Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ комплекса маркетинга как средство повышения эффективности работы предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет Экономики и управления
Кафедра Экономики и технологии бизнеса
Курсовая работа по дисциплине «Основы маркетинга»
Анализ комплекса маркетинга как средствоповышения эффективности работы предприятия
На примере фирмы Салби-Айс

Содержание
Введение
Теоретическая часть
1. Комплекс маркетинга
2. Товарная политика
3. Ценовая политика
4. Сбытовая политика
4.1 Оптовая и розничнаяторговля
5. Политика продвижения
Практическая часть
1. Комплекс маркетинга
1.1 Характеристикаобъекта исследования
2. Исследованиемаркетинговой деятельности ООО фирмы «Салби-Айс»
2.1 Товарная политикафирмы
3. Ценовая политика
3.1 Оптовая и розничнаяторговля
4 Сбытовая политика
5. Политика продвижения
6. Обобщающий анализсильных и слабых сторон организации, рыночных возможностей и угроз
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Маркетинг –одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких,как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующиепроизводством новых и марочных товаров и т. п. Им нужно знать, как описатьрынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтенияпотребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар снужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством ценыдонести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников,чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламироватьи продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным наборомзнаний и умений.
В современныхусловиях почти невозможно представить успешно функционирующее предприятие,которое не использовало бы в своей работе инструменты маркетинга. Применениемаркетинга дает возможность предприятию приспособиться к условиям изменчивойокружающей среды и занять выгодную конкурентную позицию.
Успех нарынке определяет покупатель. Этому в решающей степени способствует хорошиймаркетинг. Именно малые и средние предприятия часто не имеют возможностисвоевременно реагировать на трудности реализации. С другой стороны, они оченьбыстро ощущают, что значит не суметь приспособиться к новым требованиям вусловиях меняющегося рынка. Маркетинг предлагает этим предприятияммногочисленные варианты действий для выхода из затруднительного положения.
Цель даннойработы заключается в исследовании маркетинговой политики предприятия на примереООО фирмы «САЛБИ-АЙС».
Длядостижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать предприятие (выявить его структуру, дать характеристику)
2. Видыдеятельности (каков ассортимент товара, ценообразование)
3. Изучитьработу отдела сбыта
 

Теоретическаячасть
 
1.Комплекс маркетинга
 
Приняврешение относительно позиционирования своего товара, фирма готова приступить кпланированию деталей комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга – одно изосновных понятий современной системы маркетинга.
Комплексмаркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга,совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответнуюреакцию со стороны целевого рынка.
В комплексмаркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия наспрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыреосновные группы:
ü  товар;
ü  цена;
ü  методыраспространения;
ü  стимулирование.
Выдвижениенаиболее важных и общих задач в области производственной, ценовой, сбытовойполитики фирмы, определение генеральных направлений повышения ее деловойактивности с использованием благоприятных внешних факторов и внутреннихвозможностей воздействия на покупателей (потребителей) и конкурентов составляютстратегию маркетинга.
Стратегиямаркетинга – главное направление усилий фирмы, философия бизнеса. Онаосуществляется через стратегическое планирование, позволяющее привести всоответствие цели и возможности фирмы по их достижению.
Стратегиямаркетинга – совокупность маркетинговых мероприятий, посредством которых компаниянамеревается достичь запланированных величин объема продаж и прибыли.
Еще до выходакомпании на рынок маркетинговая стратегия предполагает:
1)     глубокий анализрыночной ситуации и прогноз ее развития;
2)     оценку степенисвободы в установлении горизонтальных контактов;
3)     определение своейсобственной позиции на рынке и коммерческого риска, связанного с изменениемэтой позиции под влиянием конкуренции;
4)     разработкусамостоятельной организационной, технико-технологической, ассортиментной,ценовой политики предприятия в целях изменения конъюнктуры рынка в желаемомнаправлении;
5)     сбор, обработку ианализ информации о факторах, формирующих рыночное окружение предприятия;
6)     подготовкувысококвалифицированных специалистов и руководителей, способных вести деловыепереговоры и практически реализовывать маркетинговую программу в полном объеме,либо привлечение надежных исполнителей со стороны.
Наиболееоптимальное сочетание маркетинговых инструментов является практическимвоплощением маркетинговой стратегии компании. Маркетинговая стратегия включает:
ü  выбор рынков, накоторые планирует выход фирма;
ü  сегментацию рынкаи организацию системы продвижения рыночных продуктов для каждого сегмента;
ü  организациюрекламы на всех этапах процесса продажи товаров;
ü  прогноз действийконкурентов;
ü  учетэкономических и организационных возможностей самой компании и др.

2.Товарная политика
 
Товар –первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требуетпринятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарныхединиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Каждуюотдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать сточки зрения трех уровней. Товар по замыслу – это та товарная услуга, которую вдействительности приобретает покупатель. Товар в реальном исполнении – этопредлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешнимоформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой. Товар сподкреплением – это товар в реальном исполнении с сопровождающими его услугами,такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание ибесплатная доставка.
Предлагаетсянесколько методик классификации товаров. Например, товары можноклассифицировать по степени присущей им долговечности (товары кратковременногопользования, товары длительного пользования и услуги). Товары широкогопотребления обычно классифицируют на основе покупательских привычекпотребителей (товары повседневного спроса, товары предварительного выбора,товары особого спроса и товары пассивного спроса).
Фирма должнаразработать товарно-марочную политику, положениями которой она будетруководствоваться применительно к товарным единицам, входящих в состав еетоварного ассортимента. Она должна решить, надо ли вообще прибегать киспользованию товарных марок, следует ли пользоваться марками производителя иличастными марками, какие качества нужно закладывать в марочный товар, иметь ликоллективные марочные названия для товарных семейств или индивидуальныемарочные названия, стоит ли расширять границы марочного названия, распространяяего на новые товары, целесообразно ли предлагать несколько марочных товаров,составляющих конкуренцию друг другу.
Большинствофирм, как и в частном случае, выпускают не один какой-то товар, а производятопределенный товарный ассортимент. Товарный ассортимент – это группа товаров,схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворениякоторых их покупают, или по характеру каналов их распределения. Каждый товарныйассортимент требует собственной стратегии маркетинга. Проблема наращиваниятоварного ассортимента требует принятия решений относительно того, должно лиэто быть наращивание вниз, вверх или в обоих направлениях. Проблема насыщенияассортимента требует принятия решений о целесообразности добавления новыхизделий в существующих рамках. Требует решения и вопрос о том, какие товарыдолжны представлять весь ассортимент в мероприятиях по стимулированию сбыта.
Под товарнойноменклатурой имеется в виду совокупность ассортиментных групп товаров итоварных единиц, предлагаемых покупателю конкретным продавцом. Товарнуюноменклатуру можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины игармоничности. Эти четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру,являются орудиями в процессе разработки фирмой своей товарной политики.
3. Ценоваяполитика
Несмотря наповышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга, ценаостается важным показателем, особенно на рынках монополистической иолигополистической конкуренции.
Установлениецены на товар – это процесс, состоящий из шести этапов:
1. Фирматщательно определяет цель или цели своего маркетинга, такие, как обеспечениевыживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателямдоли рынка или качества товара.
2. Фирмавыводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара,которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценамразного уровня. Чем неэластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемаяфирмой.
3. Фирмарассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровняхпроизводства.
4. Фирмаизучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовомпозиционировании собственного товара.
5. Фирмавыбирает для себя один из следующих методов ценообразования: «средние издержкиплюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;установление цены на основе ощущаемой ценности товара; установление цены наоснове уровня текущих цен и установление цены на основе текущих торгов.
6. Фирмаустанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полногопсихологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена этасоответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятновоспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом фирмы,конкурентами, поставщиками и государственными органами.
Специальнымтермином для ценовой политики является «политики контрактации» — искусствозаключать контракты (договоры). С помощью цен и условий фирма создает себепреимущества перед конкурентами.
Контракт, содной стороны, — это вознаграждение за фирменную продукцию, с другой – этоусловия, на которых эта продукция предлагается. Это, например, скидки, условияпоставки и платежа, кредиты клиентам и т. п.
Цена –центральный элемент стратегии, направленной на конкуренцию. Но, тем не менее,фирма не должна рассматривать их изолированно от создания продукта,коммуникации и распределения.
Определяяцеленаправленно ценовую политику, которую фирма намерена проводить в отношениисвоей продукции. При этом следует учитывать следующее:
v  цена– это количество денег, которое клиент должен заплатить за количественнуюединицу фирменного продукта или услуг;
v  клиентпринимает эту цену только в том случае, если убежден в том, что получитдействительную пользу. Это возможно в том случае, если польза от использованияпродукта превосходит цену;
v  вследствиеэтого цена является определяющим фактором при принятии клиентом решения озакупке и, более того, о том, у кого он будет производить эту закупку.
При расчетеисходной цены фирмы пользуются различными подходами к проблеме ценообразования.Один из таких подходов – установление цены по географическому принципу,когда фирма решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, ивыбирает либометод установления:
Þ  единой цены с включеннымив нее расходами по доставке;
Þ  зональных цен;
Þ  цен применительно кбазисному пункту;
Þ  цен с принятием на себярасходов по доставке.
Второйподход –установление цен со скидками и зачетами, когда фирма предоставляет скидки заплатеж наличными, скидки за количество закупаемого товара, функциональные исезонные скидки и производит зачеты. Третий подход – установление цендля стимулирования сбыта, когда фирма решает прибегнуть или к использованию«убыточных лидеров», или к ценам для особых случаев или предлагает скидкиналичными. Четвертый подход – установление дискриминационных цен, когдафирма назначает разные цены для разных клиентов, на разные варианты товара, дляразных мест и разного времени. Пятый подход – установление цен на новыйтовар, когда фирма предлагает защищенную патентом новинку либо в рамкахстратегии «снятия сливок», либо в рамках стратегии прочного внедрения на рынок.Шестой подход – ценообразования в рамках товарной номенклатуры, когдафирма устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарногоассортимента, устанавливает цены на дополнительные товары, обязательныепринадлежности и побочные продукты производства.
Решая вопрос обинициативном изменении цен, фирма должна тщательно изучить вероятные реакциипотребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смыслусматривают они в изменении цены. Реакции конкурентов являются либо следствиемчетких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценкикаждой вновь возникающей ситуации. Фирма, планирующая инициативное изменениецен, должна так же предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков,дистрибьюторов и государственных учреждений. В случае изменения цен,предпринятого кем-то из конкурентов, фирма должна попытаться понять егонамерения и вероятную длительность действия нововведения. Если фирма желаетбыстро реагировать на происходящие изменения, ей следует заранее планироватьсвои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.
4.Сбытовая политика
Сбытоваяполитикаподразумевает выбор оптимального варианта распределения товара и стратегиитовара торговых точек. Сбытовая политика предприятия должна соответствовать егообщей стратегии и учитывать специфику товара, характеристики целевой аудитории,возможности и особенности предприятия.
Распределение – это процессперемещения товара в пространстве и времени от производителя к потребителю.
Каналраспределения – это совокупность физических и юридических лиц, способствующихпроцессу перемещения товара от производителя. Процесс перемещения товарасопровождается передачей прав собственности.
Разрабатываясбытовую политику, предприятие должно принять решения по следующим вопросам –выбор каналов распределения. Решения о выборе каналов распределения – один изсамых сложных и ответственных, которые необходимо принять фирме. Каждый каналхарактеризуется присущими ему уровнями сбыта и издержек; выбрав конкретныймаркетинговый канал, фирма должна, как правило, пользоваться им в течениедостаточно длительного промежутка времени. Выбор канала окажет существенноевлияние на прочие составляющие комплекса маркетинга и наоборот. Существуетнесколько видов каналов распределения. Каждый имеет свои достоинства инедостатки.
Прямыеканалы –это формы перемещения товара от производителя к потребителю, осуществляемые безучастия посреднических организаций, представляющие собой продажу товарапроизводителем напрямую потребителям. Например, производитель продает своитовары через торговых агентов или рассылает коммерческие предложения по почте.Большое число связей между производителем и потребителями может приводить кбольшим затратам на коммуникации.
Косвенныеканалы –формы перемещения товара от производителя к потребителю через независимую иликоординируемую сбытовую сеть (то есть с помощью посредников). Товар попадает отпроизводителя к посредникам, а от посредников к потребителю, и каждый этап этойцепочки сопровождается передачей права собственности на товар.
Смешанныеканалы объединяютчерты прямых и косвенных каналов распределения.
Принятиерешения относительно длины канала распределения. Длину канала распределениясоставляет число уровней, из которых он состоит. Уровень канала распределения –это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближении товараи права собственности на него к конечному потребителю. Чем меньше уровней вканале распределения, тем больше возможности у производителя контролироватьпроцесс перемещения товара. И наоборот, чем протяженнее канал распределения,тем сложнее отслеживать и контролировать этот процесс.
Торговыйпосредник– юридическое или физическое лицо, способствующее перемещению товара отпроизводителя к конечному потребителю. Распределение товаров с помощью торговыхпосредников приносит выгоду, поскольку у многих производителей просто не хватитресурсов для прямого маркетинга. Благодаря своим контрактам, опыту,специализации и размаху деятельности посредники предлагают большие возможностидля реализации товаров.
Функцииторговых посредников:
·  обеспечивают широкуюдоступность товара для потребителей (физическая доступность);
·  формируют торговыйассортимент и берут на себя риск;
·  заботятся о сохранноститовара до момента его доставки потребителю, осуществляют транспортировкутовара;
·  обеспечивают покупателюудобство приобретения товара (организуют торговый процесс, предоставляютпокупателю информацию о товаре и возможность осмотреть товар);
·  проводят мероприятия постимулированию и продвижению товара.
Оптовая ирозничная торговля
Сфера оптовойи розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихсяперемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.
Розничнаяторговля– отрасль товарного обращения, специализирующаяся на продаже товаровиндивидуальным потребителям (населению). К основным функциям розничной торговлиотносятся: закупка товаров у производителей и предприятий оптовой торговли,хранение товаров и их подготовка к розничной продаже, продажа товаров населениюи операции с наличными деньгами, организация сервиса, изучение потребительскогорынка, ценообразование, стимулирование покупательского спроса и т. д.
Розничнаяторговля – это любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственноконечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничныеторговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам:
§  наоснове предлагаемого ассортимента (специализированные магазины, универмаги,универсамы, магазины товаров повседневного спроса, торговые комплексы ирозничные предприятия услуг);
§  наоснове относительного внимания к ценам (магазины сниженных цен, склады-магазиныи магазины-демзалы, торгующие по каталогам);
§  наоснове характера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или потелефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой);
§  наоснове принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети,кооперативы розничных торговцев);
§  наоснове разновидности концентрации магазинов (центральные деловые районы,региональные торговые центры, районные торговые центры, торговые центрымикрорайонов);
Розничныйторговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте икомплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения.
Оптоваяторговля включаетв себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает ихс целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцыпомогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничныхторговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны. Оптовикивыполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию,закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных партий намелкие, складирование, транспортировку, финансирование, принятие риска,предоставление информации о рынке и услуг по управлению и консультационныхуслуг.
Всехоптовиков можно разделить на четыре группы. Оптовики-купцы приобретают правасобственности на товар. Их можно дополнительно подразделить на оптовыхторговцев с полным циклом обслуживания (торговцы оптом, дистрибьюторы товаровпромышленного назначения) и оптовых торговцев с ограниченным цикломобслуживания (оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара,оптовики-организаторы, сельскохозяйственные производственные кооперативы).Агенты и брокеры не приобретают права собственности на товар, а получаюткомиссионное вознаграждение за содействие купле-продаже. Оптовые отделения иконторы производителей – это подразделения фирм, не являющихся предприятиямиоптовой торговли, подразделения, созданные для того, чтобы обходиться безпривлечения услуг профессиональных оптовиков.
Оптоваяторговля – это самостоятельная отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие оптовыеторговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевыхпотребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.
Розничнаяторговля представляет собой заключительный этап товародвижения, доводя товар доконечного потребителя – населения.
 
5.Политика продвижения
Тремяосновными средствами возведение в комплексе стимулирования являются реклама,стимулирование сбыта и пропаганда, а так же связи с общественностью. Это орудиямассового маркетинга в отличие от методов личной продажи, которая нацелена наконкретных покупателей.
Реклама – это частькоммуникационной деятельности, представляющая собой форму неличногопредставления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известногоспонсора посредствам платных средств распространения информации.
Реклама, тоесть использование продавцом платных средств распространения информации длядоведения увещевательных сведений о товарах, услугах и организациях, — мощноесредство стимулирования. Реклама выступает во множестве разновидностей:общенациональная, региональная, местная; на широкого потребителя, на сферупромышленности, на сферу розничной торговли; товарная реклама, реклама марки,престижная реклама и т. п.
Рекламавлияет на потребителя и принятия им решения о покупке. Цель этого воздействия –получение желательной ответной реакции от потребителя. Процесс принятия решенияо покупке состоит из шести этапов:
1)   Осведомленность. Если большая частьаудитории не осведомлена о товаре или организации, задача отправителя – донестинеобходимую информацию до потребителей.
2)   Знание. Аудитория располагаетсведениями о существовании предприятия или товара, но не более того. В этомслучае следует сделать сообщения более конкретными и информативными.
3)   Благорасположение. Следует ответить навопрос об отношении аудитории к товару. Если оно неблагоприятно, то необходимовыяснить причины этого и разработать коммуникационную кампанию, направленную наполучение более благоприятных отзывов.
4)   Предпочтение. Если целевая аудиториянастроена по отношению к товару положительно, но не отдает ему предпочтенияперед товарами конкурентов, то необходимо сформировать у аудитории новуюсистему предпочтений, обращая ее внимание на качество товара, его ценность,эффективность и другие характеристики.
5)   Убежденность. Целевая аудиторияотдает предпочтение товару, но еще не уверена в необходимости приобретенияэтого товара. Предприятие должно убедить ее в необходимости совершения покупки.
6)   Покупка. Если некоторые членыцелевой аудитории относятся к товару лояльно, но по тем или иным причинам несовершают покупку, то коммуникатору следует предоставить дополнительнуюинформацию, предложить продукт по более низким ценам.
Рекламодателидолжны четко определить цели своей рекламы, будь то информирование, увещеваниеили напоминание. Размеры рекламного бюджета могут определяться по одному изчетырех принципов исчисления: «от наличных средств», «в процентах к суммепродаж», на уровне затрат конкурентов или «исходя из целей и задач». Решенияотносительно рекламного обращения предполагают формирование идеи этогообращения, оценку и выбор вариантов обращения, и его эффективное исполнение.Решения о средствах распространения информации предполагают установление широтыохвата, частоты появления и силы воздействия рекламы; отбор основных средствраспространения информации; выбор конкретных носителей рекламы и разработкуграфика использования средств рекламы. Оценить экономическую эффективностьотдельных рекламных мероприятий или целых кампаний очень сложно из-за множестване поддающихся полному учету рыночных факторов.
Стимулированиесбыта –это кратковременные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги(купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку), призванные стимулироватьпотребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы.Деятельность по стимулированию сбыта предполагает постановку задач, выборсредств стимулирования, разработку, предварительное опробование и претворение вжизнь соответствующей программы, а также оценку достигнутых результатов.Стимулирование сбыта включает в себя самые разнообразные средства маркетинга,побуждающие к совершению покупки. Предприятия прибегают к стимулированию сбытадля привлечения новых покупателей, поощрения постоянных клиентов и побужденияпотребителей совершить еще одну покупку. Различают стимулированиепотребителей, стимулирование торговых посредников и стимулированиесобственного персонала предприятия.
Возможныследующие действия по стимулированию потребителей:
ü  Распространениекупонов. Купоны – это сертификаты, дающие предъявителю гарантию на скидку сустановленной цены. Купоны используют с целью побудить новых покупателейприобрести товар, а уже имеющихся покупателей – совершать повторные и болеечастые покупки. Раздача купонов может вызвать лишь кратковременный интерес кконкретной марке товара. Большинство потребителей, переключившихся на другуюмарку товара благодаря получению купонов, возвращаются к прежней, как толькораспространение купонов прекращается.
ü  Распространениебесплатных образцов товара может проводиться в виде дегустации в дегустационномзале или в местах розничной торговли (часто проводится для стимулирования сбытапродуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков), либо в виде раздачиобразцов товара. Как правило, образец товара представляет собой упаковку,содержащую для разового использования объем товара. Эти меры, как правило,применяются при стимулировании сбыта товара-новинки в расчете на то, что,попробовав образец, потребитель приобретет товар.
ü  Компенсации– это краткосрочные ценовые стимулы, позволяющие потребителю вернуть частьранее уплаченной за товар суммы.
ü  Премии– это сувениры или сопутствующие товары, предлагаемые бесплатно или посниженным ценам в качестве стимула для покупки рекламируемой марки товара.Использование премий более эффективно, когда они связаны с товаром.
ü  Скидказа количество закупаемого товара предоставляется покупателю, приобретающемуопределенное (достаточное большое) количество товара.
ü  Бонус– это разновидность количественных скидок, предоставляемая покупателю за всепроизведенные закупки в течение определенного периода. Бонусы стимулируютпокупателя приобретать товар у одного продавца, концентрируя заказы и мешаяконкурентам «переманивать» постоянных клиентов.
ü  Продвижениена месте продажи может проводиться с помощью указателей, выставок в торговыхзалах, рекламы в оконных витринах. Эти методы оказывают большое влияние навыбор покупателя.
ü  Зачеты– это прием устаревшего товара в качестве части оплаты за приобретение нового.
ü  Презентациятовара подразумевает проведение демонстраций, показов, вечеров, с цельюпривлечения внимания покупателей к потребительским характеристикам товара.
ü  Продажатоваров в кредит прежде всего стимулирует сбыт дорогостоящих товаров.
ü  Лотереииспользуются для поощрения потребления товаров и привлечения новых покупателей.В качестве выигрыша используются престижные товары, а так же крупные денежныепризы.
Действия постимулированию торговых посредников. Эти мероприятия способствуют росту объемапродаж, максимизации размера партии товара при формировании заказов, поощрениюобмена передовым опытом в реализации товара и т. д. Приемы стимулирования сбытадля торговых посредников следующие:
o    Количественныескидки предоставляются за приобретение крупной партии товара. Скидка за количествозакупаемого товара представляет собой определенный процент, вычитаемый из общейстоимости покупки.
o    Функциональныескидки – это возмещение затрат на привлечение покупателей, предлагаемое службамтовародвижения. Дилерские скидки предоставляются дилерам для покрытия ихрасходов на рекламу и поддержание сбыта товара, за работу с новым товаром и т.д.
o    Участиев специализированных выставках. На выставке демонстрируются товары предприятия,специалистов знакомят с товаром и его свойствами.
Стимулированиесобственного персонала предприятия происходит путем поощрения наиболееинициативных и активных сотрудников. Для стимулирования сотрудников проводятсясоревнования между работниками, в качестве награды предоставляется бесплатноеобучение и повышение квалификации, организация отдыха и денежные премии.
К пропаганде,то есть бесплатному получению редакционного места и времени, прибегаютреже, чем к прочим основным средствам стимулирования, хотя она и обладаетогромными потенциальными возможностями в деле формирования осведомленности ипредпочтений на рынке. Пропагандистская деятельность предполагает постановкузадач, выбор пропагандистских обращений и их носителей, претворение в жизньплана пропаганды и оценку полученных результатов.
Связи собщественностью (public relations) – это управляемый процесс коммуникации междупредприятием и обществом, цель которого – вызвать положительное отношение кдеятельности предприятия у всего общества.
Связи собщественностью – один из важнейших инструментов маркетинга. Для успешнойработы предприятие должно иметь хорошие отношения не только с клиентами,поставщиками и дилерами, но и с широкими кругами заинтересованнойобщественности. Общественность, или публика – это любая группа населения,фактически или потенциально заинтересованная в успехах или неудачах того илииного предприятия либо имеющая влияние на его деятельность. Паблик рилейшнзвключают в себя целый ряд программ, целью которых является продвижение и защитаобраза компании или отдельных товаров. Работа по формированию имиджапредприятия должна проводиться систематически, так как связи с общественностью обеспечиваютблагополучие фирмы не только в настоящее время, но и в долгосрочном периоде.Для формирования позитивного мнения о предприятии необходимо использовать определенныеметоды работы с общественностью. Связи с общественностью тесно связаны срекламной практикой (которая всегда оплачивается), но ведутся на некоммерческойоснове.
Задачи publicrelations:
1.        Установлениевзаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью.
2.        Создание«положительного образа» организации и товара.
3.        Сохранениерепутации организации.
4.        Созданиеу сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делахпредприятия.
5.        Расширениесферы влияния организации.
При работе собщественностью используются следующие инструменты:
Ø Установлениеконтактов со средствами массовой информации. Большинство популярных изданийположительно относятся к сенсационным сообщениям. Пресса всегда приветствуетлюбую статью или информационное сообщение, содержащие элемент новизны, номатериал при этом должен быть достоверным и своевременным. Специалист по связямс общественностью должен предоставлять материалы для печати, по которым затемпишутся статьи, очерки, репортажи и т.д., отвечать на запросы прессы ипредоставлять комплексные информационные услуги, следить за сообщениями печати,радио и телевидения, оценивать их результаты, принимать по необходимости меры кисправлению ошибок, выступать с соответствующими опровержениями.
Ø Выпускхорошо оформленных годовых отчетов, фирменных бюллетеней и иной печатнойпродукции. Под печатной продукцией предприятия понимаются различные бланки,отчеты, визитные карточки, счета и прочие материалы, играющие значительную рольпри формировании организацией собственного стиля.
Ø Созданиедокументальных фильмов для бесплатного распространения в информационных целях.В этих фильмах может рассказываться об истории возникновения и работыпредприятия, об истории изобретения товара и т. д.
Ø Престижнаяреклама напрямую не упоминает о товаре предприятия, а информируетобщественность о вкладе предприятия в социальное и экономическое развитиестраны, поздравляет с праздниками и т. д.
Ø Спонсорствои меценатство. Предприятие может осуществлять спонсорские программы поддержкикультурных и спортивных мероприятий, участвовать в программах помощи различнымсоциальным группам и т. д.
Ø Организациявыставок и семинаров, в которых участвуют и другие предприятия отрасли.

Практическаячасть
 
1. Комплексмаркетинга на примере фирмы ООО «Салби-Айс»
 
Характеристикаобъекта исследования
Объектом исследования в данной работе является ООО фирма«САЛБИ-АЙС». Фирма «САЛБИ-АЙС», в дальнейшем именуемая по тексту Общество,является Обществом с ограниченной ответственностью, которое руководствуется всвоей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральнымзаконом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,а также Учредительным договором о создании Общества «Об обществах сограниченной ответственностью».
Общество зарегистрировано Администрацией Братского районаИркутской области Российской Федерации, свидетельство о регистрации № 668 от 19ноября 1996 года. Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченнойответственностью фирма «САЛБИ-АЙС». Сокращенное наименование: нарусском языке ООО фирма «САЛБИ-АЙС»; на английском языке SALBI-ISEFIRM
Юридический адрес Общества: 665741, Иркутская область,город Братск, село Тангуй. Почтовый адрес Общества: 665730, Иркутская область,город Братск, улица Зверева дом 1. Общая структура Общества представлена на рис.1.1.
В качестве основной цели деятельности ООО фирма «САЛБИ-АЙС»преследует получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являютсяпроизводство пищевых продуктов, в том числе мороженого, молочных продуктов,мясопродуктов, рыбопродуктов и хлебопродуктов. Другими видами деятельностиОбщества являются посредническая, коммерческая и торгово-закупочная деятельность,оптовая и розничная торговля, деятельность в сфере лесозаготовки и лесопереработки.

Общая структура ООО фирмы “САЛБИ-АЙС”
/>
Рисунок1.1
Общество считается созданным как юридическое лицо с моментаего государственной регистрации в установленном порядке в РегистрационномЦентре Администрации Братского района Иркутской области — органа,осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Основными потребителями продукции ООО фирмы “САЛБИ-АЙС“является население города Братска и небольших населённых пунктов Братского,Железногорск-Илимского, Тулунского района и города Усть-Илимск. КонкурентамиООО фирмы “САЛБИ-АЙС” в отрасли выступают Иркутский, Ангарский Хладокомбинат,ООО фирма “Русский холод” (город Барнаул), ООО “Инмарко” (город Новосибирск),фирма “Ангария” (город Иркутск). С начала 2000 года в городе Братске появилсявторой производитель местного мороженого Фабрика “Брайс”. Кроме того, в Братскесуществует ещё одна крупная конкурирующая торговая сеть по реализации мороженого:ИП Ефименко, торговый знак “УМКА”. Продукция ООО фирмы “САЛБИ-АЙС” отличаетсявысоким качеством, приемлемыми ценами и хорошо известна в Братске, в условияхвысокой конкуренции фирма ежедневно держит высокую марку, у которой уже естьсвои приверженцы.

Анализ динамики показателейНаименование показателей Ед. изм Период исследования Всего Февраль Март Апрель 1. Объем продукции тыс. руб 1421,5 1589,5 1719,5 4730,5 2. Выручка тыс. руб 1260 1583 1718,5 4561,5 3. Себестоимость тыс. руб 1101,2 1171,9 1194,5 3467,6 3.1 Материальные затраты тыс. руб 650,7 670,9 690 2011,6 3.2 Затраты на оплату труда тыс. руб 198 239 268,5 705,5 3.3 Энергоресурсы тыс. руб 25 27 29 81 3.4 Амортизационные отчисления тыс. руб 43 45 37 125 3.5 Прочие тыс. руб 184,5 190 170 544,5 5. Прибыль тыс. руб 158,8 411,1 524 1093,9 6. Налог на прибыль тыс. руб 38,112 98,664 125,76 262,536 7. Чистая прибыль тыс. руб 120,688 312,436 398,24 831,364 8. Рентабельность % 12,603175 25,9696778 30,4917079 /> /> /> /> /> /> /> />
В этомразделе исследуются показатели производственно-хозяйственной деятельностифирмы:
§  объёмпродукции,
§  выручка,
§  прибыльот реализации продукции,
себестоимость.
Для анализадинамики показателей и изучения тенденций их изменения используются стандартныеметоды статистической обработки показателей, отчет о затратах на производство иреализацию продукции.
Себестоимость определяет затраты необходимые дляпроизводства и реализации продукции. За исследуемый период себестоимость всреднем увеличивалась на 6,05% в квартал. В целом за три месяца себестоимостьувеличилась на 8,4%. Необходимо отметить то, что себестоимость имеет тенденциюопределенного роста при увеличении объема выпускаемой продукции.
В целом, предприятие стараетсясоответствующим образом выдерживать уровень роста затрат и объема продукции.
Рассматриваясебестоимость по элементам необходимо особое внимание обратить на тепоказатели, которые коренным образом влияют на конечный показатель. Они, какправило, имеют довольно нестабильную динамику изменения от периода к периоду,что ведет к пиковым ситуациям не желательным в деятельности предприятия. Каквидно такими показателями являются: материальные затраты и затраты на оплатутруда. Наименование Ед. изм. Период исследования Февраль Март Апрель 1. Себестоимость % 100 100 100 1.1 Материальные затраты % 59,09 57,25 57,76 1.2 Затраты на оплату труда % 17,98 20,39 22,48 1.3 Энергоресурсы % 2,27 2,30 2,43 1.4 Амортизационные отчисления % 3,90 3,84 3,10 1.5 Прочие % 16,75 16,21 14,23
/>

Прежде всего отметим, наибольшее влияниена себестоимость выпускаемой продукции являются затраты на оплату трудаработающих. Несмотря на среднее увеличение на 13,4% в месяц, его ростпотенциально благоприятен в целом для предприятия. Совместно анализируяпроизводства растут и затраты на оплату труда, в то время как численностьпрактически не изменяется. Это говорит о том, что руководство грамотно проводитполитику повышения мотивации деятельности работающих на предприятии.Потенциально данная политика способна привести в будущем к довольносущественному росту конечных результатов деятельности предприятия.
Прибыль является конечнымфинансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общемвиде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а вцелом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализациипродукции и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль предприятиязависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Ценапродукции на рынке – следствие взаимодействия спроса и предложения. Подвоздействием законов рыночного ценообразования в условиях конкуренции ценапродукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя,она выравнивается автоматически. Затраты на производство продукции – издержкипроизводства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объемапотребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организациипроизводства и др.
Результаты показывают, что рост прибыли вмарте и апреле связан с увеличением объема продукции на 11% в марте и 8 % вапреле, связанным с ростом принятых заявок на поставку мороженного в разныечасти города.
Для оценки эффективности работыпредприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Таким образом,для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль ипроизводственные фонды, с помощью которых она создана.
Рентабельность – это доходность, прибыльностьпредприятия, показатель экономической эффективности производства.Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результатыхозяйствования, потому что она показывает соотношение эффекта с наличными илипотребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельностипредприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
/>
Из графикавидно, что рентабельность растет в течении этих трех месяцев, а ближе к летнемусезону, она возрастет еще больше, так в этот период повышается спрос напродукцию мороженного производства.
Полученныерезультаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повышался вовтором исследуемом месяце на 48,5% и в третьем месяце на 17,4% по сравнению спредыдущим в связи с увеличением прибыли, связанным с большим количествомзаказав от оптовых покупателей, и удельного веса более доходных видов продукциив общем объеме продаж.
 

2.Исследование маркетинговой деятельности ООО фирмы «Салби-Айс»
2.1Товарная политика фирмы
Большоевлияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент(номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
 Ассортимент фирмы ООО «Салби-Айс» Наименование Период исследования Февраль Март Апрель Тыс. руб % Тыс. руб % Тыс. руб % «Стакан большой» в ассортименте 548,1 43,5 723,4 45,7 898,8 52,3 «Фонарик» в ассортименте 165,1 13,1 193,1 12,2 144,4 8,4 «Фруктовый лед» в ассортименте 18,9 1,5 22,2 1,4 20,6 1,2 «Брикет» в ассортименте 70,6 5,6 85,5 5,4 84,2 4,9 «Семейное» в ассортименте 21,4 1,7 23,7 1,5 27,5 1,6 «Холодок» сливочное (ведро) 15,6 1,24 20,6 1,3 20,6 1,2 «Дед Мороз» пломбир (ведро) 11,2 0,89 7,9 0,5 12,0 0,7 «Снежная сказка»сливочное(ведро) 12,2 0,97 19,0 1,2 22,3 1,3 «Великан» в ассортименте (ведро) 2л 15,1 1,2 17,4 1,1 15,5 0,9 «Весовое» в ассортименте 108,4 8,6 120,3 7,6 113,4 6,6 Торты в ассортименте 178,9 14,2 216,9 13,7 206,2 12 Вафельные рожки 44,1 3,5 52,2 3,3 55,0 3,2 Вафельная корзинка 41,6 3,3 72,8 4,6 87,6 5,1 Бумс тортинка с жев. резинкой 8,8 0,7 7,9 0,5 10,3 0,6 Всего 1260 100 1583 100 1718,5 100
В данномслучае фирма «САЛБИ-АЙС» представляет широкий ассортимент мороженогособственного производства.
Анализ даннойтаблицы показал, что широта товарной номенклатуры и насыщенность высоки.Отдельно следует отметить глубину товарной номенклатуры. В виду объемностиинформации о различных видах товаров в таблице указано лишь их общеенаименование.

3. Ценоваяполитика фирмы
К важнейшимэкономическим рычагам повышения эффективности производства является цена,которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение,обмен и потребление. Ценовая политика состоит в том, что предприятиеустанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуациина рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.
В данномслучае фирмой «САЛБИ-АЙС» цена устанавливается исходя из общей себестоимостимороженого собственного производства и исходя из затрат на покупку и доставкумороженого.
Фирмаиспользует методику расчета цены ''средние издержки плюс прибыль''. Метод «средниеиздержки плюс прибыль» является наиболее популярным из всех методов,базирующихся на затратах. Цена в данном случае рассчитывается самым простымспособом, который заключается в начислении определенной наценки насебестоимость товара.
Оптовая ирозничная торговля
Фирма«САЛБИ-АЙС» охватывает сферы оптовой и розничной торговли. Оптовая продажаосуществляется со склада, который находится на территории предприятия, ирозничная – через сеть магазинов и киосков (в количестве 60 штук),расположенных на территории города Братска и Братского района.
Примером можетслужить образование цены на «Стакан большой» 90 грамм, конечная цена которого:оптовой поставки руб, розничной руб.
Себестоимостьединицы продукции = 6,3 руб, следовательно цена будет определяться следующимобразом:
а) Оптоваяцена:
Ц1= Се + П + НДС;

Се –себестоимость;
П – прибыль;
НДС – налогна добавленную стоимость (на большой стаканчик составляет 10%);
П = Се*14% = 6,3*0,14= 0,88 руб;
НДС = (Се +П)*0,1 = 0,72 руб;
Ц1= 6,3 + 0,88 + 0,72 = 7,9 руб;
б) Розничнаяцена:
Ц2= Ц1 + Ц1 *20%:
Ц1*20%- торговая наценка;           
Ц2= 7,9 + 7,9*0,2 = 9,48 руб.
4.Сбытовая политика
Рассматриваядеятельность данного предприятия, его специфику и масштабы работы, необходимоотметить, что ООО ''Салби-Айс'' является производителем и продавцом своих товаров.Такой вид деятельности в маркетинге называется каналом нулевого уровня, такжеканалом прямого маркетинга, который состоит из производителя, продающего товарнепосредственно потребителям без торговых посредников.
Сбытовуюполитику организации формирует также система товародвижения, за счетсовершенствования которой фирма способна предложить более высокий уровеньобслуживания. Система товародвижения включает в себя обработку заказов,производство, складирование, поддержание товарно-материальных запасов, транспортировку.
Обработказаказов включает в себя составление соответствующей необходимой документации,такого как договора купли-продажи, который включает:
ü  количествопредлагаемой продукции;
ü  ценаза единицу продукции:
в случаеизменения цены в течение срока поставки продукции, оговариваются условия еенеизменности, т.е. не осуществляется пересчет на весь объем поставки
ü  условияоплаты:
— необходимымусловием договора является предоплата в размере 20%
— оставшаясячасть выплачивается при доставке продукции
ü  скидки:
— системаскидок в данной организации предусмотрена в праздничные дни
ü  способырасчета:
— наличныйрасчет
— безналичныйрасчет
ü  срокипоставки:
— оговариваются с каждым заказчиком в индивидуальном порядке
Организацияимеет в своем активе одно складское помещение, в котором размещается всяготовая продукция.
Политикапредприятия не предусматривает поддержания товарно-материальных запасов, чтобы:
1) избежатьиздержек по хранению готовой продукции на складе;
2) избежатьиздержек по хранению материальных запасов;
3) несоздавать дополнительных рабочих мест по обслуживанию складов.
Транспортировкупродукции осуществляет организация автомобильным транспортом. В активеорганизации имеется один грузовой автомобиль.
 
5.Политика продвижения
Тремя основнымисредствами возведение в комплексе стимулирования являются реклама,стимулирование сбыта и пропаганда, а так же связи с общественностью. Это орудиямассового маркетинга в отличие от методов личной продажи, которая нацелена наконкретных покупателей.
Реклама – это частькоммуникационной деятельности, представляющая собой форму неличногопредставления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известногоспонсора посредствам платных средств распространения информации.
Приразработке программы связей с общественностью следует учитывать следующиемоменты. Вся информация о предприятии должна быть правдивой, не стоит сильнопреувеличивать и приукрашивать. При этом негативная информация не должна дойтидо общества, следует отделять информацию, которая должна быть опубликована, отинформации, огласка которой может нанести урон имиджу предприятия. Мероприятияпаблик рилейшнз не должны быть излишне заметными или навязчивыми, у общества недолжно сложиться ощущения назойливости от обилия информации о предприятии.
Фирма«САЛБИ-АЙС» активно осуществляет спонсорские программы поддержки культурных испортивных мероприятий, например, оказывает спонсорство спортивным командамгорода Братска по боксу, волейболу и баскетболу. Кроме того, фирма постояннопринимает участие в культурно-развлекательной программе «Просыпайся!» на каналеБСТ (Братской студии телевидения). Так же поздравляет по радио «Голос Ангары»жителей города с всероссийскими праздниками: 8 марта, Новый год, 23 февраля.
Для поощренияпотребления товаров и привлечения новых покупателей, а также в целяхстимулировании товара на Новогодние и другие праздники компания постояннопроводит розыгрыши, лотереи, вручает премии и ценные денежные призы. Всерозыгрыши проводятся следующим образом: в торты и стаканчики мороженогопомещаются выигрышные фишки. Покупателю, нашедшему фишку, вручается ценныйприз. Все эти акции поддерживаются активной рекламой по радио и телевидению.
6.Обобщающий анализ сильных и слабых сторон организации, рыночных возможностей иугроз
 
В данномразделе для более наглядного представления результатов исследования рынка, ихсистематизации и разработки плана действий используется методика SWOT-анализа.Для его проведения необходимо выделить сильные и слабые стороны организации,угрозы и возможности.
В качествесильных сторон ООО ''Салби-Айс'' выделяют следующие:
ü  признанныйлидер рынка;
ü  высококвалифицированныекадры;
ü  собственнаятехнологическая база (патентное производство);
ü  защищенностьот конкурентного давления;
ü  сильнаясеть распределения.
К слабымсторонам можно отнести:
Ø  отсутствиепосредников;
Ø  узкийкруг потребителей;
Ø  отсутствиескидок;
Ø  недостаточнаяреклама
Средивозможностей наиболее существенными являются:
ü  возможностьрасширения ассортимента;
ü  возможностьдолговременных связей с поставщиками ресурсов;
ü  проникновениена новые рынки;
ü  способностьк расширению производства.
К угрозамрынка относятся:
o появление конкурентов;
o изменение вкусовпотребителей;
o неблагоприятныедемографические изменения;
o замедление роста рынка;
o снижение количествазаказов.

Заключение
Базовыйпринцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом:выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий,обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне,чем у конкурентов.
Стратегияфирмы «САЛБИ-АЙС» в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды строитсяследующим образом, предприятие (фирма) сохраняет или увеличивает свою долюрынка за счет новых товаров, повышения качества и ассортимента товаров и услуг,обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы истимулирования сбыта.
Маркетингявляется инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата.
Маркетинг –это не навязывание и проталкивание произведенного на неизвестный рынок товара,а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателей,требований конкретного сегмента рынка и разработка в соответствии с выявленнымитребованиями нового товара.
Всё сказанноедает основание заключить, что принцип маркетинга как системы, отражающейсовременное состояние рыночной экономики, в определенной степени способенпомочь специалистам в сфере бизнеса, а так же всем тем, кто интересуетсядеятельностью, направленной на получение прибыли, в самостоятельном поискепутей быстрого освоения рынка.
На примерефирмы ООО «САЛБИ-АЙС» я исследовала маркетинговую политику предприятия, вкачестве основной цели деятельности фирма «САЛБИ-АЙС» преследует получениеприбыли, предоставляя товар высокого качества по приемлемым ценам. Предприятиепредставляет широкий товарный ассортимент, который состоит из мороженогособственного производства.
Цена напродукт устанавливается исходя из собственной себестоимости мороженогособственного производства и исходя из затрат на покупку и доставку мороженого.
Говоря осбытовой политике фирмы «САЛБИ-АЙС», она охватывает сферы оптовой и розничнойторговли. Оптовая продажа осуществляется со склада, который находится натерритории предприятия, и розничная – через сеть магазинов и киосков (вколичестве 60 штук), расположенных на территории Братска и Братского района.
Касательнополитики продвижения товара, фирма «САЛБИ-АЙС» прибегает к активной рекламе(проводя акции); в целях стимулирования сбыта продукта проводит лотереи,которые используются для привлечения новых покупателей (в качестве выигрышаиспользует ценные и денежные призы); фирма не забывает и про жителей городаБратска — оказывает спонсорство спортивным командам по боксу, волейболу ибаскетболу. Кроме того, фирма постоянно принимает участие вкультурно-развлекательной программе «Просыпайся!» на канале БСТ (Братскойстудии телевидения). Так же поздравляет по радио «Голос Ангары» жителей городас всероссийскими праздниками: 8 марта, Новый год, 23 февраля.

Списокиспользованной литературы
1.     Академиярынка: маркетинг: Пер. с фр./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; науч.ред. А.Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.
2.     БелоусоваС.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону.:Феникс, 2003. – 256 с.
3.     ГейерГ., Эфрози Л. Маркетинг. Стратегия успеха на рынке: пер. с нем. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 192 с.
4.     ГодинА.М. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 604 с.
5.     КотлерФ. Основы маркетинга: пер. с англ. – М.: Ростинтэр, 1996. – 704 с.
6.     МаннИ. Маркетинг на 100%. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
7.     Маркетинг/ Под общ. ред. В. И. Видяпина. – СПб.: Питер, 2004. – 1131 с.
8.     Маркетинг:учебник / Коллектив авторов; под ред. проф. Н. П. Ващекина. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 312 с.
9.     Маркетинг:учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б.Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2003. –568 с.
10.    Маслова Т.Д., Божук С.Г.,Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
11.    Сребник Б.В. Маркетинг:Учебн. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 360 с.
12.    Титова Н.Е., Кожаев Ю. П.Маркетинг: учебник пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
13.    Ходеев Ф.П. Маркетинг. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.