Реферат по предмету "Медицина"


Головная боль 2

Головная боль

Дети, также как и взрослые люди, достаточно часто испытывают головные боли. Частые головные боли у ребенка являются серьезным основанием для обращения к детскому неврологу. Ведь для того, чтобы установить истинную причину головной боли, родителям необходима помощь врача. Головные боли могут испытывать даже младенцы, а осознанно рассказать о своих болевых ощущениях дети могут с 4-5 лет и при этом они далеко не всегда могут правильно локализовать и описать свои болевые ощущения. Поэтому, помимо самой жалобы на боль, важными становятся такие симптомы, как изменение поведения ребенка, капризность, возбудимость, беспричинный плач, нарушение сна.

К счастью, тяжелые органические заболевания (опухоль головного мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция) нечасто являются причиной головной боли. Такую головную боль называют вторичной или симптоматической. Несмотря на редкость вторичных головных болей, необходимо ответственно относится к их дифференциальной диагностике, так как обусловившие их заболевания являются жизнеугрожающими и требуют неотложных лечебных мероприятий.

Значительно чаще дети страдают от первичной головной боли, самые распространенные из которых- головная боль напряжения и мигрень.

Следует также помнить, что голова может стать «объектом болезни» в тех случаях, когда ребенок старается расположить к себе родителей, вызвать жалость, избежать каких-либо неприятных ситуаций. В этом случае проблема становится не только медицинской и психологической и является поводом для консультации детского психолога.

Опухоль головного мозга

Опухоли головного мозга у детей младшего возраста характеризуются длительным бессимптомным периодом. Это связано с тем, что кости черепа ребенка податливы, роднички не закрыты. Быстрый темп роста окружности головы, ее большие размеры, увеличивающийся родничок, усиление венозной сети на голове, лице могут быть признаками опухоли мозга. Часто отмечается вынужденное положение головы.

У детей более старшего возраста первые признаки опухоли нередко провоцируются травмами головы, инфекциями. Если опухоль расположена близко к путям цереброспинальной жидкости и перекрывает эти пути, повышается внутричерепное давление. Начинаются головные боли, тошнота. Головная боль возникает чаще ночью или утром, после сна, при перемене положения головы. Головную боль сопровождают тошнота и рвота. Рвота приносит облегчение, но частые рвоты истощают ребенка. Возможны судороги.

Опухоли, локализующиеся в задней черепной ямке и поражающие мозжечок, проявляются нарушением походки. Ребенок ходит с широко расставленными ногами, походка шаткая. Можно заметить также дрожание глазных яблок, дрожание рук.

Дети без причины становятся вялыми, капризными, сонливыми, у них отсутствует интерес к окружающему, они перестают играть в шумные игры, не обращают внимания на игрушки.

Если родители замечают внезапные изменения характера, поведения ребенка, им следует не только применять воспитательные меры, но и обязательно обратиться к неврологу.


Черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга, ушиб мозга)

Особенности анатомии и физиологии детского мозга отличают картину черепно-мозговой травмы ребенка от таковой у взрослых. У грудных детей повышение внутричерепного давления, сдавление мозга при гематомах длительно никак клинически не проявляется, так как у них открыты роднички, податливы черепные швы. Кости черепа маленьких детей очень тонкие, при ушибах головы часто возникают переломы костей, при этом клинические проявления травмы мозга отсутствуют. Всем известно, что важнейшим симптомом черепно-мозговой травмы является потеря сознания. Но у детей раннего возраста она может быть очень кратковременной — 1-2 секунды, поэтому родители часто не замечают ее.

У более старших детей в ряде случаев легкая черепно-мозговая травма может проявляться только нарушением поведения. Ребенок после ушиба становится капризным, беспокойным или, наоборот, вялым, сонливым. В день травмы засыпает раньше, чем обычно. Может без видимой причины однократно повыситься температура.

При всех формах черепно-мозговой травмы дети нуждаются в осмотре невролога, а также — обязательном дополнительном обследовании, а при необходимости — в госпитализации.

Нейроинфекция (менингит, менингоэнцефалит) - общее название инфекционных болезней, характеризующихся преимущественной локализацией возбудителя инфекции в центральной нервной системе и клиническими признаками поражения каких-либо ее отделов.

Внимание! Грозные симптомы!

Повышение температуры тела до высоких цифр

Головная боль обычно она носит диффузный характер, усиливается от резких движений, звуковых и световых раздражителей

Рвота, возникающая без тошноты и не связанная с приемом пищи. Чаще она бывает при изменении положения тела. После рвоты головная боль не уменьшается!

Вегетативные нарушения – диссоциация между температурой тела и пульсом, зрачковые нарушения, появление высыпаний на коже, расстройство сознания.

Двигательные нарушения – симптомы поражения двигательных черепных нервов – например, сходящееся или расходящееся косоглазие, сглаженность одной из носогубных складок, отклонение языка от средней линии.

Нарушение чувствительности (общая гперестезия)


Появление указанных симптомов у ребенка является основанием для экстренной госпитализации в нейроинфекционное отделение!

Ребенок, перенесший нейроинфекцию, подлежит после выписки диспансерному наблюдению детским неврологом в течение 2-5 лет. Такое длительное наблюдение связано с поздним развитием патологических синдромов, чаще других развиваются церебростенический и гипертензионный синдромы.

Цереброастенический синдром характеризуется повышенной раздражительностью или возбудимостью ребенка, дети плохо засыпают, у них может отмечаться повышенная сонливость или бессоница, появляются ночные страхи, навязчивые состояния.

Гипертензионный синдром возникает обычно через 2—6 месяцев после выписки и может иметь тенденцию к нарастанию. Проявлениями этого синдрома являются постоянная или приступообразная головная боль, рвота, высокие сухожильные рефлексы.

Ребенок, перенесший нейроинфекцию, освобождается от профилактических прививок на 12 месяцев, а в дальнейшем вопрос о прививках решается педиатром совместно с невропатологом и иммунологом.

Головная боль напряжения
(ГБН)

Этот вид первичной головной боли определяют как головную боль, возникающую в ответ на психическое напряжение, появляющееся в результате острого или хронического стресса. При этом психическое напряжение может сочетаться с напряжением мышц скальпа (лобных, височных, затылочных), которые натягивают шлем головы. Распространенность ГБН достигает 70%. ГБН могут наблюдаться у больных всех возрастных групп, в том числе у детей.

Мигрень

Среди первичных головных болей наиболее яркой является мигрень, имеющая несколько отличительных черт. Прежде всего, мигренозная боль имеет приступообразный характер. Она, как правило, отличается пульсирующим характером и высокой интенсивностью. Нередко она сопровождается тошнотой, рвотой, звуко- и светобоязнью. То есть картина мигренозного приступа достаточно своеобразна.

Кроме того, самому приступу может предшествовать так называемые предвестники, или – аура. Чаще это – нарушения зрения, такие, как точечки, мушки, сетка в каком-либо поле, обычно односторонние.

В зависимости от возраста характер мигренозных приступов (а может быть, ощущение их ребенком) может видоизменяться. В раннем возрасте на формирование мигренозного стереотипа может указывать завершение приступа рвотой или подавленное состояние ребенка перед пароксизмом.

В процессе роста и развития он более четко определяет свое состояние в период предвестников, может охарактеризовать пульсирующий ее характер (будто стучат молоточки), и приступообразность (не было — не было, и вдруг появилась), и жаловаться на яркость света, и просить сделать телевизор потише. Тем самым диагностика мигренозных приступов в старшем возрасте вызывает существенно меньше проблем.

Лечение мигрени требует профессионального, систематического и серьезного подхода, так как сильная приступообразная головная боль может быть проявлением и другого серьезного заболевания. Поэтому выбор конкретного метода лечения мигрени, который больше всего подойдет ребенку лучше всего доверить детскому неврологу.

Синдром вегетативной дистонии (СВД, вегето-сосудистая дистония) — широкое и разнообразное клиническое понятие, объединяющее все формы нарушения вегетативной регуляции. Наиболее важными причинами развития синдрома вегетативной дистонии являются
наследственность — когда у ребенка, как и у его старших родственников, уже в раннем возрасте выявляется нестойкость вегетативных параметров (артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры), повышенная метеодоступность, плохая переносимость физического и умственного труда
психофизиологическая реакция на острый или хронический стресс

У детей с синдромом вегетативной дистонии могут выявляться дыхательные нарушения в виде чувства нехватки воздуха, одышки,расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта в виде нарушения аппетита, тошноты, рвоты, болей в животе, запоры или поносы. Наиболее часто отмечается дисфункция сердечно-сосудистой системы (нейроциркуляторная дистония) в виде нарушения сердечного ритма, нестабильности показателей артериального давления.

Нарушешение терморегуляции – длительно сохраняющееся повышение температуры тела после перенесенного заболевания или регулярные подъемы температуры на фоне видимого здоровья. Дети с расстройствами терморегуляции плохо переносят сквозняки, сырую погоду, у них отмечается повышенная зябкость, легко возникает озноб. В отличие от лихорадок инфекционного генеза гипертермия исчезает при засыпании. Во время сна у таких детей температура нормальная.

Гипергидроз (повышенная потливость) может быть общим, когда равномерно потеют все поверхности тела, но чаще встречается локальный гипергидроз – избыточная потливость головы, шеи, ладоней, стоп и подмышечных впадин.
Синдром вегетативной дистонии может проявляться также в виде пароксизмальных состояний, таких как обморок – приступ быстро нарастающей слабости, сопровождающийся потемнением в глазах, ощущением шума в ушах с последующей кратковременной потерей сознания.

Расстройства сна

Нарушения сна ребенка – частая жалоба родителей. Трудности с засыпанием, частые пробуждения, беспокойный сон, различные пароксизмальные события во сне – повод для обращения к детскому неврологу.

В детском возрасте, чаще, чем в более старшем, встречаются парасомнии – нежелательные события, возникающие во сне. Это ночные страхи – патологическое состояние, характеризующееся внезапным пробуждением из глубоких стадий сна, криком, вгетативными нарушениями (учащенные седцебиение и дыхание, покраснение лица, расширение зрачков) и изменением поведения, сопровождающимся выраженным чувством страха,сонамбулизм (снохождение), ночной энурез – повторное непроизвольное мочеиспускание во сне.

Диагноз ночной энурез выставляется детям, начиная с 5 летнего возраста. С течением времени, как правило, частота энуреза уменьшается и наступает выздоровление. Ночной энурез может быть первичным или вторичным.

Первичный энурез наблюдается с рождения и предположительно вызван замедленным созреванием системы регуляции мочеиспускания. Вторичным называют энурез, развившийся уже после этапа нормального формирования рефлекса на мочеиспускание и часто связан с психологическим стрессом или повторными сопутствующимими заболеваниями. Причиной вторичного энуреза могут быть заболеваение мочевыводящих путей, аномалии развития спинного мозга.

Родителям детей, страдающих энурезом, рекомендуется ведение дневника, в котором ребенок отмечает «сухие ночи», вечернее ограничение приема жидкости, фруктов и овощей, содержащих большое количество воды, обязательное мочеиспускание перед сном, благоприятная семейная атмосфера ( без излишней фиксации на дефекте), применение специального устройства («будильника»), которое будит ребенка при появлении первых капель мочи, часто способствует постепенному прекращению энуреза. Целесообразны упражнения по тренировке произвольного контроля над мочеиспусканием. При необходимости детский невролог назначит лекарственные препараты.

Повышенная двигательная активность во сне может являться причиной неполноценного, неосвежающего сна.

Стереотипные ритмические раскачивания (яктации) при засыпании наблюдаются чаще у детей в первые 2 года жизни. Длительность эпизода может быть разной, но чаще она не превышает 15 мин. У детей старшего возраста ночные яктации в норме не наблюдаются, их появление указывает на поражение нервной системы, кроме того интенсивные раскачивания могут приводить к серьезным травмам.

Синдром периодических движений ног характеризуется движениями, которые возникают во сне через приблизительно равные интервалы времени, обычно каждые 30 секунд.

Нарушение походки

Походка представляет собой гармоничное взаимодействие мышц, костей, глаз и внутреннего уха. Координация движений находится под контролем центральной нервной системы.

В разные возрастные периоды походка ребенка имеет определенные особенности. Вспомним первые неустойчивые шажки годовалого малыша или угловатость движений подростка. Кроме того. По мере роста и развития походка постепенно приобретает уникальные черты, характерные для каждого человека. Причиной беспокойства родителей, как правило, становится необычная походка ребенка: «косолапость», установка стоп на внешний край, икс-образная установка ног, когда стопы, наоборот, в большей степени опираются на внутренний край, подъем стоп на носки, наконец, шаткость походки.

Детский невролог сумеет оценить степень нарушения походки Вашего ребенка, выявить его причину, в случае необходимости, назначит дополнительное обследование, даст рекомендации, назначит правильное лечение.
Тики

Частой причиной обращения к деткому невролога являютсятики -быстрые, стереотипные кратковременные насильственные движения. Самостоятельно побороть или остановить тики ребенок не в состоянии. Дети старшего возраста могут на короткое время произвольно тормозить тик. Однако, это вызывает у них значительную внутреннюю напряженность. усиливает неприятные телесные ощущения, и неминуемо затем возникает насильственное движение, нередко более интенсивное, чем обычно.

Чаще тики возникают в лицевой мускулатуре — нахмуривание лба, наморщивание носа, зажмуривание глаз или частое мигание, вытягивание губ. Кроме того, возможны многочисленные тики рук, ног, мышц туловища. Интересной разновидностью являются тики голосовых связок, ли вокальные тики, которые проявляются непроизвольными звуками, выкриками или даже произнесением отдельных слов вне зависимости от желания больного. Тикиусиливаются под влиянием эмоций, уменьшаются при физической деятельности. концентрации внимания и полностью исчезают во сне.

Происхождение многих тиков до конца не ясно. Некоторые из них имеют генетическое наследование (синдром Туретта), другие вторично вызваны какими-либо заболеваниями (нейроинфекции, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации). Чаще всего у детей развиваются так называемые первичные или идиопатические тики. Нередко им предшествуют острые или хронические стрессовые ситуации, например развод родителей, неблагоприятная обстановка в семье или испуг после общения с животными. Длительность заболевания может быть различной — от нескольких недель. до нескольких лет. Часто с возрастом тики сглаживаются или вовсе проходят. Иногда их исчезновению способствует какой-нибудь неспецифический стресс — перенесенное острое воспалительное заболевание с лихорадкой или сильное эмоциональное переживание.

Нарушение поведения, адаптации в детском коллективе, снижение школьной успеваемости

Правильно реагировать на трудные жизненные ситуации мы учимся всю жизнь. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что может помочь детям выйти из трудных ситуаций?

Перед многими детьми, посещающими детские учреждения (детский сад, школу и т.п.), возникают вопросы взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками. Почему ребенок не хочет идти в школу, снизил успеваемость, почему часто болеет? У детей может появиться «школьная фобия». Нередко речь идет не столько о страхе перед школой, сколько о страхе ухода из дома, разлуке с родителями. Иногда сами родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками.

Невозможность сосредоточиться на чем-либо, слишком частые ошибки в работе, ухудшение памяти, быстрая истощаемость, чувство усталости, слишком быстрая речь, повышенная возбудимость могут быть проявлениями синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации.

Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. В последние годы доказана его генетическая природа. Частота синдрома дефицита внимания у школьников составляет около 10%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Задержка или нарушение речевого развития

Встречается несколько форм специфических задержек (нарушений) речевого развития:

— расстройство артикуляции речи (дизартрия), когда ребенок не выговаривает звуки в такой степени, что его невозможно понять ни взрослым, ни тем более сверстникам. Эта категория, как правило, применима к детям, достигшим 3-летнего возраста и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;

— расстройство экспрессивной речи — когда речь ребенка развита гораздо ниже его психосоциальных возрастных возможностей, или практически отсутствует;

— рецептивной речи — когда ребенок не понимает или испытывает трудности в понимании обращенной к нему речи. Эта категория применима к детям с достаточным слухом и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;

— смешанные расстройства речи;

Детям с речевыми нарушениями необходимы занятия с логопедом, им рекомендуется логопедическая группа детского сада, детский невролог может, если речь идет о задержке речевого развития, порекомендовать наиболее эффективные лекарственные препараты, которые существенно ускорят процесс развития речи. Но задержка речевого развития может оказаться не самостоятельным расстройством, а лишь симптомом в структуре более тяжелых заболеваний и нарушений развития. В любом случае, детский невролог, правильно поставив диагноз, порекомендует дополнительные консультации (логопеда, психолога, психиатра), назначит соответствующее медикаментозное лечение.

Заикание, логоневроз

Заиканиеявляется наиболее распространенной речевой патологией. Различают невротическое и неврозоподобное заикание (логоневроз). Основными признаками невротического заиканияследует считать психогенно обусловленное внезапное его начало у детей 3-5 лет со своевременным и правильным речевым, интеллектуальным и моторным развитием. Появлению первых запинок могут предшествовать соматическая ослабленность вследствие заболеваний других органов и систем, а также невротические расстройства, такие как нарушение сна, плаксивость, пугливость и т.д.

Неврозоподобный логоневроз чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для больных с неврозоподобным заиканием характерно более позднее развитие речи и общей моторики, наличие неврозоподобных и церебрастеничесих расстройств, нарушений речевого развития. По сравнению с невротическим заиканием здесь отмечается склонность к гиперкинезам (тикам), стойкость сопутствующих движений.

В обоих случаях ребенок нуждается в консультации детского невролога. Установив причину заикания, он сможет определить план обследования ребенка, дать советы родителям, назначить адекватное лечение

Американские специалисты опубликовали свои рекомендации по поводу поведения родителей, у которых дети заикаются.

ждите, пока ребенок произнесет слово. Нельзя договаривать за ребенка его мысль.

сохраняйте визуальный контакт с заикающимся, а не прячьте глаза.

говорите медленно и спокойно, тогда и ребенок будет говорить медленно, спокойно.

заикающийся ребенок и родители должны разговаривать без отвлечения на другие дела.

не критикуйте и не наказывайте ребенка за невнятную речь.

открыто говорите с ребенком о заикании, если он интересуется этим вопросом.

Детская эпилепсия

Эпилепсия - одна из наиболее актуальных проблем в детской неврологии. Частота эпилепсии в детской популяции составляет 0,5-0,75% детского населения, а фебрильных судорог (судорожных приступов при подъеме температуры тела выше 38°С) — до 5%.

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми приступами нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов. Представленное определение содержит два важных положения. Во-первых, эпилепсия не включает единичные приступы вне зависимости от их клинических проявлений. Только повторные приступы являются основанием для установления диагноза эпилепсии. Во-вторых, к эпилепсии относятся спонтанные, непровоцируемые приступы (исключение — рефлекторные формы). По определению, фебрильные судороги, а также судороги, возникающие при острых заболеваниях головного мозга (например, при энцефалите, субдуральной гематоме, остром нарушении мозгового кровообращения и пр.), не являются эпилепсией.

Проявления эпилепсии крайне разнообразны. Современная классификация эпилептических приступов учитывает как клинические, так и нейрофизиологические (электро-энцефалографические) критерии большинства видов эпилептических приступов.

Детский невролог может диагностировать эпилепсию после тщательного сбора анамнеза, осмотра ребенка и оценки электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ). Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а достигнув взрослого возраста – с успехом получать профессиональные навыки и работать.
Наблюдение за развитием ребенка первого года жизни


Для ребенка первого года жизни история начинается еще до его зачатия, со здоровья его родителей. Семейная предрасположенность к тем или иным заболеваниям, хронические заболевания матери до беременности, острые заболевания во время беременности, курение, употребление алкоголем или наркотиками, различные осложнения течения беременности и родов — все это может отрицательно повлиять на развитие плода и формирование его нервной системы. Очень ценными для детского невролога являются данные о состоянии ребенка в первые минуты после рождения, которые фиксирует врач родильного дома.

Неврологический осмотр ребенка первого года жизни состоит из нескольких этапов: оценки позы ребенка и его мышечного тонуса; оценки врожденных рефлексов; проверки двигательных, голосовых, познавательных и эмоциональных реакций, соответствующих определенному возрасту; оценки функции черепных нервов и глубоких рефлексов.

К счастью, тяжелая неврологическая патология, обусловленная гипоксией (недостатком кислорода), инфекцией, токсическим воздействием на плод алкоголя, некоторых лекарственных препаратов и т.п., генетическими и другими причинами, встречается редко. Гораздо чаще родителей и детских врачей тревожит поведение так называемых «возбудимых» детей. Обычно родители возбудимых детей жалуются на их беспокойный сон, трудности при кормлении, беспричинный плач, эпизоды повышенной хаотичной двигательной активности, невозможность быстро успокоить ребенка.

Задачей детского невролога является правильно оценить состояние ребенка первого года жизни, вовремя отметить возможные нарушения развития, устанавливать причину этих нарушений и проводить их адекватную коррекцию. Профилактические неврологические осмотры грудных детей проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.