Реферат по предмету "Медицина"


Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2

--PAGE_BREAK--


Потребности кислорода ( в миллилитрах в минуту)



Возраст

Количество

До года

40-70

1-3 года

70-100


1.4   
Особенности пищеварительной системы у детей от 1 года до 3 лет
У новорожденного ребенка полость рта имеет небольшие размеры, преддверие отграничено от полости рта десневым краем. Губы толстые, промежуточная часть узкая. Щеки округлые, в них хорошо выражено жировое тело.

У новорожденного глотка короткая. Проекция нижнего края глотки у новорожденного находится на уровне между телами III и IV шейных позвонков.

Глоточное отверстие слуховой трубы у новорожденного расположено на уровне твердого неба, близко к небной занавеске, имеет вид щели, зияет. После 2-4 лет отверстие перемещается кверху и кзади.

Пищевод новорожденного имеет длину 10-12 см и диаметр от 0,4 до 0,9 см со слабо выраженными анатомическим сужениями. Наиболее выражено глоточное (верхнее) сужение пищевода.

Расстояние от зубов до кардинальной части желудка у новорожденного равно 16,3 см, в 2 года – 22, 5 см. Просвет пищевода у ребенка 2-6 месяцев составляет 0,8 – 1,2 см.

Мышечная оболочка пищевода у новорожденного развита слабо. Слизистая оболочка у детей до одного года бедна железами.

Продольные складки появляются в возрасте 2-2,5 года.

Желудок новорожденного имеет веретенообразную форму. Кардинальная часть, дно и пилорический отдел слабо выражены, привратник широкий. К концу первого года жизни желудок удлиняется. Объем желудка у новорожденного составляет около 50см³. В конце первого года жизни объем желудка равен 490-500см³, в 3 года – 580-680 см³. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, желудок растянут, особенно в области передней стенки. Значительная часть желудка новорожденного (кардия, дно, часть тела) находится в левом подреберье и прикрыта левой долей печени. Большая кривизна прилежит к поперечной ободочной кишке. С уменьшением левой доли печени желудок приближается к передней брюшной стенке и смещается в надчревную область.

Входное отверстие желудка у новорожденного находится на уровне VIII –IX, а отверстие привратника – на уровне XI-XII грудных позвонков. По мере роста и развития ребенка желудок опускается. Слизистая оболочка желудка у новорожденного относительно толстая, складки высокие. Количество желудочных ямок достигает 720 тыс., к двум годам – 1300 тыс.

Количество желудочных желез у новорожденного около 500 тыс. Их количество у детей быстро увеличивается. У двухмесячного ребенка количество желез достигает 1,8 млн., у двухлетних детей – 8 млн. Мышечная оболочка желудка новорожденного развита слабо.

Кислотность желудочного сока после рождения связана с наличием молочной кислоты. Функция синтеза соляной кислоты развивается с 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание кислоты в желудочном соке детей дошкольного возраста ведет к снижению его бактерицидных свойств.

Тонкая кишка новорожденного имеет длину 1.2 – 2.8 м. В 2 – 3 года ее длина имеет в среднем 2.8 м. Диаметр кишки к концу первого года жизни составляет 16мм, а в 3 года – 23мм.

Двенадцатиперстная кишка у новорожденного имеет кольцеобразную форму.  Начало и конец ее располагаются на уровне I поясничного позвонка. Дуоденальные железы разветвлены слабо. Интенсивный рост желез наблюдается в первые годы жизни ребенка.

У тощей и подвздошной кишок новорожденного складки выражены слабо, железы недоразвиты. Многочисленные ворсинки уже имеются. Мышечная оболочка слабо развита. Интенсивный рост всех структур тонкой кишки отмечается до 3 лет, затем замедляется.

Толстая кишка новорожденного короткая, ее длина около 65 см, отсутствуют гаустры ободочной кишки и сальниковые отростки. Первыми появляются гаустры – на 6-ом месяце, затем сальниковые отростки – на 2-м году жизни ребенка. К концу грудного возраста толстая кишка удлиняется до 83 см.

Слепая кишка новорожденного короткая (1,5см), располагается выше крыла подвздошной кости. Восходящая ободочная кишка короткая, у новорожденного она прикрыта печенью. К 4 месяцам печень прилежит только к верхней ее части.

Поперечная ободочная кишка новорожденного имеет короткую брыжейку (до 2 см). Спереди кишка покрыта печенью. К 1,5 – 2 годам ширина брыжейки увеличивается до 5,0-8,5 см, что способствует увеличению подвижности кишки. У детей 1-го года жизни длина поперечной ободочной кишки составляет 26-28 см.

Нисходящая ободочная кишка у новорожденных имеет длину около 5 см. К году ее длина удваивается.

Сигмовидная ободочная кишка новорожденного (длина около 20 см) находится высоко в брюшной полости, имеет длинную брыжейку. Широкая ее петля лежит в правой половине брюшной полости, соприкасается иногда со слепой кишкой.

Прямая кишка у новорожденного цилиндрической формы, не имеет ампулы и изгибов, складки не выражены, длина ее равна 5-6 см. В период первого детства завершается формирование ампулы.

Мышечный слой кишечника и его пластичные волокна развиты у детей менее, чем у взрослых, поэтому перистальтика у детей слабее, чем отчасти объясняется склонность к запорам.

Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты.

У новорожденного печень больших размеров и занимает более половины объема брюшной полости. Масса печени новорожденного 135 г, что составляет 4,0 – 4,5% массы тела ( у взрослых – 2-3%). Левая доля печени по размерам равна правой или больше ее. Нижний край печени выпуклый, под ее левой долей располагается ободочная кишка. У новорожденных нижний край печени по правой среднеключичной линии выступает из-под реберной дуги на 2,5 – 4,0 см, а по передней срединной линии – на 3,5 – 4,0 см. ниже мочевидного отростка. Иногда нижний край печени достигает крыла правой подвздошной кости.

Желудочный пузырь у новорожденного удлиненный (3,4 см), однако дно его не выступает из-под нижнего края печени.

Поджелудочная железа новорожденного очень мала, ее длина составляет 4-5 см, масса равна 2-3 г. К 3-4 месяцам масса железы увеличивается в 2 раза, к трем годам достигает 20 г.  У новорожденного поджелудочная железа относительно подвижна. Топографические взаимоотношения железы с соседними органами, характерные для взрослого человека, устанавливаются в первые годы жизни ребенка.
1.5   
Особенности выделительной системы у детей от 1 года до 3 лет
У новорожденных и детей грудного возраста почка округлая. Поверхность ее бугристая за счет дольчатого строения, что связано с недостаточным развитием коркового вещества в этом возрасте. Дольчатое строение почки сохраняется до 2- 3 лет. Длина почки у новорожденного составляет 4 см, масса почки – 12г. В грудном возрасте размер почки увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса достигает 37 г. В период первого детства длина почки равна в среднем 8 см, а масса – 56 г.

Рост почек происходит в основном на первом году жизни ребенка.

С возрастом изменяется топография почек. У новорожденного верхний конец почки проецируется на уровне верхнего края XII грудного позвонка, а в грудном возрасте ( до 1 года) – уже на уровне середины тела XII грудного позвонка. Нижний конец почки находится на уровне нижнего края I  поясничного позвонка, у годовалого ребенка – на ½ позвонка выше, что связано с быстрым ростом позвоночного столба. У новорожденного мочеточники имеют извилистый ход. Длина мочеточника достигает 5-7 см. Мышечная оболочка в раннем детском возрасте развита слабо.

Мочевой пузырь у новорожденных веретенообразный, у детей первых лет жизни – грушевидный. Емкость мочевого пузыря у новорожденных равна 50-80 мл. У новорожденного циркулярный мышечный слой в стенке пузыря выражен слабо, слизистая оболочка развита хорошо, складки имеются.

Верхушка мочевого пузыря у новорожденного достигает половины расстояния между пупком и лобковым симфизом, поэтому мочевой пузырь у девочек в этом возрасте не соприкасается с влагалищем, а у мальчиков – с прямой кишкой. В возрасте 1-3 лет дно мочевого пузыря расположено на уровне верхнего края лобкового симфиза.

Клубочковая фильтрация достигает уровня относительно соответствующего взрослому человеку  к началу второго года, канальцевая секреция и реабсборция к 5-6 месяцу жизни, способность к осмотическому концентрированию мочи к 4-6 месяцу. Проходя через почки, кровь подвергается процессу фильтрации в клубочках. При этом часть плазмы крови и растворенных в ней веществ попадает в полость нефрона (первичная моча). В нефроне часть воды и растворенных в ней веществ всасываются в кровь и почечные лоханки по собирательным трубочкам стекает вторичная моча, которая существенно отличается от плазмы крови по своему химическому составу.

Состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи ( в %)

Вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Вода

90-92

Около 99

99-98

Белки, жиры

7-9

Нет

Нет

Глюкоза

0,1

0,1

Нет

Натрий

0,3

0,3

0,4

Хлор

0,37

0,37

0,7

Калий

0,02

0,02

0,15

Сульфат

0,002

0,002

0,18

Магний

0,0025

0,0025

0,006

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05



Потери воды организмом через кожу и легкие в сутки ( в мл)



Возраст

Количество, мл

Новорожденный

87

Конец 1-й недели

100

Конец 1-го месяца

130

3 месяца

180

5-6 месяцев

300-400

Конец 1-го года

500



Количество мочи в сутки ( в мл)

Возраст

Количество, мл

1-3 месяца

170-590

4-6 месяцев

250-670

7-9 месяцев

175-740

10-12 месяцев

240-810

От 1 до 5лет

600-900


1.6   
Особенности обмена веществ у детей от 1 года до 3 лет
Общее содержание воды в организме индивидуумов различного возраста и пола

(по Керпель-Фрониусу, 1964)

Пол

Возраст

Масса тела, кг

Сс содержание воды, % от массы

-

14 дней

3,16

76,7

-

2 мес.

5,2

66,0

-

6-7 мес.

8,36

61,3



Большое количество воды в организме ребенка связано с большой интенсивностью обменных реакций, связанных с ростом и развитием.
Средняя суточная потребность в воде в различные возрасты



Возраст

Кол-во воды на 1 кг веса ( в мл)

3 дня

80-100

10 дней

125-150

3 месяца

140-160

6 месяцев

130-155

9 месяцев

125-135

1 год

120-135

2 года

115-125



Потребность детей и подростков в некоторых минеральных элементах, мг/день

Возраст

Кальций

Фосфор

Магний

До 1 года

1000

1500

-

1-3 года

1000

1500

140



Нормы потребностей детей в витаминах



Возраст

Витамины, мг

А

В1

В2

В

В6

С

D

До 1 года

1650 МЕ

0,5

1

5

0,5

30

500

1-3 года

3300 МЕ

1

1,5

10

1

40

500



Совокупность реакций биологического синтеза, требующих затрат энергии, называется анаболизмом (синтеза белков, жиров, липоидов, нуклеиновых кислот). За счет этих реакций сравнительно простые вещества, поступая в клетки, с участием ферментов превращаются в вещества самого органа.

Катаболизм – расщепление молекул сложных органических веществ с освобождением энергии. Эта энергия поставляется для анаболических процессов. Конечные продукты катаболизма – вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мочевая кислота и другие – удаляются из организма.

Все анаболические и катаболические реакции катализируются и регулируются ферментами – веществами белковой природы.

Аккумулятором и переносчиком энергии в живых организмах является аденозитрифосфорная кислота (АТФ). При расщеплении АТФ под влиянием фермента АТФ-азы выделяется большое количество энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.

Минимальный для организма уровень обмена веществ (в условиях относительно физического покоя) называют основным обменом. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых.
Изменение основного обмена у детей



Возраст

Пол

1

2

3

Расход энергии в ккал на 1 кг

Мальчики

56

56

51

девочки

57

55

48



Повышается основной обмен при избыточной функции щитовидной железы и некоторых других заболеваниях. При недостаточности функции щитовидной железы, гипофиза, половых желез основной обмен снижается.
Суточный расход энергии на один килограмм массы тела



Возраст

1-3 мес

3-6мес

6-12 мес

2-3 года

Расход энергии в ккал на 1 кг



110-120



100-110



90-100



70-75

Энергетическая  ценность 1 г белков и 1 г углеводов равна 4,2 ккал или 17220 Дж; 1г жиров – 9,3 ккал или 36060 Дж (Дж – джоуль, единица измерения энергии (теплоты)); 1 Дж = 0,232 ккал; 1 кал = 4,19 Дж; 1 ккал = 1000кал    продолжение
--PAGE_BREAK--
Суточная потребность в белках на 1кг массы тела



Возраст

Потребность в белке, грамм

1 год

4-5

1-3 года

4-4,5



Поступивший с пищей белок в пищеварительном тракте расщепляется до аминокислот, которые всасываются в тонком кишечнике в кровь и транспортируются к клеткам организма.

Аминокислоты непосредственно используются для синтеза специфических белков, либо подвергаются изменениям, в ходе которых получают аминокислоты, необходимые для синтеза этих белков.

Избыток аминокислот, полученных с пищей, а также продукты распада собственных белков организма подвергаются изменениям, в ходе которых освобождаются азотистые вещества – аммиак, мочевина, мочевая кислота и др. Эти процессы осуществляются в основном в печени, мышцах, почках.

Аммиак обезвреживается в почках, где превращается в мочевину. Мочевина и другие продукты распада белков выводятся с мочой и потом.
Потребность в жирах на 1 кг массы



Возраст

Потребность в жирах, грамм

Грудной

5,5-6

1-3 года

3,5-4



Поступившие с пищей жиры в пищеварительном тракте расщепляются на глицерин и жирные кислоты, часть которых всасывается в кровь. Основная часть используется для синтеза специфических жиров в стенках тонкого кишечника и поступает в  виде капелек жира в лимфу, а оттуда в грудной поток кровь, и транспортируется в жировую ткань.

Часть жира используется, особенно у детей, для синтеза мембран клеток, а часть направляется в жировое депо – подкожную клетчатку, печень, мышцы, скопление жира вокруг органов (например почек). По мере необходимости этот жир поступает в кровь и может быть использован, как источник энергии.

В организме ребенка за счет жиров покрывается примерно 50% потребности в энергии; без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета.
Потребность в углеводах на 1 кг массы тела



Возраст

Потребность в углеводах, грамм

3 года

14-15



Усваиваются углеводы детским организмом лучше, чем у взрослым. Дети отличаются относительно большей устойчивостью к повышенному содержанию сахара в крови. У взрослых глюкоза появляется в моче, если ее поступает 2,5 – 3 г на 1 кг массы тела, в то время как у детей это происходит лишь при поступлении 8-12 г глюкозы на 1 кг массы тела.

Расщепившись в пищеварительном тракте до глюкозы, углеводы всасываются в кровь и усваиваются клетками. В детском организме углеводы выполняют не только роль основных источников энергии, но и важную пластическую функцию при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани; углеводы участвуют в окислении кислых продуктов белкового и жирового обмена.

Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в безкислородных условиях (анаэробный путь), как и в присутствии кислорода (аэробный путь).

В крови содержание глюкозы поддерживается на относительно постоянном уровне – ПО мг %. Уменьшение содержания глюкозы вызывает понижение температуры тела, расстройство деятельности нервной системы, утомление.

Про запас глюкоза откладывается в виде гликогена в основном в печени (150г), небольшое количество гликогена образуется в мышцах (1-2%).

Стойкое повышение содержания глюкозы в крови наблюдается при нарушении ее усвоения клетками организма и образования гликогена (сахарный диабет). При этом глюкоза начинает выделяться с мочой.
1.7   
Особенности костно-мышечной системы у детей от 1 года до 3 лет
В совеем развитие кости проходят следующие фазы: закладывается скелет как соединительнотканное образование. Это перепончатая или соединительнотканная фаза. У большинства костей происходит замещение соединительной ткани хрящевой – вторая фаза. Затем хрящ разрушается и на его месте образуется костная ткань – третья фаза (костная). Кости, которые проходят все три стадии, называются вторичными. Те кости, которые минуют хрящевую фазу, называют первичными (кости черепа, ключица).

Окостенение начинается внутриутробно, когда появляются первичные ядра окостенения. В основном, больше ядер окостенения возникает вторично, после рождения.

Кость новорожденного характеризуется большим количеством  хрящевой ткани, большой толщиной надкостницы, богатой сосудистой сетью. Вновь сформированная кость богата водой, более упругая, эластичная и гибкая.

Позвонки развиваются как вторичные кости. За весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Особенно интенсивно он растет в первые 2 года. У новорожденного имеется только небольшой крестцовый изгиб (лордоз), когда ребенок начинает держать головку. В возрасте 5-6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает второй изгеб в грудном отделе выпуклостью назад (кифоз). К моменту начала ходьбы в возрасте 8-12 месяцев формируется поясничный изгиб, выпуклостью вперед (лордоз).

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши, переднезадний диаметр ее больше поперечного. С развитием легких – принимает бочкообразную форму. Дыхание в этом возрасте осуществляется в основном за счет диафрагмы. К 3-4 годам верхний край грудины опускается до уровня 3-4 грудного позвонка (как у взрослых). Вместе с грудиной опускаются ребра, что приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки.

Таз новорожденного имеет форму воронки. Ее переднее-задний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Ядра окостенения в повздошной седалищной и лобковой костях появляются от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития.

У детей раннего возраста мускулатура развита слабо. Характерная поза детей первых месяцев жизни: руки полусогнуты, кисти сжаты, ноги подтянуты к животу свидетельствует о преобладании тонуса сгибателей над разгибателями и о мышечной гипертонии.

Тонус мышц верхних конечностей нормализуется к 2-3 мес., нижних – к 3-4 мес., а мышечная гипертония выражена до 3-4 мес.

Рост мышечной системы неравномерный. Сначала развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, затем мышцы таза и ног. На первом году жизни развиваются общие движения.

Ребенок от 1,5- 2 лет обладает хорошей координацией при ходьбе, поднимается на высоту 15 см и опускается с нее, перешагивает через палку или веревку на высоте 18 см от пола. Он может залезать на стремянку (1,5 м) и слезать с нее. Бросает одной рукой мячи в горизонтальную цель, находящуюся на уровне груди и на расстояние 50-70 см.

В возрасте 2 – 2,5 года ребенок может проходить вверх и вниз по наклонной доске, один конец которой поднят на 25 см от пола. Поднимается на высоту до 20 см и спускается с нее; перешагивает через палку или веревку на высоте до 28 см от пола; влезает на гимнастическую стенку ( 1,5 м) и слезает с нее приставным шагом; бросает одной рукой попеременно малые мячи в горизонтальную цель, на уровне груди и на расстоянии 80-100 см.

В возрасте 2,5 до3 лет он может проходить по наклонной доске высотой до 30 см от пола; поднимается на высоту 25 см и спускается с нее; перешагивает через веревку на высоте 30-35 см; проходит по доске этой же высоты; бросает большой мяч на расстояние 70-100 см и ловит его.

В дальнейшем двигательная система ребенка совершенствуется в направлении развития координации движений, образования двигательных навыков. У детей наиболее благоприятно развивается ходьба, менее успешно – лазание и бросание, то есть движения, требующие специальной тренировки. Развитие двигательной функции зависит от условий внешней среды и внутреннего мира, от уровня развития ЗНД и, особенно от правильного физического воспитания ребенка.
Развитие функции движения у детей первого года жизни

( по З.С. Уваровой)

                          

Возраст

Двигательные умения

1 мес

Множественные беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу

2 – 2,5 мес

Удерживает голову в вертикальном положении, и поднимает голову лежа на животе

4 мес

Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки

6 мес

Поворачивается самостоятельно с живота на спину.

7 мес

Встает на четвереньки

8-8,5 мес

Сидит без поддержки, ползает, самостоятельно садится, встает на ноги, держась за барьер (опору)

9 мес

Стоит при поддержке за руку, переступает держась за барьер

10 мес

Переступает, держась за каталку

11-12 мес

Стоит без поддержки

12-13 мес

Приседает, встает и переступает без опоры (начальная ходьба)



Развитие функции движения у детей в возрасте от 1 года до 3 лет



Двигательные умения

Возраст, годы

От 1,5 до 2 лет

От 2 до 2,5 лет

От 2,5 до 3 лет

1. Прохождение по наклонной доске (ш.15-20 см и дл. 2 м) один конец поднят на…



15-20 см



До 25 см



До 30 см



2. Подъем на высоту и спускание с нее….



15 см



До 20 см



25 см

3. Перешагивание через веревку или палку, распол. на высоте ….



До 18 см



До 28 см



30-35 см

4. Залезание на стремянку (1,5 м) гимнастич. стенку (1,5 м) и слезание с нее

+





-

+

+

+

5. Бросание одной рукой малые и большие мячи в горизонтальную цель на уровне груди и на расстоянии…


50-70 см


80-100 см


70-100 см



Ходьба. У детей этого возраста с увеличением длины шага уменьшается темп движения; положение стоп при ходьбе у большинства детей параллельно, в то время как у взрослых стопы развернуты кнаружи под углом 65º; содружественное движение рук и ног при  ходьбе отмечается примерно у 54 – 79% детей.

Бег. Элементы полета при беге отмечаются уже у детей 2 лет.

Прыжки. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Однако одновременное отрывание ног дается трудно и не сразу. Еще более трудным оказывается перепрыгивание одновременно двумя ногами через веревку.

В возрасте трех лет одновременный подъем ног при прыжках на месте отмечается в 50-60% случаев, а при перепрыгивании через веревку в 30-40%.

Взмах рук при прыжке не всегда имеет место. Очень медленно руки становятся усилителем скорости движения.

При приземлении дети этого возраста не одновременно ставят стопы на землю, тяжело опускаются на всю стопу сразу, без перехода с пятки на носок.
Средние показатели физической подготовленности детей

Показатели

Пол

Возраст

3 года

Скорость бега на 10м с хода

М

Д

3,5 – 2,8

3,8-2,7

Длина прыжка с места, см

М

Д

47.0-67.5

38.2-64.0

Дальность броска правой рукой, м

М

Д

1.8-3.6

1.5-2.3

Дальность броска левой рукой, м

М

Д

2.0-3.0

1.3-1.9

Дальность броска небольшого мяча (1 кг) из-за головы, см

М

Д

119-157

97-133


Глава 2 Физиологическая характеристика детей с 3 до 6 лет
2.1 Возрастные особенности крови детей от 3 до 6 лет
Количество крови у детей от 3 лет до 6 лет



Количество крови

Возраст

3-6 лет

В % к массе тела

10,9

На 1 кг массы тела

100



Показатели крови детей от 3  лет до 6 лет



Возраст

Гемоглобин,

г/л

Эритроциты,

мм³

Лейкоциты,

мм³,

Тромбоциты

3-6 лет

136.0

4.89

10200

243000

В 3-4 года, в 8 лет количество гемоглобина и эритроцитов не растет. В 6-7 лет – замедленное нарастание тромбоцитов и гемоглобина.
Возрастная характеристика лейкоцитарной формулы

(в  % от общего числа лейкоцитов)

Возраст в годах

Нейтрофилы

Моноциты

Лимфоциты

4-5 лет

45,5

9,0

44,5

6-7 лет

46.5

9.5

42.0



Высокое содержание лимфоцитов и малое количество нетрофилов в первые годы жизни постепенно выравнивается, достигая к 5-6 годам почти одинаковых величин. После этого содержание нейтрофилов неуклонно растет, а количество лимфоцитов понижается.
СОЭ, возрастные особенности



Возраст

СОЭ, мм/час

От 2 до 10 лет

4-12

Взрослые

2-12


2.2 Особенности ССС у детей от 3 до 6 лет
Начиная с 5 лет сердце растет наиболее быстро. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5-6 годам).

Масса сердца к 6 годам возрастает в 5 раз.

Диаметр подключичной артерии наиболее интенсивно увеличивается от момента рождения ребенка до 4 лет.

В течение первых 5 лет жизни ребенка диаметр локтевой артерии увеличивается более интенсивно, чем лучевой, но в дальнейшем диаметр лучевой артерии преобладает. Увеличивается также окружность артерий. Так, окружность восходящей аорты у новорожденных равна 17-23 мм, в 4 года – 39 мм.

Артерии, кровоснабжающие мозг, наиболее интенсивно развиваются до 3-4 летнего возраста, по темпам роста превосходя другие сосуды. Наиболее быстро растет в длину передняя мозговая артерия.
2.3 Особенности дыхательной системы у детей от 3 до 6 лет
В возрасте от 3-7 лет темпы роста легких снижаются. Тип дыхания – начинает преобладать грудной.

Частота дыхания (раз в минуту)



Возраст

Частота

4-6 лет

24-26



Дыхательный объем (в миллилитрах)



Возраст

Объем

4-6 лет

120-160


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Возрастные изменения жизненной емкости легких ( в литрах)

Возраст

Мальчики

Девочки

4 года

1.1

-

5 лет

1.2

-

6 лет

1.2

1,2



Потребности кислорода ( в миллилитрах в минуту)



Возраст

Количество

4-6 лет

108-115


2.4 Особенности пищеварительной системы детей от 3 до 6 лет
Глоточное отверстие слуховой трубы после 4 лете перемещается кверху и кзади.

Расстояние от зубов до кардинальной части желудка в 5 лет – 26 – 27,9 см. Просвет пищевода у ребенка 6 лет – 1,3 – 1,8 см.

Объем желудка к 4 годам достигает 750см³. По мере роста и развития ребенка  желудок опускается.

Ленты ободочной кишки, гаустры и сальниковые отростки окончательно формируются к 6-7 годам.

К 5 годам петли сигмовидной кишки располагаются над входом в малый таз.

У детей 3-7 лет нижний край печени находится ниже реберной дуги на 1,5 – 2,0 см (по среднеключичной линии).
2.5 Особенности выделительной системы у детей от 3 до 6 лет

Количество мочи в сутки ( в мл)



Возраст

Количество, мл

3-6 лет

600-900



После 5-7 лет положение почек относительно позвоночника приближается к таковому у взрослого человека.

К 4 годам длина мочеточника увеличивается до 15  см. Мышечная оболочка в раннем детском возрасте выражена слабо.

К 5 года мочевой пузырь вмещает 180 мл мочи.
2.6 Особенности обмена веществ у детей от 3 – 6 лет
Общее содержание воды в организме индивидуумов различного возраста и пола

(по Керпель-Фрониусу, 1964)

Пол

Возраст

Масса тела, кг

Сс содержание воды, % от массы

-

4-5 лет

16,60

58,9

Средняя суточная потребность в воде в различные возрасты



Возраст

Кол-во воды на 1 кг веса ( в мл)

4 года

100-110

6 лет

90-100



Потребность детей и подростков в некоторых минеральных элементах, мг/день

Возраст

Кальций

Фосфор

Магний

4-6 лет

1000

1500

220



Нормы потребностей детей в витаминах



Возраст

Витамины, мг

А

В1

В2

В

В6

С

D

3-7 лет

3300 МЕ

1,5

2,5

10

1,5

50

500



Изменение основного обмена у детей



Возраст

Пол

3

4

5

6

Расход энергии в ккал на 1 кг

Мальчики

51

47

44

43

девочки

48

44

42

40



Суточный расход энергии на один килограмм массы тела



Возраст

2-6 лет

Расход энергии в ккал на 1 кг



70-75

Энергетическая  ценность 1 г белков и 1 г углеводов равна 4,2 ккал или 17220 Дж; 1г жиров – 9,3 ккал или 36060 Дж (Дж – джоуль, единица измерения энергии (теплоты)); 1 Дж = 0,232 ккал; 1 кал = 4,19 Дж; 1 ккал = 1000кал

Суточная потребность в белках на 1кг массы тела



Возраст

Потребность в белке, грамм

6-10 лет

2,5-3



Потребность в жирах на 1 кг массы



Возраст

Потребность в жирах, грамм

4-7 года

2,5-3



Потребность в углеводах на 1 кг массы тела



Возраст

Потребность в углеводах, грамм

От 4 до 7  года

2.5-3


2.7. Особенности костно-мышечной системы у детей от 3 до 6 лет
К 6 – 7 годам развиваются мышцы рук.
Глава 3 Физиологическая характеристика детей от 7 до 10-11 лет
3.1  Возрастные особенности крови у детей от 7 до 10-11 лет
Количество крови у детей от 7 до 10-11 лет



Количество крови

Возраст

6-10 лет

В % к массе тела

7

На 1 кг массы тела

70



Показатели крови детей



Возраст

Гемоглобин,

г/л

Эритроциты,

мм³

Лейкоциты,

мм³,

Тромбоциты

от 4 года до 10-11 лет

136,0-144,5

4,89 – 4,91

10600-8200

200000-300000


Возрастная характеристика лейкоцитарной формулы

(в  % от общего числа лейкоцитов)

Возраст в годах

Нейтрофилы

Моноциты

Лимфоциты

6-10-11

46,5-50.0

9,5

42.0-36.0



СОЭ, возрастные особенности



Возраст

СОЭ, мм/час

От 2 до 10 лет

4-12


3.2 Особенности ССС у детей от 7 до 10-11 лет
К 7 годам линейные размеры сердца увеличиваются в 2 раза,. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5-6 годам, а ширина к 8-10 годам). После 10 лет желудочки растут быстрее, чем предсердия.

В первые 10 лет жизни  наибольший диаметр из всех мозговых артерий имеет средняя.

У детей старше 10 лет локтевая и лучевая артерии располагаются и проецируются так же, как и у взрослых.

К 6-10 годам формируется магистральный тип ветвления артерий, который сохраняется на протяжении всей жизни.

После рождения увеличивается длина внутриорганных сосудов, их диаметр, количество межсосудистых анастомозов, число сосудов на единицу объема органов. Наиболее интенсивно протекает этот процесс на первом году жизни и в период от 8 до 12 лет.
3.3 Особенности дыхательной системы у детей от 7 до 10-11 лет
В возрасте 3-7 лет темпы роста легких снижаются. С 3-7 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.
Частота дыхания (раз в минуту)



Возраст

Частота

7-9 лет

21-23

10-12 лет

18-20



Дыхательный объем (в миллилитрах)



Возраст

Объем

7-9 лет

160-230

10-12 лет

230-260



Возрастные изменения жизненной емкости легких (в литрах)



Возраст

Мальчики

Девочки

8 лет

1,6

1,3

9 лет

1,7

1,45



Потребности кислорода ( в миллилитрах в минуту)



Возраст

Количество

8 лет

135-150

9 лет

160-170


3.4 Особенности пищеварительной системы у детей от 7 до 10-11 лет
К 11 годам заканчивается рост поджелудочной железы.
3.5 Особенности выделительной системы у детей от 7 до 10-11 лет
Потери воды организмом через кожу и легкие в сутки (в мл)



Возраст

Количество, мл

10 лет

550-650


Количество мочи в сутки (мл)



Возраст

Количество, мл

От 5 до 10 лет

700-1200


3.6  Особенности обмена веществ у детей от 7 до 10-11 лет
Средняя суточная потребность в воде в различные возрасты



Возраст

Кол-во воды на 1 кг веса ( в мл)

6 лет

90-100

10 лет

70-85



Потребность детей и подростков в некоторых минеральных элементах, мг/день

Возраст

Кальций

Фосфор

Магний

7-10 лет

1200

2000

360



Нормы потребностей детей в витаминах



Возраст

Витамины, мг

А

В1

В2

В

В6

С

D

7-11 лет

5000 МЕ

1,5

3

15

1,5

60

500

Изменение основного обмена у детей



Возраст

Пол

7

Расход энергии в ккал на 1 кг

Мальчики

42

девочки

38



Суточный расход энергии на один килограмм массы тела



Возраст

7-10 лет

Расход энергии в ккал на 1 кг



60-70

Энергетическая  ценность 1 г белков и 1 г углеводов равна 4,2 ккал или 17220 Дж; 1г жиров – 9,3 ккал или 36060 Дж (Дж – джоуль, единица измерения энергии (теплоты)); 1 Дж = 0,232 ккал; 1 кал = 4,19 Дж; 1 ккал = 1000кал
Суточная потребность в белках на 1кг массы тела



Возраст

Потребность в белке, грамм

1 год

4-5

1-3 года

4-4,5



Потребность в жирах на 1 кг массы



Возраст

Потребность в жирах, грамм

6-10 лет

2,5-3


3.7 Особенности костно-мышечной системы у детей от 7 до 10-11 лет
В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной оболочке суставной капсулы у детей с 3-8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность.

После рождения рост черепа происходит неравномерно. От рождения до 7 лет череп растет быстро. К 7 годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается, и оно достигает почти такой же величины, как у взрослого человека.

От 7 до 12-13 лет череп растет равномерно, замедленно.

У детей 3-8 лет размах движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагенизации суставных капсул, связок.
Глава 4 Возрастная характеристика детей с 11-12 до 15-16 лет
4.1 Возрастные особенности крови у детей с 11-12 до 15-16 лет
         Количество крови у детей

Количество крови

Возраст

12-16 лет

В % к массе тела

7

На 1 кг массы тела

70






    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.