состояниюи, соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, хирургических,акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, смотровых, стоматологическихкабинетов, отделений для иммуноослабленных больных и интенсивной терапии,детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленныйвысокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышеннойвосприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях контингента.
Впомещениях ЛПУ любого профиля, в соответствии с действующими нормативнымидокументами, два раза в сутки проводится влажная уборка с применением моющихили моюще-дезинфицирующих средств.
Прежде,чем приступить к работе, медицинский персонал, проводящий обработку, долженвнимательно изучить Методические указания по применению выбранного конкретногосредства, обращая внимание на спектр антимикробного действия (обеспечит лисредство гибель имеющегося на поверхностях микроорганизма), параметры токсичности(можно ли применять средство в присутствии больных, какие применять мерыпредосторожности при работе с ним и т.д.), обладает ли средство моющимдействием, а также имеющиеся характерные особенности средства.
Растворыдезинфицирующих средств готовят в специальном помещении, оборудованномприточно-вытяжной вентиляцией или в вытяжном шкафу. Персонал, готовящийраствор, должен работать в спецодежде: халат, шапочка, марлевая повязка,резиновые перчатки, а если есть указания, то — респиратор определенной марки изащитные очки.
Растворыдезинфицирующих средств готовят путем смешивания дезинфицирующего средства сводопроводной водой в специальной технической посуде (емкости). Если средствообладает коррозионной активностью (хлорактивные, кислородактивные средства),для рабочих растворов используют емкости из коррозионностойкого материала(пластик, стекло, эмаль без повреждения). Более удобны для примененияградуированные емкости, позволяющие дозировать смешиваемые ингредиенты.Необходимое для приготовления рабочего раствора количество дезинфицирующегосредства в виде порошка взвешивают на весах или пользуются специальными мернымиложками, которые прилагаются к упаковке средства. Дезинфицирующие средства ввиде водных или спиртовых концентратов для приготовления раствора отмеряют спомощью мерного градуированного стакана, пипетки или шприца. Иногдадезинфицирующие средства выпускаются во флаконах с вмонтированной в них илисъемной (в виде второй крышки-колпачка) мерной емкостью или емкостях с  насосом.  
Дляполучения нужной концентрации при приготовлении рабочего раствора важнособлюдать рекомендованное соотношение средства и воды (см. Методические указанияпо применению конкретного средства). Обычно при приготовлении рабочего растворасначала в емкость наливают требуемое количество воды, затем добавляют к нейдезинфицирующее средство, размешивают и закрывают крышкой до полногорастворения. Наиболее удобно готовить рабочие растворы дезинфицирующих средств,производимых в форме таблеток или в разовых упаковках.
Взависимости от химической природы рабочие растворы некоторых средств могут бытьприготовлены впрок и хранится в закрытой емкости в специальном помещении доприменения определенное время (сутки и более), другие — должны бытьиспользованы сразу после приготовления.
Поверхностивпомещениях (пол, стены, двери и т.д.), жесткую мебель, поверхности аппаратов,приборов обеззараживают способом протирания ветошью, смоченной в растворедезинфицирующего средства или способом орошения.
Для обработки поверхностей в помещениях ЛПУ более приемлемспособ протирания, позволяющий сочетать процесс дезинфекции с мытьем объекта.Для этих целей целесообразно использовать средства, обладающие наряду с антимикробнымитакже моющими свойствами. Для дезинфекции небольших, трудно доступных поверхностей,а также для экстренной обработки небольших по площади поверхностей применяютдезинфицирующие средства способом распыления с помощью ручного распылителя типа«Росинка» или средств в аэрозольной упаковке; При необходимости проведениязаключительной дезинфекции в ЛПУ, при перепрофилировании ЛПУ, иногда припроведении
генеральныхуборок поверхности обрабатывают способом орошения из гидропульта или другогораспиливающего устройства, позволяющего обработать помещение большого объема.При использовании для дезинфекции способа орошения медицинский персонал долженстрого соблюдать все рекомендуемые меры предосторожности: защитную одежду,респиратор, защитные очки, резиновые перчатки. Такую обработку следуетпроводить в отсутствие больных.
Воздухидополнительно поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают ультрафиолетовымоблучением с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположениямогут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции — открытого(применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствиилюдей) и комбинированного типа. Разновидностью закрытого облучателя являются рециркуляторывоздуха с естественным или принудительным прохождением потока воздуха черезкамеру, внутри которой расположены бактерицидные облучатели, рекомендованныедля непрерывного режима облучения в помещениях с постоянным пребыванием людей ивысокими требованиями асептики, например, операционные, перевязочные,стерильная зона ЦСО. Режим дезинфекции зависит от мощности облучателя, объемапомещения, критериев эффективности его обеззараживания, связанных с егофункциональным назначением и определяется в соответствии с «Методическими указаниямипо применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей»№11-16/03-06, утвержденными Минздравмедпромом РФ 28.02,95г.
Санитарно-техническое оборудованиепротирают ветошью или чистят щетками (ершами),смоченными дезинфицирующим раствором или используют чистяще-дезинфицирующиесредства в виде порошка, пасты, геля или другой готовой формы, рекомендованныедля этих целей и обладающие наряду с дезинфицирующими свойствами хорошимипотребительскими качествами (моющими, отбеливающими, чистящими,дезодорирующими). Чаще всего это хлорактивные или кислородсодержащие средства.
Уборочный инвентарь— ветошь, салфетки, губки, мочалки и т.д. — после уборки помещения иобработки объектов замачивают в дезинфицирующем растворе, по истеченииэкспозиции стирают или моют, прополаскивают водопроводной водой, высушивают и хранят в определенном месте.Использованные ветошь, салфетки и т.д. можно продезинфицировать также способомкипячения. Емкости, из которых производилась обработка помещений, освобождаютот использованного дезинфицирующего раствора, моют и высушивают. Ерши, щеткизамачивают в дезинфицирующем растворе на определенный срок, после чегосполаскивают водопроводной водой. Все средствадля уборки помещений должнынаходится в отдельной комнате, каждое на своем, для него отведенном месте, ибыть промаркированы в соответствии с тем, для обработки какого объекта и вкаком помещении они предназначены. Для каждого помещения и для отдельныхобъектов должен быть отдельный уборочный инвентарь.
Генеральные уборкив ЛПУ проводятся в соответствии с планом-графиком. В каждомподразделении должно быть определенное количество наборов уборочного инвентаря,в зависимости от числа помещений, в которых должна проводиться уборка. Генеральнуюуборку проводят в отсутствие больных при открытых фрамугах. Сначала из помещенияудаляют мусор и медицинские отходы, собранные в контейнеры. Мебель отодвигаютот стен. Тщательно моют стены, двери и т.д., уделяя особое вниманиевыключателям, дверным ручкам, замкам. Ветошью, смоченной в дезинфицирующемрастворе, протирают светильники, арматуру, отопительные батареи, мебель,поверхности аппаратов, приборов, освобождая их от пыли. Один раз в месяц моютизнутри окна (снаружи окна моют 1 раз в полгода). Заканчивают уборку мытьемпола, начиная из дальнего конца комнаты, тщательно вымывая углы, плинтусы и полоколо них по всему периметру комнаты, затем моют ее центральную часть. Впомещениях, требующих особо строго соблюдения правил асептики (операционные,перевязочные, родильные залы, палаты новорожденных и недоношенных детей, отделенияреанимации, бактериологические лаборатории и т.д.), после влажной уборкивключают ультрафиолетовые облучатели (время облучения устанавливается взависимости от различных факторов в соответствии с действующими Методическимиуказаниями — см. выше), Если поверхности в помещениях обрабатывали способоморошения, по истечении дезинфекционной выдержки проводится влажная уборка.
Подводяитоги можно сказать, что проблема санитарной обработки помещений ЛПУ только напервый взгляд кажется простой. При более глубоком ее рассмотрении выявляетсяряд вопросов организационного, научного и экономического характера, решениекоторых позволит улучшить санитарное состояние помещений ЛПУ и снизить заболеваемостьВБИ.
Привыработке принципов контроля инфекции очень важно тщательно изучить все местныепотребности и разработать такую программу инфекционного контроля, которая будетучитывать именно местные возможности, особенности данного лечебного учреждения,отделения.
Уборкупалат, лифтов, коридоров, холлов, лестниц и других помещений после пребывания в них посетителей  производят влажным способом 3 раза в деньосветленным раствором хлорной извести, который готовят следующим образом: в 10л холодной воды растворяют 1 кг хлорной извести и помещают в темную стекляннуюбутыль. Раствор отстаивается 12 ч, затем его сливают и хранят в темном месте,так как хлорная известь разлагается на свету и теряет свои дезинфицирующиесвойства. На одно ведро воды следует брать 200 г осветленного раствора. Уборкупроизводят щеткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующими растворами.Влажную уборку проводит младшая медицинская сестра или санитарка в резиновыхперчатках.
Начинаютуборку в палате с прикроватных столиков: стирают с них пыль, следят, чтобы небыло скоропортящихся продуктов; оставляют только необходимое: мыло, зубнуюпасту, книги или журналы для чтения, печенье, варенье, конфеты. Фрукты искоропортящиеся продукты должны храниться в холодильнике. На окнах хранитьпродукты категорически запрещается. Затем вытирают пыль с подоконников,плафонов, кроватей и остальной мебели.
Подметатьпалату следует от окон и стен по направлению к двери, к середине палаты.
Послевыписки каждого больного кровать, прикроватную тумбочку подставку дляподкладного судна протирают ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим раствором.Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработкупо режиму для вегетативных форм микробов (приложение 4). По возможности соблюдаютцикличность заполнения палат.











Литература:
1. Волколаков Я.В. Общая хирургия. 1989. Глава 3: Уходза хирургическими больными.
2. Палеев Н.Р. Справочник медицинской сестры поуходу.1980.
3. Стручков В.И. Стручков Ю.В. Общая хирургия. 1988.
4.Клюжев В.М., Акимкин В.Г. Внутрибольничные инфекции и роль медицинского персонала в ихпрофилактике.
5.Девятов В., Рыбин Э., Петров С.  О мерахборьбы с госпитальной инфекцией.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.